Научная статья на тему 'Объективные источники правонарушений среди несовершеннолетних в современной России'

Объективные источники правонарушений среди несовершеннолетних в современной России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1306
180
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
криминология / предупреждение преступности / профилактика преступлений / несовершеннолетние / правонарушение / кризис / общество / преступное поведение
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Объективные источники правонарушений среди несовершеннолетних в современной России»

УДК 343

Гусейнов Арсен Батырханович

соискатель кафедры криминологии Краснодарского университета МВД России тел. (928) 836-79-99

ОБЪЕКТИВНЫЕ ИСТОЧНИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Guseynov Arsen Batyrhanovich

post-graduate student of the chair of criminology, Krasnodar University of Russian Ministry of

Internal Affairs tel. (928) 836-79-99

OBJECTIVE SOURCES OF OFFENSES AMONG MINORS IN MODERN RUSSIA

Аннотация:

Автором проведено теоретическое исследование по выявлению и предупреждению криминогенных факторов, которые влекут за собой правонарушения среди несовершеннолетних. По мнению автора, распад системы социальной профилактики правонарушений несовершеннолетних является результатом кризиса в политической, экономической, социальной, правовой и духовной сферах жизнедеятельности, наблюдающийся в российском обществе в последние десятилетия.

The summary:

The author conducts the theoretical research on revealing and preventioning criminogenic factors which involve offenses among minors. According to the author, disintegration of system of social preventive maintenance of offenses of minors grows out of crisis in political, economic, social, legal and spiritual spheres of the life ability, observed in the Russian society last decades.

Ключевые слова:

криминология, предупреждение преступности, профилактика преступлений, несовершеннолетние, правонарушение, кризис, общество, преступное поведение.

Keywords:

criminology, the criminality prevention, preventive maintenance of crimes, minors, an offense, crisis, a society, criminal behavior.

В криминологии причины определяются как социально-психологические явления, непосредственно порождающие преступность и преступления как свое закономерное следствие, условия - как явления, сами не порождающие преступность и преступления, а способствующие, облегчающие, интенсифицирующие формирование и действие причины [1, с. 137]. По справедливому замечанию Ю.М. Антоняна, проблема причин преступности - самая острая, дискуссионная, самая болезненная в криминологии [2, с. 3].

Причинный комплекс преступности несовершеннолетних в России многогранен, он состоит из ряда взаимосвязанных криминогенных факторов. Нынешняя эпоха характеризуется затянувшимся кризисом как в материальной, так и в духовной жизни России, такая ситуация не являлась неизбежным объективным процессом, объясняющаяся целым рядом широкомасштабных ошибок и упущений, которые породили в обществе антагонистические явления и процессы, детерминирующие негативные формы отклоняющегося поведения, в том числе и преступного [3, с. 35].

Социально-экономические явления и процессы, происходящие на макроуровне, отражаются на сознании и поведении несовершеннолетних, преломляясь через среду в ближайшем социальном окружении: семью, школу, трудовые коллективы, неформальные группы молодежи по месту жительства.

Эти социальные институты испытывают в настоящее время большие трудности в выполнении своих задач и функций. Их антикриминогенный, профилактический потенциал за годы проводимых в стране реформ значительно снизился.

Коренные причины роста преступности несовершеннолетних, так же как и преступности в целом, связаны с противоречиями общественного развития. Системный кризис,

переживаемый в стране с началом радикальных преобразований в экономике и продолжающийся в определенной мере и в настоящее время, сопровождается возникновением новых и обострением ранее имевшихся противоречий [4, с. 12].

Становление и формирование личности несовершеннолетнего происходит в таких сферах жизнедеятельности, как семейные отношения, учеба, труд и досуг, которые в совокупности образуют целостную среду обитания подрастающего поколения, влияющую на их духовное, физическое и интеллектуальное развитие. Именно в этих сферах следует искать причины негативных тенденций, происходящих в подростково-молодежной среде [5, с. 61-62].

Ведущее место в нравственном формировании личности несовершеннолетних занимает родительская семья, а важными с точки зрения воздействия на личность являются семейные отношения. Важность семейного воспитания заключается в формировании не только социально значимых качеств личности, но и свойственных ей оценочных понятий. Влияние семьи на несовершеннолетнего сильнее влияния школы и общества в целом [6, с. 62]. Как отмечал В.И. Литвинов, «если в семье главным в жизни признаются материальный достаток, накопление вещей и погоня за их приобретением любой ценой, выгодные друзья и ловкость в извлечении пользы для себя лично, нетрудно предугадать содержание моральной деформации в сознании, а затем и поведении ребенка... Регулярные упражнения детей в неоправданном удовлетворении потребностей, стремление получать личные блага без адекватных усилий в труде, при отсутствии положительных примеров для подражания укрепляют усвоение криминальных стандартов, эталонов и образцов поведения» [7, с. 118-119].

Именно семья берет с первых дней жизни на себя всю заботу о ребенке, его здоровье, воспитании, жизни. Семья дает детям первоначальные знания об окружающем, руководит ими в этом мире, вырабатывает определенные представления и навыки, помогает осуществлять контакты с множеством других лиц, надежно охраняет и защищает их от жизненных трудностей и невзгод. Семья легче и эффективнее осуществляет индивидуальный подход к человеку, вовремя замечает просчеты общества и государства в воспитательной деятельности, активно стимулирует проявляющиеся положительные качества и борется с отрицательными чертами характера. Достойно конкурировать с семьей во всех отношениях, особенно на первоначальном этапе развития личности, не может ни одно общественное или государственное воспитательное учреждение. Отсутствие родительской семьи или семейное неблагополучие почти всегда создают реальные сложности в формировании детей и подростков, преодолеть которые обществу до сегодняшнего дня не удается [5, с. 62].

По утверждению И.С. Кона, практически нет ни одного социального и психологического акта поведения подростков и юношей, которые не зависели бы от их семейных условий в настоящем или прошлом [8, с. 75].

Для современного российского общества характерен «кризис семьи», о чем достаточно много написано в различных научных исследованиях. Некоторые исследователи даже считают, что семья в настоящее время выступает в качестве одного из факторов, формирующих преступную психологию молодежи. В частности, одной из причин дестабилизации семейных отношений является невыполнение семьей в полной мере своих функций [9, с. 45].

О неблагополучном положении в сфере семейного воспитания говорят следующие данные: только в г. Москве по состоянию на 1 января 2007 г. на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних органов внутренних дел стояли 6011 неблагополучных родителей (на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних - 5640 семей) [10, с. 45].

По данным В.Я. Рыбальской, подростки считают, что основной причиной, по которой они совершили преступления, является отрицательное влияние родителей, 14,8% - отсутствие взаимопонимания в семье, 38,3% - неполную семью, 23,5% - тяжелые материальные условия и бытовую неустроенность [11, с. 123].

Наиболее неблагополучно влияет на формирование личности человека насилие, имеющее место в семье. Насилие - это любой акт психического или физического воздействия одного лица или группы лиц на другое лицо или группу лиц, нарушающий природные или приобретенные права и свободы личности человека [12, с. 3]. Насилие в семье -это противоправное, общественно опасное физическое, психическое или сексуальное воздействие на человека, обладающее устойчивой тенденцией к эскалации и большой вероятностью повторения одного члена семьи в отношении другого, совершенное против или помимо воли потерпевшего, независимо от фактических последствий такого воздействия [13, с. 34-35].

Насилие в семье в настоящее время является одной из наиболее сложных и актуальных проблем российского общества. Неблагополучные отношения в семьях, жестокость и насилие в отношении детей, унижение их достоинства и принуждение к противоправному поведению становятся фактами повседневной жизни для многих несовершеннолетних. Как отметил О.В. Зыков, внутрисемейное насилие является наиболее драматической формой насилия над ребенком, «ребенок находится в замкнутом пространстве, нет никаких ресурсов и возможности изменить ситуацию, которая неизбежно и безвозвратно калечит психику ребенка и лишает его возможности стать полноценной личностью в дальнейшем» [14, с. 311-312].

Жесткое отношение к детям и другим членам семьи передается из поколения в поколение. Разрушительно воздействуя на личность человека, семейное насилие затрагивает и социальное окружение. Происходит воспроизводство насилия и пренебрежения не только в семье, но и в обществе. Жесткость в обществе и жесткость в семье неотделимы друг от друга [15, с. 41, 43].

Криминологами давно доказано, что преступность, в том числе несовершеннолетних, часто связана с бедностью, обнищанием населения. Как справедливо отметил Ю.М. Антонян, «нельзя забывать, что бедное общество бедно и духовно, что является одной из главных причин нынешнего высокого уровня безнравственности и преступности. Особенно неблагополучно социально-экономическое положение молодежи из необеспеченных и малообеспеченных семей, которой почти наглухо закрыт доступ к модным и престижным вещам, обладающим в их глазах огромной притягательной силой. Это может толкать их на совершение погромов, краж, грабежей, разбоев и хулиганских действий» [16, с. 141-144].

Следует отметить, что на рубеже веков в России произошло социальное расслоение семей по уровню доходов и качеству жизни. Многие категории населения оказались за чертой бедности, деморализованы и социально дезорганизованы. В таких условиях психологически преступное поведение становится явлением, привычным для населения, является даже образом жизни и способом выживания не только отдельных лиц, но и целых групп людей [17, с. 10-11].

С.Л. Сибиряков в своей известной работе «Дети - Преступность - Беда» (1993) совершенно обоснованно отметил, что к условиям, способствующим преступности несовершеннолетних, следует отнести безнадзорность, т.е. отсутствие должного контроля за подростками со стороны родителей или лиц, их заменяющих [18, с. 17].

Н.И. Ветров писал по этому поводу, что «безнадзорность является тем криминогенным факторов, который во многом способствует правонарушениям среди детей и подростков» [19, с. 120].

Одним из совокупности криминогенных детерминант, обусловливающих преступность несовершеннолетних, являются результаты воздействия средств массовой информации, которые стали заниматься не правовым воспитанием, а пропагандой образа жизни криминальных организаций, авторитетов криминального мира, смаковать «громкие» убийства, хищения и другие тяжкие преступления [9, с. 48]. В.В. Гриб отметил, что СМИ сегодня не только не оказывает положительного воздействия на правосознание молодых граждан, но зачастую вызывает обратный эффект. Темы преступности, проституции, дезертирства в СМИ далеко не всегда вызывают у молодых граждан отрицательные установки к этим явлениям. Во многих материалах печати присутствует тема усиления потребительских проявлений психологии молодежи, отсутствует элемент дискуссионно-сти в обсуждениях актуальных вопросов правовой культуры и правомерного поведения молодежи. В то же время в статьях с излишними подробностями описываются процесс совершения преступлений, без морально-психологической оценки правонарушений [20, с. 38-40].

Негативные тенденции в области предупреждения преступности в конце ХХ в. отрицательно повлияли на состояние преступности несовершеннолетних. Как отметил А.И. Алексеев, «серьезной ошибкой, допущенной на старте реформ, был отказ от идеи приоритетности предупреждения в ряду основных направлений борьбы с преступностью и во многом связанный с этим развал системы социальной и специальной криминологической профилактики. Сдача позиций в данной сфере происходила под превратно понимаемыми лозунгами демократизации и либерализации жизни общества, утверждения свободы личности, защиты ее прав и свобод. Именно этим, например, оправдывались скоропалительные решения об отмене уголовной ответственности за бродяжничество, ведение паразитического образа жизни, нарушение паспортных правил, злостное нарушение правил административного надзора, принудительного лечения алкоголиков и наркоманов (кроме случаев его применения в соответствии с УК РФ) и тому подобные внешне гуманные акции» [21, с. 66]. В начале 90-х гг. ХХ в. была фактически разрушена прежняя система профилактики преступлений, а образовавшийся вакуум, как отметил С.И. Герасимов, не был восполнен новыми организационными и правовыми мерами профилактики, что стало одним из факторов, обусловившим рост преступности [22, с. 2].

Кризис в политической, экономической, социальной, правовой и духовной сферах жизнедеятельности нашего общества на рубеже веков резким падением уровня жизни в совокупности с другими объективными и субъективными факторами повлек за собой распад системы социальной профилактики правонарушений несовершеннолетних, а с ней такого важного направления как взаимодействие с другими субъектами профилактической деятельности. Таким образом, можно наблюдать прекращение или резкое ослабление в последнем десятилетии ХХ в. работы многих комиссий по делам несовершеннолетних, общественных воспитателей несовершеннолетних, спортивно-трудовых и военизированных объединений, разрушение различных досуговых форм занятости подростков [23, с. 7].

Ссылки: References (transliterated):

1. Криминология / Под ред. Н.Ф. Кузнецовой, Г.М. 1. Kriminologiya / ed. by N.F. Kuznetsovf, G.M. Миньковского. М., 1994. С. 137. Min'kovskiy. M., 1994. P. 137.

2. Антонян Ю.М. Причины преступности в России // Преступность в России: причины и перспективы. Вып. 2. М., 2005. С. 3.

3. Миненок М.Г., Миненок Д.М. Корысть. Криминологические и уголовно-правовые проблемы. СПб., 2001. С. 35.

4. Бакаев А.А., Остапенко Н.И. Система профилактики правонарушений несовершеннолетних. М., 2003. С. 12.

5. Орлова Ю.Р., Шиян В.И. Предупреждение корыстно-насильственных преступлений, совершаемых несовершеннолетними женского пола. М., 2008. С. 61-62.

6. Чапурко Т.М. Социально-правовая оценка насилия над детьми // Криминальное насилие: общие проблемы и опыт борьбы в Республике (Саха) Якутия. М., 2004. С. 62.

7. Литвинов В.И. Причины и условия формирования групп несовершеннолетних, совершающих преступления с корыстной мотивацией // Вопросы борьбы с преступностью. Вып. 45. М., 1987. С. 118-119.

8. Кон И.С. Психология старшеклассника. М., 1980. С. 75.

9. Буланова И.А., Дякина И.А., Самыгин П.С. Правовые ценности российской молодежи. Ростов н/Д, 2006. С. 45.

10. О состоянии работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в городе Москве // Доклад о деятельности Уполномоченного по правам ребенка в городе Москве, о соблюдении и защите прав, свобод и законных интересов ребенка в 2006 г. М., 2007. С. 45.

11. Рыбальская В.Я. Проблемы борьбы с преступностью несовершеннолетних. Иркутск, 1994. С. 123.

12. Сибиряков С.Л., Демидов Н.Н., Анисимов П.В. Насилие и дети: состояние, причины, защита и профилактика. Волгоград, 1994. С. 3.

13. Бурков А.А. О положительном опыте работы отдела по делам несовершеннолетних ОВД г. Георгиевска и Георгиевского района по работе с неблагополучными семьями // Совершенствование деятельности органов внутренних дел, других субъектов системы профилактики по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Чеченской Республике. М., 2008. С. 34-35.

14. Зыков О.В. Насилие над ребенком - причина детской беспризорности, наркомании и преступности // Государственная система профилактики правонарушений: современное состояние и перспективы развития. М., 2008. С. 311-312.

15. Унарова Л.Д. Взаимосвязь насилия в семье и насилия в обществе // Криминальное насилие: общие проблемы и опыт борьбы в Республике (Саха) Якутия. М., 2004. С. 41, 43.

2. Antonyan Y.M. Prichiny prestupnosti v Rossii // Prestupnost' v Rossii: prichiny i perspektivy. Issue 2. M., 2005. P. 3.

3. Minenok M.G., Minenok D.M. Koryst'. Kriminolog-icheskie i ugolovno-pravove problemy. SPb., 2001. P. 35.

4. Bakaev A.A., Ostapenko N.I. Sistema profilaktiki pravonarusheniy nesovershennoletnih. M., 2003. P. 12.

5. Orlova YU.R., Shiyan V.I. Preduprezhdenie korystno-nasil'stvennyh prestupleniy, sovershae-myh nesovershennoletnimi zhenskogo pola. M., 2008. P. 61-62.

6. Chapurko T.M. Sotsial'no-pravovaya otsenka nasiliya nad det'mi // Kriminal'noe nasilie: ob-shchie problemy i opyt bor'by v Respublike (Saha) Yakutiya. M., 2004. P. 62.

7. Litvinov V.I. Prichiny i usloviya formirovaniya grupp nesovershennoletnih, sovershayushchih prestupleniya s korystnoy motivatsiey // Voprosy bor'by s prestupnost'yu. Issue 45. M., 1987. P. 118-119.

8. Kon I.S. Psihologiya starsheklassnika. M., 1980. P. 75.

9. Bulanova I.A., Dyakina I.A., Samygin P.S. Pravove tsennosti rossiyskoy molodezhi. Rostov n/D, 2006. P. 45.

10. O sostoyanii raboty po profilaktike beznadzornosti i pravonarusheniy nesovershen-noletnih v gorode Moskve // Doklad o deyatel'nosti Upolnomochennogo po pravam rebenka v gorode Moskve, o soblyudenii i zashchite prav, svobod i zakonnyh interesov rebenka v 2006 g. M., 2007. P. 45.

11. Rybal'skaya V.YA. Problemy bor'by s prestupnost'yu nesovershennoletnih. Irkutsk, 1994. P. 123.

12. Sibiryakov S.L., Demidov N.N., Anisimov P.V. Nasilie i deti: sostoyanie, prichiny, zashchita i pro-filaktika. Volgograd, 1994. P. 3.

13. Burkov A.A. O polozhitel'nom opyte raboty otdela po delam nesovershennoletnih OVD g. Georgievska i Georgievskogo rayona po rabote s neblagopoluchnymi sem'yami // Sovershenstvovanie deyatel'nosti organov vnutrennih del, drugih subektov sistemy profilaktiki po preduprezhdeniyu beznadzornosti i pravonarusheniy nesovershen-noletnih v Chechenskoy Respublike. M., 2008. P. 34-35.

14. Zykov O.V. Nasilie nad rebenkom - prichina detskoy besprizornosti, narkomanii i prestupnosti // Gosudarstvennaya sistema profilaktiki pravonarusheniy: sovremennoe sostoyanie i perspektivy razvitiya. M., 2008. P. 311-312.

15. Unarova L.D. Vzaimosvyaz' nasiliya v sem'e i nasiliya v obshchestve // Kriminal'noe nasilie: ob-shchie problemy i opyt bor'by v Respublike (Saha) Yakutiya. M., 2004. P. 41, 43.

16. Антонян Ю.М. Причины преступного поведения. М., 1992. С. 141-144.

17. Преступность, статистика, закон / Под ред. А.И. Долговой. М., 1997. С. 10-11.

18. Сибиряков С.Л. Дети - Преступность - Беда (как уберечь вашего ребенка от тюрьмы и от сумы). Волгоград, 1993. С. 17.

19. Ветров Н.И. Некоторые вопросы профилактики в свете выборочного анализа динамики и структуры преступности и безнадзорности среди несовершеннолетних // Личность правонарушителя и проблемы предупреждения преступности несовершеннолетних. М., 1977. С. 120.

20. Гриб В. В. Проблемы формирования правосознания молодежи: опыт прошлого, реалии настоящего // Юрист. 1998. № 5. С. 38-40.

21. Алексеев А.И., Овчинский В.С., Побегайло Э.Ф. Российская уголовная политика: преодоление кризиса. М., 2006. С. 66.

22. Герасимов С.И. Предупреждение преступности: теория, опыт, проблемы // Законность. 2002. № 2. С. 2.

23. Бланков А.С., Кузьмина О.В., Тропина Л.И., Фокин В.М. Профилактика правонарушений несовершеннолетних: объединить усилия. М., 1996. С. 7.

16. Дп1опуап У.М. Рг1сЫпу ргеБ^рподо роуе<еп1уа. М., 1992. Р. 141-144.

17. РгеБ^рпоБГ, Б1айБйка, Еакоп / е<1 Ьу Д.1. йо!-доуа. М., 1997. Р. 10-11.

18. Б1Ь1гуакоу Б.Ь. йей - РгеБ^рпоз!' - Ве<а (как иЬегесЬГ уаБИедо геЬепка о! !уиг'ту I о! Биту). Уо!додга< 1993. Р. 17.

19. Уе1гоу N.1. Ыеко1оге уоргоБу ргоГ1!ак!1к1 V Буе!е ууЬогосИподо апа!еа <Лпат1к1 I Б1гиМигу ргеБ^рпоБ^ I Ье2па<2огпоБй Бге< пеБоуегБИеппо!е1п1И // ЫсИпобГ ргауопагиБЬ|Ке!уа I ргоЬ!ету рге<ирге2И<еп1уа ргеБ^рпоБ^ пеБоуегБИеппо!е1п1И. М., 1977. Р. 120.

20. Ог1Ь У.У. РгоЬ!ету Гогтлгоуатуа ргауоБо2пап1уа то!о<е2Ы: ору! ргоБЫодо, геа!11 паБ1оуаБИсИедо // Уиг1Б1 1998. No. 5. Р. 38-40.

21. Д!екБееу Д.1., ОусЫпБк1у У.Б., РоЬедау!о Б.Р. РоББ1уБкауа идо!оупауа ро!Шка: ргео<о!еп1е кггаБа. М., 2006. Р. 66.

22. ОегаБ1тоу Б.!. Рге<ирге2И<еп1е ргеБ^рпоБЙ: 1еог1уа, ору!, ргоЬ!ету // 7акоппоБГ 2002. No. 2. Р. 2.

23. В!апкоу Д.Б., Ки2'т1па О.У., Тгор1па 1_.!., Рок1п У.М. РгоГНакйка ргауопагиБИеп1у пеБоуегБИеп-по!е1п1И: оЬ"е<1пК' иБ1!1уа. М., 1996. Р. 7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.