Научная статья на тему 'Значение благодати Божией, веры и добрых дел человека для оправданий его перед Богом, по римско-католическому учению'

Значение благодати Божией, веры и добрых дел человека для оправданий его перед Богом, по римско-католическому учению Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
56
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Значение благодати Божией, веры и добрых дел человека для оправданий его перед Богом, по римско-католическому учению»

Санкт-Петербургская православная духовная академия

Архив журнала «Христианское чтение»

М.С. Григоревский

Значение благодати Божией, веры и добрых дел человека для оправданий его перед Богом, по римско-католическому учению

Опубликовано:

Христианское чтение. 1906. № 9. С. 414-424.

@ Сканированій и создание электронного варианта: Санкт-Петербургская православная духовная академия (www.spbda.ru), 2009. Материал распространяется на основе некоммерческой лицензии Creative Commons 3.0 с указанием авторства без возможности изменений.

СПбПДА

Санкт-Петербург

2009

Значеніе благодати Божіей, вѣры н добрыхъ дѣлъ человѣка для оправданія его предъ Богомъ, по р.-католичешму ученію * *).

Б. О вѣрѣ.

§РИДЕНТС КІИ соборъ въ декретѣ объ оправданіи говоритъ: „начало оправданія въ возрастныхъ должно быть приписано предваряющей благодати Бога Отца чрезъ Іисуса Христа... Къ самому же оправданію распола-5 гаются люди, когда возбуждаемые и вепомоществуемые I божественною благодатію, принимая вѣру отъ слуха, свободно движутся къ Богу, вѣруя въ истину божественныхъ откровеній и обѣтованіи и въ истину того, что грѣшникъ оправдывается Богомъ по благодати Его, избавленіемъ о Христѣ Іисусѣ; когда, сознавая себя грѣшниками, Потрясенные страхомъ Божія правосудія, обращаются къ размышленію о Божіемъ милосердіи и начинаютъ съ упованіемъ вѣрить, что Богъ ради Христа будетъ къ нимъ милостивъ... Когда Апостолъ говоритъ, что человѣкъ оправдываетдавѣрою, то слова сіи означаютъ, что вѣра есть начало.чѳловѣчѳскаго спасенія, основаніе и корень всякаго оправданія; безъ нея невозможно угодить Богу“ '). „Вѣра“, по ученію римскаго катихизиса, „необходима для спасенія, въ чемъ, конечно, никто не будетъ сомнѣваться, особенно когда написано: безъ вѣры невозможно угодить Богу (Евр. XI, 6) 2). Какъ же понимаетъ и опредѣляетъ католическая церковь оправдывающую вѣру? На основаніи словъ Тридѳнтскаго собора можно составить такое опредѣленіе вѣры: „она есть убѣжденіе въ истинѣ

*) Продолженіе. См. августъ.

*) Sees. VI, с. IV—V.

’) Rom. Catieh., par. I, cap. I, quest. I.

божественныхъ откровеній и обѣтованіи вообще, и въ частности-—увѣренность въ божественномъ милосердіи къ человѣку ради заслугъ Христовыхъ“. Римскій катихизисъ, составленный по опредѣленію того же собора, даетъ болѣе общее понятіе о вѣрѣ. „Такъ какъ въ божественномъ писаніи вѣра употребляется во многихъ значеніяхъ, то здѣсь, при опредѣленіи вѣры, необходимой для оправданія и спасенія, мы разумѣемъ“,—говорятъ составители катихизиса,— „ту, въ силу которой мы соглашаемся со всѣмъ, что предано намъ Богомъ“ *). Въ этомъ опредѣленіи уже не упоминается о вѣрѣ въ милосердіе Божіе и въ заслуги Христа Спасителя, ради которыхъ только человѣкъ и можетъ получить оправданіе и спасеніе. Кромѣ того, здѣсь ничего не говорится объ источникѣ вѣры въ человѣкѣ, т. ѳ. только ли „отъ слуха“ рождается она, или необходима при этомъ вседѣйствующая благодать Божія, безъ которой ничто доброе не начинается въ падшемъ человѣкѣ. Ничего не сказано также, къ какой способности нашего духа должна быть отнесена оправдывающая насъ вѣра, къ тому ли же уму, -въ которомъ имѣетъ мѣсто наша вѣра во все историческое. А между тѣмъ всѣ эти черты должны бы войти въ точное и полное опредѣленіе вѣры, тѣмъ болѣе, что вѣра, по словамъ самого же катихизиса, понимается, различно и' въ самомъ Писаніи имѣетъ не одинъ смыслъ.

Православная догматика разсуждаетъ объ этомъ предметѣ такъ: „ Чтобы имѣть понятіе 6 вѣрѣ христіанской, какъ условіи къ усвоенію благодати спасенія со стороны человѣка, для сего необходимо знать предметъ ея, орнованіе, на которомъ она утверждается, начало, которымъ она производится въ насъ, силу духа нашего, которою она пріемлется“ * 2). Предметъ вѣры, по указанію догматики, составляетъ все то, что содержится въ святѣйшей религіи Христовой, или част-нѣе—та истина, что Іисусъ Христосъ есть единственный Спаситель нашъ и что предлагаемыя Имъ средства совершенно необходимы и достаточны для нашего спасенія. Основаніемъ вѣры служитъ свидѣтельство Божіе, содержащееся въ Божественномъ Откровеніи. Начало вѣры, по слову Апостола (1 Кор. XII, 9), есть благодать Св. Духа. Сила духа нашего, которой принадлежитъ вѣра, есть сердце, ибо сердцемъ вѣруется въ правду (Римл. X, 10). Но обитая въ сердцѣ, она необходимо проникаетъ и прочія силы души: озаряетъ умъ и движетъ волю, почему есть живая, свѣтоносная и дѣятельная. Опредѣливъ все необходимое для уясненія вѣры, православная догматика даетъ такое "полное понятіе о ней:

‘) Ibid.—„Fides, по словамъ П. Ломбарда есть и „causa justificationis“ и „ipsa est gratia et beneficium, quo hominis praevenitur voluntas et prae-paratur“. Сборн. Tom. I, col. 201.

2) Догматич. Богосл. -Архим. Апронія, § 240.

„вѣра есть произведенное благодатію Духа Святаго и основанное на несомнѣнной доСтовѣрности Божественнаго Откровенія, живое и дѣятельное убѣжденіе и согласіе всѣхъ силъ нашего духа въ истинѣ того, что содержится въ святѣйшей религіи Христовой...“ 1). Особенною и важнѣйшею чертою, отличающею православное понятіе о вѣрѣ отъ католическаго, является, какъ видно, то, что оправдывающая вѣра понимается православною церковію, какъ живая и дѣятельная, проникающая сердце человѣка—источникъ его жизнедѣятельности. Если Господь сказалъ,, что всѣ злые помыслы и ду-/ ховныя нечистоты исходятъ изъ сердца (Мате. XV, 19), а н^ ума, то и все доброе только тогда будетъ истинно добрымъ,; кргда усвояется нашимъ сердцемъ и исходитъ изъ него.

Но можетъ быть въ символическихъ книгахъ католичества не дано оправдывающей вѣрѣ надлежащаго опредѣленія за краткостію и сжатостію этихъ источниковъ вѣроученія? Можетъ быть, извѣстные римскіе богословы разработали ученіе своей церкви объ этомъ предметѣ совершенно согласно съ православною церковію? Раскроемъ сочиненія того же Беллярмина, разсужденія котораго приведены въ трактатѣ о благодати, и посмотримъ, что говоритъ онъ о вѣрѣ. Полемизируя противъ реформаторовъ, Беллярминъ укоряетъ ихъ, между прочимъ, въ томъ, что они, раздѣляя вѣру на три вида, принимаютъ за вѣру оправдывающую только одинъ изъ этихъ видовъ. „Сектанты“, говоритъ онъ, „раздѣляютъ вѣру на историческую, въ силу которой мы вѣримъ въ истину всего, повѣствуемаго Писаніемъ (Евр. XI, 3), на вѣру чудесъ, силою которрй творятся знаменія (1 Кор. XIII, 2), и на вѣру въ божественныя обѣтованія объ оставленіи грѣховъ (Мрк. XVI, 16). Изъ этихъ видовъ вѣрою оправдывающею они почитаютъ только послѣдній, т. ѳ. вѣру въ Божіе милосердіе, почивающую въ волѣ и сердцѣ человѣка, вѣру въ то, что ради посредничества Христа Сына Божія, Богъ тунѳ оставляетъ намъ грѣхи и принимаетъ насъ къ Себѣ въ дѣти и въ наслѣдники вѣчной жизни. Католики же учатъ, что всѣ три помянутые вида вѣры составляютъ одну вѣру, которая и есть вѣра оправдывающая“. Такъ темно опредѣляетъ кардиналъ вѣру, но съ этимъ бы еще можно помириться,—-потому, что темнота и двусмысленность свойственны вообще католичеству,—но вотъ что говоритъ онъ далѣе. „Католики различаются отъ еретиковъ всего прежде въ ученіи касательно объекта вѣры: еретики ограничиваютъ ее однимъ обѣщаніемъ особеннаго милосердія Божія, а католики... вѣрное обѣщаніе особеннаго милосердія относятъ не столько къ вѣрѣ, сколько къ мечтательности 2). Потомъ разнятся въ уче- 9

9 Ibid., § 240.

’) ... „certain promissionem specialis misericordiae non tarn ad fidem, диат ad praesomptionem pertinere contendunt“.

ніи о душевной способности и силѣ, • служащей сѣдалищемъ вѣры: еретики отводятъ мѣсто вѣрѣ въ волѣ (выше полемистъ сказалъ: въ волѣ и сердцѣ, а здѣсь о послѣднемъ намѣренно умалчиваетъ)..., а католики учатъ, что вѣра есть достояніе разума (intellectus) *). Такія разности указываетъ Беллярминъ между ученіемъ католическимъ и протестантскимъ, но какая изъ двухъ сторонъ ближе къ православному ученію о вѣрѣ,—обличающая или обличаемая?. Намъ кажется, что послѣдняя гораздо ближе, чѣмъ первая. Оправдайіече-ловѣка состоитъ въ томъ, что Богъ прощаетъ ему какъ наслѣдственный, такъ и собственные его грѣхи, и это дѣлаетъ по своему безконечному милосердію ради заслугъ Христа' Спасителя. Поэтому не должно ли милосердіе Божгёг-‘~тгре^ имущественно предъ всѣмъ прочимъ, быть объектомъ оправдывающей вѣры? Конечно, должно, потому что оно и есть главный дѣятель въ нашемъ оправданіи и спасеніи. А если такъ, то имѣлъ ли основаніе кардиналъ такъ выражаться о вѣрѣ въ милосердіе Божіе, будто она есть не болѣе, какъ мечта? Ясно, что не имѣлъ. Но виноватъ ли онъ лично въ такомъ уродливомъ взглядѣ на оправдывающую вѣру и его ли частное мнѣніе, будто милосердіе Божіе должно быть чуть ли не исключено изъ объектовъ вѣры? Нѣтъ ли чего подобнаго въ символикѣ католической церкви? Дѣйствительно есть. Двѣнадцатый канонъ УІ сессіи Тридентскаго собора говоритъ: „Si quis dixerit, fidem jüstificantem nihil aliud esse, quam fiduciam divinae misericordiae, peccata remittentis propter Christum, vel eam fiduciam solam esse, qua justificamur: anathema sit“. Канонъ направленъ противъ реформаторовъ, которые говорили, что вѣрующій во Христа можетъ быть увѣренъ вч, божественномъ милосердіи и оставленіи грѣховъ. Соборъ видѣлъ въ такомъ ученіи ересь; ему казалось, что реформаторы совсѣмъ уже исключаютъ потребность христіанскихъ дѣлъ для спасенія и разсчитываютъ оправдаться одною вѣрою во Христа и въ Божественное милосердіе. Эту ересь соборъ и проклинаетъ. Но говоря о милосердіи Божіемъ, что не оно одно составляетъ предметъ оправдывающей вѣры, соборъ не указалъ, въ чемъ же еще состоитъ вѣра, и посему законъ вышелъ очень двусмысленъ: хотѣли ли отцы только обличить указанное ученіе реформаторовъ, или желали показать чрезмѣрную важность добрыхъ дѣлъ, какъ необходимыхъ заслугъ со стороны человѣка для его оправданія. Эта неопредѣленность и неясность и могли подать поводъ ученому кардиналу къ такому грубому отзыву о вѣрѣ въ милосердіе Божіе, что она—мечта.

Что касается до способности или душевной силы, служащей сѣдалищемъ вѣры, то, католики, по словамъ Велляр-мина, признаютъ таковою разумъ, тогда какъ еретики отно-

сятъ еѳ къ волѣ и сердцу. Но и въ этомъ пунктѣ обличаемые еретики стоятъ выше обличителей-католиковъ и ближе къ православію. Вѣра, какъ живая и дѣятельная, принадлежатъ сердцу, а не уму,—таково вѣрованіе православной церкви.' Страннымъ представляется и то, что,- по взгляду католиковъ, вѣра еретиковъ есть notitia, и однако относится къ сердцу, а вѣра ихъ,—католиковъ, есть assensus, и однако принадлежитъ разуму *) Но notitia какъ по своему значенію, такъ и и по самому существу дѣла никакъ не можетъ принадлежать сердцу и тѣмъ болѣе волѣ, а есть принадлежность и достояніе разума, а assensus, также и по значенію слова и ' по существу дѣла, не принадлежитъ разуму, но относится къ сердцу. Утвержденіе католическаго богослова о принадлежности notitiae сердцу, а assensus—разуму есть такая несообразность, послѣ которой можно сказать, что желанія наши принадлежатъ уму, а чувства-волѣ.- Подобныхъ аномалій католичество представляетъ не мало и онѣ не должны удивлять никого. Въ томъ же, напр., разбираемомъ нами мѣстѣ изъ сочиненій Беллярмина мы находимъ такое противорѣчіе: онъ говоритъ, что сѣдалищемъ вѣры служитъ разумъ—intellects, а потомъ прибавляетъ: assentimur Deo, quamvis ed nobis credenda proponat, quae non intelligimus“. Странно такое сочетаніе не сочетаваемаго: самъ же кардиналъ говоритъ,—quae non intellegimus и однако относитъ вѣру къ intellects; но если мы вѣримъ тому, чего не разумѣемъ, то какое же здѣсь участіе разума и какимъ образомъ вѣра принадлежитъ ему? Разуму принадлежитъ то, что онъ можетъ усвоить себѣ, а что выше его пониманія, Тѣмъ онъ владѣть , не можетъ.

Такимъ образомъ вѣра никакъ не можетъ, принадлежать разуму, а должна быть достояніемъ сердца. Тѳлыспц тогда /она можетъ быть живою и служить двигателемъ человѣческой воли по пути добра, только тогда она будетъ вѣрою ощавдывающею, тіотому что ея необходимымъ проявленіемъ будутъ дѣла, или лучше,—вѣра и дѣла будутъ тогда единое, нераздѣльное.) Объ этомъ прекрасно сказалъ А. С. Хомяковъ, весьма мѣтко характеризующій западное христіанство: „папство говоритъ: вѣра, по свидѣтельству апостола Іакова, недостаточна; слѣдовательно, вѣрою мы не можемъ спастись, и слѣдовательно, дѣла полезны, и составляютъ заслугу. Протестантство отвѣчаетъ: одна вѣра спасаетъ, по свидѣтельству апостола Павла, а дѣла не составляютъ заслуги; слѣдовательно, дѣла безполезны... Православная же церковь не можетъ даже понять вопроса о томъ, въ чемъ спасеніе: въ одной ли вѣрѣ или въ вѣрѣ и дѣлахъ? Ибо въ ея глазахъ жизнь и истина составляютъ одно, и дѣла не иное что, какъ проявленіе вѣры, которая безъ этого проявленія была бы не вѣ-

‘) Bellarm. de justific, lib. I, cap. IV, n. 9.

рою, а логическимъ знаніемъ“ *). „Вѣра“, говоритъ онъ далѣе, „не то, что вѣрованіе или убѣжденіе логическое, основанное на выводахъ, а гораздо болѣе. Она не есть актъ познавательной способности, отрѣшенной отъ другихъ, но актъ всѣхъ силъ духа, охваченнаго и плѣненнаго до послѣдней его глубины живою истиною откровеннаго факта. Вѣра не только мыслится и чувствуется, но, такъ сказать, и мыслится и чувствуется вмѣстѣ, словомъ, она—не одно дознаніе. но познаніе и жизнь“ * 2). „Споръ о томъ, спасается ли человѣкъ одною вѣрою, или вѣрою, и дѣлами, этотъ споръ, безсмысленность котораго слишкомъ очевидна предъ свѣтомъ апостольскаго преданія, никогда не волновалъ церкви, да и не могъ волновать ея... Вѣра есть начало, • по- -еамому существу своему нравственное; нравственное же начало,.,кіь торое бы не заключало въ себѣ, стремленія къ обнаруженію, обличило бы тѣмъ самымъ свое безсиліе, точнѣе—свое ничтожество, свое небытіе. Обнаруженіе вѣры и есть дѣло“ 3). Таково дѣйствительно пониманіе вѣры въ православной церкви. Какъ для тѣла сердце есть источникъ жизни, такъ и для души источникъ жизни составляетъ ея чувствующая способность, обитая въ которой вѣра служитъ началомъ духовной, добродѣтельной жизни., У католиковъ же вѣра есть въ полномъ смыслѣ notitia, хотя Беллярминъ и приписываетъ этотъ терминъ протестантамъ, а вѣрѣ католиковъ усвояетъ названіе assensus. Какъ notitia, вѣра католиковъ справедливо присвояется ими разуму и есть вѣра мертвая, формальная, могущая быть безплодною и все таки оставаться вѣрою. Потому-то дѣла у католика и стоятъ особнякомъ отъ вѣры и составляютъ не проявленіе ея, а личную заслугу предъ Богомъ, чуть ли не одолженіе для Бога.

„Истинная вѣра христіанская“, говоритъ Беллярминъ, „можетъ существовать отдѣльно отъ любви и прочихъ добродѣтелей“ 4). И это странное положеніе кардиналъ доказываетъ, нисколько не смущаясь. У евангелиста сказано, разсуждаетъ онъ, что многіе изъ іудейскихъ начальниковъ увѣровали во Христа, но ради фарисеевъ не исповѣдывали, ■чтобы не быть отлученными отъ синагоги, ибо возлюбили больше славу человѣческую, нежели славу Божію (Іоан. XII, 42—43); слѣдовательно, вѣра можетъ быть безъ любви. Но если такова была вѣра іудейскихъ старѣйшинъ, то можно ли сказать, что Ова была истинная христіанская вѣра? Объ истинной вѣрѣ Господь сказалъ у того же евангелиста: вѣрующій въ Сына Божія не судится, а невѣрующій уже осужденъ (Іоан. III, 18), и далѣе поясняетъ,, что Сынъ Божій есть

‘) Полное собраніе сочиненій, т. II. стр. 51—54.

2) Ibid., стр. 56.

'•') Хомяковъ, стр. 110.

4) De iustific., lib. I. с. 15.

свѣтъ, и поступающій по правдѣ идетъ къ свѣту, а дѣлающій худыя дѣла ненавидитъ свѣтъ. Не явно ли, что Іисусъ Христосъ разумѣетъ подъ истинною вѣрою живую вѣру, проявляющуюся въ добрыхъ дѣлахъ? Имѣющій такую вѣру дѣйствительно не судится, а оправдывается предъ Богомъ ради заслугъ Христовыхъ. Іудейскіе же начальники могли ли оправдаться своею вѣрою. Конечно, нѣтъ: ихъ вѣра была не истинная, а только тѣнь вѣры.

Далѣе у ученаго мужа слѣдуетъ еще болѣе интересное доказательство. У евангелиста, говоритъ онъ въ дитованномъ мѣстѣ, часто употребляется въ той же XII главѣ одна и та же фраза—„credere in Christum“ и всѣ разумѣютъ въ ней вѣру истинную. Напримѣръ: ради воскресшаго Лазаря много изъ іудеевъ приходили и вѣровали въ Іисуса (ст. 11); или: столько чудесъ сотворилъ Іисусъ предъ ними, и дни не увѣровали въ него (ст. 37); та же фраза имѣется въ ст.- 44, 46, и во всѣхъ этихъ мѣстахъ разумѣется вѣра оправдывающая (fides iustifi-cans). Почему же не понимать такъ и. то мѣсто, гдѣ говорится о вѣрѣ іудейскихъ начальниковъ? Тамъ тѣ же слова, та же фраза... Нельзя сказать, чтобы доказательство было основательное. Если слово „вѣра“ во многихъ мѣстахъ св. писанія понимается какъ вѣра оправдывающая, то его должно понимать въ томъ же смыслѣ и въ приложеніи къ іудейскимъ начальникамъ; но если вѣру ихъ почитать истинною и оправдывающею, то почему уже не сказать, что и бѣсы имѣютъ вѣру, оправдывающую ихъ, потому что и они вѣруютъ (Іаков. II, 19)? О нихъ, слѣдуя способу доказательствъ Беллярмина, можно сказать, что они стоятъ выше іудейскихъ старѣйшину, потому что вѣруютъ и трепещутъ, т. е. имѣютъ и страхъ предъ Богомъ, котораго совсѣмъ не имѣли старѣйшины... Къ такимъ нелѣпымъ выводамъ можетъ привести тожество словъ и фразъ, если мы будемъ строить на немъ свои доказательства.

Новый аргументъ составляютъ у нашего богослова извѣстныя слова Спасителя: многіе скажутъ Мнѣ въ день суда1. Господи, Господи: Не отъ Твоего ли имени мы пророчествовали? Не твоимъ ли именемъ бѣсовъ изгоняли? Не Твоимъ ли именемъ многія чудеса творили? И тогда объявлю имъ'. Я никогда не зналъ васъ; отойдите отъ Меня дѣлающіе беззаконіе (Матѳ. VII, 22 и 23). Вотъ, говоритъ Беллярминъ, Самъ Богъ свидѣтельствуетъ, что вѣра у нѣкоторыхъ можетъ существовать отдѣльно отъ любви. На это слѣдуетъ замѣтить слѣдующее. Въ цитуемой главѣ Христосъ говоритъ о лжепророкахъ: „берегитесь лжепророковъ, которые приходятъ къ вамъ въ овечьей одеждѣ, а внутри суть волки хищные“ (ст. 15). Спаситель, продолжая о нихъ рѣчь, учитъ узнавать таковыхъ по плодамъ или дѣламъ ихъ и наконецъ объявляетъ, какова будетъ участь ихъ въ день страшнаго суда Его. Легко понять, что лжепророки, творя знаменія и чудеса, только при-

крывались именемъ Христа, чтобы увлечь за собою неопытныхъ, а дѣйствовали силою сатаны, знаменіями и чудесами ложными (2 Сол. II, 9), какъ будетъ дѣйствовать и антихристъ. Вь другомъ мѣстѣ того же евангелія Христосъ говоритъ о такихъ чудотворцахъ: возстанутъ лЖехристы и лжепророки и дадутъ великія знаменія и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранныхъ (Мѳ. XXIV, 24). Пророчества и чудотворенія, такимъ образомъ, не всегда могутъ быть прямыми доказательствами истинной вѣры въ человѣкѣ,—это во-первыхъ. Во-вторыхъ, цитуемое кардиналомъ мѣсто можетъ имѣть и такой смыслъ: чудотворцы, о которыхъ говоритъ Господь, могли быть людьми вѣрующими и добрыми, могли быть и истинными чудотворцами, но потомъ вѣра ихъ угасла, они развратились и не раскаялись,—и вотъ ихъ постигаетъ такая печальная участь... Толковать слова Христа въ томъ смыслѣ, будто отвергаемые Имъ имѣли истинную христіанскую вѣру, какъ доказываетъ Беллярминъ, но жили вопреки своей вѣрѣ, это значитъ доказывать, что можно наполнить внутренность металлическаго цилиндрадруммондовымъогнемъ и въ тоже время сохранить наружность его холодною. Истинная вѣра проникаетъ все существо человѣка, какъ огонь— желѣзо, и дѣятельность истинно-вѣрующаго не можетъ про-тиворѣчить вѣрѣ его; она можетъ только не достигать въ мѣру вѣры.

Мы не будемъ разбирать всѣ католическія доказательства въ пользу той ложной мысли, будто истинная вѣра христіанская можетъ существовать отдѣльно отъ прочихъ добродѣтелей. Для насъ достаточно знать, что католичество защищаетъ такую нелѣпость и низводитъ вѣру до простого знанія, отнимая у нея истинное значеніе и достоинство ея, какъ живого начала истинно христіанской дѣятельности. II это не частное мнѣніе римскихъ богослововъ, а общее ученіе католической церкви, выраженное въ одномъ изъ каноновъ Тридентскаго собора. „Si quis dixerit, amissa per peccatum gratia simul et fidem semper amitti, a ut fideni, quac remanet, non esse veram fidem, licet non sit viva; ant cum, qui fidem sine cari-fatem habet, non esse cliristianum: anathema sit“ '). Итакъ вѣра,—■ licet non sit viva—пусть она не будетъ живою,—она будетъ вѣрою истинною. „Мы знаемъ“, скажемъ словами А. С. Хомякова, „что истинная вѣра жива, иначе дѣйственна, и что если бы она не проявлялась дѣломъ, то была бы не вѣрою, а простымъ вѣреньемъ, логическимъ познаніемъ, или, какъ говоритъ св. Іаковъ, трупомъ... Но римлянинъ, этотъ неисправимый законникъ, крѣпко стоитъ на томъ, что дѣло само по себѣ имѣетъ силу и власть болѣе или менѣе независимую отъ вѣры; онъ видитъ въ немь какъ бы самостоятельную цифру, прикидываетъ ее къ вѣрѣ—это для него другая

г) Ses VI, can. 28.

цифра—и этимъ сложеніемъ очищаетъ счеты между Богомъ и тварію“ ,).

Въ православной церкви, правда, вѣра иногда опредѣляется какъ теоретическое знаніе. Девятый членъ „Посланія восточныхъ патріарховъ“ говоритъ: увѣруемъ, что никто не можетъ спастись безъ вѣры. Вѣрою же называемъ правое понятіе наше о Богѣ и предметахъ божественныхъ“. Но такую вѣру церковь не считаетъ живою и достаточною для оправданія, а потому прибавляетъ далѣе: „будучи споспѣше-ствуема любовію, или, что все равно, исполненіемъ божественныхъ заповѣдей, она оправдываетъ насъ чрезъ Христа, и безъ нея невозможно угодить Богу“. Не ясно-ли, что оправдывающею вѣрою можетъ быть только вѣра дѣйственная?.. Но и въ самомъ Писаніи опредѣленіе вѣры, какъ будто не предполагаетъ необходимо сообразной съ ней дѣятельности: вѣра, говоритъ апостолъ, есть осуществленіе ожидаемаго и увѣренность въ невидимомъ (Евр. XI, 1). О дѣятельности по вѣрѣ апостолъ, повидимому, не говоритъ въ своемъ опредѣленіи вѣры. Но обращая вниманіе на перечисленіе, слѣдующее затѣмъ, людей, прославившихся вѣрою, мы видимъ, что апостолъ разумѣетъ вѣру дѣйственную: онъ перечисляетъ дѣятельныя проявленія вѣры въ приводимыхъ имъ примѣрахъ праведниковъ. Спаситель не разъ говоритъ въ евангеліи о вѣрующихъ въ Него, что они получатъ вѣчную жизнь и спасеніе, но никто, конечно, не будетъ утверждать, что Онъ разумѣетъ ту безплодную вѣру, которая существуетъ только въ воображеніи католиковъ. Вѣрующій въ Сына, говоритъ Господь, имѣетъ жизнь вѣчную (Іоан. III, 36); слушающій слово Мое и вѣрующій въ пославшаго Меня имѣетъ жизнь вѣчную (—V, 24); воля пославшаго Меня та, чтобы всякій, видящій Сына и вѣрующій въ Него, имѣлъ жизнь вѣчную (— VI,зо). Читая эти мѣста св. Писанія, неужели можно успо-коивать себя мыслію, что наслѣдованіе вѣчной жизни возможно при наличности той вѣры, о какой толкуетъ католическій міръ? „Вѣра въ такомъ смыслѣ“, говорится въ Посланіи восточныхъ патріарховъ, „могла бы приличествовать всякому и не было бы ни одного не спасающагося, что очевидно ложно. Напротивъ, мы вѣруемъ, что не призракъ только вѣры, а сущая въ насъ вѣра, проявляемая въ дѣлахъ, оправдываетъ насъ во Христѣ“ (членъ 13). Послѣ такихъ доказательствъ нужно быть завѣдомо упорнымъ противникомъ истины, чтобы утверждать, будто истинная вѣра можетъ быть отдѣльною отъ дѣлъ. Римская курія точно боится, что, отступивъ отъ своего ученія о независимости вѣры отъ дѣлъ и дѣлъ отъ вѣры, она уронитъ достоинство дѣлъ и отдастъ на разграбленіе свою „сокровищницу сверхдолжныхъ дѣлъ...“

') Поли. сэбр. соч. г. И, стр. 112.

Понимаемая такъ узко и такъ поверхностно, вѣра у католиковъ не имѣетъ и того значенія, какое усвояетъ ей православная церковь. Тридентскій соборъ говоритъ: „fides est bumanae salutis initiüm, fundamenturn et radix iustificatiouis“ ‘). Толкуя это мѣсто, Беллярминъ говоритъ, что вѣра не столько оправдываетъ сама, сколько служитъ началомъ оправданія и первымъ корнемъ его; она имѣетъ въ дѣлѣ оправданія только свою часть и оставляетъ въ томъ же актѣ мѣсто и прочимъ добродѣтелямъ. Когда апостолъ говоритъ: надобно, чтобы приходящій къ Богу вѣровалъ, что Онъ есть (Евр. XI, 6), то приписываетъ вѣрѣ только первый шагъ къ Богу, чрезъ который человѣкъ, бывшій далеко отъ Него, становится ближе, Точно также св. Іоаннъ, когда говоритъ: тѣмъ, которые приняли Его, вѣрующимъ во имя Его, далъ власть быть чадами Божіими (Іоан. 1,12),' то ясно учитъ, что тѣ, которые приняли Христа вѣрою, еще не дѣти Божіи, а только могутъ сдѣлаться таковыми, если будутъ продолжать далѣе, т. е. надѣяться и любить. Это потому, что сынами Божіими дѣлаетъ насъ только любовь і$ъ Богу. Итакъ, вѣра есть только приготовленіе къ оправданію (praeparatio ad iustificationem), чрезъ которое мы дѣлаемся сынами Божіими. Кромѣ вѣры, для оправданія необходимы: страхъ Божій, надежда, любовь, покаяніе, принятіе крещенія и рѣшимость на новую жизнь *). Знаменитый богословъ сперва назвалъ вѣру началомъ нашего оправданія, какъ названа она соборомъ, а потомъ свелъ дѣло къ тому, что вѣра стала только praeparatio ad iustificationem. Вѣра въ такомъ случаѣ нужна человѣку только для того, чтобы познакомиться съ Богомъ и узнать Его требованія, за исполненіе которыхъ назначаются Имъ милости и награды. Этимъ и исчерпывается все значеніе вѣры. Затѣмъ, если человѣкъ дѣйствуетъ несогласно съ требованіями закона Божія и позволяетъ себѣ самые богопротивные поступки, каковы грѣхи смертные, то, конечно, онъ не имѣетъ права ожидать отъ Бога ни милости, ни награды. При немъ остается его теоретическое познаніе о Богѣ, пріобрѣтенное вначалѣ, т. е. остается quasi вѣра. Вообще вѣра, по понятіямъ католиковъ-, можетъ существовать въ человѣкѣ независимо отъ его нравственнаго состоянія и не имѣетъ никакого отношенія къ его дѣятельности; нравственно онъ можетъ быть мертвъ, а вѣра его—живая. ,,Но вѣра, отвергая свою нрав-ственую основу“, говоритъ Хомяковъ, „сходитъ на почву раціонализма, тѣмъ самымъ она сдается ему и не сегодня, такъ завтра, должна пасть подъ его ударами“ 3). И это основательное опасеніе онъ видѣлъ уже сбывающимся на западѣ. „Нравственное изнеможеніе становится съ каждымъ днемъ

') Se$. VI, cap. 8.

“) Do iustif. 1. 1, с. із. T. II, стр. 220.

болѣе и болѣе ощутительнымъ. Невольный ужасъ, въ силу общей угрожающей опасности, овладѣваетъ раціоналистическими сектами на западѣ, папизмомъ и реформою... Онѣ все еще борятся между собою, потому что не могутъ прекратить борьбы..., а передъ ними быстро растетъ невѣріе, не то, которымъ отличался восемнадцатый вѣкъ, не невѣріе властей, богачей и ученыхъ, а невѣріе массъ, скептицизмъ невѣжества,—это законное исчадіе раціонализма, явнаго или переодѣтаго, въ продолженіе столькихъ вѣковъ слывшаго въ европейскомъ мірѣ за вѣру 1). Вотъ прекрасная характеристика римской вѣры, какъ логическаго знанія, или совокупности раціональныхъ свѣдѣній о Богѣ, о вѣрѣ, отдѣльной отъ добродѣланія и тѣмъ самымъ вырождающейся въ невѣріе. И западу нечего удивляться и задумываться надъ такимъ грустнымъ и гибельнымъ явленіемъ. Церковь православная понимаетъ вѣру, какъ живое, нравственное и благоплодное начало въ христіанинѣ, а потому имѣетъ возможность повѣрять состояніе вѣры своихъ чадъ уровнемъ ихъ нравственности и обратно. Въ упадкѣ вѣры она видитъ упадокъ нравственности и въ пониженіи нравственности—уменьшеніе вѣры. Сообразно съ своими наблюденіями, она съ успѣхомъ употребляетъ и средства къ возстановленію ослабѣвающей вѣры или падающей нравственности: въ случаѣ упадка вѣры она старается дѣйствовать на нравственное чувство сомнѣвающихся, а при разстройствѣ нравственнаго состоянія своихъ членовъ дѣйствуетъ на ихъ вѣру. Римская же церковь, раздѣливъ недѣлимое—вѣру и добрыя дѣла, должна считать истинными христіанами и тѣхъ, кто сохраняя личину вѣры, запятналъ свое христіанское имя дѣлами неправды...

И такъ, хотя первое оправданіе католики, повидимому, приписываютъ вѣрѣ, но она имѣетъ ничтожное значеніе въ оправданіи. Но Богъ, по выраженію Реггопе, „не хотѣлъ, чтобы заслуги Христа приносили' намъ пользу безъ всякаго содѣйствія съ нашей стороны“. Поэтому добрыя дѣла человѣка должны, по опредѣленію Божію, имѣть свое значеніе и къ Христой заслугѣ прибавить его собственную заслугу. О значеніи добрыхъ дѣлъ и будетъ рѣчь въ послѣднемъ отдѣлѣ нашей работы * *).

М. Григоревскій.

‘) Ibid., стр. 76.

*) Окончаніе слѣдуетъ.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ

Санкт-Петербургская православная духовная акаде-мия — высшее учебное заведение Русской Православной Церкви, готовящее священнослужителей, преподавателей духовных учебных заведений, специалистов в области бо-гословских и церковных наук. Учебные подразделения: академия, семинария, регентское отделение, иконописное отделение и факультет иностранных студентов.

Проект по созданию электронного архива журнала «Христианское чтение»

Проект осуществляется в рамках компьютеризации Санкт-Пе-тербургской православной духовной академии. В подготовке элек-тронных вариантов номеров журнала принимают участие студенты академии и семинарии. Руководитель проекта — ректор академии епископ Гатчинский Амвросий (Ермаков). Куратор проекта — про-ректор по научно-богословской работе священник Димитрий Юревич. Материалы журнала готовятся в формате pdf, распространяются на DVD-дисках и размещаются на академическом интернет-сайте.

На сайте академии

www.spbda.ru

> события в жизни академии

> сведения о структуре и подразделениях академии

> информация об учебном процессе и научной работе

> библиотека электронных книг для свободной загрузки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.