Научная статья на тему 'Значение характеристик профессионального общения в процессе подготовки будущих учителей'

Значение характеристик профессионального общения в процессе подготовки будущих учителей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
162
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Значение характеристик профессионального общения в процессе подготовки будущих учителей»

ro подходов. Чтобы вести процесс раз-|днмо прежде всего я и каково со-«игаысшей стадии раз-ет наличие опре-предпосылок, Историческое -|>тощая действи-urs по своим внут-.. -веское производив мыслительной В логическом noie процесс исто-юэея и явлений. Та-осысле слова под движение пред-- отражение этого ^кловека. Соотно-яггорического пред-"у закономерностей мышления, ис-процессы исто-

жуеют свою исто-ТОГО чтобы про-познать поддин-- : то исследовать тории возник-развитии оно -:_ тем, чем оно

::<ое является : отражения что оно от-:е закономер-;обходимость чгское - толь-ческого. Оно ;го изучения, тание логиче-г возможность го понимания

ишкннй.

этического подхо-жхледования про-»рвзаятия физическо-ситете, нами бе-подход; выде-и специфические

Высшее образование

критерии периодизации процесса становления и развития системы физического образования в Казанском университете. Первая группа критериев отражает основные признаки, характеристики, связанные со становлением и развитием образования в целом и высшего образования в частности; вторая - особенности развития конкретного вуза - Казанского университета; третья группа критериев связана со спецификой становления и развития системы физического образования в КГУ; в соответствии с критериями разработана периодизация истории становления и развития системы физического образования в Казанском университете. Выделено три периода, включающие определенные этапы, количество и продолжительность которых связаны с особенностями внешних и внутренних факторов, влияющих на систему физического образования.

ЗНАЧЕНИЕ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ

Н.Д.Колетвинова, доцент Казанского государственного педагогического университета, кандидат педагогических наук

Литература:

1. Равкин З.И. Методологическая функция историко-педагогических исследований // Советская педагогика. - 1984. - № 12. - С. 53-54.

2. Сергеев A.B. Становление и развитие истории методики преподавания физики в средней школе: Автореф. дис...д-ра пед. наук. -М., 1992.-17 с.

3. Загоскин Н.П. История Казанского университета. В 2 т. - Казань: Казанский университет, 1904. -Т.2.

4. Корбут М.К. Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина за 125 лет. 1804-05 - 1929-30. В 2 т. - Казань: Издание Казанского университета, 1930.

5. Загоскин Н.П. Библиографический словарь профессоров и преподавателей Казанского университета. -Казань, 1904. - 270 с.

В качестве профессионально значимых компонентов в данной статье рассматриваются характеристики профессиональной "коммуникативности. Целесообразность их выведения в самостоятельные составляющие, направленные на формирование профессиональной коммуникативности студентов, обусловлена сосредоточением в них профессионально доминирующих видов, способов действий и важных моментов профессиональной речевой деятельности.

Вопрос об определении профессионально значимых функций, обусловленных характером деятельности, рассматривается в исследованиях многих ученых [1,

2 и др.]. Однако до настоящего времени нет четкой позиции по выявлению определяющих сторон разнообразных профессий и способов их формирования у будущих специалистов. Одни авторы на первый план выдвигают роль психологических факторов в профессиональной деятельности [3, 4]. Другие исследователи рассматривают в качестве определяющих компонентов профессиональной деятельности умения решать разнообразные педагогические задачи [5, 6 и др.]. Третьи останавливаются на вопросе создания целостной концепции профессионализма, выделяя два уровня профессионального ста-

новления: индивидный и личностный [7, 8].

Остается открытым и вопрос об уровне профессиональной коммуникативной компетенции учителя различного профиля, не определены приоритетные виды профессиональной коммуникативной деятельности с адекватным речевым оформлением. Не выявлена роль мотивацион-ных, когнитивных, регулятивных, эмоциональных и других компонентов речевой профессиональной деятельности. Не определены особенности функционирования действий профессиональной направленности (временные, структурные, ресурсные), не сформулированы основополагающие элементы формирования профессиональных коммуникативных характеристик и качеств учителя.

В связи с этим необходимо определить приоритетные виды профессионального общения учителя физико-математического цикла с адекватным речевым оформлением; сформулировать на их основе значимые характеристики профессионального общения с соответствующими компонентами речевой профессиональной деятельности; определить особенности функционирования характеристик профессионального общения.

Целесообразность решения поставленных задач обусловлена рядом причин, среди которых — неумение учителей строить профессиональное общение с учетом особенностей его речевого оформления, незнание основных требований речевой профессиональной коммуникативности, отсутствие понимания необходимости строгой речевой закрепленности за каждым видом профессионального общения.

В соответствии со сферами профессионального общения целесообразно выделить следующие характеристики общения: презентационная, конвенциональная, фатическая, конативная, волюнтативная, директивная и эмотивная.

Как показывает опыт, разнообразные профессиональные характеристики имеют широкий круг применения в информационном, интерактивном и перцептивном

общении. Они могут реализовываться как на основе научного стиля речи, так и на основе нейтрального стиля.

Каковы основные функции конвенциональной характеристики общения? Любое профессиональное общение включает в себя элементы конвенционального общения. С этой характеристикой связано представление как о речевом этикете профессиональной педагогической деятельности, так и общении в целом. Важно подчеркнуть, что для учителя конвенциональная характеристика особенно значима, т.к. она содержит в себе начальные представления о культуре поведения, следовательно, через нее осуществляется воспитательный процесс. К конвенциональной характеристике общения мы относим следующие функции: обращение, приветствие, знакомство, извинение, одобрение, неодобрение, благодарность, прощание. Эти функции объединяются в группу коммуникативно-конвенциональных умений. Их формирование имеет значение в плане выполнения организационных, кон-тактоустанавливающих и корректирующих функций коммуникативной профессиональной деятельности.

В условиях гуманизации образования включение в него элементов толерантности, требующих от учителя внимательного отношения к личности ученика, овладение организационными, корректирующими и контактоустанавливающими умениями играют важную роль. Это обеспечивает комфортность обучения, без которого трудно формировать познавательную активность учащихся и их личностные качества. Данная группа коммуникативных умений образует комплекс социально-психологических умений, который в новых социально-экономических условиях способствует формированию у учащихся в процессе педагогического общения таких важных качеств, как коммуникабельность, самостоятельность, отсутствие психологических барьеров напряженности и страха. Все это содействует созданию благоприятной атмосферы на уроке, что в свою очередь активизирует творческую инициа-

тивность и самостоятельность обучающихся.

Овладение данной характеристикой связано с формированием у будущих учителей контактной связи учитель — ученик и направлено на реализацию оптимальных форм и методов обучающего общения.

Выведение фатической характеристики профессионального общения связано с мотивационно-целевой и содержательно-процессуальной стороной профессиональной деятельности. Фатическая характеристика общения реализуется во всех видах профессиональной деятельности. Поскольку она обслуживает целевую установку и мотивацию той или иной учебной деятельности, ее целесообразно соотнести с формированием мотивационно-целевых коммуникативных умений у студентов. Фатическая характеристика включает в себя следующие функции общения: речевое оформление целевого назначения изучаемой темы; итоговое речевое оформление изученного материала; речевое оформление и мотивация незапланированных вводных высказываний надстроечного характера.

Формирование мотивационно-целе-вых коммуникативных умений мы рассматриваем в связи с развитием умений целеполагания профессионального обучающего общения. Овладение приемами продуманного целеполагания обучающего материала открывает студентам путь к организации обучения. Это позволит учителям ввести учащихся в атмосферу сотрудничества, превратить их в соавторов творческого замысла учителя. Подведение итога изучаемой темы непосредственно связано с выполнением запланированного материала, четкостью и доступностью его изложения. Оно включает в себя перечисление основополагающих моментов изучаемой темы и может осуществляться в форме скрытого и открытого диалога. Фатическая характеристика и формируемые на ее основе мотивационно-целевые коммуникативные умения рассматриваются в работе в аспекте организационной и со-

держательной сторон профессиональной деятельности.

Данный акт коммуникации осуществляется в основном в процессе учебной деятельности. Он должен отличаться сжатостью, лаконичностью, отсутствием эмоциональности, чтобы не рассеивать внимание учащихся и не отрывать их от запланированной деятельности.

Следующей значимой характеристикой общения является конативная характеристика. К числу ее главных функций относится ориентация на адресата. Она включает в себя следующие компоненты речевой деятельности: регуляция внимания; волеизъявление; побуждение; привлечение внимания; выражение отношения к адресату и обстановке.

Исходя из этого, можно выделить формируемые на ее основе соответствующие коммуникативные умения: коммуникативно-регулятивные, коммуникативно-побудительные, коммуникативно-взаимодействующие (сопричастные).

Регуляция внимания как фактор профессиональной коммуникативности связывается с овладением такими показателями профессиональной деятельности, как четкая перспектива практической необходимости выполнения того или иного вида деятельности. Волеизъявление, побуждение, привлечение внимания к выполнению определенных заданий связаны с формированием обобщенных коммуникативно-контактных умений. Волеизъявление характеризуется определенным стремлением к достижению желаемого результата в ходе объяснения или опроса. Волеизъявление может реализоваться в процессе личностных и межличностных отношений.

Побуждение в процессе формирования профессиональной коммуникативности рассматривается нами прежде всего как приглашение учащихся к совместной деятельности, рассмотрение процесса обучения как взаимодействия партнеров в совместном интеллектуальном общении. Кроме того, побуждение направлено на развитие когнитивных сторон общения. Побуждение к действию может быть вы-

звано проблемным изложением материала, удачным вопросом, рассчитанным на развитие самостоятельности мышления.

Побуждение способствует своевременному корректированию формируемой коммуникативной активности общающихся.

Привлечение внимания как компонента конативной характеристики общения следует рассматривать как фактор урочной и внеурочной деятельности. Оно рассчитано на достижение оптимальных условий необходимого контактирования на основе заинтересованности в выполнении определенного вида деятельности. Привлечение внимания связывается с выполнением необходимых условий: знания особенностей контингента обучающихся, их интересов, выбора соответствующего момента общения.

В содержательно-процессуальной стороне деятельности данная функция направлена на совершенствование речевых навыков на основе управляемого комбинирования и трансформации материала, связанного с вычленением и фиксированием необходимых для привлечения внимания элементов содержания.

В организационной стороне деятельности привлечение внимания реализуется в контактоустанавливающих ситуациях общения, в регулятивно-корректирующих направлениях профессиональной деятельности.

Выражение отношения к адресату и обстановке в основном реализуется в индивидуальной форме обучения и рассматривается в работе в качестве индивидуальной оценки деятельности участников общения, учета их личностных характеристик, психологических установок на получение знаний. Кроме того, данный компонент можно использовать как фактор прогнозирования учебной и поведенческой направленности индивида, его личностной значимости. Необходимо также отметить его роль в формировании эмпатийных качеств учителя, навыков педагогики сотрудничества. Речевое оформление включает в себя эмоционально-оценочные кон-

струкции, индивидуализированные средства общения. К доминирующим факторам данного компонента относятся доверительность и доброжелательность в межличностном общении.

Выражение отношения к обстановке также входит в состав компонентов формирования профессиональной коммуникативности. Под обстановкой в конативной характеристике понимается общее настроение аудитории, ее нацеливание на активную и добросовестную работу. Реализация данного компонента осуществляется через коррективные изменения и уточнения видов деятельности обучающихся, оценочную функцию процессов и результатов деятельности.

Выражение отношения к адресату и обстановке связано с формированием когнитивной функции общения. В качестве средств формирования конативной характеристики общения у студентов являются определенные коммуникативные задания, специальные речевые упражнения, направленные на развитие лингвистической компетенции студентов неязыковых факультетов.

Формирование конативной характеристики у студентов имеет важное значение и в плане соприкосновения ее с такими дидактическими принципами, как ясность, доступность изложения материала.

Конечно, каждая из характеристик профессионального общения достигает желаемого результата в профессиональной деятельности при соответствующем содержательном наполнении. Они включают в себя специальные коммуникативные задания и информационно-тренировочные концентры. В них входят разнонаправленные упражнения по лексике, грамматике и синтаксису, а также задания на моделирование ситуаций профессионального общения. Характеристики профессионального общения строятся исходя из целевых установок обучения разнообразным видам общения и русскому языку в целом. На основе вышеизложенного можно отметить, что подразделение на разнообразные характеристики с адекватным речевым

ванные сред-

ющим факто-

"носятся дове-

:ьность в меж-

' 7 к обстановке

онентов фор-

й коммуника-

з конативной

г общее на-

целивание на

работу. Реа-

- осуществля-

. нзменения и

Г ети обучаю-

1» процессов и

Г

» к адресату и

BE "званием ког-

В качестве

нвной харак-

тов являются

ные задания,

жнения, на-

"вистической

: зыковых фа-

характе-

ое значе-

ге с таки-

!. как яс-

Высшее образование

материала, з характеристик -о-:ия достигает гефессиональной :-етгтвующем со-Они включают " ■1 -чикативные повочные аправлен-мматике и моделиро-ьного обще-сионального левых ус--..¡ым видам в целом. На жно отме-нообразпые м речевым

оформлением позволило решить следующие задачи: ознакомить студентов с видами профессиональной деятельности и профессионального общения; более эффективно использовать коммуникативно-деятельностный подход в обучении, повысить целевую направленность и мотивированность обучения русскому языку как средству приобщения к будущей профессии; повысить рациональность распределения изучаемого материала по блокам профессионального общения, т.к. каждый блок имеет свои средства речевого оформления, что позволяет в более сжатые сроки, наряду с повторением лексического и грамматического материала, усвоить необходимые требования к той или иной характеристике профессионального общения; применить специальные дидактические условия, обеспечивающие эффективность формирования профессиональной коммуникативности; определить и применить клишированные образцы характеристик профессионального общения как средства формирования профессиональных коммуникативных умений в сжатые сроки; дисциплинировать речемысли-тельную деятельность будущих учителей при подготовке к разнообразным видам профессиональной деятельности.

Литература:

1. Грехнев B.C. Культура педагогического общения: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1990.

2. Юсупов ИМ. Психология взаимопонимания. - Казань: Тат. кн. изд-во, 1991.

3. Гоноболин Ф.Н. О некоторых психических качествах личности учителя // Вопросы психологии. - 1975. - № 1.

4. Семенова Е.В. Дидактическая игра в процессе формирования коммуникативных умений у студентов педвузов. Дисс. ... канд. пед. наук. -М., 1984.

5. Аксенова Г.И. Субъектное обучение в высшей школе: новый подход. В сб. Психологическая наука: традиции, современное состояние и перспективы / Тезисы докладов научной конференции Института психологии. Изд-во «Институт психологии РАН». - М., 1997.

6.Кондратова Л.В. Сборник педагогических задач // Учебное пособие для студентов пединститутов. - М., 1987.

7.Федорова В.Н. Межпредметные связи естественнонаучных и математических дисциплин. В кн: Межпредметные связи естественнонаучных дисциплин. Пособие для учителей. Сб. статей / Под ред. В.Н. Федоровой. - М.: Просвещение; 1980.

8. ХалеваИ.И. Основы теории обучения пониманию иноязычной речи - М., Высшая школа. 1989.

ИННОВИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ И ТЕХНОЛОГИЙ ПОДГОТОВКИ МЕНЕДЖЕРОВ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Т. А. Плюшкина, преподаватель кафедры иностранных языков КГФЭИ

Коренные изменения, произошедшие в нашей стране, выявили кризисные явления во многих сферах деятельности человека: экономической, политической, производственной, образовательной и многих других. Данное обстоятельство побуждает к глубокому размышлению о

правильности выбранного политического курса, своевременности экономических реформ, реальной возможности социокультурного прогресса российского общества.

В вопросе развития отечественной экономики исследователями отмечается,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.