Научная статья на тему 'ЗНАЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИН ДИРИЖЕРСКО-ХОРОВОГО ЦИКЛА И ИХ МЕСТО В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ НА МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ФАКУЛЬТЕТАХ ВУЗОВ'

ЗНАЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИН ДИРИЖЕРСКО-ХОРОВОГО ЦИКЛА И ИХ МЕСТО В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ НА МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ФАКУЛЬТЕТАХ ВУЗОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
44
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДИРИЖИРОВАНИЕ / ХОРОВОЙ КЛАСС / РЕПЕТИЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / ВОКАЛЬНО-ХОРОВАЯ РАБОТА / МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ КОЛЛЕКТИВНЫМ ВНИМАНИЕМ / ШКОЛЬНЫЙ ХОРОВОЙ РЕПЕРТУАР / НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Орехова Ольга Гэоргиевна

В статье обосновано значение дисциплин дирижерско-хорового цикла и их роль в эффективности подготовки музыканта-педагога и учителя музыки к профессиональной деятельности. Определена методика руководства музыкально-педагогической деятельностью студентов на музыкально-педагогических факультетах вузов. В статье определены основные формы освоения дисциплин - практические занятия с применением метода всестороннего анализа, воспроизведения определенных рабочих ситуаций, моделирования систем отношений, характерных для данного вида деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Орехова Ольга Гэоргиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE VALUE OF THE DISCIPLINES OF CONDUCTING AND CHORAL CYCLE AND THEIR PLACE IN THE SYSTEM OF PROFESSIONAL TRAINING OF STUDENTS AT MUSICAL AND PEDAGOGICAL FACULTIES OF UNIVERSITIES

The article substantiates the value of the disciplines of conducting and choral cycle and their role in the effective training of the music teacher and music teachers to the profession. Determined method of management of musical-pedagogical activity of students of musical and pedagogical faculties of universities. The article defines the main forms of development disciplines - practical sessions with application of the method of comprehensive analysis, playback of certain work situations, modeling of systems of relations, typical for this type of activity.

Текст научной работы на тему «ЗНАЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИН ДИРИЖЕРСКО-ХОРОВОГО ЦИКЛА И ИХ МЕСТО В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ НА МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ФАКУЛЬТЕТАХ ВУЗОВ»

ОРЕХОВА Ольга Георгиевна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры музыкознания и музыкального образования Института искусств Россия, ФГБОУВО «Московский педагогический государственный университет» Адрес: 107143, г. Москва, Открытое шоссе, д. 23, к. 4, кв. 101

e-mail: olaorekhova@mail.ru тел.: 8(916)9569962; 8(499)9669832

13.00.02 — теория и методика обучения и воспитания (музыка)

ЗНАЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИН ДИРИЖЕРСКО-ХОРОВОГО ЦИКЛА И ИХ МЕСТО В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ НА МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ФАКУЛЬТЕТАХ ВУЗОВ

Аннотация. В статье обосновано значение дисциплин дирижерско-хорового цикла и их роль в эффективности подготовки музыканта-педагога и учителя музыки к профессиональной деятельности. Определена методика руководства музыкально-педагогической деятельностью студентов на музыкально-педагогических факультетах вузов. В статье определены основные формы освоения дисциплин - практические занятия с применением метода всестороннего анализа, воспроизведения определенных рабочих ситуаций, моделирования систем отношений, характерных для данного вида деятельности.

Ключевые слова: дирижирование, хоровой класс, репетиционный процесс, вокально-хоровая работа, методы управления коллективным вниманием, школьный хоровой репертуар, научно-методическая деятельность.

OREKHOVA Olga Georgievna,

С. Ed., Assistant Professor of Musicologyand Musical education Russia, Moscow State Pedagogical University Address: 23-4-101, Otkrytoe shosse str., Moscow, 107143

e-mail: olaorekhova@mail.ru 8(916)9569962; 8(499)9669832

THE VALUE OF THE DISCIPLINES OF CONDUCTING AND CHORAL CYCLE AND THEIR PLACE IN THE SYSTEM OF PROFESSIONAL TRAINING OF STUDENTS AT MUSICAL AND PEDAGOGICAL FACULTIES

OF UNIVERSITIES

Summary. The article substantiates the value of the disciplines of conducting and choral cycle and their role in the effective training of the music teacher and music teachers to the profession. Determined method of management of musical-pedagogical activity of students of musical and pedagogical faculties of universities. The article defines the main forms of development disciplines - practical sessions with application of the method of comprehensive analysis, playback of certain work situations, modeling of systems of relations, typical for this type of activity.

Key words: conducting, choral class, the rehearsal process, vocal and choral work, management of collective attention, school choral repertoire, scientific and methodological activities.

УДК - 78 ББК - 85.31

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2016

Хоровое пение - одно из древнейших искусств, тесно переплетающееся с самой жизнью и входящее в нее как непосредственная и неотъемлемая ее часть. Оно объединяет чувства, мысли и волю поющих людей, воспитывая их вкус и душу. Хоровое пение — это богатые возможности, надежные пути к постижению вершин музыки, к эстетическому личностному совершенствованию.

Хоровое пение не только традиционная форма, образующая и формирующая музыкальные способности как обязательный фундамент развития личности, но и дисциплина, учащая интересно мыслить, воспринимать все новое, а самое главное — глубоко чувствовать, сопереживать и исполнять музыкальные сочинения. «В многогранной деятельности хормейстера и школьного учителя музыки исполнительство занимает важное место. От того, насколько ярко и убедительно исполнят они произведение или его фрагмент, в большой мере зависит успех его педагогической и учебно-воспитательной деятельности, музыкальный авторитет» [1, с. 3].

Большое значение в формировании профессиональных качеств студентов-музыкантов на музыкально-педагогическом факультете имеют такие хоровые дисциплины, как «Методика преподавания работы с хором» и «Практикум по школьному хоровому репертуару», развивающие хормейстерские навыки, умение осуществлять творческую деятельность в общеобразовательной школе и других учебно-воспитательных учреждениях.

Изучение школьного хорового репертуара в вузе учит студентов решать типовые задачи профессиональной деятельности, соответствующие их квалификации.

Типовыми задачами по видам профессиональной деятельности для учителя музыки являются:

а) в области учебно-воспитательной деятельности:

- осуществление процесса обучения музыке в соответствии с образовательной программой;

- планирование и проведение учебных занятий по музыке с учетом специфики тем

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2016

и разделов программы и в соответствии с учебным планом;

- использование современных научно обоснованных приемов, методов и средств обучения музыке, в том числе технических средств обучения, информационных и компьютерных технологий;

- применение современных средств оценивания результатов обучения;

- воспитание учащихся и формирование у них духовных, нравственных ценностей и патриотических убеждений;

б) в области научно-методической деятельности:

- выполнение научно-методической работы, участие в работе научно-методических объединений;

- самоанализ и самооценка с целью повышения своей педагогической квалификации;

в) в области организационно-управленческой деятельности:

- организация контроля над результатами обучения и воспитания;

- организация самостоятельной работы и внеурочной деятельности учащихся.

Вместе с этим изучение школьного репертуара:

- готовит студента к организации и осуществлению вокально-хоровой деятельности в школе в условиях урочной и внеклассной работы;

- знакомит студентов с лучшими образцами классической и популярной музыки, способствующей воспитанию музыкальной и певческой культуры ребенка, расширению его эстетического кругозора.

Перед студентом музыкально-педагогического факультета в вузе стоят следующие задачи:

- развить специальные способности и профессиональные качества будущего учителя музыки (музыкальный слух, музыкальная память, эмоциональность, артистизм);

- сформировать комплекс умений, обеспечивающих возможность творчески вести вокально-хоровую работу в общеобразовательной школе и других учебно-воспитательных учреждениях;

- научиться самостоятельно работать над школьным хоровым репертуаром;

- расширить музыкально-эстетический кругозор.

Большую помощь в этом оказывает студенту дисциплина «Практикум по школьному хоровому репертуару». При изучении данной дисциплины предусматривается системный, комплексный и целостный подход, предполагающий ориентацию на высокое качество образования, отвечающее требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

Полноценное усвоение курса возможно лишь при наличии глубокой взаимосвязи дисциплины «Практикум по школьному хоровому репертуару» с такими предметами, как дирижирование, основной музыкальный инструмент, вокал. Вместе с тем огромное значение для успешного изучения данной дисциплины имеет изучение следующих предметов дирижерско-хоро-вого цикла: хороведения, практической работы с хором, музыкальной психологии и педагогики.

Изучение дисциплины «Практикум по школьному хоровому репертуару» направлено на:

- овладение теоретическими знаниями, практическими умениями и навыками, необходимыми в деятельности специалиста - учителя музыки, обладающего профессиональной и духовной культурой для активной педагогической деятельности, знающего основную проблему и специфику хорового пения, психолого-педагогические особенности школьников, владеющего высокохудожественным репертуаром;

- осознание специфики своей профессиональной деятельности, которая заключается в представлении образования как социокультурного института;

Изучение курса осуществляется в форме индивидуальных практических занятий. Постоянной составной частью учебного репертуара студента становится школьный (классный и внеклассный) репертуар, детальное изучение песен и практическая подготовка их к разучиванию с детьми.

Работа над песней школьного репертуара должна начинаться с самостоятельного, т.е. предварительного, исполнения ее на

фортепиано и тщательного анализа по следующей схеме:

а) общий анализ содержания - тематика, сюжет, основная идея; литературный текст, его автор, эпоха; композитор, его биографические данные; характер и стиль творчества;

б) музыкально-теоретический анализ -форма, тональный план, гармония, фактура изложения, метроритм, интервалика, роль аккомпанемента;

в) вокально-хоровой анализ - характеристика хоровых партий (диапазон, тесситура, голосоведение, вокальная нагрузка), особенности ансамбля, строя, звуковеде-ния, дыхания, вокальность литературного текста, дикционные особенности, определение вокально-хоровых трудностей и путей их преодоления;

г) исполнительский анализ - составление плана художественного исполнения (темп, динамика, агогика, музыкальная фразировка и т.д.);

д) составление четкого репетиционного плана работы над песней с детьми. «Репетиционный план должен охватить весь процесс разучивания произведения хором с учетом отдельных этапов работы, как со всем составом хора, так и с его группами, а также, при надобности, и с отдельными голосами. Ни одна нота, ни одно техническое или вокальное место не должны исполняться механически, без надлежащего осмысления его значения в качестве средства художественного выражения» [2, с. 76].

Анализ изучаемого произведения школьного репертуара желательно кратко фиксировать письменно в виде аннотаций.

Студенту необходимо выучить произведение на фортепиано по нотам или наизусть. Желательно, чтобы в аккомпанемент вписывалась вокальная партия. Очень полезно тренировать себя в умении играть на фортепиано одной рукой партию одного или двух голосов, одновременно дирижируя другой рукой (показ темпа, дыхания, вступления, снятия и т.д.).

Во время изучения дисциплины студенты учатся работать с песенными сборниками и расширять песенный репертуар с

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2016

учетом следующих определенных требований:

а) знания возрастных особенностей школьников, их вокальных возможностей и познавательных интересов;

б) умения правильно подобрать репертуар, который должен быть разнообразен по тематике и включать в себя произведения композиторов классиков, народные песни, песни народов мира и современных композиторов;

в) знания методов работы с детьми во время мутации, охраны детского голоса и т.д.

Предмет «Практикум по школьному хоровому репертуару» оказывает неоценимую помощь студентам в процессе прохождения школьной практики, где они учатся решать различные творческие задачи и преодолевать определенные трудности, такие, как:

- умение работать с плохо интонирующими детьми («гудошниками»);

- организация внеклассной хоровой работы, требующей определенных организаторских и волевых способностей.

Изучение дисциплины «Практикум по школьному хоровому репертуару» вооружает студентов необходимыми знаниями систем музыкального образования в России и за рубежом (системы музыкального образования Ж. Далькроза, З. Кодай, К. Орфа, Ш. Судзуки, Д. Кабалевского, Ю. Алиева и др.).

Дисциплина «Методика преподавания работы с хором» является одной из основных в комплексе специальных дисциплин для получения дополнительной квалификации «хормейстер». Ее содержание органично связано с содержанием дисциплин дирижерско-хорового цикла: дирижирования, хороведения, хорового класса, а также курсов общей и музыкальной психологии. Курс нацелен на решение практических задач в работе с хоровыми коллективами разных направлений и возрастных групп (академическими, учебными, молодежными, детскими), раскрывает проблему педагогического общения, являющегося ключевым условием успешности работы хормейстера, способствует эффективной подготовке студентов к решению

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2016

многочисленных коммуникативных задач, стоящих перед руководителем хора в процессе репетиционной работы, и направлен на повышение уровня их профессиональной подготовки.

Целью дисциплины является формирование у студентов, будущих руководителей хора, необходимых знаний и навыков для решения музыкальных и психологических задач в процессе репетиционной работы с хоровым коллективом.

Перед педагогом стоят следующие задачи:

- раскрыть сущность репетиционного процесса с музыкально-художественной и педагогической точки зрения. «Весь репетиционный период дирижер строит как целенаправленный, обоснованный процесс, ясно и наглядно ведущий хоровой коллектив к цели — к глубокому проникновению в сущность музыкального произведения» [2, с. 77];

- рассмотреть методы вокально-хоровой работы с взрослыми певцами и детьми;

- исследовать основные психологические проблемы, возникающие в процессе репетиционной работы;

- изучить специфику построения репетиций в работе с детскими хоровыми коллективами;

- дать рекомендации по преодолению трудностей, возникающих в практической работе хормейстера.

Формами освоения дисциплины являются практические занятия с применением метода всестороннего анализа, систематизации решаемой проблемы, воспроизведения определенных рабочих ситуаций посредством специально созданных условий, моделирования систем отношений, характерных для данного вида деятельности, проведения имитационных упражнений, составления на основе всестороннего изучения рекомендаций по преобразованию исследуемого процесса.

Учебный материал дисциплины можно разделить следующим образом:

I РАЗДЕЛ — Дорепетиционный этап работы:

1. Специфика репетиционной работы.

2. Дорепетиционный этап работы.

3. Роль репертуара в формировании музыкальной и эстетической культуры обучаемых.

II РАЗДЕЛ — Методы работы с хором:

1. Методы работы с хором.

2. Методы работы с детским хором.

3. Виды и формы хоровой работы с детскими коллективами.

III РАЗДЕЛ — Методы общения в процессе репетиционной работы:

1. Методы общения в процессе репетиционной работы.

2. Вербальные средства общения — объяснение, инструкция, информация, корректирование, оценка.

3. Стратегия общения.

4. Методы управления коллективным вниманием.

5. Модели общения и обусловленные ими жанры хоровых репетиций.

Данный учебный курс включает обширный материал, состоящий из нескольких самостоятельных разделов: процесс организации репетиционных занятий, психологическая подготовка к занятиям и методика их проведения. Каждый из этих разделов предполагает учет определенных закономерностей. Первый раздел носит информационный характер и требует логичного и убедительного изложения. Второй раздел раскрывает психологические закономерности, лежащие в основе коллективной исполнительской деятельности, и требует широкого привлечения сведений из области психологии. Третий раздел имеет практическую направленность и представляет собой описание и демонстрацию хормейстерских приемов, накопленных практикой хоровой работы. В данном случае необходимо четко указывать тип исполнительского коллектива — академический, народный, взрослый, юношеский, детский, профессиональный, любительский.

Методика преподавания работы с хором изучается на старших курсах, когда студенты, даже не имевшие довузовской ди-рижерско-хоровой подготовки, накопили определенный опыт в данной области на занятиях хорового класса и в классе дирижирования. Однако следует отметить, что там их деятельность носила в основном

пассивный характер. Выполняя то или иное требование педагога (особенно в хоровом классе), студенты не всегда вникают в его суть. Поэтому, оказавшись сами в роли хормейстера в будущем, сталкиваются с целым рядом трудностей, так как работа хормейстера вариативна по своей сути, не имеет жестко закрепленных рекомендаций и в сильной степени зависит от конкретных условий (возрастного, индивидуального состава певцов, технических условий работы). В связи с этим очень важно включить в процесс обучения как можно больше типовых практических ситуаций, которые могут встретиться в профессиональной деятельности будущих учителей. Это относится и к методам работы над хоровой звучностью, и к методам психологического взаимодействия с коллективом, поскольку управление коллективным исполнительским процессом — одна из сложнейших психологических проблем, с которой не всегда справляются даже одаренные музыканты.

При рекомендации методической литературы следует давать подробные пояснения, так как многие явления в дирижер-ско-хоровой практике разные авторы толкуют неоднозначно.

Очень большое значение имеет раздел «дорепетиционная работа», который связан с анализом нотного материала и способствует накоплению репертуарного запаса, необходимого каждому дирижеру-хоровику. Задача преподавателя в данном случае — подсказать обоснованность выбора того или иного произведения не только с точки зрения его художественных достоинств, но и с точки зрения педагогических задач воспитания общемузыкальной и вокально-слуховой культуры обучаемых.

Основной формой работы студента является работа на практических аудиторных занятиях и самостоятельная работа с методической литературой и нотным материалом. Цель самостоятельной работы заключается в закреплении и практическом освоении материала аудиторных занятий.

Следует помнить, что репетиционная работа — сложный процесс, требующий от хормейстера владения комплексом умений

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2016

для решения многочисленных задач музыкального и психологического плана.

Для полноценного освоения содержания курса следует придерживаться следующих рекомендаций:

- конспектировать предложенную литературу, соотнося ее с материалом аудиторных занятий и собственными наблюдениями с позиций певца хора (в данном случае используется опыт работы в хоровом классе);

- анализировать программу хорового класса и класса дирижирования с целью выявления конкретных исполнительских задач и путей их решения.

Очень важно совершенствовать собственные музыкально-исполнительские навыки, поскольку ведущим методом в репетиционной работе был и остается метод показа - вокального, инструментального, дирижерского. Для этого необходимо большое внимание уделять изучению произведений за фортепиано, интонированию хоровых голосов и аккордов.

Одной из основных задач хормейстера является формирование вокальных навыков певцов. Поэтому значительная часть самостоятельной работы должна быть посвящена изучению вокально-хоровых уп-

ражнений. Сюда входит анализ сборников упражнений, подбор и сочинение упражнений на определенную техническую задачу, выявление фрагментов произведений, которые могут быть использованы в качестве упражнений.

Особо следует подчеркнуть, что будущему дирижеру необходимо постоянно пополнять запас своих художественных впечатлений — зрительных, поэтических, литературных, так как богатство и образность его речи, эмоциональная увлеченность являются важнейшими, а иногда решающими факторами успешности репетиционного процесса.

Список литературы:

[1] Живов В.Л. Теория хорового исполнительства. М., 1998.

[2] Медянников А.И. Хороведение: Учебное пособие для студентов факультета культуры и музыкального искусства. М., 2004.

Spisok literatury:

[1] Zhivov V.L. Teoriya xorovogo ispolnitel'-stva. M., 1998.

[2] Medyannikov A.I. Xorovedenie: Uchebnoe posobie dlya studentov fakul'teta kul'tury' i muzy'kal'nogo iskusstva. M., 2004.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.