Научная статья на тему 'ЗНАЧЕНИЕ БОЛЕЗНИ В КОНТЕКСТЕ ЦЕЛОСТНОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ЕСТЕСТВА В ПРАВОСЛАВНОЙ БОГОСЛОВСКОЙ ТРАДИЦИИ'

ЗНАЧЕНИЕ БОЛЕЗНИ В КОНТЕКСТЕ ЦЕЛОСТНОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ЕСТЕСТВА В ПРАВОСЛАВНОЙ БОГОСЛОВСКОЙ ТРАДИЦИИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
137
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
болезнь / Святоотеческое предание / Православная Церковь / богослов / disease / Patristic tradition / Orthodox Church / theologian

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Священник Андрей Андрианов

В данной статье представлены тезисы о болезни человека, как феномене, имеющему отношение ко всему человеческому естеству, представленным не только телом, но и душой. Для верующего человека болезнь приобретает особое значение в свете Новозаветного учения о духовном совершенствовании. Рассмотрение проблемы недуга основанного исключительно на представлении, как следствия наказания за грехи, преодолевается православной богословской традицией. Вне христианского восприятия, болезнь воспринимается бессмыслицей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MEANING OF DISEASE IN THE CONTEXT OF THE INTEGRITY OF HUMAN NATURE IN THE ORTHODOX THEOLOGICAL TRADITION

This article presents theses about the human disease as a phenomenon related to the whole of human nature, represented not only by the body, but also by the soul. For a believer, the disease acquires special significance in the light of the New Testament teaching about spiritual perfection. Consideration of the problem of the disease based solely on the representation as a consequence of punishment for sins is overcome by the Orthodox theological tradition. Outside of the Christian perception, the disease is perceived as nonsense.

Текст научной работы на тему «ЗНАЧЕНИЕ БОЛЕЗНИ В КОНТЕКСТЕ ЦЕЛОСТНОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ЕСТЕСТВА В ПРАВОСЛАВНОЙ БОГОСЛОВСКОЙ ТРАДИЦИИ»

БОГОСЛОВСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

УДК 241:61

DOI: 10.24412/2309-5164-2021-4-35-39

Священник Андрей Андрианов,

кандидат богословия, проректор по учебной работе КоДС E-mail: prorector44@mail.ru

ЗНАЧЕНИЕ БОЛЕЗНИ В КОНТЕКСТЕ ЦЕЛОСТНОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ЕСТЕСТВА В ПРАВОСЛАВНОЙ БОГОСЛОВСКОЙ ТРАДИЦИИ

В данной статье представлены тезисы о болезни человека, как феномене, имеющему отношение ко всему человеческому естеству, представленным не только телом, но и душой. Для верующего человека болезнь приобретает особое значение в свете Новозаветного учения о духовном совершенствовании. Рассмотрение проблемы недуга основанного исключительно на представлении, как следствия наказания за грехи, преодолевается православной богословской традицией. Вне христианского восприятия, болезнь воспринимается бессмыслицей.

Ключевые слова: болезнь, Святоотеческое предание, Православная Церковь, богослов

Цитирование: Андрианов А. В., свящ. Значение болезни в контексте целостности человеческого естества в православной богословской традиции // Ипатьевский вестник. — 2021. — № 4. — С. 35-39.

Физические недуги находятся в тесной связи с состоянием души больного. Православные богословы и медики отмечают это как факт который не подвергается сомнению. Так, святитель Лука (Войно-Ясенецкий) (1877-1961 гг.) писал: «Психотерапия, состоящая в словесном, вернее, духовном воздействии врача на больного — общепризнанный, часто дающий прекрасные результаты метод лечения многих болезней»1.

1 Лука (Войно-Ясенецкий), свт. Дух, душа, тело. — М.: Даръ, 2013. — С. 234.

Священник Андрей Андрианов

Рис. 1.

Свт. Николай у кровати больного

Церковь Христова на всём протяжении своего существования не оставляла заботу о духовном и телесном здоровье человека. Церковь совершает ежедневные соборные общественные богослужения о даровании болящим здравия и спасения. Еще в первом столетии по Р.Х. совершалось таинство соборования о котором говорит св. апостол Иаков: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5: 14-15).

Как указывается в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви», «поддержание физического здоровья в отрыве от здоровья духовного с православной точки зрения не является безусловной ценностью»1. Основой для этого утверждения служит общественное служение Господа Иисуса Христа, Который, проповедуя словом и делом, даровал здравие множеству людей (Мф. 8: 16; Лк. 5: 17), предварительно исцеляя человека от греха (Лк. 5: 23-24). Поскольку Сам Спаситель врачевал «всего человека» (Ин. 7: 23) то и Православная Церковь учит о целостном восприятии человека как личности.

Свидетельствуя о болезни, богословы особый акцент делают не на том, чтобы понять, почему человек заболел — это важно для медицины, а на то, какое восприятие недуга должно быть у православного человека. Важно понять какое значение имеет недуг в деле выздоровления души от страстей ради жизни вечной и, исходя из понятия о смысле болезни, выстраивается и нравственная позиция по отношению к проблеме. Преподобный Оптинский старец Макарий поучал: «телесная болезнь вмале тело помучит и после принесет душе пользу, но душевная болезнь вечна; того-то ради Врач душ наших здесь посещает нас болезнями и скорбями, чтобы спасти душу в будущем веке»2. При этом имеет

1 Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. — М.: Издательство Московской Патриархии, 2001. — С. 83 (XI, 1).

2 Макарий Оптинский, преп., Собрание писем блаженной памяти Оптинского старца иеросхи-монаха Макария. — М.: Изд. Введенской Оптиной Пустыни, 1862. — Т. 5. — С. 24

значение смысл заболевания той части организма, через которую наиболее сильно проявляется страсти человека. Доктор медицинских наук прот. Сергий Филимонов опираясь на святоотеческое предание полагает, что каждая болезнь имеет свой смысл. «Господь посылает болезнь, а вернее, попускает, в том месте, органе или системе, где страсть, поражающая душу человека проявляется максимально. Болезнь же тогда является лекарством, пресекающим дальнейшее развитие страсти»1.

Болезнь берёт на себя роль помощницы осуществляющей сопротивление греху. Здоровье же, напротив, может оказать негативное воздействие на душу, предоставляя возможность к нарушению Господних заповедей. Потому недуг должен сопровождаться духовным переосмыслением свой жизни православным верующим. Например, находясь в болезненном состоянии, лучше можно понять нужды других страждущих и пробудить стремление к исполнению заповеди Господа о любви к ближнему (Лк. 10: 25-37). Болезнь также может служить напоминанием о предстоящей каждому человеку смерти. Из вышесказанного становится понятным, что для достижения спасения болезнь несёт свою вспомогательную нагрузку, но, тем не менее она не является обязательным условием для спасения, поскольку грех преодолевается силой Божией посредством таинства покаяния и следованию Евангелию.

Святоотеческое предание не даёт права утверждать, что болезнь обязательно является следствием того или иного греха. У преподобного Марка Подвижника есть замечательные слова: «Не думай, что всякая скорбь находит на людей по грехам. Ибо бывает, что иные благоугождают Богу, однако ж терпят искушение. И написано не только, что нечестивии и беззаконницы изженутся (Пс. 36, 28), но равным образом и то, что хотящии благочестно жити о Христе гоними будут» (2 Тим. 3: 12)»2. Подобным образом рассуждает и святитель Иоанн Златоуст, когда предостерегает от осуждения больных в соответствующем грехе: «Есть много людей неразумных, которые из несчастий другого обыкновенно выводят дурное заключение о его жизни. Так было и с Иовом. Не зная за ним ничего худого, говорили ему: по грехам твоим ты еще мало наказан (Иов. 33: 27)».

Сами святые имели тяжелые недуги. Апостол Павел в своём втором послании к общине христиан города Коринфа пишет: «... дано мне жало в плоть... удручать меня, чтобы я не превозносился» (2 Кор. 12, 7). Другие подвижники даже просили Бога о болезни с целью наибольшего совершенствования. Так, святой Христофор (III в.) просил у Господа обезобразить его внешность3.

Вывод. Телесное здоровье, безусловно, благо, и каждый призван его сохранять для славы Божией. Апостол языков призывает: «Прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии» (1 Кор. 6,20). В право-

1 Филимонов Сергий, священник, Православный взгляд на онкологию. — СПб.: «Общество святителя Василия Великого», 2000. — С. 6.

2 Марк Подвижник. Нравственно-подвижнические слова / Добротолюбие в пяти томах. Т. 2. Пер. Свт. Феофана Затворника. — М.: Сибирская Благозвонница, 2010. — С. 268.

3 Святой мученик Христофор / Минея. Май. Ч. 1. — М.: Издание Московской патриархии, 1987. — С. 363-364.

славном понимании болезнь представляется благом, потому что может помочь совершить в душе нравственный переворот посредством обращения её к Богу. Смысл болезни, особенно тяжелой, состоит отчасти и в том, чтобы человек имел возможность приготовиться к разлучению души с телом1 и завершению земного существования ради жизни вечной во Христе Иисусе. Для не православных или неверующих во Христа Спасителя смысл перенесения страданий находится вне пределов человеческого понимания2 и потому болезнь для данной категории людей большей частью представляется бессмысленной.

ЛИТЕРАТУРА

1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. — М.: Издание Московской Патриархии, 1992. — 1372с.

2. Жохов Валентин, священник. Христианское отношение к болезням и врачеванию. Под ред.: врач-психиатра Бабурин Алексий, священник [Электронный ресурс] // Сайт: Православная страница Николая Ардабьевского. — Режим доступа: http://www.spasi.ru/biblt/bab.htm.

3. Лука (Войно-Ясенецкий), свт. Дух, душа, тело. — М.: Даръ, 2013. — 320 с.

4. Макарий оптинский, преп. Собрание писем блаженной памяти Оптин-ского старца иеросхимонаха Макария. Цит. по: Болезнь[Электронный ресурс] // Сайт: Официальный сайт Введенского ставропигиального мужского монастыря — Режим доступа: http://www.optina.ru/lec_mac/4/.

5. Марк Подвижник. Нравственно-подвижнические слова / Добротолюбие в пяти томах. Т 2. Пер. свт. Феофана Затворника. — М.: Сибирская Благозвонница, 2010. — 320 с.

6. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. — М.: Издательство Московской Патриархии, 2001. — 127 с.

7. Пантелеимон (Шатов), епископ. Больничный священник. — М.: 2018. — 320 с.

8. Святой мученик Христофор / Минея. Май. Ч. 1. — М.: Издание Московской патриархии, 1987. — С. 363-364.

9. Филимонов Сергий, священник. Православный взгляд на онкологию. — Спб.: «Общество святителя Василия Великого», 2000. — 64 с.

Priest Andrey Andrianov, candidate of theology, vice-rectorfor academic affairs, E-mail: prorector44@mail.ru

THE MEANING OF DISEASE IN THE CONTEXT

OF THE INTEGRITY OF HUMAN NATURE IN THE ORTHODOX THEOLOGICAL TRADITION

This article presents theses about the human disease as a phenomenon related to the whole of human nature, represented not only by the body, but also by the

1 См.: Пантелеимон (Шатов), епископ. Больничный священник. — М.: 2018. — С. 26.

2 См.: Жохов Валентин, священник. Христианское отношение к болезням и врачеванию. Под ред.: врача-психиатра Бабурин Алексий, священник [Электронный ресурс] // Сайт: Православная страница Николая Ардабьевского. — URL: http://www.spasi.ru/biblt/bab.htm.

soul. For a believer, the disease acquires special significance in the light of the New Testament teaching about spiritual perfection. Consideration of the problem of the disease based solely on the representation as a consequence of punishment for sins is overcome by the Orthodox theological tradition. Outside of the Christian perception, the disease is perceived as nonsense.

Keywords: disease, Patristic tradition, Orthodox Church, theologian. Citation: AndrianovA. V. The meaning of disease in the context of the integrity of human nature in the orthodox theological tradition // Ipatievsky vestnik. — 2021. — №. 4. — P. 35-39.

REFERENCES

1. Bibliya. Knigi Svyashchennogo Pisaniya Vetkhogo i Novogo Zaveta. — M.: Izdaniye Moskovskoy Patriarkhii, 1992. — 1372s.

2. Zhokhov Valentin, svyashchennik. Khristianskoye otnosheniye k boleznyam i vrachevaniyu. Pod red.: vrach-psikhiatra Baburin Aleksiy, svyashchennik [Elektron-nyy resurs] // Cayt: Pravoslavnaya stranitsa Nikolaya Ardab'yevskogo. — Rezhim dostupa: http://www.spasi.ru/biblt/bab.htm.

3. Luka (Voyno-Yasenetskiy), svt. Dukh, dusha, telo. — M.: Dar», 2013. — 320 s.

4. Makariy optinskiy, prep. Sobraniye pisem blazhennoy pamyati Optinskogo startsa iyeroskhimonakha Makariya. Tsit. po: Bolezn' [Elektronnyy resurs] // Sayt: Ofitsial'nyy sayt Vvedenskogo stavropigial'nogo muzhskogo monastyrya — Rezhim dostupa: http://www.optina.ru/lec_mac/4/.

5. Mark Podvizhnik. Nravstvenno-podvizhnicheskiye slova / Dobrotolyubiye v pyati tomakh. T 2. Per. svt. Feofana Zatvornika. — M.: Sibirskaya Blagozvonnitsa, 2010. — 320 s.

6. Osnovy sotsial'noy kontseptsii Russkoy Pravoslavnoy Tserkvi. — M.: Izdatel'stvo Moskovskoy Patriarkhii, 2001. — 127 s.

7. Panteleimon (Shatov), yepiskop. Bol'nichnyy svyashchennik. — M.: 2018. — 320 s.

8. Svyatoy muchenik Khristofor / Mineya. May. CH.1. — M.: Izdaniye Moskovskoy patriarkhii, 1987. — S. 363-364.

9. Filimonov Sergiy, svyashchennik. Pravoslavnyy vzglyad na onkologiyu. — Spb.: «Obshchestvo svyatitelya Vasiliya Velikogo», 2000. — 64 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.