Научная статья на тему 'Эволюция страховых взносов государственных внебюджетных фондов россии'

Эволюция страховых взносов государственных внебюджетных фондов россии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
785
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ / СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ / ЕДИНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ НАЛОГ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Филипповская Оксана Викторовна

В настоящей статье освещены основные вопросы, касающиеся системы социального страхования, начиная с реформ 1990 года и до настоящих времен. Рассмотрены основные нормативные документы различных лет, которые принимались в связи с историческими изменениями системы государственных внебюджетных фондов. Рассмотрены ставки страховых взносов, ЕСН применительно к прошлому, настоящему и будущему времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эволюция страховых взносов государственных внебюджетных фондов россии»

REGIONAL ANALYSIS OF REPRODUCTION OF THE POPULATION Abstract. In this article the statistical and economic analysis of the processes of regional population reproduction in the Republic of Crimea. Keywords: analysis, population, fertility, mortality, reproduction.

ЭВОЛЮЦИЯ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ РОССИИ Филипповская Оксана Викторовна, к.э.н., доцент, зав. кафедрой «Экономика и финансы», Курский филиал Финансовый университет при Правительстве РФ

В настоящей статье освещены основные вопросы, касающиеся системы социального страхования, начиная с реформ 1990 года и до настоящих времен. Рассмотрены основные нормативные документы различных лет, которые принимались в связи с историческими изменениями системы государственных внебюджетных фондов. Рассмотрены ставки страховых взносов, ЕСН применительно к прошлому, настоящему и будущему времени.

Ключевые слова: социальное страхование, государственные внебюджетные фонды, страховые взносы, единый социальный налог

Реформы, начавшиеся в 1990 годах, коснулись и системы социального страхования. В соответствии с Законом РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10 октября 1991 года средства, направляемые на социальное страхование и обеспечение, были выведены их государственного бюджета, и на их основе были созданы внебюджетные фонды [1].

Пенсионный фонд был образован 22 декабря 1990 года Постановлением Верховного Совета РСФСР №442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР» для государственного управления финансами пенсионного обеспечения, которые было необходимо выделить в самостоятельный внебюджетный фонд. Доходная часть Пенсионного фонда образовалась за счет страховых взносов предприятий и организаций; страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, в том числе фермеров; страховых взносов работающих граждан; ассигнований из Государственного бюджета СССР [2].

Страховой тариф установлен на 1991 год: для предприятий и организаций - в размере 26 процентов по отношению к начисленной оплате труда (общественные организации инвалидов и пенсионеров, их предприятия, учреждения, объединения и учебные заведения освобождаются от уплаты страховых взносов); для граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, - в размере 5 процентов их дохода.

Страховые взносы работающих граждан устанавливаются в размере одного процента заработка [3].

С 1 января 1991 года на основании Постановления Совета Министров РСФСР и Федерации независимых профсоюзов от 25 декабря 1990 года N 600/9-3 «О совершенствовании управления и порядка финансирования расходов на социальное страхование трудящихся РСФСР» был образован внебюджетный Фонд социального страхования Российской Федерации [4].

Указом установлено, что Фонд социального страхования Российской Федерации является самостоятельным государственным финансово - кредитным учреждением Российской Федерации. Денежные средства Фонда не входят в состав бюджетов Российской Федерации, других фондов и изъятию не подлежат.

Постановлением ВС РФ от 27.12.1991 N 2126-1 «О страховом тарифе взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации» закреплено установить на 1992 года страховой тариф взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации для предприятий, организаций и учреждений независимо от форм собственности в размере 5.4 процента по отношению к начисленной оплате труда по всем основаниям [5].

Следующий закон, который вступает в действие это Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» [6].

Источником формирования бюджета Фонда занятости является страховой тариф в размере 2% по отношению к начисленной оплате труда.

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования создан 24 февраля 1993 года постановлением Верховного Совета РФ № 45434 «О порядке финансирования обязательного медицинского страхования граждан на 1993 год» [7].

Наполнение бюджета фонда медицинского страхования происходило за счет страховых взносов работодателей за работающее население 3,6% от фонда оплаты труда: 3,4% зачислялось в территориальный фонд, а 0,2% в федеральный фонд.

Средства большинства централизованных внебюджетных фондов служат финансовой гарантией конституционных прав граждан России на социальную защиту в случае старости, болезни, неблагоприятного социального и экономического положения некоторых групп населения [8].

С вступлением в силу с 1 января 2001 года второй части Налогового кодекса на территории Российской Федерации вводится в действие единый социальный налог (далее - ЕСН). Он призван заменить собой страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и фонды обязательного медицинского страхования РФ, за исключением Государственного фонда занятости РФ, который с 1 января 2001 года ликвидировался.

Рассмотрим основные ставки налога, которые были введены в соответствии с вступлением в силу главы 24 НК РФ.

Применялась регрессивная шкала ставок ЕСН, чем выше заработная плата, тем больше начислялся ЕСН.

В 1 января 2010 года отменена статья 24 «Единый социальный налог» НК РФ и вступил в юридическую силу Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования». Данный закон регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (далее также - фонды обязательного медицинского страхования) на обязательное медицинское страхование (далее также - страховые взносы), а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.

На рисунке 1 представим основные размеры ставок страховых взносов (ЕСН) по видам государственных внебюджетных фондов.

Пенсионный фонд Российской Федерации Фонд социального страхования Российской Федерации Фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации ^^итого

35%

30% 30%

30%

3,60% 5,40% * 26%

на момент на 01.01. 2001 г. на 31.12.2009 2016 2017 2018

создания

Рисунок 1 - Размеры ставок страховых взносов (ЕСН)

Минтруд предлагает с 2017 года повысить ставку страхового взноса в Пенсионный фонд для зарплат, превышающих базовый уровень, и повышать ее на 2% ежегодно вплоть до 2021 года.

3,60%

20%

22%

22%

22%

Если предложение ведомства примут в правительстве, нагрузка на работодателя в 2017 году возрастет примерно на 1 тыс. руб. с каждой зарплаты в 100 тыс. руб.

Инициативу Минтруда обсуждали на совещании у премьер-министра Дмитрия Медведева 18 февраля 2016 года. Предполагается, что страховые взносы, уплачиваемые работодателями в ПФР за наиболее «дорогих» работников, будут возрастать поэтапно с 10% в 2016 году до 20% в 2021-м году.

Ставка страховых платежей в ПФР сейчас составляет 22%, но она применяется, пока выплаты работнику не достигнут определенной пороговой величины (нарастающим итогом с начала года). В 2016 году пороговая величина составляет 796 тыс. руб. Если выплаты в году превышают это значение, применяется ставка 10% [10].

О том, что в правительстве решают, как увеличить сборы с работающих россиян, чтобы пополнить ПФР, сообщалось еще 1 февраля 2016 года. Также на совещании у Д. Медведева, профильным ведомствам было поручено выбрать схему.

По информации источников, предлагались два способа повысить приток средств в пенсионные фонды. Среди них обязательный платеж в 2% с работающих граждан, либо увеличение вдвое - до 20% - пенсионного взноса с заработков более 796 тыс. руб. в год. Однако проанализировав, сложившуюся ситуацию в Минэкономразвитии уже высказались по поводу инициатив Минтруда. Замглавы ведомства Олег Фомичев заявил: «Мы против».

Следовательно, данный вопрос пока остается открытым.

Список литературы

1. Закон РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10 октября 1991 года

2. Постановление Верховного Совета РСФСР №442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР»

3. Закон о государственных пенсиях в РСФСР 20 ноября 1990 г. N 340

4. Постановление Совета Министров РСФСР и Федерации независимых профсоюзов от 25 декабря 1990 года N 600/9-3 «О совершенствовании управления и порядка финансирования расходов на социальное страхование трудящихся РСФСР»

5. Постановление ВС РФ от 27.12.1991 N 2126-1 «О страховом тарифе взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации»

6. Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»

7. Постановление Верховного Совета РФ № 4543-1 «О порядке финансирования обязательного медицинского страхования граждан на 1993 год»

8. Финансы: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям, специальности «Финансы и кредит» / под ред. Г.Б. Поляка. - 4-е изд., пере-раб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. - 735 с.

9. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 05.04.2016, с изм. от 12.04.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 09.04.2016)Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Феде-

рации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»

10. Журнал «Справочник экономиста», №3 (153), 2016, с. 5.

11. Особенности налогообложения некоммерческих организаций в России и за рубежом/ Горохов А.А., Емельянов А.С., Углицких О.Н., Клишина Ю.Е. // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2016. № 1 (11). С. 57-61.

12. Участие иностранного капитала в финансировании Российских организаций/ Емельянов А.С., Горохов А.А., Углицких О.Н., Клишина Ю.Е. // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2016. № 1 (11). С. 67-72.

13. Значение государственного кредита в современных условиях/ Клишина Ю.Е., Углицких О.Н., Горохов А.А. // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2016. № 1 (11). С. 122-126.

14. Особенности депозитных и сберегательных сертификатов/ Углицких О.Н. Кли-шина Ю.Е. Горохов А.А. // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2016. № 1 (11). С. 275-278

15. Анализ организации внешнего и внутреннего контроля качества работы аудиторских организаций и аудиторов/ Филипповская О.В.// Аудитор. 2014. № 1 (227). С. 23-31.

16. Анализ деятельности саморегулируемых организаций аудиторов по осуществлению контроля качества работы аудиторских организаций и аудиторов/ Филипповская О.В.// Аудит и финансовый анализ. 2013. № 5. С. 177-181.

17. Особенности подтверждения аудиторами квалификации в соответствии с требованиями федерального ЗАКОНА «Об аудиторской деятельности»/ Филипповская О.В.// Аудитор. 2013. № 9 (223). С. 22-26.

18. Анализ действующей пенсионной системы россии и взгляд на ее будущее/ Фи-липповская О.В.// Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2013. № 39. С. 8-13.

19. Продовольственная безопасность россии в свете происходящих геополитических изменений/ Филипповская О.В.// Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2016. № 2 (335). С. 94-105.

20. Развитие инновационного потенциала В России/ Филипповская О.В., Титкова И.К.// Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2016. № 1 (27). С. 21-23.

Filippovskaya Oksana, PhD, Associate Professor, Head. the Department of "Economics and Finance", Kursk branch Finuniversiteta

EVOLUTION OF INSURANCE CONTRIBUTIONS budgetary funds RUSSIA

This article highlights the key issues relating to systems we social security, since the reforms of 1990 and up to the present time. The basic normative documents of different years that were taken in connection with the historical changes in the system of state non-budgetary funds. We consider the rate of insurance contributions, UST relation to the past, present and future time.

Keywords: social insurance, state of off-budgetary funds, insurance premiums, the unified social tax

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.