Научная статья на тему 'Формирование фонематического слуха у детей с патологией речи как условие подготовки к инклюзивной школьной практике'

Формирование фонематического слуха у детей с патологией речи как условие подготовки к инклюзивной школьной практике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
200
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Newman in Foreign policy
Область наук
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИВНАЯ ШКОЛЬНАЯ ПРАКТИКА / ПАТОЛОГИЯ РЕЧИ / НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Доля Ирина Николаевна

В статье отмечается, что в настоящее время популяризируется инклюзивное образование детей с патологией речи. Однако ребёнок с этим нарушением должен быть подготовлен к обучению в массовой школе. При подготовке особое внимание надо уделить формированию фонематического слуха. В статье представлен коррекционный подход, с помощью которого ребёнок с патологией речи может быть успешно подготовлен к инклюзивной школьной практике

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Доля Ирина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование фонематического слуха у детей с патологией речи как условие подготовки к инклюзивной школьной практике»

44

УДК 373.1:376

ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА У ДЕТЕЙ С ПАТОЛОГИЕЙ РЕЧИ КАК УСЛОВИЕ ПОДГОТОВКИ К ИНКЛЮЗИВНОЙ ШКОЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ

Доля И.Н. магистрант ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет», г. Омск

В статье отмечается, что в настоящее время популяризируется инклюзивное образование детей с патологией речи. Однако ребёнок с этим нарушением должен быть подготовлен к обучению в массовой школе. При подготовке особое внимание надо уделить формированию фонематического слуха. В статье представлен коррекционный подход, с помощью которого ребёнок с патологией речи может быть успешно подготовлен к инклюзивной школьной практике.

Ключевые слова: инклюзивная школьная практика, общеобразовательная школа, патология речи, общее недоразвитие речи, фонематический слух, коррекционная работа.

Многие родители, воспитывающие детей с патологией речи, в том числе с общим недоразвитием речи (ОНР), выбирают для своего ребёнка обучение в общеобразовательной школе, то есть отдают предпочтение системе инклюзивного, а не специального образования. В результате ребёнку предстоит сложный процесс адаптации к организации общего типа. Чтобы данный процесс протекал максимально комфортно, ещё до поступления в общеобразовательную школу воспитанники с патологией речи должны получать

квалифицированную коррекционную помощь логопеда.

Содержание коррекционной работы с детьми, имеющими ОНР, весьма специфично, что обусловлено характером вторичных нарушений, а также особыми образовательными потребностями, отмечающимися при указанной патологии. Так, эти дети должны овладеть нормальным речевым дыханием, навыками продуцирования связных высказываний, накопить достаточный для полноценной коммуникации словарный запас и т.д. [1].

Особого внимания заслуживает формирование у детей с патологией речи фонематического слуха. Именно работа в этом направлении в дошкольный период позволит ребёнку в последующем успешно овладеть чтением и письмом, будет способствовать предупреждению возникновения дисграфии и дислексии. Напротив, при недооценке овладения детьми с ОНР фонематической системой языка, ребёнок будет испытывать стойкие трудности в освоении программного материала. Это может явиться причиной психологического дискомфорта к обучению в среде здоровых сверстников, обусловить отказ посещать общеобразовательную школу [4].

Наш опыт коррекционной работы, связанный с подготовкой старших дошкольников с ОНР к инклюзивной школьной практике, позволяет утверждать, что логопедическое воздействие, ориентированное на формирование фонематического слуха, целесообразно реализовывать в три этапа.

На первом этапе необходимо обеспечить формирование у дошкольников звукопроизносительной стороны речи. Требуется постановка звуков, отсутствующих в речи ребёнка, а также уточнение артикуляции тех звуков, которые не нарушены. Суть коррекционного воздействия в данном случае может быть отражена в виде триады «постановка -автоматизация - дифференциация звуков».

Заниматься постановкой звуков

целесообразнее на индивидуальных логопедических занятиях, используя традиционную методику [2]. В свою очередь, в процессе фронтальных занятий следует осуществлять подготовку воспитанников к анализу и синтезу звукового состава слова. Для этого лучше выбрать такой речевой материал (в частности, фонемы), который доступен всем детям группы.

Автоматизировать звуки необходимо при их употреблении дошкольниками в составе слогов, определяемых как прямые и обратные, а также в тех слогах, где отмечается стечение согласных. Особое внимание должно быть уделено автоматизации произносительных навыков ребёнка на материале изолированных слов, а также лексических единиц, входящих в состав различных синтаксических конструкций (разных типов предложений, текстов). После автоматизации звуков переходят к их дифференциации.

В ходе первого этапа логопедической коррекции должно быть предусмотрено формирование у воспитанников движений органов артикуляционного аппарата. Для этого целесообразно воспользоваться артикуляционной гимнастикой, включающей упражнения для тренировки подвижности и переключаемости определённых положений губ, языка, необходимых для адекватного воспроизведения звука в устной речи.

Очень эффективны упражнения с применением хорошо известного в быту аппликатора Кузнецова. Перед ребёнком выкладываются карточки с условным изображением гласных звуков и соответствующими буквами. Ниже помещается аппликатор, используемый как тренажёр. Дети произносят конкретный звук и нажимают пальцем игольчатый элемент названного аппликатора, помещённый под условное изображение звука.

Подчеркнём: в момент произнесения гласных пальцы обеих рук дошкольника должны поочерёдно прижиматься к игольчатому тренажёру. В ходе занятия каждому ребёнку нужно обязательно напоминать о том, что при произнесении гласных губы должны работать активно.

Специальное внимание надо уделить воспитанию у детей кинестетических ощущений, возникающих благодаря движениям речевого аппарата. Чтобы обеспечить свободное переключение движений

45

органов артикуляции, целесообразно составить (с учётом индивидуальных особенностей и возможностей ребёнка) и использовать соответствующий комплекс артикуляционной гимнастики.

На втором этапе работы следует осуществлять формирование у детей фонематического восприятия. Логопедическая коррекция в данном случае реализуется на материале слов, слогов, фонем.

Коррекционную работу на данном этапе целесообразно осуществлять по нескольким направлениям, ориентированным на развитие у детей:

- способности узнавать неречевые звуки;

- способности различать звукокомплексы, одинаковые по высоте, силе и тембру;

- фонематического восприятия (различение лексем, являющихся близкими с точки зрения звукового состава; развитие способности дифференцировать слоги; развитие способности дифференцировать фонемы).

Работа по первому направлению обеспечивает создание базы для формирования у дошкольников с ОНР фонематического слуха. Детям следует предлагать упражнения с использованием звучащих игрушек. В их числе могут быть бубен, губная гармошка, трещотка, колокольчик, маракасы, погремушка, дудочка и многие другие. Нужно просить воспитанников определить, что звучало. Сначала дети учатся устанавливать звук при выборе из 2, а позднее - из 3, 4 и даже 5. Всё зависит от индивидуальных возможностей каждого ребёнка.

Целесообразно постепенно усложнять используемые упражнения. Так, например, следует выставить вы ряд несколько предметов, звучания которых сходны. Дошкольникам с ОНР предлагается угадать, из какого именно предмета извлечён звук (предметы при этом находятся за ширмой, чтобы ребёнок их не видел).

Очень полезны упражнения, при выполнении которых детям следует воспроизвести ритмический рисунок воспринятого звучания - по аналогии с тем, как это сделал логопед. Ритм требуется отхлопать, отстучать или воспроизвести на любом «музыкальном инструменте» (удар в бубен, в барабан или с помощью маракасов и т.п.).

Подчеркнём: приобретение умения воспроизводить ритм способствует восприятию ритмического рисунка слова, слоговой структуры лексической единицы.

Как сообщалось выше, при работе по второму направлению нужно учить дошкольников с ОНР различению звукокомплексов, которые являются одинаковыми по высоте, силе и тембру. Так, например, можно предложить одному из воспитанников определить на слух, кто из детей назвал его имя. Для усложнения упражнения вместо имени может быть произнесено звукосочетание «АУ». Ребёнок-водящий может воспроизводить «АУ» то громко, то тихо. Остальным дошкольникам предстоит угадать, далеко или близко находится их сверстник (водящий).

Работа по третьему направлению требует различения лексем, которые являются близкими с

точки зрения звукового состава; осуществления дифференциации слогов, а также фонем.

Так, воспитанникам с ОНР целесообразно предлагать упражнения на различение слов, которые близки в отношении их звукового состава. Например, можно использовать игровое упражнение «Вагон». Логопед чётко произносит это слово и предъявляет соответствующее ему изображение (либо игрушку). Далее логопед сообщает: «Буду называть эту картинку то верно, то неверно. Слушайте внимательно! Если ошибусь - хлопайте в ладоши». После этого воспроизводится речевая цепочка, включающая следующие единицы: «Вагон - вакон - фагон - вагон -факон - вагом» и т.д.

Большой эффект дают упражнения, предусматривающие прослушивание детьми стихотворений, предложений, части которых не завершены. Ребёнку следует самому подобрать и воспроизвести пропущенную лексическую единицу, не просто подходящую по звучанию (соответствующую рифме), но и согласующуюся по смыслу с предъявленным контекстом.

Материал к упражнениям важно подбирать с учетом онтогенетического принципа, учитывать произносительные возможности воспитанников.

Довольно сложны, но весьма эффективны упражнения, при выполнении которых дошкольников просят найти лишний слог. Приведем пример такого упражнения. Педагог воспроизводит ряд слогов, например: та-та-та-да. Воспитанники устанавливают, какой элемент в этой цепочке является лишним (да). Далее следует обеспечить усложнение слоговых рядов, например, са-со-са; ва-ва-фа-ва; га-ка-га-га и т. п.

Затем проводится работа по формированию у дошкольников с ОНР умения дифференцировать фонемы родного языка.

В первую очередь надо осуществлять дифференциацию гласных, а уже потом согласных звуков. С этой целью производится подбор различных рядов звуков, предъявляемых в таком порядке: от максимально контрастных фонем к звукам, которые близки с точки зрения их акустико-артикуляционных характеристик (оппозиционных).

На третьем этапе работы должно быть предусмотрено формирование у детей фонематического анализа и синтеза. Эта деятельность может быть реализована по следующим направлениям:

- обучение выделению звука на фоне лексической единицы;

- обучение вычленению первого и последнего звука из состава лексемы;

- установление последовательности, количества и места звуков по отношению к иным звукам;

- формирование функций фонематического

синтеза.

Так, при работе по первому направлению детям следует предлагать различные упражнения для установления наличия либо отсутствия звука в лексеме (сначала используются гласные, а затем согласные

46

звуки). Работа проводится на лексических единицах различной степени сложности, о чём сообщалось выше.

Осуществляя работу по названному направлению, прежде всего, следует уточнять артикуляцию согласного звука. При этом важно, чтобы внимание воспитанников было сосредоточено на звучании, характерном для того или иного (отрабатываемого) звука.

Изначально наличие звука нужно устанавливать на слух. Это делается на основе собственного произношения ребёнка. В дальнейшем -или только на слух, или только на основе собственного произношения. В конце установление звука происходит по слухо-произносительным представлениям (в умственном плане).

Логопедическую коррекцию,

ориентированную на выделение согласных звуков на фоне лексической единицы, целесообразно начинать с артикуляторно простых звуков. Это обусловлено тем, что выделение шипящих и сложных сонорных звуков нередко затруднено вследствие их неверного произнесения дошкольниками с ОНР. Артикуляторно простыми звуками считаются [м], [н], [х], [в] и некоторые другие.

При работе по второму направлению целесообразно практиковать:

- осуществление выделения первого ударного гласного из лексемы;

- осуществление выделения согласного из

лексемы;

- определение последнего согласного в

лексеме;

- установление места звука в лексеме (в начале, в середине или в конце).

Упражнения надо варьировать за счёт разнообразного лексического и наглядного материала.

Реализуя работу по третьему направлению, необходимо обучать воспитанников определять последовательность, количество и место звуков по отношению к иным звукам. Следует принять во внимание, что всякое умственное действие проходит определённые этапы формирования. Соответственно, в логопедической работе имеет смысл выделить ряд шагов [3].

Шаг 1. Формирование у воспитанников фонематического анализа с опорой на вспомогательные средства, внешние действия (иллюстрация, лексема-номинатив, графическая схема слова, фишки и др.).

Шаг 2. Формирование у детей действия фонематического анализа в речевом плане (без использования наглядных опор).

Шаг 3. Формирование у детей действия фонематического анализа в умственном плане (предусматривается отбор картинок, в названиях которых имеется требуемое количество звуков).

Работа по четвёртому направлению предполагает формирование у воспитанников функций фонематического синтеза. Дошкольникам следует предлагать ряд упражнений на составление слов из предложенных звуков. Лексемы для упражнений лучше

подбирать малочастотные, чтобы избежать смысловой догадки.

Подытоживая, отметим, что предложенный коррекционно-педагогический подход к работе по формированию у старших дошкольников с ОНР фонематического слуха позволяет получить довольно высокие результаты. Нами было отмечено, что при использовании представленных выше методических приёмов, упражнений дети успешно осваивают фонематическую систему языка, овладевают произносительными навыками, подготавливаются к обучению грамоте. Это позволяет успешно интегрировать ребёнка с патологией речи в среду здоровых сверстников.

Источники и литература:

1. Викжанович С.Н. Формирование у дошкольников с ОНР предикативной лексики с использованием пиктограмм. - М.: Национальный книжный центр, 2016. - 176 с.

2. Викжанович С. Н., Четверикова Т. Ю. Технология логопедической работы по формированию у детей с особыми образовательными потребностями звукопроизношения // Инновационные образовательные технологии и методы обучения: монография. - Saint-Louis, МО: Publishing House Science and Innovation Center, 2014. - С. 4-35.

3. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). — СПб.: СОЮЗ, 1999. - 160 с.

4. Четверикова Т.Ю. Дети с ограниченными возможностями здоровья в системе инклюзивного образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № S 8. - С. 71 - 77.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.