Научная статья на тему 'Значение городских парков в становлении массовой культуры в начале XX В. : по материалам Ярославля'

Значение городских парков в становлении массовой культуры в начале XX В. : по материалам Ярославля Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
176
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАРКИ / САДЫ / БУЛЬВАРЫ / ОБЩЕСТВО «МОЛОДАЯ ЖИЗНЬ» / ГАЗЕТА «ГОЛОС» / РАЗВЛЕЧЕНИЕ / ОБЫВАТЕЛЬ / МАССОВАЯ КУЛЬТУРА / THE SOCIETY "THE YOUNG LIFE" / THE NEWSPAPER "THE VOICE" / PARKS / GARDENS / PARKWAYS / ENTERTAINMENT / PHILISTINE / MASS CULTURE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Луговая Анна Владимировна

В статье содержится информация о парках Ярославля в начале XX в. На основе анализа газеты «Голос» выделены характерные черты парков, прослеживаются их изменения по сравнению с XIX в. Подробно описываются парки, созданные обществом «Молодая жизнь». Делается вывод об их роли в становлении массовой культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Importance of City Parks in the Development of Mass Culture in the Beginning of the 20th century: Based on the Materials of Yaroslavl

The article contains information about the parks of Yaroslavl in the beginning of the 20 th century. Having based on the analysis of the newspaper "The Voice" typical features of parks are revealed, their changes are traced in comparison with the 19 th century. The parks created by the society "The Young Life" are described in detail. The author draws a conclusion about their role in the development of mass culture.

Текст научной работы на тему «Значение городских парков в становлении массовой культуры в начале XX В. : по материалам Ярославля»

УДК 908(470+571)

А. В. Луговая

Значение городских парков в становлении массовой культуры в начале XX в.:

по материалам Ярославля

В статье содержится информация о парках Ярославля в начале XX в. На основе анализа газеты «Голос» выделены характерные черты парков, прослеживаются их изменения по сравнению с XIX в. Подробно описываются парки, созданные обществом «Молодая жизнь». Делается вывод об их роли в становлении массовой культуры.

Ключевые слова: парки, сады, бульвары, общество «Молодая жизнь», газета «Голос», развлечение, обыватель, массовая культура.

А. V. Lugovaya

Importance of City Parks in the Development of Mass Culture in the Beginning of the 20th century: Based on the Materials of Yaroslavl

The article contains information about the parks of Yaroslavl in the beginning of the 20th century. Having based on the analysis of the newspaper "The Voice" typical features of parks are revealed, their changes are traced in comparison with the 19th century. The parks created by the society "The Young Life" are described in detail. The author draws a conclusion about their role in the development of mass culture.

Keywords: parks, gardens, parkways, the society "The Young Life", the newspaper "The Voice", entertainment, philistine, mass culture.

На протяжении длительного времени проблема возникновения массовой культуры вызывала споры у исследователей. Представители культурологического подхода доказывали, что массовая культура возникла лишь в XX в. (после Второй мировой войны), что было связано с массовым притоком населения в город [17]. На сегодняшний день эта точка зрения опровергается исследователями - представителями конкретно-исторического подхода. Они считают, что массовая культура могла зародиться и во второй половине XIX в., в связи со становлением массового общества [16, 19, с. 7]. Также в историографии не существует единого мнения о том, какие формы массовой культуры существовали на конец XIX -начало XX в., и каковы их характерные признаки. Некоторые историки выделяют лишь такие черты, как массовость, яркость, узнаваемость, доступность [19, с. 67]. Возникает вопрос, можно ли отнести городской парк к одной из форм массовой культуры?

Изучению парков города Ярославля в исторической литературе, за исключением нескольких статей, отводится небольшое внимание [1, 3]. Чаще эти исследования носят лишь описательный характер, многие аспекты деятельности парков не анализируются. Таким образом, интересно проследить и выяснить значение городских парков в начале XX в.

На протяжении нескольких веков парки и бульвары были излюбленным местом гуляния и отдыха российских обывателей. Провинциальный город Ярославль не был исключением. Со слов действительного члена Ярославской ученой архивной комиссии И. Барщевского и этнографа А. А. Титова в конце XIX в. ярославцы устраивали себе прогулки за Волгу в сосновый лес, на Верхний остров, покрытый молодым лесом и кустарником, между которыми были проложены дорожки, а в подлеске пели соловьи. Полушкина роща, принадлежавшая господину Хлудову, также служила местом прогулок горожан. Там играл оркестр и был устроен кафе-ресторан. В самом городе местом гуляния служили набережная Волги и бульвар с кудрявыми липами, деливший территорию на две половины: Волжскую и Казанскую. Впоследствии там находился небольшой утопавший в зелени садик. Прекрасный бульвар был на Ильинской площади, а также тенистый садик с фонтаном посередине - на театральной площади у церкви Св. Власия [2, с. 20]. Отдых горожан проходил размеренно. В основном совершали прогулки целыми семьями, наслаждались природой, дышали свежим воздухом, слушали музыку, общались со знакомыми.

В начале XX в. положение парков несколько изменилось. Они становились определенным культурным центром, местом сосредоточения

© Луговая А. В., 2011

различных зрелищ и увеселений. Как именно стали выглядеть эти парки и с чем было связано это изменение, попытаемся выяснить на основе анализа данных ярославской газеты «Голос», выходившей с 1909 по 1914 г. Многочисленные заметки и объявления свидетельствуют о том, что в культурной жизни горожан все большую популярность приобретали такие формы массовой культуры, как кинематограф и цирк. Общество постепенно стало более открытым для восприятия новых видов искусств, возрастали потребности в посещении различных зрелищ, в новых ярких впечатлениях. Обыватели постепенно отказывались от размеренных прогулок в парках, заменяя их участием в массовых развлечениях, увеселениях. В связи с новыми условиями времени - изобретением технических новшеств, приобщением общества к восприятию массовой культуры, - и нараставшей конкуренцией между новыми формами досуга, парки должны были изменить свое назначение. Кроме музыки, в них должно было появиться то новое, что могло привлечь горожан.

Одним из самых любимых и посещаемых горожанами мест еще в XIX в. был Казанский бульвар. В начале XX в. там был устроен «Летний сад», всегда красиво украшенный. За порядком и чистотой в нем следили городские власти, запрещавшие вырубку лип для строительства построек, предписывавшие дворникам чистить дорожки и скамейки от помета птиц и другого мусора [4]. Главным предметом заботы и внимания были открытая сцена-эстрада и будка для показа кинематографических лент. Этот синематограф носил название Летний театр «Рекорд», был открыт с весны по осень и принадлежал московскому крестьянину Ивану Михайловичу Бобринову [5]. Из данных провинциальной газеты «Голос» (издание было одним из самых популярных) узнаем, что мнение горожан о бульваре было неоднозначным: с одной стороны, публике нравилось, что практически каждый день устрагивались фейерверки, с другой - вызывал недовольство тот факт, что картины синематографа в светлое время были туманными [6]. К тому же за вход в «Летний сад» необходимо было платить, что становилось препятствием для его посещения малообеспеченными горожанами.

До 1909 г. в Ярославле, кроме Власьевского сквера, практически не было парков, специально предназначенных для детских гуляний. Кроме того, его площадь отличалась маленькими размерами, не вмещавшими всех желающих отдохнуть. В летнее сухое время всегда было очень пыльно, что отбивало охоту для посещения [7]. Необходимость в образовании совершенно нового парка для детей назревала давно и была осознана обще-

ством «Молодая жизнь», обратившимся к созданию Горяиновского сада. Эта общественно-культурная благотворительная организация была образована в мае 1909 г. [15, с. 9]. В ее уставе отмечалось, что новое общество «имеет целью доставлять молодым людям школьного возраста и детям различные развлечения и занятия», что «оказывает благотворное влияние на физическое нравственное и умственное развитие молодежи» [21]. Организация парка велась по личной инициативе членов «Молодой жизни». В первый год деятельности все работы сосредоточились на приведении Горяиновского сада в порядок, было устроено 5 детских спектаклей, средства от проведения концертов и рождественской елки послужили главным источником дохода для устройства сада [15, с. 30]. По выходным дням в нем играл духовой оркестр. Специально для детей проводились игры и развлечения: «футбол, лаун-теннис, крокет, кегельбаны, гимнастический городок, гигантские шаги» [18]. В зимнее время, как для взрослых, так и для детей, устраивался каток с ледяными горами. Учащиеся также могли оформить и абонементные книжки, что способствовало росту посещаемости культурно-массовых мероприятий. Вход для воспитанников приютов был бесплатный. Успех катка был огромен, за один день работы могло быть продано 1100 билетов [8, 9].

Наряду с деятельностью Горяиновского сада, у общества «Молодая жизнь» возникла потребность в организации доступных развлечений и на окраинах Ярославля. Тверицкое отделение (создано в 1909 г.) и Закоторосльное отделение (создано в 1912 г. [23, л. 1]) выступили с инициативой открытия новых парков в Тверицах и в районе Ярославской Большой Мануфактуры. Инициатива была связана с тем, что эти районы занимали огромную площадь и были населены малоимущими гражданами, в них не было ни разумных развлечений, ни просветительных учреждений, только пивные лавки и трактиры на каждом шагу. С утра в выходные дни неприличная ругань, скандалы сливались в сплошной пьяный чад. Возникла необходимостью в ограждении детей от дурного влияния окружения [22]. В Тверицком парке 10 июля 1910 г. был выстроен театр. Из данных газеты узнаем, что он достигал 700 саженей, был покрыт железом, красиво убран. Внутри украшен разноцветными фонариками и флагами. В парке ставили спектакли члены общества, как для взрослых, так и для детей. Устраивались чтения с туманными картинками. С декабря работал ледяной каток [10, 11, 12].

В другом, Петропавловском парке, организовал свою деятельность Закоторосльной отдел «Молодой жизни». Раньше этот парк принадле-

Значение городских парков в становлении массовой культуры в начале XXв. по материалам Ярославля

жал Ярославской Большой Мануфактуре. Мнение обывателей о нем было неизменно положительным. «Здесь много самых разнообразных деревьев, напоминающих Варшаву, широкие аллеи усыпаны песком и обставлены достаточным количеством скамеек. В одной стороне выстроен продолговатый павильон с нишей для оркестр. Веревкой отгорожено место для танцев. Можно позабавиться и чайком, беседки заняты дешевым буфетом» [13]. После передачи парка обществу «Молодая жизнь» в нем был построен летний театр, проводилось много игр: серсо, крокеты, обручи, шаги-гиганты, даже был создан гимнастический городок [9]. Для публики организовывали костюмированные тематические праздники: например, «Бал цветов», праздник «Плодов овощей», «Праздник конфетти» [14]. Устраивались спектакли, фейерверки. По данным «Голоса», парк посещало большое количество людей разных сословий. Основными посетителями были рабочие Ярославской Большой Мануфактуры, жители закото-росльной части города, также приезжала молодежь из других районов города.

Таким образом, в начале XX в. положение парков в Ярославле, по сравнению с XIX в., изменилось. Все чаще они становились центрами культурной жизни города: здесь устраивались народные спектакли, тематические гуляния, праздники, игры, как в зимнее, так и в летнее время. Вновь созданные парки были предназначены для посещения большого количества обывателей разных сословий и разного возраста, что способствовало дальнейшей демократизации культуры и усилению в ней черт, свойственных массовой культуре: развлекательности, доступности, приближенности к простым и по большей части невысоким духовным запросам обывателей. Публике не приходилось самим себя развлекать, организаторами было все предусмотрено.

Мы можем отнести парк к одной из форм массовой культуры, так как в нем нашли отражение характерные черты: они были достаточно посещаемы всеми слоями населения, имели большую популярность среди горожан, привлекали обывателей своей красочностью и необычностью. К тому же организация паркового пространства позволяла объединить различные формы массовой культуры: здесь присутствовали и элементы народных театров, кинематографа и балаганного искусства, поэтому роль городских парков в становлении массовой культуры в российской провинции следует оценить как очень значительную.

Библиографический список

1. Антонов, Е. Б. Опыт педагогической деятельности общества «Молодая жизнь» [Текст] / Е. Б. Антонов // Ярославский педагогический вестник. - 2010. -№ 1. - С. 58-61.

2. Барщевский, И. Исторический очерк города Ярославля [Текст] / И. Барщевский // История губернского города Ярославля. - Ярославль: Изд-во Александра Рутмана, 2006. - С. 257.

3. Бородкин, А. В. Быт и нравы Ярославцев. Краткий словарь [Текст] / А. В. Бородкин. - Ярославль: Ремдер, 2007. - 244 с.

4. Голос [Текст]: ежедневная газета, издаваемая в Ярославле / учредитель Н. П. Дружинин, К. Ф. Некрасов. - Ярославль, 1912. - № 166. - С. 3.

5. Голос. - 1911. - № 30. - С. 1; Голос. - 1910. -№ 69. - С. 1.

6. Голос. - 1909. - № 74. - С. 1.

7. Голос. - 1909. - № 78. - С. 3.

8. Голос. - 1912. - № 5. - С. 1.

9. Голос. - 1910. - № 3. - С. 1.

10. Голос. - 1910. - № 151. - С. 3.

11. Голос. - 1912. - № 146. - С. 1.

12. Голос. - 1913. - № 282. - С. 1.

13. Голос. - 1910. - № 115. - С. 3.

14. Голос. - 1912. - № 166. - С. 1; Голос. - 1912. -№ 182. - С. 1; Голос. - 1913. - № 188. - С. 1.

15. Ежегодник общества «Молодая жизнь» [Текст]. - Ярославль, 1910. - 54 с.

16. Зоркая, Н. М. На рубеже столетий (у истоков массового искусства в России 1900-1910 гг.) [Текст] / Н. М. Зоркая. - М. : Наука, 1976. - 304 с.

17. Кононенко, Б. И. Большой толковый словарь по культурологии [Текст] / Б. И. Кононенко. - М. : ООО Издательство «Вече 2000», ООО «Издательство АСТ», 2003. - С. 259; Кравченко, А. И. Культурология: Словарь [Текст] / А. И. Кравченко - М. : Академический Проект, 2001. - С. 335-336; Культура и культурология: Словарь [Текст]. - М. : Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. -С. 552-554.

18. Критский, П. Прогулка по Ярославлю [Текст] / П. Критский. - Ярославль: Издание общества «Молодая жизнь», 1912. - С. 18-29.

19. Массовая культура и массовое искусство. «За» и «Против» [Текст]. - М. : Из-во «Гуманитарий» Академии гуманитарных исследований, 2003. - 512 с.

20. Титов, А. А. Ярославль. Путеводитель по городу Ярославлю [Текст] / А. А. Титов. - М., 1883. -С. 99.

21. Устав общества «Молодая жизнь» в Ярославле [Текст]. - Ярославль, 1909. - С. 3.

22. Государственный архив Ярославской Области (далее ГАЯО). - Ф. 509. - Оп. 1. - Д. 1702.

23. ГАЯО. - Ф. 509. - Оп. 1. - Д. 1625.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.