Научная статья на тему 'Злободневные проблемы Российской антинаркотической политики'

Злободневные проблемы Российской антинаркотической политики Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
138
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРКОПРЕСТУПНОСТЬ / НАРКОМАНИЯ / НАРКОБИЗНЕС / НЕМЕДИЦИНСКОЕ ПОТРЕБЛЕНИЕ НАРКОТИКОВ / ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ НОВЕЛЛЫ / DRUG CRIMINALITY / DRUG ADDICTION / NARCOBUSINESS / NEW KINDS OF NARCOTICS / NON MEDICAL CONSUMPTION / ILLICIT DRUG TRAFFICKING / HUMANIZATION OF THE RUSSIAN CRIMINAL LEGISLATION / LEGISLATIVE SHORT STORIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кожухова Ирина Владимировна

Рассматривается процесс расширения потребления новых видов наркотических средств и психоактивных веществ (в том числе курительных смесей), а также немедицинского потребления средств, содержащих психоактивные вещества, в отношении которых меры контроля не установлены. Анализируются внесенные законодателем изменения в УК РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOPICAL PROBLEMS OF THE RUSSIAN ANTINARCOTIC POLICY

The article considers the process of expansion of consumption of new kinds of narcotics and psychoactive substances (including smoking mixes), and also non medical consumption of means containing psychoactive substances with respect to which the control measures aren't established. The author analyses the latest changes introduced by the legislator into the Criminal Code of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Злободневные проблемы Российской антинаркотической политики»

УДК 343.9

Ирина Владимировна КОЖУХОВА,

инженер юридического факультета Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена (г. Санкт-Петербург)

ЗЛОБОДНЕВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РОССИЙСКОЙ АНТИНАРКОТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ

TOPICAL PROBLEMS OF THE RUSSIAN ANTINARCOTIC POLICY

Рассматривается процесс расширения потребления новых видов наркотических средств и психоактивных веществ (в том числе курительных смесей), а также немедицинского потребления средств, содержащих психоактивные вещества, в отношении которых меры контроля не установлены. Анализируются внесенные законодателем изменения в УК РФ.

The article considers the process of expansion of consumption of new kinds of narcotics and psychoactive substances (including smoking mixes), and also non medical consumption of means containing psychoactive substances with respect to which the control measures aren’t established. The author analyses the latest changes introduced by the legislator into the Criminal Code of the Russian Federation.

Ключевые слова: наркопреступность, наркомания, наркобизнес, немедицинское потребление наркотиков, законодательные новеллы.

Keywords: drug criminality, drug addiction, narcobusiness, new kinds of narcotics, non medical consumption, illicit drug trafficking, humanization of the Russian criminal legislation, legislative short stories.

По оценкам Управления ООН по наркотикам и преступности (ЮНОДК), в 2009 г. во всем мире хотя бы один раз запрещенные вещества употребляли от 149 до 272 миллионов человек (3,3-6,1% населения в возрасте 15-64 лет).1 Ориентировочно половина из них - это текущие наркопотребители, то есть те, кто потреблял запрещенные наркотики по меньшей мере один раз в течение месяца, предшествующего дате проведения оценки. В России количество наркопотребителей составляет около 2,5 миллионов человек. По словам директора ФСКН В.П. Иванова, рост наркоза-висимых в России следует рассматривать как одну из главных угроз безопасности страны.2

Медицина рассматривает наркозависимость, или наркоманию, как аддитивное заболевание, относящееся к группе болезней зависимости или «химических зависимостей».3 По степени тяжести и частоте летальных случаев наркомания приравнивается к таким тяжелым болезням, как онкология, имеет огромный процент смертности - 96%. Ежегодно погибают от потребления наркотиков 30 тысяч человек.4 Коварство наркомании состоит в том, что физическая зависимость возникает даже при однократном (!) употреблении наркотика.5

В свете сложившейся ситуации представляется существенной угрозой системе мер по сокращению предложения наркотиков расширение немедицинского

потребления средств, содержащих психоактивные вещества, в отношении которых меры контроля не установлены. Примером могут служить кодеиносодержащие препараты (седалгин, коделак, пенталгин-Н и многие другие), весьма популярные среди наркоманов, которые используют их для изготовления в домашних условиях «наркотика для бедных» -дезоморфина, убивающего наркомана гораздо быстрее героина - за два-три года: у наркомана начинает гнить организм, происходит отслоение кожи, возникают страшнейшие язвы. Эта отрава из-за дешевизны постепенно вытесняет с черного рынка и героин, и кокаин. Кстати, не так давно кодеиносодержащие сиропы от кашля были очень популярны в южных штатах США.

Следует вспомнить разгоревшуюся летом 2011 г. борьбу вокруг продажи в свободном доступе кодеиносодрежащих препаратов. Впервые предложение по запрету свободной продажи лекарств, содержащих кодеин, высказала Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков, обосновывая свою позицию стремительным ростом «лекарственно-аптечной» наркомании. Первоначально предполагалось, что запрет на безрецептурный отпуск кодеинсодержащих лекарств вступит в силу с 1 мая 2011 г. Но Правительство РФ отложило решение вопроса на полгода, назвав другой контрольный срок - 1 ноября 2011 г. Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, которое, собственно, и должно подготовить соответствующие нормативные документы, сначала поддержало позицию ФСКН России. Был подготовлен проект соответствующего приказа. Однако позже позиция министерства поменялась: в обществе развернулась довольно бурная дискуссия по принятию подобных мер, ведь почти треть россиян - около 40 миллионов - принимают кодеиносодержащие препараты.6 Спектр их действия достаточно широк: простуды, хронический бронхит, болевые синдромы разного

происхождения - от зубной боли до женских недомоганий в критические дни. Если продавать такие лекарства строго по рецептам, предупреждают в министерстве, резко увеличится нагрузка на врачей, а самим пациентам придется отстаивать очереди, чтобы иметь возможность купить нужный препарат.7 В ноябре 2011 г. министр здравоохранения и социального развития Т.А. Голикова официально заявила, что рецептурный отпуск кодеиносодержащих препаратов начнется уже с 1 июня 2012 г.8 На сегодняшний день ограничения на продажу кодеиносодержащих лекарств региональные власти ввели пока только на Среднем Урале, в Хакасии, Новосибирске, Ульяновске, Ставрополе, Воронеже, Курганской области и ряде других субъектов Российской Федерации.

Пресечение оборота новых видов наркотических средств и психоактивных веществ - один из способов сокращения предложения наркотиков. На территории Российской Федерации курительные смеси составляют около 5% наркотического рынка. Их сильные психоактивные компоненты не только кратковременно изменяют сознание, они нередко приводят к отравлениям, серьезным психическим нарушениям, подталкивают к употреблению так называемых «тяжелых» наркотиков.9 Их приобретение по-прежнему

возможно через Интернет. Так, в январе 2012 г. сотрудниками Управления ФСКН России по Курганской области были выявлены восемь сайтов, посредством которых осуществлялись сбыт, приобретение, склонение к употреблению одурманивающих веществ под видом курительных смесей, растительных добавок к пище, солей для ванн, удобрений для растений, а также незаконная реклама и пропаганда наркотиков.10 Широкую огласку получил появившийся 1 3 января 2012 г. в Интернете видеоролик «В Новосибирске торгуют наркотиками», запечатлевший процесс торговли курительными смесями из автомобиля на территории Ленинского района города

Новосибирска. В ходе проверки сотрудниками полиции смеси были изъяты и направлены на экспертизу. Результаты исследования показали, что они не входят в установленный законом перечень наркотических и психотропных веществ, а значит, возбудить уголовное дело весьма затруднительно.11

Объясняется это следующим. Установление принадлежности таких смесей к аналогам наркотических веществ обеспечивается путем соблюдения требования ст. 1 Федерального закона от 8 января 1 998 г. «О наркотических средствах и психотропных веществах»12, в соответствии с которым аналогами наркотических средств и психотропных веществ признаются «запрещенные для оборота в Российской Федерации вещества синтетического или естественного происхождения, не включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, химическая структура и свойства которых сходны с химической структурой и свойствами наркотических средств или психотропных веществ, психоактивное действие которых они воспроизводят».

Как отмечает Р. М. Рустамов, понятие «аналоги» предусмотрено в законе на тот случай, когда получают путем синтеза или выделяют из природного сырья такие структурные аналоги наркотических средств или психотропных веществ, которые сохраняют или приобретают опасные наркотические свойства своих контролируемых «родственников», но при этом не являются их солями, изомерами или эфирами и, следовательно, не могут быть автоматически отнесены к числу контролируемых объектов, а соответственно, ни данным законом, ни Перечнем наркотических средств и психотропных веществ, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30 июня 1998 г. №681, специальный контроль аналогов прекурсоров (кроме солей органических оснований, если образование таковых возможно) не предусмотрен.13

Как верно отмечают ряд ученых, отсутствует и единая практическая методика проведения исследований экспертиз веществ, на основании которых давались бы заключения о признании изъятого вещества аналогом, а также о возможном вреде здоровью при его использо-вании.14

Вопрос же о признании вещества аналогом и внесении его в списки Перечня является предметом комплексной экспертизы и решается путем выдачи заключения уполномоченным на то экспертным органом о сходстве химической структуры исследуемого вещества структуре наркотических средств и психотропных веществ, фактах злоупотребления исследуемым веществом и психоактивного воздействия исследуемых веществ на организм человека.

В данном контексте необходимо обратить внимание на временную протяженность установления наличия психоактивного действия вещества, сравнения его структуры и свойств с наркотическим средством или психотропным веществом с учетом установленных сроков производства предварительного расследования по уголовным делам.15 Как верно отмечает Е.В. Иванова, отсутствие порядка отнесения вещества к аналогам наркотических средств и психотропных веществ не соответствует ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, устанавливающей, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом.16

Пока не осуществлена процедура включения нового опасного вещества в списки Перечня, оно остается «безнадзорным» со всеми вытекающими послед-ствиями.17 Запрет на оборот аналогов наркотических веществ и психотропных веществ, предусмотренный ч. 4 ст. 1 4 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах», хоть и имеет место, но механизм действия данной статьи отсутствует.

Активное использование производителями наркотических средств и психотроп-

ных веществ вышеуказанных пробелов в законодательстве, а также сверхбыстрое изменение ими формул подобных веществ, их модификаций сказываются на ходе работы правоохранительных органов в сфере пресечения их сбыта, что, в свою очередь, приводит к дальнейшему усугублению вреда здоровью граждан.

По нашему мнению, данные проблемы частично можно решить законодательно, путем изменения критериев классификации синтетических препаратов. Так, И.Л. Киреева высказывает предложение

о создании и утверждении перечня аналогов наркотических средств и психотропных веществ в целях обеспечения единообразия правоприменения при уголовном преследовании за их незаконный оборот, иначе определение экспертным путем сходства химической структуры и психоактивных свойств аналогов по отношению к наркотическим средствам и психотропным веществам в каждом конкретном случае может представлять определенную сложность и породить субъек-тивизм.18 По мнению А.В. Табакова, «юридическое признание какого-либо вещества аналогом наркотического средства или психотропного вещества будет осуществляться не путем включения «кандидата в аналоги» в официальный список, что, по сути, было бы простым расширением Перечня, а путем установления экспертной организацией наличия у конкретного вещества совокупности необходимых и достаточных признаков, прямо указанных в законе как присущих аналогам. В целях удобства правоприменения возможна последующая систематизация экспертных заключений об отнесении представленных на экспертизу объектов к аналогам наркотических средств и психотропных веществ, то есть составление отдельного списка аналогов».19

Существенные изменения в УК РФ, направленные на дальнейшую гуманизацию российского уголовного законодательства об ответственности лиц, больных наркоманией, внес Федеральный закон

от 7 декабря 2011 г. №420-ФЗ.20 Для данной категории граждан теперь предусмотрена возможность выбора между наказанием в виде лишения свободы и прохождением лечения от наркозависимости. Суду же в соответствии со ст. 82.1 УК РФ предоставлена возможность отсрочить исполнение наказания лицам, больным наркоманией, впервые совершившим преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 228, ч. 1 ст. 231 и ст. 233 УК РФ, при условии их добровольного согласия на прохождение соответствующего курса лечения. В данном случае суд сможет отсрочить отбывание наказания в виде лишения свободы до окончания курса лечения, но не более чем на пять лет. Стоит обратить внимание на то, что в зависимости от результатов лечения человек может быть освобожден от отбывания наказания. Если же осужденный будет уклоняться от лечения, отсрочка будет отменена. В данном случае налицо опасность необоснованного избегания наказаний наркозависимыми в нарушение требований ст. 4 УК РФ, закрепляющей принцип равенства граждан перед законом. Так, два лица, совершивших одинаковые преступления, предусмотренные, например, ч. 1 ст. 228 УК РФ, получат совершенно разное воздействие (лишение свободы до трех лет или отсрочка отбывания наказания с последующим полным освобождением от него по истечении определенного срока) в связи только с тем, что один из них болен наркоманией.

Еще одна проблема связана с тем, что большая масса наркотиков идет через таджикско-афганскую, туркменско-афганскую и казахстанскую границы. Лишь путем перекрытия данных границ возможно остановить усиливающиеся наркопотоки по Северному маршруту из стран Азии. В свете же события начала 2012 г.

- образования Единого экономического пространства России, Белоруссии и Казахстана - создается впечатление, что политика нашего государства отнюдь не направлена на сокращение наркопотоков

из стран Азии. С 1 января 2012 г. на территории государств - участников Таможенного союза (а теперь уже и Единого экономического пространства) в соответствии с соглашением «О единых принципах регулирования в сфере охраны и защиты прав интеллектуальной собственности» вводится региональный принцип исчерпания прав на товары, содержащие объекты интеллектуальной собственности (ИС). 21 Таким образом, в России и Белоруссии автоматически перестает действовать национальный (территориальный) принцип, а в Казахстане

- международный. У таможенных служб появляется весомая дополнительная нагрузка и ответственность. Но готовы ли к эффективной работе в новых условиях белорусская и казахстанская таможни? Как известно, основная масса наркотиков ввозится в Сибирь как раз через границу с Казахстаном - маршрут так называемого афганского наркотрафика. На сегодняшний день на таможенных постах действует так называемая система анализа и управления рисками, суть которой состоит в следующем: досматриваются лишь один процент автомобилей из потока вместо прежних десяти, определяют которые по целому набору признаков, дающих основания усомниться в содержимом фуры.22 В связи с данными обстоятельствами возникает опасение: не откроется ли прямая дорога афганскому наркотрафику в Россию, относительно сдерживающей силой которого до настоящего времени являлась таможенная русско-казахстанская граница? Данные опасения также связаны с отменой вышеуказанным Федеральным законом ст. 188 УК РФ, устанавливавшей уголовную ответственность за контрабанду. Взамен нее появилась новая статья - 229.1 «Контрабанда наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные ве-

щества или их прекурсоры, инструментов или оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ». Ответственность за контрабанду перечисленных в новой статье запрещенных веществ ужесточена, однако рамки объективной стороны, наоборот, сужены. Объективная сторона преступления теперь предусматривает незаконное перемещение наркотиков лишь через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС или госграницу Российской Федерации с государствами - членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС. В ЕврАзЭС входят 9 стран: Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан, Узбекистан, Армения, Молдова и Украина. Получается, что российско-китайская граница остается открытой для контрабандного ввоза наркотических средств. Синтетические же наркотики, как известно, поступают в Россию прежде всего из Китая. Так, в декабре 2011 г. приморские наркополицейские изъяли более

1 9 кг синтетических наркотиков у сотрудницы одной из владивостокских турфирм. Женщина регулярно ездила в Китай в качестве сопровождающей туристических групп и привозила оттуда запрещенное вещество.23 Наркоторговцы успешно освоили новый путь переправки запрещенных веществ из Китая в Приморье через российских туристов, которые ездят в Китай за счет турфирм. Компании оплачивают им дорогу, визу, иногда проживание, взамен турист обязан провезти в Россию несколько сумок, содержанием которых и являются синтетические наркотики.

В свете последних изменений в УК РФ от 1 марта 2012 г.24, устанавливающих более жесткие меры наказания для распространителей наркотиков вплоть до пожизненного заключения за контрабанду, незаконное производство, сбыт и пересылку наркотиков и психотропных веществ в особо крупном размере, а также конфискации денег, ценностей и

другого имущества, полученного в результате совершения таких преступлений, нельзя не одобрить стремление законодателя ужесточить наказание за сбыт наркотиков и психотропных веществ или их аналогов в следственном изоляторе, исправительном учреждении, административном здании, образовательном учреждении, на транспорте или в каком-либо общественном месте, а также с использованием средств массовой информации или Интернета.

Известны подобные преступления в названных учреждениях. Так, в Тульской области трое осужденных, находясь в разных колониях, сумели создать преступное сообщество и обеспечивали его деятельность по сбыту крупных партий наркотиков. Аналогичные организованные преступные сообщества были созданы осужденными, отбывающими наказание в колониях Свердловской, Оренбургской, Пензенской, Ярославской, Астраханской, Костромской областей, Республики Мордовия и Ханты-Мансийского АО.25 Ночные клубы также являются рассадниками наркомании: в России существуют порядка 7602 развлекательных учреждений, которые могут быть местом сбыта либо потребления наркотиков. 26 Результаты проводимого прокурорами районов в декабре 2009 г. в Санкт-Петербурге в рамках акции «Наш город» анкетирования 3975 студентов 24 вузов по вопросу вовлечения студентов в незаконное потребление наркотических средств, психотропных и сильнодействующих ве-ществ27 показали: около 200 лиц, участвующих в анкетировании, указали на возможность приобретения наркотиков в том высшем учебном заведении, в котором они учатся: Петербургском государственном технологическом институте (2,8%), Университете путей сообщения (9,4%), Политехническом университете (31,3%), факультете журналистики Санкт-Петербургского государственного университета (28,6%), Петербургском государственном университете сервиса и экономики (9%), Санкт-Петербургском инсти-

туте механики и оптики (9,3%), Санкт-Петербургской государственной химикофармацевтической академии (3,2%), Северо-Западном филиале Российской академии правосудия (4,8%), Санкт-Петербургском государственном электротехническом университете ЛЭТИ им. В.И. Ульянова (Ленина) (2,2%).

Вышеуказанное подтверждает необходимость дальнейшей тщательной научной проработки законотворческих и правоприменительных аспектов противодействия наркотизму, что пока делается в недостаточной степени на фоне непоследовательной и импульсивной уголовно-правовой политики нашего государства. 28

1 Всемирный доклад о наркотиках за 2011 г. (издание Организации Объединенных Наций). URL: http://www.un.org/ru/development/surveys/docs/ drug2009.pdf.

2 Российская газета. 2010. 1 марта.

3 Гришко И.В. Взаимосвязь аддиктивного поведения и здоровья молодежи в современной России : автореф. дис. ... канд. соц. наук. Краснодар, 2006. С. 15.

4 URL: http://www.sartraccc.ru/i.php?oper= read_file&filename=Press/antidrug.htm.

5 Савельева И.В., Жилина Н.Ю. Некоторые особенности криминологической характеристики преступного поведения несовершеннолетних, связанного с незаконным оборотом наркотиков // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. 2010. №3. С. 30.

6 Российская газета. 2011. 5 августа.

7 URL: http://www.rg.ru/2011/06/07/kodein-site.html.

8 Российская газета. 2011. 2 ноября.

9 Российская газета-Неделя. Урал. 2010. 14 января. № 5084.

10 URL: http://www.rg.ru/2012/01/16/reg-urfo/ narkosite-anons.html.

11 URL: http://www.rg.ru/2012/01/18/reg-sibfo/ rolik-anons.html.

12 О наркотических средствах и психотропных веществах : Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ (ред. от 03.12.2011) // СПС КонсультантПлюс.

13 Рустамов Р.М. Вопросы взаимодействия правоохранительных органов с экспертными, медицинскими и фармацевтическими учреждениями при выявлении и расследовании правонарушений, связанных с незаконным оборотом аналогов наркотических средств или психотропных веществ // Деятельность правоохранительных органов и специальных служб в сфере противодействии незаконному обороту наркотиков: вопросы орга-

низации, координации, взаимодействия и международного сотрудничества : материалы международной научно-практической конференции. Ленинградская область, 15-16 декабря 2010 г. Ч. 2. Уголовно-правовое и уголовно-процессуальное регулирование, оперативно-розыскное регулирование, криминалистическое обеспечение и использование криминологических данных в сфере противодействия наркопреступности. Ленинградская область: Северо-Западный институт повышения квалификации ФСКН России, 2011. С. 133.

14 Там же. С. 133-134; Иванова Е.В. Аналоги наркотических средств и психотропных веществ // Законность. 2009. №10. С. 39-40; Ку-харук В.В. Стратегия государственной антинарко-тической политики и проблемы определения контролируемых веществ. // Уголовное право. 2011. №3. С. 109.

15 Иванова Е.В. Указ. соч. С. 40.

16 Там же.

17 Рустамов Р.М. Указ. соч. С. 135.

18 Киреева И.Л. Судебная практика по делам о преступлениях, предусмотренных ст. 28 Уголовного кодекса РФ // Законы России: опыт, анализ, практика. 2007. №3.

19 Табаков А.В. Особенности правового статуса, нормативного определения, формирования и применения списков наркотических средств, психотропных, сильнодействующих, ядовитых веществ и прекурсоров // Правовые вопросы таможенного дела: История. Теория. Практика. 2005. №1(23).

20 О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации : Федеральный закон от 07.12.2011 № 420-ФЗ // Российская газета. 2011. 9 декабря.

21 Российская бизнес-газета. 2012. 10 января.

22 Российская газета. Союз Беларусь-Россия. 2011. 22 декабря.

23 URL: http://www.rg.ru/2011/12/08/reg-dfo/ narkotik-anons. Ы:т1.

24 О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : Федеральный закон от 01.03.2012 №18-ФЗ // Российская газета. 2012. 6 марта.

25 URL: http://www.rg.ru/2010/02/19/fsin-site.html.

26 URL: http://www.fskn.gov.ru/includes/

periodics/review/2011/0621/033213304/detail.shtml.

27 URL: http://www.fontanka.ru/2009/12/01/

045.

28 Милюков С.Ф. Ревизия УК РФ: проблемы социально-политической обоснованности // Сибирский юридический вестник. 2004. №2. С. 7880; Милюков С.Ф.Тревожные тенденции российской уголовно-правовой политики // Вопросы правовой теории и практики / отв. ред. В.В. Век-ленко. Вып. 6. Омск, 2011. С. 12-21; Милюков С.Ф.Денационализация борьбы с преступностью в России // Криминология: вчера, сегодня, завтра. 2011. № 2. С. 12-22.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.