Научная статья на тему 'Журналистское образование в Нью-Йоркском университете: история и современность'

Журналистское образование в Нью-Йоркском университете: история и современность Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
107
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖУРНАЛИСТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В США / ИНСТИТУТ АРТУРА КАРТЕРА / НЬЮ-ЙОРКСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ / JOURNALISM EDUCATION IN THE US / ARTHUR L. CARTER INSTITUTE / NEW YORK UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Стефенс М.

Институт имени Артура Картера в Нью-Йоркском университете, одна из старейших и наиболее уважаемых в Соединенных Штатах программ подготовки журналистов, всегда делал большую ставку на практические курсы, нежели теоретические исследования в области журналистики. И в этом отношении он является типичным примером лучших американских программ подготовки журналистов. Откликаясь на новые тенденции в развитии журналистики, Нью-Йоркский университет стремится стимулировать более глубокий и творческий подход к подготовке журналистских материалов. Это предполагает более полное и систематичное изучение тех предметов, к освещению которых готовится студент. Но основной упор при этом все же делается на выработку навыков подготовки и написания журналистских материалов, а не исследования в области журналистики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Journalism Education in New York University: History and Modernity

The Arthur L. Carter Institute at New York University one of the oldest and most respected Journalism programs in the United States has always emphasized practical instruction in writing and reporting, rather than theoretical investigations of journalism. In this regard it represents typical example of the top Journalism programs in the United States. In response to the rise of new forms of journalism, New York University has begun encouraging more thoughtful, more searching approaches to writing and reporting. This includes more specialized, scholarly study of the subject matter upon which a student is being trained to write and report. The emphasis remains, however, upon that writing and reporting, more than upon the study of journalism itself.

Текст научной работы на тему «Журналистское образование в Нью-Йоркском университете: история и современность»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 10. ЖУРНАЛИСТИКА. 2010. № 3

ПРЕДСТАВЛЯЕМ ЗАРУБЕЖНОГО УЧЕНОГО

М. Стефенс, профессор журналистики Института А. Картера,

Нью-Йоркский университет; e-mail: [email protected]

ЖУРНАЛИСТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В НЬЮ-ЙОРКСКОМ

УНИВЕРСИТЕТЕ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Институт имени Артура Картера в Нью-Йоркском университете, — одна из старейших и наиболее уважаемых в Соединенных Штатах программ подготовки журналистов, — всегда делал большую ставку на практические курсы, нежели теоретические исследования в области журналистики. И в этом отношении он является типичным примером лучших американских программ подготовки журналистов. Откликаясь на новые тенденции в развитии журналистики, Нью-Йоркский университет стремится стимулировать более глубокий и творческий подход к подготовке журналистских материалов. Это предполагает более полное и систематичное изучение тех предметов, к освещению которых готовится студент. Но основной упор при этом все же делается на выработку навыков подготовки и написания журналистских материалов, а не исследования в области журналистики.

Ключевые слова: журналистское образование в США, Институт Артура Картера, Нью-Йоркский университет.

The Arthur L. Carter Institute at New York University — one of the oldest and most respected Journalism programs in the United States — has always emphasized practical instruction in writing and reporting, rather than theoretical investigations of journalism. In this regard it represents typical example of the top Journalism programs in the United States. In response to the rise of new forms of journalism, New York University has begun encouraging more thoughtful, more searching approaches to writing and reporting. This includes more specialized, scholarly study of the subject matter upon which a student is being trained to write and report. The emphasis remains, however, upon that writing and reporting, more than upon the study of journalism itself.

Key words: journalism education in the US, Arthur L. Carter Institute, New York University.

Впервые предложение о том, что журналистика должна преподаваться в Университете города Нью-Йорка, как в те времена именовался Нью-Йоркский университет (NYU), прозвучало в 1870 г. "Я думаю, настало время, когда журналистика должна рассматриваться как профессия, — писал президенту университета один из журналистов, — и, более того, когда юноши и девушки должны получать специальную подготовку [для занятий ею]" [Petrow, 2004]. И хотя первый курс по журналистике — "Написание новостей" (News Writing) — появился в расписании Школы экономики NYU лишь почти сорок лет спустя, в 1909 г., это достаточно ран-

ний срок с точки зрения истории журналистского образования в Соединенных Штатах.

Со временем отделение журналистики вошло в состав факультета свободных наук и искусств (Faculty of Arts and Science), а с 1975 г. отделение предлагает не только бакалаврскую, но и магистерскую программу по журналистике. Тридцать три года спустя в ознаменование того вклада, который основатель и издатель еженедельных газет "New York Observer" и "Litchfield County Times" внес в развитие журналистского образования в Нью-Йоркском университете, отделение журналистики было переименовано в Институт имени Артура Картера.

Во второй половине ХХ в. отделение журналистики Нью-Йоркского университета сумело снискать себе широкую известность качеством своих преподавателей и студентов, привлекать которых ему удается отчасти благодаря расположению в медийной столице Соединенных Штатов, если не всего мира. В NYU подготовлено несколько поколений американских журналистов, среди которых ряд сотрудников двух ведущих газет США — "New York Times" и "Washington Post", а также множество репортеров крупнейших телевизионных станций и информационных агентств.

Преподавательский коллектив отделения журналистики NYU насчитывает около 20 человек. Все они имеют опыт работы в ведущих печатных изданиях и на крупнейших телевизионных станциях страны, а трое пришли на преподавательскую работу непосредственно из редакции газеты "New York Times".

В соответствии с традициями лучших американских школ журналистики в Нью-Йоркском университете всегда придавалось большее значение практической, а не теоретической подготовке будущих журналистов. Студенты NYU приобретают профессиональный опыт, освещая повседневную жизнь своего города, а в некоторых случаях, когда такое становится возможным, например благодаря программе партнерства с факультетом филологии и журналистики Южного федерального университета, и жизнь других городов мира, таких, как Ростов-на-Дону1. Основной упор при этом делается на обучение студентов тому, как следует собирать информацию и подавать ее в виде хорошо организованного и написанного журналистского материала.

В основе подобного подхода лежит философия, также типичная для Соединенных Штатов, согласно которой журналистика является одной из немногих университетских программ, уделяющих особое внимание развитию коммуникационных навыков, с одной

1 RAJI: On Location in Rostov, Russia. http://journalism.nyu.edu/pubzone/weblogs/ rostov/

стороны, а с другой — фокусирующих внимание преимущественно на текущих событиях: политике, а не политической теории, использовании достижений науки и экономики, а не их теории, современном искусстве, а не теории искусства, преступности, расовых проблемах и так далее.

Разумеется, помимо практических курсов в программу обучения входят дисциплины, посвященные истории журналистики и ее актуальным проблемам, журналистской этике и праву СМИ, но большая их часть все же нацелена на развитие практических навыков сбора информации и подготовки журналистских материалов.

Из 32 курсов, составляющих программу подготовки бакалавров по специальности "Журналистика", лишь 9 являются чисто журналистскими. Все остальные — это могут быть курсы по истории, литературе, философии или языку — студенты изучают на других гуманитарных факультетах, вне стен родного Колледжа свободных искусств и наук (College of Arts and Science). Подобная практика является стандартной для американских университетов, но, в отличие от большинства из них, Нью-Йоркский университет требует, чтобы студенты отделения журналистики избирали для себя дополнительную область специализации по профилю другого факультета.

Магистерская программа по журналистике в Нью-Йоркском университете также включает лишь 9 учебных курсов по журналистике, которые, как и в случае с бакалавриатом, носят преимущественно практический характер. И хотя по своей глубине и предъявляемым требованиям они превосходят бакалаврские курсы, те и другие все же достаточно схожи, в силу чего Нью-Йоркский университет не рекомендует своим студентам, получившим степень бакалавра по журналистике, поступать в магистратуру. Предполагается, что получение второй ученой степени в другой области принесет большую пользу в их будущей карьере.

В настоящее время журналистика переживает время трудных, но вместе с тем многообещающих перемен. С падением популярности газет и быстрым развитием новых форм журналистики, таких как, например, блоги, проверенные временем рецепты успеха в этой профессии быстро устаревают. Американские университеты реагируют на этот вызов современности с переменным успехом.

В последние годы отделение журналистки Нью-Йоркского университета выступило инициатором преподавания разновидности интеллектуальной журналистки, поощряя своих студентов к переосмыслению стандартных репортерских канонов "перевернутой пирамиды" и выходу за рамки строго фактологичных материалов в стиле "он сообщил", "она заявила", создаваемых людьми, эрудированными во многих областях, но не обладающими глубокими знаниями ни в одной из них.

10 ВМУ, журналистика, № 3 145

С этой целью был существенно расширен круг обязательных для изучения произведений, призванных познакомить студентов не столько с повседневными примерами журналистики, сколько с ее лучшими образцами; также разработаны новые специализированные курсы и программы. Так, например, студентам магистратуры в настоящее время предлагаются следующие учебные программы: "Освещение проблем науки, окружающей среды и здравоохранения" (Science, Environmental and Health Reporting), "Освещение бизнеса и финансов" (Business an Finance Reporting), "Критика и освещение культурных событий" (Cultural Reporting and Criticism). Но и они носят преимущественно практический характер, поскольку основным требованием к студентам остается постоянная работа по сбору информации и написанию журналистских материалов. Вместе с тем эти программы, как и многие бакалаврские курсы, ориентируются на соответствующие современным научным требованиям подходы к изучению окружающего мира (но не самой журналистики), требуя от студентов углубленного понимания тех проблем, за освещение которых они берутся, побуждая их к созданию более глубоких и аналитичных материалов, которые, возможно, уместны скорее на страницах высококачественных журналов новостей, нежели локальных газет.

В том же направлении движутся и еще несколько ведущих университетов США. В их числе Колумбийский, чья Школа журналистики в течение долгого времени считалась лучшей в Америке (в частности, благодаря акценту на практические методы преподавания традиционной журналистики) и Университет Калифорнии в Беркли. В то же время одна из старейших школ журналистики США, Университета Миссури, сохраняет приверженность традиционным подходам к преподаванию журналистики. Несколько иной линии придерживалась в последние годы Школа журналистики им. Дж. Медилла Северо-Западного университета, с подачи своего нового декана сделавшая ставку на совершенствование методов подачи новостей посредством изучения их восприятия аудиторией, — направление, получившее неоднозначную оценку американских преподавателей журналистики, поскольку подобный подход ведет к смещению акцентов с просвещения на развлечение общественности.

В настоящее время все ведущие программы подготовки журналистов в США озабочены поиском ответа на вопрос о том, как следует реагировать на те глубокие технологические изменения, которые претерпевает журналистика в последние двадцать лет. Некоторые просто вводят новые курсы, посвященные интернет-журналистике, тогда как другие — среди них и Нью-Йоркский университет — пытаются отыскать пути подготовки студентов к успешной

карьере в разных СМИ, базирующихся на различных "технологических платформах".

Наш вводный курс журналистского мастерства для бакалавров сегодня включает изучение азов работы не только в печатных СМИ, но и на телевидении, а также в сетевых изданиях. Кроме того, наши программы все больше ориентируются на определенные тематические области, такие, как, например, "Освещение жизни Нью-Йорка" (Reporting: New York), нежели на то или иное СМИ либо какую-либо жанровую форму, как то: "Газетная журналистика" (Newspaper Reporting), "Методика работы над очерком" (Feature Writing), "Информационная программа телевидения" (Television News).

Подобные изменения, как полагают многие преподаватели американских университетов, создают предпосылки для появления нового вида журналистского образования: по-прежнему практического, но вместе с тем и более творческого, интеллектуального, ставящего целью не столько копирование форм и методов сегодняшней журналистики, сколько их улучшение. Лучшие журналистские программы Соединенных Штатов по-прежнему стремятся выработать у своих студентов в процессе обучения научный подход не к самой журналистике, а к окружающей нас действительности. Они хотят выпускать специалистов, способных компетентно писать о правительстве, медицине, театре, а в случае необходимости — о журналистике. Сегодня мы имеем шанс повысить стандарты практической подготовки и тем самым улучшить положение дел в самой журналистике.

Список литературы

Petrow R. An Informal History of Almost a Century of Journalism at NYU. Carter Institute, New York University, 2004.

Перевод доцента кафедры истории журналистики факультета филологии и журналистики Южного федерального университета В.М. Виниченко; e-mail: [email protected]

Поступила в редакцию 07.12.2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.