Научная статья на тему 'Зимние ритуальные обходы дворов и обряды сельских малороссов нижнего Поволжья'

Зимние ритуальные обходы дворов и обряды сельских малороссов нижнего Поволжья Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
199
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УКРАИНЦЫ ПОВОЛЖЬЯ / ЭТНОГРАФИЯ / ЗИМНИЕ ПРАЗДНИЧНЫЕ ОБРЯДЫ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Пальгов Сергей Юрьевич

На материале этнографических экспедиций в 1990-2000 годов (Нижнее Поволжье) описан комплекс зимних праздничных обрядов украинцев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Зимние ритуальные обходы дворов и обряды сельских малороссов нижнего Поволжья»

№ 3 (41), 2011 "Культурная жизнь Юга России"

положения того или иного селения, связи с городом и развития торговых отношений.

Литература и источники

1. Николаева Т. А. Украинская народная одежда: Среднее Поднепровье. Киев, 1987. С. 43.

2. Успенский И. Станица Димитриевская // Кубанский сборник (КС). Т. 8. Екатеринодар, 1902. С. 240.

3. Русские: ист.-этнографич. атлас (Земледелие. Крестьянское жилище. Крестьянская одежда сер. XIX - нач. ХХ в.): карты. М., 1967. Л. 40.

4. Кубанские станицы: Этнические и культурно-бытовые процессы на Кубани. М., 1967. С. 158.

5. Кубанские областные ведомости (КОВ). 1875. № 25. С. 2.

6. Невская Т. А. Ставропольские крестьяне: очерки хозяйства, культуры и быта / Т. А. Невская, С. А. Чекменев. Пятигорск, 1994. С. 85; Очерки традиционной культуры Казачества России. Т. 1. М.; Краснодар, 2002. С. 510.

7. Государственный архив Краснодарского края (ГАКК). Ф. 482. Оп. 1. Д. 42. Л. 3.

8. Там же. Ф. 250. Оп. 2. Д. 70. Л. 580.

9. Заседателева Л. Б. Культура и быт русского и украинского населения Северного Кавказа в конце XVI - XIX в. // Кавказский этнографический сборник. Т. 8. М., 1984. С. 53; Очерки традиционной культуры... С. 532.

10. Шаповалова А. В. Костюм черноморского казачества: традиции и мода (конец XVIII в. -1860 г.): дис. ... канд. ист. наук. Краснодар, 2009. С. 75-76.

11. Савченков И. Старое и новое в народном убранстве и одежде // Живая старина. Вып. 1. СПб., 1890. С. 109; Николаева Т. А. Украинская народная одежда . С. 48, 156, 158.

12. Краснодарский государственный историко-ар-хеологический музей-заповедник им. Е. Д. Фелицы-на. НА-4. Дневники этнографической экспедиции в ст-цу Пластуновскую Динского р-на. 1980 г. С. 5.

13. КОВ. 1873. № 49. С. 3; 1880. № 3. С. 2; № 40. С. 2.

14. Там же. 1874. № 18; № 43. С. 5; 1887. № 9. С. 2; 1893. № 61. С. 3; 1894. № 9. С. 4.

15. Шахов Д. Станица Воронежская: стат.-эт-нографич. описание // КС. Екатеринодар, 1883. Т. 1. С. 653.

16. КОВ. 1874. № 36. С. 3; КОВ. 1875. № 14. С. 5; № 16. С. 2; № 25. С. 2; № 35. С. 2; 1880. № 16. С. 2; 1899. № 180.

17. Лебедева А. А. Дон и Северный Кавказ // Крестьянская одежда населения Европейской России (XIX - начало ХХ в.). М., 1971. С. 242-244.

18. ГАКК. Ф. 482. Оп. 1. Д. 42. Л. 3; Ф. 353. Оп. 1. Д. 155. Л. 92; Лебедева А. А. Дон и Северный Кавказ . С. 250.

19. Передельский Е. Несколько слов об общине среди казаков // Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. Вып. 5. Тифлис, 1896. С. 45.

20. Арканников Ф. Ф. Николаевская станица // КС. Т. 1. С. 564.

21. Близнюков П. Этнографический очерк станицы Бесленеевской Кубанской области // Северный Кавказ. 1887. № 57.

22. Шахов Д. Станица Воронежская ... С. 654.

23. ГАКК. Ф. 454. Оп. 7. Д. 105. Л. 56; КОВ. 1880. № 18. С. 4; № 30. С. 2.

24. Успенский И. Станица Димитриевская ... С. 226, 240; Арканников. Ф. Ф. Николаевская станица ... С. 563-564.

25. ГАКК. Ф. 670. Оп. 1. Д. 4. Л. 8.

m. v. sharapova. traditions and innovations in cultural and historical development of kuban cossacks' costumes

(Women's clothes in the second half of the XIX - beginning of the XX century)

The author of the article considers Cossack women's different sets of clothes in historical retrospective review. The ratio of traditional / urbanized components in these sets is revealed. Key words: Cossack woman's costume, set of clothes, tradition, innovation.

С. Ю. ПАЛЬГОВ

ЗИМНИЕ РИТУАЛЬНЫЕ ОБХОДЫ ДВОРОВ И ОБРЯДЫ СЕЛЬСКИХ МАЛОРОССОВ НИЖНЕГО ПОВОЛЖЬЯ

На материале этнографических экспедиций в 1990-2000 годов (Нижнее Поволжье) описан комплекс зимних праздничных обрядов украинцев.

Ключевые слова:украинцы Поволжья, этнография, зимние праздничные обряды.

Низовья Волги - зона активного межэтнического взаимодействия народов славянского происхождения. В здешних селах сохранились календарные и семейно-бытовые формы традиционной культуры русских, украинцев, белорусов. Базой для нашей статьи о зимних молодежных увеселениях послужили беседы, фольклорно-этногра-

фические записи и интервью с малороссами сельских районов Волгоградской области [1].

В поселениях потомков украинцев, перебравшихся на Нижнюю Волгу еще в XVIII веке, ритуальные обходы дворов приурочены к основным праздникам зимнего календарно-обрядового цикла: Рождеству Христову, старому Новому году,

"Культурная жизнь Юга России"

№ 3 (41), 2011

Богоявлению, масленице. На святках совершается семь таких обходов, сопровождаемых песнями, шутками, общим весельем.

Первый обход наиболее широко распространен в настоящее время, его описание постоянно фиксируется в материалах полевой (экспедиционной) работы. В канун Рождества молодые люди ходят по домам с пением колядок, а хозяева щедро одаривают их снедью. «Ходять по дворим, поцокають у окошка. - Заколядовать? - Заколядуйте! А як в хату закликают, а у их уже за два столы» [2]. В колядовании могли принимать участие и вдовы. «А ввэчери девчата колядовалы ходылы. Удовы тоди были, назбираются колядовать» [3].

Коляд, коляда, / Дид на бабу погляда.

Баба на полыцю.

- Подай, диду, поляныцю,

Поляница пистна, /Дай, диду, пятака! [4]

В навечерие Рождества жители с. Козловка в огородах, на улицах жгут костры. «Старый год спаливають, а Новый пидходэ. Солому жгли вот по улице. Накладали соломы кучи, а тоди засвечуть. Обтухнет солома, другу идешь подпаливать» [5]. Считается, что дымом от этих поминальных костров согреваются души умерших родственников [6].

Второй обход совершают дети, принося ритуальную кутью («вечерю») родственникам. «С шестова под седьмое. Под Рождество всегда кутья. Обязательно вечером и вот главное, шоб было уде темновато. Раньше пяти не пойдешь» [7]. «А под Рождество у нас носили кутью, называли "вечеря"» [8]. «Там свечу зажигали. Вот в эту кастрюльку, где кутя, делали из соломы иль из сена крестик и вставляли туда» [9]. «Вачери носилы дитэ, кутью носилы. Принесит кутьи, я им там грошей. По 500 рублей дай раздавала. Им грошей дам, конфет» [10]. Зайдя в дом и поклонившись, угощали кутьей. «Приходишь и говоришь: "Клавявсь батко, маты. С хлибом, с силью я принэсла табе, тетка, вачерю. Будтэ здоровы, с праздником!" Три поклона обязательно. Я в вечерю уже нэ хотила кланяться. Ну, тетка вже минэ принуждала. Дюжа хотилось (у нэй билые носки лэжали), а мене пришлось кланяться» [11]. «Ну, дети очень ждут энтова праздника, очень довольны были, что насють вачерю. Дети радостные к одним, ко вторым, к третим, к знакомым» [12]. «Вот папка и мамка прислали вам ужин, - так говорили. Вот в ложечку наберешь, скушаешь, а ему гостиньца даешь в кулек» [13].

Утром 7 января священник местной церкви с тремя подростками, несущими иконы, должен посещать дома прихожан для благословления (батюшка лично объезжает дворы на подводе и благословляет хозяев, за это его щедро одаривают). Таков ритуал третьего обхода, во время которого в доме «гостят» (приносятся и устанавливаются на почетном месте) иконы из церкви и все домочадцы собираются около них, слушая тропарь Рождества Христова. «Ходылы з иконами, штук три пидростков и батюшка, и з Рожеством поз-дравлялы. Обязательно» [14].

Затем сами селяне обходят дворы (четвертый обход), прославляя рождение Иисуса Христа.

«Вот на Рожество гулялы. И такие молодежь, ну, солдатки назбираются и ходилы рожество-вать» [15]. «В Рожиство ходылы рожистувалы, ну, в основном, детвора ходыла» [16].

В день святой Меланьи (Маланьи), 13 января, вечером (с 21 часа до полуночи) молодежь, обряжаясь до неузнаваемости, «меланкует» (пятый обход). «Зроду ходыла в цэганской юбке, у меня кофта, шубу выворачиваем. Женщины наряжаются, шоб не узнавали их» [17]. «Чулок натягивали капроновый, а не узнаешь хто» [18]. «Из тыквы маску вырежут и глаза вырежут, и рот, и зубы из тыквы. И на голову надявали» [19]. «И колядовать темно ходылы, и малынковать темно ходылы, уже темно. Днем не ходылы, тильке посыпалы днем» [20]. «Вот эт часиков у 11, под 12 часов ночи, идути и вот это поють, особенно молодежь» [21]. Получив у хозяев разрешение и зайдя в дом, исполняли меланки. «Это вот шо мыланку поют с 10 до 11 примерно пэрэд Новым годом» [22]. В селах Сидоры, Осички меланку-ющим выносили отведать вареники. «Нам вынэ-суть варэники в чашке» [23]. «Пряничек дадуть, кусочек хлеба» [24]. «Тут у порога и вареники и всё. Выносишь им столик, они тут поедять, закусили и пошли» [25].

Мыланка ходыла, / Васыля просыла:

- Василий, мий батько, /Пусти мэнэ в хатку,

Я жито нэ жала, / Частный хрэст дэржала,

Дрибну тарилочку.

Радуйтэся, люды, / До вас Господь прийдэ,

Богу свичу ставтэ, / А мени пириг дайтэ.

Хоть манэнький, /Лиж бы цэлэнький.

Дети поют щедровки под окнами (шестой обход). «Поют, и им тогда под окно люди выходят и их благодарят» [26].

Утром на старый Новый год повсеместно совершается «посевание» (седьмой обход). В каждом доме дети и взрослые бросают зерно в направлении икон, исполняя особые обрядовые песни. «И оцэ идешь, посыпаешь и говоришь: "Родывсь, жито и пшениця, и всяка кошениця. Будтэ здорови, с праздником!"» [27]. «Утром идуть и вот кидають и пшеничку, и ржичку, и ячмень, и овес, и проса. Мужики. Женщины не ходили» [28]. «Дети ходили, большинство мальчики, обязательно мальчики. И девочки ходили, но больше мальчики, или молодые люди, даже мущины» [29]. «Вот стануть под иконой и поють "Мати Мария"» [30].

Мэлэнький похулёк /Родывся ви второк,

А в сэрэду рано / В школу отдано,

Азбучку читатэ, /Христа Бога вэлэчаты.

- Будтэ здорови, с праздныком! - Утром четыр-надцатава на Новый год утром говорють» [31].

Сельская молодежь развлекается гаданиями «на валенки», «на имя жениха», «на колодец из спичек», «на другоженца», «на знатность жениха», «на цвет волос жениха», «на скорое замужество».

Накануне Крещения малороссы совершают ритуалы с целью уберечь родственников от нечистой силы: рисуют мелом кресты на окнах и дверях хозяйственных и жилых построек, окропляют

№ 3 (41), 2011

"Культурная жизнь Юга России"

святой водой жилища и скотину, «закликают» (приглашают) мороз на кутью, ходят на водоем за крещенской водой. «На Хрищение висимнатца-тово ввэчери оцэ крестики пишут на викнах, на двэрях» [32]. «На окних, на двэрях, у скотыны на двэрях - кругом» [33].

После службы на Крещение все идут на реку, где происходит освящение воды в проруби, возле которой устанавливается ледяной крест, облитый свекольным квасом. Певчие исполняют тропарь. Молодежь стреляет в воздух из ружей, выпускает из клеток птиц. Каждого желающего искупаться окунают три раза в прорубь, после чего закутывают в тулуп и отвозят домой.

На Масленицу малороссы пекут блины, оладьи, варят вареники, наряжаются в лучшие одежды, катаются с гор, ездят на лошадях. В хут. Гончаровка записан еще один обряд: «колодку тягать». «У кого неженатый парэнь, девка, бэрэшь вэрёвку, а тоди за той вэрёвкой чурбак тянэшь. Прыйдешь, прэвъяжешь до койкы ийи матя. На-лэвають рюмку, тоди отвъязують... До ногы прывязала и дэржу, нэ отпускаю, покы я знак не получаю... Налывають там 100 грамм» [34].

В Прощеное воскресение родственники ходят друг к другу и, став колени, просят прощения.

Такой комплекс зимних праздничных ритуалов в настоящее время бытует в сельских поселениях малороссов, предки которых много веков назад оставили свою историческую родину и переселились в Нижнее Поволжье. Многие магические обряды, связанные с потусторонней силой, утрачены, вера в их влияние на повседневную жизнь значительно ослабела.

Литература и источники

1. Полевые записи автора (далее - ПЗА) сделаны в период с 1989 по 2010 гг. в следующих хуторах и селах Волгоградской области: Даниловский р-н (1996 - с. Лобойково, пос. Белые Пруды, с. Грязнуха; 2003 - с. Орехово, хут. Красный); Киквидзенский р-н (1999 - с. Мачеха); Клет-ский р-н (1998 - хут. Зотовский), Котельников-ский район (2001 - хут. Похлёбин), Котовский р-н (1998 - с. Дороши; 2006 - с. Коростино, с. Слю-сарево); Николаевский р-н (2002 - с. Очкуровка, с. Бережновка, с. Солодушино, с. Политотдельское), Октябрьский р-н (1995 - с. Громославка; 2001 - с. Аксай, с. Шелестово, с. Гончаровка, с. Ковалевка, с. Жутово 2-е); Руднянский р-н (1996 -с. Подкуйково, с. Новокрасино, с. Осички, с. Ле-мешкино, с. Козловка); Михайловский р-н (1996 -с. Сидоры); Фроловский р-н (1995 - хут. Падок, 1995; 2008 - хут. Гуляевка). Полевая запись Д. В. Переходченко сделана в октябре 2004 г. в г. Ко-тово. Полевая запись Н. И. Дьяковой - в августе 2000 г. в с. Мокрая Ольховка, хут. Попки, с. Моисеево Котовского р-на.

2. ПЗА. Янв. 1996 г., с. Подкуйково Руднянско-го р-на. Информатор (далее - Инф.) Т. Ф. Бонда-ренко, 1904 г. р.

3. Там же. Инф. П. С. Шебалдасова, 1927 г. р.

4. ПЗА. Янв. 1996 г., с. Козловка Руднянского р-на. Инф. М. А. Кравченко, 1925 г. р.

5. Там же. Инф. М. П. Просветина, 1914 г. р.

6. Зеленин Д. К. Народный обычай «греть покойников» // Избранные труды: ст. по духовной культуре: 1901-1913. М., 1994. С. 164-178.

7. ПЗА. Янв. 1996 г., с. Козловка ... Инф. М. А. Кравченко.

8. Там же, с. Новокрасино Руднянского р-на. Инф. А. К. Кравченко, 1930 г. р.

9. ПЗА. Авг. 1996 г. с. Сидоры Михайловского р-на. Инф. М. Т. Вакулина, 1913 г. р.

10. ПЗА. Янв. 1996 г., с. Подкуйково ... Инф. Т. Ф. Бондаренко.

11. Там же, с. Козловка ... Инф. М. А. Кравченко.

12. Там же, с. Новокрасино ... Инф. А. К. Кравченко.

13. Там же, с. Сидоры ... Инф. М. Т. Вакулина.

14. Там же, с. Подкуйково ... Инф. Т. Ф. Бондаренко.

15. Там же. Инф. П. С. Шебалдасова.

16. ПЗА. Сент. 2001 г., с. Гончаровка Октябрьского р-на. Инф. Р. П. Божко, 1930 г. р.

17. ПЗА. Янв. 1996 г., с. Лемешкино Руднянского р-на. Инф. Т. Н. Борданова, 1938 г. р.

18. Там же. Инф. Т. Г. Жеглова, 1934 г. р.

19. ПЗА. Авг. 1996 г. с. Грязнуха Даниловского р-на. Инф. М. Е. Крашенинникова 1919 г. р.

20. ПЗА. Янв. 1996 г., с. Козловка ... Инф. М. А. Кравченко.

21. Там же, с. Новокрасино ... Инф. А. К. Кравченко.

22. Он же.

23. ПЗА. Янв. 1996 г., с. Осички Руднянского р-на. Инф. М. И. Белоусова, 1931 г. р.

24. Там же. Инф. И. Н. Бородай, 1911 г. р.

25. Там же, с. Сидоры ... Инф. М. Т. Вакулина.

26. Там же, с. Козловка ... Инф. М. А. Кравченко.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

27. Она же.

28. Там же. Инф. М. П. Просветина.

29. Там же. Инф. М. А. Кравченко.

30. ПЗ О. В. Шавриковой, В. А. Бахваловой, О. С. Назаровой. Июнь 1995 г., хут. Гуляевка. Инф. Т. М. Третьякова, 1930 г. р.

31. ПЗА. Янв. 1996 г., с. Козловка ... Инф. М. А. Кравченко.

32. Там же, с. Осички ... Инф. А. И. Гусева, 1949 г. р.

33. Там же. Инф. М. И. Белоусова.

34. ПЗА. Сент. 2001 г., с. Гончаровка ... Инф. Р. П. Божко.

s. yu. palgov. winter ritual rounds of yards and ceremonies of country little Russians of the bottom volga region

On the material of ethnographic expeditions in 1990-2000 (the Bottom Volga region) the complex of winter festive ceremonies of Ukrainians is described.

Key words: Ukrainians of the Volga region, ethnography, winter festive ceremonies.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.