Научная статья на тему 'Геном и будущее человека: конвергенция технологий и этические рискиих применения'

Геном и будущее человека: конвергенция технологий и этические рискиих применения Текст научной статьи по специальности «Нанотехнологии»

CC BY
499
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по нанотехнологиям, автор научной работы — Савченко Владимир

Современный человек является продуктом естественной и социальной коэволюции. Биологическая эволюция сопровождалась изменением генома человека, возникновением новых и потерей старых генов, телесных признаков, бипедализмом, совершенствованием орудий труда, увеличением размеров мозга, появлением абстрактного мышления и развитием речи, возникновением религиозных верований и морали, совершенствованием социальной организации [1-3]. Это привело к увеличению численности популяции человека, а затем к ее экспоненциальному росту. Теперь нас более 7,5 млрд человек. Мы научились добывать новые знания, создавать новые технологии, совершенствовать социальную сферу и озабочены устойчивым развитием цивилизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Human genome and the future of man:Convergence of technologiesand ethical risks of their use

The article considers the convergent technologies and presents the associative natural and technological evolution strategies for the human and social future development. Considering the gene therapy and genome editing technologies the author analyses the ideas of transand posthumanism focusing on the ethical and social risks they may cause.

Текст научной работы на тему «Геном и будущее человека: конвергенция технологий и этические рискиих применения»

|q| ивучна-првктичасшй журнал

МЭУКЭ

и инновации

CL

О

LQ

Геном и будущее человека:

конвергенция технологии и этические риски их применения

Современный человек является продуктом естественной и социальной коэволюции. Биологическая эволюция сопровождалась изменением генома человека, возникновением новых и потерей старых генов, телесных признаков, бипедализмом, совершенствованием орудий труда, увеличением размеров мозга, появлением абстрактного мышления и развитием речи, возникновением религиозных верований и морали, совершенствованием социальной организации [1-3]. Это привело к увеличению численности популяции человека, а затем к ее экспоненциальному росту. Теперь нас более 7,5 млрд человек. Мы научились добывать новые знания, создавать новые технологии, совершенствовать социальную сферу и озабочены устойчивым развитием цивилизации.

Человек при помощи науки в состоянии

Илья Мечников

Владимир Савченко,

главный научный сотрудник Института философии НАН Беларуси, член-корреспондент

Конвергенция технологий. Разработка и использование огромного потенциала конвергенции нано-, био-, информационных и когнитивных технологий (НБИК) вызывают большие надежды у одних и опасения этического или социального характера - у других. Поэтому необходимо взвешенное отношение к их достоинствам и возможным негативным последствиям практического применения.

Нацеленность на улучшение способностей и возможностей людей может стать основой для неэтичных действий. Деятельность по уменьшению страданий и лечению болезней долж-

на осуществляться на основе уважения достоинства личности и прав человека. Этически неприемлемы эксперименты с технологическим улучшением возможностей индивидуума с использованием психологического или социального давления, и они не могут осуществляться в отношении ментально неполноценных лиц. Такие опыты не должны нести неоправданные риски для пациентов и их близких.

Технологии для терапии. Конвергентные технологии привносят в медицину новые методы диагностики, облегчают целевой транспорт лекарств и терапевтических последовательностей ДНК, осуществляют нанометрическую радиотерапию рака, производят биосовместимые импланты и наномоторы для медицинских интервенций. Они ускоряют развитие научных исследований в различных направлениях, включая генетическую и тканевую инженерию, биоэлектронику, психофармакологию, эндокринологию, неврологию и хирургию. Однако наряду с позитивными эффектами технологий возникают также потенциальные риски и этические дилеммы [7-9].

В литературе, например, обсуждается возможность неконтролируемого проникновения в биосферу из лабораторий культивируемых самореплицирующихся конгломератов клеток и тканей и их разрушительного распространения в биосфере. Реальные же угрозы для человека и окружающей среды могут исходить из недостаточной изученности влияния искусственной субстанции наночастиц, их субмолекулярных размеров и повышенной проницаемости, химической агрессивности поверхности, кристаллической структуры и геометриче-

ской формы, степени растворимости и долговечности в организме человека и окружающей среде. Важное значение имеют исследования возникающих рисков и выработка способов защиты от них.

Успехи диагностики и лечения взаимосвязаны - они облегчают страдания пациентов и призваны помочь выздоровлению и улучшить самочувствие. Однако пока не найдено лечение для некоторых болезней, особенно генетических. Принято считать, что диагностика в таких случаях хотя и не ведет к выздоровлению, но полезна, поскольку дает возможность оптимизировать жизненную программу пациента. Конвергенция технологий способствует улучшению диагностики, особенно на молекулярном уровне и на ранних стадиях, что позволяет своевременно выявлять болезни или даже предвидеть их наступление с возрастом и принимать в таких случаях необходимые превентивные меры медикаментозной коррекции, включая и коррекцию образа жизни таких пациентов.

Природное и технологическое. Развитие и использование конвергентных технологий и искусственных устройств для коррекции жизнедеятельности расширило восприятие тела человека как полностью природного образования, защищенного кожным покровом. Теперь в него вставляют протезы, трансплантируют органы чужеродных доноров, вживляют кардиостимуляторы или подключают для поддержания жизни внешние устройства, такие как аппараты диализа или искусственные легкие. Граница между природным телом и его искусственным продолжением начинает стираться. В особенности это касается эстетической и восста-

новительной хирургии. Получают распространение биоэлектронные сенсорные и двигательные детали и устройства, глаза и уши с искусственными частями. Причем нужно отметить, что, к примеру, искусственное зрение может охватывать более широкий диапазон волн и увеличенную шкалу распознавания внешних объектов.

В связи с искусственным увеличением сфер занятий и функционирования тела человека стало труднее различать природное и технологическое. С такой ситуацией непосредственно сталкивается Всемирное антидопинговое агентство. С помощью технологий можно управлять все большим количеством важных функций тела, что сближает человека с машиной. Вдобавок к этому тело человека, его клетки, ткани и органы становятся предметом коммерциализации. Генеративные клетки, кровь, волосы, пуповина, плацента, половые органы и все тело используются в качестве товара для рынка, включая и такую услугу, как вынашивание чужого плода. Трупы становятся источником тканей и органов для трансплантации - подобно старым авто, которые разбираются на запчасти, - причем не всегда с предварительного согласия самого умирающего или его близких. Имеют место разоблачения криминальных структур, занимавшихся нелегальной торговлей органами. Предпринимаются попытки патентования генов человека и геномов бактерий с коммерческими целями. Меняется статус семьи и родства при использовании вспомогательных репродуктивных технологий.

Само тело человека постепенно становится частью биоэлектронных систем в ходе периодических обсле-

дований или постоянного мониторинга его состояний. Такие устройства регистрируют и передают данные об изменении функций тела, активируют лечебный процесс и назначение лекарств. Пациенты больше ориентируются на технологические оценки, которые все лучше способны оценивать функционирование тела благодаря миниатюризации устройств и накопителей информации, чем на собственные ощущения и ответственность. Все это приводит к ограничению автономии индивидов, нарушению конфиденциальности их генетических и физиологических данных, личной жизни и даже может препятствовать сохранению собственной идентичности в рамках социума.

Кибернетизация и информатизация способны повышать когнитивные способности индивида, но одновременно привязывают его к ИТ. Для доступа к банкам данных и знаний необходимо владение компьютером или планшетом. При использовании систем биоэлектроники такую связь можно поддерживать постоянно, а интеграция в них позволяет интенсифицировать межличностные коммуникации. Дальняя связь с помощью телевидения и телефона в скором времени может быть дополнена прямой связью «мозг - мозг» с помощью систем кибермышления, а не телепатии. При этом может появиться возможность контролировать и вмешиваться в процесс мышления, деятельности, передвижения индивида, фиксировать события его личной жизни и даже корректировать намерения. В любой момент будет возможно локализовать местонахождение личности, зафиксировать ее текущую внутреннюю жизнь, содержание общения и та-

ким образом управлять ее поведением извне. Внешнее влияние на подсознание может оставаться незамеченным субъектом, но такое лицо может потерять свободу личного выбора, так как появляется возможность модифицировать его жизнь в желаемом направлении и постепенно ограничивать его автономию, как теперь это публично делают гипнотизеры.

Каждый человек рано или поздно старается ответить себе на на ряд экзистенциальных вопросов: зачем появился на свет, кем он является, какими качествами и какой ответственностью обладает, что за характер имеет и чем отличается от других. Под влиянием вовлеченности в биоэлектронные системы отвечать на них ему будет все труднее, что несет угрозу потери идентичности. Технологическое улучшение когнитивной способности может ослабить желание совершать интеллектуальные усилия и начать полагаться на биоэлектронные им-планты. Контролируемый человек будет продолжать считать, что мысли и действия - его собственные, а не привнесенные извне. Если такому влиянию станет подвергаться также эмоциональная сфера, ему все труднее будет проявлять свою уникальность. Ассоциация вокруг большого по объему банка данных или социальных сетей значительного количества людей способна навязать им общие модели поведения и эмоций и нивелировать их индивидуальность. Наличие большого числа общих биоэлектронных имплантов для совместного участия в процессе мышления способно привести к деформации и потере восприятия собственного Я, утрате возможности отличать собственные мысли и личный опыт, свое предна-

значение от других участников сети и затруднит сохранение настоящей идентичности [10].

Редактирование генома человека и его терапия. Терапия генома включает идентификацию поврежденных генов, поиск, изоляцию, копирование или синтез нормального гена; создание специальной конструкции для его доставки и интеграции в геном клеток; обеспечение экспрессии гена после интеграции с целью восстановления поврежденной биологической функции; проверку присутствия здорового гена в процессе деления клеток.

В качестве векторов - переносчиков гена используются ретро-, адено-, ленти-, герпес-вирусы и другие носители. Последовательности ДНК могут проникать в клетки и без их помощи. Эффективность безвирусных технологий терапии быстро повышается и уже приближается к эффективности противоположных. Применяются методы прямой инъекции внутрь клетки «голой» терапевтической ДНК, введение гена в клетку посредством электрического потенциала, магнитного поля, ультразвукового воздействия, обволакивающих липидных комплексов, а также бомбардировки клеток наночастицами, несущими на себе ДНК.

Редактирование генома включает вырезание или замену ошибочных последовательностей мутантного гена в иРНК или самой ДНК с помощью коротких повторов и неко-дирующих РНК с конечной целью восстановления нормальной функции. Новая технология модификации разработана на базе знаний, полученных при изучении механизма защиты бактерий от вторжения вирусов и мобильных плазмид. Бактерии таким путем обеспечивают для

себя защитные функции, которые у высших организмов реализует иммунная система. Редактирование основано на использовании нуклеаз -белковых молекул, способных разрезать двойную спираль ДНК в специфических сайтах с целью удаления, вставки или изменения последовательности нуклеотидов [11].

Улучшение генома как генетический допинг. Также появились предложения по применению новых технологий редактирования генома человека для улучшения генома здоровых людей, что способно усилить признаки, повышающие социальный статус, например поднять уровень интеллекта, увеличить возможности для достижения спортивных рекордов, музыкальные и артистические способности, скорректировать внешний вид. Такие желания мотивируются очевидным стремлением искусственно обеспечить себе или своим потомкам вхождение в элитарные группы социума.

Все спортсмены имеют равные возможности стать чемпионами в процессе соревнования или занять место, соответствующее их труду, телесным возможностям и воле к победе. Отдельные личности могут использовать медицинские препараты для мобилизации и повышения своей силы и выносливости. Организаторы состязаний следят за тем, чтобы не нарушались принципы равенства возможностей и справедливости, а также заботятся о том, чтобы здоровью спортсменов не наносился вред. Поэтому в ходе важных соревнований, особенно международных, осуществляется строгий антидопинговый контроль. Прием допинга запрещен, является нарушением этических норм, лишает чести спортсме-

на и поэтому ведет к его дисквалификации. В список Всемирного антидопингового агентства включен ряд препаратов из класса анаболических стероидов, которые увеличивают мускульную массу и физическую силу, а также известные стимуляторы - амфетамин, эфедрин, кокаин, кофеин, модафинил.

Установлено около 120 полиморфных сайтов геномной ДНК, влияющих на достижения спортсменов, причем 77 из них связаны с выносливостью и 43 ассоциируются с мускульной силой. Генетический допинг ставит участников в исходное неравное положение еще до начала соревнований, поэтому Всемирное антидопинговое агентство в 2003 г. включило его в список запрещенных практик и готовит свои лаборатории для осуществления необходимых анализов [12, 13].

Проекты трансгуманизма и постгуманизма. Стремление к совершенствованию себя и окружающего мира для человека естественно. Новые технологии меняют все вокруг нас и в нас самих. Достижения хирургии, генетических модификаций, фармакологии дают возможность изменять внешность, пол, выносливость, силу мышц, память, совершенствовать способности и таланты - словом, позволяют расширять и углублять возможности человека. Это вызвало желание некоторых лиц не только взять под контроль настоящее человечества, но и сознательно направлять и ускорять его эволюцию. В результате возникла концепция трангуманиз-ма и постгуманизма, а также оформились организованные группы сторонников, желающих реализовать ее на практике. Они полагают, что, используя новые сингулярные технологии, человек сможет созна-

тельно настолько изменить и усовершенствовать себя,что в дальнейшем должен возникнуть более совершенный постчеловек [14, 15].

Современный трансгуманизм как философское направление позиционирует себя как ищущий пути к постчеловеческому будущему на основе управления и участия людей в процессе собственной эволюции. Он воспринимает многие положения гуманизма, включая уважение к разуму, науке и технологиям, прогрессу и ценностям человеческого существования. В отличие от гуманизма, признает необходимым и стремится к кардинальному изменению биологической природы человека и его возможностей на основе использования новых технологий.

Трангуманизм как область мышления и арена виртуальной деятельности эволюционировал в различных направлениях и теперь включает разнородные философские течения, структурированное общественное движение, а также возникшие в последнее время небольшие политические партии, собирающиеся участвовать в избирательных компаниях.

Этические проблемы концепции трансгуманизма. Идеи улучшения и трансгуманизма вызвали дискуссию в отношении возможности их реализации, с одной стороны, а также их морально-этической состоятельности - с другой. Эти два подхода пересекаются в вопросе этической целесообразности радикального преобразования биологии тела и опасности возникновения пренебрежения человеческими ценностями. Кроме того, увлечение подобными преобразованиями неизбежно приведет к отвлечению ресурсов и внимания социума от решения насущных социальных проблем. В США возникли

научные центры по изучению новых технологий и возможностей их применения в клонировании и выборе зародышевых путей. Академические круги исследуют их целесообразность с точки зрения философских аргументов, в то время как в произведениях искусства постепенно создается непривлекательная картина такого будущего [16].

Социолог М. Дубин возражает нигилизму и фанатизму отдельных сторонников трансгуманизма и отмечает, что многие оптимистические прогнозы футурологов не оправдались. Это касается предсказаний о массовом пришествии киборгов в XXI в., хотя роботы совершенствуются и их использование расширяется. Несмотря на данную тенденцию интеграции с системой машин биологическая природа человека сохраняется. Реальная же опасность может появиться в связи с искусственными манипуляциями с генетикой, метаболизмом и биохимическими путями людей.

Критика трансгуманизма со стороны католической церкви и других конфессий сводится к тому, что в этой концепции просматривается желание ее авторов взять на себя роль Бога. Стремление создать супермена противоречит линии церкви. Обещания трансгуманистов о достижении человеком бессмертия и искоренении страданий напоминают веру христиан в загробную жизнь в раю, поэтому эту концепцию можно рассматривать в ряду утопических движений, стремящихся создать рай на земле.

Социальные аспекты улучшения генома. Разные авторы рассматривали социальные последствия модификации генома человека с позиций эгалитарного подхода и равенства возможностей. Учитывая

высокую стоимость такого вмешательства, следует ожидать, что его плодами смогут воспользоваться преимущественно состоятельные люди. В этом случае можно ожидать разделения общества на тех, кто генетически усилил свои природные возможности, и тех, кто остался жить с данными природой. За этим может последовать и актуализация социального неравенства двух возникших групп. Противники концепции трансгуманизма настаивают на том, что она угрожает общепринятой морали и несет с собой угрозу, связанную с вероятностью формирования социально-биологической иерархии в обществе и социальной напряженности.

Технологическая возможность улучшения сенсорных, когнитивных, моторных возможностей и даже внешнего вида может привести к росту желания использовать их для искусственного изменения с целью повышения собственного общественного статуса и выхода за пределы социального окружения. С увеличением притягательности такого поведения может возникнуть стремление не отстать в гонке усовершенствования природных данных и не оказаться в числе менее социально адаптированных лиц. В дальнейшем подобное отношение может трансформироваться в желание проводить улучшение не с помощью биоэлектронных имплантов, а путем изменения генома, чтобы это выглядело более естественно и являлось наследуемым и долговечным. Такое поведение может мотивироваться желанием избавиться от внутренних недостатков и ограниченных природных возможностей. А это уже заявленный путь технологического конструирования и улуч-

шения генома человека, который пока обоснованно отвергнут сообществом государств на международном уровне и закреплен в Декларациях ЮНЕСКО. Геном человека признается общим достоянием человечества, а его генофонд и генетическое разнообразие являются основой для дальнейшей эволюции нашего вида и сохранения специфических черт человечности. Анализ проблемной, в значительной мере аморфной и утопической концепции трансгуманизма показывает, что никакой спешки с ее практическим воплощением в жизнь быть не может. Она имеет сходство с некоторыми скомпрометированными идеями прошлого, и время покажет, насколько это может быть востребовано в будущем [17].

Взгляд в будущее. Процесс технологического сопровождения жизни человека продолжает совершенствоваться, как и моделирование и искусственный синтез биологических систем. На этом пути возникли новые области искусственного интеллекта, гомороботов и искусственных нервных сетей. Этот процесс биологизации технологий ведет к подвижности и стиранию граней между биологическим и техническим, как и между явлениями природы и культуры, что может привести к постепенному изменению нынешнего восприятия человечества в целом и человека в частности, а, возможно, и к ассоциативной эволюции его естественной природы и технологической сферы. На этом пути просматриваются три возможных сценария эволюции: первый закрепляет охрану генома и биологической природы человека, но разрешает развитие и использование внешних технических устройств для расширения и совершенствования

физических и ментальных возможностей человека; второй - допускает повышение стандартов биологической нормы и предусматривает освобождение от врожденных болезней и технологическое устранение генетического груза популяций при широком применении внешних устройств для повышения продуктивности труда и отдыха; третий -наиболее радикальный - направлен на изменение генома и, как следствие, естественной природы человека, технический контроль над его дальнейшей эволюцией с возможным появлением на этом пути транс- и постчеловека. Но каким он может быть - суперменом или просто здоровым и счастливым,- должно решаться на основе хорошо осознанного общего согласия.

Будущее непредсказуемо в деталях, но оно может быть построено на основе осознанных коллективных действий в настоящем. Какой из этих сценариев будет реализован, покажет время. В любом случае человек должен оставаться хозяином своей судьбы, оберегать свою человечность и нести ответственность не только за себя, но и за биологическое и социальное благополучие потомков. Поэтому роль этики и морального императива при выборе путей в будущее значительно возрастает. ЕЗ

ЛИТЕРАТУРА

1. Ruvolo M. Molecular Phylogeny of the Homínoíds: Inference from Multiple Independent DNA Sequence Data Sets // Mol. Biol. Evol. 1997. Vol. 14. P. 248-265.

2. Савченко В.К. Происхождение и эволюция генома человека // Весц! НАН Беларуси Сер. Гуман1тарных навук. 2015. №3. C. 4-16.

3. СавченкоВ.К. Генетическая и социокультурная природа человека / Актуальные вопросы антропологии. Вып. 10.- Минск, 2015. C. 214-227.

4. Roco M.C., Baínbrídge W.S. Executive Summury // Converging Technologies for Improving Human Performance: Nanotechnology, Biotechnology, Information Technologies and Cognitive Science (NBIC). — Dordrecht, 2003. P. 1-9.

5. Савченко В.К. Геном человека и конвергенция новых технологий // Вестник Фонда фундаментальных исследований. 2016. №3. С. 49-65.

Полный список литературы размещен на сайте http://innosfera.by/2018/04/Human_genome

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.