Значение государственного регулирования развития станкостроительной отрасли Российской Федерации
The role of the governmental regulation for the machine tool
industry development
Борислав Игоревич Пак, Borislav Pak
аспирант Научно-исследовательского института Российской таможенной академии, государственный таможенный инспектор Домодедовской таможни
E-mail: [email protected]
Аннотация:
В статье обоснована необходимость развития станкостроительной отрасли Российской Федерации. При этом обозначена важность совершенствования государственного регулирования, и таможенного регулирования, в частности. В статье предложена и обоснована схема процесса развития станкостроительной отрасли в виде замкнутой последовательности определенных этапов и систематизированы меры ее государственного регулирования соответственно этим этапам. Такой подход позволил выявить перспективные направления совершенствования государственного регулирования в интересах развития станкостроительной отрасли.
Abstract:
The article is devoted to the problem of the development of the machine tool industry the by the use the governmental regulation and, particularly, the customs regulation. In the article proposed the scheme of the process of development the machine tool industry and classified the measures of governmental regulation.
Ключевые слова:
станкостроительная отрасль, развитие отрасли, государственное регулирование, меры государственного регулирования, таможенное регулирование
Keywords: machine-tool industry, the development of economic sector, governmental regulation, customs regulation.
Исторический опыт многих европейский стран (Англия, Испания, Ирландия, Германия и др.) и стран Восточной Азии (Япония, Южная Корея, Китай, Сингапур) показывает, что резкий рост развития промышленности и, впоследствии, рост экономики, возможен лишь с помощью инструментов государственной поддержки отраслей машиностроения. Это означает, что мировой рост потребления продукции станкостроительной отрасли, в том числе, рост потребления в Российской Федерации, и одновременная чувствительность отрасли станкостроения к геополитическому влиянию
свидетельствует о необходимости наращивания собственного производства станков.
Характер динамики спроса на продукцию станкостроительной отрасли
г
Рис. 1. Динамика спроса на продукцию спроса станкостроительной отрасли
График на рис. 1 отражает, что спрос на продукцию станкостроения носит циклический характер и включает фазы резкого роста и относительной стабильности. Современное состояние спроса на продукцию станкостроения в Российской Федерации находится в фазе резкого роста. Это обусловлено существенным износом основных производственных фондов предприятий промышленности, потребностью в высокотехнологичных станках с ЧПУ.
Таким образом, в ближайшие годы в Российской Федерации будет наблюдаться рост спроса на товары станкостроительной отрасли. Вместе с тем, краеугольным вопросом является, чьи товары будут удовлетворять растущий внутренний спрос - отечественные или иностранные?
В настоящее время сложились такие условия, которые не позволяют в полной мере пользоваться преимуществами свободной торговли и членством Российской Федерации во Всемирной торговой организации для развития отрасли станкостроения:
1. Действующие санкционные ограничения в отношении Российской Федерации привели к кризису взаимоотношений и значительному разрыву экономических связей с другими странами.
2. Тот факт, что станки являются товарами двойного назначения, и, возможность их импорта определяется иностранными государствами, может создать ситуацию запрещения импорта, например, в отрасли оборонно-промышленного комплекса. Так, экспорт товаров и технологий двойного назначения из развитых стран ограничен Вассенаарскими договоренностями, которые сдерживают поставку более 30 позиций высокоточной продукцией станкостроения, а также на их программное обеспечение.
3. Недостаточная развитость отечественной отрасли станкостроения -высокая импортозависимость отрасли, недостаточность удовлетворения внутреннего спроса станками отечественного производства, технологическое отставание отрасли станкостроения - приводит к замедлению роста промышленности и уменьшению участия страны в международном разделении труда (или закрепляет за Российской Федерацией статус поставщика сырья и импортера готовой продукции).
Немаловажно отметить, что в настоящее время в отрасли станкостроения растет доля защищаемых технологий, что приводит к развитию исключительно сборочных производств, и соответственно, к усилению отставания стран от государств, владеющих технологиями и патентами на производство. Это означает, что достижение уровня самообеспечения по станкам нового поколения невозможно без достижения самообеспечения по станкам, произведенным по предыдущим технологиям. Научно-технический прогресс в области материального производства обусловлен применением научных и технических достижений, приводящих к созданию более эффективных технологий, машин, оборудования, а также к совершенствованию существующих способов производства изделий. Следовательно, отрасль станкостроения как базовая составляющая развития
промышленности может совершенствоваться в двух составляющих -непосредственно в оборудовании и во внедрении новых технологий производства. На определенных этапах развития создаются условия для эволюционных скачков, связанных с накоплением научно-технического потенциала. К таким скачкам в развитии металлорежущих станков относятся, во-первых, появление в 50-х годах XX века станков с ЧПУ, и, во-вторых, внедрение в настоящее время в производство принципа модульного построения станков на основе мехатронных систем1.
Таким образом, вышеизложенное свидетельствует о крайней необходимости государственного регулирования развития
станкостроительной отрасли промышленности. Это регулирования должно носить комплексный характер и учитывать эволюционные скачки развития промышленности. Следовательно, развитие отрасли станкостроения целесообразно представить в виде следующего процесса, изображенного на рис. 2.
2. Снижение степени импортозависимости
1. Наращивание объемов производства
3. Достижение самообеспечения
\
/
5. Внедрение в производство передовых технологий
ч___/
4. Проведение НИОКР
V_/
Рис. 2. Процесс развития отрасли станкостроения
1 Кузнецов, А. Основные задачи формирования импортонезависимой станкоинструментальной отрасли в России / Александр Кузнецов // Станкоинструмент. - 2016. - № 2. - С. 16-25.
Каждому этапу развития отрасли соответствуют определенные меры государственного регулирования. В основном для развития станкостроительной отрасли применяются меры экономической направленности в прямой или косвенной форме, а также вспомогательные инструменты развития отрасли. Подробная классификация применяемых мер на каждом этапе процесса развития отрасли приведена на рис. 3.
Экономические меры Административные меры Вспомогательные меры
Прямые Косвенные
Специальные Общие
1. Наращивание объемов производства 1) субсидирования части затрат на производство средств производства; 2) субсидирование покупателей отечественной продукции станкостроения 1) предоставление налоговых льгот предприятиям станкостроения; 2) предоставление льготных кредитов предприятиям станкостроения; 3) предоставление государственных гарантий предприятиям станкостроения 1) квотирование закупок отечественного оборудования 1) реализация механизма специальных инвестиционных контрактов в направлении создания или модернизации промышленного производства; 2) реализация механизма государственных закупок и заказов 1) определение программного развития станкостроительной отрасли; 2) создание Фонда развития промышленности 3) поддержка проведения станкостроительных выставок («Металлообработка», «Станкостроение» и др.); 4) содействие созданию профильных ассоциаций («Станкоинструмент»); 5) содействие созданию промышленных кластеров 6) создание интегрированных структур («Станкопром»)
2. Снижение степени импортозависимости 1) предоставление субсидий предприятиям, осваивающим производства промышленной продукции, не имеющей аналогов в РФ 1) предоставление таможенных льгот (освобождение от уплаты пошлин); 2) предоставление налоговых льгот (освобождение от НДС) 3) предоставление государственных гарантий предприятиям, осваивающим производства промышленной продукции, не имеющей аналогов в РФ 1) лицензирование ввоза оборудования; 2) эмбарго / ограничения на ввоз оборудования; 3) установление нормативов локализации для сборочных производств 1) реализация механизма специальных инвестиционных контрактов в направлении освоения производства промышленной продукции, не имеющей аналогов в РФ; 2) формирование профильных рабочих группы; 3) взаимодействие в рамках кооперации станкостроительных предприятий государств-членов Евразийского экономического Союза
3. Достижение самообеспечения Вариативное применение мер 1-го и 2-го этапа
Экономические меры Вспомогательные меры
Административные
Прямые Косвенные меры Специальные Общие
4. Проведение НИОКР 1) организация и финансирование научных разработок в профильных университетах и исследовательских организациях 1) предоставление налоговых льгот, организациям, осуществляющим НИОКР; 2) предоставление льготных кредитов организациям, осуществляющим НИОКР 1) создание инжиниринговых центров; 2) совершенствование образовательных программ профильных университетов; 3) создание технологических инновационных центров при реализации механизма специальных инвестиционных контрактов
5. Внедрение в производство передовых технологий 1) субсидирование части затрат на освоение новых технологий и видов оборудования 1) предоставление налоговых льгот предприятиям, внедряющим передовые технологии; 2) предоставление льготных кредитов предприятиям, внедряющим передовые технологии в производство; 3) предоставление государственных гарантий предприятиям, внедряющим передовые технологии в производство 1) меры по поддержке экспорта высокотехнологичной продукции (страхование, консультирование; 2) реализация механизма специальных инвестиционных контрактов по направлению внедрения передовых технологий
Рис. 3. Классификация применяемых мер развития станкостроительной отрасли
На первом этапе развития отрасли следует наращивать объемы отечественного производства, особенно всячески поддерживать производство конкурентоспособной продукции станкостроительной отрасли путем субсидирования части затрат на производство, предоставления дотаций, налоговых льгот, льготных кредитов, квотирования закупок отечественного оборудования и др. Так, например, Постановления Правительства от 27 августа 2015 года № 892 и 12 марта 2015 года № 214 предусматривают субсидирование части затрат на уплату процентов по кредитам на техническое перевооружение, реконструкцию и модернизацию, процентов по кредитам на пополнение оборотных средств и (или) на финансирование текущей производственной деятельности.
На втором этапе предполагается снижение степени импортозависимости по товарам станкостроительной отрасли посредством применения таможенных инструментов, налоговых льгот, установления графика локализации для сборочных производств, содействие импорту технологий. Так, например, с 1 января 2014 г. вступило в действие Постановление Правительства Российской Федерации № 1224 «Об установлении запрета и ограничений на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства», или Постановление Правительства Российской Федерации от 28 января 2016 года «Об утверждении правил предоставления из федерального бюджета субсидий участникам промышленных кластеров на возмещение части затрат при реализации совместных проектов по производству промышленной продукции кластера в целях импортозамещения».
Практически полное удовлетворение потребностей промышленности государства в станках или достижение уровня самообеспечения в таких товарах представляет собой третий этап развития отрасли. Этот этап является логическим завершением первых двух этапов, и применяемые меры
государственного регулирования имеют, в основном, поддерживающий характер. Так, на данном этапе могут применяться вариативно указанные выше меры.
Проведение НИОКР является обязательным четвертым этапом развития станкостроительной отрасли. На данном этапе могут применяться такие меры как прямое государственное инвестирование, организация и финансирование научных разработок в университетах и исследовательских организациях, создание инжиниринговых центров, совершенствование образовательных программ, предоставление налоговых льгот и льготных кредитов организациям, осуществляющим НИОКР. Например, Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 октября 2014 г. № 1128 утверждены Правила предоставления субсидий на проведение НИОКР в рамках реализации комплексных проектов по организации серийных производств станкоинструментальной продукции.
На пятом этапе обязательно внедрение в производство передовых технологий. При этом могут государством субсидироваться часть затрат на освоение новых технологий и видов оборудования. Так, Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2014 г. № 1257 утверждены Правила предоставления субсидии в виде имущественного взноса в ГК «Ростех» на цели реализации проектов по созданию серийных производств станкоинструментальной продукции.
Кроме экономических и административных мер государственного регулирования развития станкостроительной отрасли, целесообразно выделить еще один класс мер - вспомогательные. Они напрямую не регулируют процессы развития отрасли, но, тем не менее, способствуют ее развитию. Эти меры могут быть специальными и общими.
К специальным мерам, способствующим наращиванию отечественного производства товаров станкостроительной отрасли можно отнести механизм реализации специальных инвестиционных контрактов, введенных Федеральным законом «О промышленной политике в РФ». Специальный
инвестиционный контракт - это соглашение между инвестором и Российской Федерацией, в котором фиксируются обязательства инвестора (освоить промышленной продукции в предусмотренный срок) и Российской Федерацией (гарантировать стабильность налоговых и регуляторных условий
л
и предоставить меры стимулирования и поддержки) . Важным условием заключения такого контракта является создание технологического инновационного центра, разрабатывающего и внедряющего передовые технологии.
К специальным вспомогательным мерам, способствующим снижению импортозависимости отрасли станкостроения относится, например, механизм реализации инвестиционных проектов. В целях создания условий для развития импортозамещения в Федеральный закон от 18 июля 2011 г. № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» в 2015 году были внесены некоторые изменения. Эти изменения предусматривают определенные особенности осуществления закупок за счет средств, предусмотренных на реализацию инвестиционных проектов, включенных в реестр инвестиционных проектов. Так установлено, что при реализации крупных инвестпроектов Правительство Российской Федерации координирует закупку отдельных видов продукции машиностроения. Обязательство по координации закупок относится к инвестпроектам, которым оказывается государственная поддержка (за счет средств федерального бюджета в виде бюджетных инвестиций или субсидий, средств Фонда национального благосостояния и Внешэкономбанка), а также которые реализуются государственными компаниями либо предприятиями с государственным участием.
К общим вспомогательным мерам государственного регулирования развития станкостроительной отрасли, в первую очередь, относится разработка программных документов стратегического характера. Так, в
2 Федеральный закон о промышленной политике от 31.12.2014 № 488-ФЗ [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_173119/
настоящее время, Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 328 утверждена новая редакция подпрограммы «Станкоинструментальная промышленность» государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности». В соответствие с данной программой в целях развития отрасли станкостроения предусмотрены следующие мероприятия:
1. Развитие отечественного станкостроения и инструментальной промышленности - повышение научно-технического и производственного потенциала отрасли, создание рабочих мест, обеспечение технологического перевооружения предприятий машиностроения и процесса постоянного воспроизводства и совершенствования применяемых ими технологий.
2. Создание современных серийных производств отечественных станков для удовлетворения внутреннего спроса на станкоинструментальную продукцию с учетом решения задач по импортозамещению - сокращение критической зависимости российских стратегических организаций машиностроительного и оборонно-промышленного комплексов (авиастроительного, ракетно-космического, судостроительного и энергомашиностроительного) от поставки зарубежных технологических средств.
3. Инновационное развитие организаций станкостроения и инструментальной промышленности - повышение научно-технического и производственного потенциала отрасли и др.
К общим вспомогательным мерам государственного регулирования развития отрасли также можно отнести создание Фонда развития промышленности. В рамках работы указанного Фонда в 2016 году реализуется программа поддержки отечественного машиностроения. На ее реализацию предусмотрено 1,2 млрд. руб. Фонд предлагает льготные условия софинансирования проектов, направленных на разработку новой высокотехнологичной продукции, техническое перевооружение и создание
конкурентоспособных производств на базе лучших доступных технологий3. Заем предоставляется под 5% годовых на срок до 7 лет.
Такая вспомогательная общая мера государственного регулирования как поддержка выставочной деятельности также реализуется в Российской Федерации. Ежегодно проходит выставка «Оборудование, приборы и инструменты для металлообрабатывающей промышленности» -«Металлобработка-2016», кураторами которой являются Российская Ассоциация производителей станкоинструментальной продукции «Станкоинструмент» и ЗАО «Экспоцентр» при поддержке Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, Союза машиностроителей России, под патронажем Торгово-промышленной палаты РФ. В 2016 году в выставке приняли участие 650 представителей из 30 стран: Австрии, Белоруссии, Бельгии, Бразилии, Великобритании, Германии, Израиля, Индии, Испании, Италии, Китая, Латвии, Молдавии, Нидерландов, Польши, Португалии, Республики Корея, России, Сербии, Словакии, Словении, США, Турции, Украины, Финляндии, Франции, Чехии, Швеции, Швейцарии, Японии. С национальными экспозициями при поддержке отраслевых ассоциаций выступят фирмы Белоруссии, Германии, Италии, Китая, Франции, Швейцарии, Чехии. Также был представлен коллективный стенд Тайваня.
Сотрудничество органов государственного управления с профильной станкостроительной ассоциацией также будет являться вспомогательной общей мерой государственной поддержки. Так, Ассоциация производителей станкоинструментальной продукции «Станкоинструмент» объединяет более 180 предприятий и организаций, инжиниринговых компаний и научно-исследовательских институтов станкоинструментальной промышленности, которые создают продукцию и услуги в области инновационных технологий обработки материалов, разработки высокотехнологичных комплексов
3 Данные официальный сайт Фонда развития промышленности [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.frprf.ru/ .
металлорежущего, кузнечно-прессового и литейного оборудования, инструмента, технологической оснастки и комплектующих изделий, измерительной техники, систем промышленной автоматизации, программного обеспечения. Данная Ассоциация взаимодействует с Правительством Российской Федерации, Министерством промышленности и торговли РФ, Министерством экономического развития РФ, с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, с отраслевыми ассоциациями, техническими университетами, «Союзом машиностроителей России», «Торгово-промышленной палатой РФ», «Российским союзом промышленников и предпринимателей» и др. Из числа предприятий, входящих в «Станкоинструмент», 70 % приходится на производителей и поставщиков металлорежущих станков, из них около 15 % приходится на предприятия-поставщиков оборудования и комплектующих. В основном, эти компании специализируются на поставках станков и комплектующих изделий из Германии, Великобритании, Японии, Испании, Индии, Тайвани, Южной Кореи.
Все перечисленные меры государственного регулирования могут сочетаться одновременно на всех этапах развития для обеспечения непрерывности ее развития. Процесс развития отрасли должен быть непрерывным для постоянного обеспечения экономической, военной и технологической безопасности. При этом меры государственного регулирования могут меняться и при достижении стабильно эффективного развития отрасли вовсе отменяться.
Проведенный анализ свидетельствует о том, что подавляющее большинство прямых применяемых мер государственного регулирования развития станкостроительной отрасли связаны с нагрузкой на федеральный бюджет, что в сложившихся экономических условиях затрудняет их практическую реализацию. Это обусловливает необходимость поиска менее затратных мер для развития станкостроительной отрасли. Такими мерами являются косвенные меры. Среди косвенных мер, ведущая роль принадлежит
таможенному регулированию. Это обусловлено тем, что оно позволяет оказывать существенное влияние на объемы и конкурентоспособность ввозимой продукции станкостроительной отрасли и тем самым создает условия для развития отечественной станкостроительной отрасли. Кроме того, применение таможенных мер не оказывает дополнительной нагрузки на федеральный бюджет Российской Федерации.
Таким образом, представление процесса развития станкостроительной отрасли в виде замкнутой последовательности этапов наращивания объемов производства, снижения импортозависимости, достижения самообеспечения, проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и внедрения передовых технологий в производство и выявлением соответствующих каждому этапу развития направлений государственного регулирования позволило выявить значительное обременение федерального бюджета финансированием государственной поддержки развития отрасли, за исключением мер таможенного регулирования.
Список литературы
1. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 328 (ред. от 31.03.2017) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_162176/
2. Федеральный закон от 31.12.2014 № 488-ФЗ «О промышленной политике» [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_173119/
3. Федеральный закон от 27.11.2010 №311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_107181/.
4. Анисимов Е.Г., Анисимов В.Г., Сауренко Т.Н. Таможенная политика в системе национальной безопасности Российской Федерации // Вестник РТА. 2015. 1 (30). С. 14-19.