О.Ю. Красовская
ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ РОДИТЕЛЬСКОЙ ВЛАСТЬЮ В КОНТЕКСТЕ ПРИЧИН ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
В статье рассматривается влияние различных форм злоупотреблений родительской властью, включая жестокое обращение с детьми, на формирование преступных наклонностей несовершеннолетних.
Ключевые слова: причины преступности, несовершеннолетние, жестокое обращение с детьми, родительская власть, неблагополучная семья.
O. Yu. Krasovskaya
ABUSE OF THE PARENTAL POWER IN THE CONTEXT OF JUVENILE DELINQUENCY'S CAUSES
Abuse of the Parental Power in the Context of Juvenile Delinquency's Causes The article considers the influence of different forms of parental power's abuses, including cruelty to children, on forming juvenile's criminal propensity.
Keywords: delinquency's causes, juveniles, cruelty to children, parental power, dysfunctional family.
Злоупотребление родительской властью, особенно такая его форма, как жестокое общение с несовершеннолетними, нередко встречается в российских семьях, негативно воздействует на психическое, физическое и нравственное развитие ребенка, тиражирует пример противоправного и аморального поведения родителей. В процессе такого воспитания у детей формируются агрессивность, склонность к насильственным способам решения проблем, совершению правонарушений, преступлений.
Для предупреждения преступности несовершеннолетних - жертв злоупотреблений родительской властью - необходимо изучить причины этого явления, разработать правовые и неправовые меры реагирования.
Определим, что в криминологии принято считать причинами преступности и причинами преступности несовершеннолетних. Данный вопрос, как отмечали В.Н. Кудрявцев и В.Е. Эминов, относится к наиболее сложной проблеме науки криминологии1. О глубине этого вопроса говорят и другие ученые-криминологи. Например, А.Н. Варыгин считает, что проблема причинности - одна из ключевых и сложных в криминологии2. Поэтому не удивительно, что авторами не всегда одинаково определяются детерминанты преступности несовершеннолетних.
Рассматривая комплекс детерминант преступности несовершеннолетних, необходимо обратить внимание на то, что он не может не включать в себя причины и условия, общие для преступности в целом, и конечно, он имеет специфические детерминанты, характеризующие преступность 14-17-летних. Например, В.И. Гладких, П.В. Федотов, Р.Н. Шумов отмечают, что в основном на преступность несовершеннолетних влияют факторы, аналогичные влияющим на преступность взрослых3.
Так, Е.Н. Савинкова утверждает, что, с одной стороны, детерминационный комплекс преступности в целом охватывает основные причины и условия пре-
© Красовская Оксана Юрьевна, 2015
Кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры уголовного и уголовно-исполнительного права 184 (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: [email protected]
ступности несовершеннолетних, с другой стороны, у преступности несовершеннолетних есть свои специфические детерминанты, к которым можно отнести такие сферы формирования подростков, как влияние семьи и близкого окружения4.
Аналогичного мнения придерживается И.В. Волгарева: в отношении несовершеннолетних специфичен механизм действия порождающих преступность факторов ввиду различия условий жизнедеятельности детей и взрослых5. Можно согласиться с данной точкой зрения в отношении специфичности детерминант преступности несовершеннолетних, и относительно рассмотрения семьи (элемента микросреды) в виде основного криминогенного фактора, т.к. именно родительской семье отведена значимая роль в формировании личности несовершеннолетнего, именно родительская семья ответственна за нормальное развитие ребенка.
Ряд других ученых также относят негативное влияние семьи к основным криминогенным обстоятельствам, формирующим преступные наклонности несовершеннолетних (Л.С. Голубничая6, Ю.В. Кваша7, Т.М. Чапурко8, В.Е. Эминов9).
Рассматривая детерминанты преступности несовершеннолетних, принято разграничивать причины (факторы-причины) преступности и условия (факторы-условия), способствующие преступности. Это разграничение требует определения, какие именно факторы, обстоятельства необходимо относить к причинам преступности, а какие - к условиям, способствующим, облегчающим действие причин.
К причинам преступности Т.В. Варчук10, Е.В. Ермаков11, Н.Ф. Кузнецова12, Г.М. Миньковский13, Т.М. Чапурко14 относят следующие обстоятельства: негативное влияние родительской семьи и ближнего окружения; невозможность родителей обеспечивать минимально необходимые потребности ребенка; подстре- е
п
кательство взрослых правонарушителей; отсутствие занятости (учебной, досуго- и
вой) несовершеннолетних; демонстарация несовершеннолетним через различные а
р
каналы (например, журналы, клубы) стандартов поведения, противоречащих о
в
нравственным ценностям общества (культ жесткости, насилия, наркотиков). о
й
К условиям, способствующим преступности, облегчающим действие причин а преступности несовершеннолетних, относят такие факторы, как невысокий Р уровень качества работы воспитательных и образовательных учреждений, без- е
надзорность, сложности трудоустройства, недостаточное количество досуговых 0
й
учреждений для подростков. р
Не все криминологи выделяют акценты причин преступности и ее условий. Ч
Например, А.И. Долгова считает, что оценивать некоторые явления в качестве о
причин, а некоторые в качестве условий можно лишь условно. В самом деле, в К
разных взаимодействиях конкретное явление может выступать причиной либо M
условием15. I
Мнения криминологов по вопросу детерминант преступности несовершенно- 1
летних имеют некоторые различия, но при этом в большинстве схожи по такому 00
криминогенному фактору, как неблагополучная семья. Именно родительская 2
неблагополучная семья часто формирует личность несовершеннолетнего, склон- 5 ную к совершению преступлений.
В детерминационный (причинный) комплекс преступности несовершеннолетних, являющихся жертвами злоупотреблений родительской властью, входят как причины и условия преступности несовершеннолетних в целом, так и специфические причины и условия, характерные для преступности несовершеннолетних,
чьи родители злоупотребляли властью. 185
Акцентировав внимание на детерминантах преступности несовершеннолетних неблагополучных семей, чьи родители злоупотребляли своей властью, рассмотрим семью как основную сферу влияния на формирование личности ребенка. Традиционно в обществе семье отводится особая роль в формировании личности человека. Мировое сообщество, в т.ч. Россия, возлагает на семью ответственность за развитие ребенка, его воспитание, что отражено, например, в ст. 18 Конвенции о правах ребенка16, в ст. 63 Семейного кодекса РФ. Многие ученые, в частности, И.Н. Гуревич17, С.А. Беличева18 рассматривают фактор ненадлежащего семейного воспитания одной из значимых причин формирования преступных наклонностей несовершеннолетних. Однако следует уточнить, что не всегда в неблагополучной семье вырастает подросток, склонный к правонарушающему поведению. Фактор ненадлежащего семейного воспитания, формирующий преступные наклонности ребенка, исходит только из категории неблагополучных семей, которые принято называть криминогенными.
Определяя криминогенную неблагополучную семью, А.И. Лебедева указывает на такой ее признак, как необеспечение надлежащего нравственного формирования личности детей, в силу чего несовершеннолетние усваивают отрицательные примеры поведения и ценностные ориентации и в дальнейшем реализуют их в своем преступном поведении19.
Обратимся к исследованию преступного поведения несовершеннолетних (включая предпреступное поведение) - жертв злоупотреблений родительской властью20 для выявления специфических причин и условий преступности названной категории несовершеннолетних. Семьи несовершеннолетних - жертв а злоупотреблений родительской властью - являются неблагополучными, и в ? большинстве своем - криминогенными. В 80 % семей несовершеннолетних пре-3 ступников родители злоупотребляли властью.
Обязанность родителей заниматься воспитанием ребенка позволяет им исполь-I зовать родительскую власть, оказывая определенное влияние на поведение детей.
1 Однако родители вправе воспользоваться исключительно своим авторитетом, за-
го
| конными правами. В действительности часто в семьях несовершеннолетних право-
| нарушителей родители, используя свою власть, грубо воздействуют на ребенка, его
| поведение, унижают его человеческое достоинство, используют психологическое
2 и даже физическое насилие, одним словом, злоупотребляют своей властью.
° Необходимо отметить, что в семьях несовершеннолетних правонарушителя лей, чьи родители злоупотребляли своей властью, последние использовали | специфичные способы воздействия на ребенка при воспитании, что, возможно, е и послужило причиной формирования правонарушающих наклонностей детей. 1 Так для 92 % несовершеннолетних процесс воспитания ассоциируется с на-
0
° казанием. В толковом словаре С.Е. Ожегова и Н.Ю. Шведовой термин «наказать»
го
3 определяется как подвергнуть наказанию, т.е. подвергнуть мере воздействия
1 (строгому воздействию) совершившего проступок21. Специфика воспитания I детей - жертв злоупотреблений родительской властью - выражается в воздействии родителей на поведение последних исключительно с помощью карающих средств и неважно, совершал или не совершал ребенок какой-либо проступок.
Родители, злоупотребляющие своей властью, выходят за пределы безобидной строгости наказания, вытесняют ее насилием над ребенком и жестокостью.
Так, 79 % несовершеннолетних правонарушителей отмечают, что родители 186 нередко их бьют, при этом дети испытывают психологические и физические
страдания; у 72 % подростков часто возникает желание защитить себя от причиняемых родителями мучений путем вступления с ними в драку, а иногда просто, чтобы отомстить обидчикам-родителям. 41 % подростков дерутся с родителями при ссорах в семье или пытаются драться. 77 % детей боятся родителей, испытывая сильный страх перед наказаниями при совершении какого-либо проступка или оплошности.
Выявленный стиль взаимоотношений детей и родителей формирует в несовершеннолетних агрессивность, злобность, пренебрежение, безжалостность, переносится на отношения с другими людьми.
Многие дети, опасающиеся родительских наказаний, боятся идти домой, начинают бродяжничать, попрошайничать, могут совершать кражи и даже грабежи, разбои.
92 % несовершеннолетних правонарушителей отмечают, что их родители в процессе воспитания часто кричат на них и оскорбляют, употребляют при этом выражения, унижающие достоинство ребенка, включая нецензурную брань. Часто такие воспитательные действия совершаются в присутствии друзей и приятелей несовершеннолетних, травмируя их психику.
Иногда родители в воспитательных целях выгоняют детей из дома за непослушание, предлагая найти им средства для существования. При этом они предвидят, что ребенок, возможно, станет жить на подаяния. Фактически родители вовлекают несовершеннолетних в занятие бродяжничеством, попрошайничеством. Такой способ воспитания говорит о злоупотреблении родительской властью. Дети оказываются в статусе безнадзорных по вине родителей и, возможно, вынуждены будут совершать общественно опасные деяния (например, кражи), чтобы иметь средства к существованию.
Одной из форм злоупотребления родительской властью, детерминирующей преступность несовершеннолетних, является способствование формированию пристрастия ребенка к употреблению алкогольных напитков. Более половины несовершеннолетних правонарушителей отмечают, что нередко употребляют алкоголь с ведома родителей. Взрослые, позволяя своим детям употреблять спиртные напитки, подвергают несовершеннолетних опасности совершать преступления в состоянии алкогольного опьянения. 79 % подростков утверждают, что состояние алкогольного опьянения возбуждает желание совершать правонарушения. Многие ученые также отмечают, что к совершению преступлений, проступков несовершеннолетних побуждает состояние алкогольного опьянения22.
Таким образом, злоупотребление родительской властью может выражаться в различных формах и предопределять преступность несовершеннолетних. Семейное неблагополучие как комплекс негативных факторов взаимоотношений детей и родителей служит причиной криминализации несовершеннолетних - жертв злоупотреблений родительской властью. Именно совокупность отрицательных факторов, господствующих в семейных отношениях, десоциализирующе воздействует на формирующуюся личность ребенка, детерминирует преступное поведение несовершеннолетних.
1 См.: Кудрявцев В.Н., Эминов В.Е. Криминология как наука // Криминология: учебник / под ред. В.Н. Кудрявцева и В.Е. Эминова. М., 2004. С. 19.
2 См.: Варыгин А.Н., Григорян З.М. Убийства, совершаемые несовершеннолетними (особенности мотивации и предупреждения). М., 2013. С. 69.
3 См.: Гладких В.И., Федотов П.В., Шумов Р.Н. Криминология: курс лекций. М., 2010. С. 221.
4 См.: Савинкова Е.Н. Преступность несовершеннолетних // Криминология: учебник для вузов / под общ. ред. А.И. Долговой. М., 2003. С. 770.
5 См.: Волгарева И.В. Преступность несовершеннолетних // Криминология: учебник для вузов / под ред. В.Н. Бурлакова, Н.М. Кропачева. СПб., 2003. С. 324-326.
6 См.: Голубничая Л.С. Преступность несовершеннолетних: криминологическая характеристика и проблемы предупреждения (по материалам Дальневосточного федерального округа) : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Владивосток, 2011. С. 15.
7 См.: Криминология. Сер. «Учебники, учебные пособия» / под общ. ред. Ю.Ф. Кваши. Ростов н/Д., 2002. С. 523.
8 См.: Чапурко Т.М. Преступность несовершеннолетних // Криминология: учебник / под общ. ред. А.И. Долговой. М., 2013. С. 898.
9 См.: Эминов В.Е. Преступность несовершеннолетних // Криминология : учебник / под ред. В.Н. Кудрявцева и В.Е. Эминова. 4-е изд., перераб. и доп. М., 2009. С. 570.
10 См.: Варчук Т.В. Криминология : учебное пособие. М., 2002. С. 158-161.
11 См.: Ермаков В.Д. Преступления, совершаемые несовершеннолетними и против них // Криминология: учебник / под ред. В.Н. Кудрявцева, В.Е. Эминова. М., 1995. С. 292.
12 См.: Миньковский Г.М., Кузнецова Н.Ф. Криминологическая характеристика преступности несовершеннолетних // Криминология : учебник / под ред. Н.Ф. Кузнецовой, Г.М. Миньковского. М., 1998. С. 251-255.
13 См.: Там же.
14 См.: Чапурко Т.М. Особенности детерминации и причинности преступности несовершеннолетних // Криминология : учебник для вузов / под общ. ред. А.И. Долговой. 4-е изд., перераб. и доп. М., 2005. С. 793.
15 См.: Долгова А.И. Учение о детерминации и причинности преступности / Криминология : учебник / под общ. ред. А.И. Долговой. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2003. С. 264-265.
16 Конвенция о правах ребенка. М., 2014. С. 5.
17 См.: Гуревич И.Н. Социальная психология здоровья. СПб., 1999. С. 262-268.
18 См.: Беличева С.А. Основы превентивной психологии. М., 1994. С. 143-144.
19 См.: Лебедева А.И. Семья несовершеннолетнего правонарушителя как объект профилактики преступлений: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2000. С. 10.
20 См.: Красовская О.Ю. Предпреступное и преступное поведение несовершеннолетних - жертв злоупотреблений родительской властью (криминологические и уголовно-правовые проблемы). Саратов, 2010. С. 48-109.
21 См.: Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. М., 2003. С.383.
22 См., например: Яковлева Н.Г. Влияние употребления спиртных напитков на преступность несовершеннолетних: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М, 1974; Ткачевский Ю.М. Правовые аспекты борьбы с наркоманией и алкоголизмом. М., 1990. С. 33, 87.
Е.В. Христофорова
ЗАКЛЮЧЕНИЕ НА ПРОЕКТ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 15 ИЮНЯ 2006 ГОДА № 14 "О СУДЕБНОЙ ПРАКТИКЕ ПО ДЕЛАМ О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ, СВЯЗАННЫХ С НАРКОТИЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ, ПСИХОТРОПНЫМИ, СИЛЬНОДЕЙСТВУЮЩИМИ И ЯДОВИТЫМИ ВЕЩЕСТВАМИ"»
В статье представлены позитивные наработки предложенных изменений, а также изложен критический взгляд на некоторые предложения высшего судебного органа.
Ключевые слова: наркотические средства, психотропные вещества, уголовная ответственность, назначение наказания, незаконный оборот наркотиков.
© Христофорова Елена Валерьевна, 2015
Кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного и уголовно-исполнительного права (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: [email protected]