Научная статья на тему 'Значение государственного кредита в современных условиях'

Значение государственного кредита в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2586
317
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ / ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА / КРЕДИТНЫЙ РИСК / СРОЧНЫЙ РЫНОК / ВНЕБИРЖЕВАЯ СДЕЛКА / ХЕДЖИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Клишина Юлия Евгеньевна, Углицких Ольга Николаевна, Горохов Александр Анатольевич

В работе рассмотрены сущность и функции государственного кредита, как экономической категории, а также его значение в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Клишина Юлия Евгеньевна, Углицких Ольга Николаевна, Горохов Александр Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Значение государственного кредита в современных условиях»

Klimenko Elena, lecturer

(e-mail:[email protected])

"Belgorodconstruction College", Belgorod, Russia

STRATEGIC MAP FOR THE DEVELOPMENT OF INNOVATIVE PROCESSES IN THE ENTERPRISE

Abstract. The article discusses issues achievement of priorities of innovative development of the enterprise. As a result, in the underlying platform were identified five factors influencing innovative development of the enterprise.

Key words: strategic maps and innovation processes in the enterprise

ЗНАЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ Клишина Юлия Евгеньевна, к.э.н., доцент Углицких Ольга Николаевна, к.э.н., доцент кафедра "Финансы, кредит и страховое дело " Ставропольский государственный агарарный университет Горохов Александр Анатольевич, к.т.н., доцент Юго-Западный государственный университет, Россия

В работе рассмотрены сущность и функции государственного кредита, как экономической категории, а также его значение в современных условиях

Ключевые слова: государственный кредит, функции государственного кредита, кредитный риск, срочный рынок, внебиржевая сделка, хеджирование.

Для покрытия своих расходов, связанных с бесперебойным финансированием многообразных потребностей обществ, государство привлекает свободные финансовые ресурсы хозяйственных структур и средства населения. Основным способом их получения является государственный кредит - являющийся одной из форм кредита, при котором государство выступает в роли кредитора, заемщика и гаранта. Внутри страны государство обычно является заемщиком средств, а население, предприятия и организации - кредиторами. В сфере международных экономических отношений государство выступает как в роли заемщика, так и кредитора. В тех случаях, когда государство берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение других обязательств, взятых физическими и юридическими лицами, оно является гарантом. Если правительство может гарантировать безусловное погашение займа, выпущенного нижестоящими органами власти и управления или отдельными хозяйственными организациями, а также выплату процентов по нему в случае неплатежеспособности плательщика, то речь идет об условном государственном кредите - гарантированных займах.

При государственном же кредите взятые взаймы денежные средства поступают в распоряжение органов государственной власти, превращаясь в

дополнительные финансовые ресурсы, направляемые, как правило, на покрытие бюджетного дефицита. Источником погашения государственных займов и выплаты процентов по ним выступают средства бюджета. Государственный кредит, связан с движением бюджетных средств, поэтому выражает часть финансовых отношений общества.

Государственный кредит представляет отношения вторичного распределения стоимости валового общественного продукта и части национального богатства. В сферу госкредитных отношений попадает только часть доходов и денежных фондов, сформированных на стадии первичного распределения. Обычно ими являются временно свободные денежные средства населения, предприятий и организаций, не предназначенные для текущего потребления.

Объективная необходимость использования государственного кредита на удовлетворение потребностей общества обусловлена постоянным противоречием между величиной этих потребностей и возможностями государства по их удовлетворению за счет бюджетных доходов. Регулирование экономики, международная деятельность, социальная политика государства, выполнение им своих функций по обороне страны и управлению требуют постоянного увеличения бюджетных расходов. Между тем доходы государственного бюджета всегда ограничены определенным пределом -уровнем налогообложения, установленным действующим законодательством. Поэтому при наличии свободных денежных ресурсов у населения, предприятий и организаций органы власти прибегают к помощи государственного кредита.

Целесообразность использования государственного кредита для формирования дополнительных финансовых ресурсов государства и покрытия бюджетного дефицита определяется значительно меньшими негативными последствиями для государственных финансов и денежного обращения страны по сравнению с монетарными приемами (например, эмиссии денег) балансирования доходов и расходов правительства. Это достигается на основе перемещения спроса от физических и юридических лиц к правительственным структурам без увеличения совокупного спроса и количества денег в обращении.

Возможность существования государственного кредита вытекает из особенностей формирования и времени использования доходов, получаемых физическими и юридическими лицами. У населения постоянно образуются временно свободные денежные средства, прежде всего в связи с неравномерным получением доходов по найму (особенно в отраслях с сезонным характером производства), выплатой гонораров, премий, отпускных, получением наследства и т.п. Население также может сознательно ограничивать текущие потребности из-за необходимости накопить денежные средства для покупки товаров длительного пользования с высокой ценой приобретения.

Сущность государственного кредита как экономической категории раскрывается в функциях: распределительной, контрольной и регулирующей.

Важнейшая функция государственного и муниципального кредита — распределение денежных ресурсов в соответствии с потребностями экономики в целом и целесообразностью поддержки того или иного направления социально-экономической деятельности. В настоящее время отсутствует специальный централизованный фонд государственного кредитования. Его источником служит соответствующий бюджет, при утверждении расходной части которого предусматриваются необходимые средства на кредитование.

Распределение осуществляется между:

• федеральным бюджетом и региональными бюджетами;

• региональным бюджетом и бюджетами муниципальных образований;

• международными финансово-кредитными институтами и федеральным бюджетом;

• иностранными юридическими и физическими лицами, федеральным и региональными бюджетами;

• федеральным, региональными, местными бюджетами и юридическими лицами-резидентами и др.

Через распределительную функцию осуществляется формирование и использование централизованных фондов денежных средств.

Контрольная функция государственного кредита органически вплетается в контрольную функцию финансов и имеет свои специфические черты, порожденные особенностям этой категории. Контроль осуществляется за целевым и рациональным использованием кредита, выделяемого государством. Эту функцию осуществляют соответствующие институты на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Необходимость контроля вытекает как из самой природы кредита, так и из функций государства. Контроль осуществляется за:

• движением денежных потоков, осуществляемых через органы федерального казначейства или уполномоченные банки;

• соблюдением условий кредитного договора;

• целевым использованием заемщиком выделенных средств;

Регулирующая функция государственного кредита проявляется в воздействии государства на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег капиталов и занятость. В условиях ограниченности бюджетных ресурсов, когда выделение денежных средств на безвозмездной основе не всегда оправдано, наиболее эффективно использовать их на возвратной и платной основе. Регулирующая функция проявляется при получении Россией внешних займов от МВФ на финансирование бюджетного дефицита, проведение структурных реформ и реструктуризацию экономики, поддержку приватизации, фондового рынка и т. п. С помощью регулирующей функции государство воздействует на заемщиков,

которые обязаны обеспечить эффективное использование бюджетных ссуд.

Таким образом, мобилизуемые с помощью государственного кредита средства прямо используются для финансирования экономических и социальных программ. Это означает, что государственный кредит, являясь средством увеличения финансовых возможностей государства, может выступать важным фактором ускорения социально-экономического развития страны.

Список литературы

1. Финансы / И.И. Глотова, Е.П. Томилина, О.Н. Углицких, Ю.Е. Клишина - Ставрополь: Альфа Принт. - 2012. - 401 с.

2. Оценка финансового состояния коммерческого банка/ Супрунова Е.С., Клишина Ю.Е.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2014. № 2 (5). С. 245-249.

3. Проблемы муниципальных финансов России на современном этапе/ Ковалева О.Г., Клишина Ю.Е.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2015. № 2 (7). С. 138-141.

4. Венчурное финансирование россии: проблемы и перспективы/ Канзюба В.А., Клишина Ю.Е.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2015. № 2 (7). С. 131-134.

5. Последствия недостоверности сведений об адресе юридического лица/ Родионова И.Н., Емельянов А.С., Горохов А.А.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2014. № 2 (5). С. 154-158.

6. Об обязательном удостоверении решения собрания участников хозяйственных обществ/ Емельянов А.С., Горохов А.А., Родионова И.Н.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2014. № 1 (4). С. 238-241.

7. О порядке предоставления акционерам документов акционерного общества/ Винокуров О.В., Горохов А.А.// В сборнике: Управленческие технологии и модели модер-низационных процессов в российской экономике: история и современность, Сборник научных статей II Международной научно-практической конференции. под редакцией Кузьминой В.М.. Курск, 2015. С. 13-16.

8. Анализ эмиссии ценных бумаг акционерных обществ Курской области/ Горохов А.А., Емельянов А.С.// В сборнике: Проблемы развития современного общества, материалы Международной научно-практической конференции (11 января 2011 года). Ответственный редактор Горохов А.А.. Курск, 2011. С. 51-54.

9. Проблемы финансовой поддержки сельскохозяйственных организаций/ Клишина Ю.Е.// Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2012. № 30. С. 15-23.

10. Страхование как основной метод регулирования сельскохозяйственных рисков/ Углицких О.Н., Клишина Ю.Е.// Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2013. № 35. С. 19-26.

11. Агрострахование/ Глотова И.И., Томилина Е.П., Углицких О.Н., Клишина Ю.Е.// теория и практика / Ставрополь, 2013.

12. Инновационные подходы к развитию сельскохозяйственного страхования/ Углицких О.Н., Клишина Ю.Е.// Международные научные исследования. 2013. № 3 (16). С. 54-57.

13. Лицензионно-рыночные отношения в системе рационального природопользования/ Клишина Ю.// Предпринимательство. 2008. № 3. С. 41-44.

14. Проблемы финансирования природоохранной деятельности/ Доронин Б.А., Клишина Ю.Е., Детистова О.И.// Вестник АПК Ставрополья. 2011. № 4 (4). С. 64-66.

15. Финансовая политика ставропольского края: оптимизация уровня расходов/ Уг-лицких О.Н., Шишкова Н.В.// Региональная экономика: теория и практика. 2006. № 11. С. 53-55.

16. Инновационно-инвестиционная привлекательность региона и проблемы ее повышения/ Клишина Ю.Е., Углицких ОН.// Kant. 2015. № 1 (14). С. 10-14.

17. Финансовое обеспечение деятельности некоммерческих организаций/ Клишина Ю.Е., Углицких О.Н.// В сборнике: Финансово-экономические и учетно-аналитические проблемы развития регионаМатериалы Ежегодной 78-й научно-практической конференции. 2014. С. 169-178.

18. Особенности развития инновационной деятельности в агропромышленном комплексе Ставропольского края/ Углицких О.Н.// Инновации в науке. 2013. № 16-1. С. 166-171.

THE VALUE OF PUBLIC CREDIT IN MODERN CONDITIONS

Abstract: the work considers the essence and functions of state credit as an economic category, as well as its importance in modern conditions.

Keywords: state credit, state credit, credit risk, derivatives market, OTC transaction, hedging.

УДК 330.34

ПРОЯВЛЕНИЕ ИННОВАЦИЙ В ИНВЕСТИЦИОННО-СТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Коваленко Татьяна Леонидовна, студентка (e-mail: [email protected]) Абакумов Роман Григорьевич, к.э.н., доцент кафедры экспертизы и управления недвижимостью (e-mail: [email protected]) Белгородский государственный технологический университет

им. В. Г. Шухова

В статье рассматриваются вопросы проявление инноваций на различных стадиях инвестиционно-строительной деятельности. Определены четыре группы факторов роста показателя инновационной активности в строительстве. Сформулированы три направления формирования экономических эффектов от внедрения инноваций в инвестиционно-строительный цикл с позиции инвестора.

Ключевые слова: строительство, инновации, инновационная активность.

Строительство считается очень консервативной сферой деятельности с позиции принятия инновационных технологий и продуктов. В условиях экономического кризиса сохранение конкурентоспособности отечественной строительной сферы является основным и определяющим фактором внедрения инноваций.

Инновации - определяющий фактор конкурентоспособности в современных рыночных отношениях, которые характеризуются как «инновационная экономика» и «экономика, построенная на знаниях» [2].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.