Научная статья на тему 'Стратегии формирования экономического патриотизма у представителей студенческой молодежи в условиях глобальных перемен в стране'

Стратегии формирования экономического патриотизма у представителей студенческой молодежи в условиях глобальных перемен в стране Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
101
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СРЕДА / КАДРОВЫЙ РЕСУРС / ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / РЫНОЧНЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПАТРИОТИЗМ / ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ОТРАСЛИ / YOUTH / PROFESSIONAL ENVIRONMENT / HUMAN RESOURCES / IMPORT SUBSTITUTION / MARKET ECONOMIC SECTOR / ECONOMIC PATRIOTISM / MANUFACTURING INDUSTRIES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Оринина Л. В., Кашуба И. В.

В статье раскрываются специфические особенности студенческой молодежи как ценного социального и кадрового ресурса современной России с точки зрения ее потенциального рассмотрения как ключевой составляющей основных производственных отраслей. В работе также охарактеризован феномен формирования экономического патриотизма учащейся молодежи с точки зрения импортозамещения и вовлечения молодых кадров в профессиональный сектор экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Strategies of students'' economic patriotism development in the context of global changes in the country

The article describes students' specific features as a valuable social and human resource of the modern Russia in terms of its potential consideration as a key component of the major manufacturing industries. The authors discuss the phenomenon of the students economic patriotism development in the context of import substitution and involvement of young staff in the professional sector of the economy.

Текст научной работы на тему «Стратегии формирования экономического патриотизма у представителей студенческой молодежи в условиях глобальных перемен в стране»

УДК 378.1

Оринина Лариса Владимировна

Orinina Larisa Vladimirovna

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова

Кашуба Инесса Валерьевна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова

СТРАТЕГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПАТРИОТИЗМА У ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛЬНЫХ ПЕРЕМЕН В СТРАНЕ

PhD in Education Science, Assistant Professor, Education Science Department, Magnitogorsk State Technical University

Kashuba Inessa Valeryevna

PhD in Education Science, Assistant Professor, Education Science Department, Magnitogorsk State Technical University

STRATEGIES OF STUDENTS' ECONOMIC PATRIOTISM DEVELOPMENT IN THE CONTEXT OF GLOBAL CHANGES IN THE COUNTRY

Аннотация:

В статье раскрываются специфические особенности студенческой молодежи как ценного социального и кадрового ресурса современной России с точки зрения ее потенциального рассмотрения как ключевой составляющей основных производственных отраслей. В работе также охарактеризован феномен формирования экономического патриотизма учащейся молодежи с точки зрения импортозамещения и вовлечения молодых кадров в профессиональный сектор экономики.

Ключевые слова:

молодежь, профессиональная среда, кадровый ресурс, импортозамещение, рыночный сектор экономики, экономический патриотизм, производственные отрасли.

Summary:

The article describes students' specific features as a valuable social and human resource of the modern Russia in terms of its potential consideration as a key component of the major manufacturing industries. The authors discuss the phenomenon of the students economic patriotism development in the context of import substitution and involvement of young staff in the professional sector of the economy.

Keywords:

youth, professional environment, human resources, import substitution, market economic sector, economic patriotism, manufacturing industries.

В настоящее время изменившихся рыночных отношений все более актуальным становится вопрос о нахождении эффективных форм заполнения вакуума на рынке товаров и услуг, о возвращении рабочих мест на производство и повышении престижности рабочих профессий. Одним из наиболее значимых профессиональных субъектов труда всегда была и остается молодежь как наиболее прогрессивная часть общества, на которую во все времена делало ставку высшее руководство страны. В качестве доказательства приведем лишь некоторые нормативные документы, регламентирующие деятельность молодежных, в том числе студенческих, организаций на рынке труда РФ, а также подтверждающие приоритетность идей научного и профессионально значимого характера учащейся молодежи на сегодняшний день:

- «О мерах государственной поддержки талантливой молодежи» - Указ Президента РФ от 29.02.2008 г. № 283;

- «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» -Федеральный закон № 98-ФЗ (принят ГД ФС РФ 26.05.1995 г.) (в ред. от 22.08.2004 г.);

- «О некоторых вопросах деятельности Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации» - постановление Правительства РФ от 10.12.2008 г. № 948;

- «О стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации» - распоряжение Правительства РФ от 18.12.2006 г. № 1760.

Рассмотрев особенности нормативной базы в сфере молодежной политики, обратимся непосредственно к вопросу о феномене молодежи как основного кадрового ресурса промышленных отраслей в России сегодня. Для этого остановимся на ключевых определениях данного понятия, а также характеристике основных феноменологических признаков молодежи на настоящий момент.

Согласно общепринятому определению, молодежь - это социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и социально-психологических свойств, которые определяются общественным строем, закономерностями социализации и воспитания [1, р. 456]. Саймон Фрис под молодежью понимает «некий социальный конструкт, обобщенный образ для выделения людей более или менее определенного возраста [2].

Ориентируясь на вышеприведенные характеристики, мы в свою очередь понимаем под учащейся молодежью социокультурную группу схожих по возрастному составу людей, которые интегрированы в учебно-воспитательный процесс образовательного учреждения как определенная совокупность людей, объединенных общими целями и обладающих некими обобщенными социально-психологическими характеристиками, волевыми мотивами, социальными установками и направленностью.

Обратимся теперь к рассмотрению интегративных признаков молодежи как определенной социально-демографической группы. В статье, посвященной проблемам определения молодежи как специфической социальной группы, О.И. Белый так обозначил ключевые признаки молодежи:

- экономическая независимость;

- личная самостоятельность;

- самостоятельное распоряжение средствами (ресурсами) для осуществления намерений и реализации целей;

- создание собственного, независимого от родителей очага [3, с. 23].

К данным характеристикам считаем целесообразным добавить также такие феноменологические признаки современной учащейся молодежи, как:

- ярко выраженная тенденция к целеполаганию;

- четкая сфокусированность личностных мотивов;

- тенденция к образованию молодежных коопераций по интересам и потребностям, в том числе профессионального характера;

- желание работать не только в команде, но и на себя;

- видение цели в краткосрочной перспективе.

Все вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что избежание экономического кризиса в современной России возможно лишь при условии, что работодатели - руководители крупных, прежде всего промышленных предприятий начнут всерьез рассматривать молодежь не просто как определенную социально-демографическую группу людей, которой можно эффективно управлять, но прежде всего как ценный и, возможно, единственный мощный кадровый ресурс на современном рынке услуг. Необходимо скорректировать ситуацию в сторону купирования массового оттока абитуриентов, особенно из небольших провинциальных городов, вследствие закрытой кадровой политики промышленных предприятий, создать условия для повышения престижности рабочих профессий, вернув престиж таких специальностей, как «металлург», «сварщик», «проектировщик», «специалист по конструированию технологических машин и комплексов», «слесарь-ремонтник», «дозировщик» и т. д. Таким образом, небольшим городам будет предоставлена уникальная возможность избежать «консервирования» глобальных промышленных объектов вследствие их нерентабельности и незанятости на них молодежи. Все это, в свою очередь, возможно лишь при условии формирования у представителей современной молодежи экономического патриотизма в рамках импортозамещения импортных продуктов и промышленных товаров. В связи с этим обозначим основные понятия в рамках заявленной темы.

Экономический патриотизм - это осознанное, основанное на личных убеждениях отношение человека к окружающей реальности, в основе которого лежит стремление к защите и продвижению экономических интересов своего социума, а также поведение личности, соответствующее этому отношению [4, с. 2249].

Исторически подавляющее большинство экономически активной молодежи (80 %) вплоть до середины 80-х гг. ХХ в. было занято на производстве, из них 37,5 % - в промышленности. За 10 лет количество молодежи, занятой в промышленности, сократилось до 22 %. В 2010 г. происходит кардинальное изменение ситуации: 67 % населения до 30 лет заняты в непроизводственной сфере и лишь 33 % молодежи трудятся на производстве. Если проанализировать ситуацию на экономическом рынке России, то можно отследить, что во всех приоритетных отраслях промышленности РФ, таких как металлургическая, судостроительная, лесная, агропромышленная, машиностроительная, теплоэнергетическая, транспортная и др., наблюдаются резкое падение производства (во многих регионах России до 40 %), неудачная конверсия, недостаток сырья, отсутствие востребованности данной промышленной сферы у потенциальных работников, высокий уровень экономической безработицы, массовое старение занятого на производстве населения и резкий отток работоспособного молодого поколения (до 45-50 %) в центральные районы России или столицы.

По результатам опроса, проведенного на базе ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова», большая часть студентов старших курсов называют следующие причины таких массовых профессиональных миграций:

- низкий уровень заработных плат на промышленных предприятиях города (23 %);

- закрытая кадровая политика на градопромышленных предприятиях (17 %);

- низкий рейтинг в оценке престижности будущей рабочей профессии, с которой «невозможно хорошо устроиться в жизни и сделать карьеру» (45 %);

- отсутствие перспектив личностного и профессионального роста в родном городе (15 %). Данные факты свидетельствуют о том, что в настоящее время студенческая молодежь

действительно является важнейшим кадровым ресурсом профессиональной сферы, делая ставки на который можно всерьез рассматривать вопрос о финансово-экономическом возрождении России.

Таким образом, считаем, что высокий уровень сформированности экономического патриотизма у выпускников технических вузов будет способствовать:

- повышению уровня как жизненной, так и профессиональной мотивации студенческой молодежи;

- росту благосостояния, приобретению экономической независимости от родителей за счет стопроцентного трудоустройства на промышленные предприятия родных городов;

- увеличению экономической мобильности в сторону заинтересованности товарами отечественного производства;

- развитию стратегий совладающего поведения в период экономического кризиса и безработицы;

- формированию преемственности в иерархии «вуз - производство - обучение и стажировки - карьерный рост на производстве»;

- повышению заинтересованности в реализации долгосрочных экономических проектов, связанных с модернизацией промышленных объектов производственного значения.

Ссылки:

1. Frith S. The Sociology of Youth. London, 1991. P. 13-16.

2. Ibid.

3. Белый О.И. Определение понятия «молодежь» // Теория и практика общественного развития. 2012. № 12. С. 23-24.

4. Вербицкая Н.О., Оринина Л.В. Анализ понятия «экономический патриотизм» в современной России: системно-феноменологический подход // Фундаментальные исследования. 2014. № 11, ч. 10. С. 2248-2252.

References:

Beliy, OI 2012, 'The definition of "youth" concepts', Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya, no. 12, pp. 23-24, (in Russian).

Frith, S 1991, The Sociology of Youth, London, pp. 13-16.

Verbitskaya, NO & Orinina, LV 2014, 'Analysis of the concept of "economic patriotism" in modern Russia: the systemic-phenomenological approach', Fundamental'nyye issledovaniya, no. 11, part. 10, pp. 2248-2252, (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.