Научная статья на тему 'Значение Федерального закона «о противодействии тер- роризму» от 6 марта 2006 года для совершенствования норм Уголовного кодекса Российской Федерации'

Значение Федерального закона «о противодействии тер- роризму» от 6 марта 2006 года для совершенствования норм Уголовного кодекса Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
95
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТЕРРОРИЗМ / ТЕРРОРИСТИЧЕСКИЙ АКТ / ОБЪЕКТ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / СОСТАВ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / ТЕРРОРИСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕСТУПНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Черенкова М. В.

Автор данной статьи отмечает, что в действующем УК РФ понятия терроризма и террористического акта по объекту преступления не совпадают. В связи с чем предлагает более точно в УК РФ провести эту разницу между разными составами преступления, так как Федеральный закон смешивает эти понятия составом преступления. Автор предлагает внести изменения и дополнения в действующий УК РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Значение Федерального закона «о противодействии тер- роризму» от 6 марта 2006 года для совершенствования норм Уголовного кодекса Российской Федерации»

Черенкова М.В.

Значение Федерального закона «О противодействии терроризму» от 6 марта 2006 года для совершенствования норм Уголовного кодекса

Российской Федерации

Федеральный закон «О противодействии терроризму» от 6 марта 2006 года внес существенные изменения и уточнения в действовавший ранее Федеральный закон «О борьбе с терроризмом» 1998 года и определил несколько положений, имеющих значение для совершенствования норм Уголовного кодекса Российской Федерации. В первую очередь, это касается самого определения терроризма, которое Федеральный закон рассматривает как понятие многоплановое, несущее идеологическую, политическую и правовую нагрузку.

Правовое содержание терроризма, за которое устанавливается уголовная ответственность Федеральный закон определяет как «совершение взрыва, поджога или иных действий, связанных с устрашением населения и создающих опасность гибели человека, причинения значительного

имущественного ущерба либо наступления экологической катастрофы или иных особо тяжких

последствий, в целях противоправного воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях» [1].

В ст. 3 Федерального закона терроризм определяется, как «идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами

противоправных насильственных действий» [1]. Таким образом, определение терроризма и

террористического акта в соответствии с Федеральным законом уточняет диспозицию ст. 205 УК РФ, в которой терроризм определяется как «совершение взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступление иных общественно опасных последствий, если эти действия совершены в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения либо оказания воздействия на принятие решений органами власти, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях» [2].

Рассматривая эти понятия терроризма и террористического акта, необходимо отметить, что по действующему Уголовному кодексу Российской Федерации это несовпадающие понятия по объекту преступления, терроризм - преступление против общественной безопасности, спокойствия граждан и стабильного функционирования органов власти и управления в регионе, а также против жизни и здоровья людей, в то время, как террористический акт (глава 29, ст. 277 УК РФ) относится к преступлению против основ конституционного строя и безопасности государства. При террористическом акте посягательство направлено против конкретного государственного или общественного деятеля, и с иными условиями, чем при терроризме. Поэтому следует более точно в Уголовном кодексе Российской Федерации провести эту разницу между разными составами преступления, так как Федеральный закон смешивает эти понятия составов преступления.

Федеральный закон обоснованно уточняет содержание объективной стороны терроризма, подчеркивая противоправность этого общественно опасного деяния, дополнительно конкретизирует содержание такими действиями, как «требование освободить сообщников террористов», «отменить чрезвычайные законы», «принять решение в пользу членов террористических группировок». Эти дополнения необходимо включить в диспозицию ч. 1 ст. 205 УК РФ. Помимо этого в Законе указывается, что последствиями терроризма может быть и экологическая катастрофа (ст. 3 Закона), что, по нашему мнению, следует как квалифицирующий признак включить в ч. 3 ст. 205 УК РФ.

Рассматривая конкретное содержание террористической деятельности, Закон выходит за пределы простого состава преступления и включает в понятие терроризма антиобщественные деяния, которые представляют общественную опасность не только для государства, но и для международного сообщества. Это связано с террористической деятельностью, включающей в себя организацию, планирование, подготовку, финансирование и реализацию террористического акта; подстрекательство к террористическому акту; организацию незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), организованной группы для реализации террористического акта, а равно участие в такой структуре; вербовку, вооружение, обучение и использование террористов; информационное или иное пособничество; пропаганду идей терроризма, распространение материалов или информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности.

Учитывая, что организованная деятельность распространяется на другие государства, вторгается в межгосударственные отношения и затрагивает международные договоры и конвенции, следует ускорить работу над принятием международных норм уголовного права и проекта кодекса преступлений против мира и безопасности человечества и внести уголовную ответственность за организованную террористическую деятельность, в частности, указав такие деяниях, как планирование, подготовка, вербовка и пропаганда террористической деятельности. Практика показывает, что современный терроризм несет в себе все признаки организованной преступности. Сказанное позволяет выдвинуть предложение о признании террористических организаций преступными со всеми вытекающими отсюда правовыми последствиями как для самих организаций, так и их членов. Основываясь как на действующем уголовном законодательстве, так и на международной практике, целесообразно применять к террористам правила об ответственности соучастников. Каждый участник террористической организации или группы должен нести ответственность за всю преступную деятельность организации. Если действия террористов не выходят за рамки своей страны, ответственность наступает по положениям национального законодательства. При формировании международных и национальных уголовных норм о терроризме необходимо четко определить ответственность вдохновителей, организаторов, выделить лиц, которые создают террористические организации. Это может быть особенно важно для координации борьбы с терроризмом в международном масштабе.

Изложенное позволяет заключить, что нормы Уголовного кодекса Российской Федерации в свете Закона «О противодействии терроризму» требуют дополнить содержание действующих норм Уголовного кодекса и разработать новые. В частности, в Уголовный кодекс Российской Федерации следует включить статью, предусматривающую уголовную ответственность за создание, руководство и участие в террористической деятельности (может быть ст. 205-2). В ее первой части определить ответственность за организацию и руководство преступной организации; во второй - за участие в преступной организации; в третьей - за пропаганду террористической деятельности: за распространение материалов или информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности. Кроме того, учитывая, что в последнее время участились случаи использования в террористической деятельности несовершеннолетних, в том числе и смертников, внести в статью 205.1 дополнение в качестве квалифицирующего признака «за вовлечение в террористическую деятельность несовершеннолетних».

Подлежит кодификации также положение Закона о конфискации имущества террористической организации и обращению его в доход государства. Как мы знаем, конфискация как вид наказания был исключен из Уголовного кодекса Российской Федерации. В настоящее время Государственная дума обсуждает вопрос о применении конфискации по тем составам преступления, которые будут прямо предусмотрены нормами Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации. И конечно, в первую очередь, такой вид наказания будет предусмотрен за террористическую деятельность*.

Федеральный закон от 6 марта 2006 года «О противодействии терроризму» внес и другие существенные дополнения и изменения в законодательство о терроризме, которые требуют дополнительного изучения и осмысления, проведения дальнейшей работы по совершенствованию норм Уголовного кодекса Российской Федерации.

Литература

1. Федеральный закон РФ от 6 марта 2006 г. «О противодействии терроризму» // Российская газета. 2006. 10 марта.

2. Уголовный кодекс Российской Федерации. М.: РИОР, 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.