Научная статья на тему 'Значение двигательной активности в период обучения в вузе'

Значение двигательной активности в период обучения в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
175
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кондаков В. Л., Усатов А. Н., Усатов В. Н.

В статье проводится масштабное исследование величины и характера двигательной активности студентов, занимающихся физической культурой в основной группе здоровья, в специальной медицинской группе, в группе спортивного отделения, а также студентов, обучающихся и проживающих в городе и в сельской местности. В результате сравнения доказывается, что двигательная активность оказывает непосредственное влияние на уровень успеваемости и уровень заболеваемости студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Кондаков В. Л., Усатов А. Н., Усатов В. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Значение двигательной активности в период обучения в вузе»

2. Беспаленко П.Н. Кадровое обеспечение государственной молодежной политики (на материалах Белгородской области) / П.Н. Беспаленко, В.М. Захаров, О.В. Соловьев. - Белгород: Белгородский филиал Орловской региональной академии государственной службы, 2002. - 178 с.

3. Овчинников В.В. Молодежь Белгородской области: вчера, сегодня, завтра / В.В. Овчинников, П.Н. Беспаленко. - Белгород, 2005. - 128 с.

4. Стратегия развития города Белгорода до 2025 г. и план действий органов местного самоуправления на 2007-2011 гг.: Утверждена решением Совета депутатов г. Белгорода от 30 января 2007 г. № 413. - 455 с.

ЗНАЧЕНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ В ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

© Кондаков В.ЛД Усатов А.Н.¥, Усатов В.Н.*

Белгородский государственный университет, г. Белгород Алексеевский филиал Белгородского государственного университета, г. Алексеевка

В статье проводится масштабное исследование величины и характера двигательной активности студентов, занимающихся физической культурой в основной группе здоровья, в специальной медицинской группе, в группе спортивного отделения, а также студентов, обучающихся и проживающих в городе и в сельской местности. В результате сравнения доказывается, что двигательная активность оказывает непосредственное влияние на уровень успеваемости и уровень заболеваемости студентов.

По утверждению специалистов [3-4, 6], двигательная активность -один из важнейших компонентов здорового образа жизни человека, в основе которого лежит разумное, соответствующееполу, возрасту, состоянию здоровья систематическое использование средств физической культуры и спорта. Термин «двигательная активность» объединяет разнообразные двигательные действия, выполняемые в повседневной жизни, в организованных и самостоятельных занятиях физическими упражнениями и спортом.

♦ Заведующий кафедрой Физического воспитания № 1, кандидат педагогических наук, доцент

¥ Доцент кафедры Физического воспитания № 1

* Ассистент кафедры Физического воспитания

Наблюдения, проводившиеся в белгородских ВУЗах с 1997 года, позволяют заключить, что величина двигательной активности студентов зависит от особенностей двигательной активности на занятиях по физической культуре. С целью получения более точных данных по исследуемому вопросу был проведён эксперимент.

Были выделены три группы студентов: группа основного отделения, куда вошли студенты, не имеющие противопоказаний; группа специального медицинского отделения, в которую вошли студенты преимущественно с нарушениями функции зрения (в основном, миопия); группа спортивного отделения, куда вошли студенты с хорошим здоровьем и желающие углублённо заниматься каким-либо видом спорта.

Рис. 1. Двигательная активность (ДА) студентов Белгородского государственного университета (БелГУ), обучающихся и проживающих в городе

Была разработана специальная программа выявления особенностей двигательной активности на занятиях по физической культуре. Целью программы явилось определение среднего значения двигательной активности студентов каждой из указанных групп. Комплекс исследований включал в себя двигательную активность в учебное и каникулярное время, в выходные и праздничные дни. В исследованиях принималиучастие студенты, проживающие как в городе, так и в сельской местности. Всего за 11 лет было обследовано более тысячи человек.

Исследование включало в себя опрос студентов в форме анкетирования с целью выяснения режима их двигательной активности (ДА). На рис. 1 представлены результаты анкетирования студентов Белгородского государственного университета (БелГУ), обучающихся и проживающих в городе, на рис. 2 - результаты анкетирования студентов Алексеевского филиала БелГУ, обучающихся и проживающих в сельской местности.

По результатам анкетирования студентов, обучающихся и проживающих в городе, можно заключить, что наименее активный образ жизни ведут студенты СМГ: они предпочитают пассивный отдых, чаще всего пользуются лифтом и используют транспорт на близкие расстояния; на сон отводят наибольшее количество времени. Вторыми по показателям ДА являются студенты основной группы: они также предпочитают пассивный отдых, регулярно пользуются лифтом и транспортом; на сон отводят наименьшее количество времени. Наиболее активны студенты спортивного отделения: они предпочитают активный отдых, лифтом и транспортом предпочитают не пользоваться; на сон отводят достаточное количество времени.

Рис. 2, который иллюстрирует результаты анкетирования студентов, обучающихся и проживающих в сельской местности, в целом, подтверждает наметившуюся тенденцию распределения динамики ДА между основной группой здоровья, СМГ и группой спортивного отделения. Так, в Алексеевском филиале БелГУ студенты СМГ тоже предпочитают пассивный отдых и на сон отводят наибольшее количество времени, студенты основной группы предпочитают пассивный отдых и на сон отводят наименьшее количество времени, а студенты спортивного отделения предпочитают активный отдых и средние показатели сна. Вопрос об использовании лифта был снят при анкетировании студентов сельской местности, поскольку в Алексеевском филиале нет зданий с лифтами. Особенностями жизни в сельской местности, по всей видимости, объясняются и ответы студентов относительно использования транспорта на близкие расстояния. Большинство опрошенных вообще не пользуются транспортом в данных обстоятельствах: так ответили 94 % студентов спортивного отделения, 78 % студентов основной группы и 71 % студентов СМГ.

Сравнивая ответы студентов, обучающихся и проживающих в городе (БелГУ) и в сельской местности (АФ БелГУ), интересно отметить следующее. Ребята, представляющие село, в целом, больше спят, находят больше времени на дневной сон, не пользуются лифтом, больше ходят пешком, ведут более активный образ жизни. Кроме того, они больше времени проводят на свежем воздухе. Так, половина студентов АФ БелГУ проводят на улице по 3-5 часов, половина - по 1-2 часа. Среди городских студентов 34 % опрошенных проводят на свежем воздухе 3-5 часов и 66 %

- 1-2 часа.

Рис. 2. Двигательная активность (ДА) студентов Алексеевского филиала БелГУ (АФ БелГУ), обучающихся и проживающих в сельской местности

С помощью шагомеров было проведено исследование двигательной активности (ДА) студентов всех указанных категорий по следующим по-

казателям: средне-суточное значение ДА, средне-суточное значение ДА в дни занятий физической культурой в зале и на улице, средне-недельное значение ДА. Полученные данные свидетельствуют, что наибольшим уровнем ДА обладают студенты спортивного отделения, на втором месте

- студенты основной группы здоровья, на третьем - студенты СМГ. При этом незначительно большая ДА зафиксирована у студентов спортивного отделения и специальной медицинской группы Алексеевского филиала БелГУ по сравнению со студентами тех же категорий БелГУ. И, наоборот, студенты основной группы БелГУ чуть более активны, чем студенты той же группы Алексеевского филиала БелГУ (рис. 3).

Студенты основной группы БелГУ Студенты основной I

5,6 8,6 | 9,2 | 39,1 |

группы АФ БелГУ 15,2 7,5 | 9,5 | 37,5 |

Г

Студенты СМГ БелГУ 46 6 -7,9- 31 1

Студенты СМГ АФ БелГУ Студенты спортивного отделения БелГУ Студенты спортивного отделения АФ БелГУ 4,91 6 | 8,5 | 32,5 |

| 7 | 9,2 | 10,9 | 50,6 □

7,1 | 9*2 | 10,8 | 52 | км

КМ

0 10 20 30 40 50 60 70 80 90

□ средне-суточная ДА ■ средне-суточная ДА в дни занятий ФК в зале □ средне-суточная ДА в дни занятий ФК на улице □ средне-недельная ДА

Рис. 3. Двигательная активность (ДА) студентов различных групп, обучающихся и проживающих в городе (БелГУ) и в сельской местности (АФ БелГУ)

С целью установления влияния двигательной активности на уровень успеваемости и заболеваемости студентов был проведён анализ экзаменационных ведомостей и медицинских карт студентов (рис. 4, 5).

Рис. 4 свидетельствует, что наиболее высоким уровнем успеваемости обладают студенты спортивного отделения: самая распространённая оценка у данного контингента обследуемых «отлично», наименее распространённая - оценка «удовлетворительно». Практически одинаковый уровень успеваемости отмечен у студентов основной группы здоровья и СМГ. Указанная тенденция характерна и для города, и для сельской местности.

Рис. 5 свидетельствует, что наиболее часто болеют студенты СМГ: 5558 % этой категории учащихся болеют не менее 1-2 раз в год. Реже всех

болеют студенты спортивного отделения: 6-7 % обследованных. Динамика заболеваемости городских студентов и сельских практически идентична.

□ "удовлетворительно"

Студенты Студенты Студенты Студенты Студенты Студенты

основной основной СМГ БелГУ СМГ АФ спортивного спортивного

группы группы АФ БелГУ отделения отделения

БелГУ БелГУ БелГУ АФ БелГУ

Рис. 4. Уровень успеваемости студентов различных групп, обучающихся и проживающих в городе (БелГУ) и в сельской местности (АФ БелГУ)

Рис. З. Уровень заболеваемости студентов различных групп, обучающихся и проживающих в городе (БелГУ) и в сельской местности (АФ БелГУ)

Таким образом, проведённое исследование позволяет сделать вывод о том, что студенты, обладающие более высоким уровнем ДА и отводящие достаточное время для сна, лучше учатся и реже болеют.

Всё сказанное свидетельствует о необходимости принятия серьёзных мер по привитию студентам интереса к различным видам двигательной активности, желания заниматься физической культурой, а также, в целом, формирования у них установок на здоровый образ жизни.

Список литературы:

1. Горелов А. А. Анализ показателей здоровья студентов специальной медицинской группы / А. А. Горелов, О.Г. Румба, В. Л. Кондаков // Научные проблемы гуманитарных исследований. - Пятигорск: Изд-во ПГТУ. -2008. - вып. 6. - С. 28-33.

2. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена (основы теории и методики воспитания) / В.М. Зациорский. - М.: ФиС, 1970. - 200 с.

3. Зимкин Н.В. Физиологическое обоснование тренировки / Н. В. Зим-кин. - М.: ФиС, 1969. - 191 с.

4. Научные основы физической культуры и здорового образа жизни: учеб. пособие / под общ. ред. проф. Д.Н. Давиденко. - СПб.: СПбГТУ, БПА, 2001. - 348 с.

5. Платонов В. Н. Подготовка квалифицированных спортсменов / В.Н. Платонов. - М.: ФиС, 1986. - с. 129-138.

6. Тер-Ованесян А.А. Педагогические основы физического воспитания / А.А. Тер-Ованесян. - М.: ФиС, 1978. - 203 с.

ДОЗИРОВАННАЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ХОДЬБА КАК ФАКТОР УЛУЧШЕНИЯ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОК С ОТКЛОНЕНИЯМИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ

© Румба О.Г.*, Перемышленникова Н.В.*

Белгородский государственный университет, Белгород

В статье приводятся данные о состоянии здоровья современной студенческой молодёжи, и поднимается проблема организации максимально эффективных занятий физической культурой со студентами специальной медицинской группы здоровья (СМГ). Как вариант

♦ Доцент кафедры Физического воспитания № 1, кандидат педагогических наук

* Старший преподаватель кафедры Физического воспитания № 1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.