Научная статья на тему 'Значение фонематического восприятия для развития речевой функции у детей дошкольного возраста'

Значение фонематического восприятия для развития речевой функции у детей дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
2614
411
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Лебедева О. С.

Мир звуков прекрасен! Стоит на мгновение закрыть уши, как сразу замолкнут все звуки, и обеднеет для нас мир.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Значение фонематического восприятия для развития речевой функции у детей дошкольного возраста»

Список литературы:

1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников. - М.: «Академия», 1997.

2. Арушанова А.Г. Формирование грамматического строя речи. - М.: Владос, 2005.

3. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык (теория). - М.: «Просвещение», 1993.

4. Белякова Л.И. Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания детей с речевой патологией. - М.: «Просвещение», 1987.

5. Большакова Е.С. Работа логопеда с дошкольниками (игры и упражнения). - М.: «Просвещение», 1996.

6. Бородин A.M. Методика развития речи детей. - М.: «Просвещение», 1981.

7. Волкова Л.С., Шаховская С.Н. Логопедия. - М.: ГИЦ «ВЛАДОС», 2003.

8. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М.: АПН РСФСР, 1961.

9. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. - М.: АРКТИ, 2002.

10. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. - Екатеринбург: Феникс 2007.

11. Спирова Л.Ф. Особенности речевого развития учащихся с нарушениями речи. - М.: Просвещение, 2006.

ЗНАЧЕНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОЙ ФУНКЦИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА © Лебедева О.С.*

Психолого-педагогический медико-социальный центр диагностики и консультирования «Шанс», г. Серпухов

Мир звуков прекрасен! Стоит на мгновение закрыть уши, как сразу замолкнут все звуки, и обеднеет для нас мир.

Если ребёнок отличает приближающийся гул вертолета от гула самолета, - то у него всё в порядке с физиологическим слухом. Когда пятилетний дошкольник без ошибок раскладывает картинки в две стопки: в одну - с первым звуком [С], в другую - со звуком [З], - у ребенка сформированный фонематический слух.

* Учитель-логопед.

Фонематический слух - тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова.

Эта способность формируется у детей постепенно, в процессе естественного развития. Ребёнок начинает реагировать на любые звуки со 2-4 недели от момента рождения, в 7-11 месяцев откликается на слово, но только на его интонационную сторону, а не на предметное значение. Это так называемый период дофонемного развития речи.

К концу первого года жизни (по данным Н.Х. Швачкина) слово впервые начинает служить орудием общения, приобретает характер языкового средства, и ребёнок начинает реагировать на его звуковую оболочку (фонемы, входящие в его состав).

Далее фонематическое развитие происходит бурно, постоянно опережая артикуляционные возможности ребёнка, что и служит основой совершенствования произношения (А.Н. Гвоздев). Швачкин Н.Х. отмечает, что уже к концу второго года жизни (при понимании речи) ребёнок пользуется фоне-магическим восприятием всех звуков родного языка [3]. Несовершенное фонематическое восприятие, с одной стороны, отрицательно влияет на становление детского звукопроизношения, с другой - тормозит, усложняет формирование навыков звукового анализа, без которых невозможны полноценное чтение и письмо.

Фонематическое восприятие звуков речи происходит в ходе взаимодействия поступающих в кору слуховых и кинестетических раздражений. Постепенно эти раздражения дифференцируются, и становится возможным вычленение отдельных фонем. При этом большую роль играют первичные формы аналитико-синтетической деятельности, благодаря которым ребёнок обобщает признаки одних фонем и отличает их от других.

Однако, если наличия первичного фонематического слуха достаточно для повседневного общения, то его недостаточно для овладения чтением и письмом. Гвоздев А.Н., Бельтюков В.И., Швачкин Н.Х., Лямина ГМ. доказали, что необходимо развитие более высоких форм фонематического слуха, при которых дети могли бы делить слова на составляющие их звуки, устанавливать порядок звуков в слове, т.е. производить анализ звуковой структуры слова.

Эльконин Д.Б. назвал специальные действия по анализу звуковой структуры слов фонематическим восприятием [2]. Фонематическое восприятие -специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова.

Выделяют несколько уровней фонематического развития детей:

- Первоначально формируется фонематическое восприятие, под которым понимается процесс узнавания и различения звуков речи.

- При восприятии речи слова не расчленяются, их звуковой состав не осознаётся.

Позднее дети овладевают фонематическим анализом и синтезом. Значение фонематического восприятия и речи в целом в нашей жизни трудно недооценить, это одна из важнейших функций человека. На нормальное развитие речи влияет совокупность факторов:

Бель

Сохранные зрение, А Сформированное^

слух и строение Достаточная I Полноценное фонематического

речевого аппарата психическая Р ..........« речевое восприятия

активность окружение

интеллект

Рис. 1

В последние десятилетия произошли глубокие социально-экономические, экологические и другие изменения в нашей действительности, приведшие к резкому увеличению разного рода патологий у детей, в том числе и речевых. Среди всех речевых дефектов фонетико-фонематическое недоразвитие является наиболее распространённым.

По данным исследования Т.Б. Филичевой, проведённого в 1990 г., среди 5128 дошкольников в разных регионах России было выявлено 1794 ребёнка с ФФН, что составляет 34,98 % общего числа детей [1].

Исследования Л.Г. Парамоновой (1989 г.) показали, что предпосылки развития того или иного вида дисграфии имеют от 10,5 до 55,5 % детей дошкольного возраста [1]. У 25 % детей может развиться дисграфия на почве несформированности звукового анализа и синтеза и у 16,7 % артикуляторно-акустическая дисграфия, что является следствием недоразвития фонематических функций.

В современной науке и образовательной практике имеет место достаточное количество теоретических исследований фонематических возможностей: Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, С.Ф. Иваненко; учёные Р.Е. Левина, Н.А. Ника-шина, Р.М. Боскис, ГА. Каше отводят большую роль формированию фонематического восприятия. По данным Т.А. Ткаченко - развитие фонематического восприятия положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи и слоговой структуры слов.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи - это нарушение процессов формирования произношения у детей с различными речевыми расстройствами из-за дефектов восприятия и произношения фонем.

В фонетико-фонематическом развитии детей выявляется несколько состояний:

- недостаточное различение и затруднение в анализе только нарушенных в произношении звуков. Весь остальной звуковой состав слова и слоговая структура анализируются правильно;

- недостаточное различение большого количества звуков из нескольких фонетических групп при достаточно сформированной их артикуляции в устной речи;

- при глубоком фонематическом недоразвитии ребёнок «не слышит» звуков в слове, не различает отношения между звуковыми элементами, не способен выделить их из состава слова и определить последовательность.

Несформированность фонематического восприятия приводит к тому, что учащиеся не различают фонем родного языка: на письме это выражается в виде их смешения и замены букв (по твердости - мягкости; согласных звуков, имеющих акустико-артикуляционное сходство). Степень недоразвития фонематического восприятия может быть различна:

1. Первичный уровень. Фонематическое восприятие нарушено первично. Предпосылки к овладению звуковым анализом и уровень действий звукового анализа сформированы недостаточно.

2. Вторичный уровень. Фонематическое восприятие нарушено вторично. Наблюдаются нарушения речевых кинестезий вследствие анатомических дефектов органов речи.

Значимость исследования фонематического фактора связана с тем, что на сегодняшний момент большая часть детской популяции имеет задержку речевого развития в звене звукоразличения, вредоносно влияющую не только на устную (импрессивную и экспрессивную), но и письменную речь.

Главное, по мнению Л.С. Цветковой, недоразвитие фонематического анализа и синтеза приводит к глубокому изменению семантической структуры языка, и, прежде всего к нарушению значения и предметной отнесенности слова [3].

Фонематический слух, являясь одним из базовых звеньев речевой деятельности, обеспечивает и другие виды активности ребенка: перцептивную, когнитивную, регулятивную деятельность и др. В результате этого, по данным многих авторов, несформированность фонематического восприятия занимает одно из первых мест в числе причин, приводящих к учебной дезадаптации детей дошкольного и школьного возраста, что проявляется в виде стойких фонематических дисграфий, дислексий и дискалькулий (Л.С. Цветкова, М.К. Шорох-Троицкая, А.В. Семенович, Т.В. Ахутина, О.Б. Иншакова и др.).

Учитывая всё вышесказанное, можно сделать следующие выводы:

- актуальным для выявления характера сформированное™ речевых средств у ребенка является исследование фонематического фактора;

- проведение первичного обследования фонематического восприятия позволит:

• установить степень выраженности речевого нарушения;

• выбрать эффективные пути, а также средства коррекционно-развивающей работы;

• выделить подгруппы детей для работы;

- по окончании коррекционного периода обучения рекомендуется провести итоговое обследование по предложенной таблице. Это позволит проследить динамику коррекционного процесса, определить эффективность проведённой работы, сделать заключение о речевом развитии ребенка.

В основу обследования положена методика Л.Ф. Спировой, которая рекомендует начинать обследование с выделения гласных звуков, стоящих в начале слова под ударением, и согласных звуков, стоящих в конце слова, переходя постепенно к более сложным для детей позициям звуков.

Обследование проводилось по 3 направлениям:

1. Различение сходных фонем на слух.

2. Различение сходных фонем в произношении.

3. Выявление готовности к звуковому анализу.

Таблица 1

Обследование уровня сформированности фонематического восприятия

I. Различение сходных фонем на слух

1. различение изолированных звуков Звуки проговариваются парами, ребёнок условными сигналами реагирует на одинаковые звуки И-ы ы-ы ж-ж ж-з б-п И-и ы-и з-ж з-з б-б

2. узнавание и различение слов, близких по звуковому составу Логопед произносит пары слов и предлагает ребёнку внимательно послушать и поднять руку, если услышит одинаковые слова День-пень пень-пень кол-кол Кол-мол сок-мок мел-пел

II. Различение сходных фонем в произношении

1. группировка парных картинок на сходные звуки Назвать предмет на картинке и разложить их на две группы (ж) и (ш).

Па-та-ка; сва-зва-сва; ка-па-та; тмо-тмо-дм Та-ка-п; пны-бны-пны

3. воспроизведение рядов слов Каток-платок-листок Ветка-клетка-пятка

4. игра «Доскажи словечко» Серый волк в густом лесу встретил рыжую... (лису) Лежебока рыжий кот отлежал себе... (живот) Вяжет мама длинный шарф, потому что сын... (жираф)

Ш.Выявление готовности ребёнка к звуковому анализу

1. звуковой анализ звукосочетаний из двух гласных Ау, уа, аи, иа

2. определение места звука С в словах Санки, нос, автобус, сумка, косы, лиса.

Для определения качественной и количественной оценки уровня сфор-мированности фонематического восприятия и готовности к звуковому анализу была разработана таблица и следующие критерии оценок:

- 5 баллов - ребёнок справляется с заданием самостоятельно;

- 4 балла - справляется самостоятельно, но допускает незначительные ошибки;

- 3 балла - справляется полностью после нескольких повторений;

- 2 балла - справляется частично с помощью взрослого после неоднократных повторений;

- 1 балл - не справляется с заданием.

Оценивается каждое задание, затем результаты суммируются.

Список литературы:

1. Варенцов Н.С., Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. - М., 1997.

2. Журова Л.Е., Эльконин Д.Б. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 2005.

3. Каше Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. - М., 2007.

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОСКОТЕРАПИИ В РАБОТЕ ЛОГОПЕДА © Первушина Л.Ю.*

Центр развития ребенка - детский сад № 550 «Академия Успеха»,

г. Екатеринбург

В статье представлен опыт работы учителя-логопеда Центра развития ребенка г.Екатеринбурга по использованию нетрадиционных технологий в работе с дошкольниками. Особое внимание уделено работе с воском.

Нетрадиционные методы воздействия в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы терапии принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей дошкольного возраста.

На фоне комплексной логопедической помощи нетрадиционные методы терапии, не требуя особых усилий, оптимизирует процесс коррекции речи детей - логопатов и способствуют оздоровлению всего организма ребенка. Эффект их применения зависит от профессиональной компетенции педагога, умения использовать новые возможности, включать действенные методы в систему коррекционно-развивающего процесса, создавая психофизиологический комфорт детям во время игр-путешествий, предусматривающий «ситуа-

* Учитель-логопед.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.