Научная статья на тему 'Воспитание экономического патриотизма у представителей студенческой молодежи в условиях глобальных перемен в стране'

Воспитание экономического патриотизма у представителей студенческой молодежи в условиях глобальных перемен в стране Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
346
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СРЕДА / КАДРОВЫЙ РЕСУРС / ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / РЫНОЧНЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПАТРИОТИЗМ / ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ОТРАСЛИ / YOUTH / PROFESSIONAL ENVIRONMENT / HUMAN RESOURCES / IMPORT SUBSTITUTION / MARKET ECONOMY / ECONOMIC PATRIOTISM / AND MANUFACTURING INDUSTRIES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Вербицкая Н. О., Оринина Л. В., Стреляева В. С.

В статье раскрываются специфические особенности студенческой молодежи как ценного социального и кадрового ресурса современной России с точки зрения её потенциального рассмотрения как основной составляющей основных производственных отраслей. Приводятся ключевые признаки молодежи с позиций системно-феноменологического подхода, их основные личностные и профессиональные потребности; дается оценка доли молодых кадров в профессиональных отраслях российской экономики. Обосновывается актуальность проблемы формирования экономического патриотизма студенческой молодежи и рассмотрения особенностей нормативной базы в сфере молодежной политики, а также вопрос о феномене молодежи как основного кадрового ресурса промышленных отраслей в России сегодня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article reveals specific features of students as a valuable social and human resource of modern Russia from the point of view of its potential as a key component of the consideration of the main production sectors. In addition, this article provides the key features of the youth from the standpoint of systemic-phenomenological approach, the basic personal and professional needs of today's youth; assesses the proportion of young staff in the professional sectors of the Russian economy. Substantiates the urgency of the problem of formation of economic patriotism of students and review the features of regulatory framework in the field of youth policy, as well as the question of the phenomenon of young people as key personnel resource industries in Russia today.

Текст научной работы на тему «Воспитание экономического патриотизма у представителей студенческой молодежи в условиях глобальных перемен в стране»

УДК 377 / 378.035.6 - 057.87 : 338

Н. О. Вербицкая, Л. В. Оринина, В. С. Стреляева

Воспитание экономического патриотизма у представителей студенческой молодежи в условиях глобальных перемен в стране

В статье раскрываются специфические особенности студенческой молодежи как ценного социального и кадрового ресурса современной России с точки зрения её потенциального рассмотрения как основной составляющей основных производственных отраслей. Приводятся ключевые признаки молодежи с позиций системно-феноменологического подхода, их основные личностные и профессиональные потребности; дается оценка доли молодых кадров в профессиональных отраслях российской экономики. Обосновывается актуальность проблемы формирования экономического патриотизма студенческой молодежи и рассмотрения особенностей нормативной базы в сфере молодежной политики, а также вопрос о феномене молодежи как основного кадрового ресурса промышленных отраслей в России сегодня.

The article reveals specific features of students as a valuable social and human resource of modern Russia from the point of view of its potential as a key component of the consideration of the main production sectors. In addition, this article provides the key features of the youth from the standpoint of systemic-phenomenological approach, the basic personal and professional needs of today's youth; assesses the proportion of young staff in the professional sectors of the Russian economy. Substantiates the urgency of the problem of formation of economic patriotism of students and review the features of regulatory framework in the field of youth policy, as well as the question of the phenomenon of young people as key personnel resource industries in Russia today.

Ключевые слова: молодежь, профессиональная среда, кадровый ресурс, импортозамещение, рыночный сектор экономики, экономический патриотизм, производственные отрасли.

Key words: youth, professional environment, human resources, import substitution, market economy, economic patriotism, and manufacturing industries.

В период изменения рыночных отношений все более актуальным становится вопрос об эффективных формах замещения дефицита отечественных товаров промышленного производства, о возвращении рабочих мест на производство и повышении престижности рабочих профессий. Одним из наиболее значимых субъектов труда всегда была и остается молодежь как наиболее прогрессивная часть общества, на которую во все времена делалась ставка ру-

© Вербицкая Н. О., Оринина Л. В., Стреляева В.С., 2016

143

ководством страны. Именно участие представителей современной молодежи в сфере производства могло бы существенным образом повысить уровень сформированности экономического патриотизма молодежи в целом и студенчества, в частности. В связи с этим для обоснования актуальности заявленной темы рассмотрим ключевые нормативные документы в сфере молодежной политики, регламентирующие основные аспекты деятельности молодежных студенческих объединений. Данная схема важна для нас в аспекте выявления «слепых» зон, которые данные законодательные акты не учитывают для развития экономического патриотизма, несмотря на приоритетность идей гражданско-патриотического воспитания молодежи. На рисунке структурирована основная информация по ключевым направлениям деятельности студенческой молодежи, определенным в нормативно-правовых актах, представленная в виде содержательно-структурных блоков.

Представленный на рисунке анализ ключевых аспектов развития молодежной политики, реализуемых в основных правовых источниках на сегодняшний день, позволяет сделать следующие выводы.

1. Акцент в данных документах делается в основном на организацию и планирование досуговой деятельности молодежи, вовлечении её в активную общественную и социальную жизнь.

2. Данные документы призваны актуализировать социальную и экономическую позиции представителей современной молодежи, но при этом стоит заметить, что данная активность носит ярко выраженный односторонний характер, направленный на осуществление индивидуальных экономических интересов.

3. Рассмотренные нормативные документы не учитывают показатель общественной и социальной пользы, которую выпускники современных вузов могли бы принести, используя богатые внутриличностные ресурсы и «основательный багаж» полученных в вузах компетенций.

Реализуя данные документы, общество и государство будет по-прежнему культивировать собственнические и эгоистические интересы современного молодого человека, заинтересованного лишь в удовлетворении своих личностных, а не общественных потребностей и, по сути, обращая внимание не на внешний, а на внутренний локус контроля. Такие воспитательные ориентиры при всей их прогрессивной направленности в стратегическом рассмотрении ведут к массовым миграциям молодежи и, как следствие, - к необходимости поиска новых методологических и стратегических подходов в воспитании и профессиональной подготовке молодежи.

Нормативные документы, регламентирующие деятельность организаций в сфере молодежной политики на сегодняшний день

Поддержка и развитие талантливой молодежи в сфере науки

<

1. Указ Президента РФ от 29.02.2008 № 283 «О мерах государственной поддержки

талантливой молодежи».

2. Распоряжение Правительства РФ от 18.12.2006 № 1750 «О стратегии государственной молодежной политики в РФ».

3. Приказ Министерства образования РФ от 28.02.2008 № 74 «Об утверждении правил присуждения премий для поддержки талантливой молодежи и порядке выплаты указанных премий»

Развитие молодежного

спорта и пропаганда

здорового образа жизни

-V.

1. ФЗ «О физической культуре и спорте в РФ» (от 04.12.2007 № 329-ФЗ).

2. «О некоторых вопросах деятельности Мин-ва спорта, туризма и молодежной политики РФ» (Постановление Правительства РФ от 10.12.2008 № 948).

3. Распоряжение Правительства РФ от 07.08.2009 «Стратегия развития физ. культуры и спорта в РФ на период до 2020 г.».

4. ФЗ 27.01.2011 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья молодежи»

от №

Поддержка предпринимательских проектов молодежи

V

1. ФЗ «О гос. поддержке малого предпринимательства в РФ» от 14.06.1995.

2. Распоряжение Правительства РФ от 9.07.2016 № 1458-р «О распределении субсидий на развитие молодежного предпринимательства в рамках госпрограммы "Экономическое развитие и инновационная экономика"».

3. Приказ Ро-собразования от 06.02.2006 № 40 «Об утверждении изменений в Устав гос. учреждений "Российский центр содействия молодежному предпринимательству"»

Организация молодежной

досуговои >—Ч. движения

деятельности

1. Приказ Федерального агентства по делам молодежи от 13.05.2016 № 167 «Об утверждении методических рекомендаций по организации работы органов исполнительной власти субъектов РФ и местного са-моуправле-ния,

регулирующих государственную молодежную политику».

2. Постановление Правительства РФ от 29.05.2008 № 409 «О Федеральном агентстве по делам молодежи»

3. Концепция государственной семейной политики России до 2025 г. от 25.08.2014

Развитие волонтерского

молодежи

1. ФЗ от 28.06.1995 № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений».

2. Распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 № 2403-з «Об утверждении основ гос. молодежной политики РФ на период до 2015 г».

3. Проект ФЗ о добровольчестве.

4. Национальная стратегия

действий в интересах детей на 20122017 гг. от 01.06.2012

Рисунок. Схема-перечень основных нормативных документов в сфере молодежной политики и предпринимательства

Все это возможно лишь при условии формирования у представителей современной молодежи экономического патриотизма в рамках программы импортозамещения продуктов и промышленных товаров. Формирование у представителей студенческой молодежи экономического патриотизма поможет, на наш взгляд, не только решить проблему экономического кризиса в стране, но и существенным образом повысит уровень экономической ответственности и в целом экономической культуры молодых людей, ориентированных на сегодняшний день в основном на личное обогащение и быстрый карьерный рост. В силу этих факторов заинтересованность молодежи в подъеме отечественного бизнеса и стабилизации ситуации на экономическом рынке России проявляется на низком уровне, что и делает западные страны более привлекательными с экономической точки зрения в глазах современного студенчества. В этой связи рассмотрим основные признаки понятия «экономический патриотизм» в социальном и воспитательном аспектах.

Авторство термина «экономический патриотизм» принадлежит Б. Карейону - депутату Национального собрания Франции от правящей партии Союз за народное движение (UMP), автора специальных докладов о путях повышения конкурентоспособности французских предприятий, предусматривавших в числе прочего поддержку национального капитала. Данные события относятся к 2003 г. - периоду рекордно низких за десятилетие 1997-2007 гг. темпов прироста валового внутреннего продукта во Франции [6, с. 55]. По мнению автора, термин этот обозначал «не идеологию, а общественную политику».

В других странах Европейского союза это явление менее изучено, хотя и существует на практике, так как правительство каждой страны защищает отечественный бизнес от иностранного капитала [4, с. 34]. Методологическое обоснование проблемы экономического патриотизма представлено на законодательном уровне. Все нормативные документы, регламентирующие процессы гражданско-патриотического воспитания, делают ставку на студенческую аудиторию, что, в свою очередь, обусловлено тем, что процессы, происходящие в обществе, в том числе и негативного характера (события экстремистского толка, массовые волнения, геноцид и т. д.), являются индикаторами российского менталитета на сегодняшний день, и воздействие на умы наиболее прогрессивной и «продвинутой» части общества может принести ощутимые результаты уже в ближайшем будущем [2, с. 2248].

Для того чтобы раскрыть специфику экономического патриотизма в воспитании студенческой молодежи, рассмотрим феномен данного понятия с позиций системно-феноменологического подхо-

да, ключевыми признаками которого являются интегративность и рассмотрение ключевой дефиниции как системного явления.

В соответствии с этим с точки зрения системно-феноменологического подхода под экономическим патриотизмом понимается осознанное, основанное на личных убеждениях отношение человека к окружающей реальности, в основе которого лежит стремление к защите и продвижению экономических интересов своего социума, а также поведение личности, соответствующее этому отношению [2, с. 2249].

Основными признаками экономического патриотизма как феноменологического понятия с позиций данного подхода являются: актуальность с точки зрения состояния современного экономического рынка; ярко выраженный законодательно-нормативный характер; динамичность; структурность, социокультурная направленность; воспитательная составляющая; возрастная регламентированность (ставки на молодежь как основной кадровый ресурс); полиаспект-ность изучения феномена экономического патриотизма в современной педагогической теории и практике.

Рассмотрев специфику понятия «экономический патриотизм», обратимся к анализу понятия «воспитание экономического патриотизма молодежи». Под воспитательным потенциалом экономического патриотизма будем понимать интегрированную и четко структурированную систему взаимосвязанных психолого-педагогических элементов (технологий, методик, методов и средств), которые имеют ярко выраженный воспитательный характер, вписываются в одно из четырех базовых направлений программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016-2020 годы». Эти направления реализуются в рамках образовательного пространства университетов и способствуют выработке у студентов более осознанной экономической позиции, особенно по отношению к отечественному рынку, а также экономической культуры и экономической безопасности населения. Актуализация воспитательного потенциала экономического патриотизма представляет собой отбор существенного и представляющего в рамках обозначенной темы ценность психолого-педагогического материала (педагогических технологий), способствующего активизации у студентов вуза экономической безопасности, повышению уровня их экономической культуры и экономической толерантности. На наш взгляд, процесс воспитания экономического патриотизма у студентов вуза целесообразно рассматривать через призму профессионального воспитания молодежи в целом, под которым мы понимаем интегративную, целенаправленную деятельность, направленную на освоение представителями студенческой молодежи основными профессиональными компетенциями в соответствии с профессиональными

стандартами, но при этом предполагающую создание в рамках социокультурного пространства вуза соответствующей воспитывающей среды, формирующей, помимо компетенций, ответственное отношение к общественной и социально-политической обстановке в стране через участие студентов в различных молодежных объединениях.

О необходимости смены стратегии воспитания в высшей школе заявляет в своих работах заведующий отделом технологии и методологии воспитания Федерального института развития образования Дмитрий Григорьев. Он считает, что социализация и воспитание студента в вузе происходит в трех сферах:

• в образовательном процессе, т. е. непосредственно в аудитории (студент - ученик своих профессоров);

• в общественной среде вуза, в которой студент находится в позиции субъекта университетского сообщества («гражданин университета»);

• во внеуниверситетском пространстве, когда студент занят в социальных проектах, акциях, общественных объединениях («гражданин общества») [3, с. 16].

Считаем, что именно реализация этого триединства будет способствовать осознанию студентом-выпускником себя как части социума, на благо которого можно трудиться в будущем, обеспечивая показатели экономической стабильности своей страны.

Обосновав актуальность проблемы формирования экономического патриотизма студенческой молодежи и рассмотрев особенности нормативной базы в сфере молодежной политики, обратимся непосредственно к вопросу о феномене молодежи как основного кадрового ресурса промышленных отраслей в России сегодня. Для этого остановимся на ключевых определениях данного понятия, а также характеристике основных феноменологических признаков молодежи на сегодняшний день. Согласно общепринятому определению, молодежь - это социально-демографическая группа, выделяемая на основе возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных теми или другими социально-психологическими свойствами, которые определяются общественным строем, закономерностями социализации и воспитания [5, с. 456]. Саймон Фрис под молодежью понимает «некий социальный конструкт, обобщенный образ для выделения людей более или менее определенного возраста» [7, с. 14].

Ориентируясь на вышеприведенные характеристики, мы в свою очередь понимаем под учащейся молодежью такую социокультурную группу схожих по возрастному составу людей, которые интегрированы в учебно-воспитательный процесс образовательного учреждения как определенная совокупность людей, объединенных

общими целями и обладающих некими обобщенными социально-психологическими характеристиками, волевыми мотивами, социальными установками и направленностью.

Обратимся теперь к рассмотрению интегративных признаков молодежи как определенной социально-демографической группы. В статье, где О.И. Белый рассматривает проблемы определения молодежи как специфической социальной группы изложены ключевые признаки молодежи:

• экономическая независимость;

• личная самостоятельность;

• самостоятельное распоряжение средствами (ресурсами) для осуществления намерений и реализации целей;

• создание собственного, независимого от родителей, очага [1, с. 23].

К данным характеристикам считаем целесообразным добавить также следующие феноменологические признаки современной учащейся молодежи:

- ярко выраженную тенденцию к целеполаганию;

- четкую сфокусированность личностных мотивов, связанных с данным целеполаганием;

- стремление к самообразованию;

- тенденцию к независимости и самостоятельному образу жизни;

- тенденцию к молодежным кооперациям по интересам и потребностям, в том числе профессионального характера;

- стремление открыто выражать свое мнение, даже оппозиционного характера;

- тенденцию к интеграции финансовых потоков в своих руках;

- желание работать не только в команде, но и на себя;

- видение цели в краткосрочной перспективе.

Все вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что преодоление экономического кризиса в современной России возможно лишь с учетом того, что работодатели - руководители крупных, прежде всего промышленных предприятий, начнут всерьез рассматривать молодежь не просто как определенную социально-демографическую группу людей, которой можно эффективно управлять, но прежде всего как ценный и, возможно, единственный мощный кадровый ресурс на рынке современных услуг. Необходимо скорректировать ситуацию в сторону купирования массового оттока абитуриентов, особенно из небольших провинциальных городов вследствие закрытой кадровой политики промышленных предприятий, создать условия для повышения престижности рабочих профессий, вернув престиж таких специальностей, как металлург, сварщик, проектировщик, специалист по конструированию техноло-

149

гических машин и комплексов, слесарь-ремонтник, дозировщик и т. д. Так, небольшим городам будет предоставлена уникальная возможность избежать «консервирования» глобальных промышленных объектов вследствие их нерентабельности и отсутствия занятости на них молодежи.

Для того чтобы более фундаментально представить данную мысль, обратимся к статистическим данным о современной ситуации на рынке труда.

Исторически подавляющее большинство экономически активной молодежи (80 %) вплоть до середины 80-х гг. XX в. было занято на производстве, из них 37,5 % - в промышленности. За десять лет количество молодежи, занятой в промышленности, сократилось до 22 %. В 2010 г. происходит кардинальное изменение ситуации: 67 % населения до 30 лет заняты в непроизводственной сфере и лишь 33 % молодежи трудятся на производстве. Данный факт объясняется прежде всего тем, что система ценностей российской молодежи претерпела ряд изменений, вследствие чего производственные отрасли и рабочие профессии стали непопулярны. Согласно исследованиям, проведенным Институтом социологии РАН, выпускники школ не соотносят успешную карьеру и свой будущий престижный статус с рабочими профессиями. Поэтому большая часть выпускников вузов в анкетах многочисленных социологических опросов в качестве желаемых профессий указывают юристов, бухгалтеров, налоговиков, менеджеров по страховому делу, которыми современный экономический рынок на сегодняшний день насыщен до предела, а уровень конкурентоспособности во всех перечисленных сферах достаточно высокий, так что зачастую выпускникам с данной квалификацией бывает проблематично устроиться на профильные предприятия вообще и построить успешную профессиональную карьеру в частности. Иная ситуация наблюдается у выпускников, получивших техническую специальность и знающих основы производственного процесса, которым проще освоить экономические направления подготовки, в большей степени углубляющие технические компетенции и расширяющие границы приобретенного профиля.

Если проанализировать ситуацию в экономике России, то можно отследить, что во всех приоритетных отраслях промышленности РФ таких, как металлургическая, судостроительная, лесная, агропромышленная, машиностроительная, теплоэнергетическая, транспортная и др., наблюдается падение производства (например, в уральском регионе России до 40 %), неудачная конверсия, недостаток сырья, отсутствие востребованности данной промышленной сферы у потенциальных работников, высокий уровень экономической безработицы, массовое старение занятого на производстве

населения и резкий отток работоспособного молодого поколения (примерно 1,5 млн молодых людей) в центральные районы России или столицы. По результатам опроса, проведенного на базе ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова», большая часть студентов старших курсов называют следующие причины таких массовых профессиональных миграций:

- низкий уровень заработных плат на промышленных предприятиях города (23 %);

- закрытая кадровая политика на градопромышленные предприятия (17 %);

- низкий рейтинг в оценке престижности будущей рабочей профессии, с которой «невозможно хорошо устроиться в жизни и сделать карьеру» (45 %);

- отсутствие перспектив личностного и профессионального роста в родном городе (15 %).

Проанализировав все вышеперечисленные тенденции, которыми на сегодняшний день отличается современный экономический рынок в условиях кризиса и западных санкций, можно сделать следующие выводы.

1. Российский экономический рынок вследствие факторов социально-экономического и международного характера отличается на сегодняшний день нестабильностью, «старением» трудоспособного населения, невостребованностью рабочих профессий, которые помогут поднять в недалеком будущем рейтинговые показатели России на мировом рынке и, возможно, в рамках импортозамещения обеспечить нашей стране плавный выход из кризиса.

2. В большинстве городов наблюдается явление массовых профессиональных миграций в Европу и США потенциально талантливой и работоспособной молодежи, которая могла бы обеспечить экономическую стабильность в регионах.

3. В большинстве промышленных отраслей России отмечается низкий процент работающих в данной отрасли молодых людей.

Данные факты свидетельствуют о том, что в настоящее время молодежь, в том числе и студенческая, действительно является важнейшим кадровым ресурсом профессиональной сферы, делая ставки на который, можно всерьез рассматривать вопрос о финансово-экономическом развитии России.

Обратимся теперь к вопросу о путях воспитания экономического патриотизма у выпускников вузов, а также о влиянии высокого уровня сформированности экономического патриотизма на жизненное и профессиональное поведение представителей российской молодежи.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Одной из правовых опор в решении поставленной проблемы на методологическом уровне может быть Федеральный закон «О независимой оценке квалификаций», вступающий в силу с 1 января 2017 г.

Уникальность данного федерального закона, в отличие от рассмотренных выше, заключается в том, что фокус в решении проблемы актуализации экономической и социальной независимости молодежи связан с реализацией идеи непрерывного образования с позиций экономической заинтересованности выпускников вузов, освоивших ту или иную образовательную программу, соответствующую определенному образовательному стандарту. При этом работник той или иной организации (выпускник) может по собственной инициативе подать заявку на прохождение независимой процедуры оценки собственной квалификации (через союз профессиональных квалификаций (СПК)), демонстрируя тем самым и высокий уровень личной экономической мотивации, в чем у представителей современной молодежи сейчас наблюдается острый дефицит, и лояльность к потенциальным работодателям и отечественному производству, которые должны быть заинтересованы в высококвалифицированных кадрах. При этом важно, чтобы потенциальный работник, получив независимое подтверждение своей высокой профессиональной квалификации, не уехал из родного города, где находится данное предприятие, а остался реализовы-вать свой богатый потенциал, подкрепленной независимой оценкой профессиональных квалификаций, продолжая накапливать опыт, совершенствуя освоенные компетенции и в конечном итоге обучая и подрастающее поколение - молодых выпускников вузов. Именно эта мысль и должна, по сути, лежать в основе идеи непрерывного образования.

В качестве основных путей формирования экономического патриотизма выпускников вузов мы рассматриваем следующие:

1) развитие промышленной инфраструктуры в регионах с целью преодоления их экономической консервации и возможности трудоустройства выпускников вузов;

2) изменение политики трудоустройства выпускников в сторону отказа от закрытой кадровой политики и обеспечения молодых профессионалов рабочими местами;

3) повышение уровня профессиональной и жизненной мотивации выпускников высоким уровнем предлагаемой потенциальным работодателем заработной платы и гибкой социальной политикой;

4) организация сотрудничества между работодателями, вузом и студенческими молодежными объединениями (студенческое научное общество, студенческий бизнес-инкубатор, студенческий меди-ацентр и т. д.);

5) привлечение представителей студенческой молодежи к участию в международных студенческих форумах, конкурсах грантов, бизнес-проектах по поддержке отечественных предпринимателей.

Считаем, что высокий уровень сформированности экономического патриотизма у выпускников вузов будет, в свою очередь, способствовать:

• повышению уровня как жизненной, так и профессиональной мотивации студенческой молодежи;

• повышению уровня благосостояния, приобретению экономической независимости студентов от родительской семьи за счет трудоустройства на промышленные предприятия родных городов;

• увеличению спроса на товары отечественного производства;

• развитию экономической культуры молодежи;

• повышению уровня развития стратегий преодоления кризисных ситуаций, в том числе экономического характера, в период экономического кризиса и безработицы;

• формированию преемственности в иерархии: вуз - производство - обучение и стажировки - карьерный рост на производстве;

• повышению уровня заинтересованности в реализации долгосрочных экономических проектов, связанных с модернизацией промышленных объектов производственного значения.

Список литературы

1. Белый О.И. Определение понятия «молодежь» // Теория и практика общественного развития. - № 12. - 2012. - С. 23-24.

2. Вербицкая Н.О., Оринина Л.В. Анализ понятия «экономический патриотизм» в современной России: системно-феноменологический подход // Фундаментальные исследования. - № 11 (Ч.10). - 2014. - С. 2248-2252.

3. Григорьев Д.В. Воспитательная деятельность: результаты и эффекты // Аккредитация в образовании: электр. журн. об образовании. - № 3. - 2016. -С. 13-16.

4. Клинова М.В. Новый «экономический патриотизм» в Европе: хорошо забытое старое? // Мировая экономика и международные отношения. - № 4. - 2008.

- С. 32-41.

5. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. - М.: Мир и образование, 2011. - С. 456-457.

6. Сагауоп В. Patriotisme économique et mondialisation // Defense Nationale. -N 12. - 2006. - P. 61.

7. Frith S. The Sociology of Youth London. - M.: Open University, Press, 1991.

- P. 13-16.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.