Научная статья на тему 'ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ЭКОНОМИКИ РОССИИ РЕШЕНИЯ О ПОВЫШЕНИИ НАЛОГОВОЙ СТАВКИ НА ДОХОДЫ, ВЫВОДИМЫЕ ЗА РУБЕЖ'

ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ЭКОНОМИКИ РОССИИ РЕШЕНИЯ О ПОВЫШЕНИИ НАЛОГОВОЙ СТАВКИ НА ДОХОДЫ, ВЫВОДИМЫЕ ЗА РУБЕЖ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
123
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СОГЛАШЕНИЕ ОБ ИЗБЕЖАНИИ ДВОЙНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ (СИДН) / ПОВЫШЕНИЕ НАЛОГОВОЙ СТАВКИ НА ДОХОДЫ (ДИВИДЕНДЫ И ПРОЦЕНТЫ) / ВЫВОДИМЫЕ ЗА РУБЕЖ / ДЕОФШОРИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ / ДЕНОНСАЦИЯ СОГЛАШЕНИЙ / РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / ЭКОНОМИКА / ПРАВО / AGREEMENT TO AVOID DOUBLE TAXATION (AADT) / INCREASING THE TAX RATE FOR THE INCOME (DIVIDENDS AND INTEREST) TRANSFERRED ABROAD / DEOFFSHORIZING THE ECONOMY / AGREEMENTS’ DENUNCIATION / RUSSIAN FEDERATION / ECONOMICS / LAW

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Клюев Ю.В.

В статье рассматривается влияние изменений, вносимых в соглашения с иностранными государствами об избежании двойного налогообложения, на экономическое и социальное развитие страны. Меры по деофшоризации экономики, которые предпринимает Правительство РФ в столь непростое время, направленные на возврат в бюджет части налогов, недополученных государством при выводе капитала в офшоры, носят знаковый характер. Подписание соглашения об избежании двойного налогообложения на условиях единой налоговой ставки, впервые в нашей стране, формирует механизм по установлению равного справедливого выбора для предприятий-резидентов выводить средства или оставить их в своей стране. Денежные средства, полученные государством, будут направлены на реализацию национальных проектов, на улучшение качества жизни населения. Для этого Правительству РФ необходимо внести изменения не только в налоговое законодательство, но и в правовую законодательную базу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DECISION TO INCREASE THE TAX RATE FOR THE INCOME WITHDRAWN ABROAD AND ITS IMPACT ON RUSSIAN ECONOMY

The paper studies the impact of the amendments to agreements made with foreign countries to avoid double taxation on the economic and social development of the country. The measures taken by the Government of the Russian Federation in order to deoffshorize the economy, to return to the budget part of the taxes that it has not received due to withdrawing capital to offshores, are significant, especially in this difficult period. For the first time in our country, the ratification of the agreement to avoid double taxation based on a single tax rate forms a tool giving an equal fair choice for the resident enterprises of whether to withdraw funds or keep them in the country. The funds received by the state will be used to implement national projects and to improve the quality of life of the population. For this, the Government of the Russian Federation needs to make changes not only to tax legislation, but also to the whole legislative framework.

Текст научной работы на тему «ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ЭКОНОМИКИ РОССИИ РЕШЕНИЯ О ПОВЫШЕНИИ НАЛОГОВОЙ СТАВКИ НА ДОХОДЫ, ВЫВОДИМЫЕ ЗА РУБЕЖ»

Значение для экономики России решения о повышении налоговой ставки на доходы, выводимые за рубеж

Клюев Юрий Владимирович

кандидат культурологии, доцент кафедры управления и экономики социально-культурной сферы, Кемеровский государственный институт культуры, klujev@yandex.ru

В статье рассматривается влияние изменений, вносимых в соглашения с иностранными государствами об избежании двойного налогообложения, на экономическое и социальное развитие страны. Меры по деофшоризации экономики, которые предпринимает Правительство РФ в столь непростое время, направленные на возврат в бюджет части налогов, недополученных государством при выводе капитала в офшоры, носят знаковый характер. Подписание соглашения об избежании двойного налогообложения на условиях единой налоговой ставки, впервые в нашей стране, формирует механизм по установлению равного справедливого выбора для предприятий-резидентов выводить средства или оставить их в своей стране. Денежные средства, полученные государством, будут направлены на реализацию национальных проектов, на улучшение качества жизни населения. Для этого Правительству РФ необходимо внести изменения не только в налоговое законодательство, но и в правовую законодательную базу. Ключевые слова: соглашение об избежании двойного налогообложения (СИДН), повышение налоговой ставки на доходы (дивиденды и проценты), выводимые за рубеж, деофшориза-ция экономики, денонсация соглашений, Российская Федерация, экономика, право.

Введение

Изменения, вносимые в последнее время в налоговое законодательство России, имеют огромное значение для экономики России. Создание специальных административных районов (далее - САР) с привлекательным налогообложением, повышение налоговой ставки на доходы (дивиденды и проценты), выводимые за рубеж, все эти меры создают условия для возврата российских компаний в «родную гавань», для пополнения госбюджета. Дополнительные инвестиции будут направлены на реализацию национальных проектов, на улучшение жизни человека.

Основная часть

Многие государства сталкиваются с тем, что отдельные национальные корпорации имеют подконтрольные организации в офшорах. Это несет за собой, во-первых, уменьшение налоговых поступлений, а во-вторых, развивает теневую экономику [8, с. 28]. Поэтому, в последние годы в США и ЕС был принят целый ряд законов связанных с деофшоризацией экономики, открывающих информацию о резидентах крупнейших офшорных юрисдикций «для кого надо», а именно - для американских и европейских правоохранительных, судебных органов и, конечно, спецслужб. Этой цели служит и принятый в 2013 году в рамках Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) план по противодействию размыванию налогооблагаемой базы и выводу прибыли из-под налогообложения (BEPS - Base Erosion and Profit Shifting). Налоговые гавани, не выполняющие директивы BEPS, попадают в черный список офшоров Евросоюза и США. Одно из ключевых требований BEPS - открытие реестров бенефициаров. Не исключением является и Россия.

Для России характерна высокая степень офшориза-ции экономики. Россия находится на 4 месте в рейтинге стран по доле ВВП в офшорах (46%) [9]. Около 65% крупной российской собственности в энергетике, железнодорожном машиностроении, в металлургии, в химической отрасли принадлежит иностранным и офшорным компаниям. Определить конечных бенефициаров офшорных компаний не всегда представляется возможным.

Основные потоки капитала в Россию и из России идут транзитом через офшоры. Российские компании, зарабатывая в России, налоги платят на Кипре, в Сингапуре, в Ирландии и других странах, в которых с помощью различных схем оптимизации снижают налог на доходы с 15% до 5%, а налог на проценты до 0%.

Как сказала директор научно-образовательного центра финансов и инвестиций ИФУР РАНХиГС Наталья Бондарчук: «В основе манипулятивных действий такого «оптимизатора» лежит завуалированный «отказ от ре-зиденства РФ» в отношении получаемых доходов в целях их сокрытия от налогообложения» [3]. Это выгодно всем, кроме России, которая недополучает налоги.

X X

о

го А с.

X

го m

о

м о м

es о es

о ш m

X

<

m O X X

В своем обращении 25 марта 2020 года президент России В.В.Путин предложил обложить повышенной ставкой налога (15%) все доходы (дивиденды и проценты), уходящие за рубеж. Президент пояснил, что две трети таких средств, а по сути это доходы конкретных физических лиц, в результате разного рода схем оптимизации облагаются ставкой налога лишь в 2%. Это несправедливо по отношению к гражданам, которые с небольших зарплат платят подоходный налог в 13% [6].

Повышенный налог на дивиденды и проценты, выводимые на зарубежные счета, коснется тех компаний, которые были специально созданы в зарубежной юрисдикции для оптимизации налогообложения, установленных соглашениями об избежании двойного налогообложения (СИДН).

Правительству РФ было дано поручение по внесению изменений в соглашения с иностранными государствами об избежании двойного налогообложения. Президент предупредил, что Россия выйдет из этих соглашений в одностороннем порядке, если иностранные партнеры не примут наши предложения. Предложил начать с тех стран, через которые проходят значительные ресурсы российского происхождения, что является наиболее чувствительным для нашей страны.

Больше всего средств уходит на Кипр, Мальту, в Люксембург и Нидерланды.

По данным Центробанка РФ за 10 лет, с 2009 по 2019 годы, на Кипр ушло 170 млрд. долларов, а в Нидерланды 18 млрд. долларов. Только за 2019 год Россия вложила в Кипр 14,5 млрд. долларов, а получила 8,1 млрд. долларов прямых инвестиций [1]. А по данным Минфина РФ в 2019 году российские компании вывели на Кипр 1,9 трлн. руб., в Нидерланды 339 млрд. руб. [4].

В результате бюджет России недополучил огромную сумму средств, которую могли потратить на оказание помощи нуждающимся гражданам России в период пандемии. Это и семьи с детьми, и безработные граждане, и временно нетрудоспособные граждане.

В сентябре 2020 года в результате длительных переговоров с Кипром был подписан протокол об изменениях в СИДН от 05.12.1998 года и 30 декабря 2020 был ратифицирован (федеральный закон от 30.12.2020 № 487-ФЗ) [12].

Согласно протоколу ставка налога при выплате российскими компаниями дивидендов и процентов на Кипр повышается до 15% и сохраняется льготная ставка в 5%. Минфин РФ разъяснил, что льготная ставка предусмотрена в отношении институциональных инвестиций (банковские кредиты, облигационные займы), а также для публичных компаний (не менее 15% акций в свободном обращении), если они не менее года владели не менее 15% капитала компании, выплачивающей доходы.

В настоящее время ратифицирован протокол по внесению изменений в СИДН с Люксембургом (федеральный закон от 30.12.2020 № 486-ФЗ) [11], а протокол по внесению изменений в СИДН с Мальтой передан в Государственную Думу РФ на ратификацию.

С Нидерландами переговоры не увенчались успехом. Предложения Нидерландов по сохранению отдельных каналов для вывода доходов из России с минимальным налогом в отношении отдельных субъектов экономической деятельности без реального экономического присутствия в Нидерландах не устроили Россию. Данное предложение снижает эффект от принимаемых Правительством РФ решений по поддержке экономики России и выполнению социальных программ.

Позиция России состоит в том, что любая холдинговая компания, большинство конечных бенефициаров которой не являются физическими лицами (налоговыми резидентами Нидерландов или организациями), ведущими реальный бизнес в этой стране, не может претендовать на налоговые преференции.

В настоящее время Правительство РФ готовит законопроект о денонсации СИДН с Нидерландами, который может вступить в силу с марта 2021 года [5].

По словам партнера КПМГ в России и СНГ Александра Токарева, зачастую эта юрисдикция использовалась российскими группами для создания субхолдингов с целью инвестирования в зарубежные активы. «Сейчас при распределении дивидендов от таких субхолдингов в РФ можно применить освобождение от налога на доходы у источника выплаты в Нидерландах. В России дивиденды также можно освободить от налога. В случае денонсации соглашения освобождение не будет применяться и дивиденды будут облагаться 15-процентным налогом в Нидерландах. Это будет дополнительной налоговой нагрузкой, причем налог будет уплачиваться не в российский бюджет», - говорит господин Токарев [10].

В результате денонсации СИДН налог на дивиденды вырастет с 5% до 15%, а налог на проценты с 0 до 20%.

«А значит у российских компаний, работающих через Нидерланды, вырастет налоговая нагрузка», - пояснил Александр Разуваев, руководитель иАц «Альпари» [7]. По словам экономиста, через Нидерланды структурированы крупные российские компании — Gazprom International, Svyaznoy N.V., X5 Retail Group, Yandex.

В случае если компания захочет выйти из юрисдикции Нидерландов в другую страну, то ей придется заплатить налог на «выход». Так как, в стране действует директива Евросоюза (ATAD, exit tax).

Заключение

Минфин РФ подсчитал, что в результате применения повышенной налоговой ставки на Кипре в бюджет России будут поступать порядка 150 млрд. рублей ежегодно. Поступившие средства будут направлены на реализацию национальных проектов, на повышение уровня жизни человека.

Однако, возникают сомнения по поводу получения таких средств. Так как публичные компании, а это в основном крупные компании, имеющие немалую прибыль, будут облагаться льготным налогом 5%. Значит, повышенный налог ляжет бременем только на средние и малые компании. Также не учитывается падение экономики из-за кризиса, вызванного коронавирусом.

Принимаемые Правительством РФ меры, а также бесконечные экономические и политические санкции Европы и США, заставят российские компании пересмотреть свои взгляды и перерегистрировать компании в российскую юрисдикцию. Тем более, что в России уже созданы специальные административные районы (САР) на острове Русский во Владивостоке и на острове Октябрьский в Калининграде, это так называемые «русские офшоры», где предусмотрены привлекательные налоговые льготы. Если они смогут повторить результат свободной экономической зоны на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополь, который по данным Минэкономразвития России за 5 лет привлек 157 млрд. руб. инвестиций, продемонстрировав всем, что на 1 руб. льгот можно получить 3,94

руб. инвестиций, то это будет достойным ответом всем критикам [2].

Правительству РФ предстоит большая и кропотливая работа по внесению изменений в соглашения об избежании двойного налогообложения с 80 странами. Такой подход необходим для остановки оттока капитала из России и ликвидации схем уклонения от налогов.

Литература

1. Банк России. Статистика внешнего сектора / https://cbr.ru/statistics/macro_itm/svs/

2. За пять лет работы СЭЗ в Крыму в экономику региона привлечено порядка 157 млрд инвестиций / https://www.economy.gov.ru/material/news/za_ pyat_let_raboty_

sez_v_krymu_v_ekonomiku_regiona_privlecheno_poryadk a_157_ mlrd_investiciy.html

3. Зубков И. С тихой гавани возьмут по полной / https://rg.ru/2020/11/25/mishustin-vnes-na-ratifikaciiu-soglashenie-s-kiprom-po-nalogu- na-dohody.html

4. Минфин России приступает к денонсации Соглашения об избежании двойного налогообложения с Республикой Кипр / https://minfin.gov.ru/ru/press-center/?id_4=37137-

minfin_rossii_pristupaet_k_denonsatsii_soglasheniya_ob_i zbezhanii_dvoinogo_nalogooblozheniya_s_respublikoi_kipr

5. Минфин России приступает к денонсации Соглашения об избежании двойного налогообложения с Нидерландами / https://minfin.gov.ru/ru/press-center/?id_4=37312-

minfin_rossii_pristupaet_k_denonsatsii_soglasheniya_ob_i zbezhanii_dvoinogo_nalogooblozheniya_s_niderlandami

6. Путин В.В. Обращение к гражданам России / http://www.kremlin.ru/ events/president/news/63061

7. Разуваев объяснил недовольство РФ предложением Нидерландов по налоговому соглашению / https://yandex.ru/turbo/tehnowar.ru/s/187711-Ekonomist-obyyasnil-nedovolystvo-RF-predlogheniem-Niderlandov-po-nalogovomu-soglasheni-yu.html

8. Сауткина М.Д. Актуальные проблемы деофшори-зации российской экономики // Вестник науки и образования, №1 (37), Том 2, 2018. - С.27-31.

9. Симчера В.М. Съели Россию офшорные волки / https://finance.rambler.ru/other/43705821-seli-rossiyu-ofshornye-volki/

10. Спор голландский. Минфин готов разорвать налоговое соглашение с Нидерландами / Коммерсант / https://www.kommersant.ru/doc/4603173

11. Федеральный закон от 30.12.2020 N 486-ФЗ «О ратификации Протокола о внесении изменений в Соглашение между Российской Федерацией и Великим Герцогством Люксембург об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество от 28 июня 1993 года» / http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_372653/

12. Федеральный закон от 30.12.2020 N 487-ФЗ «О ратификации Протокола о внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 5 декабря 1998 года» / http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_372652/

The decision to increase the tax rate for the income withdrawn abroad and its impact on Russian economy

Kliuev Yu.V.

Kemerovo State Institute of Culture

The paper studies the impact of the amendments to agreements made with foreign countries to avoid double taxation on the economic and social development of the country. The measures taken by the Government of the Russian Federation in order to deoffshorize the economy, to return to the budget part of the taxes that it has not received due to withdrawing capital to offshores, are significant, especially in this difficult period. For the first time in our country, the ratification of the agreement to avoid double taxation based on a single tax rate forms a tool giving an equal fair choice for the resident enterprises of whether to withdraw funds or keep them in the country. The funds received by the state will be used to implement national projects and to improve the quality of life of the population. For this, the Government of the Russian Federation needs to make changes not only to tax legislation, but also to the whole legislative framework.

Key words: agreement to avoid double taxation (AADT), increasing the tax rate for the income (dividends and interest) transferred abroad, deoffshorizing the economy, agreements' denunciation, Russian Federation, economics, law.

References

1. Bank of Russia. External sector statistics / https://cbr.ru/statistics/macro_itm/svs/

2. For five years of operation of the SEZ in Crimea, about 157 billion

investments have been attracted to the regional economy /

https://www.economy.gov.ru/material/news/za_

pyat_let_raboty_

sez_v_krymu_v_ekonomiku_regiona_privlecheno_poryadka_1 57_ mlrd_investiciy.html

3. Zubkov I. From the quiet harbor will be taken in full / https://rg.ru/2020/11/25/mishustin-vnes-na-ratifikaciiu-soglashenie-s-kiprom-po-nalogu- na-dohody.html

4. The Ministry of Finance of Russia starts denouncing the Agreement on the avoidance of double taxation with the Republic of Cyprus / https://minfin.gov.ru/ru/press-center/?id_4=37137-

minfin_rossii_pristupaet_k_denonsatsii_soglasheniya_ob_izbe zhanii_dvoinoglozo_nalogoobikiya

5. The Ministry of Finance of Russia begins to denounce the Agreement on the avoidance of double taxation with the Netherlands / https://minfin.gov.ru/ru/press-center/?id_4=37312-

minfin_rossii_pristupaet_k_denonsatsii_soglasheniya_ob_izbe zhanii_dvoinogozheniya_nalogoobiya

6. Putin V.V. Address to the citizens of Russia / http://www.kremlin.ru/ events / president / news / 63061

7. Razuvaev explained the dissatisfaction of the Russian Federation

with the proposal of the Netherlands under the tax agreement / https://yandex.ru/turbo/tehnowar.ru/s/187711-Ekonomist-obyyasnil-nedovolystvo-RF-predlogheniem-Niderlandov-po-nalogovomu-soglasheni-yu. html

8. Sautkina M.D. Actual problems of deoffshorization of the Russian

economy // Bulletin of Science and Education, No. 1 (37), Volume 2, 2018. - P.27-31.

9. V. M. Simchera Russia was eaten by offshore wolves / https://finance.rambler.ru/other/43705821-seli-rossiyu-ofshornye-volki/

10. Dutch dispute. The Ministry of Finance is ready to break the tax agreement with the Netherlands / Kommersant / https://www.kommersant.ru/doc/4603173

11. Federal Law of 30.12.2020 N 486-FZ "On Ratification of the Protocol on Amendments to the Agreement between the Russian Federation and the Grand Duchy of Luxembourg on the avoidance of double taxation and the prevention of tax evasion with respect to taxes on income and property of June 28, 1993" / /

12. Federal Law of 30.12.2020 N 487-FZ "On ratification of the Protocol on Amendments to the Agreement between the Government of the Russian Federation and the Government of the Republic of Cyprus on the avoidance of double taxation with respect to taxes on income and capital of December 5, 1998" / http: / /www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_372652/

X X О го А С.

X

го m

о

м о м

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.