ЗНАЧЕНИЕ ИНФОР МФАКТОРА В РАЗВИТИИ ЗЕМЕЛЬНОГО РЫНКА РЕГИОНА
С.С. ЛЯПИНА
Волгоградский государственный университет
Рыночные земельные отношения можно отнести к относительно новой области применения институционального подхода. Зарождение рынка сельхозугодий предполагает высокую степень интеграции в экономике и политике страны. Однако в условиях сильной дифференциации по таким ресурсным факторам, как природные, сырьевые, производственные, финансовые, людские и др., реальные процессы ведут к региональной фрагментации, к созданию региональных земельных рынков. Ведение крестьянского хозяйства строится на базе ведущих, соответствующих условиям данной местности, отраслей. Эффективное производство при прочих равных условиях будет вести коренное крестьянское население, накопившее опыт хозяйствования в своей местности. Недооценка этого опыта есть «большая ошибка, ибо техника крестьянского хозяйства веками чисто стихийно подбиралась к местным условиям и нередко идеально с ними согласована» [22], к тому же огромное влияние на жизнь общества, а именно особенности типа собственности, форм хозяйствования и характера развития капитализма Западной и Восточной Европы были обусловлены именно различиями природно-климатических условий [16].
Модернизация отечественной экономики в части земельных отношений оказывается в числе приоритетных целей развития страны. Само понимание проблемы данной модернизации основывается на необходимости ускорения эволюционных процессов экономического развития путем задействования механизмов регионального потенциала экономической системы. Объективной тенденцией формирования рынка сельхозугодий является его регионализация. В рамках целостной региональной политики экономического развития территориального образования формируется целый комплекс условий, факторов и экономических интересов, служащих отправной точкой в продуцировании и распространении региональных инновационных институтов. Обращение к механизмам региональ-
ной инновационной политики позволяет в полной мере использовать экономические интересы субъектов рынка путем создания материальных стимулов, их правового и информационного обеспечения [19]. Государственная инновационная политика Волгоградской области имеет своей целью содействие развитию рынка, выступает средством согласования субъектов и способом аккумулирования информации, что позволит координировать предпринимательские усилия при снижении степени асимметричности информации. Повышение эффективности использования ресурсов территории имеет большое значение для развития экономики региона. В частности, уменьшение размера прибыли большинства коммерческих организаций заставляет более внимательно подходить к созданию новых предприятий. Обоснованием поиска новых наиболее общих целевых установок служат отрицательные результаты реализации крупномасштабных мероприятий.
Концентрация (сосредоточение) внимания на земельном рынке в этом контексте требует анализа институционных нововведений, тех инновационных институтов, которые снижают трансакцион-ные издержки в сравнении с устаревшими институциональными структурами. Особую важность приобретают институциональные изменения, непосредственно уменьшающие трансакционные издержки в части их информационной составляющей.
Широта содержания информации охватывает всю совокупность трансакционных издержек. Именно неопределенность поведения экономических агентов, вызванная высокой степенью разделения труда в обществе, приводит к росту трансакци-онных издержек. Трансакционные издержки будем делить на совокупные и средние. Совокупные трансакционные издержки трансакций могут расти без ущерба для эффективности за счет увеличения числа сделок (подобная ситуация наблюдается в развитых странах [17]). Средние трансакционные
издержки представляют собой величину трансак-ционных издержек, приходящуюся на одну трансакцию. Далее мы убедимся, что величина средних трансакционных издержек находится в обратной зависимости от эффективности обмена на рынке. Мы будем рассматривать трансакционные издержки, имея в виду их среднюю величину.
Трансакционные издержки имеют информационную природу, поэтому во многом связаны с издержками приобретения информации. Если бы субъекты экономики располагали всей необходимой информацией (как это предполагается, например, в неоклассической теории), то проблем измерения, контроля за выполнением контрактов и т. д. не возникало: трансакционные издержки равнялись бы нулю. В условиях же неопределенности (несовершенства, недоступности, субъективной интерпретации, информации и т. д.) данные издержки будут иметь место и тем самым препятствовать достижению экономической эффективности. Трансакционные издержки, а следовательно, и информативность общества, выступают в качестве своеобразной меры несовершенства (совершенства) экономики. Величина трансакционных издержек отражает эффективность институциональной системы. Исходя из этого многие экономисты трактуют трансакционные издержки как «издержки, связанные с созданием, изменением, закреплением и использованием институтов экономическими субъектами» [4]. В научной литературе эффективность той или иной институциональной структуры определяется тем, как она снижает уровень трансакционных издержек в экономических взаимодействиях субъектов рынков [10]. Эффективность распространения рыночной системы как механизма координации и отбора будет зависеть от существующей и инновационной институциональных систем и соответственно от степени информативности общества. Трансакци-онные издержки — наиболее общая характеристика эффективности экономических взаимодействий, и нахождение одного из показателей для их оценки будет целью настоящей работы. Этот показатель будет независимой (объясняющей) переменной в предлагаемой модели. Выбор же объясняемой переменной в нашем анализе очевиден. Для целей исследования выберем показатель, адекватно отражающий экономическую активность в регионе. Наиболее естественным критерием выступает эффективность институциональной системы (ее развитость, достаточность, надежность, предсказуемость).
В литературе последнего десятилетия выдвинут ряд предложений по формализованной оценке функционирования институтов, влияющих на экономическое развитие страны. Скажем, авторы «Индекса экономической свободы» [3] используют показатели отношения государственных расходов и доходов к ВВП. Многие исследователи используют показатель налоговой нагрузки как показатель степени огосударствления экономики. По мнению некоторых авторов [1], на эту роль может претендовать доля наличных денег в денежной массе М2 как индикатор способности государства гарантировать исполнение контрактов. Доля наличных денег в М2, по мнению сторонников этого индикатора, отражает долю самоисполняющихся трансакций (например, покупка товара в магазине, билета в автобусе), тогда как обратный показатель (доля безналичных денег) отражает роль «контрактно-интенсивных» трансакций (т. е. трансакций, подтвержденных письменным контрактом, который, как правило, предполагает безналичные расчеты через банки). Предполагается, что чем выше доля «контрактно-интенсивных» трансакций, тем выше оценка хозяйствующими субъектами способности государства гарантировать выполнение контрактов.
Вместе с тем существует важнейшая сторона социально-рыночной трансформации хозяйственной системы, рассматривающая обмен информацией, качественные и количественные показатели которой объективно вольются в интегрированную оценку функционирования институтов. Необходимость уточнения теоретической модели хозяйственной системы с учетом развития информационного фактора связана, с одной стороны, с развитием коммуникационных технологий, обуславливающих изменения институциональных и организационных взаимодействий в обществе. С другой стороны, фундаментальные положения экономической теории недостаточно учитывают отражение пространственно-временных изменений информации как трансакционного фактора хозяйственной деятельности [14].
Представляют интерес разработки по данной тематике Е. А. Петровой [18]. Обращаясь к методологическому подходу О. В. Иншакова, основанному на теории эндогенных факторов производства, она строит модель управления региональной информатизацией, отражающей влияние основных факторов «ядра развития» хозяйственной системы, трансформируемых применительно к изучаемому процессу. Измерению информационного фактора развития экономики регионов посвящена
диссертационная работа Ю. М. Ворохоновой, где подробно анализируется роль и место информации как фактора производства и фактора развития экономики регионов. Применение к предложенным Е. А. Петровой и Ю. М. Ворохоновой производным от современной шестифакторной модели производственной функции моделям существующих методов измерения регионального развития позволяет выделить индексный метод и метод комплексной сравнительной рейтинговой оценки и на их основе провести измерение натуральных характеристик информационного фактора развития экономики макрорегионов.
Дирекцией мониторинга развития информационного общества Института развития информационного общества при поддержке Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации разработан индекс готовности регионов к информационному обществу [5], предназначенный для оценки степени готовности регионов к широкомасштабному использованию ИКТ (информационные коммуникационные технологии) для развития. Для построения этого индекса используются более 70 показателей, характеризующих готовность регионов к информационному обществу; при этом в их число входят ключевые показатели доступа и использования ИКТ, рекомендуемые международными организациями.
Интерес также представляет индекс-компонент использования ИКТ [6] для развития российских регионов, основанный на показателях доступа и использования ИКТ в пяти областях — государственном управлении, бизнесе, культуре, здравоохранении, в домохозяйствах и частными лицами. В табл. 1 представлена выборка регионов, оцененных по предложенным индексам.
Для нас уровень информационного развития региона (Петрова Е. А), информационный фактор развития экономики регионов (Ворохонова Ю.М),
а также индексы готовности региона к информаци -онному обществу и использования ИКТ для развития российских регионов представляют интерес как факторы снижения трансакционных издержек на региональном земельном рынке, служащие интегрированной характеристикой институциональной системы.
Мы исследуем те инновационные нововведения, которые позволят снизить издержки заключения сделок в сравнении с существующими институциональными структурами. Издержки, порождаемые недостаточной информированностью общества, влияют на выбор формы экономического взаимодействия между субъектами. Данные формы взаимодействия являются трансакциями, представляют собой отношения между субъектами в момент перехода прав собственности, в частности, на земельные участки. Данные отношения подчинены различным механизмам управления — структурированным системам контрактов, определяющим субъекты и их соподчиненность в рамках осуществляемых хозяйственных процессов. Наиболее важным из механизмов управления трансакциями является рынок. «Рынок производит отбор и формирует сигналы, используемые индивидами при координации своей хозяйственной деятельности в соответствии с первоначальными условиями распределения информации о параметрах обмена, а также критериями ее интерпретации, которые зависят от познавательных возможностей акторов» [9]. Добавим, что первоначальное распределение информации и критерии ее интерпретации полностью зависят от социально-экономических институциональных рамок. Подчеркивая информационную природу институтов, В. В. Вольчик говорит: «Такой отбор приведет к результатам, не поддающимся точному прогнозу, но в направлении, заданном первоначальными информационно-институциональными рамками» [9]. Е. Филинова
Таблица 1
Рейтинги регионов, составленные по индексу готовности региона к информационному обществу и индексу использования ИКТ для развития российских регионов
Место в рейтинге Регион Баллы (по 7-балльной шкале)
Индекс готовности региона к информационному обществу Индекс-компонент использования ИКТ для развития российских регионов
1 1 Москва 5,65 5,62
2 2 Санкт-Петербург 4,86 4,75
3 3 Ханты-Мансийский АО 4,41 4,72
48 55 Волгоградская обл. 2,89 2,57
87 81 Республика Тыва 2,08 1,92
88 88 Республика Ингушетия 1,96 1,72
и А. Бойченко подтверждают мнение о том, что институты инфраструктуры не могут функционировать без информационной инфраструктуры. Отмечая подобную особенность региональной информационной инфраструктуры, они утверждают: «развитие информационной инфраструктуры оказывает влияние на развитие традиционной инфраструктуры» [21].
В продолжение данного высказывания заметим, что информация является формфактором, представляющим собой структурные параметры и характеристики институциональной среды. Динамические изменения, связанные с ростом и систематизацией знаний, постоянно модифицируют информфактор (информационный формфактор), который в свою очередь перестраивает институциональную структуру под новых индивидов, организовывающих свое хозяйство иначе, нежели другие члены общества, и потому являющихся для них источником неопределенности. Процесс взаимодействия информфактора и развития институтов носит циклический и прогрессивный характер одновременно.
Зависимость трансакционных издержек от информфактора представим в виде графика на рис. 1. Видно, что данная зависимость имеет обратно пропорциональный характер, так как с увеличением информативности общества транс-акционные издержки уменьшаются. Своего минимума трансакционные издержки достигают при полностью информированном поведении всех партнеров по экономической деятельности. Из теоремы Коуза известно, что «конечный результат (максимизирующий ценность производства) не зависит от системы правовых норм, если ценовая система работает без издержек» [24].
Новообразование институтов и рутин служит средством уменьшения трансакционных издержек. Однако институты эффективны только в полно-
<и 3
И1
5 я а' ^
¡¡й
ш ч
0 п
1 5-га о.
-1-1-
Информфактор
Рис. 1. Зависимость трансакционных издержек от информфактора
стью статичном обществе. По мере увеличения практических знаний и вследствие непрекращающегося потока информации возрастают издержки упущенных возможностей при сохранении традиционного экономического поведения. Возникает необходимость замены существующих институтов инновационными. Неэффективные институты либо исчезают, либо теряют свою всеохватность. Поэтому трансакционные издержки являются двигателем прогрессирующего общества, а информация — мощнейшим фактором поступательного движения. Недостаток информации бесконечно увеличивает трансакционные издержки.
Информфактор отражает степень согласованности, сбалансированность институциональной структуры экономической системы. Его величина влияет на реализацию потенциала рынка независимо от конкретной структуры и соотношения продавцов и покупателей в определенный момент времени. В конечном итоге информфак-тор определяет, идет ли система в направлении развертывания или свертывания обменных процессов. В современных условиях к трем основным экономическим факторам (земля, труд, капитал) добавляется новый четвертый фактор — информационный (информфактор), при этом «эффективность информационной деятельности и использования информационного фактора определяют успешность экономики той или иной страны» [13].
Яркой иллюстрацией влияния информфактора на величину трансакционных издержек служит но-вообразующийся рынок земельных угодий. Именно в период новообразования института возрастает потребность в информационной обеспеченности, так как велика вероятность зарождения неэффективного института (такого вида институты некоторые современные экономисты называют институциональными ловушками). Активное включение рынка сельхозугодий в региональную рыночную систему требует дополнительных вложений в информационные системы, что в дальнейшем будет способствовать одновременной активации коммерческой деятельности в данной среде.
Рынок земли позволит увеличить показатели функций полезности сельхозпредприятий, но при условии, что трансакционные издержки, возникающие при совершении сделок, не будут превышать
предполагаемый доход от трансакции. Инфор-мфактор как завершающий эндогенный наряду с организационным и институциональным факторами обеспечивает трансакции [15], причем за счет стремительного увеличения взаимодействий субъектов земельного рынка его значимость уже сегодня существенно возрастает.
Экономист Де Сото в своей книге «Загадка капитала» считает, что одной из причин повсеместного распространения в мире бедности является тот факт, что многие люди не имеют доступа к эффективным земельным рынкам и возможности превратить свое имущество из мертвого капитала в реальные и используемые материальные ценности [2]. Де Сото утверждает, что высвобождение лежащего мертвым грузом имущества превратит его в капитал для использования в других целях в том случае, если будут действовать эффективные и открытые земельные рынки, и тогда:
• совершались бы безопасные сделки с землей;
• расходы, связанные с совершением сделок, были бы низкими;
• был бы обеспечен доступ к кредитам;
• доступ к рынкам был бы прозрачным и свободным для всех участников;
• права меньшинств были бы защищены;
• устойчивость окружающей среды была бы обеспечена.
В странах с развитой рыночной экономикой мониторинг рынка сельхозугодий и открытый доступ к его результатам рассматривают как важнейшие элементы, благодаря которым возможно некоторое приближение характеристик рынка сельхозугодий к характеристикам совершенного рынка. Понятно, что достичь такой же полноты, доступности и оперативности информационного обеспечения, как, к примеру, на фондовом рынке, практически невозможно. Тем не менее сложилась информационная инфраструктура, позволяющая всем участникам рынка иметь представление об общих тенденциях на национальных, региональных и городских уровнях. Основу сложившейся информационной инфраструктуры в этих странах составляют коммерческие компании, для которых информационно-аналитический бизнес является основным, специализированные информационно-аналитические подразделения крупных компаний, работающих на рынке недвижимости. Понятно, что современный бизнес в этой сфере ведется профессионалами.
В нашей стране приступили к формированию баз данных, но этот процесс сильно затрудняется
из-за отсутствия интереса участников сделки в указании фактической цены купли-продажи земли. Учитывая высокие налоги и пошлины, граждане указывают нормативную либо заниженную цену земли. Собранная из таких баз данных информация является искаженной.
Особое значение для нас имеет выделение информационного пространства региональной хозяйственной системы, в частности рынка земельных угодий Волгоградской области. В собственности граждан, их объединений и юридических лиц находится 6,7 млн га (59,9 % земельного фонда области). В собственности граждан — 6425,1 тыс. га (72,4 % земель сельскохозяйственного назначения), в собственности юридических лиц — 300,2 тыс. га (3,4 %). В государственной и муниципальной собственности числится 2243,7 тыс. га (24,2 %) земель сельскохозяйственного назначения, из них земли федеральной собственности составляют 235,6 тыс. га [12]. Развитие земельного рынка Волгоградской области осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. По данным государственной статистической отчетности по форме 3-зем «Сведения о сделках с землей за 2003 год», на территории области осуществлено 52720 сделок с земельными участками на площади 454671,42 га.
Из общего числа сделок наибольшую долю имеют сделки по аренде земельных участков государственной и муниципальной собственности. Сделки по аренде государственных и муниципальных земель в 2003 г. составили 82,0 % в структуре всех сделок. Зарегистрировано 5113 сделок купли-продажи земельных участков гражданами и юридическими лицами на площади 16945,76 га. Сделки по купле-продаже земли в 2003 г. между гражданами и юридическими лицами составляли 9,7 % в структуре всех сделок (приведенные данные являются выборочными из структуры сделок с земельными участками по аренде, купле-продаже, дарению, наследованию, залогу [12] — прим. автора). Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» узаконена купля-продажа земель сельскохозяйственного назначения. Это обстоятельство и способствовало продаже 24 участков на площади 16123,7 га [12]. Проведенный анализ использования региональных земель на примере Волгоградской области показал, что развитие земельного рынка в области осуществляется по нескольким направлениям, прежде всего это аренда, купля-продажа гражданами и юридическими лицами и продажа местными органами власти.
50%
о о.
0%
42,78%
$9,68% W
34,66%
ш-
12,91% 12,25% 11,25% У
У —у
Федеральныеорганыисполнительной власти
□ МЧС России
□ Роснедвижимость
□ Федеральная таможенная служба
□ Росаэронавигация
□ Служба внешней разведки РФ
□ Федеральная миграционная служба
Рис. 2. Рейтинг открытости федеральных органов исполнительной власти
Особую актуальность приобретает агрегированная информация, позволяющая представить земельные ресурсы в виде экономических активов как на уровне административно-территориальных единиц, так и для страны в целом в соответствии с едиными методологическими принципами системы национальных счетов [11]. Информация о земле превратилась в важнейший компонент рыночной инфраструктуры.
По нашему мнению, информационную открытость федеральных правительственных органов сегодня может характеризовать число ведомственных сайтов в Интернете и полнота представленной на них информации, такой как: новые нормативные акты, объявления о конкурсах и торгах, а также частота обновления этой информации. Эти критерии определены правительственным постановлением «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти» [20]. Специалисты Санкт-Петербургского института развития свободы информации [8] составили рейтинг активности и открытости электронных ресурсов федеральных структур. Для оценки открытости использовалась система коэффициентов от стопроцентного идеала. Выборка из наиболее и наименее открытых федеральных органов исполнительной власти данного рейтинга представлена в виде гистограммы (рис. 2).
Для нас интересен был тот факт, что второе место по открытости сайтов заняла Роснедвижи-мость — 39,68 %. На подробном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости имеется интерактивная карта, с помощью которой можно определить кадастровую стоимость своего земельного участка, уточнить его площадь и границы.
Однако особенностью рынка сельхозугодий в России является невозможность получения достоверной информации о ценах и объемах сделок. В связи с отсутствием в органах регистрации необходимых инструментов для оценки состояния этого рынка анализ ценового состояния и динамики рынка производится на основе мониторинга цен предложения собираемых в СМИ и электронных базах данных. Недостатком мониторинга по СМИ является высокая степень локальности. Трудности, вызванные ограничением возможностей заявить о своем спросе (предложении) в глобальных (многотиражных) СМИ, делают доступными только местные (малотиражные) СМИ. Тогда как основным критерием оценки качества такой информации является охват максимально возможного числа предложений на рынке. Мощным инструментом для получения огромных массивов информации становится Интернет, развитие технологий которого позволяет вовлекать в обмен все больше информационных ресурсов, использование которых обеспечивает сокращение трансакционных издержек. Иллюстрацией возможностей всемирной паутины служит сайт Геофонд. ру (www. geofond. ru). Предлагаемая на сайте база ориентирована на рынок земли Волгоградской области. В табл. 2 представлена подборка земельных участков сельхозназначения, выставленных на продажу по Волгоградской области. Детальная информация по конкретному участку представлена на рис. 3.
Приведем список сайтов, на которых помещены бесплатные объявления о покупке-продаже сельхозугодий:
• http: //www. estateboard. ru/board/message_13275. htm — Доска объявлений по недвижимости (любые регионы),
Таблица 2
Предложения о купле-продаже земли сельхозназначения в Волгоградской области [7]
№ Район Населенный пункт Площадь, га Цена за 1 га, руб.
1 Городищенский Самофаловка 63 40000
2 Городищенский Новая Надежда 37 15000
3 Городищенский Степной 110 30000
4 Городищенский Новый Рогачик 360 7200
5 Городищенский Котлубань 100 6000
6 Дубовский Оленье 1000 3100
7 Еланский Терса 1100 1200
8 Нехаевский Тушкановский 1000 8000
9 Октябрьский Светлый Путь 39,8 9300
10 Среднеахтубинский Бурковка 30 200000
11 Среднеахтубинский Бурковка 29,3 10000р.
Информация об объявлении
Область Район
Населенный земли в пределах Красноокгябрьской пункт Сельхозадминистрации (пос. Красный Октябрь)
Категория земли земли сельхозназначения Дополнительная информация Общая площадь 531 га Стоимость 10500 р/га
Волгоградская Алексеевский
средняя качественная оценка земли 83,7 баллов
База фотографий
Рис. 3. Информация об объявлении
• http://www. massiv. boom. ru/ — Земельный ресурс (Ленинградская область),
• http://ambal. ru/open36.htm — Новосел. ру (любые регионы),
• http://www. groga. ru/ — Все объявления России. Земельные участки (любые регионы),
• http://www. wmag. ru/selskoe_hozyaystvo/
selhozugodya_v_arendu__prodazhu/ — Доска
бесплатных объявлений. Сельхозугодия в аренду, продажу (любые регионы),
• http://www. specserver. com/rus/noticeProd. asp?page=3&groupID=1 — Сайт по покупке-продаже сельхозпродукции (любые регионы),
• http://www. zemly. ru/pboard/p_adverts/ list?board=6 — Московская область,
• http://www. kraszem. ru/ — Красивая земля (Подмосковье, Калужская область),
• http://www. ruboard. net/board_541 .html — Доска бесплатных объявлений (любые регионы),
• http://www. geofond. ru — Геофонд. ру (Волгоградская область).
Учитывая, что Волгоградская область имеет далеко не первые позиции в рейтингах регионов, приведенных в табл. 1, можем утверждать, что наша область характеризуется низкой степенью доступности субъектов информационного взаимодействия к открытым информационным ресурсам. Однако нужно отметить, что в области набирает обороты активный процесс реализации национальных проектов, основа под которые была заложена в разработанной в 1998 г. Концепции устойчивого развития Волгоградской обл., Программе социально-экономического развития Волгоградской обл., областных целевых программах. Созданию
благоприятных условий для привлечения в отрасль инвестиционных и кредитных ресурсов, необходимых для увеличения оборотного капитала сельхозпредприятия, способствуют конкретные механизмы реализации мероприятий национального проекта «Развитие АПК». Очевидна заинтересованность в раскрытии информации участников приоритетного национального проекта с целью присоединения к перечню крестьянских (фермерских) хозяйств для участия в пилотном проекте по системе земельно-ипотечного кредитования через ОАО «Россельхозбанк». Существующая проблема недостаточной ликвидности имущества, имеющегося в распоряжении сельхозпроизводителей, для обеспечения залога [19] может быть решена с помощью включения в объекты залога земельных участков при одновременном полном информационном обеспечении данного вида трансакции.
Очевидно, что для упорядочения рыночных трансакций с земельными угодьями требуется информационная поддержка всех субъектов. Активизация притока экономической информации приведет к эффективному совершенствованию процессов рыночного оборота сельхозугодий, позволит поднять уровень бизнес-активности в агросекторе региона.
ЛИТЕРАТУРА
1. Clague C., Keefer P., Knack S., Olson M. Contract-intensive Money: Contract Enforcement Property Rights and Economic Performance. — Working Paper, 1995. №151. College Park MD: IRIS. Coase R. H. The Problem of Social Cost. — Journal of Law and Economics, 1960, №3, pp. 1-44. Coase R. H. The Problem of Social Cost. — Journal of Law and Economics, 1960. №3. Р. 1-44.
2. De Soto H. The mystery of capital; why capitalism triumphs in the West and fails everywhere else. Basic Books, 2000.
3. O 'Driscolljr. G. P., K. R. Holmes, M. Kirkpatrick. 2000 Index of Economic Freedom. Washington, DC: The Heritage Foundation, The Wall Street Journal, 2000.
4. Winiecki, J.(2000/2001) Formal Rules, Informal Rules, and Economic Performance: An Organizing Framework, Acta Oeconomica, С. 148.
5. www. eregion. ru/rating/infosoc_index/2004-2005/.
6. www. eregion. ru/rating/infosoc_index/ict4d_ 2004-2005/.
7. WWW. geofond. ry/selx s. shtml.
8. www. svobodainfo. org.
9. Вольчик В. В. Нейтральные рынки, нейтральные институты и экономическая эволюция / Экономический вестник Ростовского государственного университета, 2004.Том 2, № 2. С. 58.
10. Высшее образование в России: Очерк истории. Под ред. Кинелева В. Г. - М.: НИИ ВО, 1995.
11. Давыдовская Е. А, Морозова Т. В., Шиба-лов С. Н. Проектирование и внедрение информационных технологий комплекса задач «Учет состояния и использования земель г. Москвы» / Земельный вестник России, № 2, 2002. С. 7.
12. Земельные ресурсы Волгоградской области: Сборник/ Под ред. Воробьева А. А. — Волгоград: ООО «Издательство «Волгоград», 2004. С. 18.
13. Информационное общество и Россия. / Под ред. Колесова В. П., Осьмовой В. Н. — М.: Экономический факультет, ТЕИС, 2002. С. 11.
14. Иншаков О. В.«Ядро развития» в контексте новой теории факторов производства. Экономическая наука современной России. — 2003. № 1. С. 17.
15. Калинина А. Э. Прикладные аспекты развития информационного пространства региона, www. volsu. ru/s conf/tez htm/0.62htm.
16. Милов Л. В. Природно-климатический фактор и особенности российского исторического процесса. / Вопросы истории. 1992. № 4-5.С. 53.
17. НортД. Институты и экономический рост: историческое введение // THESIS. Т. 1. Вып. 2. 1993.
18. Петрова Е. А. Интегральная оценка уровня информационного развития макрорегиона (на примере Южного федерального округа), www. volsu. ru/s conf/tez htm/060.htm.
19. Сизов Ю. И. Проблемы и перспективы инновационной политики Волгоградской области. — Стрежень: Научный ежегодник / Под ред. М. М. Заго-рулько. Вып. 4. — Волгоград: Государственное учреждение «Издатель», 2004. С. 5,6.
20. Собрание законодательства РФ. 17.02.2003, № 7, ст. 658.
21. Филинов Е. Н., Бойченко А. В. Подход к разработке концепции развития информационной инфраструктуры региона России / Е. Н. Филинов, А. В. Бойченко // Материалы семинара «Информационная безопасность. Юг России». — Таганрог: ТГРУ. 2000.
22. Чаянов А. Основные идеи и методы работы общественной агрономии. Изд. 1-е. — М., 1918. С. 23.