Научная статья на тему 'Журналы для детей и юношества: модели коммуникации в системе культуры'

Журналы для детей и юношества: модели коммуникации в системе культуры Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
458
164
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Ю.М. ЛОТМАН / Y.M. LOTMAN / МОДЕЛИ КОММУНИКАЦИИ / MODELS OF COMMUNICATION / ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ / CULTURAL HISTORY / ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА / PERIODICALS FOR CHILDREN AND YOUTH

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Гайманова Елена Владимировна

Автор статьи на основе анализа публикаций в периодике для детей и юношества XIX века показывает соотношение двух моделей коммуникации, используя методику, предложенную Ю.М. Лотманом в статьях «Автокоммуникация: “Я” и “Другой” как адресаты» и «О двух типах ориентированности культуры».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author of article on the basis of the analysis of publications in the periodical press for children and youth of the XIX century shows a ratio of two models of communication, using a technique offered by Y.M. Lotman in articles «Avto communication: “I” and “Another” as addressees» and «About two types of an orientation of culture».

Текст научной работы на тему «Журналы для детей и юношества: модели коммуникации в системе культуры»

J

L

ISSN 1997-0803 * Вестник МГУКИ * 2012 * 5 (49) сентябрь-октябрь ^

УРНАЛЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА: МОДЕЛИ КОММУНИКАЦИИ В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРЫ

Е. В. Гайманова

Московский государственный университет культуры и искусств

Автор статьи на основе анализа публикаций в периодике для детей и юношества XIX века показывает соотношение двух моделей коммуникации, используя методику, предложенную Ю.М. Лотманом в статьях «Автокоммуникация: "Я" и "Другой" как адресаты» и «О двух типах ориентированности культуры».

Ключевые слова: Ю.М. Лотман, модели коммуникации, история культуры, периодические издания для детей и юношества.

The author of article on the basis of the analysis of publications in the periodical press for children and youth of the XIX century shows a ratio of two models of communication, using a technique offered by Y.M. Lotman in articles «Avto communication: "I" and "Another" as addressees» and «About two types of an orientation of culture».

Key words: Y.M. Lotman, models of communication, cultural history, periodicals for children and youth.

Проблема взаимосвязи культуры и коммуникации — одна из важных в современной культурологии. Ее осмыслению посвящена глава книги «Внутри мыслящих миров» известного литературоведа, историка культуры Ю.М. Лотмана. Глава называется «Автокоммуникация: "Я" и "Другой" как адресаты» и имеет подзаголовок «О двух моделях коммуникации в системе культуры».

В данном исследовании Ю.М. Лотман обосновывает органическую связь между культурой и коммуникацией. В связи с этим он считает правомерным перенесение на сферу культуры моделей и терминов, заимствованных из теории коммуникации.

Ю.М. Лотман опирается на единую классическую модель коммуникативных ситуаций, предложенную Р. Якобсоном, которая в обобщенном виде выглядит сле-

80

дующим образом:

контекст сообщение

адресант..................адресат

контакт код

Но ученый предупреждает о проблематичности автоматического перенесения имеющихся представлений о теории коммуникации на область культуры, так как в этой области коммуникация осуществляется, как минимум, по двум различным каналам, из которых только один может соответствовать классической схеме.

Классический вариант коммуникации представляет собой передачу информации по направлению от «Я» к «ОН», где «ОН» является адресатом. При этом подразуме-

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 5 (49) сентябрь-октябрь 2012 80-85

вается, что информация известна до начала коммуникации адресанту и неизвестна адресату, и перемещается в пространстве. Этот вариант передачи информации является господствующим в известной нам культуре.

Ю.М. Лотман утверждает, что существует второй канал коммуникации, в котором передача информации может осуществляться во времени по принципу от «Я» к «Я», при этом он ссылается на исследования А.М. Пятигорского, опубликованные в 1962 году в работе «Некоторые общие замечания относительно рассмотрения текста как разновидности сигнала», в которых анализируется мнемоническая функция. Ю.М. Лотман идет дальше Пятигорского в своем исследовании и утверждает наличие в сообщении, передаваемом в системе «Я» — «Я», дополнительной новой информации. Он называет этот канал автокоммуникацией, подразумевая под этим обращение адресанта к самому себе в виде дневника, рассуждения и другого вида текстов. В этом случае происходит качественная трансформация информации, которая приводит к перестройке самого этого «Я». «Внешним толчком, сдвигающим контекстную ситуацию» (1, с. 165), может служить напечата-

контекст сообщение 1 —

Я—........

Код 1

Схема коммуникации «Я» — «ОН» подразумевает передачу информации при сохранении неизменности ее объема (сообщение 1), схема «Я» — «Я» ориентирована на возрастание информации (увеличение ее объема за счет сообщения 2).

Текст, таким образом, «несет тройные значения: первичные — общеязыковые, вторичные, возникающие за счет синтагматической переорганизации текста и сопротиво-

ние текста, стремление уяснить для себя свое внутреннее состояние и многое другое. Лотман считает, что обращение с текстами, речами, рассуждениями к самому себе является существенным фактом не только психологии, но и истории культуры.

В другой работе под названием «О двух типах ориентированности культуры», близкой по содержанию к анализируемому источнику, Лотман развивает свои мысли: «Может показаться, что автокоммуникация не вносит ничего принципиально нового в схему общения. Так, записывая себе на память, я просто заменяю разрыв между адресантом/адресатом в пространстве таковым же во времени. Однако можно высказать гипотезу, что разница здесь имеет принципиальный характер». В этой же работе он «приблизительно» определяет термин «автокоммуникация» как «открытие», «вдохновение»; он пишет о том, что вводимая «мной в меня» информация коррелирует с предшествующей информацией, зафиксированной в памяти, «доорганизо-вывает ее», в результате чего на «выходе» получается значительный прирост информации (2, с. 426—427).

По Лотману, схема коммуникации в этом случае выглядит следующим образом:

сдвиг контекста ——— сообщение 2

.................—Я

Код 2

поставления первичных единиц, и третьей ступени — за счет втягивания в сообщение внетекстовых ассоциаций разных уровней — от наиболее общих до предельно личных» (1, с. 170).

Автор утверждает, что «реальный поэтический текст транслируется по двум каналам одновременно. Он осциллирует между значениями, передаваемыми в канале "Я — ОН" и образуемыми в процессе автоком-

ЖМ 1997-0803 * Вестник МГУКИ . 2012 * 5 (49) сентябрь-октябрь ^

муникации» (1, с. 171). И в зависимости от ориентированности на тот или иной тип передачи текст воспринимается как «стихи» или как «проза» в соотнесенности с общекультурными моделями этих понятий в данную эпоху.

Представляется актуальным рассмотреть теоретические построения Ю.М. Лотмана на материале публикаций в периодической печати, предназначенной для детей и юношества, в разные периоды ее существования.

Периодика для детско-юношеской аудитории является специфической областью общей периодики. Она предназначена не столько для информирования подрастающего поколения о событиях современности (это отличает периодику для взрослых), сколько для передачи историко-культурной информации от старшего поколения младшему, осуществления межпоколенческой трансмиссии. Основными функциями детской периодической печати являются культурно-образовательная и воспитательная функции. Данные функции осуществляются посредством публикации на страницах печати разнообразных текстов на интересные для детей и неизвестные или малоизвестные им темы, в то же время опираются на «память культуры», которая формируется у представителей подрастающего поколения в результате семейного и школьного воспитания.

Изучение истории детской журналистики свидетельствует, что большинство изданий по характеру информации традиционно носили универсально-тематический характер, являлись литературно-художественными изданиями по своей целевой направленности. В них публиковались материалы, популяризирующие литературу, искусство, историю. Литературно-художественный характер многих периодических изданий, составляя их характерную особенность, дает возможность рассматривать в контексте истории культуры специфику используемых в периодике моделей

коммуникации.

Ю.М. Лотман утверждал, что текст как код, а не только как сообщение, функционирует в том случае, если он не прибавляет каких-либо новых сведений к уже имеющимся, а трансформирует «самоосмысление порождающей тексты личности и переводит уже имеющиеся сообщения в новую систему значений» (1, с. 172—173). В случае чтения детьми и подростками художественных текстов нравственного характера, опубликованных в периодической печати, юные читатели довольно часто не только приобщают в своей памяти сообщения данных текстов к уже имеющимся у них знаниям в этой области, но и «пересматривают свое понимание себя, свои отношения с некоторыми людьми, а иногда и свое поведение». То есть они используют текст произведения в качестве «некоторого кода в процессе общения с самими собой» (1, с. 173) и своими наставниками-редакторами детских журналов.

Так, в издававшемся с января 1807 года по апрель 1815 года журнале М.И. Невзорова под названием «Друг юношества » было опубликовано значительное количество духовно-нравственных литературно-художественных произведений и статей, принадлежащих перу самого издателя и несущих морально-нормативную функцию. Издатель, определяя цель своего журнала, писал в программе: «Чтобы сделать чтение менее скучным, все полезные и нужные сведения будут представлены в образе занимательных нравственных и физических рассуждений, жизнеописаний славных людей, повестей, сказок, басен, разговоров ... с приложением, где можно, относительных замечаний» (2, с. 11). Журнал являлся универсально-тематическим изданием религиозно-назидательного направления, отличался активной духовно-нравственной позицией самого издателя, непосредственно передавал мысли и чувства издателя по тому или иному волновавшему его поводу, печатал его рассуждения. Это дает возможность

рассматривать созданные им и опубликованные тексты как примеры автокоммуникации, кодификации историко-культурной информации. Популярность журнала у современников свидетельствовала о востребованности подобного рода материалов для нравственного становления молодого поколения. Хотя в целом журнал строился по господствовавшей тогда модели внешней коммуникации.

Для журнальной детской периодики первой половины XIX века были характерны философские рассуждения в виде разговоров родителей с детьми как пример соединения внешней и внутренней коммуникации.

Новизну журналу «Детский вестник», издававшемуся в течение 1815 года П.В. Победоносцевым, придавали публикации стихотворных отрывков или коротких стихотворений лучших русских поэтов того времени. В каждом номере разрабатывалась своя тематика. Назывались эти публикации «Мысли отечественных стихотворцев» о Боге, о Вере, о Совести, о Человеке и т.п. Философский характер поэтических отрывков способствовал «образованию сердец и умов» юных читателей, данные тексты представляли собой модель автокоммуникации, которая органично включалась в классический вариант.

Ю.М. Лотман подчеркивал в своей работе, что «неправильно было бы делать вывод, что поэзия представляет собой в чистом виде коммуникацию в системе "Я" — "Я"». Исследователь пишет, что в более последовательной форме этот принцип проведен не в искусстве, а в моралистических и религиозных текстах типа притч, в мифе, пословице, сказке (1, с. 174). Необходимо отметить, что такого рода тексты часто использовались в периодических изданиях для детей и юношества в качестве реализации воспитательной функции данного вида коммуникации. Например, в духе христианской морали публиковались пересказы библейских историй и рассказы о

христианских святых и героях в журнале «Детский вестник» (1815). В журнале «Детский собеседник» за 1826 год печаталась «забавная и нравственная повесть», герой которой имел привычку всегда говорить пословицами. Пословицы выделялись курсивом, обязательно использовались в произведении два раза: в начале и в конце как итог повествования. В журнале «Новая детская библиотека, издаваемая Борисом Федоровым» печатались игры «Пословицы в действии». Развлечения подобного рода служили не только средством передачи историко-культурной информации, но и способствовали формированию нравственных позиций юных читателей.

В моралистическом духе завершались многие произведения, публикуемые в детской периодике. Так, в одном из номеров журнала «Всеобщая библиотека полезных для юношества сведений» за 1833 год была напечатана сентиментальная и поучительная повесть «Дети в бедной хижине», в эпилоге которой говорилось: «По примеру доброй Параши и все прочие дети сделались благонравными, прилежно учились и старались помогать бедным, зато всегда были веселы, все их любили, и они всю жизнь прожили счастливо». Прочитав подобного рода произведения с моралью в конце, маленькие читатели должны были сделать вывод: добродетель вознаграждается! Это был своеобразный принцип воспитания, характерный для христианского мировоззрения.

По мнению Ю.М. Лотмана, художественные тексты по большей части используют наличие обеих коммуникативных систем «для осцилляции в поле структурного напряжения между ними», образуются за счет своеобразного «качания» структур в ту или иную сторону (1, с. 174—175). Природа художественных текстов как явления подвижного, одновременно связанного с двумя типами коммуникации, не исключает ориентированности тех или иных жанров на тот или иной тип. Лирическое про-

ЖМ 1997-0803 * Вестник МГУКИ * 2012 * 5 (49) сентябрь-октябрь ^

изведение больше ориентируется на тип «Я» — «Я», очерк — на тип «Я» — «ОН». Более того, исследователь подчеркивает, что в определенные моменты развития культуры литература и искусство в целом могут характеризоваться ориентацией на конкретный тип коммуникации. Лотман утверждает, что «законы построения художественного текста в значительной мере суть законы построения культуры как целого... Сама культура может рассматриваться как сумма сообщений, которыми обмениваются различные адресанты. и как одно сообщение, отправляемое коллективным "я" человечества самому себе. С этой точки зрения, культура человечества — колоссальный пример автокоммуникации» (1, с. 175). «Реальные культуры, как и художественные тексты, строятся по принципу маятникоо-бразного качания между этими системами». Но тот или иной тип культуры характеризуется господствующей тенденцией в определении модели коммуникации.

В обеих работах Ю.М. Лотман характеризует фольклор и средневековое искусство как ориентированные на автокоммуникацию, а европейскую культуру нового времени (XVIII—XIX веков), исходящую из разделения субъекта и объекта, как культуру, ориентированную на систему внешней коммуникации, построенной по типу «Я — ОН». По его мнению, потребитель культуры находится в позиции «идеального адресата», он получает информацию со стороны. «Не случайно роль прозы, сюжетной живописи и музыки в культуре XIX века резко возрастает», — отмечает исследователь (2, с. 426).

По мнению ученого, культуры, ориентированные на сообщения, имеют более подвижный, динамический характер за счет увеличения количества текстов и соответствующего прироста знаний. В то же время он отмечает отрицательную сторону этого явления, которая проявляется в разделении общества на передающих и принимающих. Он пишет о «возникновении психологиче-

ской установки на получение истины в качестве готового сообщения о чужом умственном усилии», росте «социальной пассивности тех, кто находится в позиции получателей сообщения» (1, с.177). Культуры, ориентированные на автокоммуникацию, более творческие, духовно активные, но не столь динамично развивающиеся.

Представляется, что журналы для детей и юношества, активно издававшиеся в XIX веке, характеризовались преобладанием коммуникативной модели, которая строилась по принципу «Я — ОН», в силу своего специфического характера и характера самой эпохи. В них господствовала морализаторская, поучительная направленность, назидательность, система передачи историко-культурных сообщений.

Само зарождение детско-юношеской периодики в восемнадцатом столетии было связано с просвещением, задачей «образования сердца и разума» в наиболее удобной для восприятия аудиторией форме. Еще Петр Первый в книге «Юности честное зерцало» предлагал юношам видеть образование прежде всего в получении знания, «желая от всякого научитися, а не верхоглядом смотря.» (3, с. 21). В духе идей Петра I первый детский журнал, который издавался Н.И. Новиковым, имел название «Детское чтение для сердца и разума». В издании журнала Новиков видел средство продвижения своих просветительских и педагогических взглядов, целями журнала были воспитание «добрых граждан», живущих в соответствии с нравственными законами, предоставление детям разнообразных материалов для чтения в виде еженедельно выходящего издания. Название журнала отражало его основную идею, классическую модель коммуникации.

Журналы, появившиеся вслед за изданием Новикова и активно функционировавшие на протяжении всего девятнадцатого и начала двадцатого столетия, продолжали в большинстве своем развивать просветительские идеи Н.И. Новикова, они были

J

L

воплощением коммуникативной модели «Я — ОН».

Но уже к концу XIX века у ряда педагогов и исследователей детской литературы и журналистики сформировалось опасение за явную тенденцию к умственному потребительству, которую создавала русская культура в области детско-юношеской периодики, так как существовавшая периодика была ориентирована на потребление извне.

Именно поэтому известный исследователь детской периодики Н.В. Чехов писал о перспективах развития журналов и газет самих детей, в которых, как нам представляется, будет господствовать процесс автокоммуникации. «Это будут журналы детей и юношей, то есть такие, в организации и ведении которых самое живое участие будут принимать сами дети» (4, с. 81). Исследователь, анализируя журналы для детей и юношества, ссылается в своей книге «Детская литература» на опыт 80—90-х годов восемнадцатого столетия. В это время в одном из благородных пансионов Новиковского кружка, директором которого был друг Новикова — Шварц, возник печатный журнал детей и юношей «Распускающийся цветок» с работами питомцев этого заведения. Чехов отмечает, что многие русские писатели вышли

из этого пансиона: Карамзин, Жуковский, Грибоедов. Этот воспитательный прием был повторен в 1823 году в Харьковском благородном пансионе, в 1839 году — в Белорусской гимназии в Вильне (4, с. 61—62) и отмечен выпуском ряда других самостоятельных детских изданий. В конце XIX — начале XX века это уже будет более 100 журналов, издаваемых самими детьми и подростками и представляющих собой новый вид коммуникации.

Таким образом, можно сделать вывод, что в детской периодической печати находят свое выражение две модели коммуникации: классический вариант и модель автокоммуникации. В разные периоды времени и в разных видах периодики преобладает то одна, то другая модель. Но в силу специфики исследуемого типа изданий в целом превалирует модель внешней коммуникации («Я — ОН»). В то же время «исторический опыт показывает, что наиболее жизнестойкими оказываются те системы, в которых борьба между этими структурами не приводит к безусловной победе какой-либо одной из них» (1, с. 177).

Опыт свидетельствует о продуктивности сосуществования двух моделей коммуникации, необходимости развития обеих моделей в их взаимосвязи в современной журналистике для детей и юношества.

Примечания

1. Аотман, Ю. М. Автокоммуникация: «Я» и «Другой» как адресаты / Ю.М. Лотман // Внутри мыслящих миров. — СПб.: Искусство — СПб., 2000.

2. Аотман, Ю. М. О двух типах ориентированности культуры / Ю.М. Лотман. — СПб., 2000.

3. Друг юношества. — 1807. — № 1.

4. [Петр I]. Юности честное зерцало, или Показания к житейскому обхождению / [Петр I]. — СПб., 1717.

5. Чехов, Н. В. Детская литература / Н.В. Чехов. — М., 1909.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.