Научная статья на тему 'Информационно-коммуникативная компетентность инвалидов по зрению'

Информационно-коммуникативная компетентность инвалидов по зрению Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
507
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АССИСТИВНЫЕ КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНВАЛИДЫ ПО ЗРЕНИЮ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / ASSISTIVE COMPUTER TECHNOLOGIES / VISUALLY IMPAIRED PERSON / INFORMATIONAL AND COMMUNICATIONAL TECHNOLOGIES / INFORMATIONAL AND COMMUNICATIONAL COMPETENCE / SOCIAL ADAPTATION / SOCIAL INTEGRATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Волкова Ирина Павловна, Писаренко Екатерина Николаевна

В статье рассматриваются концептуальные основы проблемы формирования информационно-коммуникативной компетентности инвалидов по зрению. Представлены компонентная структура и содержательное наполнение информационно-коммуникационной компетентности с учетом специфических особенностей восприятия и деятельности человека при наличии глубокой зрительной патологии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Волкова Ирина Павловна, Писаренко Екатерина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION AND COMMUNICATIVE COMPETENCE OF VISUALLY IMPAIRED PEOPLE

The article contains studies on development of informational and communicational competence of the visually impaired persons. The component structure and contents of informational and communicational competence regarding features of perception and activities of visually impaired people are presented

Текст научной работы на тему «Информационно-коммуникативная компетентность инвалидов по зрению»

И. П. Волкова, Е. Н. Писаренко

(Санкт-Петербург)

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ИНВАЛИДОВ ПО ЗРЕНИЮ

INFORMATION AND COMMUNICATIVE COMPETENCE OF VISUALLY IMPAIRED PEOPLE

В статье рассматриваются концептуальные основы проблемы формирования информационно-коммуникативной компетентности инвалидов по зрению. Представлены компонентная структура и содержательное наполнение информационно-коммуникационной компетентности с учетом специфических особенностей восприятия и деятельности человека при наличии глубокой зрительной патологии

Ключевые слова: ассистивные компьютерные технологии, инвалиды по зрению, информационно-коммуникационные технологии, информационно-коммуникационная компетентность, социальная адаптация, социальная интеграция

The article contains studies on development of informational and communicational competence of the visually impaired persons. The component structure and contents of informational and communicational competence regarding features of perception and activities of visually impaired people are presented Key words: assistive computer technologies, visually impaired person, informational and communicational technologies, informational and communicational competence, social adaptation, social integration

Современное общество характеризуется широким применением новых информационных и телекоммуникационных технологий в разных сферах жизнедеятельности. Сегодня человек любой специальности и любого возраста должен обладать способностью применять новые способы деятельности с использованием компьютерных и сетевых технологий. В связи с этим одной из актуальных проблем исследований в разных областях научных знаний становится проблема формирования информационно-коммуникативной компетентности личности.

В психолого-педагогических исследованиях повышенный интерес к данной проблеме связан с усилением практикоориентиро-ванной направленности российского образования, с необходимостью реализации компе-тентностного подхода в подготовке будущих

специалистов. Как отмечает Т. В. Панкова, особое значение в образовательной практике приобретают активное коммуникативное взаимодействие между участниками образовательного процесса, развитие коммуникационного потенциала при помощи новых информационных и коммуникационных технологий [5].

Особую актуальность проблема информационно-коммуникативной компетентности личности приобретает не только в связи со сменой образовательной парадигмы, но и с необходимостью поиска путей оптимизации адаптации человека к современной информационной среде. Появление новых инструментов работы с информацией, новых способов коммуникации предъявляет повышенные требования к адаптационным возможностям человека.

Как отмечают исследователи, активное использование человеком компьютерных и сетевых технологий может увеличивать нагрузки на адаптационную систему человека, приводить к формированию новых стереотипов поведения и ценностных ори-ентаций, которые могут осложнять процессы социализации личности, оказывать негативное влияние на психологическое здоровье [9]. Очевидно, что существенные трудности адаптации к условиям быстро меняющейся информационной среды характерны для людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидов.

Общей особенностью развития данной категории населения является ограничение возможностей в приеме, переработке, хранении, интерпретации и воспроизведении получаемой из окружающей среды информации [8]. При этом инвалиды по зрению отличаются специфическими трудностями социальной адаптации, поскольку зрительная анализаторная система имеет наибольшую познавательную ценность для современного человека. Так как современная социокультурная среда является преимущественно визуальной, инвалиды по зрению без специальных средств не в состоянии осваивать динамичные и разнонаправленные информационные потоки[ 2 ].

Сегодня проводится значительная работа по обеспечению доступности современных информационных ресурсов и сетевого пространства для людей с ОВЗ и инвалидов. Достижения информационной индустрии обеспечивают расширение возможностей удовлетворения информационных потребностей и коммуникации инвалидов по зрению посредством компьютерных ас-систивных тифлотехнологий (ЬуМоБ от греч. - слепой), основанных на комплексе специализированных программных средств и обеспечивающих преобразование визуальной информации в доступные для восприятия незрячих и слабовидящих формы. Использование данных технологий расширяет ограниченные возможности инвалидов по зрению в получении значимой информации, открывает дополнительные возможности для получения образования, трудоустрой-

ства, организации культурно-досуговой деятельности и пр.Особое значение для инвалидов по зрению приобретают технические средства (например, GPS навигаторы), облегчающие процесс пространственной ориентировки.

Как отмечают исследователи, сеть Интернет стала первым в истории широкомасштабным общественно значимым информационным ресурсом, доступным для активного избирательного (в отличие от радио и телевидения) невизуального восприятия [10].

Таким образом, специализированные компьютерные средства и тифлотехноло-гии можно рассматривать в качестве «обходных путей» (Л. С. Выготский) для удовлетворения потребностей инвалидов в получении значимой информации, необходимой в разных сферах жизнедеятельности, что в конечном счете будет способствовать их социальной адаптации и интеграции.

В то же время, по мнению исследователей, процесс обучения инвалидов по зрению компьютерной грамотности часто носит фрагментарный характер, осложняется недостаточной оснащенностью учебно-методической литературой, специализированными учебными пособиями по информатике [1, 10].

Это подтверждает и проведенный нами пилотажный опрос, в котором приняли участие 50 инвалидов по зрению в возрасте от 22 до 55 лет. Более половины респондентов (55%) овладели навыками и умениями использования современных тифлокомпью-терных средств и программного обеспечения самостоятельно, 35% прошли обучение в реабилитационных центрах, 25% - в школе, только 10% прошли специализированные курсы обучения компьютерной грамотности. Все опрошенные хотели бы повысить уровень своей информационно-компьютерной грамотности.

Таким образом, сегодня отмечается возрастающая потребность в повышении и компьютерной грамотности инвалидов по зрению, и уровня их компетентности в области использования современных средств информации и телекоммуникации. В то же

время, несмотря на их огромное компенсаторное и реабилитационное значение, проблема формирования информационно-коммуникативной компетентности инвалидов по зрению еще не нашла должного внимания.

В имеющихся психолого-педагогических исследованиях сложилось понимание информационно-коммуникативной компетентности как сложного многоуровневого образования, в структуре которого, как правило, выделяют когнитивный, технологический, мотивационный, личностный, рефлексивный компоненты. В русле деятель-ностного и компетентностного подходов содержание информационно-коммуникативной компетентности связывают со способностью человека к деятельности, связанной с поиском, обработкой, передачей и хранением информации, а также способностью к осуществлению эффективного коммуникационного взаимодействия в сетевом пространстве [5, 6, 7].

Существует также трактовка информационно-коммуникативной компетентности как интегративного качества личности, отражающего способность человека к коммуникации в условиях современной информационной среды, его умение действовать в пространстве информационных ресурсов Интернет, создавать оптимальное коммуникативное пространство и пр. [3].

Теоретико-методологические подходы являются основополагающими при изучении информационно-коммуникативной компетентности (ИКК) инвалидов по зрению, которая рассматривается нами как способность и готовность инвалидов по зрению использовать современные компьютерные средства и информационно-коммуникационные технологии в разных сферах жизнедеятельности - образовательной, профессиональной, социокультурной, бытовой и др. Выделение компонентов ИКК инвалидов по зрению и их содержательное наполнение предполагает учет особенностей познавательной деятельности и коммуникации слепых и слабовидящих, изменение способов восприятия информации при наличии слепоты путем использования современных

средств информации и сетевых технологий.

Особое значение в структуре ИКК инвалидов по зрению имеет выделение таких взаимосвязанных компонентов, как операционально-технологический, мотивацион-но-деятельностный, коммуникативный и рефлексивный. Содержание операционально-технологического компонента отражает специфику работы с информационно-коммуникационными технологиями инвалидов по зрению и предполагает наличие у них базовых знаний, умений и навыков использования современных информационных и коммуникационных технологий, для овладения которыми требуются специальные тифлокомпьютерные средства и программы. В качестве особенностей процесса работы на компьютере с помощью специализированных программ, например программ экранного доступа JAWS, выделяют отсутствие возможности одномоментного восприятия общей картины рабочей ситуации, существенные трудности и даже невозможность воспроизведения графической информации, невозможность полноценного использования компьютерной мыши, что обусловливает особое внимание к работе с клавиатурой и с горячими клавишами и др. [10]. В связи с этим для эффективного использования современных информационных и сетевых технологий незрячие и слабовидящие должны освоить целостную систему знаний и навыков, включающую не только базовые знания в области информатики, но и специальную часть, связанную с использованием тифлокомпьютерных средств и технологий [11].

Мотивационно-деятельностный компонент ИК компетентности выражается в наличии у инвалидов по зрению осознанной потребности в выполнении разных видов деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий и их активном применении как средств познания, коммуникации, саморазвития.

Известно, что отсутствие или существенное снижение мотивационно-деятельност-ного компонента затрудняет взаимодействие человека с предметным миром и приводит к снижению его познавательной

и социальной активности. Снижение активности познавательной деятельности связано с недоразвитием у детей перцептивных потребностей и познавательных интересов, а также низким уровнем развития навыков осязательного (у незрячих) и визуального (у слабовидящих) обследования, что, как отмечает А. Г. Литвак, требует с раннего детства самого широкого педагогического вмешательства, которое способствовало бы развитию навыков осязательного и визуального обследования, формированию познавательных потребностей и интересов [4].

Образовательные услуги по освоению компьютерных технологий требуются не только детям, но и взрослым инвалидам по зрению, поскольку освоение рельефно-точечной системы Брайля в данном возрасте затруднено из-за недостаточного развития осязания. Для данной категории инвалидов по зрению компьютер, оснащенный программой синтезатора речи, становится единственным средством самостоятельной работы с информацией.

Коммуникативный компонент ИКК инвалидов по зрению выражается в наличии знаний технических средств и технологий коммуникации, в способности к эффективной коммуникации в пространстве современных информационных ресурсов. Наличие любого дефекта, в том числе наличие зрительной патологии, осложняет процесс взаимодействия человека с социальным окружением. Коммуникативная сфера личности инвалидов по зрению может проявляться в меньшей общительности, скрытности, установках на избегание контактов, монологическом характере общения и пр. В то же время дефицит общения, обусловленный зрительной депривацией, может проявляться в стремлении человека к его преодолению за счет расширения социальных контактов [2].

Для инвалидов по зрению, испытывающих трудности в пространственной ориентировке, современные сетевые технологии, средства общения в виртуальном пространстве открывают широкие возможности преодоления территориальных

барьеров в социальном взаимодействии, способствуют преодолению дефицита общения.

Рефлексивный компонент ИКК отражает способность инвалидов по зрению к самооценке, самоанализу, самоконтролю, корректировке собственной активности в современном информационном пространстве. Наличие дефектов зрения и связанные с этим трудности коммуникации могут отрицательно сказываться и на развитии способности человека к рефлексии. В то же время формирование рефлексивных способностей не является процессом, замкнутым в индивидуальном пространстве самосознания, и не может зародиться в недрах обособленной личности, вне коммуникации. Рефлексивные способности активизируются при условии создания установки наблюдать и анализировать собственное поведение.

Коммуникация в сетевом пространстве может оказывать позитивное влияние на развитие способности инвалидов по зрению регулировать свое поведение в рамках значимых общечеловеческих ценностей, общепринятых норм и этических правил поведения, способствовать их самовыражению и саморазвитию.

Каждый из описанных выше компонентов информационно-коммуникативной компетентности инвалидов по зрению предполагает наличие, с одной стороны, знаний, умений и навыков работы с современными информационными и телекоммуникационными технологиями, с другой стороны, сформированности личностных качеств, необходимых для их освоения и успешного использования в разных видах деятельности.

Таким образом, компенсаторное и реабилитационное значение современных средств информации и телекоммуникации для инвалидов по зрению обусловливает необходимость совершенствования системы их обучения компьютерной грамотности, использования постоянно совершенствующихся ассистивных технологий. Предложенная структура, содержание компонентов ИКК могут быть использо-

ваны для теоретико-методологического обоснования критериев, показателей и диагностического инструментария определения уровня сформированности информационно-коммуникативной компетентности

инвалидов по зрению разного возраста с учетом степени и времени утраты зрения, а также индивидуальных особенностей личности.

Литература

1. Ахпашева И. Б. Методическая система формирования информационно-коммуникационной компетентности лиц с глубокими нарушениями зрения: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Красноярск, 2013. - 26 с.

2. Волкова И. П. Социальная интеграция инвалидов по зрению: психологические аспекты. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2012. - 203 с.

3. Клименко Е. И. Информационно-коммуникативная компетенция - ключевое понятие современного образования // Молодой ученый. - 2015. - №22. - С. 816-818.

4. Литвак А. Г Психология слепых и слабовидящих. - СПб.: КАРО, 2006. - 336 с.

5. Панкова Т. В. Сущность, содержание и структура информационно-коммуникационной компетентности студента вуза // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2013. - Т. 4. - С. 206-210 [Электронный ресурс] — URL: http://e-koncept. ru/2013/64042.htm

6. Попова Г. И. Конструирование электронных учебных материалов в профессиональной подготовке учителей: автореф. дис. . канд. пед. наук. - Краснодар, 2006. - 23 с.

7. Пьяных Е. Г. Развитие информационно-коммуникационной компетентности управленческих кадров системы образования в процессе повышения квалификации: автореф. дис. . канд. пед. наук. - Томск, 2007. - 23 с.

8. Специальная психология: учеб.пособие для студ. высш. учеб. завед. / под. науч. ред. В. И. Лубовского. 2-е изд. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 464 с.

9. Тимошенко Т. В. Адаптация человека к современной информационной среде // Известия Южного федерального университета. Технические науки. - Вып. № 11 (136). -Т.136. - 2012. - С. 155-159.

10. Швецов В. И., Рощина М. А. Компьютерные тифлотехнологии в социальной интеграции лиц с глубокими нарушениями зрения: учеб.пособие. - Н. Новгород: Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского, 2007. - 154 с.

11. Укатова Н. И. Обучение незрячих компьютерной грамотности // Вестник ПсковГу - серия «Естественные и физико-математические науки». - 2014. - № 4. - С. 136-138.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.