Научная статья на тему 'ЗИМНЯК BUTEO LAGOPUS В ДЕЛЬТЕ ЛЕНЫ'

ЗИМНЯК BUTEO LAGOPUS В ДЕЛЬТЕ ЛЕНЫ Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
32
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЗИМНЯК BUTEO LAGOPUS В ДЕЛЬТЕ ЛЕНЫ»

балобанов в принципе отвечают гнездовые постройки воронов, однако ворон очень активно и с большим эффектом обороняет свой гнездовый участок и способен уничтожать кладки балобанов, отложенные даже в его старых гнёздах.

В последние годы случаи успешного гнездования балобанов стали отмечаться в колониях грачей. Известны грачевники, в которых балобаны успешно гнездятся уже в течение ряда лет. Несмотря на то, что гнездование балобанов в грачевниках до сих пор являются исключением, их успешность позволяет надеяться на укрепление в дальнейшем этой связи. Но малочисленность балобанов не позволяет рассчитывать на быструю их адаптацию к новым условиям обитания.

Очевидна необходимость дальнейшего изучения экологии балобана и его требований к условиям гнездования, что, в конечном счёте, позволит разработать методику устройства и установки искусственных платформ, обеспечивающих стабильное размножение этих соколов на их излюбленных гнездовых участках.

ISSN 1026-5627

Русский орнитологический журнал 2021, Том 30, Экспресс-выпуск 2098: 3640-3643

Зимняк Buteo lagopus в дельте Лены

В.И.Поздняков, Д.В.Соловьёва, Ю.Н.Софронов

Второе издание. Первая публикация в 1998*

Зимняк Buteo lagopus — обычный гнездящийся вид Ленской дельты и прилегающих к ней горных систем. На гнездовье распространён примерно до 73° с.ш. Севернее встречается редко и преимущественно в периоды миграций и кочёвок. Населяет выходящие к Лене и её протокам склоны (чаще обрывистые) отрогов хребта Туора-Сис, кряжей Чеканов-ского и Приморского, а также в значительном количестве острова дельты. Численность по годам изменяется довольно значительно, причём не только в корреляции с численностью леммингов, но и в зависимости от погодных условий периода начала размножения. В 1994 году, при депрессии численности леммингов, встречаемость зимняков по берегам проток юго-западной и центральной частей дельты в гнездовой период (вторая половина июля) составляла 0.3 ос./10 км русла (874 км учётных маршрутов). На следующий год, в начале подъёма численности леммингов, встречаемость зимняков достигала 0.9 ос./10 км русла (617 км учё-

* Поздняков В.И., Соловьёва Д.В., Софронов Ю.Н. 1998. Зимняк в дельте Лены

II 3-я конф. по хищным птицам Восточной Европы и Северной Азии. Кисловодск, 1: 95-97.

тов). Ю.Ю.Блохин (1987) указывает максимальную встречаемость зим-няков в «лемминговый» год (вторая декада июля 1982 года) для этого района в 5.5 пар/100 км. В 1996 году численность леммингов в дельте Лены была высокой, но встречаемость зимняков составляла только 0.4 особи на 10 км русла (657 км). Количество загнездившихся птиц, вероятно, определялось не только запасами корма, но и степенью готовности гнездовых биотопов к началу размножения (первые числа июня). При необычайно холодной и поздней весне переход среднесуточных температур через 0°, интенсивное таяние снега и освобождение тундры начались в южной половине дельты только 20 июня. Кроме того, в годы обилия леммингов на распространение вида на гнездовье влияет присутствие белых сов МусЬва Бсапёгаса. Занимая гнездовые территории раньше, совы вытесняют зимняков, определяя, наряду с погодными факторами, пульсацию границ гнездового ареала. Особенно заметно это в северной части района гнездования. Несколько контролируемых нами наиболее северных гнездовых участков, заселённых зимняками при отсутствии белых сов (1995 год), в 1996 году были заняты последними.

Распределение зимняка по территории западной половины дельты Лены между Оленекской, Большой Туматской и верхней частью Трофи-мовской проток неравномерно. Наиболее плотно заселены берега небольших проток междуречья Оленёкской и Малой Туматской проток, где встречаемость зимняков во второй половине июля достигает в разные годы 0.5-3.0 ос./10 км русла. Весной в южной части дельты зимняки появляются в первой половине мая (5 мая 1993, 13 мая 1994). Ранней тёплой весной 1995 года 12 мая пары уже занимали гнездовые участки на обрывающихся к Лене склонах хребта Туора-Сис в придельтовой части реки. В 1992 году пары заняли гнездовые участки в середине мая. В то же время поздней весной 1996 года на юго-востоке дельты (Быковская протока) первая птица встречена лишь 8 июня. В приморской полосе северной части дельты (остров Сагастыр) первого зимняка наблюдали 30 мая 1994. Во время паводка, вызвавшего активизацию перемещений леммингов, птицы встречались в этом районе, но после его окончания исчезли. В целом весенний пролёт вида в дельте не выражен, а на местах гнездования зимняки появляются одиночно. Отлёт проходит в сентябре. В южной части дельты и приустьевой части долины Лены последние встречи зарегистрированы 14 сентября 1992, 2 сентября 1993, 12 сентября 1994. На Оленёкской протоке в 1983 году зимняки ещё встречались Ю.Ю.Блохину (1987) 21 сентября.

Основными гнездовыми биотопами зимняка являются скалистые береговые обрывы приустьевой части Лены и её проток Оленёкской и Быковской, а во внутренних частях дельты — торфяные либо земляные обрывы островов. В последнем случае гнёзда устраиваются у кромки берегового обрыва сверху на ровных сухих площадках либо на уступах верх-

ней части склона. Гнёзда на скалах, как правило, многолетние. Пара зимняков два года гнездилась в гнезде, устроенном на вершине торфяного блока, отколовшегося от берегового обрыва. Гибель гнёзд из-за обрушения берегов возможна начиная с периода весеннего паводка, то есть позже начала откладывания яиц, либо даже завершения кладки, а также в последующем в течение всего летнего периода из-за протаи-вания склонов. Устройство и повторная заселяемость гнёзд вряд ли определяются вероятностью будущей гибели из-за обрушения берегов, поскольку все гнёзда, осмотренные нами в подобных биотопах, располагались непосредственно у кромки береговых обрывов. О недолговечности гнёзд на островах позволяют косвенно судить их относительно небольшие размеры: диаметр 53-84 см (п = 8), высота 16-17 см (п = 3), диаметр лотка 19.5-34 см (п = 7), глубина лотка 4-6.5 см (п = 4). Гнёзда же, устроенные на коренных берегах, представляют довольно внушительные сооружения. Размеры одного из них, см: диаметр 95, высота 155, диаметр лотка 25, глубина лотка 7.5. Основание гнезда (у новых зачастую просто в виде кольца) выкладывается небольшими плавниковыми ветками, сучьями, палками. Внутренняя часть гнезда диаметром 31-37 см более плотная и выкладывается корневищами и стеблями как старой, так и свежей травянистой растительности (осоки, злаки, разнотравье), мхом. В одном гнезде в выстилке имелись клочья собачьей шерсти.

К откладыванию яиц зимняк приступает в первой половине июня. 5 июня 1994 одно из гнёзд содержало неполную кладку из 2 яиц. В гнезде, осмотренном 12 июня 1995 в придельтовой части долины Лены, кладка из 2 яиц не была завершена. Полная кладка состоит из 2-6 яиц. В среднем за все годы наблюдений (п = 18) кладка содержала 3.9±0.3 яйца (в 3 гнёздах по 2 яйца, в 3 — по 3, в 6 — по 4, в 5 — по 5 и в 1 — 6 яиц). На сроки начала кладки погодные условия, по-видимому, не влияют. Во всяком случае, развитие птенцов в 1996 году с наиболее поздней весной соответствовало по срокам развитию в 1994 году (обычная весна) и 1995 году (ранняя весна). Вылупление птенцов происходит в первой половине июля. Среднее число птенцов на одно гнездо — 3.0 (п = 19).

По отношению к человеку, приближающемуся к гнезду, зимняки обычно не агрессивны и не подлетают при пикировании ближе 10-20 м. Только у одного гнезда птица атаковала наблюдателя, ударяя лапами по голове.

С начала августа молодые зимняки поднимаются на крыло. 4 августа в одном выводке два молодых летали вместе со взрослыми, один подлётывал, ещё один находился в гнезде. Ю.Ю.Блохин (1987) наблюдал хорошо летающий выводок, держащийся вместе с родителями, 28 августа.

В трофическом спектре зимняка долины Лены преобладают мышевидные грызуны. В погадках, собранных в 1993 году в верховьях Оле-нёкской протоки, определены сибирский лемминг Lemmus sibiricus (11

экземляров), копытный лемминг Dicrostonyx torquatus (5), узкочерепная полёвка Microtus gregalis (2), полёвка Миддендорфа Microtus midden-dorffi (1), не определённые до вида серые полевки Microtus (4), заяц-беляк Lepus timidus (1), белая куропатка Lagopus lagopus (2). У гнёзд зимняков, кроме леммингов, мы также находили остатки взрослых и птенцов плосконосых плавунчиков Phalaropus fulicarius.

Ю ^

ISSN 1026-5627

Русский орнитологический журнал 2021, Том 30, Экспресс-выпуск 2098: 3643-3646

Хищные птицы и совы Ленинского лесхоза и прилегающей территории (Ростовская область)

А.В.Забашта

Второе издание. Первая публикация в 1998*

Ленинский лесхоз представляет собой искусственный лесной массив общей площадью 5527 га, расположенный на юго-западе Ростовской области в Азовском районе. Лесхоз окружают сельскохозяйственные угодья. В летнее время 1996 -1998 годов здесь отмечено 8 видов хищных птиц и 3 вида сов: чёрный коршун Milvus migrans, болотный лунь Circus aeruginosus, тетеревятник Accipiter gentilis, перепелятник Accipiter nisus, обыкновенный канюк Buteo buteo, малый подорлик Aquila pomarina, чеглок Falco subbuteo, кобчик Falco vespertinus, обыкновенная пустельга Falco tinnunculus, ушастая сова Asio otus, сплюшка Otus scops, домовый сыч Athene noctua. В условиях открытого ландшафта искусственный лесной массив приобретает исключительно важное значение для гнездования хищных птиц. Но преобладание в структуре леса средневозрастных древостоев ограничивает количество гнездящихся пар таких хищников, как канюк, чёрный коршун, чеглок, которые нуждаются в старых высокоствольных участках леса. Такие участки небольшой площади сохранились в пойме реки Мокрой Чубурки и её притока. В целом, во всём лесном массиве гнездится несколько пар канюков, чёрных коршунов и чеглоков. В большом количестве гнездится обыкновенная пустельга, охотно занимающая гнездовья врановых птиц, в том числе и в средневозрастных древостоях. В таких же условиях селится и кобчик, но численность его в лесхозе низка. В лесополосах гнездится только обыкновенная пустельга и кобчик, причём более охотно, чем в лесу. В

* Забашта А.В. 1998. Хищные птицы и совы Ленинского лесхоза и прилегающей территории II 3-я конф. по хищным птицам Восточной Европы и Северной Азии. Кисловодск, 1: 42-44.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.