Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ УЧАСТИЯ БУКМЕКЕРСКИХ КОНТОР В СПОНСОРСКОЙ И БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ПОДДЕРЖКИ ИНДУСТРИИ СПОРТА
'

К ВОПРОСУ УЧАСТИЯ БУКМЕКЕРСКИХ КОНТОР В СПОНСОРСКОЙ И БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ПОДДЕРЖКИ ИНДУСТРИИ СПОРТА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
8
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
массовый спорт / профессиональный спорт / спортивная индустрия / благотворительность / спонсорство / mass sports / professional sports / sports industry / charity / sponsorship

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Щадилова Ирина Сергеевна, Лебедева Ольга Львовна, Куликова Татьяна Андреевна

Рассмотрен вопрос привлечения средств благотворителей для развития и поддержки массового и профессионального спорта. Исследована спонсорская и благотворительная деятельность букмекерской компании на примере БК «Фонбет». Подтверждена практическая значимость взаимовыгодного сотрудничества негосударственных предприятий и спортивных организаций разной формы собственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF THE PARTICIPATION OF BOOKMAKERS IN SPONSORSHIP AND CHARITY ACTIVITIES TO SUPPORT THE SPORTS INDUSTRY

The issue of attracting funds from philanthropists for the development and support of mass and professional sports is considered. The sponsorship and charitable activities of a bookmaker company are studied using the example of BC "Fonbet".The practical importance of mutually beneficial cooperation between non-governmental enterprises and sports organizations of various forms of ownership is confirmed.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ УЧАСТИЯ БУКМЕКЕРСКИХ КОНТОР В СПОНСОРСКОЙ И БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ПОДДЕРЖКИ ИНДУСТРИИ СПОРТА »

УДК 796.078 DOI: 10.24412/2305-8404-2024-9-104-111

К ВОПРОСУ УЧАСТИЯ БУКМЕКЕРСКИХ КОНТОР В СПОНСОРСКОЙ И БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ПОДДЕРЖКИ ИНДУСТРИИ СПОРТА

И.С. Щадилова, О.Л. Лебедева, Т.А. Куликова

Рассмотрен вопрос привлечения средств благотворителей для развития и поддержки массового и профессионального спорта. Исследована спонсорская и благотворительная деятельность букмекерской компании на примере БК «Фонбет». Подтверждена практическая значимость взаимовыгодного сотрудничества негосударственных предприятий и спортивных организаций разной формы собственности.

Ключевые слова: массовый спорт, профессиональный спорт, спортивная индустрия, благотворительность, спонсорство.

ON THE ISSUE OF THE PARTICIPA TION

OF BOOKMAKERS IN SPONSORSHIP AND CHARITY ACTIVITIES TO SUPPORT THE SPORTS INDUSTRY

Shchadilova I.S., candidate of pedagogical sciences, associate professor, ishchad@mail.ru, Russia, Moscow, Russian University of Transport (MIIT),

Lebedeva O.L., senior lecturer, lol08/03@yan-dex.ru, Russia, Tula, Tula State University, Kulikova T.A., senior lecturer, kulikova2608 yandex.ru, Russia, Tula, Tula State University

Щадилова Ирина Сергеевна, канд. пед. наук, доц., ishchad@mail.ru, Россия, Москва, Российский университет транспорта (МИИТ),

Лебедева Ольга Львовна, старший преподаватель, loЮ8/03@,yandex.m, Россия, Тула, Тульский государственный университет,

Куликова Татьяна Андреевна, старший преподаватель, kulikova2608yandex.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет

Современное состояние российской индустрии спорта требует особого

The issue of attracting funds from philanthropists for the development and support of mass and professional sports is considered. The sponsorship and charitable activities of a bookmaker company are studied using the example of BC "Fonbet".The practical importance of mutually beneficial cooperation between non-governmental enterprises and sports organizations of various forms of ownership is confirmed.

Key words: mass sports, professional sports, sports industry, charity, sponsorship.

внимания со стороны государства как в качестве проводимой политики управления, финансирования, обеспечения безопасности, так и социальной направленности развития: вовлечение в физкультурно-оздоровительную практику широких слоев населения, инклюзив-ность и доступность, разнообразие мест занятий [1, 2].

Привлечение инвестиционных средств, спонсоринг, краудфандинг, благотворительность стали неотъемлемой частью привлечения средств в развитие отрасли физической культуры и спорта. В «Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года» (распоряжение Правительства Российской Федерации от 24.11.2020, № 3081-р) отмечается, что организованные процессы взаимодействия государственных структур и частного капитала на сегодняшний день составляют не более 10 %. Для создания оптимальной модели финансового обеспечения российской спортивной индустрии необходимо реали-

зовать в полном объеме меры, направленные на создание условий поиска дополнительных источников и повышения инвестиционной привлекательности отрасли, за счет совершенствования системы целевых отчислений на развитие, налогового стимулирования организаций, вкладывающих свои средства, инструментов рекламы и PR [3, 7].

В России букмекерские компании на протяжении двадцати лет активно поддерживают различные профессиональные спортивные клубы, лиги, сборные команды России, при их содействии проходит большинство спортивных турниров, соревнований и первенств. Современные спортивные менеджеры должны владеть необходимыми коммуникационными компетенциями для взаимодействия с букмекерскими компаниями, способствовать заключению партнерских соглашений, что дает спорту материальную поддержку, а букмекерам - дополнительные возможности для рекламы и продвижения товаров и услуг [4].

Спонсорство и благотворительность являются одним из элементов формирования высокой репутации компании, непременным атрибутом культуры взаимодействия с клиентами, эффективным достижением высоких результатов, формирования доверия у общественности [5].

Целью исследования является анализ спонсорской и благотворительной деятельности букмекерской компании «Фонбет».

Задачи исследования:

- оценить значимость привлечения дополнительных средств и инвестиций в российскую индустрию на развитие и популяризацию физической культуры и спорта;

- определить соотношение оказания благотворительной помощи по социальным категориям;

- изучить особенности благотворительной и спонсорской деятельности для физкультурно-спортивных организаций букмекерской компанией «Фонбет».

Методика и организация исследования. Основными методами исследования являлись анализ, сбор и систематизация данных.

В анкетировании приняли участие сотрудники БК «Фонбет» для изучения перспективных направлений развития благотворительной деятельности компании.

Результаты исследования и их обсуждение. Анализ деятельности организации показал, что компания «Фонбет» активно занимается продвижением бренда за счет сотрудничества с организациями спортивной индустрии. С каждым годом увеличивается бюджет компании на спонсорские проекты. Информация по бюджету является коммерческой тайной, в связи с этим можно оперировать только теми цифрами, которые находятся в открытом доступе. По оценке «РБ Бизнес», БК «Фонбет» тратит на спонсорство более 1,1 млрд рублей в год. Крупнейший по стоимости контракт

букмекера - «Континентальная хоккейная лига» (КХЛ), который составляет около 400 млн рублей за сезон.

Перечень спонсорских проектов компании «Фонбет»:

- российские спортивные федерации и лиги: с 2017 года эксклюзивный партнер КХЛ, ФНЛ (2015-2018 г.), ПФЛ (2017-2018 г.), АМФР (2016-2017 г.);

- спонсор Российского футбольного союза и национальной сборной команды России по футболу на чемпионате мира 2018 года;

- команда по экстремальному автоспорту «Фонбет Trophy» (2016 г.);

- чемпионат мира по хоккею с шайбой (2017 г.);

- чемпионат и кубок России по пляжному футболу (2017-2018 гг.);

- официальный спонсор хоккейного клуба «Барыс», Нур-Султан, (с 2019 года), официальный партнер ХК Авангард (Омск);

- официальный спонсор ПФК ЦСКА (с 2020 года);

- беттинг-партнер ФК «Реал» Мадрид, «Милан» и Пари Сен-Жер-мен (с 2021 года), главный партнер ФК «Рубин» (Казань), официальный партнер ФК «Локомотив» (Москва), официальный партнер ХК «Динамо» (Минск), титульный партнер ФК БАТЭ (Борисов); официальный спонсор хоккейных клубов «Салават Юлаев», «Адмирал», «Витязь», «Северсталь», спонсор ХК «Динамо» (Москва) в сезоне 2021/22 г., спонсор футбольной YouTube команды «Амкал» (2021-2022 г.), титульный спонсор ПФК «Крылья Советов».

Отличительной особенностью спонсорского вектора компании «Фонбет» является то, что она начала спонсировать блогерские футбольные клубы: директор по маркетингу Алина Якиревич в своем блоге на «РБ» отметила, что букмекеру важны охваты. При этом компанию не останавливает тот факт, что на матчи блогеров нельзя принимать ставки.

Помимо этого, «Фонбет» - спонсор мадридского «Реала», ПСЖ и итальянского «Милана». Стоимость каждого партнерства, по оценке «РБ Бизнес», составляет около €1 млн за год.

Компания «Фонбет» и Континентальная хоккейная лига продлили соглашение о сотрудничестве на три года (до конца сезона 2024/25 г.). Букмекерская компания является официальным партнером чемпионата КХЛ. В рамках данного партнерства компания Фонбет планирует расширить пул клубов, с которыми будут заключены спонсорские соглашения. Главным активом любого клуба и лиги являются болельщики, которые могут быть потенциальными клиентами.

Несмотря на активную работу в спонсорской деятельности, было выявлено, что компания имеет все потенциальные возможности для благотворительной деятельности. В связи с успешным завершением антиковид-

ной благотворительной программы компании «Фонбет», целесообразно рассматривать возможность развития направления оказания помощи на социальные проекты. Данное направление отсутствовало в компании до наступления пандемии.

Спортивный клуб Российского университета транспорта (МИИТ) развивает и практикует более 30 видов спорта, в частности, и такие «дорогостоящие», как хоккей с шайбой. В этой связи, университетский спорт сталкивается с проблемами, связанными с финансированием тренировочного и игрового процесса, а также ограниченностью возможностей в решении организационных вопросов. Возможности и спонсорская привлекательность данного направления заключаются в масштабах мероприятия, так как турниры как проходят на городском и областном уровне, так и выходят на региональный и федеральный. Практически все игры студенческого хоккея на сегодняшний день имеют трансляции в Интернете, что, безусловно, также немаловажно для формирования спонсорского рекламного пакета, помимо традиционного размещения рекламных материалов на льду, бортах и экипировке игроков. Возможно, данная ниша не занята букмекерами в связи с тем, что есть ограничения размещения рекламной информации по возрасту 18+, данный вопрос требует детальной проработки с правовой точки зрения. Несмотря на это, данное направление всегда открыто по выделению благотворительной помощи на развитие спорта [6, 8].

В программу московских студенческих спортивных мероприятий включен киберспорт. Помимо организации большого количества турниров и создания новых команд, на управленческом уровне также идет интен -сивное развитие этой отрасли спорта. На уровне высших учебных заведений создаются факультеты по подготовке как спортсменов, так и менеджеров этого направления. На международном уровне рассматривается возможность включения данного вида спорта в Олимпийские игры. С таким динамичным развитием, ростом популярности и расширением охвата участников процесса, данный сегмент становится очень привлекательным для спонсорского размещения. В связи с тем, что в настоящее время у компании «Фонбет» нет ни одного спонсорского или благотворительного контракта как с командами, так и с киберспортивными событиями, считаем целесообразным рассматривать эти направления для стратегического развития. Также, учитывая актуальность того, что и весь мир ставок уходит в Интернет, в 75 % случаев пользователи делают ставки с мобильного приложения или мобильной версии сайта, количество пунктов приема ставок уменьшается с каждым годом.

По результатам анкетирования, проведенного среди сотрудников компании «Фонбет», стало ясно, что одним из перспективных направлений развития благотворительной деятельности компании является привлечение

сотрудников к благотворительным акциям. Такие мероприятия могут включать волонтерское посещение детских домов, домов-интернатов для пожилых людей, сбор помощи нуждающимся. Также по результатам анкетирования было выявлено, что сотрудники компании предлагают развивать новые направления благотворительной деятельности в области защиты животных и окружающей среды (рисунок).

• Бездомные

• Дети отказники, сироты детские дома

• Дети инвалиды

• Пенсионеры, дома для престарелых, ВОВ

• Спортсмены-ветераны

Малообеспеченые, многодетные

Больницы,хосписы

Соотношение оказания благотворительной помощи

по категориям

В благотворительных целях используются не все возможности спонсорских проектов, в частности, не используется привлечение профессиональных спортсменов к проведению мастер-классов и встреч с подопечными детских домов. Такие события непременно бы стали яркими и запоминающимися, а также принесли позитивные эмоции и оказали благотворное влияние на психологическое состояние детей, способствовали бы социализации и коммуникации с внешним, обычным миром.

Для определения активности компании в благотворительной деятельности использовали МедиаИндекс - показатель системы «Медиало-гия», позволяющий качественно проанализировать эффективность PR. Индекс разработан компанией «Медиалогия»: чем выше индекс, тем более ярко и позитивно представлен объект в СМИ. Данные исследования представлены в таблице.

Благотворительная деятельность оказывает положительный эффект на деятельность компании, что может определять философию игорного бизнеса и позволит создать социально-ориентированный имидж компании.

Публикации, освещающие в СМИ благотворительные акции «Фонбет»

Наименование акции Кол-во публикаций Общий охват, млн чел. МедиаИндекс

76-я годовщина Победы 332 282,8 13421

Голевая передача (на примере одного месяца) 42 88,3 1309

60 лет первому полету в космос 29 23,2 3451

Помощь ветеранам ВОВ 13 6,5 518

Выводы

1. Российская индустрия спорта не может обойтись без привлечения дополнительных средств и инвестиций на развитие и популяризацию физической культуры и спорта. Букмекерские компании имеют финансовую возможность оказывать спонсорскую и благотворительную помощь. Компания «Фонбет» является активным участником различных спонсорских проектов.

2. Благотворительная деятельность оказывает положительный эффект на деятельность компании, на это указывают приведенные PR данные по охвату и МедиаИндексу публикаций, освещающих в СМИ благотворительные акции «Фонбет».

3. Проведенный анализ деятельности компании «Фонбет» показал, что необходимо уделить большее внимание в оказании благотворительной помощи по развитию массового спорта, особенно для детей с ограниченными возможностями. Так, на примере оказания помощи Федерации адаптивного хоккея можно развивать аналогичные направления в других видах спорта. Многие соревнования и турниры требуют дополнительного финансирования, приобретения экипировки, аренды залов, оплаты труда тренеров, расходы на выезды и организацию спортивных сборов.

Список литературы

1. Гореликов В.А. Спонсорство как возможность конкурировать в спорте // Современная конкуренция. 2019. № 4(76). С. 46-57.

2. Гореликов В.А. Спонсорство как один из видов маркетинговых продуктов в спорте // Наука и спорт: современные тенденции. 2020. Т. 8. № 4. С. 78-85.

3. Изаак С.И., Николаев С.В. Методологические основы спортивного менеджмента как перспективного вида деятельности с неограниченным потенциалом развития // Система подготовки кадров социально-культурного и оздоровительного сервиса в условиях инновационной экономики: сб. науч. трудов Всерос. науч.-практ. конф. М.: Русайнс, 2022. С. 117-127.

4. Миронов В.Д. К вопросу о компетентностном подходе к обучению спортивных менеджеров на уровне бакалавриата // Система подготовки кадров социально-культурного и оздоровительного сервиса в условиях инновационной экономики: сб. науч. трудов II Междунар. науч.-практ. конф. / под общ. ред. С.И. Изаак, И.В. Федякина. М.: Русайнс, 2023. С. 172-180.

5. Леднев В.А., Братков К.И. Предпринимательство в индустрии спорта: возможности, ожидания, результаты // Современная конкуренция. 2019. № 1(73). С. 120-129.

6. Малыгин А.В. Спортивное спонсорство: сущность, понятие и место в системе маркетинговых коммуникаций // Вестник Российского международного олимпийского университета. 2017. № 3. С. 94-102.

7. Паршикова Н.В., Изаак С.И. Разработка стратегического прогноза развития физической культуры и массового спота на период до 2030 года // Человеческий капитал. 2016. № 4(88). С. 10-12.

8. Щадилова И.С. Коммуникативные особенности в управлении спортивной организации // Проблемы и перспективы формирования здорового образа жизни в информационном обществе: сб. материалов Междунар. практ. конф. Молодежный: Изд-во ИГАУ им. А.А. Ежевского, 2016. С. 189-193.

References

1. Gorelikov V.A. Sponsorstvo kak vozmozhnost' konkurirovat' v sporte [Sponsorship as an opportunity to compete in sports] // Sovremennaya konkurenciya [Modern competition]. 2019. No. 4(76). P. 46-57.

2. Gorelikov V.A. Sponsorstvo kak odin iz vidov marketingovyh produktov v sporte [Sponsorship as one of the types of marketing products in sports] // Nauka i sport: sovremen-nye tendencii [Science and sport: modern trends]. 2020. Vol. 8. No. 4. P. 78-85.

3. Izaak S.I., Nikolaev S.V. Metodologicheskie osnovy sportivnogo menedzhmenta kak perspektivnogo vida deyatel'nosti s neogranichennym potencialom razvitiya [Methodological foundations of sports management as a promising type of activity with unlimited development potential] // The system of training personnel for socio-cultural and health services in the context of an innovative economy: collection of scientific works of the All-Russian scientific and practical conf. M.: Rusains, 2022. P. 117-127.

4. Mironov V.D. K voprosu o kompetentnostnom podhode k obucheniyu sportivnyh menedzherov na urovne bakalavriata [On the issue of a competency-based approach to training sports managers at the bachelor's level] // The system of training personnel for socio-cultural and health services in the context of an innovative economy: collection of scientific papers of the II Int. scientific-practical. conf. / edited by S.I. Izaak, I.V. Fedyakina. M.: Rusains, 2023. P. 172-180.

5. Lednev V.A., Bratkov K.I. Predprinimatel'stvo v industrii spoils: vozmozhnosti, ozhidaniya, rezul'taty [Entrepreneurship in the sports industry: opportunities, expectations, results] // Sovremennaya konkurenciya [Modern competition]. 2019. No. 1(73). P. 120-129.

6. Malygin A.V. Sportivnoe sponsorstvo: sushchnost', ponyatie i mesto v sisteme marketingovyh kommunikacij [Sports sponsorship: essence, concept and place in the marketing communications system] // Vestnik Rossijskogo mezhdunarodnogo olimpijskogo un-iversiteta [Bulletin of Russian International Olympic University]. 2017. No. 3. P. 94-102.

7. Parshikova N.V., Izaak S.I. Razrabotka strategicheskogo prognoza razvitiya fizi-cheskoj kul'tury i massovogo spota na period do 2030 goda [Development of a strategic forecast for the development of physical culture and mass sports for the period up to 2030] // Chelovecheskij capital [Human capital]. 2016. No. 4(88). P. 10-12.

8. Shchadilova I.S. Kommunikativnye osobennosti v upravlenii sportivnoj organiza-cii [Communicative features in the management of a sports organization] // Problems and prospects for the formation of a healthy lifestyle in the information society: collection of materials of the International practical conference. Youth: Publishing house of the Irkutsk State Agrarian University named after A.A. Ezhevsky, 2016. P. 189-193.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.