о
КУЗНЕЦОВ Борис Леонидович
Доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой экономики,
организации и управления производством
Камской государственной инженерно-экономической академии
МИНГАЛЕЕВА Эльмира Камиловна
Аспирант Камской государственной инженерно-экономической академии
ГАЛИУЛЛИНА Гыльия Фагимовна
Заместитель председателя
Палаты перспективного социально-экономического развития Елабужского муниципального района
Методологические вопросы оценки трансакционных издержек в российской экономике
Оценка трансакционных издержек - одна из главных категорий новой институциональной экономической теории - приобрела особую актуальность в последние десятилетия как в зарубежной, так и российской экономике. В данной статье предпринята попытка определить трансакционные издержки с позиций институционально-си-нергетической парадигмы и рассмотреть методологические проблемы их исследования в российской экономике.
В неоклассической экономической теории признается единственный вид издержек -производственные, или трансформационные, издержки; утверждается, что рынок - это совершенный механизм, в котором нет необходимости учитывать издержки по обслуживанию сделок.
Понятие «трансакционные издержки» было введено в научный оборот Р. Коузом. В статье «Природа фирмы» (1937) он определяет их как «издержки функционирования рынка». В оригинальной версии тезис Коуза представлен следующим образом: «Перераспределение прав собственности происходит на основе рыночного механизма и ведет к увеличению стоимости произведенной продукции», и, значит, «конечный результат (который максимизирует ценность производства) не зависит от правового решения (относительно первоначальной спецификации прав собственности)». Более полная версия теоремы звучит следующим образом: «Если права собственности четко специфицированы и трансакционные издержки равны нулю, то структура производства будет оставаться неизменной независимо от изменений в распределении прав собственности, если отвлечься от эффекта дохода».
Однако в действительности практически не бывает ситуаций, когда права собственности точно определены и трансакционные издержки равны нулю.
Согласно определению О. Уильямсона трансакционные издержки есть «эквивалент трения в механических системах» [8].
Я. Корнай также использует физический термин «трение» для описания факторов, препятствующих оперативному заключению сделок между экономическими агентами. К категории «трансакционные» он относит любые издержки, связанные с координацией и взаимодействием экономических субъектов.
Р. Коуз определил суть трансакционных издержек следующим образом: «Чтобы осуществить рыночную трансакцию, необходимо определить, с кем желательно заключить сделку, оповестить тех, с кем желают заключить сделку и на каких условиях, провести предварительные переговоры, подготовить контракт, собрать сведения, чтобы убедиться в том, что условия контракта выполняются, и так далее» [2. С. 9].
С точки зрения К. Далмана, «трансакционные издержки - это издержки сбора и обработки информации, издержки проведения переговоров и принятия решения, издержки контроля и юридической защиты выполнения контракта».
В двух последних определениях подчеркивается взаимосвязь трансакционных издержек, организации и процесса управления. Организация и структура снижают уровень трансакционных издержек, но взаимодействие экономических агентов не прекращается, поэтому сохраняется определенный уровень трансакционных издержек.
Р. Коуз утверждал, что процесс познания сущности функционирования экономической системы невозможен без анализа трансакций и связанных с ними издержек.
С точки зрения Д. Норга, причиной возникновения трансакционных издержек является асимметричность информации. Вследствие этого проявляется несовершенство рынков, что выражается в случаях обмана, обхождении рыночных правил, заложенных в институциональной матрице и генерируемых институтами.
Определение, данное К. Эрроу, таково: «Трансакционные издержки - это издержки эксплуатации экономической системы».
А. Олейник трактует трансакционные издержки как все издержки, связанные с обменом и защитой правомочий собственности.
Причины возникновения трансакционных издержек при совершении сделки можно объяснить, используя положения теории трансакционных издержек, теории общественного выбора и теории соглашений.
Классическая теория трансакционных издержек состоит в следующем. Индивиды в процессе осуществления сделок и взаимодействия между собой не обладают полным объемом информации по сделке или информация доходит до участников сделки уже в искаженном виде. В этом случае важное значение имеют информационные издержки [7. С. 516], т. е. затраты по идентификации цен и продавцов. Величина информационных издержек зависит от таких факторов, как количество участников на рынке, степень однородности товара, длительность их присутствия на рынке и географическая протяженность рынка. Трансакционные издержки являются составной частью информационных издержек и требуют выведения из общего объема затрат (рис. 1).
С точки зрения сторонников теории общественного выбора возникновение трансакционных издержек обусловлено проблемами согласования позиций индивидов по вопросу общественных благ. Обмен правомочиями всегда связан с издержками согласования. Поэтому чем больше участников сделки, тем сложнее достигается соглашение. Появляются проблемы оппортунистического поведения (например, так называемая «проблема безбилетника»). Трансакционные издержки бывают высокими в двух случаях: когда трудно найти замену участникам торга (их число ограничено) и когда число участников торга велико.
Сторонники теории соглашений исходят из того, что в условиях неоклассического рынка рыночное соглашение непрерывно взаимодействует с другими соглашениями: индустриальным, гражданским, традиционным, общественного мнения, творческой деятельности и экологическим. Таким образом, трансакционные издержки возникают при усложнении хозяйственной деятельности, это издержки согласования требований прямо противоположных норм.
Классификация трансакционных издержек в соответствии с этапами заключения сделки принадлежит О. Уильямсону, который предложил разделять их на затраты ex ante и expost, т. е. возникающие до и после заключения сделки (рис. 2).
Рис. 2. Виды трансакционных издержек в соответствии с этапами сделок
В зависимости от среды образования трансакционные издержки подразделяются на внутренние и внешние: внутренние (внутрикорпоративные) возникают при реализации трансакций, когда участниками трансакции являются подразделения некой единой структуры, но с правами юридических лиц, внешние - при взаимодействии корпорации с агентами из внешней среды.
В соответствии с характером учета трансакционные издержки являются составной частью классических затрат предприятия, для учета которых используются традиционные методы бухгалтерского учета. Это, например, учитываемые затраты: оплата труда агентов по сбору и анализу информации, представительские расходы, затраты на приобретение измерительной техники. Такие затраты отражаются в финансовых результатах организации. Однако существуют и неучитываемые издержки, связанные с неполнотой и несовершенством информации: затраты на ведение переговоров, взятки, «откаты», потери вследствие завышения трансфертной цены на промежуточный продукт. Данный класс издержек достаточно легко измерить, однако эти издержки не учитываются традиционными системами учета в силу тех или иных причин (например, из-за нежелания показывать расходы и прибыль). Наибольший интерес представляют издержки, которые не отслеживаются механизмом традиционного бухгалтерского учета и не отражаются на финансовых результатах деятельности.
По степени имплицитности трансакционные издержки подразделяются на эксплицитные, имплицитные и моральные затраты. Эксплицитные (явные) издержки можно
представить в денежном или натуральном выражении (например, к ним относятся затраты на юридическую регистрацию и оформление предприятия, затраты на рекламу). Имплицитные (скрытые) издержки сложно представить в денежном выражении (например, это потери времени или упущенные возможности, возникшие вследствие управленческого решения, принятого на основе неполной и несовершенной информации, мотивационные потери). Моральные или психологические издержки вызывают психологический дискомфорт, связанный с предполагаемым оппортунистическим поведением партнера.
По степени охвата деятельности трансакционные издержки делятся на тактические и стратегические: текущие (тактические) издержки относятся на конкретный вид деятельности, на определенные операции (например, судебные издержки относятся к четко определенным обязательствам контрагентов друг перед другом; издержки вследствие искажения трансфертной цены на промежуточный продукт относятся на конкретную трансакцию между подразделениями корпорации). Стратегические издержки - это затраты, имеющие отношение к финансово-хозяйственной деятельности корпорации в целом, охватывающей операции в различных функциональных областях, например: издержки диверсификации; потери вследствие ухода клиентуры; издержки, связанные с принятием управленческих решений в условиях неполноты и несовершенства информации.
По признаку вероятности наступления события можно выделить безусловные и вероятностные трансакционные издержки: безусловные - это издержки, которые при осуществлении трансакции предприятие несет (или не несет) однозначно со стопроцентной вероятностью (издержки поиска информации, издержки ведения переговоров и заключения контрактов, издержки юридической регистрации и оформления предприятия и т. д.); вероятностные трансакционные издержки - это издержки, которые сопровождают трансакции лишь с некоторой (не стопроцентной) вероятностью (издержки оппортунистического поведения контрагента (может наступить или не наступить), судебные издержки (обязательства могут нарушаться или не нарушаться) и т. д.).
По степени легальности экономической деятельности выделяют легальные и нелегальные издержки.
Необходимо отметить, что классическое определение трансакционных издержек как «издержек по поддерживанию на ходу экономических систем» (К. Эрроу) создано в рамках кибернетической модели. В этой модели трансакционные издержки рассматриваются как отрицательная обратная связь, которая поддерживает стабильность системы. Но для того чтобы экономическая система нормально функционировала, недостаточно только трансформационных расходов - хозяйствующий субъект должен нести и трансакционные издержки, которые способствуют реализации сделки (рис. 3).
Трансформационные Продукт (услуга)
Рис. 3. Кибернетическая модель трансакционных издержек в организации
Однако в современных условиях экономические системы просто не могут стабильно функционировать. С учетом факторов открытости, неравновесности, динамичности, масштабности, нелинейной инвайронментальности данных систем для их успешного функционирования необходимо нелинейное, «неравновесное» развитие, которое обеспечивается положительной синергетической обратной связью.
С позиций институционального синергетического подхода для развития организации недостаточно не только трансформационных, но и трансакционных издержек в их классическом понимании. В современной динамической среде предприятие будет успешно функционировать при условии постоянного поиска наиболее эффективных технологий, институциональных форм, типов развития и т. д. Предлагается выделять такую группу трансакционных издержек, как издержки синергетического развития бизнеса, а именно: издержки институциональных трансформаций и смены стратегии развития; издержки, связанные с глобализацией и гиперконкуренцией, и издержки конкурентного давления (рис. 4).
Рис. 4. Трансакционные издержки в рамках институционально-синергетической парадигмы
Уровень трансакционных издержек рекомендуется рассматривать как критерий, на основании которого будет производиться оценка качества институциональной системы конкретных отраслей и комплексов.
Одним из самых сложных вопросов методологии является определение структуры трансакционных издержек. Исторически сложилось, что каждый из исследователей обращал внимание на наиболее интересные, с его точки зрения, элементы. Формирование обобщенной структуры трансакционных издержек - непростая задача. Исследователи выделяют от трех до двадцати видов издержек, относимых к трансакционным. При этом, с одной стороны, увязать трактовку данных издержек с общепринятыми статьями расходов управленческого учета предприятия, государственной службы или экономики отрасли практически невозможно. С другой стороны, построение модели управления трансакционными издержками с позиций современного менеджмента подразумевает необходимость определения их структуры.
Основную часть трансакционных издержек в России несут сами экономические агенты, и именно запредельно высокая величина издержек в расчете на одну трансакцию объясняет, почему теорема Р. Коуза при анализе процесса преобразования Государственной собственности в акционерную «не работает» [4. С. 67].
Одна из главных проблем современного экономического анализа - трудности измерения трансакционных издержек. Во-первых, не все виды трансакционных издержек могут быть оценены в денежном эквиваленте. Во-вторых, обычная процедура выражения затрат времени на осуществление трансакции в денежном эквиваленте несовершенна из-за отсутствия во многих случаях специализированных на обеспечении того или иного аспекта трансакции (например, ведения переговоров) посредников.
Д. Норт оценивает уровень трансакционных издержек в экономике США до 40-45%, т. е. до 4 трлн дол. в год. В корпорациях США со сложной структурой управления доля трансакционных издержек может, по его мнению, достигать 50% выручки от продаж. Это свидетельствует о возрастании платы за бесперебойное функционирование рыночного механизма в современной рыночной экономике, причем тенденция роста трансакционных издержек носит устойчивый характер в условиях глобализации.
В российской практике при появлении корпораций со сложной организационной структурой трансакционные издержки становятся ощутимыми и могут достигать значительных размеров.
Авторами проведена предварительная оценка трансакционных затрат как оценка разницы в «прочих расходах» в группе организаций ОАО «КАМАЗ» (7 уровней управления, 106 организаций с правами юридических лиц, 84 млрд р. выручки от продаж).
В настоящее время, когда «КАМАЗ» трансформирован в транснациональную корпорацию со сложной организационной структурой, объем трансакционных издержек приближается к 20% от дохода и имеет устойчивую тенденцию к росту. В связи с этим разработка методологии оценки уровня трансакционных издержек и методик оценки отдельных их видов носит актуальный характер и требует расширения исследований.
Литература
1. Кузнецов, Б. Л. Введение в экономическую синергетику / Б. Л. Кузнецов. - Набережные Челны: КамПИ, 1999.
2. Коуз, Р. Фирма. Рынок. Право / Р. Коуз. - М.: Дело, 1993.
3. Норт, Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики / Д. Норт. - М.: Фонд экон. книги «Начала», 1997.
4. Олейник, А. Н. В поисках институциональной теории переходного общества / А. Н. Олейник // Вопросы экономики. - 1997. - № 10.
5. Попов, Е. В. Институты миниэкономики / Е. В. Попов. - М.: Экономика, 2005.
6. Сухарев, О. С. Институциональная теория и экономическая политика / О. С. Сухарев. - М.: Экономика, 2007.
7. Стиглер, Дж. Экономическая теория информации / Дж. Стиглер // Теория фирмы / Дж. Стиглер. - СПб.: Экон. шк., 1995.
8. Уильямсон, О. Экономические институты капитализма / О. Уильямсон. - СПб. : Лениздат, 1996.
9. Milgrom, P. Economics, Organization and Management / P. Milgrom, J. Roberts. - Englewood Cliffs : Prentice-Hall, 1992.