Научная статья на тему 'ЗНАЧЕНИЕ И ПРОБЛЕМЫ БИЗНЕС-ПАТРИОТИЗМА ДЛЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ'

ЗНАЧЕНИЕ И ПРОБЛЕМЫ БИЗНЕС-ПАТРИОТИЗМА ДЛЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
36
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science Time
Область наук
Ключевые слова
бизнес-патриотизм / предпринимательство / импортозамещение / стартап

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Понимаскина Елена Александровна, Остапенко Наталья Алексеевна

Данная статья раскрывает значение бизнес-патриотизма для развития социальной сферы. В исследовании приводятся основные проблемы бизнес-патриотизма, осуществляется анализ состояния и структуры субъектов предпринимательства в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЗНАЧЕНИЕ И ПРОБЛЕМЫ БИЗНЕС-ПАТРИОТИЗМА ДЛЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ»

1 SCIENCE TIME i

тл 1(4 5л ' tL® -1 щг 1 - 4_W JT |Г1 1 r^g) ЗНАЧЕНИЕ И ПРОБЛЕМЫ БИЗНЕС-ПАТРИОТИЗМА ДЛЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ Понимаскина Елена Александровна, Остапенко Наталья Алексеевна, Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского, г. Симферополь Е-mail: ponimaskina. lena@mail.ru Е-mail: nataly_ostapenko95@mail. ru

Аннотация. Данная статья раскрывает значение бизнес-патриотизма для развития социальной сферы. В исследовании приводятся основные проблемы бизнес-патриотизма, осуществляется анализ состояния и структуры субъектов предпринимательства в России.

Ключевые слова: бизнес-патриотизм, предпринимательство, импортозамещение, стартап.

Устойчивое развитие рыночной экономики предполагает протекание социально-экономических процессов в непосредственной связи с предпринимательскими структурами, которые являются необходимым фактором успешного функционирования современной системы хозяйствования.

Малое и среднее предпринимательство является важным и полноправным элементом рыночного процесса в современных условиях развития экономики Российской Федерации. Данные предприятия выполняют определённые функции, необходимые для динамичного и эффективного развития рыночной экономики, заключающиеся в создании новых рабочих мест, инновационных разработок и внедрений, обеспечении сближения производителя и потребителя, гибкой и адекватной реакции на изменение условий хозяйствования и т.д. Поэтому необходимо рассмотреть численность субъектов среднего и малого бизнеса, индивидуальных предпринимателей Российской Федерации (табл.1).

На сегодняшний день малый бизнес России по своей доле значительно уступает зарубежным странам: примерно одно предприятие на 140 человек. Для примера приведем статистику США, где их количество составляет величину, большую почти в десять раз [1]. В 2015 году количество прекративших свою

| SCIENCE TIME |

деятельность индивидуальных предпринимателей на 20% превысило аналогичный показатель 2014 года. В соответствии с данными доклада «Глобальный мониторинг предпринимательства», который охватывает 70 стран мира, количество российских предпринимателей, функционирующих на рынке более 3,5 лет, составляет всего 3,4%, что является одним из самых низких показателей [2]. Также, проблемой российского бизнеса является недостаток инвестиционных ресурсов. Рассматривая же налоговую нагрузку, можно сделать вывод, что совокупная средняя налоговая ставка в России является довольно высокой и составляет 47%. Для сравнения данный показатель составляет 38,9% в США, 40,8% в среднем по миру.

Таблица 1

Численность субъектов среднего и малого бизнеса, ИП РФ на начало 2015г. [4]

Средние предприятия Малые предприятия Индивидуальное предпринимательство

13 691 2 103 780 2 413 800

В условиях сложной международной обстановки остро стоит вопрос о поиске внутренних производственных бизнес-ресурсов, которые позволили бы полностью обеспечить продукцией внутренний рынок, не допуская дефицита. В этом вопросе немаловажной становится объединение патриотично настроенного бизнеса, в дальнейшем позволяющего создавать новые точки экономического роста в РФ. В этот момент и возникает такое понятие, как бизнес-патриотизм.

Основное проявление патриотизма в бизнесе заключается в честном способе ведения своего дела. Предприниматель должен исходить из того, что живя в своей стране, где находится его дом, должны быть и его капиталы, в ней он будет платить налоги. Такое мышление будет активно способствовать формированию оптимальных условий для ведения бизнеса в наших конкретных обстоятельствах.

Основной смысл бизнес-патриотизма России - вернуть капитал в страну, способствовать развитию экономики, сделать российский бизнес преуспевающим, привнести в него новые силы и идеи. В каком-то смысле бизнес -патриотизм - это формирование патриотического мышления у предпринимателей.

Бизнес-патриотизм стоит понимать в широком смысле, подразумевая различные формы и виды предпринимательской деятельности, так или иначе направленные на достижение определенных значимых в данной сфере экономических и социальных показателей.

| SCIENCE TIME |

В какой-то мере бизнес-патриотизм можно воспринимать как отечественные стартапы, ориентированные на внутренний рынок и использующие отечественных поставщиков. Но это не полностью раскрывает сущность понятия. Однако, воспринимая бизнес-патриотизм в этом ключе, можно заявить, что в России, по сравнению с другими странами, этому направлению не уделяется должного внимания. Бизнес-патриотизм является достаточно развитым и популярным направлением предпринимательства в зарубежных странах. Доля малого бизнеса в ВВП крупнейших стран составляет более 50 %, в то время как в России это 10-12% [4].

Говоря о бизнес-патриотизме, нельзя обойти стороной социальное предпринимательство и отметить его важность в данной сфере. Социальные предприниматели являются партнерами государства по реализации государственных задач с использованием принципов бизнеса и патриотических чувств.

Бизнес может расти только за счет своей прибыли и, согласно концепции бизнес-патриотизма, должен развиваться лишь в том случае, если он непосредственно или же опосредованно направлен на обеспечение достижения ценных социальных целей. Государство, в свою очередь, должно быть способно не допустить антиобщественных проявлений бизнеса. Роль предпринимателя в современном обществе заключается не только в существовании как «винтика» экономической системы, на данном этапе развития общества предприниматель должен чувствовать социальную ответственность за свои действия. В конечном счете, предприниматель служит обществу [6].

Социальное предпринимательство сегодня воспринимается как новый способ экономической деятельности, соединяющий новаторские бизнес идеи с социальным назначением определенной организации.

В течение многих лет социальная сфера России являлась объектом прямого государственного управления. На сегодняшний день, для решения поставленных задач социально-экономического развития, существует осознанная необходимость в использовании таких ресурсов, как бизнес-патриотизм, позволяющий создать конкурентную среду по оказанию государственных услуг и обслуживанию населения. То есть необходимо в большей мере внедрять и поддерживать предоставление государственных услуг на принципах государственно-частного партнерства, одобрять частное участие в государственных социальных программах.

В настоящее время ведется активная работа в данном направлении. На региональных уровнях уже осуществляется разработка и реализация различных программ для привлечения и стимулирования предпринимателей, общественных деятелей в участии в долгосрочных социальных программах по обеспечению социальных гарантий граждан.

| SCIENCE TIME |

Однако, нельзя не отметить, что несмотря на активизацию государства и предпринимательского сообщества в области бизнес-патриотизма, это направление находится на стадии развития и имеет ряд проблем.

Финансирование - основная проблема большинства стартапов. Поскольку зачастую личных средств начинающий предпринимателей не хватает, а привлечь финансирование извне достаточно сложно или же вовсе не представляется возможным по ряду причин, таких как отсутствие возможности поиска инвестора, высоких процентных ставок по кредитам и др. Несмотря на большое количество предлагаемых банками кредитных продуктов для малого бизнеса, проблема кредитования стартапов действительно является актуальной, поскольку банкам невыгодно выдавать кредиты молодым предприятиям, так как риски невозврата денежных средств высоки.

Проблему финансирования в какой-то мере могло бы решить существование определенных площадок, связывающих предпринимателя-стартапера, желающего развивать патриотический бизнес, с заинтересованными органами власти, другими предпринимателями, прочими инвесторами. На данный момент этот вопрос остается открытым, однако нельзя сказать, что попытки организации таких площадок не предпринимаются. В России с 2014 года существует Ассоциация предпринимателей AVANTI, являющаяся общественной площадкой развития бизнес-патриотизма и включающая в себя молодежное движение «Сила».

Таким образом, в условиях сложной международной обстановки для процветания и роста благополучия страны необходимо активизировать все внутренние силы. Следует использовать такие бизнес-решения, которые приносят пользу не только собственному делу, но и идут на благо страны и общества. Недостаток инвестиционных ресурсов негативно влияет на темпы роста всего российского рынка и его отдельные сегменты в частности. Бизнес-патриотизм, как и просто поддержка малого бизнеса, в отдельности не может быть панацеей для экономики, но, безусловно, является немаловажным направлением на пути к оздоровлению и эффективному росту экономики и развития социальной сферы. Ведь малый и средний бизнес играет важную роль в любой стране: он обеспечивает занятость населения, порождает здоровую конкуренцию, насыщает рынок новыми товарами и услугами и обеспечивает нужды крупных предприятий. Многие экономисты считают, что уровнем развития малого предпринимательства определяются показатели экономического развития страны. Логично, что благоприятные условия, созданные для развития малого бизнеса, также позволяют развиваться успешно и стране в целом.

«

I SCIENCE TIME I

Литература:

1. Альхимович И.Н. Предпринимательство как фактор становления социально-экономических условий рыночной модели развития: монография / И.Н. Альхимович // Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова», Министерство образования и науки Российской Федерации. - Архангельск: ИД САФУ, 2014. - 115 с.

2. Официальный сайт Глобального мониторинга предпринимательства [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gemconsortium.org/

3. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы [Электронный ресурс] / Официальный сайт Правительства Российской Федерации. - Режим доступа: http://government.ru/

4. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.gks.ru/

5. Единая межведомственная информационно-статистическая система [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://fedstat.ru/

6. Куянцев И.А., Галачиева С.В., Куянцева И.И. Роль предпринимательства в экономическом и социальном развитии общества // Пространство экономики. -2012. - № 2-2. - С. 39-42.

»

528

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.