Научная статья на тему 'ЗНАЧЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КАК УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ'

ЗНАЧЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КАК УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
13
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
физическая культура / спорт / здоровый образ жизни / учебная дисциплина / профессиональное здоровье.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузнецова Вероника Евгеньевна, Гриценко Валерия Денисовна

в статье анализируется значение физической культуры как учебной дисциплины. Современный рынок труда предъявляет высокие компетентностные и личностные требования к будущему специалисту. Не только глубокие профессиональные знания, умения и навыки, нравственная зрелость, ярко выраженная гражданская позиция, но и крепкое физическое здоровье будут являться залогом достаточно высокого уровня профессиональной адаптации. Круг таких специалистов достаточно широк – от сотрудников режимных организаций, сотрудников МЧС, специалистов полевых профилей подготовки (геодезистов, геологов, геофизиков, океанографов, зоологов, биологов, экологов) до археологов и этнографов, работающих в незнакомой местности [1].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кузнецова Вероника Евгеньевна, Гриценко Валерия Денисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЗНАЧЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КАК УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ»

ЗНАЧЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КАК УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Кузнецова В.Е.1, Гриценко В.Д.2

1Кузнецова Вероника Евгеньевна - кандидат педагогических наук, доцент, кафедра социально-гуманитарных и естественнонаучных дисциплин;

2Гриценко Валерия Денисовна - студент, Северо-Кавказский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный университет правосудия»,

г. Краснодар

Аннотация: в статье анализируется значение физической культуры как учебной дисциплины. Современный рынок труда предъявляет высокие компетентностные и личностные требования к будущему специалисту. Не только глубокие профессиональные знания, умения и навыки, нравственная зрелость, ярко выраженная гражданская позиция, но и крепкое физическое здоровье будут являться залогом достаточно высокого уровня профессиональной адаптации. Круг таких специалистов достаточно широк - от сотрудников режимных организаций, сотрудников МЧС, специалистов полевых профилей подготовки (геодезистов, геологов, геофизиков, океанографов, зоологов, биологов, экологов) до археологов и этнографов, работающих в незнакомой местности [1].

Ключевые слова: физическая культура, спорт, здоровый образ жизни, учебная дисциплина, профессиональное здоровье.

УДК 378.172

Профессионально ориентированный процесс воспитания специалистов, имеющих в будущей профессиональной деятельности риск - геофакторы, повысит эффективность прикладной подготовки, обеспечит достаточный уровень безопасности их трудовой деятельности. Данный процесс предполагает имплементацию основ здорового образа жизни, основ выживания в сложных экологических условиях, осуществления профессиональной деятельности в условиях риск - геофакторов.

На уроках физической культуры происходит формирование физических качеств, двигательных умений, социально-прикладных знаний, необходимых будущему специалисту. Для студентов предлагается классификация естественных препятствий, встреча с которыми вероятна в будущей практической деятельности в естественных природных условиях.

Наконец, учебная дисциплина «Физическая культура» вносит значимый вклад в научно-методическое обоснование процесса профилизации физического воспитания студентов.

В современном образовательном пространстве учебная дисциплина «Физическая культура» призвана решить ряд основных задач:

- формировать креативность личности обучающегося;

- заложить основы умения работать в команде;

- развивать проектное мышление

- формировать аналитические способности;

- обеспечивать развитие коммуникативных компетенций;

- способствовать воспитанию толерантности;

- мотивировать личностный рост обучающегося;

- формировать навыки ассимиляции в новой среде;

- способствовать становлению позитивных качеств личности обучающегося [2].

В процессе психолого-педагогического контакта на занятиях по физической культуре у обучающихся создается система положительных целей, благоприятного эмоционального фона, атмосфера душевного подъема, то есть аура гармонично развитого человека.

Наряду с решение методических, учебных задач, физическая культура как предмет учебного плана вуза имеет значительную прикладную направленность. Ее целью является поддержание и сохранение здоровья человека. При этом первоочередным направлением остается профессиональное здоровье будущего специалиста [3].

Профессиональное здоровье - это возможность организма человека сохранять необходимые компенсаторные и защитные механизмы, обеспечивающие надежность и работоспособность в условиях профессиональной деятельности. Профессионально-прикладной направленностью физической подготовки профильных специалистов занимаются в вузах нашей страны почти сто лет. Выращены и воспитаны сотни выдающихся профессиональных спортсменов, спортсменов- любителей, да и просто здоровых граждан, которые своим качественным трудом смогли принести пользу своей стране, в полной мере выполнить свои профессиональные задачи, защитить страну в годы военных испытаний.

В результате симбиоза научных и практических исследований в области физического воспитания ученые пришли к выводу, что в основу учебной дисциплины «Физическая культура» с точки зрения

профессионально-прикладной направленности должны быть положены традиционные физические упражнения, отобранные с учетом задач будущей профессиональной деятельности обучающегося. Профессионально- прикладная направленность учебной дисциплины формирует знания, воспитывает физическую и психологическую готовность к будущей профессиональной деятельности у молодого специалиста. К психофизической готовности можно отнести следующие компоненты;

- функциональную устойчивость организма;

- физическую подготовленность;

- профессионально определяющие качества;

- психические и психофизические компоненты.

Все означенные компоненты образуют основу профессионально прикладной направленности физической подготовки в вузе. Их можно с полной уверенностью назвать векторами целеполагания в процессе формирования профессиональной компетентности. Если перечисленные компоненты смогут иметь успешную реализацию на практике, то очевидно будут решены основные проблемы, стоящие перед учебной дисциплиной «Физическая культура» в ходе профессиональной подготовки будущего молодого специалиста. Эти проблемы можно обозначить как:

- низкий уровень выносливости к психологическим нагрузкам;

- дефицит времени;

- слабое сопротивление неблагоприятным факторам окружающей среды;

- предельно низкий уровень двигательной активности обучающихся;

- массовое развитие гиподинамии у молодежи [4].

Эти негативные (что особо опасно - массовые) явления приводят к наличию слабо развитого мышечного аппарата у молодежи, ухудшению работы мозга, внутренних органов, снижению иммунитета, набору лишнего веса, быстрой утомляемости, апатии.

Занятия физической культурой помогут молодому организму развить физическую выносливость, быстроту реакции, ловкость движений, координацию, силу и гибкость тела. Означенные виды физической активности крайне важны для учащейся молодежи, чья учебная и трудовая деятельность характеризуется минимальными физическими нагрузками, малоподвижным образом жизни.

В современном обществе можно проследить две взаимно исключающие тенденции. С одной стороны, молодежь располагает обширными возможностями, вести здоровый образ жизни (сточки зрения физической культуры). С другой стороны, многие молодые люди физически весьма апатичны. Нежелание заниматься спортом, проявлять физическую активность, расстаться с вредной привычкой для них типичны. Пройти две - три остановки пешком, подняться на этаж без помощи лифта, отдать предпочтение овощами фруктам вместо фастфуда, совершить пешую вечернюю прогулку, - все это представляется для многих молодых людей за гранью возможного.

Или, наоборот, молодые люди ставят здоровый образ жизни во главу угла. И тогда они не расстаются с шагомером, систематически подсчитывают калорийность блюд, до изнеможения выполняют упражнения в спортзале. Но при этом не осмысливается значимость физической культуры. На поверку все эти усилия предпринимаются для отчета в соцсетях. Молодой человек уходит в виртуальный мир, работает над физическим совершенством исключительно ради одобрения посторонних людей в виде «лайков», а истинный смысл и ценность физических упражнений уходят «на задний план». Неважной становится личная физическая форма - идет погоня за общественной реакцией на способ достижения цели, а не на содержание процесса.

Подводя итог выше изложенному, можно утверждать, что регулярные занятия физической культурой и спортом являются не только современным трендом среди обучающейся молодежи, но и одним из наиболее эффективных средств сохранения здоровья и работоспособности будущего специалиста. Путем использования активной профессионально-прикладной физической подготовки обучающейся молодежи станет возможной реализация сохранения здоровья и активного образа жизни молодых специалистов и, как следствие, поддержания достаточного уровня выполнения производственных задач. Популяризация физической культуры и спорта, здорового образа жизни среди студентов - залог сохранения молодого поколения россиян. Отказ от вредных привычек в пользу физической активности и правильного питания помогут снизить негативное влияние окружающей среды на здоровье молодых людей.

Список литературы

1. Зыков А.В., Чудайкин А.М. Влияние физической культуры на качество жизни // Педагогический

журнал Башкортостана. 2021. №2. - С. 86-89.

2. Мирошникова А.Н., Коробкова Ю.В. Роль физической культуры как дисциплины учебного плана в

образовательных учреждениях // Молодой ученый. 2020. №49. - С. 197-201.

3. Новиков В.А., Огарышев А.В., Воробьёв А.Н. Роль физической культуры и спорта в развитии личности

// Ученые записки университета Лесгафта. 2021. №5 (195). - С. 282-285.

4. Саяпина С.Г. Актуальные проблемы исследований в области физической культуры и спорта // Форум молодых ученых / РЭУ им. Г.В. Плеханова, Кемеровский институт (филиал). - Кемерово, 2017. - С. 162-167.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.