Научная статья на тему 'Значение информатизации для человека с ограниченными возможностями в рамках телесной культуры'

Значение информатизации для человека с ограниченными возможностями в рамках телесной культуры Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
114
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЧЕЛОВЕК С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ / СПОРТСМЕН-ИНВАЛИД / ПОЗИТИВНОЕ СОЦИАЛЬНОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ РЕАЛЬНОСТИ / ТЕЛЕСНАЯ КУЛЬТУРА / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Чуприна Татьяна Вилорьевна

В статье изложены основные положения социально-философского анализа роли информатизации для решения спектра проблем у человека с ограниченными возможностями в контексте современной телесной культуры, показывается воздействие на сознание человека информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), обеспечивающих функционирование Интернета и других информационных магистралей (киберпространства), что способствует увеличению творческого потенциала человека с ограниченными возможностей, позволяя ему принимать участие в современном спорте, обосновывается положение на основе концепции позитивного конструирования социальной реальности, что именно информатизация практически всех сфер жизнедеятельности общества и человека, в том числе и инвалида-спортсмена, ведет к пересмотру существующих философских концепций спорта и телесности человека, среди которых сильные позиции принадлежат философско-антрополо-гическим и структурно-функционалистским подходам, внимание акцентируется на культурологическом аспекте физической культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Значение информатизации для человека с ограниченными возможностями в рамках телесной культуры»

УДК 101.1:796

Чуприна Татьяна Вилорьевна

преподаватель кафедры физического воспитания

Южного федерального университета

tatychu@yandex.ru

Chuprina Tatyana Vilorevna

assistant the department of physical education

of the South Federal University

tatychu@yandex.ru

ЗНАЧЕНИЕ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ В РАМКАХ ТЕЛЕСНОЙ

КУЛЬТУРЫ

INFORMATISATIONS IMPORTANCE FOR PEOPLE WITH LIMITED PHYSICAL TRAINING

Аннотация: В статье изложены основные положения социально-философского анализа роли информатизации для решения спектра проблем у человека с ограниченными возможностями в контексте современной телесной культуры, показывается воздействие на сознание человека информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), обеспечивающих функционирование Интернета и других информационных магистралей (киберпространства), что способствует увеличению творческого потенциала человека с ограниченными возможностей, позволяя ему принимать участие в современном спорте, обосновывается положение на основе концепции позитивного конструирования социальной реальности, что именно информатизация практически всех сфер жизнедеятельности общества и человека, в том числе и инвалида-спортсмена, ведет к пересмотру существующих философских концепций спорта и телесности человека, среди которых сильные позиции принадлежат философско-антропологическим и структурно-функционалистским подходам, внимание акцентируется на культурологическом аспекте физической культуры.

Ключевые слова: информатизация, информационно-

коммуникационные технологии, человек с ограниченными возможностями, спортсмен-инвалид, позитивное социальное конструирование реальности, телесная культура, информационное общество

Annotation: The article describes the main provisions of the philosophical analysis of the role of informatization for variety of problems in a person with disabilities in the context of modern physical culture. Also in the article shows the impact on the human consciousness of information and communication technologies (ICT) providing functioning of the Internet and other information highways (cyberspace). This increases the creative potential of people with

disabilities, allowing them to take part in modern sport. Based on the concept of positive construction of social reality substantiates position that informatization of practically all spheres of society and the individual, including a disabled athlete, leading to a revision of the existing philosophical concepts of sport and the body of man. Among these concepts strong position belong to philosophic approaches, whose attention is focused on socialaspect ofphysical culture.

Key words:informatisation, Information and Communication technologies, a man with limited physical abilities, a sportsman-invalid, positive social construction of life, bodily culture, information society.

В современной теории и практике физической культуры начинают использоваться нетрадиционные средства коррекции различного рода физических недостатков у спортсменов-инвалидов. Этому способствует динамичное развитие информационного общества (общества знания), основаниями которого являются образование и наука [1]. Необходимо иметь в виду то, что в последних исследованиях, посвященных взаимодействию информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), обеспечивающих функционирование Интернета и других информационных магистралей (киберпространства), раскрыто их взаимодействие с сознанием человека. В фундаментальной монографии Е.В. Поликарповой «Современные ИКТ и «психокосмос» человека» аргументировано показан механизм данного взаимодействия [2]. Этот механизм дает возможность выяснить специфику воздействия ИКТ на сознание человека и обосновать концепцию позитивного социального конструирования реальности (позитивного конструирования социальной реальности)» [3].

Именно специфика воздействия ИКТ на сознание спортсмена-инвалида и концепция позитивного социального конструирования реальности дает возможность осуществить на практике такую трансформацию информации посредством информационных, цифровых и коммуникационных технологий, которая позволит ему выйти за пределы своих ограниченных возможностей и реализовать в полной мере свой творческий потенциал. «Информационные и коммуникационные технологии обеспечивают поразительные возможности и перспективы их применения в процессе преподавания и обучения...» [4].

Именно информатизация практически всех сфер жизнедеятельности общества и человека, в том числе и инвалида-спортсмена, ведет к пересмотру существующих философских концепций спорта и телесности человека, среди которых сильные позиции принадлежат философско-антропологическим и структурно-функционалистским подходам. Данные концепции критически рассматриваются в монографии В.И. Столярова «Философия спорта и телесности человека», что дает ему возможность не только проработать глубоко научно гуманистическую теорию спорта, но и акцентировать внимание на культурологическом аспекте телесности человека [5]. В разделе «Философские проблемы телесности человека» он интуитивно касается огромного поля философских, социологических и

культурологических проблем изменяющейся телесности человека под влиянием социокультурной динамики современного информационного социума. Именно введение в поле философских исследований современного спорта позволяет В.И. Столярову использовать эвристический потенциал понятия «телесная культура». Он подчеркивает, что данное понятие дает возможность в инструментальном плане обозначит новый, не замеченный при использовании понятий «физическая культура» и «физкультурно-двигательная деятельность», объект исследования. Этот объект исследования включает в себя содержание и факторы социокультурной модификации человеческого тела, специфику его социального восприятия, оценки и использования субъектом, социальной группой и обществом как единого целого [6]. Таким образом В.И. Столяров показал неадекватность широко распространенного в гуманитарной мысли и значительно стереотипизированного в общественном сознании понятия «физическая культура».

Адекватность понятия «телесная культура» современному информационному обществу находит свое подтверждение в исследованиях воздействия ИКТ на жизнедеятельность человека. В связи с этим Е.В. Поликарпова рассматривает значимость концепции позитивного социального конструирования реальности посредством современных ИКТ и био- и нанотехнологий и отмечает, что это выражается в прежде всего в преобразовании человека и его сознания [7]. Можно утверждать в плане нашей проблематики, что концепция позитивного социального конструирования реальности при помощи ИКТ и конвергентных технологий позволяет спортсмену-инвалиду преодолеть свои ограниченные возможности, чтобы жить полноценной жизнью.

В этом смысле заслуживает опыт интеграции разума человека и такой информационной, электронной технологии, как компьютера в виде импланта в мозг. Вжививший такой имплант - кохлеарныйимплант - себе в мозг доктор М. Хорост, который полностью потерял слух, способен слышать музыку, жить полноценной жизнью, активно заниматься наукой и испытывать все свойственные здоровому человеку ощущения [8]. Он следующим образом описывает функционирование благодаря тончайшим нанопроводникам данного кохлеарногоимпланта в своей голове, которое воспринимается им как подобно деятельности капилляров его тела, в том числе и капилляров его мозга. Существенным здесь является то, что все находящееся в его капиллярах, мозг человека воспринимает как часть внешней для себя среды. «Применение нанопроводников- тончайших проводов из специального материала - не требует никаких хирургических действий, за исключение введения их через вену. Не нужно сверлить кости черепной коробки или резать ткани мозга. В документации к пилотному проекту (PBSpilot), которым он занимается, РодольфоЛинас утверждает: «Самое привлекательное в технологии использования этих тончайших проводов заключается в том, что с их помощью вы извне подсоединяетесь непосредственно к головному мозгу». Для полноты аналогии представьте себе, что США - это только земная

твердь, а все протекающие по Североамериканскому континенту реки принадлежат океану, и в этом смысле они - «вне Америки». Иными словами, если понимать все буквально, то мозговой имплант с нанопроводами всегда остается вне головного мозга. Они соприкасаются с помощью нанопроводников, но первый никогда не проникает в ткань которого. Имплант как будто крепко обнимает мозг, бережно сжимая его в объятиях новой структуры и обеспечивая самый интимный контакт с ним из всех возможных. И, как и должно быть при обнимании, является средством общения» [9].

Однако в данном случае возникают необычные ощущения такой степени близости, что им далеко до ощущений при обычных объятиях. Все дело заключается в том, что сеть из нанонитей выступает для мозга человека чем-то внешним, однако она физически глубоко проникает в его ткани. В результате возникающие ощущения становятся как бы самой интимной частью самого тела человека, превосходя эротические ощущения. «Возбуждается, - отмечает М. Хорост, - большая часть телесной поверхности (имею в виду головной мог), возникает множество различных ощущений, а человек приобретает сложный и многообразный личный опыт. Ощущения при этом, конечно, не столь телесны, как при физическом прикосновении, которое может быть по-своему неповторимым. Однако получаемый опыт, о котором мы сейчас говорим, может оказаться не менее богатым и эмоционально значимым, чем телесный» [10].

Аналогично обычному телесному контакту также необходимо понимать такой необычный опыт, осмысливать и истолковывать его, что требует определенного времени привыкания. Ведь для большинства индивидов их тело является чем-то внутренним них, тогда как компьютеры - чем-то внешним. В современной жизни различного рода технологии - ИКТ, нано-, био-, когно-, социотехнологии буквально пронизывают буквально все сферы деятельности общества и человека, единственной свободной от них сферой является тело человека. «Тело остается последним редутом, той крепостью, которая еще не пала под напором компьютеров - священной, неприкосновенной и пока недоступной. Импланты, предназначенные для внедрения в человеческий мозг, все изменят. В случае со мной неожиданно оказалось, что компьютер теперь не где-то снаружи, а внутри меня самого. Причем будет находиться там постоянно, определяя новые правила моей жизни... В психологическом отношении кохлеарныйимплант дал мне своего рода намек на то, чем может стать для нас подобная электронная всеохватность. Но - только намек, ведь я имел дело только с оборудованием, а не с другим сознанием. Имплант не вступал в противоречие ни с моей индивидуальностью, ни с моей потребностью в личной независимости. Однако сетевые мозговые импланты должны будут связать многих людей в единую сеть, совершенно материальную в физическом отношении. А уровень передачи данных окажется таким высоким, что участники этой сети смогут взаимодействовать друг с другом так же беспрепятственно, как два полушария одного мозга. Электронный согршса!^ит. Такая связь людей

может перевернуть все привычные представления о том, что такое «я» и «они» или «внутреннее» и «внешнее». Вызов, брошенный личной идентичности, может быть почти чудовищным — но и вдохновляющим. Несущим в себе риски - но и открывающим новые возможности. Любой контакт, любое проникновение дают нам новые источники силы — но вместе с тем и обнаруживают что-то, в чем мы по-новому уязвимы» [11]. Можно утверждать, что новейшие конвергентные технологии как инструмент позитивного социального конструирования, как орудие социокультурной модификации сознания и тела человека изменяют их, что позволяет формировать новую чувственность, которая в контексте «телесной культуры» расширяет возможности индивида.

Сама социокультурная модификация сознания и тела человека посредством конвергентных технологий основана на динамичном взаимодействии биологического и культурного детерминизма, что имеет немаловажное значение для понимания человеческой природы [12]. Все эти теоретические положения в контексте «телесной культуры» имеют огромную значимость для формирования новых возможностей у спортсмена-инвалида, что способно сделать его жизнедеятельность практически неотличимой от жизнедеятельности здорового человека.

Не следует забывать того эмпирического факта, согласно которому современные конвергентные технологии находят свое воплощение на практике в процессе создания различного рода нейрочипов, нейропротезов и других устройств, позволяющих значительно улучшить жизнедеятельность инвалидов, компенсировать их ограниченные возможности. Здесь впереди всех развитых стран находится Япония, где до сих пор воспринимаемые как научная фантастика роботы, андроиды, киборги и искусственные люди уже превратились в реальные устройства. «Развитие электроники, осуществление самых невероятных проектов и применение новейших технологий делают Страну восходящего солнца лидером мировой научной мысли. Однако граница между прошлым и будущим пролегает не в этой сфере. Отличие Японии от остального мира заключается в том, что здесь все новейшие разработки, даже самые невероятные или неоднозначные, реализуются, причем на бытовом уровне» [13]. Вполне естественно, что в Японии значительное внимание уделяется разработкам, которые направлены на улучшение жизни имеющих проблемы со здоровьем людей и инвалидов. Значимость андроидов как разновидности роботов для спортсмена-инвалида состоит в том, что они могут освободить его от рутинной и шаблонной деятельности, оставляя ему исключительно творческое осуществление его потенциала.

Решением проблем нейропротезов и роботов-протезов занимаются и в других развитых странах Запада, где конструкторы создают искусственные конечности, управляемые искусственным интеллектом, что позволяет им самостоятельно оценивать окружающую обстановку и предвосхищать намерения своего хозяина. «Сегодня мы стоим на пороге реализации давних фантазий о «механическом силаче», то есть о настоящих

бионических усилителях человеческих мышц. Достаточно добавить к технологиям «умных протезов» и экзоскелетов подходящий нейромашинный интерфейс, который не будет связан с вторжением в мозг» [14]. Такой робот-протез PowerKnee уже разработан и выпущен в массовое производство компанией Ossur. Этот робот-протез сам настраивает свою электронику и испытывает её в реальных условиях, будучи эквивалентом нижней конечности исландского фермера Дэвида Ингвасона.

Особенностью робота-протеза PowerKnee является то, что для выполнения им его функций не требуется вмешательства мозга человека, что представляет собою выдающееся событие в истории разработки протезов. «Нога Ингвасона выступает, по сути, в роли самостоятельного робота, напичканного датчиками, которые исследуют окружающую среду и предугадывают намерения хозяина. Специальные процессоры вычисляют, на какой угол должна выдвинуться при шаге искусственная нога. протезы, чье действие основано на самостоятельном видении и слухе, полностью обходятся без поврежденных органов чувств. Все эти бионические системы способны активно подстраиваться под характер своих владельцев. Служа человеческому телу, они восстанавливают его функции» [15]. В перспективе такого рода протезы-роботы должны уступить место будущим технологиям выращивания утраченных органов, что имеет громадное значение для всех инвалидов вообще и спортсменов-инвалидов в частности. В пользу данного тезиса свидетельствуют существующие возможности, необходимые для решения инженерных задач в области нанобиоэлектроники. Отечественными исследователями описана концепция систем сопряженных ионно-водородных связей, которые выступают основой конструирования биоорганических наноструктур, а также изложено её применение в построении структурно-функциональных моделей нанобиоструктур (катализаторов, мембран и наносенсоров) [16]. Все это укладывается в концепцию позитивного социального конструирования реальности, понятие «телесной культуры» и гуманистическую концепцию спорта.

Литература:

1. Кинелев В.Г. Образование для формирующегося информационного общества // Информатика и образование. 2004. № 5. - С. 4-5.

2. Поликарпова Е.В. Современные ИКТ и «психокосмос» человека. Таганрог: Изд-во ТТИЮФУ. 2011. - С. 65-68.

3. Там же. С. 66-67.

4. Федоров А.И., Логинов В.В., Куликов Д.Л. Информатизация в контексте современных тенденций развития высшего профессионального образования // Теория и практика физической культуры. 2008. № 4. - С. 76.

5. Столяров В.И. Философия спорта и телесности человека. Книга первая. Введение в мир философии спорта и телесности человека. М.: «Университетская книга», 2011. - 776 с.

6. Там же. С. 665.

7. Поликарпова Е.В. Указ. соч. С. 199.

8. Хорост М. Всемирный разум. М.: Эксмо, 2011. - 288 с.

9. Там же. С. 86.

10. Там же. С. 86-87.

11. Там же. С. 87-88.

12. Ридли М. Секс и эволюция человеческой природы. М.:Эксмо, 2011.

- С. 367.

13. Попов Ю. Искусство искусственности // Discovery. 2012. № 10.

С. 71.

14. Софж Э. Человек и умные запчасти // Популярная механика.

2012. № 7. - С. 38.

15. Там же. С. 40.

16. Карасев В.А., Лучинин В.В. Введение в конструирование бионических наносистем. М.: ФИЗМАТЛИТ, 2011 - 464 с.

Literature:

1. Kinelev V.G. Education for the emerging information society // Computer Science and Education. 2004. №5. -P. 4-5.

2. Polikarpova E.V. Modern ICT and "psychocosmos" of human. Taganrog: Publishing House of the Technological Institute of Southern Federal University. 2011. -P. 65-68.

3. Ibid. P. 66-67.

4. Fedorov A.I., Loginov V.V., Kulikov D.L. Informatization in the context of current trends in the development of higher professional education / / Theory and Practice of Physical Culture. 2008. №4. -P. 76.

5. Stolyarov V.I. Philosophy of sport and the body of man. Book One. Introduction to the world of philosophy of sport and the body of man. Moscow: "University Book", 2011. - 776p.

6. Ibid. P.665.

7. Polikarpova E. V. Ordinance. Op. P. 199.

8. Horost M. Universal Mind. Moscow: Eksmo, 2011. - 288 p.

9. Ibid. P. 86.

10. Ibid. P. 86-87.

11. Ibid. P. 87-88.

12. Ridley M. Sex and the evolution of human nature. Moscow:Eksmo, 2011. -P. 367.

13. Popov Yu. Art of artificiality // Discovery. 2012. № 10. -P. 71.

14. Sofzh E. Man and smart parts //Popular Mechanics. 2012. №7. P. 38.

15. Ibid. P. 40.

16. Karasev V.A., Luchinin V.V. Introduction to the engineering of bionic nanosystems. Moscow: FIZMATLIT, 2011. - 46.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.