Научная статья на тему 'Значение и особенности использования инвалидами по зрению компьютерных сетевых технологий'

Значение и особенности использования инвалидами по зрению компьютерных сетевых технологий Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
310
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИРТУАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / SPACE OF NETWORK / ИНВАЛИДЫ ПО ЗРЕНИЮ / VISUALLY IMPAIRED PEOPLE / ИНТЕРНЕТ / INTERNET / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATIONAL-COMMUNICATIONAL TECHNOLOGIES / КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТИФЛОТЕХНОЛОГИИ / COMPUTER LOW VISION DEVICES / НЕЗРЯЧИЕ ПОЛЬЗОВАТЕЛИ / VISUALLY IMPAIRED USERS OF INTERNET / СЕТЕВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / NETWORK TECHNOLOGIES / СРЕДСТВА ТЕЛЕКОММУНИКАЦИИ / FEATURES OF TELECOMMUNICATION SERVICES

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Волкова Ирина Павловна, Писаренко Екатерина Николаевна

В статье представлены результаты сравнительного исследования целевых установок использования современных сетевых технологий инвалидами по зрению и нормально видящими. Данные проведенного исследования позволяют расширить представления о значении, особенностях использования современных информационных ресурсов при невизуальном способе восприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Волкова Ирина Павловна, Писаренко Екатерина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Value and Ways of Using of Network Computer Technologies for Visually Impaired People

This article is containing results of a survey about the concerns in the usage of network technologies of the visually impaired people and people with no impaired sight. Results of this survey are showing ways of the usage of informational resources by the visual impaired people.

Текст научной работы на тему «Значение и особенности использования инвалидами по зрению компьютерных сетевых технологий»

И.П. Волкова, Е.Н. Писаренко

УДК 004.7.004.14-056.26

ЗНАЧЕНИЕ И ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНВАЛИДАМИ ПО ЗРЕНИЮ КОМПЬЮТЕРНЫХ СЕТЕВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

С овременное общество характеризуется бурным развитием компьютерных и сетевых технологий, которые становятся более доступными для людей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и для людей с глубокими нарушениями зрения. Инвалиды по зрению по сравнению с другими категориями инвалидов имеют особые трудности в использовании современных информационных ресурсов, поскольку современная социокультурная среда, медиасреда является преимущественно визуальной по сравнению с ролью аудиальных и тактильных репрезентаций. Инвалиды по зрению без специальных средств не в состоянии осваивать динамичные и разнонаправленные информационные потоки [1]. В то же время возможность работы с компьютером с целью выхода в виртуальное пространство незрячими пользователями реализуется сегодня посредством специализированных программных средств и компьютерных тифлотехнологий, которые обеспечивают преобразование визуальной информации в доступные для восприятия незрячих и слабовидящих формы. Как отмечают исследователи, сеть Интернет стала первым в истории широкомасштабным общественно значимым информационным ресурсом, доступным для активного избирательного (в отличие от радио и телевидения) невизуального восприятия [4].

Цель настоящего исследования заключается в изучении значения и особенностей использования инвалидами по зрению современных информационно-коммуникационных

технологий. В соответствии с данной целью нами была разработана анкета «Инвалиды по зрению и современная информационная среда», которая составлялась с учетом мнения специалистов (психологов, реабилитоло-гов, преподавателей) «Центра медико-социальной реабилитации инвалидов по зрению» г.Санкт-Петербурга. Анкетный опрос проводился на базе ГУ «Государственной библиотеки для слепых и слабовидящих», ГУ «Центр медико-социальной реабилитации для инвалидов по зрению», Учреждения ВОС «Комплекс реабилитации инвалидов «Контакт» г. Санкт-Петербурга. В анкетном опросе приняло участие 75 человек, из них 39 человек - инвалиды по зрению и 36 человек -нормально видящие респонденты в возрасте от 22 до 65 лет.

Результаты опроса показали достаточно высокую активность использования респондентами современных компьютерных средств и телекоммуникационных технологий, которые используют 100% нормально видящих. Количество инвалидов по зрению, использующих сетевые технологии, естественно, меньше (87,2%), так как не все опрашиваемые имеют возможность использовать компьютерные тифлотехнологии либо по причинам их низкой доступности, либо из-за недостаточного уровня владения компьютерной грамотностью. Наиболее распространенными, по данным опроса, специализированными программами, которые используют большинство инвалидов по зрению, являются программы синтезаторы речи - Acapela, Vocalizer, Балаболка (64,1%), голосовые программы экранного доступа - Jaws, Nvda, Voiceover (56,4%). Меньшее количество испытуемых используют программы экранного увеличения - Shine-plus, опция Windows «экранная лупа» (15,4%), электронный дисплей с использованием системы Брайля (12,8%), электронный стационарный увеличитель для удаленного просмотра текстов и информации на компьютере (12,8%). Сегодня такие специализированные программы, как синтезаторы речи, программы экранного доступа у некоторых производителей компьютерной техники и смартфонов входят

20/7/2

в базовый набор при их покупке, что позволяет незрячим пользователям использовать данные технические устройства. На данный момент в России производство компьютерных дисплеев по системе Брайля и электронные стационарные увеличители имеют низкий уровень распространенности ввиду высокой стоимости по сравнению с компьютерными программами электронного увеличения для компьютеров и смартфонов.

Количественные данные результатов опроса респондентов по поводу целей использования современных информационно-коммуникационных технологий представлены в таблице 1.

Как показывают результаты опроса, существуют общие закономерности в целевых установках использования незрячими и зрячими респондентами современных средств информации и коммуникации. Большее количество всех опрашиваемых используют информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) для заполнения свободного времени и для общения. При этом если для заполнения свободного времени количество инвалидов по зрению (89,7%) превосходит количество нормально видящих респондентов (61,1%), то в целях общения количество зрячих (94,4%) превышает количество незрячих (82,1%). Очевидно, что нормально видящие респонденты имеют больше возможностей и более широкий спектр форм проведения культурно-до-суговой деятельности за пределами Интернета. Для инвалидов по зрению, имеющих более низкую мобильность из-за трудностей пространственной ориентировки, современные ИКТ выступают особым средством организации досуговой деятельности, связанной с удовлетворением их культурных и духовных потребностей. Особое значение сетевых технологий для организации свободного времени инвалидов по зрению подтверждает и большее количество незрячих, использующих игровые приложения (онлайн-игры) (38,54%) по сравнению с нормально видящими (30,6%). Заинтересованность коммерческих структур в предоставлении информации развлекательного характера (платный контент на сайтах,

Таблица 1.

Цели использования информационно-

коммуникационных технологий незрячими и зрячими респондентами (дано в процентах)

Цели использования Незрячие § £ р РО

Для заполнения свободного времени 89,7 61,1

Для общения 82,1 94,4

Для получения сведений о происходящих в мире событиях, погоде и другой информации 74,4 83,3

Для совершения финансовых операций 56,4 47,2

Для профессиональной деятельности 51,3 80,5

Для учебной деятельности 51,3 66,6

Для пространственной и бытовой ориентировки 35,9 44,4

Для работы с государственными электронными системами (гос.услуги, налоговая и т.п.) 35,9 58,3

Для получения консультаций (психолога, юриста и др. специалистов) 25,6 27,7

Для повышения образовательного уровня (дистанционное обучение) 20,5 33,3

Для совершения интернет-покупок 9 52,7

онлайн-играх, и др.) посредством адаптации Интернет-ресурсов для лиц различных категорий инвалидности позволяет незрячим пользователям расширить возможность поиска занятий по своим интересам (просмотр развлекательной информации, игровая активность, приобретение знаний о новых хобби и др.) [2]. Меньший процент инвалидов по зрению, которые отметили в качестве цели исполь

зования компьютерных технологии по сравнению с нормально видящими, возможно, связан с тем, что организацей культурно-досу-говоИ деятельности в Интернет-пространстве удовлетворяется также и потребность в общении. Так, инвалиды по зрению отмечали, что даже онлайн-игры для них являются не только способом проведения свободного времени, но и способом найти партнера по общению.

Следующими по значимости целями общения для зрячих и незрячих респондентов является получение необходимой информации о происходящих событиях, новостях, погоде и др.(74,4% - незрячие и 83,3% - зрячие), а также для совершения финансовых операций. Количество инвалидов по зрению, использующих электронные средства коммуникации для совершения финансовых операций, превосходит количество нормально видящих (56,4% - незрячих, 47,2% - зрячих). Возможность совершения финансовых операций дистанционно имеет особое значение для людей с трудностями пространственной ориентировки.

Значимой целью использования современных средств информации и коммуникации является образовательная и профессиональная деятельность. Как показал опрос, более половины незрячих и зрячих респондентов используют ИКТ для учебной деятельности (66,6% - зрячих, 51,3% - незрячих), для профессиональной деятельности (80,5% - зрячих, 51,3% - незрячих). Современные ИКТ могут существенно расширить возможности образовательной деятельности для инвалидов по зрению, в том числе за счет дистанционного образования. Меньший процент инвалидов по зрению, использующих ИКТ в профессиональной деятельности по сравнению с нормально видящими, возможно, связан с существующими ограничениями в самостоятельном применении инвалидами по зрению различных операций в пакетах программ для решения профессиональных задач (построение таблиц, графиков, схем, создание презентаций и т д.).

Современные ИКТ используются для пространственной и бытовой ориентировки как инвалидами по зрению, так и нормально видящими участниками опроса (35,9% - незрячих и 44,4% - зрячих). Зрячие и незрячие участники опроса прибегают к помощи различных программных поисково-информационных картографических служб (Яндекс карты, Googlemaps, 2ГИС и др.). Кроме того, незрячие пользователи используют для пространственной ориентировки также такие специализированные программы, как система ау-диооповещения «Говорящий город», GPS-навигатор «Опешеогпау1» и др. Данные асси-стивные технологии позволяют ориентироваться в пространстве города за счет голосового и вибрационного оповещения о наличии препятствий, нужных зданий и прочей информации. Для бытовой ориентировки незрячие пользователи часто используют программы для определения денежных купюр (Ьо-оЙеИшопеу), цвета предметов (Со1огёау, 1ар-tapsee), программы, считывающие текстовую информацию с этикеток и бумажных носителей (textgrabber,балаболка), сканер штрих-кодов, программа для покупок (A1iexpress, Окей, Lamoda, goog1ep1ay), программы-поисковики медицинских препаратов в аптеках города и др.

Перечисленные выше цели использования ИКТ могут быть реализованы посредством разных средств телекоммуникации, таких как электронная почта, социальные сети, форумы, чаты, аудио-видеосвязь, блоги и другие.

Результаты опроса показали наличие общих предпочтений незрячих и зрячих пользователей в использовании средств коммуникации в сетевом пространстве (см. таблицу 2). Наибольшее предпочтение инвалиды по зрению и нормально видящие отдают электронной почте (84,6% - незрячие, 91,7% -нормально видящие), социальным сетям (76,9% - незрячие, 88,9% - нормально видящие), мессенджерам (74,4% - незрячие, 86% -нормально видящие), видео-аудиоконферен-циям (59% - незрячи, 66,7% - нормально видящие). В меньшей степени, по данным опро-

20/7/2

са, респонденты используют такие технологии, как чаты (30,8% - незрячие, 33,3% -нормально видящие), форумы (23% - незрячие, 30,6% - нормально видящие), порталы (17,9% - незрячие, 22,2% - нормально видящие), блоги (10,3% - незрячие, 19,4% -нормально видящие).

Таблица 2.

Используемые средства коммуникации в Интернет - пространстве (дано в процентах)

Средства общения Инвалиды по зрению Нормально видящие

Электронная почта 84,6 91,7

Социальные сети 76,9 88,9

Мессенджеры 74,4 86

Аудио-, видео- и веб-конференции 59 66,7

Игровые приложения, онлайн-игры 38,5 30,6

Чат 30,8 33,3

Форумы 23 30,6

Порталы 17,9 22,2

Блоги 10,3 19,4

При этом разные средства коммуникации в сетевом пространстве могут использоваться с одними и теми же целями. Так, для общения большее количество нормально видящих и незрячих респондентов выбирают социальные сети (Vkontakte, Facebook, Одноклассники, Twitter, Instagram), мессенджеры (Viber, What'sApp, Миранда, icq) аудио-видеоконференции (Skype),электронную почту (mail.ru, gmail.com, yandexmail и др.). Данные программы позволяют общаться при различных способах восприятия - визуальном и ауди-альном. Коммуникация с использованием данных технологий происходит в безопасных условиях, создание которых во многом определяется возможностью выбора определенных контактов для общения и запрета на по-

лучение какой-либо информации от нежелательных пользователей.

В меньшей степени для общения зрячие и незрячие пользователи используют такие средства коммуникации, как чаты, блоги. Можно предположить, что коммуникация в виртуальном пространстве со знакомыми людьми требует сокращения дистанции между пользователями и большей оперативности ответа, поэтому предпочтение отдают таким средствам интернет-коммуникации, которые позволяют разместить больше персональной информации о себе (социальные сети, мес-сенджеры) и иметь общение в режиме онлайн. Данные средства коммуникации имеют большое территориальное распространение, при этом значительно возрастает выборка участников сетевого взаимодействия и количество размещаемой информации, что способствует поддержанию постоянного интереса к общению с другими людьми, расширяет возможности поиска возможного романтического партнера, на что указывали как зрячие, так и незрячие участники опроса.

Средства Интернет-коммуникации, используемые инвалидами по зрению, такие как социальные сети, порталы, электронная почта, чаты, мессенджеры не требуют подключения по аудио-видеоканалам связи, поэтому создание собственного виртуального образа возможно только при размещении текстовой информации, фотографий, готовых видео и аудиоматериалов. Это обеспечивает возможность для незрячих пользователей размещать только ту информацию о себе, которую он считает выгодной для самопрезентации в общении с виртуальными собеседниками. По данным опроса, инвалиды по зрению по сравнению с нормально видящими оставляют больше достоверной информации о себе -своем имени, возрасте, здоровье, что, возможно, является следствием их низкой включенности в общественные отношения и недостаточном уровне знаний о возможных негативных последствиях размещения подробной персональной информации в широкой аудитории Интернет-среды.

Социальные сети, электронная почта, порталы, мессенджеры, мультимедийные веб-

конференции, чаты используются зрячими и незрячими респондентами в образовательных целях. В социальных сетях посредством общения в режиме онлайн у пользователей есть доступ к ресурсам учебной группы (электронные файлы), обмен которыми может осуществляться быстрее, чем по электронной почте, а также возможность обсуждения интересующих вопросов. Посредством мессен-джеров пользователи могут использовать (аудио, видео) звонки для решения образовательных задач. При этом незрячие пользователи реже используют образовательные форумы и блоги ввиду их низкой доступности и невозможности получения своевременного ответа на интересующий вопрос.

Для получения тематических рассылок практически одинаковое количество зрячих пользователей используют электронную почту, мультимедийные вебконференции, мес-сенджеры, форумы, интернет-порталы. Предпочтение электронной почты в данных целях может быть обусловлено тем, что для получения рассылок не нужно раскрывать подробные персональные сведения, а также имеется возможность отказываться от получения подобных рассылоки, тем самым регулировать поток поступающей информации. Использование мультимедийных вебконференций имеет аудиальное сопровождение от отправителя тематической рассылки (оффлайн ви-део-аудиосообщение пользователю), что дает возможность инвалидам по зрению устанавливать обратную связь посредством звонков и текстовых сообщений. Меньшее количество инвалидов по зрению, использующих форумы и интернет-порталы для получения тематических рассылок, по сравнению с нормально видящими, может быть связано с существующими системами авторизации для пользователей большинства форумов и интернет-порталов, где необходимо распознать графическое изображение (САРТСНА) или найти среди графических изображений правильное (графический ключ). Очевидно, что самостоятельное использование подобных средств телекоммуникации для инвалидов по зрению сопряжено с техническими трудно-

стями, относительно небольшим количеством адаптированных информационных порталов и форумов.

Таким образом, инвалиды по зрению активно используют современные компьютерные средства и информационно-коммуникационные технологии в разных сферах жизнедеятельности. В то же время инвалиды по зрению отмечают имеющиеся трудности использования современных ИКТ. Такими трудностями для инвалидов по зрению являются: несоответствие интересующих Интернет-ресурсов оформлению по ГОСТ, несоответствие Интернет-ресурсов разработанным стандартам и нормативным документам (^3С -WAI WCAG 2.0 - стандарт доступности содержимого Интернет-ресурсов, ГОСТ Р 528722012 «Интернет-ресурсы. Требования доступности для инвалидов по зрению»), определение уровня безопасности использования Интернет-ресурсов, ограничения по состоянию здоровья, затруднения при формулировке поискового запроса, проблема доступа к определенным информационным ресурсам, технические возможности используемой компьютерной техники. Полученные результаты подтверждают данные имеющихся исследований о проблемах доступности информации на сайтах специальных библиотек для слепых и слабовидящих [3]. Проблемами для незрячих пользователей является вопрос о возможности повышения уровня своей информационно-компьютерной грамотности, на что указали инвалиды по зрению. По данным опроса, более половины инвалидов по зрению (55%) овладели навыками и умениями использования современных тифлокомпьютерных средств и их программного обеспечения самостоятельно, 35% - прошли обучение в реабилитационных центрах, 25% - в школе, только 10% - прошли специализированные курсы обучения компьютерной грамотности.

Как показало проведенное исследование, использование современных информационных ресурсов посредством тифлокомпьютер-ных технологий становится неотъемлемой частью повседневной жизни инвалидов по зрению. Овладение сетевыми технологиями

20/7/2

расширяет возможности коммуникации инвалидов по зрению, их образовательной и профессиональной деятельности, организации куль-турно-досуговой деятельности, самопрезентации и самореализации, существенно облегчают возможность совершения финансовых операций и пр. Современные ассистивные тифлотехнологии могут способствовать развитию навыков пространственной и бытовой ориентировки. Несмотря на огромное компенсаторное и реабилитационное значение тифлокомпьютерных технических средств и возрастающую потребность в повышении компьютерной грамотности и уровня компетентности инвалидов по зрению в области использования современных средств информации и телекоммуникации, отмечается недостаточное развитие систематической практики обучения незрячих информационной грамотности.

АННОТАЦИЯ

В статье представлены результаты сравнительного исследования целевых установок использования современных сетевых технологий инвалидами по зрению и нормально видящими. Данные проведенного исследования позволяют расширить представления о значении, особенностях использования современных информационных ресурсов при невизуальном способе восприятия.

Ключевые слова: виртуальное пространство, инвалиды по зрению, Интернет, информационно-коммуникационные технологии, компьютерные тифлотехнологии, незрячие пользователи, сетевые технологии, средства телекоммуникации

SUMMARY

This article is containing results of a survey about the concerns in the usage of network technologies of the visually impaired people and people with no impaired sight. Results of this survey are showing ways of the usage of informational resources by the visual impaired people.

Key words: Space of network, visually impaired people, Internet, informational-com-municational technologies, computer low vision devices, visually impaired users of Internet, Net-

work technologies, features of telecommunication services.

ЛИТЕРАТУРА

1. Волкова И. П. Социальная интеграция инвалидов по зрению: психологические аспекты. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2012. - 203 с.

2. Волкова И. П., Писаренко Е.Н. Интернет-среда как сфера культурно-досуговой деятельности инвалидов по зрению // Ребенок в современном мире. Детство: Праздник и повседневность. Материалы XXIV Международной конференции. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2017. - С. 120-122.

3. Санпитер Ю. П. Реализация принципа доступности информации на сайтах специальных библиотек для слепых и слабовидящих // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. -2015. - №3 (19). - С. 128-132.

4. Швецов В. И., Рощина М. А. Компьютерные тифлотехнологии в социальной интеграции лиц с глубокими нарушениями зрения: учебное пособие. - Н. Новгород: НГУ им. Н.И. Лобачевского, 2007. - 154 с.

Е. Н. Алексеева, А. М. Шевченко

УДК 376.22

ФОРМЫ И ОСОБЕННОСТИ ИНКЛЮЗИВНОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ С ДЕФЕКТАМИ НИЖНИХ КОНЕЧНОСТЕЙ

И зменения в системе образования обоснованы вхождением России в новые социально-экономические отношения. Стратегия этой

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.