ISSN 0869-4362
Русский орнитологический журнал 2014, Том 23, Экспресс-выпуск 1068: 3555-3560
Зимнее гнездование клеста-еловика Loxia curvirostra в Московской области
Д.В.Терновский
Второе издание. Первая публикация в 1954*
В литературе имеются указания о том, что клесты-еловики Loxia curvirostra гнездятся в любое время года. Однако о самом гнездовании клестов, особенно в зимнее время, известно мало.
В 1940/41 году в Московской области появилось много клестов -еловиков. Появление их совпало с очень хорошим урожаем еловых шишек, достигавшим по шкале Каппера высшей оценки — 5 баллов. Обилие корма создало благоприятные условия для гнездования клестов. С ноября 1940 по март 1941 года мне удалось обнаружить 8 гнёзд клестов, из них 7 в окрестностях Краснозаводска (Загорский район) и 1 в Лосиноостровской лесной даче. Над гнёздами проводились систематические наблюдения. Кроме того, в вольере содержались две семьи клестов, отловленных после вылета молодых, что позволило проследить рост и развитие птенцов. Клесты хорошо переносили неволю; старые птицы продолжали кормить птенцов. В феврале наблюдение над одним из гнёзд дополнялось киносъёмкой, отдельные кадры которой вошли в кинофильм «Крылатые путешественники».
В Московской области первые клесты в 1940 году были отмечены в сентябре. Они держались стайками, состоящими из 7-15 взрослых птиц. В октябре количество стай возросло; к концу ноября - началу декабря число их было наибольшим. С января-февраля оно стало снижаться, достигнув минимума в марте. Уменьшение числа стай было связано с гнездованием, когда стайки распались на отдельные пары. В начале апреля количество стай опять резко увеличилось и началась откочёвка клестов, которая прошла более интенсивно, чем прилёт; к середине мая клесты уже не встречались. Весенние стайки в отличие от осенних состояли из молодых и старых птиц. Зависимость между количеством стай и гнездованием клестов показана на рисунке 1.
Учёт встреченных стай проводился на маршрутах, проходящих по местам, наиболее типичным для клестов (смешанные насаждения с значительным преобладанием ели). Учёт гнездившихся птиц проводился одновременно путём: 1) нахождения гнёзд, регистрации числа поющих самцов и тревожных криков самок, обнаруживших опасность в районе гнезда (например, при появлении сойки Garrulus glandarius,
* Терновский Д.В. 1954. Зимнее гнездование клестов // Бюл. МОИП. Нов. сер. Отд. биол. 59, 1: 37-40.
Рус. орнитол. журн. 2014. Том 23. Экспресс-выпуск № 000 3555
кедровки Nucifraga сагуосаЬасЬвБ, собаки), наблюдений драк между самцами, вызванных залётом чужого самца в район гнездового участка, 4) наблюдений за отдельными птицами, периодически летавшими за кормом из района гнезда.
Рис. 1. Изменение количества стай и гнездящихся клестов-еловиков в Московской области с сентября 1940 по июнь 1941 года. 1 — стаи, 2 — гнездящиеся клесты.
Время нахождения гнёзд клеста - еловика Ьох1а сигукозйа (по месяцам)
Дата Число Гнездо Высота Место
найденных гнезда над нахождения
гнёзд Строящееся С кладкой С птенцами землёй, м
24.11.1940
03.12.1940
16.01.1941 01.02.1941 15.02.1941 17.02.1941 24.02.1941
1 2
+ +
+ (2)
+ (3)
7
10, 12 16 6
5.5 10 10
Окр. Краснозаводска
Лосиный остров
+
+
+
Клесты начали размножаться в конце ноября. Во второй половине ноября появились парочки птиц, наблюдались драки и пение самцов. У клеста, добытого 21 ноября, были сильно увеличены семенники (левый семенник — длина 6.8, ширина 5.0 мм, правый семенник — длина 5.8, ширина 4.8 мм). 24 ноября было обнаружено первое строящееся гнездо. Другие находки гнёзд приведены в таблице.
Гнездо строится на ели вблизи ствола или на конце ветки в месте, защищённом от ветра густыми лапами ели, покрытыми иногда толстым слоем снега. Вся забота по постройке гнезда лежит на самке. Самец в это время независимо от погоды распевает на макушке ближнего
дерева, время от времени с пением перелетая с одной маковки ели на другую. Самка вначале собирает сухие ветки ели до 20 см длиной, которые укладывает в основании гнезда. Остов гнезда сплетается из рас -щепленного луба коры осины, берёзы и древесных лишайников. Лоток выстилается преимущественно древесными лишайниками, изредка встречаются отдельные перья птиц. Гнездо имеет форму чаши. Размеры гнезда следующие: ширина (диаметр) в верхней части постройки 100 мм, высота гнезда 55 мм, толщина стенок 20 мм, глубина лотка — 35 мм. Во время постройки гнезда самец часто спаривается с самкой.
Рис. 2. Насиживающая самка Рис. 3. Самка клеста-еловика
клеста-еловик Ъвхга сигтго$1га. кормит 3-дневных птенцов
Кладка состоит из 4, реже из 3 яиц, по беловато-серому фону скорлупы которых разбросаны коричнево-красные, бурые пятна и полоски, часто сконцентрированные венчиком на тупом конце. Средние размеры яйца: длина 22 мм, ширина 16 мм, вес — 3.00-2.10 г. Яйца откладываются каждый день, обычно между 9-11 ч. Во время кладки самка часто слетает с гнезда, особенно в тёплую погоду, но по окончании кладки птица почти его не покидает (рис. 2). Так, например, 25 января за 5 ч. 20 мин самка отлучалась 2 раза на 5 и 8 мин. Заботу о кормлении насиживающей самки принимает на себя самец. Он с рассвета и до сумерек летает во всех направлениях за кормом, часто удаляясь от гнезда на 1-2 км. Он подлетает к сидящей в гнезде самке с цоканьем; при его приближении она начинает тихо посвистывать (похоже на звук «гип-гип») и, часто тряся крыльями, напоминает поведением птенца. Кормление длится 1-2 мин, в течение которых самка получает 5-7 отрыжек еловых семян. Промежуток между кормлениями в среднем составляет 35 мин. У клестов, в отличие от большинства птиц, активность при добывании корма не снижается в течение всего дня, что, очевидно, связано с коротким днём и постоянным наличием корма (еловыми семенами).
Самец охраняет свой гнездовой участок от залёта других клестов, и пришелец быстро выгоняется (минимальное расстояние между гнёз-
дами отмечено в 130 м). Совсем иначе ведут себя птицы при опасности, грозящей гнезду от врагов - сойки или кедровки, разоряющих гнёзда клестов (одно из находящихся под наблюдением гнёзд было разорено сойкой). На тревожный крик самки появляются рядом гнездящиеся соседи, принимающие деятельное участие в преследовании врага. К человеку клесты скоро привыкают, но если с людьми пришла собака, птицы долго находятся в возбуждённом состоянии: спускаются на снег, прыгают близ собаки или кружатся над головой животного. На мелких воробьиных — чечёток, снегирей, синиц и т.п. — клесты реагируют только в том случае, если они находятся в непосредственной близости от гнезда.
Насиживание длится 13 дней. Вылупление птенцов не растянуто, они появляются в один день слепыми, с редким тёмным пушком на голове и спине. Клюв у них прямой. Первое время самка редко оставляет птенцов. В двух гнёздах вылупление птенцов происходило при температуре воздуха, равной минус 35°С. Отсутствие самок, спугнутых с этих гнёзд на несколько минут, не повлияло на дальнейшее развитие птенцов. Из одного гнезда, при температуре воздуха, равной минус 24°, был взят четырёхдневный птенец; принесённый в помещение, он казался застывшим, но при постепенном отогревании начал двигаться, а затем и открывать рот, требуя корм. Отсюда можно заключить, что птенцы в раннем возрасте хорошо переносят низкую температуру, что связано с ещё не установившейся у них терморегуляцией.
В природе обогревание самкой застывших птенцов, оставленных на несколько минут, очевидно, происходит быстро, так, например, 16 февраля при температуре воздуха минус 18° в гнезде с 3-дневными птенцами, на которых сидела самка, температура равнялась +38.8°С. Температура внутри гнезда измерялась медицинским термометром.
В первый период выкармливания птенцов забота о добывании корма лежит на самце, передающем принесённый корм самке. Получив корм, самка встаёт на край гнезда, сейчас же поднимаются головки птенцов с широко раскрытыми ртами, в которые быстро отрыгивается корм, раздаваемый птенцам, наиболее сильно реагирующим на кормление (рис. 3). Так, в одном гнезде птенец еле открывал рот, а поэтому он не получал корм и в скором времени погиб. Самка в клюве вынесла мёртвого птенца из гнезда. Покончив с кормлением, самка очищает гнездо, поедая помёт птенцов, интенсивно выделяемый ими во время кормёжки. В раннем возрасте помёт молодых состоит из плохо переваренных семян ели и, видимо, играет значительную роль в питании самки, которая сама в это время не летает за кормом.
До 4-5 дней после вылупления птенцов самка редко покидает последних, сидя в гнезде и получая корм от самца. Промежуток между кормлениями составляет в среднем 30 мин. На 5-й день у птенчиков
заметны щели открывающихся глаз. Вес птенцов достигает 9.5-10 г.
С ростом птенцов учащаются слёты самки с гнезда за кормом к подлетевшему самцу, причём наибольшее число случаев оставления птенцов наблюдается в середине дня и, очевидно, связано с повышением температуры воздуха и солнечным освещением. В феврале, в один из солнечных дней, проводилась киносъёмка. Оператор для лучшего освещения гнезда навёл зеркалом луч на неподвижно сидящую самку, которая при этом стала беспокоиться и, наконец, слетела, оставив птенцов. Несмотря на то, что освещение гнезда зеркалом продолжалось, самка после незначительного отсутствия вернулась в гнездо.
Когда птенцы достигают 11-дневного возраста, самка начинает летать за кормом вместе с самцом. У птенцов к этому времени маховые перья достигают 15 мм, на шее пуховой покров равен 10 мм. Птенчики напоминают пушистые шарики. Птенцы хорошо переносят низкую температуру воздуха благодаря густому пуховому покрову и высоко калорийному корму (семена ели содержат 30% жира). Вес птенцов достигает 18-19 г. При отлёте родителей за кормом птенцы испражняются на край гнезда. Ветки, окружающие гнездо, препятствуют падению помёта на землю и под действием низкой температуры воздуха испражнения быстро замерзают, превращая край гнезда в сплошной барьер из помёта. Прилетевшая с кормом самка очищает гнездо от помёта молодых, выделяемого во время её присутствия. Помёт подросших птенцов уже не поедается, как отмечалось раньше, а выносится из гнезда. В это время помёт, видимо, уже теряет питательность, так как более взрослые птенцы хорошо переваривают семена, чему способствует появление в их желудках гастролитов (при анализе желудка 14-дневного птенца в нем обнаружены песчинки).
В первые дни после того, как за кормом начали летать оба родителя, птенцов продолжает кормить только самка. Она использует корм, полученный от самца и собранный своими силами. Самец, подлетая к гнезду, подолгу рассматривает птенцов, принимая при этом комичные позы. На 15-й день после вылупления в кормлении птенцов наравне с самкой участвует уже и самец. С ростом птенцов, когда у них увеличивается потребность в корме, учащается и кормление птенцов — промежутки между кормлениями составляют в среднем 15-18 мин. В это время кормовой участок резко сокращается, и родители собирают семена поблизости от гнезда, где у них оставались нетронутые запасы. Постепенное сокращение кормового участка к концу выкармливания птенцов имеет приспособительный характер. В период насиживания для самки нужно относительно мало корма и, чтобы его собрать, самец может далеко отлетать от гнезда, не пользуясь запасами вблизи гнезда. С выводом птенцов увеличивается количество собираемого корма, учащается кормление и по необходимости укорачиваются маршруты
за кормом. Если бы в этот период родители летали далеко от гнезда, то за короткий зимний день не смогли бы собрать необходимое количество корма для птенцов.
На 20-й день птенцы имеют серое оперение с продольными тёмными отметинами на груди. В это время появляются признаки, отличающие самца от самки: у самца на горле выступает желтоватое пятно, а через несколько дней желтеют спина и голова. Птенцы начинают выходить из гнезда на ближние ветки. На 22-23-й день они окончательно покидают гнездо. Вес при вылете доходит до 30 г. Первое время семья держится в районе гнезда, родители кормят птенцов до тех пор, пока они не смогут самостоятельно добывать корм. В отличие от большинства мелких воробьиных, кормление выводка после вылета из гнезда длится долго: оно связано с длительным процессом формирования (перекрещивания) и укрепления клюва у молодых клестов.
В.В.Мальцев (1937), разбирая вопрос загибания клюва у молодых клестов, пишет: «Перекрёст клюва клестов с правой или с левой стороны — явление, по-видимому, случайное и происходит у молодых птиц с первоначально не перекрещённым клювом при росте роговых концов челюстей. Когда челюсти встречаются концами, по мере роста, они должны перекрещиваться с той или другой стороны, так как по своей форме иного положения они занять не могут».
На основании наших наблюдений можно сказать, что загибание челюстей происходит с определённой последовательностью. На 14-й день жизни у птенца намечаются первые признаки загибания вниз конца верхней челюсти. Когда птенцы достигают 27-дневного возраста и конец верхней челюсти далеко зашёл вниз, происходит загибание вверх конца нижней челюсти. На 30-й день конец нижней челюсти начинает слегка выдаваться над верхней. Молодые упражняются над шишками, стараясь засунуть клюв под чешуйки; на 38-й день они начинают вытаскивать семена, но не окрепшие челюсти ещё не в силах ошкурить их. На 45-м дне жизни клюв молодого клеста уже способен производить работу взрослой птицы, и молодёжь приступает к самостоятельной жизни.
Во время работы я пользовался консультациями П.А.Мантейфеля. Помощь в наблюдениях и отлове клестов мне часто оказывали В.Г.Стахровский, Н.Свиридов, К. Черныш, Т.Марковская. Приношу им свою глубокую благодарность.
Литер атур а
Мальцев В.В. 1937. О форме клюва клестов (Loxia) в связи с питанием семенами хвойных // Бюл. МОИП. Отд. биол. 46, 5: 280-285.