Akoeva N.B. Daily life of Kuban Cossacks at the example of the stanitsa Novodonetskaya. The author presents for the first time the material on settlement of State peasants in a village of Novodonetskaya in Kuban and gives the information about its transformation into the stanitsa of Kuban Cossack troops. The author dwells upon a problem
of migrants’ social composition, difficulties in the development of economic and social life of Cossacks from stanitsa Novodonetskaya in the 19th century.
Key words: Cossacks, stanitsa, smallholders, land share, land-surveying, lease.
ЖУРНАЛЫ ЗАСЕДАНИЙ ТАМБОВСКОГО ГУБЕРНСКОГО ЗЕМСКОГО СОБРАНИЯ КАК ИСТОРИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК
Е.В. Сарычева
Статья представляет собой источниковедческий анализ журналов заседаний тамбовского земства. В исторической литературе это первый опыт их специального исследования. Автор рассматривает историю возникновения журналов заседаний тамбовского губернского земства, их назначение, структуру, процесс составления и значимость для исследователя. Журналы заседаний губернского земского собрания позволяют рассмотреть практическую деятельность земства, выяснить его роль в истории конкретной губернии, представить историю России как многоуровневое явление.
Ключевые слова: журналы заседаний, земство, тамбовское земство.
Журналы заседаний как вид протокольной документации появились на свет благодаря реформе государственного делопроизводства Петра I. Основное назначение журналов (от фр. jour - день) заключалось в регулярной фиксации работы учреждения.
Возникновение журналов губернского земского собрания (ГЗС) было связано с реформой местного самоуправления, предусматривавшей создание земских и городских органов самоуправления. Согласно положению «О губернских и уездных земских учреждениях» 1864 г., структура земских учреждений предусматривала наличие распорядительных органов - уездных и губернских земских собраний - и исполнительных органов - уездных и губернских земских управ. Собрания избирались на 3 года. Их члены именовались гласными. Уездные земские собрания избирали из своего состава гласных губернского земского собрания [1].
Журналы тамбовского ГЗС в рукописном виде (оригиналы) хранятся в Ф.143 (Тамбовская губернская земская управа) Государственного архива Тамбовской области. К сожалению, степень их сохранности оставляет желать лучшего: до нашего времени дошло около 10 % журналов, составленных преимущественно в конце XIX - начале XX в. Но исследователь может работать с напечатанными типографским способом журнала-
ми, аутентичными рукописным документам. Опубликованные журналы сохранились почти в полном объеме и охватывают практически весь период существования тамбовского земства (1865-1917), отсутствуют лишь журналы за 1865-1866 гг.
По существу, журналы являются более или менее подробной протокольной записью заседания ГЗС, что зависело от личности секретаря собрания. Секретарь избирался на первом заседании сессии. Как показывают журналы заседаний, претендентов на эту должность было мало, видимо потому, что она требовала наличия определенных навыков и умений, склада ума (скоропись, логическое мышление). От секретаря зависела полнота отражения заседаний ГЗС, т. к. особых инструкций или правил для исполнения этой должности не существовало. Так, секретаря И. А. Сабурова (1869) собрание специально просило, чтобы журналы составлялись менее подробно, ибо он заносил все прения со стенографической точностью. В.М. Пет-рово-Соловово, исполнявший обязанности секретаря в 1880-1890-е гг., напротив, речи дискутировавших гласных вносил в кратком изложении, а обсуждение второстепенных вопросов, по его собственному признанию, опускал. Тамбовские земцы неоднократно поднимали вопрос об обязанностях секретаря и о приглашении на заседания стенографа,
чтоб стенограммы служили секретарю материалом для составления журналов (1869, 1886, 1897, 1901, 1904). Б.Н. Чичерин и В.М. Петрово-Соловово выступали против этой меры, полагая, что журналы должны содержать лишь сводку мотивированных постановлений собрания [2, 3]. Но не мнение этих земских деятелей послужило весомым доводом, а необходимость денежных затрат на стенографа [4].
Будучи разновидностью делопроизводственной документации, журналы заседаний ГЗС велись по определенному формуляру. Перед основным текстом указывалось, какому учреждению принадлежит, проставлялся номер и дата заседания, сообщалась информация о председателе, секретаре ГЗС и присутствовавших гласных. Сессии ГЗС обычно проходили в ноябре-декабре каждого года, но были и исключения из сложившейся практики: например, за 1876, 1908, 1909, 1910, 1914 гг. гласные заседали в январе следующего года. Такие губернские собрания, созывавшиеся по плану, назывались очередными. Кроме того, существовали чрезвычайные и экстренные собрания, посвященные определенному, как правило, актуальному и неожиданно возникшему вопросу, решение которого не терпело отлагательства (война, эпидемия, гибель урожая и т. д.).
После информации организационного характера следовал основной текст, т. е. протокол заседания. Он обычно состоял из стольких же частей, сколько вопросов было заявлено на рассмотрение собрания. Обсуждение каждого вопроса включало 3 стадии. Структурно они не выделялись, но логика составления документа определяла последовательность расположения материала. На первой стадии излагалось содержание инициативного документа, послужившего причиной и предметом обсуждения, либо делалась ссылка на него, а сам документ помещался как приложение к журналу заседания. На второй стадии фиксировались мнения участников заседания, причем в журнал не вносилось содержание каждого выступления, а лишь наиболее яркие речи, часто представлявшие противоположные точки зрения, либо обобщенное изложение мнений одной-двух групп выступавших. Черновые записи, которые велись секретарем во время заседания, не сохранились. На третьей стадии фор-
мулировалось решение по обсуждавшемуся вопросу.
Фактически дело обстояло следующим образом. Инициатором рассмотрения большинства дел являлась губернская управа. Она акцентировала внимание собрания на актуальных проблемах с помощью докладов. Если заявленное в докладе предложение принималось собранием (простым большинством гласных), для его всестороннего рассмотрения создавалась специальная комиссия, которая во время текущей сессии ГЗС докладывала варианты осуществления проекта управы. Мнение комиссии либо принималось собранием без изменений, превращаясь в постановление, либо дорабатывалось в собрании в ходе прений. Следует отметить, что постановления ГЗС приобретали юридическую силу только после подписания журнала заседания присутствовавшими гласными. Это происходило в начале следующего заседания, когда составленный секретарем журнал заседания зачитывался и утверждался собранием. Кроме того, постановления земства находились под контролем администрации (губернатора и министра внутренних дел). Она имела право отменить любое постановление ГЗС, если возникало сомнение в его законности, и осуществляла цензорские функции. Только в 1906 г. как последствие Манифеста 17 октября 1905 г. земские собрания получили право печатать журналы своих заседаний без предварительного разрешения губернатора [5].
Журналы заседаний ГЗС - многоплановый и ценный по содержанию источник. Круг включаемых в них сведений определялся вопросами, входившими в компетенцию земств согласно «Положению» 1864 г.:
- устройство и содержание местных путей сообщения,
- забота о развитии местной торговли и промышленности,
- народное продовольственное дело,
- земские школы, больницы, богадельни, приюты,
- ветеринарная и агрономическая службы,
- взаимное страхование,
- постройка церквей, тюрем и домов для умалишенных [1, с. 57].
Журналы заседаний тамбовского ГЗС показывают, каким заботам уделяло внима-
ние тамбовское земство. Они освещают состояние сельского хозяйства и продовольственный вопрос: показатели урожайности,
перечень возделываемых культур, организацию агрономического дела в масштабах губернии и уезда, помощь населению в «голодные годы». На основании информации о строительстве и содержании учебных заведений всех категорий, подготовке учительских кадров, назначении стипендий одаренным ученикам можно дать характеристику народному образованию Тамбовской губернии. Значительное место в журналах отведено состоянию здравоохранения, а также организации медицинской помощи населению, осуществляемой в форме борьбы с эпидемиями, учреждении лечебных заведений различного уровня (психиатрическая лечебница, амбулатория, уездные и губернская больницы), устройстве фельдшерских курсов с целью восполнить недостаток медперсонала и т. д. Журналы содержат фактический материал, отражающий состояние торговли в губернии. В частности, речь идет об устройстве выставок кустарной промышленности, открытии базаров и ярмарок в населенных пунктах. Документы заседаний показывают, что земство не в последнюю очередь обращало внимание на ветеринарию. Оно принимало меры для развития племенного коневодства, боролось с эпизоотиями. В журналах заседаний находит отражение социальная сторона деятельности тамбовского земства. Врачи, учителя, земские служащие за активную и полезную деятельность отмечались наградами, за долголетнюю службу могли претендовать на пенсии. Можно выделить информацию об устройстве, содержании и условиях жизни сиротского дома, богадельни и приюта. Земство не оставалось в стороне от общероссийских событий: назначало пособия раненым воинам, поддерживало семьи убитых.
Значительная часть всей перечисленной информации включена в журналы в виде приложения: представления и проекты губернской управы, доклады уездных управ, мнения созданных по различным вопросам комиссий, справочные таблицы, ведомости, сметы доходов и расходов земских учреждений, замечания на них губернатора, ежегодные отчеты ревизионной комиссии и т. д. Поэтому приложения, содержащие различ-
ные цифровые и оценочные данные, представляют самостоятельную ценность для исследователя. Однако сведения, помещенные в приложения к журналам заседаний, позволяют проследить далеко не все объекты в развитии, часто являются отрывочными, т. к. их основное назначение - фактически подкрепить обсуждаемый в ГЗС вопрос. Поэтому не всегда есть возможность сопоставить соответствующую информацию за несколько лет, но ее можно использовать как дополнение и уточнение других источников.
В XX в. характер включаемых в журналы заседаний тамбовского ГЗС сведений меняется. Журналы не становятся менее интересными и содержательными, они в большей степени отражают происходившие в стране процессы: русско-японскую войну 1904 -1905 гг., революционные события 1905 г., вступление Российской империи в Первую мировую войну. Последний журнал заседаний тамбовского ГЗС датирован 30 августа 1917 г.
Значение данного вида делопроизводственных документов переоценить трудно. Материалы, помещенные в журналах заседаний ГЗС, показывают, как различные проекты правительства во внутренней политике осуществлялись на местном уровне, как происходило их рассмотрение и редактирование применительно к нуждам конкретной губернии. Конечно, журналы заседаний губернского земства локальны по своему характеру, часто не дают необходимых сведений для обобщения, но позволяют представить историю России как многоуровневое явление, изучение которого невозможно без знания региональной истории.
1. Цейтлин Р.С., Сергеев С.А. История государственного управления и муниципального самоуправления в России. М., 2003. С. 56-57.
2. Журналы очередного тамбовского губернского земского собрания, бывшего в декабре 1897 года. Тамбов, 1898. С. 51.
3. Журналы очередного тамбовского губернского земского собрания, бывшего в ноябре 1901 года. Тамбов, 1901. С. 42.
4. Журналы очередного тамбовского губернского земского собрания, бывшего в декабре 1904 года. Тамбов, 1904. С. 36.
5. Журнал губернского земского собрания февральской сессии 1906 года. Тамбов, 1906. С. 4, 131-132.
Поступила в редакцию 15.05.2008 г.
Sarycheva E.V. The minutes of Tambov Provincial Zemstvo sittings as a historical source. The article represents the source analysis of minutes of Tambov Provincial Zemstvo sittings. In the historical literature, it is the first experience of special research of this phenomenon.
The author considers the history of origin of minutes of the Tambov Provincial Zemstvo sittings, their purpose and structure, the process of compiling and the importance for a researcher. The minutes of the sittings allow considering the practical activity of the Zemstvo, to clear up its role in the history of this particular province, to present the history of Russia as a multi-level phenomenon.
Key words: minutes, Zemstvo, Tambov Zemstvo.
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ СИСТЕМЫ ЖЕНСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ ХХ в.
Е.А. Косетченкова
Рассмотрены основные законодательно-правовые основы, принятые царским правительством в отношении женского «академического» вопроса. Изучение истории женского профессионального образования с позиций нормативных преобразований приобретает в современных условиях общественную значимость и актуальность. Это связано с возрастающей ролью женского участия в интеллектуальном потенциале политической, экономической и культурной деятельности страны.
Ключевые слова: женское профессиональное образование, законодательно-правовые основы в сфере женского профессионального образования.
Будущее XXI в. - в руках образованных женщин. Составляя половину выпускников институтов и университетов, они играют все большую роль в различных областях управления бизнесом, в сфере экономики и политики. Последние события в России, касающиеся государственного управления, показали, что женщины способны занимать высшие государственные должности. Так, министром здравоохранения и социального развития в 2007 г. была назначена Татьяна Голикова, а министром экономического развития и торговли - Эльвира Набиуллина.
В российском высшем образовании более 50 % всего числа работников - женщины. В настоящее время получение женщинами профессионального образования в университетах и других учебных заведениях является естественным процессом жизни нашего общества. Однако история женского образования в России свидетельствует о том, что, чтобы добиться этого сегодняшнего «естественного» процесса, женщинам пришлось пройти трудный и тернистый путь.
Актуальность вопроса определяется тем, что в современном российском обществе возрастает роль интеллектуального потенциала, доля которого в экономической сфере страны с каждым годом все более возрастает.
Это порождает новые требования к рабочей силе, повышает актуальность процессов творчества и научной деятельности, создающих основную часть интеллектуального потенциала, одним из структурообразующих элементов которого является женская профессиональная и научная деятельность.
Природа профессиональной деятельности женщин в условиях личностно-ориентированного образования требует переосмысления структуры и содержания психологопедагогического мышления, анализа теоретических концепций и исторического опыта подготовки «нового» рабочего и специали-ста-профессионала.
В связи с этим изучение истории женского профессионального образования с позиций законодательно-правовых преобразований приобретает в современных условиях общественную значимость и актуальность.
Научная новизна вопроса заключается в анализе государственной политики в отношении женского образования.
Комплексное изучение вопроса позволит не только показать процесс эволюции «женского академического вопроса», но и на основе гендерных позиций детально воссоздать картину жизни русских женщин.