Научная статья на тему 'СУЩНОСТЬ БИЗНЕС-ПАТРИОТИЗМА КАК СОВРЕМЕННОГО НАПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА'

СУЩНОСТЬ БИЗНЕС-ПАТРИОТИЗМА КАК СОВРЕМЕННОГО НАПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
218
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИЗНЕС-ПАТРИОТИЗМ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / МАЛЫЙ БИЗНЕС / СРЕДНИЙ БИЗНЕС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Понимаскина Елена Александровна

В исследовании раскрывается сущность бизнес-патриотизма, его роль в предпринимательстве. Оценивается состояние предпринимательства в Российской Федерации, результаты импортозамещения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Понимаскина Елена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СУЩНОСТЬ БИЗНЕС-ПАТРИОТИЗМА КАК СОВРЕМЕННОГО НАПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА»

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ НАУЧНОЙ РАБОТЫ

СУЩНОСТЬ БИЗНЕС-ПАТРИОТИЗМА КАК СОВРЕМЕННОГО НАПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Понимаскина Елена Александровна, Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского, г. Симферополь

Е-mail: ponimaskina.lena@mail. т

Аннотация. В исследовании раскрывается сущность бизнес-патриотизма, его роль в предпринимательстве. Оценивается состояние • предпринимательства в Российской Федерации, результаты импортозамещения.

Ключевые слова: бизнес-патриотизм, предпринимательство, импортозамещение, малый бизнес, средний бизнес.

На современном этапе развития экономики России малое и среднее предпринимательство является важным и полноправным элементом рыночного процесса. Такие предприятия обеспечивают необходимые качества рыночной экономики и выполняют определённые функции, заключающиеся в создании новых рабочих мест, инновационных разработок и внедрений, обеспечении сближения производителя и потребителя, гибкой и адекватной реакция на изменение условий хозяйствования и т.д.

На конец 2015 г. численность субъектов среднего и малого бизнеса, индивидуальных предпринимателей Российской Федерации представляет собой следующее:

- средние предприятия - 13 691;

- малые предприятия - 2 103 780;

- индивидуальные предприниматели - 2 413 800 [3].

Однако существует проблема недолговечности такого предпринимательства. В 2015 году количество прекративших свою деятельность индивидуальных предпринимателей на 20% превысило аналогичный показатель 2014 года. В соответствии с данными доклада «Глобальный мониторинг предпринимательства», который охватывает 70 стран мира, количество

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

российских предпринимателей, функционирующих на рынке более 3,5 лет, составляет всего 3,4%, что является одним из самых низких показателей [1].

В условиях сложной международной обстановки, когда краеугольным камнем экономической безопасности становится проблема продовольственной безопасности, остро стоит вопрос о поиске внутренних производственных бизнес-ресурсов, которые позволили бы полностью обеспечить продукцией внутренний рынок, не допуская дефицита. В этом вопросе немаловажной становится активная поддержка государства, например, использование таких процессов, как постепенная замена импорта на отечественную продукцию.

Первые шаги в вопросах импортозамещения в России были предприняты еще в 2012 году. Например, импортозамещение является одной из целей «Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы» [2]. Однако активный курс на импортозамещение был взят правительством только в 2014 году, когда против России западными государствами был введен ряд торгово-экономических санкций, заставляющий посмотреть на проблему значительно шире. В результате правительство было вынуждено сформировать более масштабную программу, охватывающую большее количество отраслей, в которых задача импортозамещения стала актуальной. С этой целью началось создание правительственных комиссий по импортозамещению, стартовал процесс по созданию пакета нормативных актов по поддержке отечественного производителя со стороны государства.

В результате импорт отдельных товаров сократился, что представлено на графике.

Рис. 1 Импорт отдельных товаров на территорию РФ за 2012-2014 гг.

Источник [4]

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

Подтверждая вышесказанное, из данных таблицы можно увидеть постепенное сокращение ввоза отдельных товаров и товарных групп с 2012 по 2014 год и резкое сокращение импорта в 2015 году. Это, прежде всего, связано с рядом политических и экономических санкций, которые, однако, на данный момент послужили толчком в активизации предпринимательства на курс импортозамещения.

В связи с этим перед правительством становится новая задача -объединить патриотично настроенный бизнес, в дальнейшем позволяющий создавать новые точки экономического роста в РФ. В этот момент и возникает такое понятие, как бизнес-патриотизм.

Основное проявление патриотизма в бизнесе заключается в честном способе ведения своего дела. Предприниматель должен исходить из того, что живя в своей стране, где находится его дом, должны быть и его капиталы, в ней он будет платить налоги. Такое мышление будет активно способствовать формированию оптимальных условий для ведения бизнеса в наших конкретных обстоятельствах.

Основной смысл бизнес-патриотизма России - вернуть капитал в страну, • способствовать развитию экономики, сделать российский бизнес преуспевающим, привнести в него новые силы и идеи. В каком-то смысле бизнес -патриотизм - это формирование патриотического мышления у предпринимателей.

Бизнес-патриотизм стоит понимать в широком смысле, подразумевая различные формы и виды предпринимательской деятельности, так или иначе направленные на достижение определенных значимых в данной сфере экономических и социальных показателей.

Бизнес-патриотизм

Рис. 2 Широкое понятие термина «бизнес-патриотизм» В какой-то мере бизнес-патриотизм можно воспринимать как

172

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

отечественные стартапы, ориентированные на внутренний рынок и использующие отечественных поставщиков. Но это не полностью раскрывает сущность понятия. Однако, воспринимая бизнес-патриотизм в этом ключе, можно заявить, что в России, по сравнению с другими странами, этому направлению не уделяется должного внимания. Бизнес-патриотизм является достаточно развитым и популярным направлением предпринимательства в зарубежных странах. Доля малого бизнеса в ВВП крупнейших стран составляет более 50 %, в то время как в России это 10-12% [3].

Несмотря на активизацию государства и предпринимательского сообщества в области бизнес-патриотизма, это направление находится на стадии развития и имеет ряд проблем.

Финансирование - основная проблема большинства стартапов. Поскольку зачастую личных средств начинающий предпринимателей не хватает, а привлечь финансирование извне достаточно сложно или же вовсе не представляется возможным по ряду причин, таких как отсутствие возможности поиска инвестора, высоких процентных ставок по кредитам и др. Несмотря на большое количество предлагаемых банками кредитных продуктов для малого бизнеса, • проблема кредитования стартапов действительно является актуальной, поскольку банкам невыгодно выдавать кредиты молодым предприятиям, так как риски невозврата денежных средств высоки.

Проблему финансирования в какой-то мере могло бы решить существование определенных площадок, связывающих предпринимателя-стартапера, желающего развивать патриотический бизнес, с заинтересованными органами власти, другими предпринимателями, прочими инвесторами. На данный момент этот вопрос остается открытым, однако нельзя сказать, что попытки организации таких площадок не предпринимаются. В России на данный момент уже существует молодежное движение «Сила», действующее на основе общественной площадки развития бизнес-патриотизма - Ассоциации предпринимателей АУАКТ!

Подводя итоги, можно сказать, что в условиях сложной международной обстановки для процветания и роста страны необходимо активизировать все внутренние силы. Необходимо использовать такие бизнес-решения, которые приносят пользу не только собственному делу, но и идут на благо страны в целом. Объявленный правительством курс на импортозамещение дает серьезный шанс российскому предпринимательству. Оно предназначено для создания рабочих мест, сокращения спроса на иностранную валюту, стимулирования инноваций. Благодаря определенным мерам в сфере импортозамещения существует возможность сделать страну самостоятельной в критически важных областях, таких как продовольствие, оборона и передовые технологии. Бизнес-

173

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

патриотизм также можно назвать одним из современных направлений развития предпринимательства, способствующих политике импортозамещения.

Бизнес-патриотизм направление не новое, однако в современных условиях представляется в ином понимании, в отличие от обычного предпринимательства. Одной из его проблем является финансирование, что обуславливает необходимость создания и развития площадок, на которых предприниматели могли бы представить свой проект или идею с целью поиска заинтересованных инвесторов.

Бизнес-патриотизм, как и просто поддержка малого бизнеса, в отдельности не может быть панацеей для экономики, но, безусловно, является немаловажным направлением на пути к оздоровлению и эффективному росту экономики.

Литература:

1. Официальный сайт Глобального мониторинга предпринимательства [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gemconsortium.org/

2. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования • рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы [Электронный ресурс] / Официальный сайт Правительства Российской Федерации. - Режим доступа: http://government.ru/

3. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.gks.ru/

4. Единая межведомственная информационно-статистическая система [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://fedstat.ru/

174

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.