Научная статья на тему 'ЗНАЧЕНИЕ ФИНАНСОВОГО МОНИТОРИНГА В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ'

ЗНАЧЕНИЕ ФИНАНСОВОГО МОНИТОРИНГА В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
578
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ФИНАНСОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ФИНАНСОВЫЙ МОНИТОРИНГ / ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ / НАЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ) ДОХОДОВ / ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ / И ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузнецова Е.И., Филатова И.В.

Авторами изучаются механизмы информационно-аналитического обеспечения финансового мониторинга, интегрированного в систему экономической безопасности России, на уровне научно-практической и методической основы, раскрывающей направления комплексной организации и инфраструктурных решений, учитывающих содержательные принципы государственного финансового контроля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPORTANCE OF FINANCIAL MONITORING IN THE SYSTEM OF STATE FINANCIAL CONTROL

The authors study the mechanisms of information and analytical support of financial monitoring integrated into the system of economic security of Russia, at the level of scientific, practical and methodological basis, revealing the directions of complex organization and infrastructure solutions that take into account the substantive principles of state financial control.

Текст научной работы на тему «ЗНАЧЕНИЕ ФИНАНСОВОГО МОНИТОРИНГА В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ»

open q access

MODERN SCIENCE

open q access

УДК 338.14

NIION: 2010-0082-5/21-013 MOSURED: 77/27-006-2021-05-32

© Е.И. Кузнецова, И.В. Филатова, 2021

DOI 10.53039/2079-4401.2021.7.5.013

ЗНАЧЕНИЕ ФИНАНСОВОГО МОНИТОРИНГА В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

Елена Ивановна Кузнецова1, Ирина Викторовна Филатова2 н

V Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя

1 elenkuz90@mail.ru

2 irina.filatova-i@yandex.ru н

Аннотация. Авторами изучаются механизмы информационно-аналитического обеспечения финансового мониторинга, интегрированного в систему экономической безопасности России, на уровне научно-практической и методической основы, раскрывающей направления комплексной организации и инфраструктурных решений, учитывающих содержательные принципы государственного финансового контроля.

Ключевые слова: финансовая безопасность, экономическая безопасность, финансовый мониторинг, финансовый контроль, национальная система противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма Для цитирования: Кузнецова Е.И., Филатова И.В. Значение финансового мониторинга в системе государственного финансового контроля // Современная наука. 2021. № 5. С. 62-65. DOI 10.53039/2079-4401.2021.7.5.013.

THE IMPORTANCE OF FINANCIAL MONITORING IN THE SYSTEM OF STATE FINANCIAL CONTROL

Елена I. Kuznetsova1, Irina V. Filatova2 н

V Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation named V. Ya. Kikot

1 elenkuz90@mail.ru

2 irina.filatova-i@yandex.ru H

Abstract. The authors study the mechanisms of information and analytical support of financial monitoring integrated into the system of economic security of Russia, at the level of scientific, practical and methodological basis, revealing the directions of complex organization and infrastructure solutions that take into account the substantive principles of state financial control.

Keywords: financial security, economic security, financial monitoring, financial control, the national system for countering the legalization of criminal proceeds and the financing of terrorism

For quotation: Kuznetsova E.I., Filatova I.V. The importance of financial monitoring in the system of state financial control // Modern science. 2021. № 5. P. 62-65. DOI 10.53039/2079-4401.2021.7.5.013.

Финансовый мониторинг, используемый в диагностике экономической безопасности, основан на анализе угроз интересам страны в области экономики и является информационно-аналитической системой постоянного наблюдения за динамикой показателей безопасности и их барьерных (пороговых) значений.

Основной целью механизма финансового мониторинга в данном направлении обеспечения экономической безопасности является своевременное выявление и предотвращение опасностей, угрожающих государству в сфере экономики и финансов.

Своевременное противодействие угрозам формирует авторитет государства как внутри страны, так и на международном уровне.

Основными задачами финансового мониторинга экономической безопасности являются:

• оперативное обеспечение органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов информацией о состоянии угроз экономической безопасности, их характере, возможных последствиях, а также прогнозами в этой области;

• информационное взаимодействие всех органов власти;

• контроль над состоянием угроз экономической безопасности.

Субъектами финансового мониторинга выступают исполнительные органы власти (Совет безопасности Российской Федерации, Министерство экономического развития Российской Федерации

и др.), на которые возложены функции анализа состояния экономики страны в целом и ее отдельных сфер и обязанности разработки и реализации долго- и среднесрочных документов, определяющих развитие страны.

Объектами финансового мониторинга выступают угрозы экономической безопасности, в том числе финансовой, а также вызывающие их факторы.

Финансовый мониторинг как процесс осуществляется на уровне субъектов подсистемы финансового мониторинга, и его механизм состоит из последовательно выполняемых этапов, включающих определенные процедуры. На первом этапе осуществляются наблюдение, сбор, хранение информации об объектах финансового мониторинга, на втором - анализ и оценка данной информации, на третьем - управление (принятие решений) и контроль за результатами управленческих решений.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что механизм финансового мониторинга дает возможность субъектам мониторинга получить необходимую и актуальную информацию об объекте наблюдения (контроля) для принятия обоснованных управленческих решений. То есть финансовый мониторинг несет в себе функции информационного обеспечения процесса управления, который также является одним из основных и заключительных процедур механизма финансового мониторинга. Управление заключается в осуществлении воздействия на подконтрольные субъекты финансового

open , access

мониторинга или на его объекты для достижения целей применения финансового мониторинга с использованием мер и способов управления (издание соответствующих приказов, нормативных актов, реализация мер управления риском и т.д.).

Кроме того, финансовый мониторинг включает в себя и контрольные функции - слежение (наблюдение) за действиями подконтрольных субъектов или изменениями объекта финансового мониторинга после применения управленческих воздействий с целью контроля выполнения принятых решений в области управления или результатов таких воздействий. Тем самым обеспечивается обратная связь между объектом и субъектом мониторинга, позволяющая корректировать принятые решения. Это повышает эффективность управления и дает возможность решать необходимые задачи, достигать поставленных целей в различных областях экономики.

Важным элементом механизма финансового мониторинга являются показатели экономической безопасности - индикаторы, используемые в диагностике экономической безопасности, а также их пороговые значения, определяющие границы зоны риска для экономических явлений и процессов.

Статьей 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлены виды государственного финансового контроля: внешний и внутренний, предварительный и последующий финансовый контроль.

Проведенный анализ позволил раскрыть, какое место отводится финансовому мониторингу, в том числе его инструментам - наблюдению и анализу, в системе финансового контроля, и установить два ключевых направления обеспечения экономической безопасности, где применение механизма финансового мониторинга наиболее актуально: диагностика национальной экономической безопасности и пресечение незаконных финансовых операций, обусловленных наличием соответствующих угроз [5].

На основе полученных выводов раскрыт механизм финансового мониторинга на уровне единой системы, включающей совокупность взаимосвязанных элементов, наделенных конкретным содержанием и обладающих специально организованным взаимодействием, реализуемым на многоэтапной основе.

По нашему мнению, финансовый мониторинг следует рассматривать как метод финансового контроля, необходимый для осуществления государством или субъектами финансового контроля контрольных функций в системе управления экономическими процессами. В данном случае финансовый мониторинг как метод представляет собой систему постоянно совершаемых контрольных действий и операций по наблюдению и анализу с целью определения текущих изменений в наблюдаемых процессах, происходящих в финансово-экономической сфере.

С нашей точки зрения, основным преимуществом финансового мониторинга перед другими общепринятыми методами финансового контроля (ревизия, экспертиза, обследование, проверка) яв-

openQ access

ляется то, что мониторинг (наблюдение) осуществляется постоянно, а не периодически.

Указанные методы финансового контроля, в отличие от финансового мониторинга, фиксируют результаты финансовой деятельности контролируемого лица, выраженные, например, в показателях финансовой отчетности, за определенный период времени. Финансовый мониторинг ориентирован на сам процесс осуществления деятельности, на постоянный контроль за операциями финансовой деятельности, их особенностями и фиксирует текущие, промежуточные результаты этой деятельности, которые не учитываются другими методами контроля в силу непостоянства проведения и ограниченности во времени.

Необходимо учитывать, что основные этапы финансового мониторинга, помимо традиционных процедур, включают в себя процедуры, связанные с идентификацией риска, что определяется общими подходами, заложенными со стороны международных организаций, в частности ФАТФ [1].

Как представляется, в отличие от традиционных процедур финансового мониторинга, включающих наблюдение и оценку информации об объектах, использование риск-ориентированного подхода позволяет идентифицировать критерии оценки потенциальных рисков для принятия обоснованных управленческих и контрольных решений, а также формализации процедур финансового мониторинга для субъектов первичного финансового мониторинга и субъекта государственного финансового мониторинга (Росфинмониторинг).

Оценка риска в рамках непрерывного финансового мониторинга помогает полностью проверить все объекты учета, их связи. К тому же при такой оценке есть возможность своевременно устранить недочеты и впредь их не допускать.

Необходимо обратить внимание и на информационную составляющую финансового мониторинга. Бухгалтерский учет является одним из важных источников информации о финансово-экономической деятельности хозяйствующих субъектов. Фиксируя финансовые операции, явления и процессы, бухгалтерский учет создает информационную систему предприятия, которая способствует выполнению контрольной функции управления. Именно по балансу доходов и расходов предприятия учреждения и организации всех форм собственности можно проверить и проанализировать, как работает юридическое лицо, за счет чего создается прибыль, какие и с кем проводятся платежи, в частности, как формируются налоги, что особенно важно в правовом государстве.

Именно данные бухгалтерского учета позволяют применять финансовый мониторинг непрерывно и обеспечивать сплошной контроль за экономическими операциями.

В функционировании систем управления обратная связь занимает особо важное место: она может быть расценена как универсальный механизм регулирования поведения систем любого уровня. В теории управления принято считать, что механизм обратной связи осуществляется посредством

СОВРЕМЕННАЯ НАУКА

open j) access

контроля. Благодаря контролю управляющая система всегда в курсе того, насколько последовательно выполняются его решения и какова их эффективность. Вместе с тем он позволяет не только получить информацию о конечных результатах действий, вызванных управленческим решением, но и выявить новые проблемы и поставить задачи перед управляемой системой [3].

Можно сказать, что обратная связь - основа контроля. Финансовый мониторинг как способ и метод финансового контроля, как система измерения динамики качественно-количественных изменений объекта наблюдения позволяет контрольным органам наблюдать за происходящими процессами и операциями (объектами контроля-мониторинга) и немедленно реагировать на них, то есть осуществлять обратную связь, принимать корректирующие решения непосредственно в процессе наблюдения.

Таким образом, финансовый мониторинг подкрепляет обоюдные связи между контролирующими и контролируемыми (подконтрольными) субъектами финансового контроля и мониторинга с учетом степени риска, что позволяет создать особые связи и сформировать финансово-контрольные отношения. Кроме того, они дают возможность осуществлять процесс управления риском в финансово-экономической сфере.

Стоит отметить возросшую актуальность применения финансового мониторинга как инструмента финансового контроля в связи с увеличением информационных потоков. Традиционные методы и средства в области контроля в настоящее время малоэффективны. Изменилась не только система сбора и обработки данных, модернизации подверглась и система контроля. Огромные объемы информации на современном этапе развития экономики возможно контролировать только при помощи финансового мониторинга.

Важно также отметить, что традиционные методы финансового контроля выполняют задачу по выявлению уже совершенных ошибок, нарушений и злоупотреблений в финансовой деятельности. Но цель финансового контроля заключается не только в выявлении этих нарушений, но и в идентификации источника риска, что позволит предотвратить его возможное появление в будущем, с помощью обратной связи с подконтрольными субъектами. Это выгоднее, чем тратить ресурсы на ликвидацию последствий от таких нарушений и злоупотреблений. Такую задачу решает финансовый мониторинг. Постоянное и непрерывное наблюдение за финансовыми операциями и явлениями дает возможность выявлять те сферы финансовой деятельности, где возможно совершение злоупотреблений и правонарушений, а также типологии правонарушений.

Рассмотрев результаты, полученные с использованием финансового мониторинга, государственные органы с помощью экономических и юридических рычагов могут ликвидировать пробелы в законодательном регулировании необходимых сфер финансовой деятельности, тем самым предотвращая саму возможность совершения злоупотреблений и правонарушений в будущем.

open q access

Таким образом, одним из новых и одновременно эффективных направлений борьбы с экономическими преступлениями в финансовой сфере выступает риск-ориентированный подход в установлении новых направлений деятельности хозяйствующих субъектов, где существуют повышенные риски возникновения случаев легализации преступных доходов. Данный подход позволяет сконцентрировать усилия по противодействию попыткам преступных элементов отмыть «грязные» доходы в сферах, которые не имеют необходимого правового регулирования по пресечению незаконных действий. Использование финансового мониторинга позволяет установить сферы финансово-экономической деятельности, где присутствует повышенный риск отмывания доходов, полученных преступным путем, и принять необходимые упреждающие меры.

Финансовый мониторинг следует рассматривать как метод финансового контроля, необходимый для осуществления государством или субъектами финансового контроля надзорных функций в условиях постоянно совершаемых контрольных действий и процедур по наблюдению, анализу и оценке с целью определения текущих изменений в наблюдаемых процессах по движению денежных средств, происходящих в финансово-экономической сфере, а также обобщения информации по выявлению и предупреждению злоупотреблений и правонарушений.

Необходимо учитывать, что при применении традиционных методов финансового контроля (ревизия, проверка), используемых при последующем контроле, возникают сложности, связанные с все более возрастающими объемами бухгалтерских документов и регистров, которые необходимо проверить за отчетный период. Соответственно, увеличивается количество информации, операций, связей между ними. При этом должностное лицо - проверяющий ограничен определенным временем проверки, что обусловлено увеличивающимся потоком информации и влияет на качество проверки.

В связи с чем, считаем, что особую роль в НС ПОД/ФТ играет национальная информационная система противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма (далее -НИС ПОД/ФТ), в основе которой заложены содержательные принципы экономической безопасности, среди которых [4]:

• обеспечение законности и нормативно-правового регулирования контролирующих субъектов;

• обеспечение системной защищенности от рисков и угроз;

• наличие системы раннего предупреждения и реагирования на риски и угрозы;

• согласованность прогнозов развития контролирующих субъектов с задачами экономической безопасности (при этом следует отметить важнейшую функцию финансового мониторинга на уровне согласованного информационного взаимодействия между контролирующими субъектами и контролируемыми объектами).

Обоснование содержательных принципов экономической безопасности позволяет определить

MODERN SCIENCE

open , access

место НИС ПОД/ФТ в функциях финансового мониторинга и раскрыть ее экономическое значение на уровне информационного банка по сбору, наблюдению, анализу и идентификации факторов риска возникновения легализации преступных доходов и финансирования терроризма.

С нашей точки зрения, основные элементы функционирования НИС ПОД/ФТ должны содержать количественные и качественные алгоритмы финансового контроля, объединяющие принципы стандартных и актуальных методов, что позволит:

• осуществлять контроль постоянно, а не периодически;

• непрерывно получать обратную связь, принимать корректирующие решения по ходу осуществления процессов;

• не только выявлять нарушения, но и предотвращать их возможное появление в будущем на основе обратной связи;

• равномерно распределять во времени процедуру контроля, благодаря чему процесс обработки возрастающего объема информации упростится.

В настоящее время создание НИС ПОД/ФТ определено Росфинмониторингом Российской Федерации государственной задачей на период до 2025 года [2], однако с практической точки зрения данная инициатива находится только в стадии рассмотрения, что определяет формализацию методологической основы для ее реализации на национальном уровне. Механизм функционирования НИС ПОД/ФТ, исходя из зарубежной практики, позволяет объединить все связанные с сообщением о подозрительной операции сущности, формирует своеобразный кластер связей с точки зрения уровня риска, и, наоборот, массив таких кластеров формирует интегральную оценку как непосредственного участника операции (например, выявляет признаки фиктивности или вовлечения в теневой процесс по материалам финансовых расследований), так и задействованной в операции самой кредитной организации.

Создание НИС ПОД/ФТ, с нашей точки зрения, позволит расширить возможности государственного финансового контроля, усилит контроль государства и его возможности по обеспечению экономической безопасности страны.

Эффективность финансового контроля, проводимого НИС ПОД/ФТ, связана не только с возмож-

openq access

ностью полноценного использования процедур финансового мониторинга, но и с взаимодействием и информационным обменом между элементами этой системы.

НИС ПОД/ФТ обладает определенными возможностями по финансовому контролю за движением государственных средств в рамках осуществления финансового мониторинга. Такой контроль неразрывно связан с его процедурами, направленными на выявление и предотвращение сомнительных действий.

Список источников:

1. Магомедова М.М. Государственный финансовый мониторинг в условиях усиления финансовой глобализации. Издательство ДГУ. 2014. С. 125.

2. Федеральная служба по финансовому мониторингу: официальный сайт // URL: http://www.fedsfm. ru/about/declaration (дата обращения: 15.02.2021).

3. Фирсов И.В. Теоретические аспекты управленческой деятельности государственных органов, принимающих участие в обеспечении экономической безопасности Российской Федерации // Экономические науки. 2013. № 11 (108). С. 12-15.

4. Чуйкова Н.М. Финансовый мониторинг как инструмент противодействия угрозам финансовой безопасности государства и бизнеса // Экономика и предпринимательство. 2015. № 12-3 (65-3). С. 843-849.

5. Filatova I.V., Gaponenko V.F., Eltsin A.A., Kostyrya Y.S., Trishkina E.A. Investments in an economic entity's security management // Journal of Contemporary Issues in Business and Government. 2020. Т. 26. № 1. С.74-77.

References:

1. Magomedova M.M. State financial monitoring in the context of increasing financial globalization. DSU Publishing House. 2014. P. 125.

2. Federal Financial Monitoring Service: official website//URL: http://www.fedsfm.ru/about/declaration (date of access: 15.02.2021).

3. Firsov I.V. Theoretical aspects of management activities of state bodies participating in ensuring economic security of the Russian Federation // Economic sciences. 2013. № 11 (108). P. 12-15.

4. Chuykova N.M. Financial monitoring as a tool to counter threats to the financial security of the state and business // Economics and entrepreneurship. 2015. № 12-3 (65-3). P. 843-849.

5. Filatova I.V., Gaponenko V.F., Eltsin A.A., Kostyrya Y.S., Trishkina E.A. Investments in an economic entity's security management // Journal of Contemporary Issues in Business and Government. 2020. T. 26. № 1. P .74-77.

СОВРЕМЕННАЯ НАУКА

Информация об авторах

Е.И. Кузнецова - профессор кафедры экономической безопасности, финансов и экономического анализа Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, доктор экономических наук, профессор

И.В. Филатова - доцент кафедры предварительного расследования Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя кандидат экономических наук, доцент

Контакты: ул. Академика Волгина, д. 12, Москва, Россия, 117437 Information about the authors

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

E.I. Kuznetsova - professor department of economics security, finance and economic analysis Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikotya, doctor of economic sciences, professor

I.V. Filatova - associate professor of the department of preliminary investigation of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation named V. Ya. Kikotya, candidate of economic sciences, associate professor Contacts: ul. Academica Volgina, d 12, Moscow, Russia, 117437

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.