Научная статья на тему 'Значение и теоретические основы классификации преступлений в российском уголовном праве'

Значение и теоретические основы классификации преступлений в российском уголовном праве Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
5760
710
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УГОЛОВНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / CRIMINAL LAW / ХАРАКТЕР И СТЕПЕНЬ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОПАСНОСТИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ / THE NATURE AND DEGREE OF SOCIAL DANGER OF THE CRIMES / КЛАССИФИКАЦИЯ И КАТЕГОРИЗАЦИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ / CLASSIFICATION AND CATEGORIZATION OF OFFENSES / ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ / DIFFERENTIATION OF CRIMINAL RESPONSIBILITY / НАУЧНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ / SCIENTIFIC CLASSIFICATION / ТИПОВАЯ САНКЦИЯ УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ НОРМЫ / TYPICAL SANCTION OF THE CRIMINAL LAW RULE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дайшутов М.М.

В статье исследуется значение категоризации преступлений в российском уголовном праве, рассматриваются основные точки зрения на проблемные аспекты данного вопроса, обосновывается авторский подход к видам и критериям классификации преступлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Дайшутов М.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Meaning of the theoretical basis of classification of crimes in the Russian criminal law

This article explores the value of the categorization of crimes in the Russian criminal law, considers the main terms of the problematic aspects of the issue, is grounded in the author's approach to the types and criteria for the classification of crimes.

Текст научной работы на тему «Значение и теоретические основы классификации преступлений в российском уголовном праве»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ ^^

Актуальные проблемы уголовного права и криминологии

ЗНАЧЕНИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КЛАССИФИКАЦИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В РОССИЙСКОМ УГОЛОВНОМ ПРАВЕ

ММ ДАЙШУТОВ,

кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права Московского университета МВД России Научная специальность: 12.00.08 — уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право

E-mail: dayshutov@mail.ru

Аннотация. В статье исследуется значение категоризации преступлений в российском уголовном праве, рассматриваются основные точки зрения на проблемные аспекты данного вопроса, обосновывается авторский подход к видам и критериям классификации преступлений.

Ключевые слова: уголовное законодательство; характер и степень общественной опасности преступлений; классификация и категоризация преступлений; дифференциация уголовной ответственности; научная классификация; типовая санкция уголовно-правовой нормы.

THE MEANING OF THE THEORETICAL BASIS OF CLASSIFICATION OF CRIMES IN THE RUSSIAN CRIMINAL LAW

M.M. DAYSHUTOV,

candidate of jurisprudence associate professor of criminal law of the Ministry of Internal Affairs Moscow University of Russia

Annotation. This article explores the value of the categorization of crimes in the Russian criminal law, considers the main terms of the problematic aspects of the issue, is grounded in the author's approach to the types and criteria for the classification of crimes.

Keywords: criminal law, the nature and degree of social danger of the crimes, classification and categorization of offenses; differentiation of criminal responsibility; scientific classification; typical sanction of the criminal law rule.

Уголовное законодательство Российской Федерации основано на принципе дифференциации уголовной ответственности. Это стало возможным в связи с появлением в российском уголовном законодательстве нескольких новелл, имеющих принципиальное значение.

Одной из таких новелл следует признать содержание ст. 15 УК РФ о разделении преступлений на различные категории в зависимости от характера и степени их общественной опасности. Отнесение того или иного преступления к определенной категории влечет за собой широкий набор уголовно-правовых последствий, что в конечном итоге обеспечивает дифференциацию уголовной ответственности и индивидуализацию наказания. Подобная категоризация преступлений является основной, естественной, позволяющей: четко показать оценку государством тех или иных деяний, упорядочить нормы других институтов уголовного права и систематизировать статьи уголовного закона.

Вопросы категоризации преступлений на протяжении длительного времени привлекают к себе внимание ученых-криминалистов и работников право-

применительных органов. Действительно, не может быть абсолютно одинаковых преступлений, в особенности по их тяжести. Кроме того, преступления совершаются разными людьми, которым не должно назначаться одинаковое наказание. Во всех случаях требуется дифференцированный подход в установлении негативных правовых последствий для лиц, совершающих различные по тяжести деяния.

Для правильного понимания сути проблемы необходимо обратиться к теоретическим основам общей теории классификации1, которые помогают правильно понять классификацию как определенный прием исследования и метод познания различных объектов и явлений. Основы дают правильное представление об общих закономерностях построения различных классификаций, их методологии и логическом фундаменте. В отечественных науках гуманитарного цикла в

1 Данная теория разрабатывалась при участии многих авторов. См.: Кедров Б.М. Классификация наук. М., 1961. Кн. 1; Розова С.С. Научная классификация и ее виды // Вопросы философии. 1964. № 8. С. 69—79; Розова С.С. Классификационная проблема в современной науке. Новосибирск, 1986. С. 223; Воронин Ю.А. Теория классифицирования: надежда и действительность. Новосибирск, 1981. С. 33.

- -Я. -

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы уголовного права и криминологии

1970—1980 гг. XX в. достаточно активно обсуждалась идея о формировании общенаучной теории классификации как целостной системы знаний. Однако, речь сегодня может идти лишь об основах, поскольку сама теория не сформирована в полном объеме, а представлена лишь отдельными направлениями исследований2.

Классификация — латинское слово; в переводе на русский означает «clasis» — разряд и «fяsio» — делаю, т.е. это распределение предметов, явлений и понятий по классам, отделам, разрядам в зависимости от их общих признаков. При этом есть основания полагать, что термины классификация и категоризация являются тождественными, означающими разграничение объектов на группы, классы, категории.

Классификация (категоризация) всегда связана с разграничением целого на части. Такое распределение, разграничение осуществляется не само по себе, а на основе логических правил. Целями такого распределения являются: получение дополнительных знаний о классифицируемых объектах, предметах, упорядочение, систематизация как самих предметов и явлений, так и знаний о них3.

Научно-обоснованная классификация предметов и явлений ведет к получению новых, более глубоких знаний о них (такой подход и лежит в основе процесса познания). Очень точно по данному аспекту высказался С.В. Познышев: «Классификация — это первый и чрезвычайно важный шаг, который должен сделать исследователь всякой обширной и разнообразной группы явлений. Как прием изучения, классификация имеет двоякое значение для научного исследователя: со стороны внешней, это — прием, который вносит в изучение систему и порядок; со стороны внутренней, это — прием, который предопределяет полноту и правильность выводов изучения»4.

Исследуемые объекты распределяются на виды, классы не хаотично, а в соответствии с их важнейшими отличительными признаками. При этом все классы, группы взаимосвязаны, взаимозависимы и образуют динамическую структуру, которая должна отвечать единым закономерностям. Такие структуры, системы позволяют решать разнообразные практические задачи, помогают человеку в практической деятельности.

Автор считает вполне обоснованным выделение определенных принципов и правил построения той или иной категоризации. Речь идет о принципах: объективности, связи между выбранными объектами, раз-

вития, в соответствии с которым предметы, объекты и явления, которые исследуются, необходимо рассматривать в движении, в динамике и изменении. Данный принцип требует учета качественных и количественных сторон классифицируемых объектов, их единства, взаимных переходов и изменений. Необходимо учитывать изменения в социальной жизни, в науке и технике. Важно подчеркнуть, что развитие всегда связано с опытом прошлого, с историей исследуемой проблемы. Совершенно правильно отмечено, что любая классификация одновременно есть не только констатация определенного в данный момент состояния объектов, но и итогов их исторического развития. Кроме того, во всякой научной классификации должен иметь место учет не только истории развития материального объекта, который является предметом изучения той или иной науки, но и истории его познания человеком5. Учет исторического опыта, оценка настоящего положения вещей помогают определить тенденции развития, дать научный прогноз, а в некоторых случаях и помочь в построении научной теории.

Оценка существующего положения при исследовании означает учет практики. Это также является важным диалектическим требованием. Любое исследование должно быть основано на материалах практики, а вновь построенная классификация также будет проверена в процессе практики ее применения.

При построении той или иной классификации необходимо определить единое основание деления, выделить все важные объекты, подлежащие разграничению, не допускать возможную прерывность и взаимное исключение друг друга выделенными категориями, объектами.

Большое значение для правильного разграничения различных явлений имеют логические приемы, позволяющие более четко и по научному точно создавать определенную классификацию.

Логические приемы и методы используются в юриспруденции в целом и в уголовном праве в частности. По данному поводу очень точно заметил ака-

2 Наиболее полно данная тема представлена в работах: Кад-ников Н.Г. Классификация преступлений по уголовному праву России. М., 2000; Кривоченко Л.Н. Классификация преступлений. Харьков, 1983.

3 Вопросы классификации, деления понятий впервые были изучены древнегреческими философами: См.: Платон. Соч. Т. 2. М., 1970. С. 209; Аристотель. Соч. Т. 2. М., 1978. С. 54, 55.

4 Познышев С.В. Основные вопросы учения о наказании. М., 1904. С. 5.

5 Кедров Б.М. Указ. соч. С. 36.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы уголовного права и криминологии

демик В.Н. Кудрявцев: «Пожалуй, нет никакой другой области общественной жизни, где нарушение законов логики, построение неправильных умозаключений, приведение ложных аргументов могли бы причинить столь существенный вред, как в области права. Логичность рассуждений, строгое соблюдение законов правильного мышления при расследовании и разрешении дела — элементарное и необходимое требование для каждого юриста»6.

Весьма подробно и обстоятельно об этом и о других аспектах категоризации преступлений пишет в своих работах Н.Г. Кадников7. Он полагает, что уголовное право имеет свою специфику, состоящую в том, что к лицам, признанными виновным в совершении преступления, могут применяться меры уголовной ответственности. Уголовный закон закрепляет не просто общие меры ответственности, он закрепляет дифференцированный подход в выборе таких мер. Это является отражением важнейшего принципа уголовной политики — дифференциации уголовной ответственности и индивидуализации наказания. Частично он нашел свое закрепление в содержании принципа справедливости (ст. 6 УК), в соответствие с которым наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, должны быть справедливыми, т.е. соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного.

Автор согласен с мнением А.И. Коробеева о том, что «дифференциация означает необходимость на законодательном и правоприменительном уровнях разработки и применения соответственно строгих мер уголовно-правового воздействия к лицам, совершившим тяжкие преступления, опасным и злостным преступникам и сравнительно мягких мер — к лицам, совершающим преступления невысокой степени общественной опасности, ситуативным и случайным преступникам»8.

Фактически дифференциация уголовной ответственности осуществляется на этапе криминализации деяния, т.е. установлении уголовного запрета. Правоприменительная практика отражает вторую сторону вышеуказанного принципа, а именно индивидуализацию наказания, т.е. применение норм уголовного закона к конкретному виновному лицу.

Можно также поддержать тех специалистов, которые полагают, что дифференциация уголовной ответ-

ственности — это градация, разделение, расслоение ответственности в уголовном законе, в результате которой законодателем устанавливаются различные уголовно-правовые последствия в зависимости от типовой степени общественной опасности преступления и личности виновного9. Из определения вытекает, что первичный этап дифференциации — установление различной типовой степени общественной опасности преступления и личности виновного. Как представляется, в понятии уголовной ответственности основным звеном, признаком, является то, за что она наступает: преступление. При этом мы имеем в виду не совершенное преступление, а отражение его различных видов, групп, категорий в уголовном законе.

Как отмечает Н.Г. Кадников, таких классификаций в уголовном законодательстве несколько: по характеру и степени общественной опасности (ст. 15 УК); по элементам состава преступления (по объекту, объективной стороне, субъекту и субъективной стороне); по степени опасности внутри однородного состава (простые, квалифицированные и привилегированные). Такие классификации также могут быть естественными и искусственными, отражающими социальное содержание различных по основаниям деления преступлений и помогающим в оценке конкретно совершенных деяний. Главное условие — правильный выбор критерия такой классификации.

По общему мнению, таким признаком, отражающим социальную природу преступления, большинство специалистов называют общественную опасность деяния. Ее качественные и количественные параметры используются для разграничения преступлений в целях дифференциации уголовной ответственности и индивидуализации наказания.

В науке уголовного права имеются и иные точки зрения. Так, в качестве критериев классификации назывались: размер причиненного ущерба, форма вины, конкретный перечень преступных деяний. Но все эти критерии в своей совокупности предполагают различное качество и количество общественной опасности.

В свою очередь, структурно определенная и дозированная общественная опасность предполагает

6 Кудрявцев В.Н. Общая теория квалификации преступлений; 2-е изд., перераб. и доп. М., 1999. С. 49.

7 Кадников Н.Г. Указ. соч. С. 5—16.

8 Коробеев А.И. Советская уголовно-правовая политика. Владивосток, 1987. С. 39.

9 Мельникова Ю.Б. Дифференциация ответственности и индивидуализация наказания. Красноярск, 1989.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы уголовного права и криминологии

выделение для закрепления в Общей части уголовного закона так называемой типовой санкции, которая «должна отражать индивидуальные особенности общественной опасности, характерные для преступления определенной категории, и таким образом, быть носителем информации об общественной опасности класса преступлений»10.

Пределы типовой санкции определенного вида преступлений должны быть конечными пределами для санкций конкретных составов преступлений. Это, в свою очередь, значительно упрощает конструирование норм о классификации в законодательстве. Как отмечал А.Б. Сахаров, такое решение исключает присущие перечневой системе неудобства, облегчает практическое использование принятой классификации, а законодательная оценка типовой общественной опасности того или иного вида преступления получает отражение в установленной за него санкции11.

Особо следует подчеркнуть то обстоятельство, что при установлении типовых санкций необходимо придерживаться первичности характера и степени общественной опасности (тяжести) вида деяний по отношению к санкции. Последняя есть производное значение от основного материального признака.

Н.Г. Кадников, предлагая достаточно четкое определение типовой санкции, считает, что это формализованный критерий классификации преступлений, выражающий в сжатой и концентрированной форме тяжесть преступлений определенного вида через размер и вид наказания12.

В теории уголовного права высказывались и различные мнения по количеству категорий преступлений в зависимости от их тяжести. Например, М.И. Ковалев предлагает трехзвенную классификацию, но при этом автором не просматриваются четкие, отличительные признаки той или иной категории; не указывается значение уголовно-правовых послед-ствий13. Некоторые исследователи предлагают выделить пять категорий14. Одну из них А.Б. Сахаров предлагает именовать «умышленными и неосторожными деяниями, затрагивающими второстепенные общественные или личные интересы, не причиняющими существенного вреда, либо совершенными при смягчающих обстоятельствах»15.

На наш взгляд, выделение такой категории весьма спорно, так как в данном случае не просматривается важнейший критерий классификации — тяжесть преступлений; она как бы растворяется. Такие деяния

в конечном итоге подлежат декриминализации. Поэтому, представляется, оптимальным вариантом рассматривать четырехзвенную категоризацию.

Таким образом, категоризацию преступлений в Общей части уголовного закона следует рассматривать как их разграничение на отдельные категории в зависимости от тяжести, каждая из которых предопределяет объем негативных уголовно-правовых последствий для лиц, виновных в совершении преступлений той или иной тяжести.

10 Кривоченко Л.Н. Указ. соч. С. 50.

11 Сахаров А.Б. О классификации преступлений // Вопросы борьбы с преступностью. Вып. 17. М., 1972. С. 52.

12 Кадников Н.Г. Указ. соч. С. 81.

13 Ковалев М.И. Понятие преступления в советском уголовном праве. Свердловск, 1987. С. 73.

14 Сахаров А.Б. Указ. раб. С. 52.

15 Там же.

ПОЛИТОЛОГИЯ. СХЕМЫ, ТАБЛИЦЫ:

учебно-методическое пособие / Под ред. В.Ю. Бельского, А.И. Сацуты. М.: ЮНИ-ТИ-ДАНА, 2013.

В схемах и таблицах в логико-смысловой последовательности раскрывается содержание политологии как науки и учебной дисциплины, характеризуются наиболее важные политические процессы и явления, социальные и институциональные субъекты политических отношений и др.

Для студентов и преподавателей вузов, а также тех, кто интересуется политической теорией и общественно-политической практикой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.