Научная статья на тему 'ФИНАНСОВЫЙ МОНИТОРИНГ В СИСТЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА'

ФИНАНСОВЫЙ МОНИТОРИНГ В СИСТЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
986
176
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВЫЙ МОНИТОРИНГ / МЕХАНИЗМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / МОНИТОРИНГ / РОСФИНМОНИТОРИНГ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ГОСУДАРСТВА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Минаков Андрей Владимирович, Лапина Светлана Борисовна

Целью настоящей статьи является анализ финансового мониторинга в системе обеспечения экономической безопасности государства. В результате исследования проанализированы задачи, которые решаются благодаря системе финансового мониторинга, рассмотрены способы осуществления экономической безопасности, затронуты вопросы государственного регулирования экономической безопасности. Исследованы понятие, принципы и способы осуществления финансового мониторинга, обозначены факторы, угрожающие экономической безопасности. Автор пришел к выводу, что финансовый мониторинг является важным методом для эффективного управления экономической безопасностью РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Минаков Андрей Владимирович, Лапина Светлана Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FINANCIAL MONITORING IN THE SYSTEM OF ENSURING THE ECONOMIC SECURITY OF THE STATE

The purpose of this article is to analyze financial monitoring in the system of ensuring the economic security of the state. As a result of the research, the tasks that are solved thanks to the financial monitoring system are analyzed, methods of implementing economic security are considered, issues of state regulation of economic security are touched upon. The principles and methods of financial monitoring are investigated, factors that threaten economic security are indicated. The author came to the conclusion that financial monitoring is an important method for effective management of the economic security of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «ФИНАНСОВЫЙ МОНИТОРИНГ В СИСТЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА»

УДК 336.22 ББК 65.0

DOI 10.24412/2414-3995-2021-3-276-281

© Минаков А.В., Лапина С.Б., 2021

Научная специальность 08.00.05 - экономика и управление народным хозяйством

ФИНАНСОВЫЙ МОНИТОРИНГ В СИСТЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА

Андрей Владимирович Минаков,

профессор кафедры экономики и бухгалтерского учета, доктор экономических наук, профессор Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12)

E-mail: minakov-info@yandex.ru;

Светлана Борисовна Лапина, доцент кафедры экономики и бухгалтерского учета, кандидат экономических наук

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12)

E-mail: melesha83@mail.ru

Аннотация. Целью настоящей статьи является анализ финансового мониторинга в системе обеспечения экономической безопасности государства. В результате исследования проанализированы задачи, которые решаются благодаря системе финансового мониторинга, рассмотрены способы осуществления экономической безопасности, затронуты вопросы государственного регулирования экономической безопасности. Исследованы понятие, принципы и способы осуществления финансового мониторинга, обозначены факторы, угрожающие экономической безопасности. Автор пришел к выводу, что финансовый мониторинг является важным методом для эффективного управления экономической безопасностью РФ.

Ключевые слова: финансовый мониторинг, механизм обеспечения, экономическая безопасность, мониторинг, Росфинмонито-ринг, экономическая система государства.

FINANCIAL MONITORING IN THE SYSTEM OF ENSURING THE ECONOMIC SECURITY OF THE STATE

Andrey V. Minakov,

Professor оf Department оf Economy аnd Accounting, Doctor of Economic Sciences, Рrofessor

Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117997, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12);

Svetlana B. Lapina,

Associate Professor of Economics and Accounting, Candidate of Economic Sciences Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117997, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12)

Abstract. The purpose of this article is to analyze financial monitoring in the system of ensuring the economic security of the state. As a result of the research, the tasks that are solved thanks to the financial monitoring system are analyzed, methods of implementing economic security are considered, issues of state regulation of economic security are touched upon. The principles and methods of financial monitoring are investigated, factors that threaten economic security are indicated. The author came to the conclusion that financial monitoring is an important method for effective management of the economic security of the Russian Federation.

Keywords: financial monitoring, provision mechanism, economic security, monitoring, Rosfinmonitoring, state economic system.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Минаков А.В., Лапина С.Б. Финансовый мониторинг в системе обеспечения экономической безопасности государства. Вестник экономической безопасности. 2021;(3):276-81.

Одной из современных тенденций функциони- Под безопасностью понимается состояние и ус-

рования государства является поиск новых меха- ловия жизнедеятельности социума, его структур,

низмов и инструментов, призванных предотвращать институтов и установлений, при которых обеспечи-

воздействие негативных процессов в развитии на- вается сохранение их качественной определенности

циональной экономики и обеспечении экономиче- с объективно обусловленными инновациями в ней и

ской безопасности. К ним следует отнести исполь- свободное, соответствующее собственной природе и

зование финансового мониторинга и контроля, ко- ею определяемое функционирование при исключе-

торые способны объединить системы наблюдения нии или нейтрализации возможности причинения им

за финансово-экономическими процессами в раз- какого-либо ущерба, вреда либо придания развитию

личных сферах экономической деятельности. нежелательных динамики или параметров [2, с. 92].

Экономическая безопасность является гарантом безопасности общегосударственных интересов. Ее соблюдение и сохранность обеспечивает нормальное функционирование государственных органов, муниципальных учреждений, предприятий, организаций, а также отдельного благополучия граждан.

Экономическая безопасность - это область научного знания, в рамках которой изучают состояние экономики, при котором обеспечивается достаточно высокий и устойчивый рост экономических показателей; эффективное удовлетворение экономических потребностей; контроль государства за движением и использованием национальных ресурсов; защита экономических интересов страны на национальном

и международном уровнях. В основе экономической безопасности лежат два принципа - принцип устойчивости - способность сохранять стабильное положение при различного рода нагрузках и принцип развития - возможность увеличения и качественного роста экономических характеристик государства.

Для обеспечения экономической безопасности принимаются различные меры государственного принуждения, поощрения, а так же создаются специальные государственные органы и службы.

Государственная деятельность по обеспечению экономической безопасности страны содержит в себе несколько факторов (табл. 1).

Таблица 1

Факторы государственной деятельности по обеспечению экономической безопасности страны

1. Мониторинг с целью выявления возможных источников опасности и дальнейшего происхождения угроз

2. Разработка и закрепление в нормативных актах мер пресечения возникновения угроз, их ликвидации

3. Претворение их в жизнь, то есть реализация мер ликвидации экономических угроз

Таблица 2

Позиции исследователей относительно категории «мониторинг»

Чиханчин Ю.А. • Финансовый мониторинг определяется необходимостью исследования качественного и количественного анализа, позволяющего обнаружить существующие и возможные риски и угрозы экономической безопасности государства [13, с. 31] • Финансовый мониторинг является базовой основой для определения уровня экономического развития страны, улучшения и роста экономических показателей и обеспечения экономической безопасности

М. Качаева (мониторинг как наблюдение) • Мониторинг - систематическое наблюдение за каким-нибудь процессом с целью фиксировать соответствие или несоответствие результатов этого процесса первоначальным предположениям [5, с. 9]

Ю.А. Егорычева (мониторинг как наблюдение) • Экономический мониторинг - систематический сбор, обработка и анализ информации, которая может быть использована для совершенствования процесса принятия управленческих решений в системе предпринимательства; косвенно - для информирования общественности или прямо - как инструмент обратной связи в целях осуществления проектов, оценки программ и выработки стратегий [4, с. 29]

Л.Е. Совик (мониторинг как вид процесса управления) • Мониторинг (управленческий) - составная часть процесса управления, элемент государственного регулирования экономики, систематический анализ [10, с. 229]

А.В. Беклемишев, Г.А. Казакова (мониторинг как вид финансового менеджмента) • Финансовый мониторинг - механизм постоянного, регулярного наблюдения за контролируемыми показателями финансового состояния предприятия, определения размера разного рода отклонений фактических результатов от предусмотренных, выявления причин этих отклонений и разработки возможных сценариев, управленческих решений [1, с. 29]

Сенчагов В.К. (экономический подход к мониторингу) • Диагностика и выявление негативных явлений в какой-либо сфере экономики. Элементами данного подхода являются индикаторы экономической безопасности [9, с. 23]

Мониторинг является специальным способом осуществления надзора и контроля, выполняет важные функции и обеспечивается государством и негосударственными организациями. Более подробно рассмотрим мониторинг, так как именно он составляет основу дальнейшей борьбы с неблагоприятными для экономики факторами.

На сегодняшний день существует множество мнений исследователей относительно понятия мониторинг, представленных в таблице 2.

Анализ, проведенный выше, позволяет сказать, что мониторинг с универсальной точки зрения рассматривается как регулярный процесс контроля и закрепления параметров объекта в сравнении с начальными показателями.

Мониторинг с позиции экономики представляет собой систему информационно - аналитических механизмов наблюдения за изменением показателей экономической безопасности.

Финансовый мониторинг как контроль является комплексной и целенаправленной системой экономико-правовой работы органов законодательной и исполнительной власти, базис которой составляет кроме внутреннего законодательства и международные стандарты [15, с. 22]. Следовательно, рассматриваемая категория выступает способом охраны национальных финансово-экономических интересов, в том числе составляющей обеспечения экономической безопасности государства.

В РФ функция финансового мониторинга возложена на Росфинмониторинг [11]. Данная служба создана для сбора и анализа сведений о финансовых операциях для противодействия легализации финансов, полученных незаконным путем, как внутри страны, так и за рубежом, поддержки терроризма и иными финансовыми преступлениями. Основной задачей Росфинмониторинга выступает развитие и

Принципы осуществления

совершенствование системы финансового мониторинга [10, с. 106].

Кроме того, органами власти, осуществляющими финансовый мониторинг с позиций государственного финансового контроля, являются: Счетная палата РФ, Центральный банк РФ (Банк России), Министерство финансов РФ [12].

В соответствии с п. 2 Указа Президента РФ от 02.02.2016 № 41 «О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере» государственный финансовый контроль могут осуществлять иные органы, компетентные в вопросах мониторинга поступления и расходования средств в рамках бюджетной системы России (без конкретного их перечисления), что свидетельствует об открытом перечне государственных органов, имеющих право на осуществление финансового мониторинга.

Финансовый мониторинг представляет собой базис для обеспечения экономической безопасности, характеризует уровень экономического развития страны, обеспечивает эффективность экономических показателей.

Успех и правильность мониторинга зависят не только от сбора данных, показателей, а также от контроля за ними в динамике, определения статистической зависимости.

Принципы осуществления финансового мониторинга представлены в таблице 3.

В качестве основных целей финансового мониторинга экономических угроз можно выделить следующие (табл. 4).

Анализ научной литературы [3; 4; 7] позволил нам выделить следующие этапы осуществления финансового мониторинга:

1 этап - установление компетентных органов для осуществления мониторинга и органов,

Таблица 3

финансового мониторинга

1. Мониторинг осуществляется способом, подходящим для каждого конкретного объекта изучения. Он не должен противоречить или создавать помехи, обеспечивая непрерывность наблюдения

2. Мониторинг каждого отдельного звена должен согласовываться и не идти в разрез. Полученные знания должны рассматриваться не только локально, но и в сравнении с иными показателями схожей области, сферы деятельности, цели функционирования

3. Мониторинг должен иметь общенациональные масштабы. Не допускается обобщение, установление общих показателей, усредненность. Для каждой отрасли или местности должны существовать свои показатели

Таблица 4

Цели финансового мониторинга экономических угроз

- контроль статичного состояния и динамики развития экономики

- поиск регрессивных устремленностей и процесс развития возможностей государства

- определение этиологии, характера и скорости воздействия факторов на статус экономической безопасности -предугадывание эффекта, который окажут факторы угрозы на развитие государства

- анализ предыдущих угрожающих ситуаций для предупреждения таковых в будущем

Таблица 5

Вопросы, на которые позволяет ответить сравнительный анализ количественных значений

индикаторов и их пороговых значений

- какие сферы экономики располагаются в опасной зоне

- какова глубина вхождения в опасную зону

- в каком месте и по каким именно индикаторам действуют с наибольшей силой угрозы государственным интересам в экономической системе

для которых результат мониторинга представляет интерес.

2 этап - разработка критериев, на основании которых осуществляется мониторинг и их соответствующих значений, разработка приемлемой шкалы оценивания.

3 этап - сбор и рассредоточение информации. Собранная информация перенаправляется посредством сведений в центр осуществления мониторинга. Далее осуществляется их исследование, по результатам которого определяются показатели, оказывающие эффективное и негативное воздействие на экономическую безопасность государства. Принимаются определенные планы по ликвидации опасных показателей, в том числе превентивные меры на будущее.

4 этап - подведение итогов, разработка указаний, рекомендаций, планов.

Рассмотрим отличительные черты финансового мониторинга в системе обеспечения экономической безопасности государства, осуществляемого государственными органами, которые включаются в систему обеспечения, в соответствии с направ-

лениями обеспечения экономической безопасности.

Первое направление - диагностика экономической безопасности, которая выполняется в процессе мониторинга угроз и явлений. Данный мониторинг производится, в первую очередь, с помощью предварительно подготовленной аналитической информации и отчетов по социально-экономическому развитию страны. Принято использовать показатели экономической безопасности или индикаторы, которых насчитывается более 150 (например, уровень безработицы, внешний долг, дефицит федерального бюджета, ВВП и т.п.).

В процессе финансового мониторинга целесообразно осуществить сравнительный анализ количественных значений индикаторов и их пороговых значений, что, в свою очередь, позволит определить следующее (табл. 5).

Отличительным преимуществом финансового мониторинга является возможно выявить не только существующие угрозы, но спрогнозировать наиболее вероятные риски, которые могут появиться [7, с. 186].

Второе направление - противодействие нарушениям в финансовой сфере. Финансовый мониторинг в системе обеспечения экономической безопасности государства является методом наблюдения и анализа за «перемещениями» денежных потоков, а также выступает инструментом противодействия финансовым правонарушениям и проблемам порождаемых ими. Также как и в диагностике, в процессе выявления правонарушений с помощью финансового мониторинга, может диагностироваться вероятные нарушения будущего.

Новые международные стандарты обеспечения финансовой безопасности наметили следующие направления, цели и задачи системы финансового мониторинга в системе обеспечения экономической безопасности государства (табл. 6).

Указанное позволяет сделать вывод, что финансовый мониторинг является важным методом для эффективного управления экономической безопасностью Российской Федерации.

Исследование основных результатов деятельности Счетной палаты РФ за период с 2015 по 2020 гг. позволило выявить такие области риска как: финансовый, бюджетный, налоговый и др., коррупционные правонарушения. Они представляют особую актуальность и могут быть установлены при функционировании иных структур, компетентных в рассматриваемой сфере в РФ.

Рассмотрим подробнее эти риски и дадим им оценку:

1. Фиктивная внешнеэкономическая деятельность: варианты перенаправления финансовых активов за рубеж неопределенного происхождения используются в области теневой экономики. Такие перенаправленные финансовые средства далее вкладываются в законный бизнес либо помещаются

на депозиты (вклады) в зарубежные банки. Уровень риска в данном случае зависит от недостатков законодательства, регулирующего борьбу с фиктивной внешнеэкономической деятельностью [6, с. 115].

2. Количество наличных денег в обращении: расчеты наличными деньгами анонимно производятся при заключении крупных сделок, взятках и распространены при осуществлении нелегальных действий.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Криптовалюта: использование криптовалют является достаточно опасным для экономической безопасности государства. Правовое положение криптовалют и иных криптоинструментов неоднородно в различных государствах и на сегодняшний день не имеет ясности.

4. Пользование рынком драгоценных металлов и драгоценных камней при легализации преступных доходов: доходы, полученные при использовании данной нелегальной схемы, используются как средство оплаты других противозаконных товаров и финансирование терроризма. Данная схема легализации преступных доходов представляет собой наиболее серьезную проблему во всем мире.

5. Применение для узаконения преступных доходов рынка ценных бумаг: в некоторых правопо-рядках производные инструменты не считаются ценными бумагами по законодательству и рассматриваются как «финансовые инструменты» или «деривативы». Поэтому нельзя сразу понять какой режим регламентации использовать применительно к данным продуктам. Риски, обусловленные данными продуктами, не всегда можно распознать, поэтому они представляют собой серьезную угрозу.

6. Применение при «отмывании денег» страхового рынка: при махинациях со страховым рынком используются ценные бумаги. Есть правопорядки, в

Таблица 6

Направления, цели и задачи системы финансового мониторинга в системе обеспечения экономической безопасности государства

- оценка национальных угроз в области противодействия отмыванию денежных средств и финансированию терроризма, направленная на очищение и профилактику экономики страны

- установление бенефициарных собственников организаций и лиц, которые занимаются банковскими переводами, с целью усиления противодействия преступной деятельности

- рациональный контроль расходования денежных средств в организациях с государственным участием с целью усиления противодействия коррупционным проявлениям данной области

которых в договоры страхования включен инвестиционный элемент финансовых инструментов, тем самым, они реализуются с помощью посредника по ценным бумагам.

7. Коррупционные правонарушения: в РФ коррупция представляет собой существенную проблему, присутствующую во многих сферах: правоохранительной, здравоохранении, образовании и др. В соответствии с индексом восприятия коррупции, опубликованному Transparency International с 1998 по 2019 год рейтинг России по прозрачности составил 111-ю позицию из 175 стран мира. «Ее самый высокий рейтинг составил 154-е место в 2010 году, а самый низкий — 47 в 1998 году; в 2019 году Россия заняла 135-е место» [14].

Проведенный анализ основных рисков свидетельствует о необходимости дальнейшего совершенствования системы финансового мониторинга РФ.

Анализ проведенный в настоящей статье, позволяет прийти к следующим выводам. Финансовый мониторинг в системе эффективного обеспечения экономической безопасности выступает значимым инструментом. По нашему мнению, тенденции дальнейшего развития системы финансового мониторинга РФ целесообразно выстраивать в совокупности с экономическими и правовыми аспектами. Финансовый мониторинг должен базироваться на соответствующем законодательстве, где установлены методология и методические рекомендации посредством системы информационных, контрольных, надзорных и правоохранительных процедур, предусматривающих достижение поставленных целей компетентными органами.

Литература

1. Беклемишев А.В., Казакова Г.А. Создание системы финансового мониторинга // Лизинг. 2010. № 5. С. 50-56.

2. Бельков О.А. Понятийно-категориальный аппарат концепции национальной безопасности // Безопасность: Информационный сборник Фонда национальной и международной безопасности. 1994. № 3. С. 91-94.

3. Бок А.А., Горошко И.В. Мониторинг в системе экономической безопасности // Тр. Академии управления МВД России. 2007. № 2. С. 21-28.

4. Егорычева Ю.А. Методика банковского рейтингования предприятий строительной отрасли // Банковское кредитование. 2012. № 6. С. 29-35.

5. Качаева М. Рейтинг заемщика как составная часть системы оценки кредитного риска // Банковское обозрение. 2010. № 10. С. 9-15.

6. Кондрат Е.Н. Международно признанные стандарты в области противодействия отмыванию денег: общие подходы // Юридическая наука: история и современность. 2016. № 7. С. 115-122.

7. Кузнецова Е.И., Гамоненко С.С. Финансовый мониторинг как метод контроля в управлении экономической безопасностью // Вестник Московского университета МВД России: Экономические науки. 2015. № 1. С. 185-189.

8. Лисютина А.С. Государственный финансовый мониторинг в РФ и пути повышения его эффективности // Символ науки. 2016. № 11-1. С. 106-109.

9. Сенчагов В.К., Лев М.Ю., Гельванов-ский М.И., Рубин Б.В. и др. Оптимизация индикаторов и пороговых уровней в развитии финансово-банковских и ценовых показателей в системе экономической безопасности РФ. М., 2017.

10. Совик Л.Е. Реализация системного подхода к мониторингу бизнес-деятельности // Экономика и предпринимательство. 2012. № 3. С. 227-230.

11. Указ Президента РФ от 01.11.2001 № 1263 «Об уполномоченном органе по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» // Собрание законодательства РФ. 05.11.2001. № 45. Ст. 4251.

12. Указ Президента РФ от 02.02.2016 № 41 «О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере» // Собрание законодательства РФ. 08.02.2016. № 6. Ст. 831.

13. Чиханчин Ю.А. Финансовый мониторинг. / Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры. Сер. Бакалавр и магистр. Академический курс. Т. 2. М., 2018.

14. «Corruption Perceptions Index 2017». Transparency International. Retrieved 2018- 05-01.

15. Leshchenko Yu.G., Bolonina S.E. Theoretical approaches to the improvement of mechanisms to ensure the external economic security of Russia in international financial and economic organizations // Экономические отношения. 2019. № 1. С. 11-26.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.