Научная статья на тему 'Экономический патриотизм учащейся молодежи: анализ понятия в психолого-педагогической теории и практике'

Экономический патриотизм учащейся молодежи: анализ понятия в психолого-педагогической теории и практике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
114
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПАТРИОТИЗМ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ / ECONOMIC PATRIOTISM OF STUDENTS / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ / ECONOMIC VALUES / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ / ECONOMIC ACTIVITY / ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / THEORETICAL AND METHODOLOGICAL ANALYSIS / ECONOMIC / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РЫНОК / ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Оринина Лариса Владимировна, Овсянникова Елена Александровна

Настоящее исследование направлено на изучение феномена экономического патриотизма в современной педагогической теории и практике с позиций системно-феноменологического подходов. Цель. Проанализировать феномен экономического патриотизма учащейся молодежи в отечественной и зарубежной педагогике на основании имеющейся информации; провести теоретико-методологический анализ дефиниции «экономический патриотизм учащейся молодежи». Задачи. Определить способы и пути формирования экономического патриотизма учащейся молодежи в условиях экономических перемен в России. Методология. В настоящей работе с помощью общих методов научного познания рассмотрены основные аспекты проблемы патриотического воспитания учащейся молодежи. Результаты. Современная экономическая система российского рынка требует принятия системных, адекватных и неотложных мер по защите интересов личности, коллектива, народа и государства по каждому из направлений, которые, в свою очередь, должны включать мероприятия управленческого, идеологического и психологического характера. Одним из важнейших ресурсов и направлений работы по консолидации сил общества в деле противостояния угрозам глобализации, преодоления ее последствий и использования возможностей, возникающих в ходе этого процесса, является экономический патриотизм. В связи с этим обоснованы основные подходы к анализу современных экономических процессов с точки зрения изучения проблемы формирования экономического патриотизма на международном, общероссийском и университетском уровнях. Выводы Изучение феномена экономического патриотизма в педагогической теории и практике показало, что данная проблема является на сегодняшний день актуальной и требующей дальнейшего рассмотрения, что свидетельствует о необходимости ее разработки с позиций технологического подхода, позволяющего разработать методику повышения уровня формирования экономического патриотизма у студентов университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Оринина Лариса Владимировна, Овсянникова Елена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Economic Patriotism among Students: Analysis of the Concept in Theoretical and Practical Psychology and Pedagogy

This study is aimed at examining the phenomenon of economic patriotism in the modern theoretical and practical pedagogy from the perspective of a systematic phenomenological approach. Aim. This study aims to analyze the phenomenon of economic patriotism among students in the Russian and foreign pedagogy based on the available information and perform a theoretical and methodological analysis of the definition of “economic patriotism of students”. Tasks. This study identifies the means and ways of economic patriotism formation among students in the context of economic changes in Russia. Methods. This study uses general methods of scientific cognition to examine the key aspects of the problem of patriotic education of students. Results. The modern economic system of the Russian market requires the adoption of systematic, adequate and urgent measures aimed at protecting the interests of the individuals, community, nation and government across all directions, which should in turn include managerial, ideological and psychological measures. Economic patriotism is one of the crucial resources and directions for consolidating the efforts of the society in confronting the threats posed by globalization, overcoming its consequences and making the most of the opportunities that this process presents. In this regard, major approaches to the analysis of the current economic processes are substantiated from the perspective of the formation of economic patriotism at an international, Russian, and university level. Conclusion. Examination of the phenomenon of economic patriotism in theoretical and practical pedagogy shows that this problem is urgent and requires further consideration, which indicates the need for its development using a technological approach that would make it possible to develop a methodology for increasing the level of formation of economic patriotism among university students.

Текст научной работы на тему «Экономический патриотизм учащейся молодежи: анализ понятия в психолого-педагогической теории и практике»

Экономический патриотизм учащейся молодежи: анализ понятия в психолого-педагогической теории и практике

Economic Patriotism among Students: Analysis of the Concept in Theoretical and Practical Psychology and Pedagogy

Оринина Лариса Владимировна

доцент Магнитогорского государственного технического университета им. Г. И. Носова, кандидат педагогических наук, доцент 455000, г. Магнитогорск, пр. Ленина, 38

Larisa V. Orinina

Nosov Magnitogorsk State Technical University Lenina Ave 38, Magnitogorsk, Russian Federation, 455000

CK

со

со <

o.

CK

ш

i-<

0.

УДК 378.02 Q

CK

s

Q.

О

Ш ICK <

о

Ш T

Овсянникова Елена Александровна

доцент Магнитогорского государственного технического университета им. Г. И. Носова, кандидат педагогических наук, доцент 455000, г. Магнитогорск, пр. Ленина, д. 38

Elena A. Ovsyannikova

Nosov Magnitogorsk State Technical University Lenina Ave 38, Magnitogorsk, Russian Federation, 455000

0

1

О ^

О

Настоящее исследование направлено на изучение феномена экономического патриотизма в современной педагогической теории и практике с позиций системно-феноменологического подходов.

Цель. Проанализировать феномен экономического патриотизма учащейся молодежи в отечественной и зарубежной педагогике на основании имеющейся информации; провести теоретико-методологический анализ дефиниции «экономический патриотизм учащейся молодежи».

Задачи. Определить способы и пути формирования экономического патриотизма учащейся молодежи в условиях экономических перемен в России.

Методология. В настоящей работе с помощью общих методов научного познания рассмотрены основные аспекты проблемы патриотического воспитания учащейся молодежи. Результаты. Современная экономическая система российского рынка требует принятия системных, адекватных и неотложных мер по защите интересов личности, коллектива, народа и государства по каждому из направлений, которые, в свою очередь, должны включать мероприятия управленческого, идеологического и психологического характера. Одним из важнейших ресурсов и направлений работы по консолидации сил общества в деле противостояния угрозам глобализации, преодоления ее последствий и использования

возможностей, возникающих в ходе этого процесса, является экономический патриотизм. В связи с этим обоснованы основные подходы к анализу современных экономических процессов с точки зрения изучения проблемы формирования экономического патриотизма на международном, общероссийском и университетском уровнях. Выводы Изучение феномена экономического патриотизма в педагогической теории и практике показало, что данная проблема является на сегодняшний день актуальной и требующей дальнейшего рассмотрения, что свидетельствует о необходимости ее разработки с позиций технологического подхода, позволяющего разработать методику повышения уровня формирования экономического патриотизма у студентов университета. Ключевые слова: экономический патриотизм учащейся молодежи, экономические ценности, экономическая активность, теоретико-методологический анализ, экономический кризис, международный экономический рынок, импортозамещение

This study is aimed at examining the phenomenon of economic patriotism in the modern theoretical and practical pedagogy from the perspective of a systematic phenomenological approach.

Aim. This study aims to analyze the phenomenon of economic patriotism among students

^ in the Russian and foreign pedagogy based on ^ the available information and perform a theo™ retical and methodological analysis of the g definition of "economic patriotism of stu-к dents".

Tasks. This study identifies the means and ways

^ of economic patriotism formation among stu-

^ dents in the context of economic changes in

^ Russia.

к Methods. This study uses general methods of

E^ scientific cognition to examine the key aspects

2 of the problem of patriotic education of stu-

h dents.

к

< Results. The modern economic system of the

^ Russian market requires the adoption of sys-

^ tematic, adequate and urgent measures aimed

at protecting the interests of the individuals, i community, nation and government across all

directions, which should in turn include managerial, ideological and psychological measures. Economic patriotism is one of the crucial resources and directions for consolidating the efforts of the society in confronting the threats posed by globalization, overcoming its consequences and making the most of the opportunities that this process presents. In this regard, major approaches to the analysis of the current economic processes are substantiated from the perspective of the formation of economic patriotism at an international, Russian, and university level.

Conclusion. Examination of the phenomenon of economic patriotism in theoretical and practical pedagogy shows that this problem is urgent and requires further consideration, which indicates the need for its development using a technological approach that would make it possible to develop a methodology for increasing the level of formation of economic patriotism among university students. Keywords: economic patriotism of students, economic values, economic activity, theoretical and methodological analysis, economic

В период изменения рыночных отношений все более актуальным становится вопрос об эффективных формах замещения дефицита отечественных товаров промышленного производства, возвращении рабочих мест на производство и повышении престижности рабочих профессий.

Одним из наиболее значимых субъектов труда всегда была и остается молодежь как наиболее прогрессивная часть общества, на которую во все времена делало ставку руководство страны [1]. Участие молодых людей в предпринимательской деятельности могло бы существенным образом повысить уровень экономического патриотизма студенчества. Необходим поиск новых методологических и стратегических подходов в воспитании и профессиональной подготовке молодежи, что возможно лишь при условии формирования у ее представителей экономического патриотизма в рамках программы импортозамещения продуктов и промышленных товаров.

Формирование у студенческой молодежи экономического патриотизма поможет, на наш взгляд, не только решить проблему экономического кризиса в стране, но и приведет к повышению экономической ответственности, а также экономической культуры молодых людей, значительная часть которых в наши дни ориентирована в основном на личное обогащение и быстрый карьерный рост. В силу этих факторов заинтересованность молодежи в подъеме отечественного бизнеса и стабилизации ситуации на экономическом рынке России проявляется на низком уровне, что и делает в глазах современного студенчества более привлекательными с экономической точки зрения западные страны.

Актуальность исследования на международном уровне обусловлена тем, что современная экономическая ситуация в России выявила необходимость в подготовке предпринимателей принципиально нового уровня экономического мышления и поведения, способных к реализации эффективных ко-пинг-стратегий в экономических интересах России.

Экономическое положение на современном российском и международном рынке, действие экономических санкций предъявляет новые требования к менталитету российских предпринимателей, основным показателем которого, помимо новой системы ценностей, является экономический патриотизм учащейся молодежи. В частности, во Франции необходимость введения данного понятия в научный оборот была обусловлена проявлением экономической нестабильности и потерей экономических позиций страны в конце 1990-х гг.

На международном уровне актуальность рассмотрения проблемы формирования экономического патриотизма подчеркивалась в принятой в 2010 г. новой европейской стратегии экономического развития на ближайшие 10 лет «Европа-2020». В ней перечисляются три основных фактора укрепления экономики:

• разумный рост, включающий развитие экономики, основанное на знаниях и инновациях;

• устойчивый рост: создание экономики, основанной на целесообразном использовании ресурсов, экологии и конкуренции;

• всеобъемлющий рост: способствование повышению уровня занятости населения, достижению социального и территориального согласия [2].

Для того чтобы государства — члены Европейского союза (ЕС) смогли адаптировать стратегию «Европа-2020» к своей конкретной ситуации, Европейская комиссия предлага-

ет государствам трансформировать цели ЕС в свои национальные стратегии. Эффективность действия вышеуказанных факторов, на наш взгляд, может быть достигнута средствами формирования экономического патриотизма студентов современного российского вуза как потенциальных будущих предпринимателей и управленцев нового формата.

На общероссийском уровне актуальность темы исследования связана с поручением Президента РФ В. В. Путина по итогам 37-го заседания Российского организационного комитета «Победа». Высшим исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации предложено разработать региональные программы (планы) патриотического воспитания граждан с учетом целей, задач и положений государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» и обеспечить их выполнение.

В России на сегодняшний день произошли существенные изменения как социально-экономического, так и ценностно-ориентацион-ного характера, что, в свою очередь, повлияло на состояние внутреннего и внешнего экономического рынка, обострив проблемы экономического кризиса и необходимость реализации на данном фоне программы импор-тозамещения. Данный факт актуализировал и новые функции экономического развития регионов, способных передать стране новые, перспективные и конкурентоспособные кадры — представителей современной студенческой молодежи, способных эффективно реализовать современные экономические цели РФ за счет развития своих предпринимательских ресурсов [1].

По мнению исследователей, глобализация, понимаемая как процесс трансформации человека и окружающего его мира под влиянием и в интересах глобальной экспансии капитала, с особой остротой ставит вопрос о сохранении независимости и о выживании личности, коллектива, народа и государства [3]. Одним из важнейших ресурсов и направлений работы по консолидации сил общества в деле противостояния угрозам глобализации, преодоления ее последствий и использования возможностей, возникающих в ходе этого процесса, является экономический патриотизм. Он имеет место в реальной жизни, но данный феномен пока не нашел должного отражения в научной литературе, идейно-воспитательной работе и практике государственного управления. Формирование экономического патриотизма студенческой молодежи не ограничивается названными выше проблемами. С одной стороны, в связи с последними событиями, произошедши-

ми в стране и мире, а также в соответствии ~ с программой импортозамещения, в обществе х

со

наметилась ярко выраженная тенденция ин- ™ тереса к товарам отечественных производите- ^ лей. С другой стороны, российская молодежь ^ пока не может рассматриваться как ценный н кадровый ресурс с высоким уровнем эконо- ^ мической активности, который мог бы су- ^ щественным образом повлиять на изменение | экономической ситуации как на внутреннем, д так и на международном рынке. н

Объектом нашего исследования является < воспитательное пространство университета " в условиях современного экономического ^ рынка, а его предметом — процесс форми- | рования экономического патриотизма у сту- ^ дентов в современных геополитических ус- т ловиях России. Мы исходили из предположения, в соответствии с которым процесс формирования экономического патриотизма у студентов университета будет эффективен, если реализуется следующий комплекс педагогических условий:

1. развитие экономической мобильности учащейся молодежи;

2. организация партнерских отношений между вузом и организациями-работодателями по вовлечению представителей молодежи в будущую профессиональную деятельность;

3. разработка и реализация программы студенческого бизнес-инкубатора.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой исследования были определены следующие задачи:

• проанализировать состояние исследуемой проблемы в педагогической теории и практике, уточнить признаки содержания базовых понятий «экономический патриотизм студентов» и «формирование экономического патриотизма у студентов университета»;

• разработать и обосновать теоретико-методологический аппарат понятия «экономический патриотизм студентов»;

• теоретически обосновать и экспериментально проверить комплекс педагогических условий, способствующих повышению эффективности формирования гражданской компетенции у студентов университета;

• на основе результатов исследования разработать и внедрить в учебный процесс методику формирования экономического патриотизма студентов университета.

В процессе исследования был теоретически обоснован и подвергнут экспериментальной проверке комплекс педагогических условий, способствующих повышению эффективности формирования экономического патриотизма студентов университета, а также разработана методика формирования экономического па-

| триотизма. В качестве базовых компонентов,

х составляющих структуру экономического паса

™ триотизма студентов технического вуза, мы ^ рассматриваем когнитивную (интеллектуаль-^ ную или рациональную), рефлексивно-оценочна ную (эмоционально-чувственную), мотиваци-¡^ онную и деятельностную составляющие. ^ Когнитивный компонент экономическо-| го патриотизма проявляется в наличии у о студента информации и системы компетен-н ций относительно экономической ситуации 5 в стране, предприятий малого и среднего

0 бизнеса, направленного на производителя ^ отечественных товаров и услуг, а также в

1 высоком уровне экономической культуры и о позитивном экономическом мышлении, высо-го ком уровне познавательного (когнитивного)

интереса к экономическим и социально-политическим событиям своей страны, имеющихся навыках грамотного вычленения и систематизации информационного потока, способствующих принятию соответствующих решений в пользу поддержки отечественных производителей и, в конечном итоге, ко всему российскому.

Рефлексивно-оценочный компонент связан с психологической составляющей экономического патриотизма и предполагает наполненность студента верой в свою страну, ее позитивное экономическое и политическое будущее; оптимизмом относительно своего будущего и будущего своих сограждан; толерантностью к временным кризисам, в том числе экономического характера; высоким уровнем адаптивности к стрессовым факторам жизни; высоким уровнем гибкости в межличностных контактах.

Мотивационный компонент экономического патриотизма проявляется в формируемых у студентов мотивах и намерениях, связанных с ориентацией на отечественное; он относится к построению системы ценностей и, в конечном итоге, мировоззренческой составляющей, включающей в себя принципы, связанные с поддержкой отечественных производителей товаров и услуг, убеждение в экономически благоприятном будущем страны и благоприятных возможностях для преодоления экономического кризиса, желание видеть свою страну процветающей державой.

Деятельностный компонент экономического патриотизма проявляется в выборе студентом поведенческих стратегий, связанных с его вовлечением в органы студенческого самоуправления по вопросам участия в конкурсах студенческих грантов, межвузовских и международных конференциях и бизнес-проектах, посвященных теме актуальности фермерских хозяйств и поддержки отечественного предпринимательства в России.

В отношении проблемы формирования экономического патриотизма уместно, на наш взгляд, говорить о следующих принципах построения данного процесса у студентов технического университета:

1) принципы, характеризующие требования к процессу формирования экономического патриотизма (обусловленности функций воспитания его целями, оптимальности соотношения интра- и инфрафункций процесса формирования экономического патриотизма, комплексности, оперативности, оптимальности, простоты, научности, согласованности, многоаспектности);

2) принципы, определяющие направление процесса формирования у студентов экономического патриотизма (концентрации, преемственности, адаптивности, непрерывности, ритмичности);

3) принципы, положенные в основу теории и практики процесса формирования экономического патриотизма у студентов;

4) принцип «Новая система экономических ценностей — человек», в основе которого лежит аксиологический подход;

5) развитие как общий и доминирующий принцип;

6) экономическое самоопределение как принцип, отражающий характер процесса создания и реализации системы представлений индивида об определенном экономическом пространстве, в рамках которого происходит формирование экономического патриотизма;

7) принцип личностной ориентации, основывающийся на том, что каждый студент должен подняться до осознания своей патриотической позиции в экономике, своей экономической культуры, что, в свою очередь, является его личным правом и глубоко продуманным выбором;

8) принцип экономической мобильности;

9) принцип экономического саморазвития; 10) принцип субъективности как базовая категория антропологической педагогики и психологии, в соответствии с которым мы должны рассмотреть процесс формирования экономического патриотизма с позиций системно-феноменологического, аксиологического, информационно-коммуникативного, историко-культурологическо-го и деятельностного подходов как теоретической основы изучения и организации процесса в целом.

Таким образом, изучение феномена экономического патриотизма учащейся молодежи в современной педагогической теории и практике показывает, что данная проблема является актуальной и требующей дальнейшего осмысления. Она определяется состоянием

современного экономического рынка и процессами глобализации и помогает определить одно из важнейших направлений в работе с молодежными студенческими объединениями в образовательном пространстве России.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Нами было доказано, что эффективность процесса формирования экономического патриотизма у студентов вуза обеспечивается за счет реализации следующего комплекса педагогических условий:

• развитие экономической мобильности учащейся молодежи на примере студентов технического университета;

• организация партнерских отношений между вузом и организациями-работодателями по вовлечению представителей молодежи в будущую профессиональную деятельность;

• разработка и реализация программы студенческого бизнес-инкубатора.

Литература

1. Вербицкая Н. О., Оринина Л. В. Анализ понятия «экономический патриотизм» в современной России: системно-феноменологический подход // Фундаментальные исследования. 2014. № 11 (Ч. 10). С. 2248-2252.

2. Можейко А. Г. Свободное время (досуг) как эконо- ^ мическая ценность // Молодежь и XXI век: Сб. tz мат-лов III Междунар молодежной научн. конф. ™ (Курск, 25-28 апреля). Курск, 2011. С. 54-58. <

3. Клинова М. В. Новый «экономический патриотизм» ос в Европе: хорошо забытое старое? // Мировая эко- l-номика и международные отношения. 2008. № 4. ^ С. 32-41. ^

References 1

1. Verbitskaya N. O., Orinina L. V. Analiz ponyatiya «eko- 2 nomicheskiy patriotizm» v sovremennoy Rossii: sistem- ^ no-fenomenologicheskiy podkhod [Analysis of the con- ^ cept "economic patriotism" in modern Russia: Systemic 2 and phenomenological approach]. Fundamental'nye ^ issledovaniya, 2014, no. 11-10, pp. 2248-2252.

2. Mozheyko A. G. Svobodnoe vremya (dosug) kak eko-nomicheskaya tsennost' [Free time (leisure) as an ^ economic value]. Molodezh' i XXI vek: mat. III Mezhdunar. molodezh. nauch. konf. Kursk, 25— 28 aprelya, 2011 g. V 3 ch. [Youth and the 21st century. Proc. 3rd int. youth sci. conf. Kursk, April 2528, 2011. In 3 pt.]. Kursk: Southwestern State Univ. Publ., 2011, pt. 2. 248 p.

3. Klinova M. V. Novyy «ekonomicheskiy patriotizm» v Evrope: khorosho zabytoe staroe? [New "economic patriotism" in Europe: A well-forgotten old?]. Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya, 2008, no. 4, pp. 32-41.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.