ВОПРОСЫ УПРАВЛЕНИЯ
ЗНАЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ В РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА
Шулакова А.А.
аспирант, Оренбургский государственный университет (Россия), 460520, Россия, Оренбургская область, п. Нежинка, ул. Нежинская, 1/1, [email protected]
УДК 341.231.14
ББК 67.400.3
Цель. Изучение семантики понятия «государственная услуга» и обоснования роли и значения таких услуг при реализации основных прав и свобод человека и гражданина; анализ оказываемых государственных услуг; анализ нормативно-правовых актов в сфере оказания государственных услуг населению.
Методы. Проанализированы подходы к понятиям «услуга» и «государственная услуга»; проведен сопоставительный анализ оказываемых государственных услуг с основным правами человека.
Результат. Исходя из анализа нормативно-правовых актов и научной литературы выведено понятие «государственная услуга», выявлена взаимосвязь государственных услуг с правами человека и доказано, что государственные услуги выступают одним из основных механизмов реализации прав и свобод человека и гражданина. На основании анализа оказываемых услуг представлена авторская классификация государственных услуг, которая базируется на основаниях возникновения потребностей в получаемой государственной услуге.
Научная новизна. Научная новизна заключается в исследовании государственных услуг с позиции конституционного права, и анализа государственных услуг через призму основных конституционных ценностей и основных конституционных прав и свобод человека и гражданина. Государственные услуги проанализированы в зависимости от основания возникновения потребности в той или иной услуге.
Ключевые слова: услуга, государственная услуга, права человека, механизм реализации прав и свобод человека.
Shulakova A.A.
IMPORTANCE OF STATE SERVICES IN THE REALIZATION OF BASIC HUMAN RIGHTS
Aim. To study the semantics of the "state service" concept and reasoning of the role and importance of these services for realization of fundamental rights and freedoms of individuals and citizens; to analyze state services; to analyze normative-legal acts in the field of providing state services to population.
Methods. Approaches to the concepts of "service" and "state service" are studied; a comparative analysis of state services and basic human rights is made.
Result. Proceeding from the analysis of regulatory-legal acts and scientific literature the concept of "state service" is identified, relationship of state services with human rights are revealed and the fact that state services are one of the main mechanisms for the realization of rights and freedoms of individuals and citizens is justified. On the grounds of the analysis of provided services the author's classification of state services is featured, which is based on the need for state services to be provided.
Scientific novelty. Scientific novelty lies in the study of state services in terms of constitutional law and of the analysis of state services through the prism of basic constitutional values and basic constitutional rights and liberties of individuals and citizens. State services are analyzed depending on the need for a particular service.
Key words: service, state service, human rights, mechanism of realization of human rights and liberties.
^ В настоящее время все более заметными стано- деятельности государства, его целей и задач. В свою
§ вятся тенденции нового понимания роли государства, очередь, функции государства зависят от тех задач,
§ выполняемых им задач и функций, взаимоотношений которые стоят перед обществом на данном этапе раз-
^ между обществом и органами государственной власти. вития [1, с. 32]. Задачи и вытекающие из них функции
^ Сущность государства и его социальное назначение государства не являются произвольными, они зави-
© являются решающими в определении направленности сят от уровня развития общества, его экономических
возможностей, потребностей и интересов населения и других факторов. На определённом этапе развития государства именно общество начинает определять, что является для него социально значимым, что оно поручает государству, какие функции на него возлагает, и появляется категория «государственные услуги», т.е. система отношений граждан и юридических лиц с государственными структурами.
Понятие «услуга» для законодательства не новое и означает способ удовлетворения потребностей граждан и юридических лиц. Из содержания статей 8 и 74 Конституции РФ, можно сделать вывод, что «услуга» - это вид материальной деятельности [2, ст.8, 74].
Содержание понятия «услуга» в широком смысле слова раскрывается в толковом словаре русского языка В.И. Даля, где под услугой понимается - «самое дело, помощь, пособие или угожденье. Оказать кому услугу, сделать нужное, угодное» [3, с. 512]. Таким образом, изначально термин «услуга» использовался в качестве общеупотребительного и не содержал какого-либо юридического смысла. Если говорить об общераспространенном понимании слова «услуга», то под ним понимаются предоставляемые кому-либо бытовые удобства [4, с. 1100].
В узком смысле, как правовой категорией, термином «услуга» оперирует, гражданское право. Согласно ст. 779 ГК РФ под услугой понимается осуществление за плату действий или определенной деятельности по заданию заказчика [5, ст. 779]. Соответственно основным юридическим фактом, порождающим эти правоотношения, является гражданско-правовой договор.
Само понятие «государственная услуга» в России стало использоваться не так давно, а только в процессе проведения административной реформы, не смотря на то, что во многих зарубежных странах данное понятие рассматривается как одна из основных форм отношений гражданина, юридического лица и власти, где государство рассматривается как «поставщик услуг».
В общем виде услуга определена в Межгосударственном стандарте ГОСТ 30335-95/ГОСТ Р 50646-94 «Услуги населению. Термины и определения» как «результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя, а также собственной деятельности исполнителя по удовлетворению потребности потребителя» [6, ст.1].
Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» говорит о таком понятии, как «функции по оказанию государственных услуг», под которыми понимается предоставление федеральными органами исполнительной власти непосредственно или через подведомственные им федеральные государ-
ственные учреждения либо иные организации безвозмездно или по регулируемым органами государственной власти ценам услуг гражданам и организациям в области образования, здравоохранения, социальной защиты населения и в других областях, установленных федеральными законами [7, п.2].
Федеральный закон №210-ФЗ вводит понятие государственной услуги и понимает под ней предоставляемую федеральным органом исполнительной власти, органом государственного внебюджетного фонда, исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, а также органом местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов РФ - деятельность по реализации функций соответственно федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов РФ, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами РФ и нормативными правовыми актами субъектов РФ полномочий органов, предоставляющих государственные услуги [8, ст.2].
О государственных услугах законодатель говорит в двух случаях. Во-первых, когда речь идет, о реализации функций государства в социальной сфере, куда входит образование, здравоохранение. Во-вторых, о ряде функций государственных органов, которые не имеют социального характера, а в основном направлены на удостоверение какого-либо юридически значимого факта. Это могут быть, например, регистрационные действия в отношении актов гражданского состояния, прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Таким образом, возникает ситуация, когда термин «услуга» используется законодателем при регулировании сферы, как частных, так и публичных интересов.
На наш взгляд государственные и муниципальные услуги выступают механизмом для осуществления деятельности по приоритетным направлениям органов государственной власти и местного самоуправления и способствуют воплощению конституционных ценностей в реальной жизни общества и государства. Как известно, человек, его права и свободы являются высшей ценностью, но для их реализации необходимо создание чёткого отлаженного механизма. Важнейшей задачей современного государства является реализация интересов людей, которая возможна через создание определенных взаимоотношений между индивидом, обществом и государством, воплощенных в правах человека.
Под правами человека понимают совокупность моральных норм, принадлежащих людям, независимо от расовых, национальных или социальных различий [9, с. 480].
В зависимости от основания возникновения потребности в получении государственной услуги, предлагаем их поделить на два вида:
1) услуги, которые непосредственно направлены на удовлетворения самой потребности человека и возникающие по его желанию;
2) услуги, которые представляют для человека дополнительное обременение, и возникают в силу прямого указания закона.
Исходя из предложенной классификации услуг, попытаемся доказать, что государственные и муниципальные услуги выступают механизмом реализации основных прав человека.
Основное назначение личных прав состоит в том, чтобы гарантировать человеческую жизнь и обеспечить её защиту от всяких форм насилия, жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения; индивидуализировать гражданина, создать ему условия личной неприкосновенности и невмешательства в частную и семейную жизнь; гарантировать индивидуальную свободу, возможность беспрепятственного выбора различных вариантов поведения в сфере национальных, нравственных, религиозных и иных отношений, где индивид выступает как биосоциальное существо.
Так, например, для индивидуализации гражданина государство должно предоставить гражданину определённый набор услуг. Невозможно представить нормальное осуществление прав и обязанностей без четкого представления о том, с кем именно происходит вступление в правовые отношения.
Одним из индивидуализирующих гражданина признаков является его место жительства. Наряду с именем, место жительства позволяет более точно конкретизировать субъекта гражданского права. Довольно часто встречаются случаи полного совпадения имен граждан, включая фамилии и отчества. Однако полное совпадение места жительства при этом встречается крайне редко. Согласно Закону «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» №5242-1, местом жительства гражданина признается место, где он постоянно или преимущественно проживает [10, ст. 2].
Положение гражданина как субъекта гражданского права удостоверяется актами гражданского состояния. Акты гражданского состояния отнесены законом к фактам, определяющим гражданско-правовой статус гражданина (рождение, заключение и расторжение брака, усыновление, смерть и другие). В связи с
особой важностью данных фактов законом установлен специальный порядок их регистрации в специальном государственном органе - органе записи актов гражданского состояния. На основании произведенных записей гражданам выдается специальный документ -свидетельство, которым гражданин удостоверяет свое состояние в повседневной жизни.
Так, Министерством Юстиции РФ, разработан административный регламент предоставления государственной услуги по государственной регистрации актов гражданского состояния органами, осуществляющими государственную регистрацию актов гражданского состояния на территории Российской Федерации. Данный регламент прописывает виды услуг, получателей услуг и порядок предоставления услуг. Так, к государственным услугам в данном регламенте относятся: государственная регистрация актов гражданского состояния (рождение, заключение брака, расторжение брака, усыновление (удочерение), установление отцовства, перемена имени и смерть), в том числе выдача повторных свидетельств (справок), подтверждающих факт государственной регистрации акта гражданского состояния, внесение исправлений и (или) изменений в записи актов гражданского состояния, восстановление и аннулирование записей актов гражданского состояния. [11, п. 3] Таким образом, не будь чёткого механизма предоставления услуг в этой сфере, индивидуализация гражданина была бы не возможно, а, следовательно, невозможно было бы индивидуализировать гражданина.
Одним из личных прав человека является право на личную свободу и свободу передвижения. В соответствии с Конституцией Российской Федерации и международными актами о правах человека каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.
Закон «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», указывает на необходимость государственной регистрации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.
Соответственно, для реализации права гражданина на свободу передвижения, у государства возникает обязанность предоставить соответствующую государственную услугу по регистрации гражданина по месту пребывания, либо по месту жительства. Именно посредством предоставления указанной услуги и будет реализовано личное право гражданина на свободу пе-
редвижения. Для предоставления этой услуги Постановлением Правительства РФ, разработаны «Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учёта по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации» [12]. Соответственно полномочия по оказанию данной услуги возложены на Федеральную миграционную службу и ее территориальные органы, а также на органы местного самоуправления. Федеральной миграционной службой Российской Федерации утвержден «Административный регламент предоставления федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учёту граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации» [13].
С одной стороны, личные права и свободы являются неотчуждаемыми и принадлежат каждому от рождения а, следовательно, должны относиться к первой категории государственных услуг, которые непосредственно направлены на удовлетворение потребностей человека и возникают по его желанию. Однако, с другой точки зрения некоторые государственные услуги, посредством которых реализуются личные права и свободы, предоставляются не только для удовлетворения потребностей человека в реализации его прав, но и необходимы для обеспечения баланса соответствующих конституционных ценностей, и, следовательно, такие услуги оказываются не по воли лица, а в силу указания закона. Такая ситуация возникает, например, при реализации права гражданина на свободу передвижения. При реализации этого права помимо учета потребностей и личных интересов лица, происходит учёт интересов государства в обеспечении правопорядка.
Таким образом, не смотря на то, что личные права человека являются естественными и неотчуждаемыми правами, принадлежат каждому от рождения, являются абсолютными, всё же для реализации некоторых прав необходимо осуществить ряд действий, установленных государством, т.е. прибегнуть к процедуре получения определённых государственных услуг. Соответственно, для реализации этих прав, государство обязано предоставить определённый набор государственных услуг.
В отличие от основных личных прав и свобод, которые по своей природе неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения как человеку, политические права и свободы связаны с обладанием гражданством государства. Это различие отражает Конституция, адресуя личные права каждому, политические - гражданам.
Связь государственных услуг с реализацией политических прав и свобод не вызывает сомнения. Рассмотрим право на объединение, декларированное
статьей 30 Конституции РФ, согласно каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Согласно Федеральному закону «Об общественных объединениях», который даёт толчок к реализации рассматриваемого права, под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения [14, ст.5].
Федеральный закон «Об общественных объединениях» указывает на то, что правоспособность общественного объединения как юридического лица возникает с момента государственной регистрации данного объединения. Однако, не каждое общественное объединение должно проходить государственную регистрацию. Такое положение вытекает из смысла ч. 4 ст. 3 Федерального закона, где сказано, что создаваемые гражданами общественные объединения могут регистрироваться в законодательном порядке, и приобретать права юридического лица либо функционировать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица.
Соответственно существует и различие в правовом статусе зарегистрированных общественных объединений и общественных объединений не прошедших государственную регистрацию.
Для приобретения прав юридического лица общественное объединение подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» [15]. Право принятия решения о регистрации общественного объединения возложено на Министерство юстиции, в соответствии с Приказом Минюста РФ от 30.12.2011 N 455 «Об утверждении Административного регламента предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации» [16] .
Таким образом, для реализации права граждан на объединение, порой у граждан возникает потребность в получении государственной услуги и государство обязано предоставить возможности для реализации данной услуги.
Поскольку Конституция РФ рассматривает право на объединение именно как право, а не обязанность и закон устанавливает возможность существования общественных объединений зарегистрированных в качестве юридического лица, так и не зарегистрированных в таком качестве, то набор таких услуг, по реализации указанного права, можно отнести к первой группе государственных услуг, которые непосред-
ственно направлены на удовлетворения самой потребности человека и возникают по его воли.
Статья 33 Конституции РФ гарантирует гражданам России право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
Правоотношения в этой сфере регулируются Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ. Федеральный закон устанавливает порядок рассмотрения обращений граждан не только государственными органами, но и органами местного самоуправления. Под обращением гражданина в рамках данного Федерального закона понимаются направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу письменные предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение в указанные органы [17, ст.2].
Данное право гражданина тесным образом связано с предоставлением государственных (муниципальных) услуг. Обращаясь в тот или иной орган государственной власти или орган местного самоуправления, гражданин реализует своё право на обращение. Соответственно у данных органов имеется обязанность дать ответ на обращение гражданина. Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению. Соответственно, давая ответ на полученное обращение, государственный орган, либо уполномоченное им лицо, оказывает соответствующую государственную услугу.
Аналогичным образом, посредством предоставления государственных услуг, реализуются экономические и социальные права граждан.
Например, право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности, закреплённое частью 1 статьи 34 Конституции РФ.
Субъектами предпринимательской деятельности являются граждане Российской Федерации, действующие без образования юридического лица, а также объединения граждан, зарегистрированные в установленном порядке. Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
Вопросами государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей занимается Федеральная налоговая служба, а сам порядок государственной регистрации отражён в Федеральном законе
«О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Таким образом, возникает ситуация, при которой для реализации своего права на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности, гражданин должен быть зарегистрирован в соответствующих органах. У гражданина возникает потребности в получении соответствующей услуги. Соответственно, Федеральная налоговая служба, руководствуясь Административным регламентом предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, предоставляет данную услугу всем обратившимся, при соблюдении соответствующих условий [18].
Сложным является вопрос об отнесении государственной услуги по реализации рассматриваемого права к представленной классификации услуг. С одной стороны, у лица имеется право свободно заниматься предпринимательской деятельностью. Тем самым оказывая государственную услугу по регистрации индивидуального предпринимателя, удовлетворяется его потребность, которая основана на его личном желании. Однако, с другой стороны, закон запрещает занятие некоторыми видами деятельности для физических лиц, не зарегистрированными в установленном порядке в качестве индивидуального предпринимателя. В таком случае гражданин, не желая проходить процедуру регистрации, вынужден осуществить ее в силу закона, что является для него дополнительным обременением. Полагаем, что в данном случае необходимо выделить третий вид услуг в зависимости от основания возникновения потребности в получении государственной услуги, - это государственные услуги, направленные на удовлетворение личных потребностей человека, но возникающие в силу прямого указания закона.
Таким образом, исходя из анализа определений данных в законодательных актах и научной литературе, предлагаем следующее определение государственных услуг: «государственная услуга - предоставляемая государственным органом, должностным лицом, либо иным, уполномоченным государством органом по требованию заявителей деятельность, направленная на удовлетворения потребностей заявителей, либо деятельность, оказываемая в силу прямого указания закона, в пределах установленных правовыми актами РФ».
Мы приходим к выводу, что государственные услуги выступают видом общеполезной деятельности и выступают механизмом реализации конституционных ценностей, прав и свобод человека и гражданина, и, исходя из анализа предоставляемых услуг, все
государственные услуги, в зависимости от основания возникновения потребности в получении такой услуги, можно поделить на:
1) услуги, которые непосредственно направлены на удовлетворения самой потребности человека и возникающие по его желанию;
2) услуги, которые представляют для человека дополнительное обременение, и возникают в силу прямого указания закона.
3) услуги, направленные на удовлетворение личных потребностей человека, но возникающие в силу прямого указания закона.
Литература:
1. Беляев А.Н. Измерение эффективности оценивание в государственном управлении: международный опыт. М.: ГУ ВШЭ, 2005. 54 с.
2. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. № 4. Ст. 445.
3. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. М., 2005. Т. 4: Р-7.
4. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1975. 1322 с.
5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 05.12.1994. № 32. Ст. 3301 (в ред. от 02.07.2013 № 167-ФЗ // Российская газета. № 145. 05.07.2013).
6. ГОСТ 30335-95/Г0СТ Р 50646-94. Услуги населению. Термины и определения (введен в действие Постановлением Госстандарта РФ от 12.03.1996 № 164). М.: ИПК Издательство стандартов, 2001. Документ утрачивает силу на территории Российской Федерации с 1 января 2014 года в связи с изданием Приказа Росстандарта от 29.11.2012 N 1612-ст. Взамен вводится в действие ГОСТ Р 50646-2012.
7. О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти: Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 // Собрание законодательства Российской Федерации. 15.03.2004. Ст. 945. (в ред. от 22.06.2010 № 773 // Собрание законодательства Российской Федерации. 28.06.2010. Ст.3331)
8. Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг: Федеральный закон от 27 июля 2010 года №210-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 02.08.2010. Ст.4179. (в ред. от 21.12.2013 №359-ФЗ // Собра-
ние законодательства Российской Федерации. 23.12.2013. Ст. 6679).
9. Политология: Толковый словарь: Русско-английский. М., 2001.
10. О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации: Закон Российской Федерации от 25 июня 1993 года №5242-1 // Российская газета. 10.08.1993. №152 (в ред. от 28.12.2013 №387-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 30.12.2013. Ст. 6952).
11. Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги по государственной регистрации актов гражданского состояния органами, осуществляющими государственную регистрацию актов гражданского состояния на территории Российской Федерации: Приказ Министерства юстиции РФ от 29 ноября 2011 года №412 // Российская газета. 28.12.2011. № 293.
12. Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учёта по месту пребывания и по месту жительства в пределах территории Российской Федерации: Постановление Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года №713 // Собрание законодательства Российской Федерации. 24.07.1995. Ст. 2939 (в ред. Постановления Правительства Российской Федерации от 21.05.2012. № 493 // Собрание законодательства Российской Федерации. 28.05.2012. Ст.2866).
13. Об утверждении административного регламента предоставления федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учёту граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации: Приказ Федеральной миграционной службы от 11 сентября 2012 года №288 // Российская газета. 17.04.2013. №83 (в ред. Приказа Федеральной миграционной службы от 15.07.2013. № 311 // Российская газета. 02.08.2013. №169).
14. Об общественных объединениях: Федеральный закон от 19 мая 1995 года №82-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 22.05.1995. Ст.1930 (в ред. от 28.12.2013 №396-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 30.12.2013. Ст. 6961).
15. О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: Федеральный закон от 8 августа 2011 года № 129-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 13.08.2001. Ст. 3431 (в ред. от 21.12.2013. № 379-ФЗ // Собрание законодательства Российской Фе-
дерации. 23.12.2013. Ст.6699).
16. Об утверждении Административного регламента предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций: Приказ Министерства юстиции от 30 декабря 2011 года №455 // Российская газета. 16.03.2012. №58 (в ред. от 11.12.2013. № 224 // Российская газета. 27.12.2013. №294).
17. О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации: Федеральный закон от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 08.05.2006. Ст. 2060 (в ред. от 02.07.2013 № 182-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 08.07.2013. Ст. 3474).
18. Об утверждении административного регламента предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств: Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 22 июня 2012 года №87н // Российская газета. 07.09.2012. № 206.
References:
1. Belyaev A.N. Measuring the assessment efficiency in public administration: international experience. M.: SU HSE, 2005. 54 p.
2. The Constitution of the Russian Federation. Passed by popular vote on December 12, 1993 (with amendments by the RF Laws on Amendments to the Constitution of the Russian Federation of December 30, 2008 № 6-FCL, of December 30, 2008 № 7-FCL) // Collected legislation of the Russian Federation. 2009. № 4.Art. 445.
3. Dahl' VI. Explanatory Dictionary of the Live Great Russian language: In 4 v. M., 2005. V. 4: S-7.
4. Ozhegov S.I. Dictionary of the Russian language. M., 1975. 1322 p.
5. The Civil Code of the Russian Federation (part one): Federal law of 30.11.1994 №.51-FL // Collection of legislation of the Russian Federation. 05.12.1994. №. 32.Art. 3301 (as amended 02.07.2013 № 167-FL // Rossiiskaya Gazeta. № 145. 05.07.2013).
6. GOST 30335-95/G0ST R 50646-94. Services to population. Terms and definitions ( enacted by the Resolution of the RF State Standard of 12.03.1996 № 164). M.: IPK Izdatel'stvo standartov, 2001. The document becomes invalid in the territory of the Russian Federation from January 1, 2014 in connection with the pass-
ing the Rosstandart Order of 29.11.2012 N 1612-art. GOST R 50646-2012 is introduced instead.
7. On the system and structure of federal executive bodies: Decree of the RF President of March 9, 2004 № 314 // Collected Legislation of the Russian Federation. 15.03.2004. Art. 945. (as amended 22.06.2010 № 773 // Collected Legislation of the Russian Federation. 28.06.2010. Art.3331)
8. On providing public and municipal services: Federal Law of July 27, 2010 № 210-FL // Collected Legislation of the Russian Federation. 02.08.2010. Art.4179. (as amended 21.12.2013 № 359-FL // Collected Legislation of the Russian Federation. 23.12.2013. Art. 6679).
9. Political Science: Glossary: Russian-English. M., 2001.
10. On the right of the RF citizens to freedom of movement and choice of place of residence within the limits of the Russian Federation: the RF Law of June 25, 1993 № 5242-1// Rossiiskaya Gazeta. 10.08.1993. № 152 (as amended 28.12.2013 № 387-FL // Collected Legislation of the Russian Federation. 30.12.2013. Art. 6952).
11. On approval of the Administrative Regulation of rendering public services of state registration of acts of civil status by bodies carrying out state registration of acts of civil status in the territory of the Russian Federation: Order of the RF Ministry of Justice of November 29, 2011 № 412 / / Rossiiskaya Gazeta. 28.12.2011. № 293.
12. Rules of registration and deregistration of the Russian citizens at and from the place of stay or residence within the territory of the Russian Federation: Resolution of the RF Government of 17 July 1995 № 713 // Collected Legislation of the Russian Federation. 24.07.1995.Art. 2939 (as amended in the Resolution of the Government of the Russian Federation of 21.05.2012. № 493 // Collected Legislation of the Russian Federation. 28.05.2012. Art.2866).
13. On approval of the Administrative Regulation of rendering by the Federal Migration Service of public services of registration of citizens of the Russian Federation at the place of stay and residence within the Russian Federation: the Order of the Federal Migration Service of September 11, 2012 № 288 // Rossiiskaya Gazeta. 17.04.2013. №83 (as amended in the Order of the Federal Migration Service of 15.07.2013. № 311 // Rossiiskaya Gazeta. 02.08.2013. № 169).
14. On Public Associations: Federal Law of May 19, 1995 № 82-FL // Collected Legislation of the Russian Federation. 22.05.1995. Art.1930 (as amended 28.12.2013 № 396-FL // Collected Legislation of the Russian Federation. 30.12.2013.Art. 6961).
15. On state registration of legal entities and individual
entrepreneurs: Federal Law of August 8, 2011 № 129-FL // Collected Legislation of the Russian Federation. 13.08.2001. Art. 3431 (as amended 21.12.2013. № 379-FL // Collected Legislation of the Russian Federation. 23.12.2013. Art.6699).
16. On approval of the Administrative Regulations for rendering by the Ministry of Justice of the Russian Federation of the public service of making decisions on the state registration of the nonprofit organizations: the Order of the Ministry of Justice of 30 December 2011 № 455 // Rossiiskaya Gazeta. 16.03.2012. № 58 (as amended 11.12.2013. № 224 // Rossiiskaya Gazeta. 27.12.2013. № 294).
17. On the Procedure of considering appeals from citizens of the Russian Federation: Federal Law of May 2, 2006 № 59-FL // Collected Legislation of the Russian Federation. 08.05.2006. Art. 2060 (as amended 02.07.2013 № 182-FL // Collected Legislation of the Russian Federation. 08.07.2013.Art. 3474).
18. On approval the administrative regulation of rendering by the Federal Tax Service of public service for state registration of legal entities and natural persons as individual entrepreneurs and peasant (farmers') enterprises: Order of the Ministry of Finance of the Russian Federation of June 22, 2012 № 87n // Rossiiskaya Gazeta. 07.09.2012. № 206.