ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
2015 История Выпуск 3 (30)
УДК 070(470.53)
ЖУРНАЛЫ ЗЕМСКИХ СОБРАНИЙ ПЕРМСКОЙ ГУБЕРНИИ: К ВОПРОСУ О ПРОИСХОЖДЕНИИ ИСТОРИЧЕСКОГО ИСТОЧНИКА
А. Р. Харисова
Пермский государственный национальный исследовательский университет, 614990, г. Пермь, ул. Букирева, 15 аИпа. [email protected]
Анализируется процесс создания и публикации журналов земских собраний как одного из основных делопроизводственных источников земских учреждений. На примере журналов земских собраний Пермской губернии описываются законодательные основы публикации журналов земских собраний, процесс записи, цензурирования и печати журналов. Ставятся вопросы достоверности, полноты и репрезентативности информации, представленной в журналах земских собраний.
Ключевые слова: Пермская губерния, земство, исторические источники, журналы земских собраний.
Эффективность разработки исторических проблем в значительной степени определяется состоянием источниковой базы, а также методами и технологиями анализа источников. Это важно понимать при изучении истории земского самоуправления, в частности в ходе анализа журналов земских собраний, поскольку они занимают особое место среди документации земских собраний и являются одним из основных источников по истории земств. С точки зрения источниковедческого изучения журналов и введения их в научный оборот возможности журналов земских собраний использованы далеко не полностью. Объективных причин тому несколько: во-первых, одним из важнейших принципов работы с земскими журналами является их «систематическое» изучение, из года в год, а это требует огромных затрат времени и сил исследователя. Во-вторых, нужны новые методы, для того чтобы раскрыть более полно информационные возможности журналов как источников, выявить скрытую, неявную информацию. И, наконец, по количеству журналы вполне можно отнести к массовым источникам, и потому изучать их необходимо с использованием количественных методов и информационных технологий. Применение количественных методов и информационных технологий позволяет более полно и эффективно раскрыть информационные возможности источника.
Научная значимость изучения журналов земских собраний подтверждается и состоянием разработки темы. Анализ историографии показывает, что исследователи при изучении вопросов земского самоуправления, социально-экономического развития регионов, культурного уровня и других используют журналы в качестве одного из основных источников.
В дореволюционных работах анализ журналов земских собраний и история Пермского земства в целом не выделялись в отдельные проблемы, интерес к источнику был выражен лишь в рамках общей тенденции изучения земств. В конце XIX - начале XX в. большинство исследователей стояли на позициях государственной теории, рассматривая земские учреждения как особую часть системы государственного управления [Плотников, 2000, с. 20-21]. К журналам земских собраний авторы обращались в отдельных случаях, так как были современниками всех событий и опирались на свой опыт. Одним из первых важность журналов земских собраний как источника по истории земств отметил Б.Б. Веселовский в своем четырехтомнике «История земства за сорок лет». Ему принадлежит заслуга в сборе, систематизации, анализе большого количества источников. Он подчеркивал, что для изучения истории земств нужно изучать земские журналы «систематически», из года в год [Веселовский, 1912, с. 237-238]. Таким образом, он сформулировал один из важнейших принципов использования журналов как источника в научном изучении истории земства в России.
После революции 1917 г. исследование истории земств стало неактуальным. Представления о земских учреждениях основывались на работах В.И. Ленина [Ленин, т.5, с. 25-72; т.6, с. 264-270, с. 349-358] и «Кратком курсе истории ВКП(б)». Новый виток интереса к органам местного само-
© Харисова А. Р., 2015
управления начинается лишь с середины 50-х гг. ХХ в., причем не только к деятельности земских учреждений, но и к сословному составу, не только к общей проблематике работы и места земских учреждений, но и к истории периферийных органов местного самоуправления, региональной специфике. И так как данная информация содержится в делопроизводственных источниках земств, внимание исследователей вновь было направлено на журналы земских собраний. Одной из заметных в этот период стала работа М.И. Черныша, в которой он, анализируя журналы вместе с другими земскими источниками, изучил процесс введения земских учреждений в Пермской губернии, социальный состав земства в Перми, экономическую деятельность Пермского земства, развитие народного образования, просвещения и земской медицины в губернии, бюджет Пермского земства. В целом Черныш охарактеризовал особенности Пермского земства и историю его деятельности [Черныш, 1959].
Важным рубежом в исследовании истории земств стал 1991 г. Изменения в политической, экономической и социальной области обусловили интерес к истории местного самоуправления. В связи с изменением законодательных основ государства основное внимание исследователей было направлено на законодательно-правовые основы функционирования земских учреждений [Лаптева, 1993, с. 122-131]. Делопроизводственная документация земств, в том числе журналы земских собраний, оставалась одним из наиболее используемых источников, поскольку содержала информацию по данным вопросам. Обобщающим явилось коллективное исследование «Земское самоуправление в России» [Королева, Корелин, Писарькова, 2005], характеризующее основные этапы становления и деятельности земского самоуправления, взаимоотношение властных структур и земских учреждений, деятельность земств.
Кроме того, с начала 90-х гг. ХХ в. интерес исследователей направлен и на более полное изучение периферийных губернских и уездных земских учреждений. Привлекли внимание проблемы правового положения, организация местного самоуправления, земская избирательная система, отношения земств между собой и с государственной властью [Чичерова, 1995; Шутов, 1997; Жукова, 1998 и др.]. Эта информация также находила отражение в журналах земских собраний, поэтому источник активно использовался в изучении данных проблем. Исследовалась деятельность земств Пермской губернии по развитию народного образования и здравоохранения, по просвещению, поддержке кустарных промыслов, сельского хозяйства и т.д. (см., например [Плотников, 2000; Не-воструев, 2005]. При этом подчеркивалось, что делопроизводственная документация земств, в том числе журналы, содержат наиболее полную информацию, так как описывает подготовительную работу, дискуссии и особые мнения.
Специальное источниковедческое изучение журналов Пермского губернского земского собрания как исторического источника началось в лаборатории исторической и политической информатики историко-политологического факультета Пермского государственного университета в связи с реализацией проекта по созданию информационной системы «Журналы земских собраний как источник изучения истории местного самоуправления в России (II половина XIX - начало XX века)». В ходе источниковедческого анализа были охарактеризованы журналы земских собраний в целом и журналы Пермского губернского земского собрания в частности, выявлены информационные возможности источника и перспективы их использования [Корниенко, Масленников, 2005; Корниенко, Горбачева, 2008; Горбачева, 2007, 2009].
Анализ показывает, что исследователи при изучении вопросов земского самоуправления, социально-экономического развития регионов, культурного уровня и других используют журналы в качестве одного из основных источников. Журналы служат источником и при освещении проблем истории образования земских учреждений, земской деятельности в осбласти здравоохранения, народного образования, вопросов социального состава земства и социальной политики, бюджета земских учреждений, земской статистики, мер, принимаемых земствами по развитию экономической сферы. Недостаточно использовались журналы при разработке ряда важных проблем, например, финансовой деятельности земства, отношений земских учреждений со структурами власти и др. Информационный потенциал журналов как исторического источника еще не раскрыт, журналы не в полной мере введены в научный оборот.
Итак, анализ состояния разработки темы подтверждает ее научную значимость и актуальность.
Прежде всего, встает вопрос, насколько полным, достоверным и репрезентативным источни-
ком являются журналы земских собраний? Полнота исторического источника подразумевает содержание наиболее всеобъемлющей и точной информации, достоверность - правильность отражения исторических фактов. Согласно Л.Н. Мазур, достоверными признаются данные, которые расходятся с действительными не более чем на 20% [Мазур, 2010, с. 508]. Репрезентативность источника предполагает представительность по отношению к генеральной совокупности, т.е. результаты исследования, полученные на части материала, должны характеризовать всю изучаемую совокупность [Мазур, 2010, с. 122].
Как порядок подготовки и публикации журналов влияет на указанные характеристики?
Происхождение и условия публикации журналов земских собраний изначально определялись их принадлежностью к типу делопроизводственной документации. Делопроизводственные материалы - вид документов, функцией которых является документное обслуживание различных управляющих систем. На протяжении XVIII в. и почти всего XIX в. большая часть делопроизводственных документов возникала в системе государственного аппарата. Делопроизводственных материалов государственных учреждений не только было намного больше, чем прочих, они лучше сохранились благодаря организованной в начале XVIII в. архивной системе их хранения.
Такая форма фиксации обсуждения и решения вопросов как журнал заседаний обычен для XIX в. В журналах ход заседания передавался кратко: излагался обсуждаемый вопрос, фиксировались мнения большинства и меньшинства, особые мнения, указывалось, какое мнение было утверждено в качестве решения. Журналы разных учреждений различаются по степени подробности фиксации обсуждения. Кроме того, важной особенностью источников второй половины XIX - начала ХХ в. является то, что большинство их было предназначено для печати и дальнейшего использования.
Таким образом, журнал заседаний как тип документа подразумевает протоколирование процесса заседания, публикацию и свою сохранность. Данные характеристики являются основой для обеспечения полноты и достоверности содержащейся в журналах информации.
Кроме того, для определения подлинности и степени информативности источника необходимо осуществить критику исторического источника. Положения источниковедения о необходимости внешней и внутренней критики источника предусматривают изучение внешних формальных условий происхождения источника. Анализ законодательно-правовой базы работы земских учреждений и порядка подготовки и публикации журналов поможет определить уровень полноты, достоверности и репрезентативности содержащейся в них информации. Иными словами, важно изучить
- порядок и условия создания источника,
- порядок публикации, который включает печатание и распространение источника,
- подлинность источника, т.е. в какой мере оригиналы журналов тождественны их публикациям.
Законодательно-правовой основой для создания и ведения журналов земских собраний были «Положение о губернских и уездных земских учреждениях», утвержденное указом Александра II от 1 января 1864 г. и «Положение о губернских и уездных земских учреждениях» 1890 г. В ст. 98 «Положения...» 1864 г. указывалось, что «все постановления Земских Собраний вносятся в журнал, который подписывается председателем и секретарем Собрания, членами Земской Управы и всеми наличными членами Собрания» (Положение..., с. 229). Таким образом, определились основы ведения журналов земских собраний и устанавливалась возможность контроля гласными текстов журналов. По «Положению.» 1890 г. отчасти был изменен порядок создания журналов: при утверждении печатного текста журнала не требовались подписи членов управы (Мыш, 1894, с. 91). Тем не менее гласные продолжали контролировать содержание публикаций журналов, что обеспечивало достоверность и полноту содержащейся в них информации.
Обязанность протоколировать прения, фиксировать вопросы, обсуждавшиеся на заседании собрания, и вести журналы была возложена на секретаря собрания. Секретарь избирался из числа присутствовавших гласных путем голосования. Как показывают журналы заседаний, претендентов на эту должность было мало, видимо, потому, что она требовала определенных навыков и умений (скоропись) и налагала дополнительные обязательства. Иногда секретарь менялся в процессе работы. От секретаря зависела полнота отражения информации в журналах земского собрания, хотя особых инструкций или правил исполнения этой должности не существовало [Сарычева, 2008, с. 195]. Возникала проблема полноты, достоверности информации. Земства пытались найти пути раз-
решения проблемы и выработать принципы ведения журналов.
В первую очередь ставился вопрос о записи в журналах хода заседаний. Так, в первую же очередную сессию Пермского губернского земства в 1870 г. обсуждался вопрос о том, насколько полными должны быть журналы земских собраний. Собранием было принято постановление, чтобы в связи с дороговизной печатания журналов, докладов, отчетов и прочей земской делопроизводственной документации «в журналах Собрания не помещались прения, не приводящие к назидательным результатам, чтоб журналы составлялись, по возможности, кратко, сжато, без всяких излишних подробностей; но чтоб вместе с тем в них выяснялись точно и определенно мотивы решений Собрания по всем важнейшим предметам; а письменные заявления господ гласных, не заключающие в себя интересных для земского дела подробностей, излагались в кратких словах в тексте журналов» (Журналы Пермского губернского..., 1870, с. 152). Конечно, определенная информация выпускалась из текста, тем не менее журналы земских собраний оставались наиболее полным и подробным источником о прениях и решениях на заседаниях.
Чтобы обеспечить необходимую полноту и точность записи информации в журналах, земства рассматривали вопрос стенографирования заседаний. Так, четыре раза □ в 1870 (I чрезвычайная сессия), 1877 (VII очередная сессия), 1907 (XXXVII очередная сессия) и 1912 гг. (XXXXII очередная сессия) □ Пермское губернское земское собрание обсуждало вопрос о приглашении стенографов для обеспечения полноты документов, точности записи информации во время собраний (Журналы Пермского губернского., 1870, с. 24; 1907, с. 261; 1912, с. 226) [Веселовский, 1911, т. 3, с. 69]. Однако положительного решения по этому вопросу не было в связи с дороговизной услуг стенографа.
Вторым способом разрешения проблемы полноты и достоверности информации был контроль гласных и возможность вносить свою правку в тексты журналов. Свидетельствами правильности отражения прений и постановлений собрания в журналах должны были быть подписи всех наличных членов собрания согласно ст. 98 «Положения.» 1864 г. и ст. 78 «Положения.» 1890 г. (Положение, 1910, с. 229). В Пермском губернском земском собрании прижилась следующая практика: до 1908 г., как правило, журналы прошлого заседания прочитывались на следующем заседании собрания и, если возражений не было, подписывались наличествующими членами собрания. В 1908 г. на 14-м заседании XXXVIII очередной сессии по предложению гласного И.П. Бенедиктова порядок подписи журналов был изменен. Для экономии времени было решено не прочитывать журналы на заседании, а предоставлять в течение двух дней гласным для просмотра и внесения тех или иных исправлений (Журналы Пермского губернского., 1908, с. 191-192). Подобный алгоритм вычитывания журналов земских собраний поддержало Екатеринбургское уездное земское собрание в 1911 г. (Журналы Екатеринбургского уездного..., 1911, с. 95). Таким образом, у гласных появилась возможность более внимательного прочтения черновиков журналов.
В «Журналах Осинского уездного земского собрания 37 очередной сессии 1906 года» отражен случай, когда гласный посчитал журнал заседания неполным: «Гласный Клешнин А.Н. заявил, что в этом журнале пропущен его запрос, обращенный к председателю Управы, и ответ последнего по поводу открытия в уезде библиотеки-читальни и учреждения стипендии имени князя С. Трубецкого. А потому решено записать в настоящий журнал следующую поправку» (Журналы Осинского уездного., 1906, с. 112-113).
В 1909 г. председатель Осинского земского собрания предложил сократить содержание журналов и печатать одни постановления; было внесено предложение и о сокращении объема докладов. Но гласные выступили против этого, считая, что невозможно ограничиться резолюцией - важно записывать мысли и заявления, среди которых встречаются очень важные; кроме того, печатать подробное обсуждение надо, чтобы иметь возможность по журналам знакомиться с настроениями собрания и мнениями гласных (Журналы Осинского уездного., 1909, с. 29). В 1911 г. произошел следующий случай: после прочтения проекта журнала № 2 гласный указал, что прения в журналах изложены сокращенно, что он не слышал некоторых своих речей, почему и просит записывать прения точнее и полнее, это высказывание поддержал председатель земского собрания (Журналы Осинского уездного., 1912, с. 31).
Эти примеры свидетельствуют о степени контроля гласными за содержанием журналов. С их точки зрения, отражены должны были быть не только мнения большинства, меньшинства и принятое решение, но и детали обсуждения, в том числе особое мнение. Подобный контроль является
важным показателем обеспечения полноты и достоверности информации, содержащейся в журналах земских собраний, а также ее репрезентативности.
После прочтения и подписания гласными черновиков журналов секретарь оформлял конечный вариант журнала заседания. К черновикам журналов обычно приложены клятвенное обещание, которое давали гласные в начале работы земского собрания со всеми подписями, баллотировочные листы (небольшая их часть), доклады, отчеты, раскладки и сметы. Одни приложения уже могли быть представлены в виде отдельной брошюры, другие же могли быть напечатаны на пишущей машинке или даже написаны вручную. На некоторые докладах наличествуют подписи членов комиссий, но не на всех (см., например: ГАПК. Ф 281. Оп. 2. Д. 30. Ч. 1). Многие доклады во избежание путаницы имеют отметки о времени их прочтения собранию. Кроме того, к журналам могло быть приложено особое мнение гласного (см., например: ГАПК. Ф. 281. Оп. 1. Д. 197. Л. 238), которое визировалось председателем собрания.
Так как черновики журналов проверялись как на подлинность содержащихся в них высказываний и решений, так и на стилистическую и грамматическую правильность, неизбежны были исправления. Чаще всего они делались черными чернилами либо карандашами - синим, красным, грифельным (см., например: Ф. 281. Оп. 1. Д. 197. Л. 22).
По окончании сессии губернская управа посылала обращение к губернатору с просьбой разрешить издание журналов. Согласно постановлению от 13 июля 1867 г. журналы должны были проходить предварительную губернаторскую цензуру. Закон допускал публикацию постановлений, прений и речей не иначе как с разрешения губернаторов [Веселовский, 1911, с. 128]. По разъяснению от 22 февраля 1868 г. в газете «Северная почта» цель данного постановления - «затруднять печатное оглашение только таких увлечений слова и мысли, которые могли бы возбуждать и в других местностях неприятные для земских дел недоразумения». В случае невыполнения постановления о губернаторской цензуре предусматривалось наказание земства: денежное взыскание не свыше трехсот рублей и арест ответственного лица не свыше трех недель или же, по усмотрению суда, одно из этих наказаний (Собрание узаконений., 1869, с.25). Это могло повлиять на полноту, достоверность и репрезентативность содержащейся информации. Тем не менее черновики журналов не отличались от итоговых публикаций, что говорит об очень малом вмешательстве губернаторской цензуры.
Губернатор в случае одобрения текста журнала присылал ответное отношение, которое подписывалось самим губернатором, непременным членом и секретарем губернской управы. Из документов следует, что тираж журналов запрашивался управой, в итоге утверждался губернатором (см, например: ГАПК. Ф. 44. оп. 1. Д. 15. л. 131). Свидетельством разрешения губернатором публикации журналов определенной сессии была соответствующая резолюция. Так, на каждом журнале земских собраний, как губернских, так и уездных, на обороте титульного листа либо на первом листе располагается надпись «Печатано с разрешения губернатора».
И как только губернатор давал разрешение на печатание журналов, управа отправляла распоряжение в типографию. Сначала журналы Пермского губернского земского собрания печатались в типографии губернского правления и в частных типографиях (Поповой, Красовского А. А.). Однако печатание журналов в частных типографиях было достаточно дорогостоящим для Пермского земства. В связи с этим на заседании V чрезвычайной сессии в 1874 г. членами собрания было принято предложение губернатора об устройстве типографии при губернской управе (Журналы Пермского губернского., 1874, с. 11). Вскоре была создана типография губернской земской управы, в которой и печатались журналы.
Наличие своей типографии позволяло земству печатать все необходимые тексты, не ограничивая их объем, что обеспечивало необходимую полноту содержания журналов. Кроме того, земское собрание имело возможность составлять сметы для уездной типографии и, соответственно, закладывать те материалы, которые считало нужным. Стоит отметить, что большинство публикаций журналов, изданных с 1906 по 1914 г., достаточно хорошо сохранились.
Уездные земские собрания с 1906 по 1914 г., за исключением Осинского, пользовались услугами частных типографий, а Пермское уездное земство - услугами губернской земской типографии. С 1915 г. в уездных земских типографиях стали печатать свои журналы Оханское и Красно-уфимское земства. Уездные типографии были предпочтительны, так как земства могли не ограничивать объем публикаций журналов и контролировать качество печати, обеспечивая полноту и со-
хранность журналов заседаний.
Журналы рассылались всем губернским и уездным гласным, а также во все волостные правления, уездные и губернские учреждения, столичные библиотеки, высшие и центральные государственные учреждения (Там же). Уездные журналы с приложениями (особенно сметами и раскладками) также отправлялись в губернскую администрацию и губернскую управу (см., например: Ф. 281. Оп. 1. Д. 160. Л.153. Д. 185. Л. 35).
В первую очередь журналы губернского земского собрания направлялись в уездные земства, для того чтобы последним были известны все постановления, обязательные для исполнения. В сопровождаемых журналы документах содержалась просьба к уездной управе об их распространении.
Уездные земские учреждения были заинтересованы в получении журналов в первую очередь потому, что постановления, принятые Пермским губернским собранием, в соответствии со ст. 66 «Положений. » 1864 г. имели общегубернское значение. Кроме того, в журналах губернского земского собрания печатались постановления, касающиеся конкретного уезда. И, наконец, журналы губернского собрания содержали информацию о деятельности земства, прения по вопросам, данные об организации, доклады управы и комиссий. Поэтому, если журналы Пермского губернского собрания не присылались вовремя, уездные управы отправляли запросы в губернскую управу с просьбой «. не отказаться прислать ей три экземпляра докладов Губернской управы 27-му очередному Губернскому Земскому Собранию, а равно и журналов этого собрания» (ГАПК. Ф. 44, оп. 1 д. 15, л. 103, 168).
Земские собрания при необходимости и сами пользовались опубликованными журналами. Так, председатель Шадринского уездного земского собрания в 1908 г. запросил управу подготовить выписку из журналов прошлого года для уточнения одного решения собрания: об «открытии кассы мелкого кредита в Шадринском уезде предрешено еще минувшим собранием на стр. 20-21» (Журналы Шадринского уездного., 1908, с. 37).
Журналы Пермского губернского собрания рассылались также в организации, зависящие от решений земского собрания, например, в Александровскую больницу с просьбой все постановления губернского земского собрания о больнице выполнить (ГАПК. Ф. 44. Оп. 1. Д. 15. Л. 142). Учреждения могли и сами обращаться в губернскую управу с просьбой выслать выписки из журналов губернского земского собрания, как, например, кустарно-промышленный банк (ГАПК. Ф. 44. Оп. 1. Д. 15. Л. 101).
Уездные земства отправляли свои журналы в губернскую управу для ознакомления, обычно в двух экземплярах, кроме того, в различные учреждения выписками из журналов. Конечно, публикации журналов Пермского губернского земского собрания должны были направляться в администрацию (в канцелярию Пермского губернского по земским и городским делам присутствия), в центральные государственные учреждения (Министерство финансов) (ГАПК. Ф. 43. Оп. 2. Д. 53. Л. 34). Уездные земства посылали журналы заседаний в административные органы для решения каких-либо вопросов - и в Пермские (например, в городскую управу, городскую думу, городскому голове) (ГАПК. Ф. 40. Оп. 1. Д. 171. Л. 189), и в центральные (Министерство народного просвещения) (ГАПК. Ф. 40. Оп. 1. Д. 171.Л. 204-220).
Информацию о работе Пермского губернского земского собрания, часто основанную на материалах журналов губернских земских собраний, можно найти в периодической печати. Так, в редакцию Санкт-Петербургской газеты «Новое время» была отправлена статья о деятельности XXXIX очередной сессии Пермского губернского земского собрания (ГАПК. Ф. 44. Оп. 1. Д. 18. Л. 21). Материалы из журналов губернского земского собрания печатались и в «Земской неделе» (впоследствии «Пермской земской неделе») в разделах «По Пермской губернии», «Из земских дел»: о решениях земского собрания, борьбе с эпидемиями, противопожарных мероприятиях и страховании, мерах по улучшению сельского хозяйства, о ходатайствах губернского собрания перед губернатором (ГАПК. Ф. 1676. Оп. 1. Д. 284, 480).
«Пермские губернские ведомости» также содержали информацию о деятельности земств Пермской губернии, постановлении собраний. Кроме того, можно встретить статистическую информацию, представленную в журналах, например, в «Пермских губернских ведомостях» (№ 1 за 1910 г.): в статье «Несколько итогов» приводились количественные данные о земских сборах - денежных, натуральных, смешанных, а также о запасах, находящихся в распоряжении земства.
Таким образом, рассмотрев процессы создания, редактирования и печатания журналов земских собраний, необходимо поставить вопрос: насколько репрезентативна информация в журналах земских собраний, проходящих столько «фильтров»? На наш взгляд, достоверность и полнота содержания журналов определялась несколькими условиями.
К ним относится прежде всего наличие подписей на черновиках журналов гласных, секретарей, председателей собрания, членов комиссий, контролировавших процесс создания журналов земских собраний. Гласные понимали степень своей ответственности за опубликованные материалы, проверяли запротоколированные речи и выступали против сокращения объемов журналов. Заметив какую-либо неточность, гласные могли высказать мнение.
Другим условием явилась публикация журналов для обеспечения доступа к ним общественности. Журналы земских собраний издавались отдельными книжками по сессиям за год со сметами и раскладками. Кроме того, некоторые материалы журналов Пермского губернского земского собрания, такие как отчеты, общие своды сумм и капиталов, ведомости, Высочайшие повеления, постановления земского собрания, отчеты и доклады губернской земской управы, печатались в «Сборнике Пермского земства». Таким образом, все желающие могли узнать, как земство выполняет свою работу и какие мнения высказываются на заседаниях, какое решение предлагает гласный и какие вопросы поднимает. Иными словами сама практика публикации журналов подталкивала к распространению объективной информации.
Кроме того, журналы создавались как официальная земская документация, а значит, подготовка их публикации журналов происходили по определенному порядку, установленному отчасти законодательно-правовыми актами, а отчасти практикой земского делопроизводства. И, хотя журналы могли содержать не исчерпывающую информацию о деятельности земства, их можно отнести к наиболее полному и точному источнику, основанному на протоколировании всех высказываний и речей.
Несмотря на установление обязательной предварительной цензуры для журналов земских собраний встает вопрос о степени достоверности журналов, следует отметить, что черновики журналов и их публикации были схожи. Чаще всего в черновиках исправлялись грамматические и стилистические ошибки.
Что касается распространения журналов, то они были доступны для большинства. Публикации журналов направлялись в органы административной и центральной власти, другие земские учреждения для выполнения решений земских собраний, а также в различные учреждения (больницы, школы) для выполнения распоряжений по ним. Кроме того журналы поступали в библиотеки, выдержки из них печатались в периодических изданиях.
Итак, полнота исторического источника, а также достоверность и репрезентативность представленной в нем информации обеспечиваются формой делопроизводственного документа, контролем гласных, изданием журналов и доступом к ним населения. Наличие же «фильтров», не значительно влияло на главные характеристики журналов земских собраний как исторического источника.
Список источников
Государственный архив Пермского края (ГАПК). Ф. 38. Д. 34; Ф. 40. Д. 171, 232,. 438; Ф. 43. Оп. 2. Д. 100; Ф. 281. Оп. 1. Д. 160,. 185,. 197; Оп. 2. Д 26, 43; Ф. 1676. Оп. 1. Д. 284, 480.
Журналы Екатеринбургского уездного земского собрания 42 очередной сессии (1911 года) и доклады Уездной Земской Управы и Комиссий. Екатеринбург, 1911.
Журналы Осинского уездного земского собрания 37 очередной сессии 1906 года с докладами Осинской Уездной Управы Пермской губернии и другими приложениями. Оса, 1906.
Журналы Осинского уездного земского собрания 38 очередной сессии 1907 года с докладами Осинской Уездной Управы Пермской губернии и другими приложениями. Пермь, 1908.
Журналы Осинского уездного земского собрания 42 очередной сессии 1911 года с докладами Осинской Уездной Управы Пермской губернии и другими приложениями. Оса, 1912.
Журналы Оханского уездного земского собрания 45-й очередной сессии и 43-й чрезвычайной сессии с докладами управы и комиссий. За 1914 год. Оханск, 1915.
Журналы Пермского губернского земского собрания 1 чрезвычайной сессии 1870 г. Пермь, 1870. Журналы Пермского губернского земского собрания 5 чрезвычайной сессии 1874 г. с приложениями. Пермь, 1874.
Журналы Пермского губернского земского собрания 15 очередной сессии 1885 г. с приложениями.
Пермь, 1885.
Журналы Пермского губернского земского собрания 22 очередной сессии 1892 г. с приложениями. Пермь, 1892.
Журналы Пермского губернского земского собрания 21 очередной сессии и доклады комиссий сему собранию. Пермь, 1891.
Журналы Пермского губернского земского собрания 37 очередной и 38 чрезвычайной сессии и доклады комиссий очередному собранию. Пермь, 1908.
Журналы Пермского губернского земского собрания 38 очередной сессии и доклады комиссий очередному собранию. Пермь, 1908.
Журналы Пермского губернского земского собрания 42 очередной сессии и доклады комиссий и управы. Пермь, 1912.
Журналы Шадринского уездного земского собрания 38 очередной сессии 1907 года с докладами управы и другими приложениями. Шадринск, 1908.
Мыш М.И. Положение о земских учреждениях 12 июня 1890 г. со всеми относящимися к нему узаконениями судебными и правительственными разъяснениями. Санкт-Петербург, 1894.
Положение о губернских и уездных земских учреждениях // Свод законов Российской империи М., 1910.Т. 2, Кн. 1.
Сборник Пермского земства, издаваемый Пермской губернской земской управою. 1877. Кн. 1 - 3, год 6. Пермь, 1877.
Сборник Пермского земства, издаваемый Пермской земской управою. 1880. Кн. 4. Пермь, 1880. Собрание узаконений и распоряжений правительства по земским учреждениям. М., 1869.
Библиографический список
Веселовский Б.Б. История земства за сорок лет. СПб., 1912. Т. 4.
Горбачева Н. Г. Гласные губернских земских собраний: социокультурный облик и деятельность: 1864-1890 гг. (на материалах Московской, Петербургской и Пермской губернии): дис. ... канд. ист. наук. Н.Новгород, 2009.
Горбачева Н.Г. Дореволюционная историография земского самоуправления в России // Вестник Пермского университета. Сер.: История. 2008. № 7(23).
Горбачева Н. Г. Историко-ориентированная персональная база данных «Земство» как средство изучения состава губернских земских собраний // Информационный бюллетень ассоциации «История и компьютер». М.; Барнаул, 2008. № 35.
Горбачева Н. Г. Социальный состав губернских земских собраний: сравнительное исследование на примере Московской, Санкт-Петербургской и Пермской губерний // Уральские Бирюковские чтения. Челябинск, 2008. Вып. 5.
Горбачева Н.Г., Корниенко С.И. Власть и выборы в земское самоуправление во второй половине XIX в. // Власть. 2008. № 12.
Жукова Л. Л. Земское самоуправление и бюрократия в России: конфликты и сотрудничество, 1864-1917 гг. М., 1998.
Корниенко С.И., Масленников Н.Н., Шабалина Д.В. Журналы земских собраний: проблемы создания информационной системы // Круг идей: алгоритмы и технологии исторической информатики: Труды IX конференции Ассоциации «История и компьютер». М.; Барнаул, 2005. С.153-165.
Королева Н.Г., Корелин А.П., Писарькова Л.Ф. Земское самоуправление в России, 1864 - 1918. М., 2005. Т.1-2.
Лаптева Т.Н. Земские учреждения в России. М., 1993.
Лаптева Т.Н. Об истории земских учреждений в России // Государство и право. 1993. №8. Ленин В.И. Гонители земства и аннибалы либерализма // Полн. собр. соч. Т.5. Ленин В.И. Письмо к земцам // Полн. собр. соч. Т.6.
Ленин В.И. Политическая агитация и классовая точка зрения // Полн. собр. соч. Т.6 Мазур Л.Н. Методы исторического исследования: учеб. пособие. Екатеринбург, 2010. Невоструев Н. А. Образование и развитие элементов российского гражданского общества на Урале во второй половине XIX - начале XX в. Пермь, 2005.
Плотников С. Н. Становление Пермского земства: дис. . канд. ист. наук. Пермь, 2000. Сарычева Е.В. Журналы заседаний Тамбовского губернского земского собрания как исторический источник // Вестник Тамбовского государственного университета. 2008. Вып. 8 (64).
Чичерова И. А. Земское и городское самоуправление в России второй половины XIX в. (исто-
рико-правовой анализ): авторсф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1995.
Черныш М.И. Развитие капитализма на Урале и Пермское земство. Пермь, 1959.
Шутов А. Ю. Земские выборы в истории России (1864-1917): исследование избирательных
систем. М., 1997.
Дата поступления рукописи в редакцию 22.03.2015
JOURNALS OF THE PERM PROVINCE ZEMSTVO ASSEMBLIES: ON THE ORIGIN OF THE HISTORICAL SOURCE
A.R. Kharisova
Perm State University, Bukirev str., 15, 614990, Perm, Russia [email protected]
The paper analyzes the process of creating and publishing of the Zemstvo assemblies journals as one of the main clerical sources of Zemstvo institutions. The author analyzes the Perm Zemstvo journals and describes legal foundation for their publishing and the process of recording, censoring and publishing of the journals. The author raises the issues of reliability, completeness and representativeness of the information provided in Zemstvo assembly journals and concludes that it was determined by several facts, such as signatures of vowels, secretaries, chairmen of meetings and commission members on the drafts of the journals in order to control the process of their creation. Zemstvo vowels were aware of their responsibility upon the published material and therefore verified all speeches and opposed the reduction of journals' volumes. The publication of journals for public access was another reason for reliability, because everyone could learn how Zemstvo institutions dis their job and what views had been expressed at the meetings, what vowels had offered to do and what problems they had raised. In addition, journals were created as Zemstvo official documentation, and therefore the preparation of their publication followed a procedure established by law and partly by Zemstvo clerical practice. Although journals could miss some information on the activities of Zemstvos, they appeared to be the most complete and accurate source based on the recording of all statements and speeches.
Key words: Perm province, district council, historical sources, journals of Zemstvo assemblies.
References
Chernysh M.I. Razvitie kapitalizma na Urale i Permskoe zemstvo. Perm', 1959.
Chicherova I. A. Zemskoe i gorodskoe samoupravlenie v Rossii vtoroy poloviny XIX v. (istoriko-
pravovoy analiz): avtorsf. dis. ... kand. yurid. nauk. M., 1995.
Gorbacheva N. G. Glasnye gubernskikh zemskikh sobraniy: sotsiokul'turnyy oblik i deyatel'nost': 1864-1890 gg. (na materialakh Moskovskoy, Peterburgskoy i Permskoy gubernii): dis. ... kand. ist. nauk. N.Novgorod, 2009.
Gorbacheva N. G. Istoriko-orientirovannaya personal'naya baza dannykh "Zemstvo" kak sredstvo izu-cheniya sostava gubernskikh zemskikh sobraniy // Informatsionnyy byulleten' assotsiatsii «Istoriya i komp'yuter» № 35. M.; Barnaul, 2008.
Gorbacheva N. G. Sotsial'nyy sostav gubernskikh zemskikh sobraniy: sravnitel'noe issledovanie na primere Moskovskoy, Sankt-Peterburgskoy i Permskoy guberniy. Ural'skie Biryukovskie chteniya. Chelyabinsk, 2008. Vyp. 5. S. 229-234.
Gorbacheva N.G. Dorevolyutsionnaya istoriografiya zemskogo samoupravleniya v Rossii. Vestnik Permskogo universiteta. Ser.: Istoriya. 2008. № 7(23).
Gorbacheva N.G., Kornienko S.I. Vlast' i vybory v zemskoe samoupravlenie vo vtoroy polovine XIX v. Vlast'. 2008. № 12.
Kornienko S.I., Maslennikov N.N., Shabalina D.V. Zhurnaly zemskikh sobraniy: problemy sozdaniya informatsionnoy sistemy // Krug idey: algoritmy i tekhnologii istoricheskoy informatiki: Tr. IX kon-ferentsii Assotsiatsii «Istoriya i komp'yuter». M.; Barnaul, 2005. S.153-165.
Koroleva N.G., Korelin A.P., Pisar'kova L.F. Zemskoe samoupravlenie v Rossii, 1864 - 1918. M., 2005. T.1-2.
Lapteva T.N. Ob istorii zemskikh uchrezhdeniy v Rossii. Gosudarstvo ipravo. 1993. №8.
Lapteva T.N. Zemskie uchrezhdeniya v Rossii. M., 1993.
Lenin V.I. Goniteli zemstva i annibaly liberalism. Poln. sobr. sochineniy. T.5.
Lenin V.I. Pis'mo k zemtsam. Poln. sobr. sochineniy. T.6.
Lenin V.I. Politicheskaya agitatsiya i klassovaya tochka zreniya. Poln. sobr. sochineniy. T.6 Mazur L.N. Metody istoricheskogo issledovaniya: ucheb. posobie. Ekaterinburg, 2010. Nevostruev N.A. Obrazovanie i razvitie elementov rossiyskogo grazhdanskogo obshchestva na Urale vo vtoroy polovine XIX - nachale XX v. Perm', 2005.
Plotnikov S.N. Stanovlenie Permskogo zemstva (1870-1879): avtoref. dis. ... kand. ist. nauk. Perm', 2000.
Plotnikov S.N. Stanovlenie Permskogo zemstva: dis. ... kand. ist. nauk. Perm', 2000.
Sarycheva E.V. Zhurnaly zasedaniy Tambovskogo gubernskogo zemskogo sobraniya kak istoriche-
skiy istochnik // Vestnik Tambovskogo gosudarstvennogo universiteta. 2008. Vyp. 8 (64).
Shutov A. Yu. Zemskie vybory v istorii Rossii (1864-1917): Issledovanie izbiratel'nykh sistem. M.,
1997.
Veselovskiy B.B. Istoriya zemstva za sorok let. SPb., 1912. T. 4.
Zhukova L. L. Zemskoe samoupravlenie i byurokratiya v Rossii: konflikty i sotrudnichestvo, 18641917 gg. M., 1998.