Научная статья на тему 'ЗНАЧЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ЗНАЧЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
175
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Область наук
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СПОРТ / СТУДЕНТЫ / САМОРЕГУЛЯЦИЯ / ЗДОРОВЬЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Губанов Эдуард Владимирович

Статья посвящена исследованию значения физической культуры в укреплении здоровья молодежи. В заданном контексте проанализирована проблема пониженной эффективности образовательных технологий в физическом воспитании студентов, а также сделан акцент на совершенствование учебно - тренировочного процесса. Также в работе исследуется специфика визуомоторной тренировки и показано значение данного вида тренировки в процессе совершенствования укрепления здоровья молодежи. Актуальность статьи заключается в том, что физическая культура и спорт - это основные факторы крепкого здоровья. На данный момент установлено, что степень физического развития и воспитания молодежи среди студентов не отвечает принятым параметрам. Проанализировав статистику последних лет, можно увидеть, что более чем 55% выпускников общеобразовательных учреждений есть два и более хронических заболевания. Примерно 25% призывников по итогам показателей 2019-2020 года являются непригодными к несению службы по состоянию здоровья, а 40% совершеннолетних юношей не могут выполнить нормативы по физической подготовке даже на минимальную оценку «удовлетворительно». Среди девушек так же выражен низкий уровень физической подготовленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Губанов Эдуард Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPORTANCE OF PHYSICAL CULTURE IN PROFESSIONAL LIFE

The article is devoted to the study of the importance of physical culture in promoting the health of young people. In the given context, the problem of reduced effectiveness of educational technologies in the physical education of students is analyzed, and the emphasis is placed on improving the educational and training process. The paper also examines the specifics of visuomotor training and shows the importance of this type of training in the process of improving the health of young people. The relevance of the article is that physical culture and sports are the main factors of good health. At the moment, it is established that the degree of physical development and education of young people among students does not meet the accepted parameters. Analyzing the statistics of recent years, we can see that more than 55% of graduates of general education institutions have two or more chronic diseases. Approximately 25% of conscripts according to the results of the indicators of 2019-2020 are unfit for service for health reasons, and 40% of adult young men cannot meet the standards for physical training, even for the minimum rating of «satisfactory». Among girls, a low level of physical fitness is also expressed.

Текст научной работы на тему «ЗНАЧЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

УДК 796.819

ЗНАЧЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

THE IMPORTANCE OF PHYSICAL CULTURE IN PROFESSIONAL LIFE

Губанов Эдуард Владимирович

преподаватель кафедра физической подготовки и спорта Орловский юридический институт МВД России имени В. В. Лукьянова

г. Орел, Россия Gubanov Eduard Vladimirovich

lecturer

department of physical training and sports Lukyanov Orel Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia

Orel, Russia

Аннотация. Статья посвящена исследованию значения физической культуры в укреплении здоровья молодежи. В заданном контексте проанализирована проблема пониженной эффективности образовательных технологий в физическом воспитании студентов, а также сделан акцент на совершенствование учебно-тренировочного процесса. Также в работе исследуется специфика визуомоторной тренировки и показано значение данного вида тренировки в процессе совершенствования укрепления здоровья молодежи.

Актуальность статьи заключается в том, что физическая культура и спорт — это основные факторы крепкого здоровья. На данный момент установлено, что степень физического развития и воспитания молодежи среди студентов не отвечает принятым параметрам. Проанализировав статистику последних лет, можно увидеть, что более чем 55% выпускников общеобразовательных учреждений есть два и более хронических заболевания. Примерно 25% призывников по итогам показателей 2019-2020 года являются непригодными к несению службы по состоянию здоровья, а 40% совер-шеннолетних юношей не могут выполнить нормативы по физической подготовке даже на минимальную оценку «удовлетворительно». Среди девушек так же выражен низкий уровень физической подготовленности.

Abstract. The article is devoted to the study of the importance of physical culture in promoting the health of young people. In the given context, the problem of reduced effectiveness of educational technologies in the physical education of students is analyzed, and the emphasis is placed on improving the educational and training process. The paper also examines the specifics of visuomotor training and shows the importance of this type of training in the process of improving the health of young people.

The relevance of the article is that physical culture and sports are the main factors of good health. At the moment, it is established that the degree of physical development and education of young people among students does not meet the accepted parameters. Analyzing the statistics of recent years, we can see that more than 55% of graduates of general education institutions have two or more chronic diseases. Approximately 25% of conscripts according to the results of the indicators of 2019-2020 are unfit for service for health reasons, and 40% of adult young men cannot meet the standards for physical training, even for the minimum rating of

«satisfactory». Among girls, a low level of physical fitness is also expressed.

Ключевые слова: физическая культура, спорт, студенты, саморегуляция, здоровье.

Keywords: physical culture, sports, students, self-regulation, health.

Физическая культура выступает мерой интенсивного воздействия различных форм, средств и методов общей и профессионально-прикладной физической подготовки на личность. Как учебная дисциплина, обязательная для всех специальностей, она служит целям укрепления здоровья, физического, интеллектуального и духовного совершенствования учащихся.

В системе образования, воспитания, организации труда и досуга физическая культура не только проявляет традиционно образовательное и оздоровительное значение, но и оказывает влияние на общественное мнение молодежи в сфере воспроизведение культурных ценностей и догматов. Ее содержание предусматривает воздействие на физиологические системы организма студентов, а также совершенствование психофизических, моральных и волевых качеств, воздействие на эмоциональную сторону.

После проведения ряда исследований было установлено, что подростки покидают стены учебных заведений (школ) уже с пониженным, а иногда и низким уровнем физического развития. Уже обучаясь в институтах у студентов повышается частота хронических патологий, связано это с переходом разных функциональных отклонений в формы хронических заболеваний, а также понижается уровень адаптации функциональных систем. Такая же тенденция среди старшекурсников появляется из-за резкого снижения физического развития и подготовленности. Конечно же, данная проблема очень серьезна, потому что в связи с таким уровнем хронологических заболеваний, выявленных среди студентов, большая нагрузка идет на медицинских работников и медицинские центры. Они не в состоянии самостоятельно справляться с динамикой ухудшения уровня здоровья среди молодежи.

Стоит отметить, что статистика за 2019 год по Орловской области показывает увеличение численности людей, занимающихся физической культурой и спортом. Составляет 18827 спортсменов. Доля граждан, которые занимаются спортом систематически, значительно увеличилась по сравнению с 2018 годом.

Так же явная проблема заключается в пониженной эффективности образовательных технологий в физическом воспитании студентов. Многие преподаватели стимулируют студентов только на то, чтобы они успешно сдали зачет, а сам результат, который получают студенты во время формирования физических навыков, не представляет для них особого интереса. Благодаря изменениям в подходе обучения студентов можно было бы повысить уровень физического воспитания, а в некоторых случаях вообще привить любовь к спорту. Самым эффективным и действенным путем введения структурных и, соответственно, качественных изменений в учебный процесс, для физического воспитания в вузах, выступает преобразование форм и методик проведения практических занятий со студентами с целью повышения степени развития основных физических качеств, а также двигательных способностей. Когда физические нагрузки подобраны индивидуально для каждого студента, замечается повышение результатов тренировки [1].

Выбор и применение конкретных методов в обучении студентов зависит от ряда факторов, среди которых: закономерности формирования двигательных навыков, особенности развития двигательных способностей, поставленные цели и задачи обучения и воспитания, особенности организации учебного процесса (время, место, формы проведения и прочее).

Одним из современных и эффективных подходов на занятиях по физической культуре является метод анализа конкретных ситуаций (АКС). Метод анализа конкретной ситуации - это педагогическая технология, основанная на моделировании ситуации или использовании реальной ситуации, в целях анализа данного случая, выявления проблем, поиска альтернативных решений и принятия оптимального решения проблемы.

Данный метод заключается в изучении и проработке той или иной проблемы, посредством оценки сложившейся ситуации и выбора пути ее решения. Основной акцент при его использовании должен быть направлен на решение условно-целевых задач, с возможностью дальнейшего анализа ситуации [3].

В классификации метода АКС выделяют три основных вида:

1) стандартная ситуация - часто повторяющаяся ситуация при одних и тех же обстоятельствах, имеющая одни и те же источники. Она может иметь как положительный, так и отрицательный характер;

2) критическая ситуация - нетипичная ситуация, разрушающая первоначальные расчеты и планы, требующая радикального вмешательства;

3) экстремальная ситуация - уникальная ситуация, не имеющая в прошлом аналогов, приводящая к негативным изменениям.

Технология активного обучения подразумевает организацию учебного процесса, таким образом, при котором неучастие в познавательном процессе невозможна. В свою очередь, каждый обучающийся получает определенное задание, в котором он должен публично отчитаться, либо от его деятельности зависит качество выполнения поставленной перед группой познавательной задачи.

Положительно на развитие физических навыков влияют самостоятельные занятия спортом. Они не только способствуют усвоению учебного материала, но и позволяют увеличить время занятий спортом, что в свою очередь ускоряет процесс физического совершенствования. Занятия физической культурой в рамках учебной программы и самостоятельные занятия обеспечивают непрерывное и эффективное физическое воспитание [2].

На сегодняшний день в Орловской области на высоком уровне проводится пропаганда пользы физической культуры и спорта. Во всех региональных СМИ дается анонс физкультурных и спортивных мероприятий всех уровней, освещается ход и итоги физкультурно-спортивных мероприятий, что привлекает молодых людей к занятиям физической культурой и спортом. Во многих вузах проводятся спортивно-массовые мероприятия, спортивные праздники, их главной задачей так же является пропаганда здорового образа жизни и вовлечение молодежи в спор-тивную жизнь.

На современном этапе развития технологий и уровне экологии, необходимо особое внимание уделять сбережении своего здоровья. Большинство Россиян считают, что здоровье, это тот ресурс, который можно легко возобновить и не зани-

маются спортом на постоянной основе. По сравнению с СССР доля занимающихся спортом на постоянной основе сократилась почти в 2 раза.

Стоит также отметить, что в связи с различными изменениями, происходящими в обществе, развитием и расширением сфер деятельности, особенно важной стала проблема саморегулятивных особенностей личности как детерминант профессионального здоровья [3].

В современном обществе происходит множество изменений, оказывающих влияние на эффективность выполняемой сотрудниками профессиональной деятельности. Это, прежде всего, высокий темп жизни, увеличение количества поступающей информации, инновационные преобразования, появление новых технологий. И соответственно, возрастание цены ошибки собственных действий. В сложившихся условиях повышение уровня профессионального здоровья сотрудников приобретает особую актуальность. Возрастает внимание к поиску наиболее продуктивных способов использования трудовых ресурсов, учету затрат рабочего времени. Категория «здоровье сотрудника» становится такой же ценной составляющей для работодателей как прибыльность производства. Здоровье начинает рассматриваться как необходимое условие трудового потенциала сотрудников.

Проблема саморегулятивных особенностей личности как детерминант профессионального здоровья сотрудников профессии риска достаточно неоднозначна. В современных исследованиях не существует общепринятого определения терминов «здоровье», «здоровая личность» и «профессиональное здоровье». В связи с чем, исследователям чаще всего не удается преодолеть поверхностные оценочные суждения, основанные на собственном опыте и на собственных представлениях.

Не уделено достаточного внимания тем способам, с помощью которых можно повышать уровень профессионального здоровья сотрудников. А также не разработана модель психологического сопровождения, позволяющая с помощью определенных видов и стилей саморегуляции воздействовать на компоненты профессионального здоровья сотрудников профессии риска, повышая их уровень. Несмотря на то, что интерес к данной проблеме возник довольно давно, феномен остается до конца не изученным, в связи с недостаточно определенным теоретическим конструктом.

Одним из видов саморегуляции является визуомоторная тренировка, заключающаяся в осуществлении контроля над организмом и эмоциональным состоянием путем поэтапного расслабления и напряжения отдельных мышц тела, но не реально, а мысленно.

Благодаря данной технике человек может нормализовать состояние нервных процессов, свое эмоциональное состояние, повысить жизненный тонус, сформировать волю, выдержку, развить интеллектуальные возможности, улучшить работоспособность и эффективность, предотвратить различного рода физические и психические заболевания, снизить уровень конфликтности при взаимодействии с другими людьми. Визуализация - это метод, направленный на создание внутренних образов в сознании человека. Она заключается в активизации своего воображения с помощью различных ощущений. Помогает воздействовать на эмоциональную память. Благодаря данной технике человек способен быстро отвлечься от стрессовой си-

туации, восстановить свое эмоциональное равновесие. Саморегуляция обеспечивает успешность, продуктивность и безопасность осуществляемой профессиональной деятельности, следовательно, является основой профессионального здоровья сотрудника [4].

Разностороннее представление о психологии профессионального здоровья и анализ литературы по проблеме профессионального здоровья сотрудников позволяет сделать вывод о том, что о понимании профессионального здоровья нет общепринятого представления. Это обусловлено высокой сложностью психологических феноменов, фактов и закономерностей, а также отсутствием четких медицинских характеристик «здоровья» и «болезни», их разграничения.

Литература

1. Баркалов С. Н. Основные направления взаимосвязи физкультурной и профессиональной деятельности // Наука-2020. 2018. № 8 (24). С. 5-9.

2. Алдошин А. В., Алдошина Е. А. Систематизация механизмов физкультурно-оздоровительных технологий на занятиях физической культурой и спортом // Наука -2020. 2018. № 2-1 (18). С. 50-54.

3. Герасимов И. В. Физическая культура и профессиональная физическая активность // Совершенствование физической подготовки сотрудников правоохранительных органов : сборник статей. Орел : ОрЮИ МВД России имени В. В. Лукьянова. 2018. С. 70-72.

4. Подрезов И. Н. Факторы, влияющие на повышение профессиональных способностей курсанта как будущего специалиста // Совершенствование профессиональной и физической подготовки курсантов, слушателей образовательных организаций и сотрудников силовых ведомств: сборник материалов международной научно-практической конференции. В 2 т. Т. 1. Иркутск : Восточно-Сибирский институт МВД России. 2017. С. 189-192.

References

1. Barkalov S. N. Osnovnye napravleniya vzaimosvyazi fizkul'turnoy i professional'noy deyatel'nosti [The main directions of the relationship of physical and professional activity]. Nauka-2020 - Science-2020, 2018, no. 8 (24), pp. 5-9.

2. Aldoshin A. V., Aldoshina E. A. Sistematizatsiya mekhanizmov fizkul'turno-ozdorovi-tel'nykh tekhnologiy na zanyatiyakh fizicheskoy kul'turoy i sportom [Systematization of the mechanisms in health and fitness technology in the classroom physical education and sport]. Nauka-2020 - Science-2020, 2018,no. 2-1 (18), pp. 50-54.

3. Gerasimov I. V. Fizicheskaya kul'tura i professional'naya fizicheskaya aktiv-nost' [Physical culture and occupational physical activity]. Sovershenstvovanie fizicheskoy podgotovki sotrudnikov pravookhranitel'nykh organov : sbornik statey [mproving the physical training of law enforcement officers: a collection of articles]. Orel, ORYUI of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. V. Lukyanov Publ., 2018, pp. 70-72. (In Russia).

4. Podrezov I. N. Faktory, vliyayushchie na povyshenie professional'nykh sposob-nostey kursanta kak budushchego spetsialista [Factors influencing the increase of professional abilities of a cadet as a future specialist]. Sovershenstvovanie professional'noy i fizicheskoy podgotovki kursantov, slushateley obrazovatel'nykh organizatsiy i so-trudnikov silovykh vedomstv: sbornik materialov mezhdunarodnoy nauchno-praktiche-skoy konferentsii. V 2 t. T. 1 [Improving the

professional and physical training of cadets, students of educational organizations and employees of law enforcement agencies: a collection of materials of the international scientific and practical conference. In 2 vols. Vol. 1.]. Irkutsk, VSI MVD of Russia Publ., 2017, pp. 189-192. (In Russia).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.