Значение беттинг-индустрии
для деятельности футбольных клубов
Киреенков Иван Денисович
аспирант, кафедра менеджмента спортивной и туристской индустрии, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, [email protected]
Целью исследования выступает анализ значения беттинг-индустрии для развития деятельности футбольных клубов. Автор при проведении исследования использовал общенаучные и прикладные методы структурного, системного и сравнительного экономического анализа, в том числе метод анализа статистических данных и графический метод. В статье определено содержание трактовки понятия беттинг-индустрия. Проведен анализ объемов легальной и нелегальной валовой выручки букмекерских компаний Российской Федерации за период 2019/2023 годов и выявлены размеры доходов спортивных организаций от ставок на спорт. Результаты проведённого исследования указывают на тот факт, что титульное спонсорство букмекерских компаний в контексте развития договорных соглашений с футбольными клубами влечет за собою не только пополнение бюджетов футбольных команд, но и риски, связанные с проведением договорных матчей. Динамика объемов валовой выручки беттинг-индустрии непрерывно увеличивается, повышая тем самым объемы целевых отчислений на спорт. Доля нелегального сектора беттинг-индустрии - достаточно значительная и данный фактор негативным образом влияет на развитие футбольных клубов, требуя обеспечения жёсткого контроля государственных надзорных органов. Сделан вывод о том, что спонсорские выплаты букмекеров в рамках реализации партнерских взаимоотношений с футбольными клубами способствуют развитию профессионального и детско-юношеского спорта и стимулируют формирование спортивной инфраструктуры.
Ключевые слова: беттинг-индустрия, спортивный маркетинг, футбольные клубы, ставки на спорт, отчисления от игр, спонсорские контракты, развитие деятельности
Введение.
Основным продуктом индустрии спорта выступают спортивные события, которые определяют клиентский рынок беттинг-инду-стрии, представляющий собой уникальную среду ставок, популяризирующую профессиональный спорт в целом и футбольный сектор в частности.
Объем легального и нелегального сектора российского рынка беттинг-индустрии по итогам 2023 года составляет 4,6 трлн рублей
[2]. Здесь следует отметить, что совокупный объем целевых отчислений беттинг-индустрии, направленный по итогам 2023 года легальным сектором на нужды развития профессионального и массового спорта в Российской Федерации составил 17 млрд руб. [1], а общая стоимость беттинг-контрактов, которые были заключены крупнейшими представителями азартной индустрии с футбольными клубами Российской Премьер-Лиги (РПЛ), составила 6,1 млрд рублей
[3]. Этот объем финансирования является крайне недостаточным.
Крупнейшие представители беттинг-индустрии (Winline,
FONBET, Olimpbet, Мелбет, LEON) имеют партнерские соглашения в рамках профессиональных футбольных турниров с Российской Премьер-Лигой, Кубком России, Суперкубком России, Первой и Второй лигами соответственно, но при этом финансовые поступления от представителей беттинг-индустрии достаточно незначительны и деятельность российских футбольных клубов по прежнему зависит от финансирования государственными компаниями и региональными и муниципальными бюджетами, что делает проведение исследования актуальным и своевременным.
Основной раздел.
А.Б. Фахретдинова и Д.Р. Насибуллина, раскрывая значение спортивного беттинга, определяли трактовку данного понятия с позиций заключенных пари на конечные результаты различного рода спортивных событий [8]. М. Томич определял трактовку понятия спортивного беттинга с позиций маркетинговых воздействий спортивных событий, нацеленных на клиентскую аудиторию, которая применительно к теме исследования представлена участниками азартных игр, заключающими между собою пари на исход футбольных матчей [7].
Однако, содержание понятия беттинг-индустрия, применительно к футбольному сектору, включает в свой состав не только непосредственных участников азартных игр, представленных различными физическими и юридическими лицами, но и их непосредственных организаторов - букмекерских компаний с одной стороны, а также их партнеров в лице футбольных клубов и их представителей (спортивных менеджеров), с другой стороны и имеет гораздо более широкое значение.
Трактовка содержания понятия беттинг-индустрия включает в свой состав представителей государственных структур, осуществляющих свою деятельность в футбольном секторе (Российский Футбольный Союз) и представителей надзорных органов (Единый регулятор азартных игр), а также прочих субъектов беттинг-индустрии.
Федеральный закон от 29.12.2006 г. N 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» регулирует деятельность бизнеса букмекеров и устанавливает размеры целевых отчислений [10].
Законодательная система Российской Федерации не имеет конкретного определения профессионального спортивного клуба, но тем не менее оно упоминается в федеральном законе «О физической
X X
О
го >
с
X
го m
о
о
N5
см о см
от
о ш со
X
< со
о
X X
культуре и спорте в Российской Федерации» в качестве спортивной организации, которая имеет в своем составе, организованных для игры профессиональным спортсменов [9]. Однако, профессиональный футбольный клуб взимает плату за вход для зрителей на матч и при этом заключает беттинг-соглашение в качестве рекламы данного спортивного события с целью наибольшего извлечения прибыли, следовательно, он вправе претендовать на определённые объёмы отчислений от рынка азартной индустрии [4].
Динамика объемов валовой выручки беттинг-индустрии за период 2019/2023 годов, представлена рисунком 1.
■ Объем легальных депюнгов и ставок бсттннг-нщтустрнн О Объем нелегальных ставок бегпитг-ннлустрнп
Источник: составлено автором по материалам [1, 3, 5, 6] Рисунок 1 - Объемы легальной и нелегальной валовой выручки беттинг-индустрии (млрд руб.)
Анализируя динамику объемов валовой выручки беттинг-инду-стрии в период 2019/2023 годов следует отметить тот факт, что с начала 2019 года валовая выручка легального сектора в отношении 2023 года увеличилась на 1 940 млрд рублей (142,64%). Валовая выручка нелегального сектора беттинг-индустрии с начала 2019 года в отношении 2023 года увеличилась на 530 млрд рублей (63%). В целом динамика развития легального и нелегального сектора деятельности букмекерских компаний имеет тенденцию роста доходной части. Между тем, объемы теневого сектора беттинг-индустрии составляют 40%, что негативным образом влияет на развитие российского профессионального спорта в целом и футбольных клубов в частности.
Динамика объемов легальный ставок на спорт и размеры отчислений спортивным организациям за период 2019/2023 годов, представлены рисунком 2.
□ О&ел'ч легальных ставок нд спирт
■ Объем целевых ФТЧ1СЛИПК спортивным организациям
02
"V 2020
Источник: составлено автором по материалам [1, 3, 5, 6] Рисунок 2 - Динамика объемов легальных ставок на спорт и размеры отчислений спортивным организациям (млрд руб.)
Анализируя динамику объемов легальных ставок на спорт в период 2019/2023 год
ов следует отметить тот факт, что с начала 2019 года объемы легального сектора в отношении 2023 года увеличились на 938,6 млрд рублей (444%). В целом динамика развития легального сектора деятельности букмекерских компаний в сфере ставок на спорт имеет тенденцию роста доходной части. Спад 2022 года в объемах легальный ставок на спорт был обусловлен уходом с российского рынка зарубежных компаний, таких как Мов1:Ье1:, ОО.Ве1:, Ве1365 из-за развития конфликта на Украине.
Доля нелегального сектора беттинг-индустрии в сфере ставок на спорт с начала 2022 года в отношении 2023 года увеличилась на 20% и составила 40% от общего объема легального сектора, что в денежном эквиваленте выражается объемом в 460 млрд рублей. Это по сути 6,9 млрд рублей недополученных целевык отчислений спортивным организациям. Данный фактор негативным образом влияет на развитие российского профессионального спорта в целом и футбольный клубов в частности и требует обеспечения жёсткого контроля государственный надзорных органов за нелегальным сектором бет-тинг-индустрии.
Анализируя размеры отчислений беттинг-индустрии спортивным организациям в период 2019/2023 годов следует отметить тот факт, что с начала 2019 года в отношении 2023 года они увеличились на 15,8 млрд рублей (1316%). В целом динамика отчислений бет-тинг-индустрии спортивным организациям в сфере ставок на спорт имеет положительную тенденцию роста доходной части.
Тем не менее совокупные размеры отчислений спортивным организациям не превышали 1,5% от общей валовой выручки беттинг-индустрии за период 2023 года. Данный факт негативным образом сказывается на деятельности российского профессионального спорта в целом, так как спортивные футбольные события создают наиболее привлекательную среду для рынка ставок. Начиная с 1 января 2024 года Организаторам азартнык игр вменены обязанности ежеквартального внесения целевых отчислений в размере 2% (ранее до 2024 года, размер целевых отчислений составлял 1,5%), предназначенных для финансирования развития детско-юношеского спорта (30% от суммы целевых отчислений) и профессионального спорта (70% от суммы целевык отчислений) [9].
Рассматривая деятельность футбольный клубов российской премьер-лиги (РПЛ) в рамках реализации партнерских взаимоотношений с букмекерскими компаниями-партнерами, следует отметить тот факт, что по итогам 2023 года размеры выплат беттинг-партнеров составили 2% - 5% от общих доходов футбольный клубов (см. рис. 3.).
Соотношение размеров выплат беттнпг-партнеров к общим доходам футбольных клубов
~ШГ
Спартак (беттинг-партнер \VinlineJ | 1 Локомотив (бетти пг-партн ер
ко.\вет)
ЦСКА (беттипг-партнер ГОЯВЕГ)
Дтими Москва (беггннг-лартнер 1ХГТАВКА) Краснодар (беттинт-партнер \У1л11пе)
□ 651« т 6972
ГШГ" Ь^ТГ
~ШГ
□ 7037
-1 7939
1 9369
Зенит (бегаю -партер \YJnlJne) | ■ ^
I 16167
О 5000 10000 15000 20000 □ Общие доходы футбол итого клуба ■ Размер выплат БК-партнером
Источник: составлено автором по материалам [1, 3, 5, 6] Рисунок 3 - Соотношение размеров выплат беттинг-партне-ров к общим доходам футбольных клубов в млн рублей
Анализируя соотношение размеров выплат беттинг-партнеров к общим доходам футбольный клубов в млн рублей, следует отметить что наименьший объем размеров выплат имеют ФК Зенит (2%) и ФК Краснодар (2%), следом идут ФК Локомотив (3%) и ФК ЦСКА (3%), ФК Динамо Москва (4%) и ФК Спартак (5%).
Титульное спонсорство букмекерских компаний влечет за собою риски в контексте развития договорных соглашений между командами футбольных клубов или между их игроками для достижения возможного выигрыша от сделаннык ставок на исход матчей, но незначительный размер выплат беттинг-партнеров по отношению к бюджетам клубов РПЛ и высокий фонд заработной платы профессиональный игроков и тренерского состава, вкупе со штрафными санкциями и дисквалификацией - нивелируют данные угрозы.
Заключение.
Легализация деятельности букмекерских компаний правительством Российской Федерации, жесткий контроль за ставками на футбольные матчи и необходимость удержания обязательный выплат спортивным организациям - расширили сферу сотрудничества сектора азартной индустрии с российскими футбольными клубами. Развитие партнерских отношений в рамках реализации спонсорских контрактов между участниками беттинг-индустрии и профессиональными футбольными клубами способствует развитию профессионального и детско-юношеского спорта и стимулирует формирование спортивной инфраструктуры.
Литература
1. Букмекерский рынок России. [Электронный ресурс]. URL: https://www.tadviser.ru/index.php/ (дата обращения: 02.09.2024).
2. Киселев Р. В. Влияние букмекерских компаний на деятельность профессиональным спортивных организаций // Вестник ФГАОУ ВО. - 2023. - №. 7. - С. 560-565.
3. Крупнейшие букмекерские контракты в российском спорте. [Электронный ресурс]. URL: https://www.vedomosti.ru/sport/football/articles/2023/07/04/983619-10-krupneishih-bukmekerskih-kontraktov-v-rossiiskom-sporte (дата обращения: 02.09.2024).
4. Леднев В. А. Спортивные клубы: типология и потенциал развития // Вестник Российского Международного Олимпийского Университета. - 2019. - №. 4. - С. 28-41.
5. Рейтинг букмекеров. Аналитика. [Электронный ресурс]. URL: https://bookmaker-ratings.ru/news/srazu-tri-kluba-rpl-okazalis-bez-betting-partnyora-e-to-sluchilos-vpervy-e-v-e-pohu-bol-shih-bukmekerskih-deneg/ (дата обращения: 02.09.2024).
6. Российский Футбольный Союз. [Электронный ресурс]. URL: https://rfs.ru/news/218737 (дата обращения: 02.09.2024).
7. Томич М. Маркетинг в спорте: Рынок и спортивные продукты. - Москва: МАФСИ, 2002. - 222 с.
8. Фахретдинова А.Б., Насибуллина Д.Р. Спортивный беттинг в социокультурном пространстве современного российского общества // Казанский социально-гуманитарный Вестник. - 2022. - №. 6. - С. 86-89.
9. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 04.12.2007 г. N 329-ФЗ [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_73038/d7ee07f61e 57bb30bdad20e47b6c6abdc830cfc0/ (дата обращения: 02.09.2024).
10. Федеральный закон от 29.12.2006 г. N 244-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: https://legalacts.ru/doc/federalnyi-zakon-ot-29122006-n-244-fz-o (дата обращения: 02.09.2024).
The importance ofthe betting industry for football club operations
Kireenkov I.D.
Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration
JEL classification: D20, E22, E44, L10, L13, L16, L19, M20, O11, O12, Q10, Q16, R10,
R38, R40, Z21, Z32_
The purpose ofthe study is to analyse the significance ofbetting industry for the development of football clubs' activities. The author used general scientific and applied methods of structural, systemic and comparative economic analysis, including the method of statistical data analysis and graphical method. The article defines the content of the interpretation ofthe concept ofbetting industry. The analysis ofthe volumes of legal and illegal gross revenue of betting companies of the Russian Federation for the period 2019/2023 has been carried out and the size of sports organisations' revenues from sports betting has been revealed. The results of the study indicate the fact that title sponsorship of betting companies in the context of the development of contractual agreements with football clubs entails not only the replenishment of budgets of football teams, but also the risks associated with the conduct of contractual matches. The dynamics of the betting industry's gross revenues is continuously increasing, thus increasing the volume of targeted contributions to sports. The share ofthe illegal sector ofthe betting industry is quite significant and this factor negatively affects the development of football clubs, requiring strict control of state supervisory authorities. It is concluded that sponsorship payments of bookmakers within the framework of realisation of partnership relations with football clubs contribute to the development of professional and youth sports and stimulate the formation ofsports infrastructure.
Keywords: betting industry, sports marketing, football clubs, sports betting, game deductions, sponsorship contracts, activity development
References
1. Bookmaker market of Russia. [Electronic resource]. URL: https://www.tadviser.ru/index.php/ (date ofreference: 02.09.2024).
2. Kiselev R. B. Influence of bookmaker companies on the activities of professional sports organisations // Vestnik FGAOU VO. - 2023. - №. 7. - C. 560-565.
3. The largest bookmaker contracts in Russian sport. [Electronic resource]. URL: https://www.vedomosti.ru/sport/football/articles/2023/07/04/983619-10-krupneishih-bukmekerskih-kontraktov-v-rossiiskom-sporte (date ofaddress: 02.09.2024).
4. Lednev V. A. Sports clubs: typology and development potential // Bulletin ofthe Russian International Olympic University. - 2019. - №. 4. - C. 28-41.
5. Rating of bookmakers. Analytics. [Electronic resource]. URL: https://bookmaker-ratings.ru/news/srazu-tri-kluba-rpl-okazalis-bez-betting-partnyora-e-to-sluchilos-vpervy-e-v-e-pohu-bol-shih-bukmekerskih-deneg/ (date ofaddress: 02.09.2024).
6. Russian Football Union. [Electronic resource]. URL: https://rfs.ru/news/218737 (date of address: 02.09.2024).
7. Tomich M. Marketing in Sport: Market and Sports Products. - Moscow: MAFSI, 2002. -222 c.
8. Fakhretdinova A.B., Nasibullina D.R. Sports betting in the socio-cultural space of modern Russian society // Kazan Socio-Humanitarian Vestnik. - 2022. - №. 6. - C. 8689.
9. Federal Law 'On Physical Culture and Sport in the Russian Federation' from 04.12.2007 N 329-FZ [Electronic resource]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_73038/d7ee07f61e57bb30bdad20e 47b6c6abdc830cfc0/ (date ofreference: 02.09.2024).
10. Federal Law of 29.12.2006N 244-FZ (ed. of 31.07.2020)'Onstate regulation ofactivities on the organisation and conduct of gambling games and on amendments to some legislative acts of the Russian Federation'. [Electronic resource]. URL: https://legalacts.ru/doc/federalnyi-zakon-ot-29122006-n-244-fz-o (date of circulation: 02.09.2024).
X X
О
го >
с
X
го m
о
м о ю