ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ПО ЗРЕНИЮ
Информационно-коммуникационная компетентность, ИКТ, компьютерные тифлотехноло-
гии, инвалиды по зрению, компьютерная грамотность, коммуникация.
Статья посвящена проблемам формирования и повышения ИК-компетентности у людей с инвалидностью по зрению. Автором определены обстоятельства, затрудняющие формирование ИК-компетентности людей с ограниченными зрительными возможностями. Даны теоретический анализ и основные направления решения этих проблем.
I.B. Akhpasheva
Formation of information and communication competence
of people with sight disability
Information and communication competence, information and communication technologies, computer
tiflo technologies, sight-disabled people, computer literacy, communication.
This article deals with the problems of formation and enhancement of information and communication competences of sight-disabled people. The author defines the circumstances that hinder the formation of information and communication competences of sight-disabled people. Theoretical analysis and main directions of decisions of these problems are given.
В условиях глобальной информатизации общественной жизни, где главным является умение работать с информацией, информационно-коммуникационная компетентность (ИК-компетентность) — один из значимых факторов успешности человека в современном обществе. Наша жизнь немыслима без практического умения пользоваться современными информационными и коммуникационными технологиями (ИКТ), значимость которых сложно переоценить. ИКТ как совокупность способов получения, преобразования и хранения информации прочно вошли во все сферы жизнедеятельности человека, сегодня невозможно представить ни одну область деятельности без компьютерной техники, современных средств коммуникации и связи. И среди актуальных задач современного образования - формирование у выпускников высокого уровня ИК-компетентности.
Министр образования и науки А.А. Фурсенко в своем выступлении на Всемирной конференции министров образования «The Learning and Technology World Forum» отметил: «...B эпоху высоких технологий для того, чтобы ими полноценно воспользоваться, чтобы все имели к ним равный доступ — на массовом уровне требуется соответствующий уровень компетенций... Работодатель сегодня выдвигает требования к работникам не о наличии определенного уровня образования, а об уровне квалификации — о владении теми или иными компетенциями...» [Фурсенко, 2010].
В этом контексте в международном документе «Структура ИКТ-компетентности учителей. Рекомендации ЮНЕСКО» выделяется одна из основных задач современных государств, являющаяся основой работы образовательных систем в мире: «... рост профессионалов, которые умеют использовать ИКТ для работы с информацией, способны к рефлексии, решению проблем и производству новых знаний; помогают каждому стать более знающим и находчивым, эффективно управляют своей жизненной траекторией» [Структута ИКТ...].
Особое место в образовании занимает формирование ИК-компетентности людей с ограниченными физическими возможностями, в частности инвалидов по зрению. Актуальность в формировании и повышении ИК-компетентности инвалидов по зрению определяется компенсаторным потенциалом ИКТ, с одной стороны, и сложностью обучения — с другой. Умения и навыки использования современных ИКТ становятся главным условием профессиональной пригодности незрячего специалиста и, следовательно, должны стать неотъемлемой частью его профессиональной подготовки. Основными требованиями, которые работодатели предъявляют при приеме на работу, являются: коммуникативные навыки, умение пользоваться компьютерной техникой и современными средствами связи, умение работать с большим объемом информации с помощью традиционных и электронных средств, работать в команде, оперативно решать проблемы и др. Для людей с глубокими нарушениями зрения без специальной подготовки и владения ИК-компе-тенциями затруднительно найти работу и интегрироваться в современное информационное общество.
Также ИК-компетентность для инвалида по зрению несёт большую реабилитационную функцию и является важной составляющей обеспечения равных возможностей со всеми членами общества.
Дополнительную актуальность формированию ИК-компетентности инвалидов по зрению придают государственные программы «Доступная среда (2011-2015 годы)», «Информационное общество (2011-2020 годы)», конвенция ООН «О правах инвалидов». В частности, в программе Российской Федерации «Информационное общество (2011—2020 годы)» прописано, что одним из факторов, «препятствующим ускоренному развитию в России информационного общества, является недостаточный уровень базовых навыков использования информационных технологий», а также «сохраняется высокий уровень различия в использовании информационных технологий регионами, различными слоями общества...» [Государственная программа...].
В настоящее время ведется достаточно большая работа по подготовке инвалидов по зрению в области ИКТ. Реализуются программы, направленные на подготовку инвалидов по зрению к использованию ИКТ в образовании и профессиональной деятельности, разработан ряд государственных стандартов, регламентирующих доступность технических, программных средств и Интернет-ресурсов для инвалидов по зрению и др. Заметно увеличилось число пользователей компьютерной техники среди незрячих. По неофициальным данным, число пользователей персонального компьютера с ограничениями зрения в 1998 году едва превышало 100 человек, к 2001 году эта группа значительно расширилась и преодолела барьер в 1000 человек [Кочетков]. Основной процент в этой группе — незрячие студенты и специалисты.
Но несмотря на прогрессивный рост пользователей современными информационными технологиями среди незрячих и слабовидящих, их число незначительно и, как показывает анализ научных исследований, большей частью уровень их компь-
ютерной грамотности низок. Требования, предъявляемые информационным обществом, с каждым годом возрастают. Развитие ИКТ, в том числе и компьютерных тифлотехнологий, связано с постоянным совершенствованием технических и программных средств, с разработкой и внедрением новых подходов и т. п., что, в свою очередь, приводит к необходимости непрерывного развития и совершенствования навыков и знаний в области ИКТ, повышения ИК-компетентности.
Основной целью данной статьи является выявление основных проблем и трудностей, встречающихся при формировании и повышении ИК-компетентности людей с ограниченными возможностями по зрению.
В отечественной педагогике и психологии определение компетентности и компетенции содержится в работах И.А. Зимней, A.B. Хуторского, В.И. Байденко, Г.И. Ибрагимова, A.M. Новикова, М.В. Пожарской, В.А. Кальней и др. Концепции информатизации образования, использования информационных и коммуникационных технологий в обучении отражены в работах А.П. Ершова, С.А. Бешенкова, Н.И. Пака, A.A. Кузнецова, А.Ю. Уварова и др. Теоретическими и прикладными исследованиями использования компьютерных тифлотехнологий и технологий как средства совершенствования системы специального образования занимаются ученые В.И. Швецов, М.А. Рощина, В.В. Соколов, О.И. Кукушкина, Т.К. Королевская, E.JL Гончарова и др. Вместе с тем исследований, посвященных формированию и повышению ИК-компетентности инвалидов по зрению, практически нет, за исключением работ узкого круга авторов статей о роли ИКТ в образовании, самообразовании, самореализации незрячих и слабовидящих.
Под ИК-компетентностью инвалида по зрению мы понимаем его способность эффективно использовать ИКТ и компьютерные тифлотехнологии в профессиональной, учебной, бытовой деятельности, а также применение ИКТ как средства компенсации слепоты при работе с информацией и информационного обмена и интеграции в современное информационное общество. Это совокупность теоретических знаний и практических навыков работы с информационными коммуникационными технологиями. Она также включает в себя знания о сущности информационных процессов, устройства и принципов работы с компьютерными тифлотехноло-гиями, умения ставить задачи и решать их с помощью компьютерной техники. Быстрое развитие компьютерной техники обусловливает столь же высокие темпы обновления программного обеспечения. Поэтому ИК-компетентность также предполагает умение работать не только в основной для незрячего пользователя компьютерной системе, но и быстро обучатся работе в другой компьютерной системе.
Если рассмотреть аббревиатуру ИК, то обращаем внимание, что буква «К» соответствует слову коммуникация. Коммуникация (от лат. communicatio) - сообщение одного места с другим [Толковый словарь..., 2007]. Это общение, обмен сведениями, связь, разговор и т. д. Как с научной точки зрения, так и в других сферах (в литературе, искусстве, производственных или бытовых отношениях) коммуникация представляет собой социальный процесс, отражающий общественную структуру и выполняющий в ней главную связующую функцию. Это акт общения между людьми посредством передачи информации, целью которого является взаимопонимание. Из этого следует, что одной из основных ключевых компетентнос-тей должна быть коммуникационная компетентность — создание и передача информации с использованием ИКТ. И одной из задач образования является формирование коммуникационной компетентности. Это одна из проблем людей с глубокими нарушениями зрения. Как отмечают исследователи в области тифлопедагогики и тифлопсихологии (В.З. Денискина, А.Г. Литвак, В.А. Бараш и др.), незря-
чие и слабовидящие испытывают трудности в коммуникации, тяжело входят в контакт со зрячими. Интенсивность общения между собой намного выше, чем общение с «внешним миром». Ограниченные контакты с окружающими влекут за собой «замкнутость, некоммуникабельность, стремление уйти в свой внутренний мир» [Литвак, 2006].
Проведённый нами предварительный анализ ИК-компетентности инвалидов по зрению в г. Абакане свидетельствует, что компьютерная грамотность находится на низком уровне. Официально членами городской организации Всероссийского общества слепых (ВОС) являются примерно 600 человек, из них владеют навыками работы на компьютере на пользовательском уровне не более 70 человек. Лишь 8 % регулярно используют ИКТ в своей профессиональной деятельности.
При беседах и устном опросе среди лиц, имеющих глубокие патологии по зрению, нами выявлены основные причины недостаточного уровня ИК-компетентнос-ти. Основополагающими проблемами, влияющими на формирование ИК-компе-тентности, являются: отсутствие курсовой подготовки в области ИКТ в нашем регионе, отсутствие учебно-методической базы и учебно-справочных пособий в доступном формате для незрячего пользователя ПК. Некоторые считают отсутствие специализированного программного обеспечения и компьютерной техники. Эти данные представлены на рис.
□ Отсутствие курсовой подготовки в области ИКТ
□ Отсутствие учебно-методической базы
□ Отсутствие ПК
□ Возраст
□ Боязнь и неуверенность ■ Личное неприятие
□ Другие факторы
Рис. Основные причины недостаточного уровня ИК-колтетентности
В настоящее время формирование и повышение ИК-компетентности и практического навыка применения компьютерной техники на начальном этапе традиционно проходит при изучении дисциплины «Информатика» в коррекционных школах. Более глубокие знания незрячие и слабовидящие в области ИКТ получают в профессиональных учебных заведениях и в вузах. Если для учащихся и студентов есть возможности получить знания в сфере информационных технологий, то для взрослых с инвалидностью по зрению в нашем регионе таковых нет. Абсолютное большинство опрошенных считают необходимым создание специализированного центра, где можно получить хотя бы начальные навыки работы на компьютере и консультативную помощь. Попытка самостоятельного освоения компьютера положительных результатов не приносит.
Таким образом, теоретическое исследование и экспериментальная проверка позволяют сделать вывод о том, что И К- компетен га ость и компьютерная грамотность у инвалидов по зрению остаются на низком уровне. Также существует ряд серьез-
ных проблем обучения лиц с глубокими нарушениями зрения использованию компьютерных технологий. Недостаточно специальных методик, учебно-справочных и методических пособий в доступном формате и подготовленных преподавательских кадров. Об этом свидетельствуют результаты исследований В.И. Швецова, М.А. Рощиной, В.В. Соколова и других ученых [Швецов, Рощина, 2012].
По нашему мнению, стратегию развития и формирования ИК-компетентности необходимо вырабатывать у инвалидов по зрению не только с помощью потребностей в учебном и профессиональном совершенствовании, а прежде всего потребности в личностной самореализации, самообразовании и саморазвитии. ИК-компетен-тность предполагает не столько усвоение некоторой суммы знаний, навыков и умений в области ИКТ, сколько готовность к освоению нового образа жизни средствами ИКТ в информационном обществе.
Для решения вышеобозначенных проблем, по нашему мнению, необходим комплексный подход к формированию и повышению ИК-компетентности, который бы представлял собой совокупность взаимосвязанных инструментов (средств и способов), методов, обеспечивающих решение дидактических задач по формированию ИК-компетентности, учитывающих ограниченные возможности по зрению. Также необходимо по возможности обеспечивать незрячих пользователей, специальными и обучающими программами и пособиями, оказывать консультативную помощь, при обучении учитывать возрастные, психофизиологические особенности, степень инвалидности, уровень знаний в области ИКТ.
Библиографический список
1. Государственная программа Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)». URL: http://fcp.economy.gov.ra/cgi-bin/cis/fcp.cgi/Fcp/ViewFcp/View/ 2012/369
2. Кочетков A.A. Компьютерная техника для незрячих. Проблема «читающих машин» и компьютеризация незрячих в России // Материалы конференции «Доступность информации — ключ к образованию».
3. Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. завед. СПб.: РГПУ, 2006. 336 с.
4. Солнцева Л.И. Теоретические и практические проблемы современной тифлопсихоло-гии и тифлопедагогики. М.: Логос ВОС, 2006. 115 с.
5. Структура ИКТ-компетентности учителей. Рекомендации ЮНЕСКО. URL: http:// tite. unesco. org/pics/ publications/ru /files/3214694, pdf
6. Толковый словарь русского языка / под ред. Д.Н. Ушакова. М.: ACT, Астрель, 2007. 343 с.
7. Фурсенко A.A. Материалы к выступлению министра образования и науки Российской Федерации на Всемирной конференции министров образования «The Learning and Technology World Forum» 12 января 2010 года. URL: http: //www. mon. gov. ru /ruk/ mi-nistr/dok/6523/
8. Швецов В.И., Рощина М.А. Педагогическое сопровождение освоения и применения компьютерных технологий как средства социальной интеграции лиц с глубокими нарушениями зрения // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2012. № 4 (1). С. 76-82.