ЗНАЧЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КАК УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Кузнецова В.Е.1, Гриценко В.Д.2
1Кузнецова Вероника Евгеньевна - кандидат педагогических наук, доцент, кафедра социально-гуманитарных и естественнонаучных дисциплин;
2Гриценко Валерия Денисовна - студент, Северо-Кавказский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный университет правосудия»,
г. Краснодар
Аннотация: в статье анализируется значение физической культуры как учебной дисциплины. Современный рынок труда предъявляет высокие компетентностные и личностные требования к будущему специалисту. Не только глубокие профессиональные знания, умения и навыки, нравственная зрелость, ярко выраженная гражданская позиция, но и крепкое физическое здоровье будут являться залогом достаточно высокого уровня профессиональной адаптации. Круг таких специалистов достаточно широк - от сотрудников режимных организаций, сотрудников МЧС, специалистов полевых профилей подготовки (геодезистов, геологов, геофизиков, океанографов, зоологов, биологов, экологов) до археологов и этнографов, работающих в незнакомой местности [1].
Ключевые слова: физическая культура, спорт, здоровый образ жизни, учебная дисциплина, профессиональное здоровье.
УДК 378.172
Профессионально ориентированный процесс воспитания специалистов, имеющих в будущей профессиональной деятельности риск - геофакторы, повысит эффективность прикладной подготовки, обеспечит достаточный уровень безопасности их трудовой деятельности. Данный процесс предполагает имплементацию основ здорового образа жизни, основ выживания в сложных экологических условиях, осуществления профессиональной деятельности в условиях риск - геофакторов.
На уроках физической культуры происходит формирование физических качеств, двигательных умений, социально-прикладных знаний, необходимых будущему специалисту. Для студентов предлагается классификация естественных препятствий, встреча с которыми вероятна в будущей практической деятельности в естественных природных условиях.
Наконец, учебная дисциплина «Физическая культура» вносит значимый вклад в научно-методическое обоснование процесса профилизации физического воспитания студентов.
В современном образовательном пространстве учебная дисциплина «Физическая культура» призвана решить ряд основных задач:
- формировать креативность личности обучающегося;
- заложить основы умения работать в команде;
- развивать проектное мышление
- формировать аналитические способности;
- обеспечивать развитие коммуникативных компетенций;
- способствовать воспитанию толерантности;
- мотивировать личностный рост обучающегося;
- формировать навыки ассимиляции в новой среде;
- способствовать становлению позитивных качеств личности обучающегося [2].
В процессе психолого-педагогического контакта на занятиях по физической культуре у обучающихся создается система положительных целей, благоприятного эмоционального фона, атмосфера душевного подъема, то есть аура гармонично развитого человека.
Наряду с решение методических, учебных задач, физическая культура как предмет учебного плана вуза имеет значительную прикладную направленность. Ее целью является поддержание и сохранение здоровья человека. При этом первоочередным направлением остается профессиональное здоровье будущего специалиста [3].
Профессиональное здоровье - это возможность организма человека сохранять необходимые компенсаторные и защитные механизмы, обеспечивающие надежность и работоспособность в условиях профессиональной деятельности. Профессионально-прикладной направленностью физической подготовки профильных специалистов занимаются в вузах нашей страны почти сто лет. Выращены и воспитаны сотни выдающихся профессиональных спортсменов, спортсменов- любителей, да и просто здоровых граждан, которые своим качественным трудом смогли принести пользу своей стране, в полной мере выполнить свои профессиональные задачи, защитить страну в годы военных испытаний.
В результате симбиоза научных и практических исследований в области физического воспитания ученые пришли к выводу, что в основу учебной дисциплины «Физическая культура» с точки зрения
профессионально-прикладной направленности должны быть положены традиционные физические упражнения, отобранные с учетом задач будущей профессиональной деятельности обучающегося. Профессионально- прикладная направленность учебной дисциплины формирует знания, воспитывает физическую и психологическую готовность к будущей профессиональной деятельности у молодого специалиста. К психофизической готовности можно отнести следующие компоненты;
- функциональную устойчивость организма;
- физическую подготовленность;
- профессионально определяющие качества;
- психические и психофизические компоненты.
Все означенные компоненты образуют основу профессионально прикладной направленности физической подготовки в вузе. Их можно с полной уверенностью назвать векторами целеполагания в процессе формирования профессиональной компетентности. Если перечисленные компоненты смогут иметь успешную реализацию на практике, то очевидно будут решены основные проблемы, стоящие перед учебной дисциплиной «Физическая культура» в ходе профессиональной подготовки будущего молодого специалиста. Эти проблемы можно обозначить как:
- низкий уровень выносливости к психологическим нагрузкам;
- дефицит времени;
- слабое сопротивление неблагоприятным факторам окружающей среды;
- предельно низкий уровень двигательной активности обучающихся;
- массовое развитие гиподинамии у молодежи [4].
Эти негативные (что особо опасно - массовые) явления приводят к наличию слабо развитого мышечного аппарата у молодежи, ухудшению работы мозга, внутренних органов, снижению иммунитета, набору лишнего веса, быстрой утомляемости, апатии.
Занятия физической культурой помогут молодому организму развить физическую выносливость, быстроту реакции, ловкость движений, координацию, силу и гибкость тела. Означенные виды физической активности крайне важны для учащейся молодежи, чья учебная и трудовая деятельность характеризуется минимальными физическими нагрузками, малоподвижным образом жизни.
В современном обществе можно проследить две взаимно исключающие тенденции. С одной стороны, молодежь располагает обширными возможностями, вести здоровый образ жизни (сточки зрения физической культуры). С другой стороны, многие молодые люди физически весьма апатичны. Нежелание заниматься спортом, проявлять физическую активность, расстаться с вредной привычкой для них типичны. Пройти две - три остановки пешком, подняться на этаж без помощи лифта, отдать предпочтение овощами фруктам вместо фастфуда, совершить пешую вечернюю прогулку, - все это представляется для многих молодых людей за гранью возможного.
Или, наоборот, молодые люди ставят здоровый образ жизни во главу угла. И тогда они не расстаются с шагомером, систематически подсчитывают калорийность блюд, до изнеможения выполняют упражнения в спортзале. Но при этом не осмысливается значимость физической культуры. На поверку все эти усилия предпринимаются для отчета в соцсетях. Молодой человек уходит в виртуальный мир, работает над физическим совершенством исключительно ради одобрения посторонних людей в виде «лайков», а истинный смысл и ценность физических упражнений уходят «на задний план». Неважной становится личная физическая форма - идет погоня за общественной реакцией на способ достижения цели, а не на содержание процесса.
Подводя итог выше изложенному, можно утверждать, что регулярные занятия физической культурой и спортом являются не только современным трендом среди обучающейся молодежи, но и одним из наиболее эффективных средств сохранения здоровья и работоспособности будущего специалиста. Путем использования активной профессионально-прикладной физической подготовки обучающейся молодежи станет возможной реализация сохранения здоровья и активного образа жизни молодых специалистов и, как следствие, поддержания достаточного уровня выполнения производственных задач. Популяризация физической культуры и спорта, здорового образа жизни среди студентов - залог сохранения молодого поколения россиян. Отказ от вредных привычек в пользу физической активности и правильного питания помогут снизить негативное влияние окружающей среды на здоровье молодых людей.
Список литературы
1. Зыков А.В., Чудайкин А.М. Влияние физической культуры на качество жизни // Педагогический
журнал Башкортостана. 2021. №2. - С. 86-89.
2. Мирошникова А.Н., Коробкова Ю.В. Роль физической культуры как дисциплины учебного плана в
образовательных учреждениях // Молодой ученый. 2020. №49. - С. 197-201.
3. Новиков В.А., Огарышев А.В., Воробьёв А.Н. Роль физической культуры и спорта в развитии личности
// Ученые записки университета Лесгафта. 2021. №5 (195). - С. 282-285.
4. Саяпина С.Г. Актуальные проблемы исследований в области физической культуры и спорта // Форум молодых ученых / РЭУ им. Г.В. Плеханова, Кемеровский институт (филиал). - Кемерово, 2017. - С. 162-167.