Научная статья на тему 'Значение эмоционального интеллекта в деятельности руководителей и способы его повышения'

Значение эмоционального интеллекта в деятельности руководителей и способы его повышения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2329
348
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / СОСТАВЛЯЮЩИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА / МЕТОДЫ ОЦЕНКИ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ РУКОВОДИТЕЛЕЙ / СПОСОБЫ ПОВЫШЕНИЯ / EMOTIONAL INTELLIGENCE / COMPONENTS OF THE EMOTIONAL INTELLIGENCE / METHODS OF DETERMINATION / THE EMOTIONAL INTELLIGENCE OF MANAGERS / WAYS OF INCREASING

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Алексеенко Ирина Владимировна, Букатых Екатерина Дмитриевна, Еске Ксенья Сергеевна, Радзевич Анна Владимировна

В статье освещается понятие эмоционального интеллекта личности и его составляющих, рассматриваются способы его оценки. Обсуждается влияние эмоционального интеллекта на эффективность работы персонала, обосновывается его значение в деятельности руководителей. Проведено исследование с целью выявления разницы в уровне эмоционального интеллекта руководящих работников и специалистов организаций, описаны результаты тестирования респондентов. В качестве испытуемой модели оценки эмоционального интеллекта выбрана методика Холла. Приводятся способы развития уровня эмоциональной компетентности личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPACT OF EMOTIONAL INTELLIGENCE ON THE ACTIVITY OF LEADERS AND METHODS OF ITS IMPROVEMENT

The article describes the concept of emotional intelligence of a person and its components, methods of its determination. It considers the Influence of emotional intelligence on the effectiveness of the work of personnel; proves its value in the activity of managers. A study is conducted to determine the difference in the level of emotional intelligence of managers and specialists of organizations, the results of testing of respondents are described. As a test model for evaluating emotional intelligence, the Hall technique was chosen. The paper gives the ways of increasing the level of emotional competence of a person.

Текст научной работы на тему «Значение эмоционального интеллекта в деятельности руководителей и способы его повышения»

Алексеенко И.В., Букатых Е.Д., Еске К.С., Радзевич А.В.

значение эмоционального интеллекта в деятельности руководителей и способы его повышения

На протяжении всей истории человеческого общества эмоциональная культура являлась одной из самых важных частей социальных взаимоотношений. Развивать эмоциональный интеллект важно для человека любой профессии и сферы деятельности, так как правильно использованные эмоции играют ключевую роль для успешного воплощения его потенциала [14].

Современная психология уделяет большое внимание феномену эмоционального интеллекта. Актуальность этой темы объясняется тем, что интеллект в классическом его понимании не гарантирует личностного и профессионального успеха человека. Многие ученые, а также специалисты-практики, занимающиеся проблемой повышения эффективности коммуникативной составляющей деятельности руководителей, считают эмоциональный интеллект основой успешности управления предприятием [11]. в 2002 году психолог Дэниел Канеман получил Нобелевскую премию по экономике за доказательство того факта, что на принятие экономических решений влияют нерациональные факторы, в том числе и эмоции

[4].

Под эмоциональным интеллектом (EI, англ. emotional intelligence) подразумевается вид интеллекта, который предполагает понимание и распознавание личных эмоций и эмоций окружающих людей, а также управление ими [13]. Обобщив различные точки зрения исследователей, можно выделить следующие составляющие эмоционального интеллекта: самосознание, владение своими эмоциями, социальное сознание, менеджмент взаимоотношений. Данные составные блоки EI могут быть неравномерно развиты у одной и той же личности. Человек может прекрасно справляться со своими эмоциями, но не уметь влиять на других людей, и наоборот. важно то, что коэффициент эмоционального интеллекта (EQ, англ. emotional quotient) не является неизменяемым, его уровень может повышаться в любом возрасте [14].

Современные ученые подчеркивают важность развития эмоционального интеллекта. Часть из них придерживается того, что показатель EQ гораздо важнее показателей привычного всем коэффициента интеллекта (IQ, англ. intelligence quotient). Для того, чтобы наглядно убедиться в этом, приведем в качестве примера знаменитых людей, которые не вписываются в общепринятые понятия «хорошо

образованных». Марк Цукерберг (один из разработчиков и основателей социальной сети Facebook) и Стив Джобс (основатель корпорации Apple) не имеют высшего образования. Альберт Эйнштейн испытывал в школе серьезные проблемы с успеваемостью, а основателя Microsoft, самого богатого человека планеты по версии журнала Forbes, и вовсе водили к психиатру в школьные годы, так как поведение Билла Гейтса очень беспокоило его родителей и учителей [11]. Тем не менее, все эти люди не просто добились успехов, а стали лидерами в своей области. Вследствие таких противоречий многие ученые заинтересовались феноменом эмоционального интеллекта.

Ученые Боннского университета Тассило Момм и Герхард Бликл пришли к выводу о том, что от эмоционального интеллекта напрямую зависит прибыль: сотрудники, которые лучше прочитывают чувства и эмоции своих коллег, зарабатывают больше. Это утверждение подтвердил их эксперимент, в котором приняли участие 142 человека - представители разных профессий и должностей [6].

Подобные факты объясняются тем, что успешные люди способны к эффективному взаимодействию с другими людьми, основанному на эмоциональных связях, а для результативной профессиональной деятельности необходимо не только генерировать идеи, но и уметь преподносить их окружающим. В своей книге «The Highwaymen» Кен Олетта цитирует банкира Феликса Рохатин: «Большинство соглашений являются на пятьдесят процентов эмоциональными и на пятьдесят - экономическими» [6].

Особую значимость имеет EI для руководителей, ведь для того чтобы наиболее полно реализовать потенциал сотрудников, необходимо грамотное и компетентное руководство. Лидер, эмоционально расположивший к себе команду, способен более эффективно воздействовать на персонал, добиваться нужных ему результатов.

Если обратиться к опыту успешных компаний, таких как «Apple», «Toyota», «Wallmart», «Google», то можно заметить, что все они обладают двумя главными потенциалами: творчеством и качеством. Следовательно, результат деятельности организаций зависит от людей. Возникает вопрос, чем отличается принцип подбора кадров и управления персоналом данных компаний от других. Все просто, во-первых, при приеме на работу учитываются два главных фактора: творческие способности и умение работать в команде; во-вторых, для сотрудников создаются благоприятные эмоциональные условия [8].

Главная движущая сила любой компании - это люди, они изобретают, воплощают, реализуют, и они же допускают ошибки, которые могут пустить под откос самое перспективное начинание. Поэтому важно не просто контролировать добросовестное выполнение должностных обязанностей, но и создавать среду, в которой люди будут иметь возможность и желание работать продуктивнее. Исходя из этого, задачей руководителя является повышение заинтересованности и работоспособности своих подчиненных, а также поддержание оптимальной атмосферы в коллективе. Руководитель должен играть роль мотиватора и морального лидера [8].

Для профессиональной эффективности эмоциональные и социальные по-

требности персонала столь же важны, как и материальные. По статистике, чем больше интереса и участия к проблемам своих подчиненных проявляет руководитель, тем выше удовлетворенность сотрудников своей работой. В связи с этим, все больше востребованы разработки тренинговых обучающих программ для руководителей, направленных на развитие их социальной и эмоциональной компетентности [8]. Эффективный руководитель должен не только корректировать стиль своего руководства в зависимости от ситуации, но и применять многообразие навыков, связанных с эмоциональным интеллектом. Заражая группу своим энтузиазмом и целеустремленностью, он тем самым мотивирует сотрудников к работе.

К феномену эмоционального интеллекта обращались многие ученые, такие как Чарльз Дарвин, Зигмунд Фрейд, Дэвид Уэкслер, Говард Гарднер. В доисторические времена от способности общаться с соплеменниками, соседними племенами и адаптироваться в окружающей среде зависело выживание человека. В своей работе «Выражение эмоций у людей и животных» Ч. Дарвин писал о том, что эмоции появились в процессе эволюции живых существ как жизненно важные приспособительные механизмы, способствующие адаптации организма к условиям и ситуациям жизни [8].

Д. Уэкслер рассматривал интеллект как «совокупную способность индивидуума действовать целенаправленно, рационально мыслить и эффективно взаимодействовать с окружающим миром». Он разделял способности человека на «интеллектуальные» и «неинтеллектуальные», к числу последних он отнес аффективные, личностные и социальные, и заключил, что именно «неинтеллектуальные» способности являются ключевыми при предсказании жизненного успеха человека [8]. В 1983 году Г. Гарднер опубликовал модель интеллекта, в которой разделил интеллект на внутриличностный и межличностный. Его «Теория множественного интеллекта» рассматривает интеллект не как доминирование одной общей способности к чему-либо, а в различных конкретных (в первую очередь, сенсорных) условиях [5].

В настоящее время разработки в области эмоционального интеллекта продолжаются, многие новые публикации направлены на роль эмоциональной компетентности для руководителей организаций. Для описания эмоционального интеллекта большой популярностью пользуется смешанная модель Дэниэла Го-улмана, которая содержит такие блоки как: самосознание, контроль, социальная чуткость, управление отношениями [8]. Данная модель критиковалась некоторыми учеными, в частности, Г. Гарднером, за излишний психометрический уклон.

В психологии основной моделью эмоционального интеллекта является модель способностей Майера-Саловея-Карузо [9]. Именно её чаще всего используют для описания понятия эмоционального интеллекта. Она включает четыре составляющие эмоционального интеллекта: восприятие эмоций (распознавание); использование эмоций для стимуляции мышления; понимание эмоций (способность понимать причину эмоции); управление эмоциями.

Исследователи включают в понятие эмоционального интеллекта различные аспекты, в том числе некоторые добавляют в EQ элементы социального интеллекта.

Однако существует ряд характеристик, с которыми солидарны почти все специалисты. Наиболее популярная методика измерения EQ - это тест Холла [12], он дает наиболее полную оценку черт личности, характеризующих эмоциональные способности.

На основе данной методики измерения авторами статьи было проведено исследование с целью выявления соответствия оценки уровня EQ и результатов, полученных в ходе прохождения теста респондентами. В эксперименте принимали участие 40 представителей персонала трех организаций, занимающих руководящие (12 чел.) и неруководящие (28 чел.) должности. До объявления результатов респондентам предлагалось самостоятельно оценить свои способности по пяти критериям: эмоциональная осведомленность, управление своими эмоциями, управление эмоциями других людей, эмпатия, самомотивация. Результаты тестирования представлены в табл. 1, диаграмма значений эмоционального интеллекта руководителей и специалистов приведена на рис. 1. Сравнение полученных значений EQ позволяет сделать вывод, что средний балл уровня EQ руководителей стремится к более высокому значению. Также выявлено, что среди руководителей процент респондентов, объективно и критически оценивающих свой эмоциональный коэффициент, гораздо выше, чем среди остальных сотрудников организаций.

Таблица 1

Результаты определения уровня EQ руководителей и специалистов

Наименование шкалы Среднее значение уровня Ер руководителей Среднее значение уровня Ер специалистов Максимальное значение уровня Ер

«Эмоциональная осведомленность» 14,03 11,42 18

«Управление своими эмоциями» 13,96 9,39 18

«Самомотивация» 13,42 7,85 18

«Эмпатия» 14,42 9,89 18

«Распознавание эмоций других людей» 14,67 8,53 18

Интегративный уровень 70,5 47,08 90

•Результат руководителей

• Результат специалистов

Рис. 1. Диаграмма значений эмоционального интеллекта руководителей и специалистов

Так как все составляющие эмоционального интеллекта непосредственно участвуют в процессе управления, следует сделать вывод, что эмоциональная компетентность является необходимым условием в сфере управления.

Ч. Дарвин, характеризуя эмоции в эволюционном плане, обратил внимание на их связь с инстинктивными формами поведения [7]. Конечно, эмоции необходимы человеку в ситуациях, когда жизненно важно действовать незамедлительно. Однако в современном мире человек уже не борется с дикими хищниками, а решает большое количество других задач, для которых требуется «холодный рассудок», поэтому надо вырабатывать внутреннюю дисциплину. Новые модели эмоционального поведения приобретаются человеком на протяжении всей жизни, благодаря чему возможна адаптация к любым возникающим обстоятельствам.

Для того, чтобы повысить свой уровень эмоционального интеллекта, необходимо, в первую очередь, разобраться, что же такое эмоции, откуда они берутся и зачем нужны. Эмоция (от лат. emoveo - потрясаю, волную) - психический процесс средней продолжительности, отражающий субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям и объективному миру [10]. Каждая эмоция запускает определенные физиологические реакции в нервной, эндокринной, дыхательной, пищеварительной и других системах организма. Например, когда человек испытывает гнев, кровь приливает не только к лицу, но и к кистям рук, для того, чтобы он мог защититься. Только после того, как процессы в нашем организме обеспечивают реакцию на уровне простейших, базовых форм поведения, эмоция проявляется в сознании. Продолжительность эмоции не превышает 90 секунд, после этого человек сам решает, продлить это состояние, или же нет [1].

На первый взгляд - все просто, можно подождать чуть больше минуты, и эмоция пройдет сама. Но сложность заключается в том, что помимо первичных эмоций, возникающих как ответ на непосредственный раздражитель, могут также возникать вторичные эмоции, которые появляются из-за нашей оценки ситуации. Разумеется, что проще всего руководить своими эмоциями на самом первом этапе, пока идет только анализ сложившейся ситуации. ведь с уже переживаемой эмоцией справиться куда сложнее, тогда как в самом начале гораздо легче переключить внимание на что-то другое. Поэтому, для развития Е1 важно уметь распознавать свои эмоции на начальном этапе, так как мы не можем изменить то, что нам неизвестно. Также необходимо уметь словесно выражать свои чувства. Когда в нашем сознании формируется четкое определение чувствам и эмоциям, мы можем анализировать, что даст нам возможность понять причину возникновения данных реакций. Именно понимание причины возникновения определенных эмоциональных состояний позволит научиться управлять ими. Далее, следует четко определить, чего вы хотите добиться в данной ситуации. Прежде чем начать регулировать свое состояние, следует подумать, какие отношения мы хотим выстроить с собеседником, может наша естественная реакция на происходящие события (допустим, положительные) как раз приведет к желаемому эффекту [15]. Мы должны отдавать себе отчет в том, что мы чувствуем, и в том, какое впечатление наши чувства производят на окружающих. Этому можно научиться, наблюдая и расшифровывая невербальные «знаки» окружающих. Например, не трудно догадаться, что если человек начинает запинаться, путаться в речи, заикаться, то он нервничает или боится чего-то.

Итальянский невролог Джакомо Риззолатти в середине 1990-х годов обна-ру-жил так называемые зеркальные нейроны, которые помогают человеку понять другого не путем рационального анализа, а через собственное ощущение, которое возникает вследствие внутреннего моделирования действий другого человека [2].

важным фактом является то, что существует, так называемая, мимическая обратная связь. Не только эмоции могут вызывать непроизвольную мимику, но и произвольная мимика инициирует появление эмоций, то есть присутствует обратная связь. Человек, пытающийся изобразить эмоцию на своем лице и в своем поведении, начинает в той или иной степени на самом деле ее испытывать. Это можно использовать на той стадии, когда нам требуется погрузить себя в определенное эмоциональное состояние [2].

С первых попыток добиться желаемого эффекта может быть довольно сложно, так как эффективность способов, позволяющих этого достичь, зависит от личностных особенностей индивида. Тем не менее, специалисты отмечают, что эмоциональный разум имеет три основных инструмента управления эмоциями: минимизация, увеличение и подмена. Минимизация подразумевает снижение интенсивности негативной эмоции. Увеличение, в свою очередь, означает усиление позитивной эмоции. Подмена одной эмоции на другую эффективна в случае, когда эмоция имеет наивысшую степень интенсивности, потому как в этой ситуации мы ее наиболее четко осознаем. Чем виртуознее человек владеет инструментами

управления своим эмоциональным состоянием, тем проще ему контролировать свои чувства, следовательно, и влиять на чувства других, и тем успешнее будет его деятельность. Аристотель в своем труде «Никомахова этика» писал: «Каждый может разгневаться - это легко; но разозлиться на того, на кого нужно, и настолько, насколько нужно, и тогда, когда нужно, и по той причине, по которой нужно, и так, как нужно, - это дано не каждому» [3].

В заключение можно отметить, что эмоциональный интеллект, или эмоциональная компетентность, в самом широком понимании, объединяет в себе способности личности к эффективному общению за счет понимания эмоций окружающих и умения подстраиваться под их эмоциональное состояние. Такое умение владеть собой и грамотно организовывать взаимодействие оказывается незаменимым, если речь идет о сферах деятельности, подразумевающих непосредственное общение с окружающими.

В ходе данной работы было проанализировано несколько методик измерения эмоционального интеллекта, все методики основываются на личном понимании человека своих и чужих эмоций. Для проведения исследования была выбрана методика Холла, так как она наиболее подробно показывает уровень развития по каждой из составляющих, а также и общий уровень эмоционального интеллекта. Так как данные методики основываются на личном мнении респондента, стоит отметить, что результат будет являться в определенной степени субъективным. Это означает, что разработка способов определения эмоционального интеллекта является актуальной и на сегодняшний день. Получив результаты тестирования респондентов, был вычислен средний балл показателей составляющих эмоционального интеллекта сотрудников, занимающих руководящие должности и работающих непосредственно под их контролем: руководители имеют более высокий балл по всем показателям, что говорит о том, что эмоциональный интеллект напрямую влияет на профессиональный успех.

Основной задачей при повышении Е1 является приобретение навыков изменения своего эмоционального состояния в соответствии с заданными целями. Тем не менее, при управлении своими эмоциями важно не терять чувство реальности. Нельзя закрывать глаза на возникающие негативные ситуации, их игнорирование повлечет за собой еще большие неприятности; важно адекватно оценивать обстановку, но, в то же время, подбирать те эмоциональные реакции, которые приведут к наилучшему результату.

Итак, можно выстроить определенную последовательность реакции на эмоцию, которой можно следовать при управлении своим эмоциональным состоянием: осознание и вербализация своей эмоции и эмоции партнера - формулировка цели данной ситуации - определение и визуализация эмоционального состояния, в котором можно добиться наивысшей эффективности - подбор способа достижения данного состояния.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреева И. Н. Предпосылки развития эмоционального интеллекта // Вопросы психологии. 2007. № 5. С. 57-65.

2. Андреева И. Н. Управление кадрами. Руководство для персонала и топ-менеджмента. СПб.: БХВ-Петербург. 2012. 416 с.

3. Аристотель. Философы Греции. Никомахова этика. М.: ЗАО «Издательство «ЭКСМО-Пресс», 1997. 73 с.

4. Белянин А. Дэниел Канеман и Вернон Смит: экономический анализ человеческого поведения (Нобелевская премия за чувство реальности) // Вопросы экономики, 2003, № 1. С. 4-23.

5. Гарднер Г. Структура разума. Теория множественного интеллекта: [юбилейное издание с новым предисловием автора ]; [пер. с англ. А. Н. Свирид]. М.: Издательство «Вильямс», 2007. 501 с.

6. Гусейнов П. Р., Нугаева Г. Р. Эмоциональный интеллект в бизнесе // Российская экономика в условиях современного кризиса: проблемы и пути выхода: сб. материалов науч.-практ. конф. студентов, магистрантов, аспирантов, преподавателей и научных сотрудников: 20-летию высшей школы экономики КНИТУ посвящается. Казань: Школа, 2016. С. 303-304.

7. Дарвин Ч. О выражении эмоций у человека и животных. СПб.: Питер, 2001. 384 с.

8. Магазанник В. Д., Демьяновский В. А. Эмоциональный интеллект как основа успешности в бизнесе // Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики. 2005. № 3-2 (32). С. 18-19.

9. Сергиенко Е. А., Ветрова И. И. Эмоциональный интеллект: русскоязычная адаптация теста Мэйера-Сэловея-Карузо (MSCEIT V2.0). Психологические исследования. 2009. № 6(8) [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/item. asp?id=13016100 (дата обращения: 01.07.2018).

10. Симбирцева Н.В. Современные теоретические представления об эмоциональном интеллекте // Вестник Кемеровского государственного университета. 2008. № 3. С. 54-56.

11. Снесарева Е. В., Скриптунова Е. М. Развитие эмоционального интеллекта руководителя для совершенствования управления в бизнесе // Менеджмент сегодня . 2007. № 6. С. 344-353.

12. Тест на эмоциональный интеллект Холла [Электронный ресурс]. URL: https://experimental-psychic.ru/test-na-ehmocionalnyj-intellekt-holla/ (дата обращения: 01.07.2018).

13. Угрюмова Н. В. Современные представления об эмоциональном интеллекте и эмоциональной креативности в психологии // Современная наука. 2013. № 1. С. 30-32.

14. Шабанов С., Алешина А. Эмоциональный интеллект. Российская практика. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. 448 с.

15. Шастина А. Е. Эмоциональный интеллект как фактор эффективности работы руководителя // В мире научных открытий. 2012. № 12. С. 197-203.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.