III. РАЗНОЕ
21.1. ФИНАНСОВАЯ СИТУАЦИЯ В РОССИИ: ПРОГНОЗЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Подколзина Ирина Михайловна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Финансы, кредит и страховое дело Место работы: ФГБОУ ВО Ставропольского государственного аграрного университета
privetia2003@mail.ru
Павлюк Альберт Валентинович, кандидат юридических наук, доцент кафедры государственного управления и права Место работы: МГИМО МИД России
albert.pavlyuk@mail.ru
Аннотация: необходимость написания настоящей статьи обусловлена наличием затяжного кризиса финансовой системы и необходимостью интеграции России в мировую экономику в условиях поиска выхода из сложившейся экономической ситуации. Проведенный анализ дает понимание какие меры необходимо принимать Правительству РФ для реализации сценариев развития экономики России в 2018-2020гг.
Теоретическую основу исследования составляют положения и выводы, содержащиеся в трудах российских и зарубежных ученых-экономистов: Бердниковой Л. Ф, Д. Сороса, С. Г. Глазьева, А. Кляйнкнехта, А. Маршалла, Г. Менша, П.М. Першуке-вича, А.И. Пригожина, Б. Санто, Б. Твисса, Фаткуллиной Э. Р., X. Фримена, И. Шумпетера и др.
В статье рассматриваются особенности экономического кризиса в России на фоне мировых хозяйственных процессов, свойственных большинству других стран. По мнению автора, эти особенности не всегда позволяют применять те же рецепты, которые вырабатывает мировое сообщество. К тому же в ряде случаев имеются попытки списать на мировой кризис те явления, которые возникли вследствие ошибок в национальной экономической стратегии, а кризис их только усугубил. Тенденции развития экономики в условиях мирового финансового кризиса показывают, что эффективное регулирование ценообразования обеспечивает стабильный экономический рост и устойчивость цен, является залогом создания конкурентной среды. Она стимулирует повышение производительности труда и снижение издержек. Мировая система регулирования рыночной экономики должна включать инструменты контроля над ценообразованием. В ходе исследования определены особенности кризисной ситуации в России на современном этапе, проанализированы основные его последствия для государства и отдельных отраслей российской экономики. В работе рассмотрены ближайшие перспективы развития и выявлен оптимальный сценарий мероприятий для оптимального выхода России из кризиса. На основе изучения данного вопроса автор приходит к выводу, что изменения в мировых финансах требуют своевременной и адекватной реакции российского финансового сектора. Уже сейчас снижается число российских банков, растет задолженность российских компаний и банков перед иностранными инвесторами. Рынок недвижимости в стране находится в стагнации. Одновременно с этим в России накоплены огромные резервные фонды, которые вложены в зарубежные компании. Для того чтобы избежать попадания в цикл мирового финансового кризиса, России необходимо вложить эти резервы в свою экономику. Это позволит избежать девальвации рубля, снижения экономического роста и падения доходов населения.
Работа адресована широкому кругу экономистов, финансистов, работникам финансово-кредитных учреждений и аналитикам.
Ключевые слова: российская экономика, инновационная деятельность, финансовый кризис, прогноз социально-экономического развития, бюджет, экономический рост.
THE FINANCIAL SITUATION IN RUSSIA: FORECASTS AND PROSPECTS
Podkolzina Irina M., PhD in economy, associate Professor of Department «Finance, credit and insurance» Work place: the Stavropol state agrarian University
privetia2003@mail.ru
Pavlyuk Albert V., PhD in Law, Associate professor of the Department of public administration and law Work place: MGIMO - University
albert.pavlyuk@mail.ru
Annotation: the need to write this article is due to the presence of a protracted crisis of the financial system and the need to integrate Russia into the world economy in the search for a way out of the current economic situation. The analysis gives an insight into what measures should be taken by the Government of the Russian Federation for realization of the scenarios of economic development of Russia in 2018-2020gg.
Проблемы экономики и юридической практики
1'2018
Theoretical basis of research is the views and conclusions contained in the works of Russian and foreign scientists-economists: Berdnikova L. f, P. Druker, G. S. Glazyev, A. Kleinknecht, A. Marshall, G. Mensch, P. M. Pershukevich, A. I. Prigozhin, B. Santo, B. Twiss, Fatkulinoy E. R., X. Freeman, J. Schumpeter and others.
The article deals with the peculiarities of the economic crisis in Russia against the background of the world economic processes peculiar to most other countries. According to the author, these features do not always allow using the same recipes that the world community develops. In addition, in some cases, there are attempts to write off the phenomena that have arisen as a result of mistakes in the national economic strategy to the world crisis, and the crisis has only exacerbated them.
Trends in economic development in the context of the global financial crisis show that effective regulation of pricing ensures stable economic growth and price stability, is the key to creating a competitive environment. It stimulates the increase of productivity and reduction of costs. The global system of market economy regulation should include instruments of price control.
The study identifies the peculiarities of the crisis situation in Russia at the present stage, analyzes its main consequences for the state and individual sectors of the Russian economy. The paper considers the nearest development prospects and reveals the optimal scenario for the optimal recovery of Russia from the crisis.
Based on the study of this issue, the author comes to the conclusion that changes in global Finance require timely and adequate response of the Russian financial sector. Already now the number of Russian banks is decreasing, the debt of Russian companies and banks to foreign investors is growing. The real estate market in the country is stagnating. At the same time, Russia has accumulated huge reserve funds, which are invested in foreign companies. In order to avoid falling into the cycle of the global financial crisis, Russia needs to invest these reserves in its economy. This will help to avoid devaluation of the ruble, decrease in economic growth and drop in incomes. The work is addressed to a wide range of economists, financiers, employees of financial institutions and analysts. Keywords: Russian economy, innovation, financial crisis, forecast of socio-economic development, budget, economic growth.
Ни для кого не секрет, что сегодня Россия переживает не лучшие времена: резкое снижение стоимости нефти, введение санкций со стороны Евросоюза и Америки, финансирование военной операции, проводимой на территории Сирии и другие внутри- и внешнеполитические факторы оказывают негативное влияние на экономику страны, и, как следствие, на уровень жизни ее граждан.
Непростая ситуация в экономике России тяжелым бременем ложится на плечи россиян. Закрываются заводы, останавливаются производства, увольняются работники некоторых предприятий, растет инфляция, снижается покупательная способность - вот неполный список того, что видит каждый гражданин нашей страны. Если ли выход из создавшегося положения и когда наступит улучшение, интересует всех без исключения.
С 2014 по 2017 год экономика России изменилась до неузнаваемости. Еще три года назад наша страна вполне благополучно выглядела на фоне других государств. При цене основного экспортного товара страны - нефти в 100 долларов, средняя зарплата в российской экономике, по данным статистики, составляла тысячу долларов. Сейчас при стоимости нефти 45долларов за баррель заработок наших граждан упал более чем в два раза. В настоящее время средний россиянин может заработать не больше 400 долларов. Если в ближайшие годы стоимость нефти не станет подниматься, экономика России и дальше будет продолжать падать. Причиной этого является недальновидная политика руководства страны в предшествующее десятилетие. Правительство не сделало ничего для перехода отечественной экономики на новые рельсы. Не была уменьшена зависимость страны от экспорта энергоносителей. К чему это может привести в дальнейшем, видно из нынешней ситуации в Венесуэле, которая также жила исключительно за счет экспорта нефти1.
1 Решетов К.Ю. Механизм государственной поддержки инновационных кластерных взаимодействий предпринимательских структур в условиях ВТО // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). - 2014. -№ 4(20). - С. 66-70.
В начале 2017 года правительство РФ зафиксировало положительную динамику опережающих индикаторов экономики страны:
- потребление электричества выросло на 2%;
- объем грузовых перевозок увеличился на 4%; автопром увеличил продажи на 6,3%;
- индекс уверенности предпринимателей достиг максимума с 2012 года.
Однако назвать данные цифры положительными затруднительно, это только начало восстановления после кризиса спада ВВП в 2015 году на 3,5% и в 2016 на 0,6%. Оптимизм вызывает способность россиян адаптироваться к трудностям. Реальные доходы населения снизились более чем на 10%, но и инфляция составила рекордные 4%. Падение спроса заставило уйти с рынка наименее эффективные предприятие, но безработица составила всего 5,8%. Граждане сумели найти новые источники дохода, хотя и с меньшими заработными платами. Сейчас зарплата в российской промышленности меньше, чем в китайской, что повышает конкурентоспособность отечественных товаров. Импортозамещение успешно проходит в сельском хозяйстве, производстве бытовых товаров.
Российская экономика к концу 2017 «уперлась» в пределы экономического роста, сформированные не только внутренними факторами, но и внешними условиями, причем не столько санкциями, сколько процессами объективной реструктуризации глобальной экономики. Россия должна адаптироваться к перспективной структуре глобально значимых рынков, определяя на этой основе приоритетность тех или иных технологических направлений для российской экономики2.
К чисто экономическим проблемам добавились и социальные издержки. В настоящее время государство уже не в состоянии держать высокую планку социальных обязательств.
С наступлением финансового кризиса спрос на потребительские кредиты среди населения существенно упал. Причинами этого явления стали:
2 Павлюк А.В. Административно-правовое регулирование экономики
Российской Федерации в условиях экономических санкций // Пробелы в
российском законодательстве. 2017. № 5. С. 178-182.
- снижение покупательской способности граждан;
- повышение Центробанком ключевой ставки и, как следствие, рост процентных ставок по всем видам кредитов.
По оценкам экспертов, тенденция к снижению объема кредитования сохранится и в 2018 году. Результаты опроса, проведенного ВЦИОМ, показали, что около 87% граждан России считают нынешнее время не самым лучшим для получения средств в долг от банковской организации.
Большинство российских аналитиков склоняются к тому, что в 2018 году рынок недвижимости «просядет» еще больше: покупательский спрос снизится, следовательно, цены на жилье упадут3. Несмотря на то, что приобрести неплохую квартиру станет возможно за сравнительно небольшую сумму, отсутствие свободных средств у населения не позволит совершать подобные сделки. Согласно данным социологических опросов, приобретение жилья в ближайшей перспективе отложил каждый шестой из опрошенных граждан, ранее заявлявших о своем желании обзавестись собственной недвижимостью. По мнению экспертов, ситуация стабилизируется лишь к 2020 году, при условии, что страна выйдет из затяжного финансового кризиса, а государственные власти смогут урегулировать порядок выдачи ипотечных кредитов на льготных условиях нуждающимся категориям населения (в первую очередь, молодым семьям).
Стагнация на рынке недвижимости создаст угрозу для застройщиков, которые столкнутся с немалыми проблемами при реализации готового жилья. Единственным выходом для них, по мнению экспертов, станет улучшение качества квартир, а также придомовых территорий. Однако практика показывает, что уже сегодня сотни строек по всей стране заморожены именно по причине низкого спроса со стороны населения. Предполагается, что, в среднем, цены на недвижимость в 2018 году снизятся примерно на 7% по сравнению с уровнем 2016 года4.
Россия до сих пор живет в условиях политических и экономических санкций. Хотя санкционный список компаний на данный момент остается не слишком большим, он неуклонно растет. Банк России прогнозирует сохранение финансовых санкций в отношении РФ в 2018-2020 годах, но их влияние на экономику продолжит ослабляться, говорится в проекте основных направлениях денежно-кредитной политики на 2018-2020 годы. Банк России, в свою очередь, продолжает уделять большое внимание повышению устойчивости банковского и финансового секторов в целом, развитию национальной платежной системы, обеспечивая их способность обслуживать экономические отношения при любых изменениях внешних условий.
Кроме того, летом 2017 года Конгресс США принял новый закон о санкциях против России, он, по сути, делает существующую санкционную систему рамочной, предполагается, что в нее должны постоянно включаться все новые российские компании и предприятия (впрочем, этот закон распространяется
3 Государственно-частное партнерство в современной России: Монография / отв. ред. С.Г. Камолов - М.: Фонд поддержки международных программ. 2017. С. 152; Камолов С.Г. Правовое обеспечение государственной политики ипотечного жилищного кредитования. The legal provision of public policy for housing mortgage lending. Вестник московского государственного областного университета. серия: юриспруденция. 2009. № 2. С. 94-99.
4 Государственно-частное партнерство в современной России: Монография / отв. ред. С.Г. Камолов - М.: Фонд поддержки международных программ. 2017. - 520 с.
не именно на российские компании, а на все страны, находящиеся под санкциями США: Россию, Иран и Северную Корею)5.
Новый санкционный режим особенно сильно ударяет по нефтегазовой промышленности, которая и так испытывает серьезные проблемы в связи с санкциями. Из-за санкций российские компании, фактически, уже сейчас не могут наращивать добычу нефти, производить разведку новых запасов, а теперь США заблокировали строительство новых трубопроводов из России в Европу.
Таким образом, иностранные компании настороженно относятся к любому российскому контрагенту. Российским предприятиям сложно привлекать за рубежом инвестиции, покупать передовое оборудование, материалы, осуществлять трансфер-технологий.
Российский бюджет в 2017 году исполняется с внушительным дефицитом в 1,4% ВВП. Бюджет на 2018 год также запланирован с дефицитом.
Дефицитный бюджет плох сразу по нескольким причинам.
Во-первых, правительство занимает деньги для покрытия бюджетного дефицита, на обслуживание госдолга уже сейчас тратится 26,4% государственного бюджета, а ведь это деньги, которые могли бы пойти на образование, здравоохранение или создание резервов. В будущем доля выплат по госдолгу будет только расти.
Во-вторых, у страны не остается «подушки безопасности» в форме крупных золотовалютных резервов. В случае резкого падения цен на нефть или банкротства одного из десятки крупнейших банков страна окажется на грани нового масштабного кризиса.
Наконец, ЦБ печатает деньги на покрытие бюджетного дефицита, если исчерпаны все остальные источники, что разгоняет инфляцию и делает жителей страны беднее.
Как отмечает Всемирный экономический форум в своем масштабном исследовании Global competitiveness index, среди основных проблем России - высокие налоги, коррупция, политическая нестабильность (имеется в виду не постоянная смена власти, а частые изменения законов и экономической политики), неэффективность государственной бюрократии, низкая доступность финансовых инвестиций6.
Однозначного взгляда на то, что сегодня происходит в государстве, у экспертов нет, потому что каждый из них делает свои прогнозы на основании собственных данных, и они иногда оказываются диаметрально противоположными, что создает ряд определенных трудностей.
Мнения экспертов нашей страны отличается друг от друга. Об этом свидетельствует данная таблица.
Таблица 1
Прогноз отечественных специалистов, %
Мнение специалистов Рост ВВП в 2018 году
Центр стратегических разработок 1,8-2,7
Минэкономразвития 1,5-2
Банк России 1,5
Минэкономразвития смотрит в будущее с осторожным оптимизмом, прогнозируя рост ВВП в 2018 году на уровне 1,5% при базовом сценарии развития. Это с учетом того, что
5 Dudin M.N., Lyasnikov N.V., Dzhurabaeva G. K., Dzhurabaev K.T., Resh-etov K. Ju. Improving the innovative strategy of interaction of large industrial enterprises and small entrepreneurship in the agro-industrial sector // Biosciences Biotechnology Research Asia. - 2015. - Vol. 12(1). - P. 159-167.
6 Терминологический справочник по электронному правительству / отв. ред. М.Ю. Игитян. - М.: Фонд поддержки международных программ. 2017. - 48 с.
Проблемы экономики и юридической практики
1'2018
нефть будет находиться в диапазоне 40-50 долларов за баррель. Чуть более радужно смотрит на ситуацию Центр Стратегических Исследований, говоря о 2,7%. Данный прогноз опирается на восстановление внутреннего спроса за счет кредитования и повышения доходов. Хотя второй из факторов не оправдывает ожиданий, в первом полугодии
2016 года реальные зарплаты россиян снизились еще на 2,5%. Только один из показателей позволяет составить экономический прогноз на 2018 год с ожиданиями роста - это инфляция. Ее снижение до 3,8% позволит удешевить кредитные ресурсы и повысить спрос на заемный капитал, что может принести средства в промышленность7.
Зарубежные аналитики также имеют разные точки зрение на экономическую ситуацию в России в 2018 году:
- Специалисты Международного валютного фонда считают, что 2017 год станет для России началом выхода из рецессии. В конце 2017 года можно рассчитывать на постепенный подъем экономики на 1,3%. В следующем году будет наблюдаться стабильный рост в районе 1,5%.
- Агенство Fitch прогнозирует снижение добычи нефти в России из-за падения цен на этот вид топлива. Санкции со стороны Евросоюза не только не снимутся, но и усилятся. Россия будет оставаться в тяжелом экономическом состоянии, как минимум до 2020 года.
- Прогнозу Еврокомиссии можно доверять, так как она точно спрогнозировала падение ВВП России в 2015 году в размере 3,7%. Аналитики этой организации считают, что рост экономики России начнется в
2017 году. В 2018 году можно надеяться на уверенный рост в 1%. В то же время уровень инфляции в стране будет составлять 6%.
- Финансист Д. Сорос уверяет, что ресурс экономики России заканчивается, что заставит власти страны уменьшить ассигнования из бюджета. Выполнение «договора» между правительством и обществом о поддержании финансовой стабильности и благополучия нации в 2018 году будет под вопросом. Страна может столкнуться с тяжелейшим кризисом, последствия которого непредсказуемы.
- Аналитики всемирного агентства провели тщательную экспертизу с учетом всевозможных факторов и разработали основные варианты действия для Российской Федерации, чтобы выйти из кризиса и начать стимулирование положительной динамики ВВП как можно быстрее.
Были предложены инновационные методы для регулирования бизнеса. Рекомендуется устранить практически все ограничения, большая часть из них имеет административную основу.
Ещё одной проблемой специалисты из всемирного банка считают недоразвитость рыночной структуру Российской Федерации и проблемы с климатом, ещё одной причиной является неактуальность основных фондов страны 8.
Специалисты из всемирного банка также считают, что для успешного развития экономики Российской Федерации, требуется развития квалификации работников9.
В качестве ещё одного варианта решения проблемы предлагалось увеличить минимальный возрастной порог для выхода на пенсию.
Федеральный бюджет России на 2018-2020 годы правительство уже довольно громко окрестило «бюджетом роста». Стабильный прирост валового внутреннего продукта (ВВП) в
7 Решетов К.Ю., Мысаченко В.И., Игнатов Н.Г. Инновационная среда как основа обеспечения конкурентоспособности субъектов инновационного предпринимательства // Экономика и предпринимательство. 2016. № 9 (74). С. 290-297.
8 Kamolov S.G., Digital public governance: trends and risks. Giornale di storia costituzionale. 2017. т. 33. № 1. с. 185-194.
9 Dudin M.N., Lyasnikov N.V., LeontWa L.S., Reshetov K.Ju., Sidorenko V.N. Business Model Canvas as a Basis for the Competitive Advantage of
Enterprise structures in the Industrial Agriculture // Biosciences Biotechnology Research Asia. - 2015. - Vol. 12(1). - P. 887-894.
нашей стране прекратился в 2015 году, когда было зафиксировано падение экономики на 3,8%. В 2016-м ситуация поменялась в лучшую сторону, однако ВВП продолжал оставаться в минусе (-0,2%). В нынешнем году правительство ожидает роста этого показателя на 2,1%, поэтому в принципе статус «растущего» мог бы получить и бюджет-2017.
В 2018-м, как полагает правительство, ВВП России вырастет так же, как и в этом году, - на 2,1%; в 2019-м экономический рост должен ускориться до 2,2%, а в 2020 году - до 2,3%. До рекордов середины 2000-х, когда ВВП год от года рос на 6-8%, еще далеко, но прогресс налицо.
Между тем Россия пока не дотягивает даже до средних темпов роста мировой экономики, которые, по прогнозу Международного валютного фонда, должны составить в 2017-м 3%, а в последующие годы ускорятся еще сильнее. В то же время надо понимать, что рост мировой экономики (условного мирового ВВП) - это «средняя температура по больнице». Этот рост обеспечивается рядом развивающихся стран - главным образом Китаем, ВВП которого прибавляет по 6-7% ежегодно. В Великобритании, например, темпы роста в ближайшие три года прогнозируются на уровне 1,5-1,6% в год. Поэтому, когда власти говорят о том, что бюджет РФ станет «бюджетом роста», они правы: далеко не все развитые страны Запада способны показывать такие темпы роста, как Россия10.
Рост ВВП Дефицит*
Расходы*
Доходы"' Нефть
Среднегодовой 00
курс '
доллара* 64,7 * — е рублях.
Рисунок 1. Основные параметры «Бюджета роста».
Итак, по мнению большинства аналитиков, в 2018 году экономику России ждет медленный, но верный рост. Основным показателем станет размер ВВП, который на протяжении последних лет характеризовался отрицательной динамикой. Ожидается, что в 2018 году его изменение впервые станет положительными. Однако его рост не окажет существенного влияния на благосостояние граждан - влияние кризисных явлений оказалось весьма серьезным, поэтому восстановление покупательской способности населения и уровня его жизни займет не один год.
Эксперты считают, что увеличение роста экономики является возможным при условии стимулирования кредитно-денежной политики. Но подобные действия не смогут обеспечить долгосрочный результат. Таким образом, страна на данный момент
10 Taranova I.V., Usenko L.N., Usenko A.M., Novosyolova N.N., Novosyolov S.N. FINANCIAL AND ECONOMIC ASPECTS OF MONITORING SOCIAL AND SPATIAL DEVELOPMENT OF RURAL TERRITORIES // Journal of Advanced Research in Law and Economics. 2015. Т. 6. № 2. С. 417-427.
11 Kamolov S., Konstantinova A. E-government: way of modernization and efficiency enhancement of public governance. Право и управление. XXI век. (Law and Management. XXI century) 2017. № 1 (42). с. 13-21.
2018 2019 2020
2,1% 2,2% 2,3%
1,271 трлн 819,1 млрд 370 млрд
16,529 трлн 17,15STpmyn
нуждается в серьезных реформах, которые обеспечат стабильное и продолжительное возрастание темпов развития экономики страны.
Изменение в налоговом законодательстве, повышение ставки косвенных налогов, снижение размера взносов на социальное страхование позволит создать прочный фундамент для развития экономики страны в будущем году. Кроме того, реализация реформы в сфере пенсионного обеспечения позволит существенно снизить уровень дефицита Пенсионного фонда.
Россия - одна из самых могущественных держав во всём мире. На протяжении многолетней истории своего существования правители государства не единожды доказывали, что величие и могущество здешнего народа - несокрушимая сила. Но так уж устроен мир, что время взлётов сменяется чередой падений. И процесс этот не закончится никогда, пока существует сама земля. Подобная участь в некоторых моментах настигает и РФ, что, тем не менее, нисколько не мешает государству в очередной раз доказывать уверенность в завтрашнем дне.
Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 86,2%.
Список литературы:
1. Государственно-частное партнерство в современной России: Монография / отв. ред. С.Г. Камолов - М.: Фонд поддержки международных программ. 2017. - 520 с.
2. Камолов С.Г. Правовое обеспечение государственной политики ипотечного жилищного кредитования. The legal provision of public policy for housing mortgage lending. Вестник московского государственного областного университета. серия: юриспруденция. 2009. № 2. с. 94-99.
3. Павлюк А.В. Административно-правовое регулирование экономики Российской Федерации в условиях экономических санкций // Пробелы в российском законодательстве. 2017. № 5. С. 178-182.
4. Решетов К.Ю. Механизм государственной поддержки инновационных кластерных взаимодействий предпринимательских структур в условиях ВТО // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). - 2014. - № 4 (20). - С. 66-70.
5. Решетов К.Ю., Мысаченко В.И., Игнатов Н.Г. Инновационная среда как основа обеспечения конкурентоспособности субъектов инновационного предпринимательства // Экономика и предпринимательство. 2016. № 9 (74). С. 290-297.
6. Сардарян Г. Конституционная реформа 2001 года в Италии в контексте перехода от сложного унитарного государства к федеративному / Г. Сардарян // Право и управление. XXI век. - 2013. - № 2.
7. Терминологический справочник по электронному правительству / отв. ред. М.Ю. Игитян. - М.: Фонд поддержки международных программ. 2017. - 48 с.
8. Dudin M.N., Lyasnikov N.V., Leont^va L.S., Reshetov K.Ju., Sidorenko V.N. Business Model Canvas as a Basis for the Competitive Advantage of Enterprise structures in the Industrial Agriculture // Biosciences Biotechnology Research Asia. - 2015. - Vol. 12(1). - P. 887-894.
9. Dudin M.N., Lyasnikov N.V., Dzhurabaeva G. K., Dzhurabaev K.T., Reshetov K. Ju. Improving the innovative strategy of interaction of
large industrial enterprises and small entrepreneurship in the agro-industrial sector II Biosciences Biotechnology Research Asia. - 2015. - Vol. 12(1). - P. 159-167.
10. Taranova I.V., Usenko L.N., Usenko A.M., Novosyolova N.N., Novosy-olov S.N. Financial and economic aspects of monitoring social and spatial development of rural territories II Journal of Advanced Research in Law and Economics. 2015. Т. 6. № 2. С. 417-427.
11. Kamolov S.G., Digital public governance: trends and risks. Giornale di storia costituzionale. 2017. т. 33. № 1. с. 185-194.
12. Kamolov S., Konstantinova A. E-government: way of modernization and efficiency enhancement of public governance. Право и управление. XXI век. (Law and Management. XXI century) 2017. № 1 (42). с. 13-21.
РЕЦЕНЗИЯ
на статью «Финансовая ситуация в России: прогнозы и перспективы»
Подколзиной И.М. и Павлюка А.В. Актуальность научной статьи «Финансовая ситуация в России: прогнозы и перспективы» определяется необходимостью исследования проблем финансовой системы Российской Федерации, а также обзору направлений ее дальнейшего развития, что является одним из важнейших факторов экономического роста.
Целью данной статьи является краткий обзор текущего состояния российской экономики, а также прогнозирование дальнейших тенденций ее развития. Следует сразу отметить, что в связи с последними политическими событиями в настоящий момент делать какие-либо предсказания довольно сложно, так как существенно возросла неопределенность, связанная с дальнейшим развитием событий, касающихся как возможного экономико-политического курса России, так и международной реакции на него.
К предмету исследования автор относит проблемы влияния современного финансового кризиса на российскую экономику. Отметим, что название статьи и ее содержание полностью совпадают. Методология исследования представлена достаточным перечнем методов познания, примененных в ходе исследования, а именно теоретического; методов (системный метод, анализ, синтез, наблюдение, моделирование, формально-логический, а также методов, используемых в конкретно-социологических исследованиях (статистические, экспертные оценки).
Научная новизна заключается в проведенном анализе основных последствий кризиса для государства и отдельных отраслей российской экономики. Рассмотрены ближайшие перспективы развития и выявлен оптимальный сценарий мероприятий для оптимального выхода России из кризиса.
Автор рассматривает отдельные обстоятельства, которые способны повысить результативность принимаемых государством социально-экономических мер. Аннотация работы информативна и отражает сущность научной статьи. В рамках представленной работы автор демонстрирует широкую научную эрудицию, хорошие навыки работы с источниками, способности к детальному и критическому анализу эмпирического материала, а также генерированию собственных идей.
В орбиту исследования вовлечены отдельные литературные источники, содержащие дискуссии по проблематике научной статьи.
Большинство выводов и суждений автора интересны читателю с содержательной точки зрения и имеют достаточную аргументацию.
Профессор кафедры экономического анализа и аудита
Ставропольского государственного агарного университета, д-р экон. наук
Таранова И.В.