Научная статья на тему 'Значение бюджетно-финансовых фондов в обеспечении экономической безопасности'

Значение бюджетно-финансовых фондов в обеспечении экономической безопасности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
402
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОНД НАЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОСОСТОЯНИЯ / ФИНАНСОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / РОССИЙСКАЯ ЭКОНОМИКА / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ФИНАНСОВЫЙ КРИЗИС / ПРОГНОЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / БЮДЖЕТ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дрегнин Олег Евгеньевич, Подколзина Ирина Михайловна

Необходимость написания настоящей статьи обусловлена развитием и совершенствованием в области государственных финансов и оптимизации использования финансовых ресурсов формированием фондов государственных финансовых резервов. В настоящее время все большую значимость и остроту принимают вопросы их управления. Теоретическую основу исследования составляют выводы и положения, содержащиеся в трудах российских и зарубежных ученых-экономистов: Это А. Смит, Д. Рикардо, Ж.-Б. Сэй, К. Маркс, А. Маршалл, Дж. Хикс, А. Козерадский, А. М. Курьянов, Е. В. Лебединская, А. А. Лосев, О. В. Павлюкова, Л. Е. Пайдиев и др. В статье рассматриваются особенности формирования государственных финансовых резервов в настоящее время, в условиях экономического кризиса в России на фоне мировых хозяйственных процессов. Сегодня главной проблемой в реализации эффективной политики государственных финансовых резервов является поиск путей направления данных финансовых ресурсов на развитие национальной экономики и модернизацию промышленности с одновременным обеспечением сбалансированности основных макроэкономических показателей экономики России. В ходе исследования определены финансово-экономические механизмы фондов государственных финансовых резервов России на современном этапе, проанализированы основные их последствия для государства и отдельных отраслей российской экономики. В работе рассмотрены ближайшие перспективы развития и использования финансовых резервов в сложившийся ситуации. На основе изучения данного вопроса автор приходит к выводу, что формирование финансовых резервов в РФ требует выработки новых стратегий и реформации с учетом мирового опыта развитых стран. В настоящее время главным инвестиционным ресурсом для экономики России остается внутренний национальный ресурс. В этой связи необходимо изменить направления использования финансовых резервов. При всей важности страхования рисков и необходимости не очень значительных резервных ресурсов в условиях среднесрочного бюджетного планирования необходимо модернизировать производство в отраслях национальной экономики. Работа адресована широкому кругу экономистов, финансистов, работникам финансово-кредитных учреждений и аналитикам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE VALUE OF FISCAL FUNDS TO ACHIEVE ECONOMIC SECURITY

The need to write this article is due to the development and improvement in the field of public Finance and optimization of the use of financial resources the formation of funds of public financial reserves. Currently, all of great importance and urgency accept the issues of their management. The theoretical basis of the study consists of the provisions and conclusions contained in the works of Russian and foreign scientists-economists: A. Smith, D. Ricardo, J. B. Say, K. marks, A. Marshall, J. Hicks, A. Kozeradsky, M. A. Kuryanov, E. B. Lebedinskaya, A. A. Losev, O. V. Pavlyukova, E. L. Paidiev etc. The article deals with the peculiarities of the formation of state financial reserves at present, in the conditions of the economic crisis in Russia against the background of world economic processes. Today, the main problem in implementing an effective policy of state financial reserves is to find ways to channel these financial resources for the development of the national economy and modernization of the industry while ensuring the balance of the main macroeconomic indicators of the Russian economy. In the course of the research, the financial and economic mechanisms of the funds of the state financial reserves of Russia at the present stage are determined, their main consequences for the state and certain sectors of the Russian economy are analyzed. The article considers the nearest prospects of development and use of financial reserves in the current situation. Based on the study of this issue, the author concludes that the formation of financial reserves in the Russian Federation requires the development of new strategies and reformation, taking into account the world experience of developed countries. Currently, the main investment resource for the Russian economy remains the domestic national resource. In this regard, it is necessary to change the direction of the use of financial reserves. Despite the importance of risk insurance and the need for not very significant reserve resources in the medium-term budget planning, it is necessary to modernize production in the sectors of the national economy. The work is addressed to a wide range of economists, financiers, employees of financial institutions and analysts.

Текст научной работы на тему «Значение бюджетно-финансовых фондов в обеспечении экономической безопасности»

3.2. ЗНАЧЕНИЕ БЮДЖЕТНО-ФИНАНСОВЫХ ФОНДОВ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Дрегнин Олег Евгеньевич, доцент кафедры государственного управления и права Место работы: МГИМО МИД России

dregninoleg@yandex. ru

Подколзина Ирина Михайловна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Финансы, кредит и страховое дело» Место работы: ФГБОУ ВО Ставропольский государственный аграрный университет

[email protected]

Аннотация: необходимость написания настоящей статьи обусловлена развитием и совершенствованием в области государственных финансов и оптимизации использования финансовых ресурсов - формированием фондов государственных финансовых резервов. В настоящее время все большую значимость и остроту принимают вопросы их управления.

Теоретическую основу исследования составляют выводы и положения, содержащиеся в трудах российских и зарубежных ученых-экономистов: Это А. Смит, Д. Рикардо, Ж.-Б. Сэй, К. Маркс, А. Маршалл, Дж. Хикс, A. Козерадский, A. M. Курьянов, E. B. Лебединская, A. A. Лосев, О. В. Павлюкова, Л. Е. Пайдиев и др.

В статье рассматриваются особенности формирования государственных финансовых резервов в настоящее время, в условиях экономического кризиса в России на фоне мировых хозяйственных процессов.

Сегодня главной проблемой в реализации эффективной политики государственных финансовых резервов является поиск путей направления данных финансовых ресурсов на развитие национальной экономики и модернизацию промышленности с одновременным обеспечением сбалансированности основных макроэкономических показателей экономики России. В ходе исследования определены финансово-экономические механизмы фондов государственных финансовых резервов России на современном этапе, проанализированы основные их последствия для государства и отдельных отраслей российской экономики. В работе рассмотрены ближайшие перспективы развития и использования финансовых резервов в сложившийся ситуации.

На основе изучения данного вопроса автор приходит к выводу, что формирование финансовых резервов в РФ требует выработки новых стратегий и реформации с учетом мирового опыта развитых стран. В настоящее время главным инвестиционным ресурсом для экономики России остается внутренний национальный ресурс. В этой связи необходимо изменить направления использования финансовых резервов. При всей важности страхования рисков и необходимости не очень значительных резервных ресурсов в условиях среднесрочного бюджетного планирования необходимо модернизировать производство в отраслях национальной экономики.

Работа адресована широкому кругу экономистов, финансистов, работникам финансово-кредитных учреждений и аналитикам.

Ключевые слова: фонд национального благосостояния, финансовая безопасность, российская экономика, инновационная деятельность, финансовый кризис, прогноз социально-экономического развития, бюджет, экономический рост.

THE VALUE OF FISCAL FUNDS TO ACHIEVE ECONOMIC SECURITY

Dregnin Oleg E., Associate professor of the Department of public administration and law Work place: MGIMO - University

dregninoleg@yandex. ru

Podkolzina Irina M., PhD in economy, associate Professor of Department «Finance, credit and insurance» Work place: the Stavropol state agrarian University

[email protected]

Annotation: the need to write this article is due to the development and improvement in the field of public Finance and optimization of the use of financial resources - the formation of funds of public financial reserves. Currently, all of great importance and urgency accept the issues of their management.

The theoretical basis of the study consists of the provisions and conclusions contained in the works of Russian and foreign scientists-economists: A. Smith, D. Ricardo, J. B. Say, K. marks, A. Marshall, J. Hicks, A. Kozeradsky, M. A. Kuryanov, E. B. Lebedinskaya, A. A. Losev, O. V. Pavlyukova, E. L. Paidiev etc.

The article deals with the peculiarities of the formation of state financial reserves at present, in the conditions of the economic crisis in Russia against the background of world economic processes.

Today, the main problem in implementing an effective policy of state financial reserves is to find ways to channel these financial resources for the development of the national economy and modernization of the industry while ensuring the balance of the main macroeconomic indicators of the Russian economy.

In the course of the research, the financial and economic mechanisms of the funds of the state financial reserves of Russia at the present stage are determined, their main consequences for the state and certain sectors of the Russian economy are analyzed. The article considers the nearest prospects of development and use of financial reserves in the current situation.

Based on the study of this issue, the author concludes that the formation of financial reserves in the Russian Federation requires the development of new strategies and reformation, taking into account the world experience of developed countries. Currently, the main investment resource for the Russian economy remains the domestic national resource. In this regard, it is necessary to change the direction of the use of financial reserves. Despite the importance of risk insurance and the need for not very significant reserve resources in the medium-term budget planning, it is necessary to modernize production in the sectors of the national economy.

The work is addressed to a wide range of economists, financiers, employees of financial institutions and analysts.

Keywords: national welfare Fund, financial security, Russian economy, innovative activity, financial crisis, socio-economic development forecast, budget, economic growth.

Фонды финансового резервирования России созданы для решения проблемы повышения устойчивости социально-экономического развития хозяйства. В связи с этим необходим такой финансово-экономический прирост механизм, который позволял бы решать собой одновременно такие задачи как стабилизация сегодняшней национальной экономики и ее модернизационное развитие.

Финансовые кризисы показали на практике целесообразность созданного механизма государственного финансового резерва в России. Они были созданы:

- для поддержания расходов федерального бюджета (для этого использовались средства Резервного фонда);

- в целях недопущения разрушительной и резкой для российской экономики девальвации рубля, обеспечения устойчивости банковской системы и поддержания фондового рынка посредством приобретения акций иностранных компаний (на эти цели направляются средства Фонда национального благосостояния Российской Федерации).

Запасы Резервного фонда РФ позволили сгладить экономические потрясения во время кризиса. На фоне резкого сокращения бюджетных поступлений власти столкнулись с ростом дефицита бюджета. Накопленные резервы позволили профинансировать государственные затраты, что привело к значительным потерям для РФ. Резервный фонд был сформирован в 2008 году из средств Стабилизационного фонда. Основное предназначение фонда - обеспечить макроэкономическую стабильность в периоды экономических спадов. При этом власти использовали дополнительные нефтегазовые доходы для формирования резервов, что было зафиксировано в существующем бюджетном правиле1.

С 1 января 2018 года Резервный фонд присоединен к Фонду национального благосостояния. По новым нормам Бюджетного кодекса, теперь все дополнительные нефтегазовые доходы бюджета будут направляться в Фонд национального благосостояния.

В результате финансовые резервы будут сконцентрированы в одном фонде, основным предназначением которого останутся следующие цели:

- сбалансирование существующей пенсионной системы;

- покрытие дефицита бюджета;

- софинасирование пенсионных накоплений.

Финансирование дефицита бюджета будет исходить из

остатков средств в объединенном фонде на конец года. Уровень запасов, который позволит обеспечить стабильное разви-

1 Российская Федерация. Правительство. Об утверждении Положения о порядке использования в 2017 году бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации и о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 г.

№ 838 : постановление Правительства Рос. Федерации от 27.02.2017 № 230 (ред. от 24.06.2017) // Собр. зак-ва РФ. - 2017. - № 42. - Ст. 2345.

тие отечественной экономики - 5% ВВП. Если средства фонда превышают данный уровень, то резервы будут в полной мере компенсировать недополученные нефтегазовые доходы. В противном случае расходы фонда не могут превышать 1% ВВП. Министерство финансов будет ежемесячно публиковать отчет, который поможет определить, сколько денег остается в объединенном Резервном фонде.

В начале февраля 2015 года запасы РФ достигли рекордного значения - более 5,8 трлн руб. Однако экономический кризис «съел» большую часть финансовых резервов правительства. В результате средства РФ в 2017 году сократились до 1 трлн руб. Эксперты считали, что в скором будущем Резервный фонда России полностью исчерпается. Однако стабилизация нефтяных котировок позволила снизить нагрузку на РФ. Кроме того, власти решили переформатировать принципы формирования резервов, что отразится на дальнейшей судьбе Резервного фонда.

Министерство финансов России в декабре 2017 года полностью израсходовало средства из Резервного фонда. Согласно информации, размещённой на сайте Минфина 10 января, остатки фонда в объёме $7,62 млрд, €6,71 млрд. и €1,10 млрд. были реализованы за 1 трлн. 420 млн. рублей и зачислены на единый счёт федерального бюджета.

Таблица 1

Бюджетные показатели Резервного фонда и Фонда национального

благосостояния в 2015-2018 годах, млрд. руб.

Показатели 2015 2016 2017 2018

Среднегодовая цена на нефть, $/барр. 53 44 54 45

Среднегодовая инфляция, % 12,9 5,4 2,5 3,7

Доходы 13 689 14 827 16 058 16 420

Расходы 15 215 15 856 16 776 17 497

Дефицит -1 526 -1 020 -1 077 -

Использование Резервного фонда 3 074 1 029 1 077 -

Резервный фонд на конец года 3 950 2 033 995 -

Фонд национального благосостояния без учета размещения в финансовых активах 4 784 4 628 3 904 3 752

Согласно расчетам, общая сумма национальных средств в январе 2017 года составила 972,13 млрд рублей (16.03 млн долларов). Сравнив сведения за прошлый год, когда государственный запас был равен 3 трлн 640.57 млрд руб., можно сделать вывод о его сокращении в 2018 году в 3,7 раза.

Представители Госдумы приняли новый закон, который вносит существенные изменения в действующие бюджетные правила. Законодатели определили правила, которые будут ограничивать объемы госрасходов. Кроме того, депутаты поддержали инициативу правительства об объединении Резервного фонда и Фонда национального благосостояния. В рамках при-

нятых нововведений, бюджетные расходы будут привязаны к базовому уровню цен на энергоресурсы и прогнозу курса рубля. Суммарные расходы государственной казны не могут превышать базовых поступлений нефтегазовых доходов. При этом чиновники установили уровень цен на нефть, который станет ориентиром для расчета расходов - 40 долл./барр2. Ежегодно данный показатель будет индексироваться на 2%, что соответствует ожидаемым трендам нефтяного рынка. Изменение бюджетного правила позволит сохранить финансовые резервы России, подчеркивают чиновники. Данное нововведение обеспечит стабильные пополнения существующих запасов, поскольку средняя стоимость «черного золота» в следующем году ожидается на уровне 50-60 долл./барр. Кроме того, российская экономика снизит зависимость от колебаний цен на рынке нефти. В следующем году будет действовать переходное правило, которое допускает превышения бюджетных расходов над базовыми нефтегазовыми доходами на 1% ВВП. Данная норма обеспечит плавный переход на использование новых принципов расчета возможных затрат федерального бюджета.

12,5%

2,8%

2,7%

6000 5000 4000 3000 2000 i000

МЛРД. L" SD i= >

A МЛРД. РУЕ.

\\

2008 20D9 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 Рисунок 2. Резервный фонд России, динамика изменений 2008-2017 гг.

160 140 120 100 80 60 40 20 0

Чтобы снизить зависимость отечественной экономики от конъюнктурных колебаний, необходимо создать новые факторы роста, считают эксперты. Основой экономики должна стать обрабатывающая промышленность, которая позволит выпускать наукоемкую продукцию. В таком случае федеральный бюджет не будет зависеть от колебаний цен на сырьевых рынках. Кроме того, проблемой остается несбалансированность доходов и расходов государственной казны. Чрезмерные затраты на социальную сферу создают основу для будущего дефицита. Властям необходимо реформировать систему пенсионного обеспечения, что станет фундаментом макроэкономической стабильности. В 2017 году запасы Резервного фонда снизились до 1 трлн руб. Правительство активно использовало финансовые резервы в период экономического кризиса, что позволило стабилизировать развитие экономики. В следующем году чиновники намерены изменить бюджетное правило, что отразится на формировании резервов. Власти планируют объединить ФНБ и РФ, что позволит консолидировать финансовые ресурсы. Резервы будут формироваться за счет дополнительных нефтегазовых доходов3.

Объем средств Фонда национального благосостояния, направляемых на указанные цели, устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной год и плановый период.

Таблица 2

Объем средств Фонда национального благосостояния

1,2% iffiliffii

||||||||||||| I I ||||||||||||||||||||||||||||||||| I I I I I ||||||||||||||||||||||||||| I I I I I I I |||||

2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 Рисунок 1. Резервный фонд России, динамика измененийв % к ВВП 2008-2017 гг.

Изменение бюджетного правила позволит снизить уровень цикличности российской экономики. Утвержденные нововведения позволят балансировать государственные расходы в периоды высоких цен на энергоресурсы и накапливать необходимые резервы. Базовый уровень цен на нефть в пределах 40 долл./барр. плюс индексация позволит наполнить фонд дополнительными средствами. Однако аналитики не исключают более глубокой просадки нефтяного рынка в следующем году. Если участники ОПЕК возобновят рост нефтедобычи, то котировки могут опуститься ниже 40 долл./барр. В результате власти будут вынуждены девальвировать рубль, что позволит стабилизировать бюджетные поступления.

7000

Дата Размер фонда, млрд. долл. Размер фонда, млрд. руб.

01.02.2008 32,00 783,31

01.12.2008 76,38 2 108,46

01.01.2009 87,97 2 584,49

01.12.2009 92,89 2 769,84

01.01.2010 91,56 2 769,02

01.12.2010 88,22 2 761,96

01.01.2011 88,44 2 695,52

01.12.2011 88,26 2 764,40

01.01.2012 86,79 2 794,43

01.12.2012 87,47 2 716,61

01.01.2013 88,59 2 690,63

01.12.2013 88,06 2 922,79

01.01.2014 88,63 2 900,64

01.12.2014 79,97 3 994,12

01.01.2015 78,00 4 388,09

01.12.2015 72,22 4 784,05

01.01.2016 71,72 5 227,18

01.12.2016 71,26 4 628,09

01.01.2017 71,87 4 359,16

01.12.2017 66,94 3 904,76

01.01.2018 65,15 3 752,94

В январе 2018 года объем Фонда национального благосостояния (ФНБ) сократился на 23,23 млрд рублей и составил 3 трлн 729 млрд 71 млн рублей, говорится в сообщении Минфина России.

В долларовом эквиваленте ФНБ составляет $66,26 млрд. Месяцем ранее он был размером в 3 трлн 752,94 млрд рублей, что эквивалентно $65,15 млрд.

Из них на отдельных счетах по учету средств ФНБ в Банке России в долларах размещено 15,65 млрд, в евро - 15,14 млрд. Еще на счетах находятся 3,36 млрд фунтов стерлингов и 80 млн рублей.

2 Гладилин А.В., Гладилин В.А. Экономика / Ставропольский филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский педагогический государственный университет». Ставрополь, 2016.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3 Dudin M.N., Lyasnikov N.V., Leont'eva L.S., Reshetov K.Ju., Sidorenko V.N. Business Model Canvas as a Basis for the Competitive Advantage of Enterprise structures in the Industrial Agriculture // Biosciences Biotechnology Research Asia. - 2015. - Vol. 12(1). - P. 887-894.

Таблица 3

Финансовые результаты от размещения средств Фонда национального благосостояния РФ в 2008-2017гг., млрд. руб.

Показатель 20082014 2015 2016 2017 Итого

Доходы от размещения средств 205,05 47,25 61,47 65,20 378,97

Финансовый результат от переоценки активов, нормированных в в иностранной валюте 518,27 443,13 -268,93 -27,71 664,76

Итого 723,32 490,38 -207,46 37,49 1043,73

На 1 января 2018 года объем ФНБ в рублевом эквиваленте составляет 3,75 трлн руб. Но, как следует из расчетов РБК, основанных на данных Казначейства, лишь 59% этого объема (2,2 трлн руб.) - свободные ресурсы, которые могут быть в любое время взяты со счетов в ЦБ и использованы для финансирования бюджетного дефицита или дефицита Пенсионного фонда4.

Таблица 4

Оценка изменения величины Фонда национального благосостояния РФ при изменении курса российского рубля

Изменение курса доллара США Курс российского рубля (руб./долл.) Изменение величины фонда

млрд руб. %

Уменьшение на 10 руб. 46,36 -655 -15

Уменьшение на 5 руб. 51,36 -326 -8

Уменьшение на 1 руб. 55,36 -65 -2

Прирост на 1 руб. 57,36 +65 +2

Прирост на 5 руб. 61,36 +326 +8

Прирост на 10 руб. 66,36 +655 +15

Прирост на 20 руб. 76,36 +1 303 +26

Остальное вложено в финансовые активы - депозиты во Внешэкономбанке (222,5 млрд руб. плюс $6,25 млрд), привилегированные акции ВТБ, Россельхозбанка и Газпромбанка (279 млрд руб.), ценные бумаги, связанные с реализацией инфраструктурных проектов (113 млрд руб. и $4,1 млрд, которые размещены в привилегированных акциях РЖД и Атомной энергостроительной корпорации, облигациях «Ямал СПГ», «Запсибнефтехима» и т.д.), депозиты в ВТБ и Газпромбанке для финансирования инфраструктурных проектов (164 млрд руб.). Еще $3 млрд из ФНБ были инвестированы в конце 2013 года в покупку еврооблигаций Украины, по которым она отка-

5

залась платить после смены власти в стране .

«юо 5000 4000 3000 2000 гооо

50 30

го

2008 2009 2010 2011 2012 2013 20L4 2015 2016 2017 Рисунок 3. Фонд национального благосостояния России, динамика изменений 2008-2017 гг. В новом году средства ФНБ станут основным наряду с заимствованиями источником покрытия дефицита федерального бюджета - из ФНБ планируется использовать 586 млрд руб. Но

МЛРД] . USD iUC;

J

Л1ЛР!] • РУБ.

—J

в последующие два года, когда ФНБ уже почти не будет тратиться, а только пополняться, главным источником покрытия дефицита станут заимствования. Дефицит бюджета при этом установится в пределах 1% ВВП6.

Одним из напрямую видимых эффектов проведенных реформ стало изменение корреляции валютного курса и цен на нефть: так, например, с апреля 2017 г. при росте цен на нефть на 25% номинальный эффективный курс рубля снизился на 8,1%.

7,7%

1,9%

6,1%

6,2%

4,7%

3,9%

11ММ1|ММ1111111|ММММ111|11ММММ1|11111111М1|МММ11111|МММММ1|1111МММ1|М111111111 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 Рисунок 4. Фонд национального благосостояния России, динамика изменений в % к ВВП 2008-2017 гг.

Другая особенность - это снижение волатильности обменного курса до многолетних минимумов. Однако изменения не касаются исключительно валютного рынка. Главный результат реализованных структурных реформ - формирование долгосрочного периода низкой волатильности всех ключевых экономических показателей: инфляции, темпов роста экономики, заработных плат.

6000 5000

2000 1000

Л

конец 2017 Резервный фоцц + 0

млрд руб.

А

конец 2019

ФНБ ± 4

трлн руб.

.......

2014 2015

Резервный фонд

201Í 2017

Фонд национального благосостояния

Sardaryan G.T., Kamolov S.G., Pavlyuk A.V., Karaulova Yu.A., Antyukhova E.A., Dregnin O.E. MODERN PUBLIC ADMINISTRATION CHALLENGES: RUSSIA, EU, USA // Москва, 2017.

5 Игитян М.Ю., Камолов С.Г., Павлюк А.В. Государственно-частное

партнерство в современной России: Монография / отв. ред. С.Г. Камолов - М.: Фонд поддержки международных программ. 2017. - 520 с.

Рисунок 5.Прогноз состояния Фонда национального благосостояния к 2019 году.

В 2018 году предполагается снижение объема средств Фонда национального благосостояния с 3 901,2 млрд. рублей до 3 756,9 млрд. рублей за счет использования средств Фонда национального благосостояния на финансирование дефицита федерального бюджета и софинансирование формирования пенсионных накоплений застрахованных лиц, уплативших дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию, в размере 1 113,7 млрд. рублей, которое отчасти будет компенсировано перечислением средств со специального счета по учету дополнительных нефтегазовых доходов в объеме 716,6 млрд. рублей и накопленной курсовой разницы в размере

252.8 млрд. рублей.

В 2019 году предполагается рост объема средств Фонда национального благосостояния с 3 756,9 млрд. рублей до 4

409.9 млрд. рублей за счет перечисления средств со специального счета по учету дополнительных нефтегазовых доходов в объеме 547,1 млрд. рублей и накопленной курсо-

Taranova I.V., Usenko L.N., Usenko A.M., Novosyolova N.N., Novosyolov S.N. FINANCIAL AND ECONOMIC ASPECTS OF MONITORING SOCIAL AND SPATIAL DEVELOPMENT OF RURAL TERRITORIES // Journal of Advanced Research in Law and Economics. 2015. T. 6. № 2. C. 417-427.

вой разницы в размере 110,3 млрд. рублей. В 2019 году предполагается использование средств Фонда национального благосостояния на софинансирование формирования пенсионных накоплений застрахованных лиц, уплативших дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию, в размере 4,5 млрд. рублей7.

В 2020 году изменение объема средств Фонда национального благосостояния с 4 409,9 млрд. рублей до 4 488,0 млрд. рублей будет обусловлено положительной накопленной курсовой разницей в размере 81,9 млрд. рублей и использованием средств Фонда национального благосостояния на софинанси-рование формирования пенсионных накоплений застрахованных лиц, уплативших дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию, в размере 3,8 млрд. рублей.

Существенных рисков невыполнения планов по наполнению Фонда национального благосостояния эксперты не видят, по крайней мере, на данный момент. Они возможны лишь при более неблагоприятной нефтяной конъюнктуре - если цена нефти долго будет держаться ниже отметок 40 долларов за баррель. Однако в кратко- и среднесрочной перспективе вероятность такого сценария невелика. Гораздо более реален вариант, что нефть будет дороже, и объем Фонда национального благосостояния окажется больше запланированного. Однако ситуация может меняться непредсказуемо. Не исключается и снижение цен на нефть в среднесрочной перспективе. Во многом это зависит от Китая, где промышленность, в отличие от ВВП, уже перестает расти. Это может в течение следующего года привести к спаду спроса на нефть. Кроме того, не исключается «сдувание» финансовых пузырей в США и Европе, что также негативно повлияет на котировки. В этой ситуации чем выше поднимется нефть, тем ниже и больнее падение. В этом смысле было бы безопаснее балансировать на 48-50 долларах за баррель, нежели на текущих уровнях.

Среди внутренних факторов негативное влияние может оказать необходимость спасать банки, выплачивая страховки по вкладам. Это может пробить «дыру» в бюджете и спровоцировать лишние траты, что, в свою очередь, может создать условия для девальвации рубля в определенной перспективе. Пока власти заинтересованы в сильной национальной валюте, для чего, в частности, совершают внешние займы, но не исключено, что стратегия может измениться, добавил эксперт. Все эти ситуации потребуют задействования «госзаначки», что означает ее сокращение или полное исчезновение в зависимости от глубины очередного кризиса.

С учетом зарубежного опыта и новых предложений Правительства РФ и Министерства финансов РФ, можно предложить следующие направления развития потенциала фондов государственных финансовых резервов в России как источника развития и модернизации экономики страны и повышения ее экономической безопасности и, как следствие, доходности резервных фондов в России:

1. Инвестировать средства Фонда национального благосостояния в долговые обязательства иностранных государств с более высоким уровнем риска до 10% средств.

2. Перейти на качественную новую методику расчетов доходов федерального бюджета, подлежащих государственному финансовому резервированию.

7 Захарова, О. И. Современное состояние экономической безопасности в РФ / И. О. Захарова, И. И. Кеосиди // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2015. № 7 - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://ekonomika.snauka.ru

3. Вкладывать средства Фонда национального благосостояния в облигации, акции, частные фонды, инфраструктурные компании и недвижимость до 10% средств.

4. Направлять средства конкурентоспособности несырьевых отраслей за счет средств Фонда национального благосостояния.

5. Инвестировать в проекты для увеличения уровня жизни и доходов населения.

6. Выделять денежные средства на развитие инфраструктуры регионов. Для того, чтобы создавать новые производства, новые рабочие места и максимально сократить моногорода необходимо, чтобы в соответсвующий регион направлялось достаточное количество инвестиций, а большое количество хороших работ, свободный доступ к воде, газу, электричеству, будет способствовать привлечению новых инвесторов.

7. Использовать средства Фонда национального благосостояния на финансовое обеспечение демографической политики, направленной на повышение рождаемости (демографические инвестиции).

8. Проводить софинансирование крупных проектов. Масштабные инвестиционные проекты - необходимый шаг для развития экономики и инфраструктуры России.

9. До сведения общественности должны быть доведены общие направления политики, правила, процедуры, механизмы, критерии изъятия и расходования средств.

10. Повысить правовой статус регулирования формирования и использования средств Фонда национального благосостояния и золотовалютного резерва.

При этом представляется возможным и целесообразным постепенное расширение данного списка по мере накопления опыта управления средствами резервных фондов и выполнения уже поставленных задач по повышению уровня их создания и эффективности, целесообразности использования, увеличению доходности и обеспечению сбалансированности находящихся в них средств.

Следует разработать такой финансово-экономический механизм, который позволял бы решить задачу как стабилизации национальной экономики, так и ее модернизацион-ного развития.

Инвестирование средств фондов должно осуществляться исходя из принципов диверсификации и надежности финансовых инструментов, что создаст основу для стабильного и устойчивого функционирования и использования данных финансовых резервов.

Целесообразно привлечение к управлению их средствами специализированных финансовых организаций, которые осуществляли бы эту деятельность более квалифицировано за счет узкоспециализированной направленности их деятельности. Это позволило бы реализовать если не все, то большую часть вышеперечисленных методов по повышению эффективности функционирования фондов государственного финансового резервирования.

Необходимо разработать более определенную и четкую стратегию управления и использования средств резервных фондов, которая позволит обеспечить сохранность и увеличит их активы.

Таким образом, бюджетные резервы становятся важнейшим инструментом бюджетной политики государства. Реализация вышеназванных мер повысит плодотворность их использования. Только эффективные бюджетные резервы в силах обеспе-

чить устойчивое развитие страны в условиях нестабильной мировой экономической конъюнктуры.

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 77,24%.

Список литературы:

1. Российская Федерация. Законы. Бюджетный кодекс Российской Федерации: офиц. текст. - М.: Экзамен, 2017. - 304 с.

2. Российская Федерация. Правительство. Об утверждении Положения о порядке использования в 2017 году бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации и о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 г. № 838: постановление Правительства Рос. Федерации от 27.02.2017 № 230 (ред. от 24.06.2017) // Собр. зак-ва РФ. - 2017. - № 42. - Ст. 2345.

3. Богдан В.В., Урда М.Н., Павлюк А.В. К вопросу о миграционном законодательстве в России // Социально-политические науки. 2017. № 5. С. 60-63

4. Гладилин А.В., Гладилин В.А. Экономика / Ставропольский филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский педагогический государственный университет». Ставрополь, 2016.

5. Гладилин В.А., Плужникова Е.С. Инновационные методы управления в современной организации / В сборнике: Эволюция современной науки сборник статей Международной научно-практической конференции: в 3-х частях. Ответственный редактор: Сукиасян Асатур Альбертович. 2016. С. 48-51.

6. Жерелина О.Н., Кириллова Е.А. Институт юридической ответственности государства // Пробелы в российском законодательстве. 2017. № 6. С. 80-84.

7. Жерелина О.Н., Цокур Е.Ф. Участие государства в гражданских правоотношениях // Социально-политические науки. 2017. № 5. С. 72-76.

8. Захарова, О. И. Современное состояние экономической безопасности в РФ / И. О. Захарова, И. И. Кеосиди // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2015. № 7 - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://ekonomika.snauka.ru

9. Игитян М.Ю., Камолов С.Г., Павлюк А.В. Государственно-частное партнерство в современной России: Монография / отв. ред. С.Г. Камолов - М.: Фонд поддержки международных программ. 2017. - 520 с.

10. Камолов С.Г., Кириллова Е.А., Павлюк А.В. Институт административной ответственности Москва: Издательство «Актуальность.РФ», 2017. 208 с.

11. Камолов С.Г., Игитян М.Ю., Павлюк А.В. Терминологический справочник по электронному правительству. - М.: Фонд поддержки международных программ. 2017. - 48 с.

12. Камолов С.Г. Правовое обеспечение государственной политики ипотечного жилищного кредитования THE LEGAL PROVISION OF PUBLIC POLICY FOR HOUSING MORTGAGE LENDING // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Юриспруденция. 2009. № 2. С. 94-99.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Камолов С.Г. Повышение качества жизни граждан России - ключевой вопрос государственной политики // Власть. 2008. № 12. С. 34-38.

14. Наркевич, С. С. Золотовалютные резервы: история, определение, состав и современные функции / С. С. Наркевич // Вопросы экономики. - 2015. - № 4. -С. 86-105.

15. Павлюк А.В. Административно-правовое регулирование экономики Российской Федерации в условиях экономических санкций // Пробелы в российском законодательстве. 2017. № 5. С. 178-182.

16. Павлюк А.В., Кабакова С.С. Административно-правовое регулирование внешних трудовых миграционных потоков в Российской Федерации // Социально-политические науки. 2017 № 5. С. 135-143

17. Решетов К.Ю. Механизм государственной поддержки инновационных кластерных взаимодействий предпринимательских структур в условиях ВТО // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). - 2014. - № 4(20). - С. 66-70.

18. Решетов К.Ю., Мысаченко В.И., Игнатов Н.Г. Инновационная среда как основа обеспечения конкурентоспособности субъектов инновационного предпринимательства // Экономика и предпринимательство. 2016. № 9 (74). С. 290-297.

19. Таранова И.В. Особенности применения экономико-математических и эко-нометрических методов в экономических исследованиях / Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2011. № 36. С. 59.

20. Dudin M.N., Lyasnikov N.V., LeontWa L.S., Reshetov K.Ju., Sidorenko V.N. Business Model Canvas as a Basis for the Competitive Advantage of Enterprise structures in the Industrial Agriculture // Biosciences Biotechnology Research Asia. - 2015. -Vol. 12(1). - P. 887-894.

21. Dudin M.N., Lyasnikov N.V., Dzhurabaeva G. K., Dzhurabaev K.T., Reshetov K. Ju. Improving the innovative strategy of interaction of large industrial enterprises and small entrepreneurship in the agro-industrial sector // Biosciences Biotechnology Research Asia. - 2015. - Vol. 12(1). - P. 159-167.

22. Gubareva A.V., Kodan S.V., Kovalenko K.E., Stepkin S.P. Application of Cryptocur-rencies in the Russian Federation: positive and negative sides // Journal of Fundamental and Applied Sciences. -2018. -Vol. 10 No 6S (2018). - Pp. 284-288.

23. Gubareva, A., Kovalenko, K., Zelenov, Y., & Stepkin, S. (2018). Particularities of Participation of Foreign Lecturers in the Educational Process: Foreign Economic Aspects. Journal of History Culture and Art Research, 7(1), 77-83.

24. Girko, S., Gubareva, A., Kovalenko, K., & Stepkin, S. (2018). The Attracting of Foreign Investment in the Russian Economic Development. Journal of History Culture and Art Research, 7(1), 142-150.

25. Kamolov S., Konstantinova A. E-government: way of modernization and efficiency enhancement of public governance // Право и управление. XXI век. 2017. № 1 (42). С. 13-21.

26. Sardaryan G.T., Kamolov S.G., Pavlyuk A.V., Karaulova Yu.A., Antyukhova E.A., Dregnin O.E. MODERN PUBLIC ADMINISTRATION CHALLENGES: RUSSIA, EU, USA // Москва, 2017.

27. Taranova I.V., Usenko L.N., Usenko A.M., Novosyolova N.N., Novosyolov S.N. FINANCIAL AND ECONOMIC ASPECTS OF MONITORING SOCIAL AND SPATIAL DEVELOPMENT OF RURAL TERRITORIES // Journal of Advanced Research in Law and Economics. 2015. Т. 6. № 2. С. 417-427.

РЕЦЕНЗИЯ

на статью «Значение бюджетно-финансовых фондов в обеспечении экономической безопасности», преподавателя Кафедры государственного управления и права МГИМО МИД России Дрегнина О.Е. и доцента кафедры финансов, кредита и страхового дела Ставропольского государственного

аграрного университета к.э.н. Подколзиной И.М. Актуальность научной статьи «Значение бюджетно-финансовых фондов в обеспечении экономической безопасности» определяется необходимостью исследования проблем формирования и использования фондов государственных финансовых резервов и их влияния на функционирование экономической системы в условиях жестких экономических условиях.

Финансовые резервы являются важным регулирующим элементом, воздействующим на экономику. Степень их значения зависит от экономической обстановки в стране - чем она тяжелее, тем большее значение они приобретают. Довольно часто от наличия и объема финансовых резервов зависит внутрихозяйственное состояние страны и ее положение на общемировой арене.

Целью данной статьи является расширение представлений о формировании и использовании государственных финансовых резервов, изучение их развития, особенностей формирования и использования, а также определение путей повышения эффективности управления данными фондами на современном этапе. Следует сразу отметить, что в связи с последними политическими событиями в настоящий момент делать какие-либо предсказания довольно сложно, так как существенно возросла неопределенность, связанная с дальнейшим развитием событий, касающихся как возможного экономико-политического курса России, так и международной реакции на него.

К предмету исследования автор относит формирование финансового резерва, которое является обусловленной необходимостью, проблемой чего является выбор правильной стратегии. Следует признать, что человечество давно озабочено взятой на рассмотрение проблемой и успело выработать достаточное количество форм и принципов формирования финансовых резервов.

Научная новизна заключается в методологии формирования и использования государственных финансовых резервов, а также в совершенствовании их управлением.

Автор рассматривает отдельные обстоятельства, которые способны повысить результативность принимаемых государством социально-экономических мер. Аннотация работы информативна и отражает сущность научной статьи. В рамках представленной работы автор демонстрирует широкую научную эрудицию, хорошие навыки работы с источниками, способности к детальному и критическому анализу эмпирического материала, а также генерированию собственных идей.

В орбиту исследования вовлечены отдельные литературные источники, содержащие дискуссии по проблематике научной статьи.

Большинство выводов и суждений автора интересны читателю с содержательной точки зрения и имеют достаточную аргументацию.

Профессор кафедры экономического анализа и аудита Ставропольского государственного агарного университета, д-р экон. наук

Таранова И.В.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.