ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 10. ЖУРНАЛИСТИКА. 2021. № 2
Жаровский Егор Романович, аспирант кафедры социологии массовых коммуникаций, факультет журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова, Москва, Россия; e-mail: egor.heat@mail.ru
ЖУРНАЛИСТСКАЯ РАБОТА В СМИ КРЫМСКОГО ПОЛУОСТРОВА: ОПЫТ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
В статье представлены результаты исследования работы журналистов СМИ Крымского полуострова. Основное внимание уделяется двум аспектам — основанным на профессиональном опыте представлениям журналистов о собственной работе и их практической деятельности в редакции. Эмпирическую базу составили ответы 95 журналистов из 56 СМИ, которые были получены в ходе интервью. На основании собранных данных установлено, что сотрудники крымских СМИ в первую очередь ориентированы на индивидуальную (авторскую) работу и применение опросных методик сбора информации. Крымские журналисты отдают предпочтение актуальным и оригинальным темам, использованию рядовых граждан в качестве источника информации и общаются с коллегами ради выполнения редакционных заданий. По итогам исследования был сделан вывод о том, что журналисты полуострова выстраивают четкую иерархию представлений о разных аспектах своей работы в СМИ, но при этом на практике используют весь существующий на данный момент арсенал методик и приемов журналистской работы.
Ключевые слова: журналисты, Крым, СМИ, журналистская работа, восприятие профессиональной деятельности, практика редакционной работы.
Egor R. Zharovskiy, PhD student at the Chair of Sociology of Mass Communications, Faculty of Journalism, Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia; e-mail: egor.heat@mail.ru
JOURNALISTIC WORK IN CRIMEAN MEDIA: RESULTS OF AN EMPIRICAL STUDY
This paper presents the results of a study devoted to the activity of journalists who work in Crimean media. The author's attention is mainly aimed at two aspects: journalists' perception of their own work based on professional experience and their practical activity during the implementation of editorial tasks. This article reflects the results that were obtained through interviews with 95 journalists from 56 media outlets situated in 20 localities of the Crimean peninsula. Drawing on the collected data, the author argues that Crimean journalists focus on individual work when producing texts and use surveys as a method of gathering information. It was also found that Crimean journalists prefer to choose topics for their texts in accordance with the criteria of relevance and originality as well as to
use ordinary citizens as a source of information. The author concludes that Crimean journalists have a clear vision about the hierarchy of professional tasks which should be performed within their editorial work. At the same time, they tend to use a vast variety of methodological tools trying to apply the newest achievements of journalistic work.
Key words: journalists, Crimea, media, journalistic work, perception of professional activity, practice of editorial work.
DOI: 10.30547/vestnik.journ.2.2021.113135
Введение
В последние годы работа журналистов претерпевает масштабную трансформацию, которая существенным образом меняет сложившиеся за предыдущие десятилетия алгоритмы функционирования редакций СМИ и деятельности отдельных сотрудников. Речь идет о ряде факторов, к числу которых можно отнести переформатирование стандартов журналистской работы, пересмотр механизмов управления редакцией, обновление инструментов регулирования и саморегулирования СМИ, изменение роли аудитории СМИ, внедрение в повседневную журналистскую практику технологических инноваций, связанных с развитием новых медиа. В результате журналисты сегодня погружены в рабочую среду с динамично меняющимися принципами труда и условиями для его реализации. Все это требует от исследователей разработки рекомендаций, позволяющих оптимизировать работу журналиста, и в целом актуализирует изучение особенностей журналистской работы в редакциях.
Необходимость приспособления к глобальным изменениям в профессии касается и крымских журналистов. Однако ситуация усугубляется тем, что в отношении жителей Крымского полуострова сегодня действует особый санкционный режим, который создает дополнительные трудности при въезде в страны ЕС1. Соответственно, крымским журналистам заметно сложнее, чем сотрудникам СМИ из других регионов России, осуществлять работу в зарубежной Европе и обмениваться профессиональным опытом с коллегами из стран, поддержавших санкции. Несмотря на политическое давление, сообщество крымских журналистов продолжает развиваться. Отмечается, что работники крымских СМИ стремятся расширить предметное поле создаваемого контента и выстроить организационные отношения внутри редакций, опираясь на опыт коллег из других регионов России (Громова, 2018; Егорова, 2019).
Сами же крымские журналисты утверждают, что готовы совершенствоваться и открыты любым новациям, однако для этого требуется время и ослабление влияния на региональную журналистику со стороны местной власти2.
По прошествии шести лет с момента присоединения Крыма к России можно говорить в целом о завершении адаптации журналистов полуострова к новым для них политическим и юридическим реалиям. Вместе с тем редакционная работа крымских журналистов остается слабо изученной, поскольку внимание исследователей было в основном сконцентрировано на анализе характеристик ме-диасистемы полуострова (Жуков, 2017; Лепина, 2017; Платонова, Осипова, 2018) и особенностей представленного в СМИ контента (Первых, Онофрончук, 2016; Чабаненко, 2019). Очевидно, что в сложившейся ситуации весьма трудно рассуждать о специфических чертах журналистской работы в редакциях крымских СМИ, не говоря уже о разработке рекомендаций прикладного характера. Поэтому в нашем исследовании предпринимается попытка восполнить пробелы в знаниях о редакционной работе крымских журналистов, в чем и состоит его актуальность.
В научной литературе сегодня можно обнаружить разнообразие точек зрения относительно того, что можно считать журналистской работой. Одни исследователи воспринимают работу сотрудников СМИ чрезвычайно широко и включают в единый рабочий процесс все этапы подготовки материала — от формулирования идеи текста и персонального взгляда журналиста на освещаемую тему до его верстки и формата представления перед аудиторией (Грабельников, 2007; Мельник, Виноградова, 2010; Kovach, Rosenstiel и др., 2007). Другие ученые предлагают разграничивать разные этапы создания текста (Галкина, Образцова, Вырковский и др., 2018; Boynton, 2005; Campbell, 2010), работу в редакции и за ее пределами (Aviles, Leon, 2002; Bro, Hansen, Andersson, 2016), осмысление журналистом отражаемой действительности и практические шаги по ее воплощению в материале (Лазутина, 2012; Тертычный, 2013; McChesney, Nichols, 2010). Учитывая справедливость обозначенных подходов, в данной статье под журналистской работой в редакции понимается сформированные на основе профессионального опыта взгляды на работу в СМИ и практические действия журналистов, связанные с формулированием темы материала, сбором информации и проверкой ее достоверности, написанием и последующим редактированием текста, планированием рабочего процесса в редакции СМИ и реализацией связи с аудиторией.
Таким образом, объектом нашего исследования являются журналисты Крымского полуострова, а предметом — особенности их работы в редакциях региона. Статья нацелена на выявление характеристик редакционной работы крымских журналистов и их профессиональных представлений о ней. В частности, в рамках нашего исследования были выдвинуты следующие вопросы:
1. Какие элементы работы над журналистским материалом являются наиболее важными для сотрудников крымских СМИ и как именно они должны быть реализованы на практике?
2. Каким образом крымские журналисты выполняют стандартные задачи при планировании рабочего процесса в редакции, создании и редактировании текста, общении с аудиторией?
С целью получения ответов в июле-августе 2019 г. был проведен опрос крымских журналистов. В качестве респондентов выступили сотрудники редакций разных типов (газет, журналов, телеканалов, радиостанций, интернет-изданий и информационных агентств), обладающие разным профессиональным статусом (корреспонденты, продюсеры, главные редакторы и др.). Опираясь на официальные данные реестра СМИ Роскомнадзора3, мы случайным образом отбирали респондентов с учетом местонахождения редакций на территории Крымского полуострова и качественно-количественной структуры локализованных в этих населенных пунктах систем СМИ (см. табл. 1).
Таблица 1
География СМИ Крымского полуострова (в абс. знач.)
Название населенного пункта Газеты Журналы ТВ Радио Интернет-издания ИА Общее кол-во СМИ
Симферополь 42 48 9 31 8 3 141
Ялта 7 4 1 1 6 0 19
Керчь 9 0 1 1 1 0 12
Евпатория 5 3 1 2 0 0 11
Феодосия 6 2 1 0 0 0 9
Бахчисарай 2 0 0 0 0 1 3
Судак 2 0 0 0 1 0 3
Саки 2 0 1 0 0 0 3
Алушта 2 0 1 0 0 0 3
Армянск 2 0 1 0 0 0 3
Джанкой 2 0 0 0 0 0 2
Красноперекопск 2 0 0 0 0 0 2
Белогорск 1 0 0 0 0 0 1
Кировское 1 0 0 0 0 0 1
Красногвардейское 1 0 0 0 0 0 1
Ленино 1 0 1 1 0 0 3
Нижнегорский 1 0 0 0 0 0 1
Первомайское 1 0 0 0 0 0 1
Раздольное 1 0 0 0 0 0 1
Советский 1 0 0 0 0 0 1
Черноморское 1 1 0 0 0 0 2
Севастополь 28 4 4 4 9 2 51
При этом важно отметить, что количество зарегистрированных в реестре наименований СМИ заметно больше фактических адресов редакций, где потенциально могут работать журналисты. Подобное расхождение в цифрах объясняется тем, что журналистский коллектив одной и той же редакции может выпускать материалы для нескольких СМИ. Это обстоятельство было учтено нами при формировании выборки респондентов.
По итогам анализа количественных соотношений адресов крымских редакций, относящихся к разным типам СМИ и расположенных в 22 населеннных пунктах полуострова, была сформирована выборка объемом в 106 единиц (респондентов). С целью достижения максимально возможного уровня отклика респондентов опрос проводился в очной форме по месту работы журналистов в 20 населенных пунктах Крымского полуострова, за исключением редакций в поселках городского типа Красногвардейское и Раздольное, где журналисты отказались принять участие в исследовании. Отбор журналистов для интервью включал в себя два этапа. На первой стадии при помощи генератора случайных чисел выбирались порядковые номера редакций из алфавитных перечней наименований СМИ, составленных отдельно для каждого населенного пункта Крымского полуострова. На втором этапе редакторы выбранных СМИ самостоятельно отбирали журналистов, исходя из их загруженности редакционной работой на момент проведения опроса. В ходе интервью журналистам нужно было
ответить на указанные в анкете вопросы, выбрав предложенные варианты ответа или сформулировав собственные. В итоге были опрошены 95 журналистов, занимающих разные должности, из 56 редакций шести типов СМИ (см. табл. 2).
Таблица 2
Профессиональный статус респондентов и тип СМИ, в котором они работают (в абс. знач.)
Должность респондентов Газеты Журналы ТВ Радио Интернет-издания ИА Всего
Управленческое звено журналистов (редакторы) 20 7 4 3 4 0 38
Исполнительское звено журналистов (корреспонденты) 33 10 4 2 6 2 57
Всего 53 17 8 5 10 2 95
В качестве инструментария данного исследования была использована анкета, содержащая как закрытые вопросы с возможностью выбора одного или нескольких вариантов ответа, так и вопросы на основе порядковых шкал, где респонденту предлагалось указать степень значимости какого-либо аспекта собственной работы. Вопросы, заданные крымским журналистам, можно разделить на 2 тематических блока, которые последовательно дают ответы на указанные нами ранее исследовательские вопросы.
В первом блоке вопросов затрагиваются представления журналистов о собственной работе (значимость базовых аспектов журналистской работы; критерии оценки темы материала; наиболее важные методы сбора информации и профессиональные качества журналиста). Второй блок связан с некоторыми аспектами их практической деятельности в редакции (используемые источники информации; методики проверки достоверности информации и планирования рабочего процесса; приемы редактирования журналистского материала; практикуемые формы связи с аудиторией).
Результаты исследования
Первый вопрос анкеты был посвящен наиболее значимым аспектам работы журналиста: респондентам нужно было указать
элементы деятельности, без которых невозможно достичь высокого уровня качества материала. Ответы показали, что для крымских журналистов первостепенное значение имеют индивидуальная работа над материалом и механизмы координации рабочего процесса в редакции СМИ (см. табл. 3).
Таблица 3
Ответы на вопрос: «Какой из указанных аспектов работы в СМИ, на Ваш взгляд, наиболее важен для современного журналиста?» (N=95)"
Формулировки вариантов ответа Кол-во ответов (%)
В РЕДАКЦИИ СМИ
индивидуальная работа по созданию журналистского материала (выбор темы, сбор информации, написание текста) 45,3
планирование и координация работы в редакции 28,4
литературное редактирование текстов 7,4
процесс производства номера газеты/журнала, публикации на сайте, выпуска теле- или радиопередачи 6,3
общение с аудиторией, поддержание контактов с представителями власти и бизнеса 5,3
все вышеперечисленное требует одинакового внимания 31,6
ЗА ПРЕДЕЛАМИ РЕДАКЦИИ СМИ
освещение события на месте происшествия и/или получения информации о человеке (людях) 20
поиск документальных источников, проясняющих ситуацию или углубляющих/расширяющих её понимание 18,9
поиск деталей события/жизни людей, которые могут быть интересны аудитории 14,7
анализ собранной информации и написание текста (вне рабочего места в редакции) 14,7
получение комментариев от очевидцев события 4,2
все вышеперечисленное требует одинакового внимания 44,2
Вместе с тем в ряде случаев было зафиксировано, что сотрудники крымских СМИ не разграничивают отдельные указанные в нашей анкете этапы работы в редакции, придавая им одинаковую значимость. Аналогичный срез мнений у журналистов прослеживается и относительно заданий, требующих выхода за пределы редакционного помещения. Равнозначность разных элементов работы может быть обусловлена их приверженностью традиционной
для российской журналистики парадигме творчества, выраженной в неразрывности и равноценности всех его компонентов (Овсе-пян, 2001; Вартанов, Колесниченко, Смирнова и др., 2019), а также небольшим по численности штатом редакции, в силу чего одни и те же журналисты постоянно задействованы в реализации сразу нескольких профессиональных практик. Результаты проведенного опроса показывают, что в редакциях крымских СМИ работает в среднем по 7 журналистов. В подобных условиях вероятность возникновения строгого распределения рабочих обязанностей между сотрудниками ниже, чем в СМИ с более крупным по численности штатом, где у каждого журналиста есть узкая специализация и четко очерченный круг выполняемых задач (Ким, 2020).
Несмотря на понимание равнозначности всех элементов журналистской работы, крымские журналисты признают, что отдельные виды профессиональных задач требуют от работника СМИ повышенного внимания по сравнению с другими. Так, почти половина опрошенных (49,5%) считает сбор информации наиболее трудоемким этапом работы современного журналиста. При этом остальные этапы назывались ими в качестве таковых заметно реже (см. табл. 4).
Таблица 4
Ответы на вопрос: «На Ваш взгляд, какой из этапов работы журналиста над материалом требует наибольшего внимания и сосредоточения?» (N=95)
Формулировки вариантов ответа Кол-во ответов (%)
сбор информации, получение данных 49,5
осмысление собранной информации, анализ и интерпретация полученных фактов, мнений, суждений 22,1
общение с героями, экспертами 20
написание текста или сценария 18,9
проверка данных, фактов 11,6
вычитка, правка и корректура подготовленного текста/ сценария 9,5
написание плана текста или сценария/определение композиционной структуры журналистского материала 6,3
монтаж, верстка 3,2
все указанные выше этапы требуют одинаковых усилий 11,6
Столь заметный разброс в оценке этих типовых задач может свидетельствовать об их разном восприятии, основанном на знаниях и профессиональном опыте крымских журналистов. Можно предположить, что сбор информации как начальный этап подготовки материала требует от сотрудника СМИ активизации широкого набора профессиональных качеств, а остальные задачи являются скорее автоматизированными рабочими процессами, где журналисту нужно лишь технически реализовать уже известные шаги по отработанной схеме.
В этом контексте вполне закономерными выглядят представления работников крымских СМИ о наиболее значимых (эффективных) методиках сбора информации, позволяющих найти необходимые сведения и детали для создания материала хорошего уровня. Среди таких методик чаще всего назывались опрос и анализ документальных источников (см. табл. 5).
Таблица 5
Ответы на вопрос: «Какая методика работы с информацией, на Ваш взгляд, является наиболее значимой в работе журналиста?» (N=95)
Формулировки вариантов ответа Кол-во ответов (%)
интервьюирование, анкетирование, беседа 41,1
работа с официальными документами/специальной и справочной литературой 34,7
наблюдение за ситуацией/людьми (человеком) 24,2
теоретическое осмысление имеющихся сведений (анализ, сравнение, классификация, мониторинг, прогноз) 15,8
анализ данных в базах с открытым доступом 9,5
работа с архивом/поиск информации в библиотеке 9,5
реконструкция биографии человека 4,2
проведение мысленного/практического эксперимента 4,2
Отметим, что эффективное применение обеих методик затруднительно, а порой и вовсе невозможно без целого ряда сформированных у работника СМИ профессиональных качеств. Рассуждая о функционировании газет в российских регионах, Л. Г. Сви-тич (2015) называет коммуникабельность, наличие хорошей эрудиции, стрессоустойчивость, терпеливость и творческий подход
к получению информации в качестве характеристик, позволяющих журналисту успешно получать нужные сведения. Однако, помимо личностных черт, важное место в деятельности журналиста занимают инструментальные качества (знания, умения и навыки), благодаря которым он в принципе способен выполнять редакционные задания.
Поэтому в ходе опроса респондентам предлагалось указать те компетенции, которые позволяют современному журналисту наилучшим образом справляться с профессиональными задачами. Согласно полученным ответам, наиболее важной компетенцией является понимание принципов создания и редактирования журналистского текста, а владение иностранными языками воспринимается сотрудниками крымских СМИ как факультативный навык (см. табл. 6).
Таблица 6
Ответы на вопрос: «Какие из перечисленных знаний и навыков, на Ваш взгляд, лучше всего помогают журналисту успешно справляться с профессиональными задачами?» (N=95)
Формулировки вариантов ответа Кол-во ответов (%)
понимание принципов создания и редактирования журналистского текста 35,8
осведомлённость о новейших тенденциях в развитии журналистской профессии и медиаиндустрии 30,5
владение нормами современного русского языка 25,3
знание юридических норм, регулирующих деятельность СМИ и разных сфер общества 20
понимание роли аудитории в потреблении и производстве массовой информации 16,8
знание норм профессиональной этики журналиста 13,6
владение иностранными языками 1,1
Низкий приоритет знания иностранного языка в представлениях крымских журналистов может быть обусловлен ориентацией их деятельности на региональный (крымский) сегмент аудитории, говорящий преимущественно на русском языке. Подтверждение этому было найдено в ответах на вопрос о том, каким критериям должна соответствовать тема журналистского материала. Свыше половины респондентов указали, что тема текста должна быть
значимой для большей части аудитории СМИ, в котором работает журналист, а также обладать географической и психологической близостью для потенциальных читателей, зрителей или слушателей (см. табл. 7).
Таблица 7
Ответы на вопрос: «Какой должна быть, на Ваш взгляд, тема журналистского материала?» (N=95)
Формулировки вариантов ответа Кол-во ответов (%)
актуальной, своевременной 74,7
значимой для большей части аудитории 54,7
оригинальной, эксклюзивной, неповторимой, новой 53,7
географически и психологические близкой интересам и потребностям аудитории 50,5
идейно соответствующей концепции СМИ 35,8
отражающей известное явление или человека 26,3
драматичной, учитывающей противоречивость и конфликтность жизни человека/общества 15,8
Подобные представления свидетельствуют об учете журналистами полуострова потребностей аудитории и ее интересов, зависящих от места проживания и менталитета. В ходе предпринятого исследования были также прояснены некоторые аспекты повседневной работы журналистов в редакциях Крымского полуострова. Полученные ответы в целом совпадают с общими представлениями журналистов о своей профессии, однако не во всех случаях.
Первый вопрос, который мы задали крымским журналистам относительно их работы, был связан с используемыми источниками информации. Большинство сотрудников крымских СМИ (65%) заявило, что на практике обычно обращаются к рядовым гражданам, государственным служащим, представителями бизнеса, а также к коллегам-журналистам с целью получения необходимых для создания материала сведений. Здесь прослеживается явная связь между используемым источником информации (человеком) и опросными методиками сбора информации, которые, как мы выяснили, обладают высоким уровнем значимости в представлениях крымских журналистов. Аналогичное суждение
можно высказать и по отношению к анализу документов как способу получения нужных сведений, который также был высоко оценен респондентами: более половины журналистов полуострова предпочитают иметь дело с официальной деловой документацией и сайтами-первоисточниками на этапах поиска и сбора информации (см. табл. 8).
Таблица 8
Ответы на вопрос: «Какие источники информации Вы используете в своей работе чаще всего?» (N=95)
Формулировки вариантов ответа Кол-во ответов (%)
информаторы: граждане, инсайдеры, коллеги-журналисты и др. 65,3
деловая документация, нормативные правовые акты, распоряжения и приказы органов исполнительной власти 57,9
место события/происшествия 57,9
сайты-первоисточники 56,8
место проведения освещаемого мероприятия (художественные выставки, деловые приёмы, бизнес-конференции, судебные заседания, съезд политической партии и т. п.) 48,4
новостные ленты других СМИ 47,4
социальные сети 42,1
сообщения информационных агентств 40
формы информационной поддержки журналистов (брифинги, пресс-конференции, пресс-релизы, презентации, экстренные сообщения и др.) 38,9
собственный профессиональный опыт (случаи из своей журналистской практики) 31,6
архивы, библиотеки 28,4
базы данных с открытым доступом 23,2
Преобладание определенной методики работы было выявлено и при изучении применяемых респондентами способов проверки достоверности информации (см. табл. 9).
Ответы на вопрос: «Как Вы проверяете достоверность полученной информации?» (N=95)
Формулировки вариантов ответа Кол-во ответов (%)
проверяю подлинность первоисточника 72,6
стараюсь подтвердить информацию из нескольких независимых источников 62,1
оцениваю надежность источника/компетентность информатора 49,5
пытаюсь найти связь между событием и конкретными людьми (или человеком) 38,9
обращаюсь к противоположным точкам зрения 34,7
опираюсь на собственный профессиональный опыт 27,4
Распространенность каждого из указанных приемов проверки информации, вероятно, объясняется степенью удобства их применения на практике. Так, например, проверка подлинности источника представляет собой первый, исходный шаг при критическом осмыслении любой информации и реализуется как в рамках работы с архивно-библиотечным фондом, так и с помощью современных специализированных сервисов в сети Интернет5. В то же время поиск связи между событиями или сопоставление противоположных мнений подразумевает детальное изучение освещаемой ситуации и глубокое погружение в ее контекст, для понимания которого журналисту необходимо потратить значительное количество времени и сил.
В ходе исследования также удалось выяснить, что при редактировании журналистам чаще всего приходится править структуру материала и анализировать соразмерность композиционных блоков текста (см. табл.10).
Ответы на вопрос: «Что Вам чаще всего приходится делать во время редактирования журналистского материала?» (N=95)
Формулировки вариантов ответа Кол-во ответов (%)
правка структуры материала, анализ объема/пропорциональности композиционных блоков, оценка их логической связности 31,6
анализ и оценка темы журналистского материала 18,9
корректура (исправление опечаток и орфографических/ стилистических/пунктуационных ошибок) материала 17,9
оценка точности формулировок, уместности подобранных фактов 12,6
проверка соответствия материала концепции издания/формату теле- или радиопередачи 3,2
Соответственно, редакторская деятельность крымских журналистов тяготеет скорее к внесению общих замечаний и пожеланий по всему тексту, чем к скрупулезному и детализированному анализу его отдельных фрагментов. В этой связи вполне объяснимы ответы журналистов, относящиеся к цели их общения с коллегами в редакции. Было установлено, что крымские журналисты гораздо реже обращаются за помощью к другим сотрудникам для вычитки или просмотра журналистского материала, чем обсуждают вопросы организационного характера, связанные с согласованием плана дальнейших действий при выполнении редакционной работы (см. табл. 11).
Таблица 11
Ответы на вопрос: «С какой целью Вы обращаетесь к коллегам в течение рабочего дня?» (N=95)
Формулировки вариантов ответа Кол-во ответов (%)
выполнение задания, требующего коллективной/командной работы 45,3
обсуждение/согласование плана действий в рамках рабочего процесса 32,6
необходимость вычитки/просмотра готового журналистского текста 13,7
обычно не разговариваем в силу нехватки времени, загруженности и т. п. 7,4
общение по делам, не связанным с работой 5,3
В рамках опроса мы уделили отдельное внимание планированию крымскими журналистами своей работы в редакции. Выяснено, что респонденты примерно с равной частотой составляют план-график работы для себя без обсуждения с коллегами и следуют тому плану, который был составлен и утвержден редакцией после обсуждения на планерках (см. табл. 12).
Таблица 12
Ответы на вопрос: «Каким образом Вы планируете свой рабочий процесс в редакции СМИ?» (N=95)
Формулировки вариантов ответа Кол-во ответов (%)
самостоятельно составляю план-график работы для себя самого без обсуждения с коллегами 31,2
план работы сотрудников редакции утверждается после обсуждения с ними 27
составляю план работы для себя после обсуждения дальнейших действий с коллегами 14,7
планирование работы не осуществляю, поскольку в этом нет необходимости 11,4
составляю план работы для коллег без предварительного обсуждения с ними 6,3
Подобная модель планирования указывает на попытку журналистов балансировать между заданным редакцией темпом работы и своим собственным. В то же время среди опрошенных журналистов, как видно из представленной таблицы, оказались и те, кто не видит необходимости в составлении рабочего графика.
Еще одним аспектом журналистской работы являются особенности их взаимодействия с аудиторией. Исследования разных лет демонстрируют, что поддержание связи с аудиторией является важным компонентом повседневной работы российского журналиста, позволяющим оценить эффективность публикуемых или транслируемых в СМИ сообщений (Лозовский, 2008; Никитенко, 2011; Дугин, Куприянов, 2017).
Если же говорить о деятельности крымских СМИ, то среди наиболее частых целей обращения к аудитории сотрудниками были
названы получение информации для подготовки материала, поиск тем для журналистских текстов и формирование сообщества вокруг редакции (см. табл. 13).
Таблица 13
Ответы на вопрос: «С какой целью Вы обычно организуете общение с аудиторией?» (N=95)
Формулировки вариантов ответа Кол-во ответов (%)
получение информации для создания материала 66,3
поиск тем для журналистских материалов 55,8
формирование сообщества вокруг редакции 53,7
определение отношения аудитории к СМИ, в котором Вы работаете 36,8
создание площадки для обсуждения социально значимой проблемы 34,7
выявление отношения граждан к событию, вызвавшему общественный резонанс 33,7
определение политических предпочтений избирателей 16,8
выявление мнения людей о качестве предлагаемых им товаров и услуг 6,3
выявление отношения граждан к «народным инициативам» — петициям и обращениям к власти 4,2
Примечательно, что первые две из указанных целей подтверждают значимость опросных методик в работе крымских журналистов, которые были обозначены ими при ответе на вопрос о наиболее важной методике сбора информации. Ответы наглядно показывают, что сотрудники крымских СМИ часто общаются с аудиторией в рамках подготовки своих журналистских материалов.
Вместе с тем было зафиксировано, что в подавляющем большинстве случаев подобное общение осуществляется при помощи социальных сетей и редакционной (электронной) почты (см. табл. 14).
Ответы на вопрос: «Какую форму связи с аудиторией Вы чаще всего практикуете в своей работе?» (N=95)
Формулировки вариантов ответа Кол-во ответов (%)
социальные сети 76,8
редакционная (электронная) почта 73,7
горячая линия (телефонный номер) 31,6
мессенджеры 22,1
возможность комментирования публикаций в режиме реального времени/звонки в студию во время эфира 18,9
организация общественных мероприятий (мастер-классы, благотворительные акции и т. п.) 17,9
проведение творческих конкурсов, лотерей, интеллектуальных викторин 11,6
публикация писем читателей/трансляция обращений зрителей или слушателей 11,6
не общаюсь с аудиторией 7,4
публикация пользовательского контента (подключение аудитории к работе в качестве авторов) 3,2
Применение этих средств связи, вероятнее всего, обусловлено доступностью и удобством социальных сетей или электронной почты для ее повсеместного использования как самими сотрудниками редакции, так и аудиторией. Остальные же способы, указанные нами в таблице, возможно, являются более трудными для реализации с технической или организационной точки зрения, в результате чего они менее распространены в практике журналистов.
Заключение
Изучение журналистской работы в крымских СМИ наглядно продемонстрировало, что сотрудники редакций считают важным уделять особое внимание индивидуальным элементам работы для достижения наилучшего результата. Опрошенные также выразили уверенность в том, что современному журналисту не обойтись без грамотно выстроенных механизмов планирования и координации редакционной работы. В этой связи можно полагать, что журна-
листы Крымского полуострова ориентированы на максимальную автономность при выполнении редакционных заданий, но вместе с тем испытывают потребность в организации своего рабочего процесса.
В качестве самых важных методик сбора информации ими были названы опросы и анализ документов. Возможно, по этой причине, респонденты наиболее часто в своей практике обращаются к людям и официальной документации как к источникам информации при подготовке материала. Примечательно, что в работе сотрудников СМИ из других российских регионов анализ документов явно превалирует над опросами (Алевизаки, Смирнова, Свитич, Шкондин, 2019). Зафиксированные нами ответы свидетельствуют о том, что крымские журналисты опираются на вполне четкие представления о методике работы в СМИ, которые могут отличаться от общероссийского контекста.
Вместе с тем удалось выяснить, что во время редактирования крымские журналисты заметно чаще обращают внимание на формальные характеристики текста (объем, структура, логическая связность), чем на его содержание. Это может привести к шабло-низации контента и ухудшению восприятия текстов аудиторией, вследствие чего сотрудники крымских СМИ рискуют оказаться неэффективными с точки зрения информирования населения полуострова. В условиях повышения роли социальных сетей, позволяющих крымской аудитории оперативно узнать о событии или установить прямой контакт с руководителями региона6, данная проблема в местной журналистике выглядит вполне существенной. Поэтому перспективными направлениями для дальнейших исследований работы крымских журналистов, на наш взгляд, являются особенности их конкуренции с социальными сетями и адаптации к цифровым инновациям в профессии. Ответы на эти вопросы помогут журналистам оптимизировать профессиональную деятельность.
Примечания
1 Евросоюз не будет ставить шенгенские визы крымчанам с паспортами РФ // Коммерсантъ. Июль, 22. 2019. Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/4039654 (дата обращения: 17.02.2021).
2 Об открытости и закрытости крымской журналистики и не только // Академия журналистики. Май, 31. 2019. Режим доступа: https://academy-tv.ru/2019/05/31/об-открытости-и-закрытости-крымской-ж/ (дата обращения: 04.04.2020).
3 Перечень наименований зарегистрированных в России СМИ // Роском-надзор. Режим доступа: https://rkn.gov.ru/mass-communications/reestr/media/ (дата обращения: 08.04.2020).
4 В данном и во всех последующих вопросах, указанных в таблицах, респонденты могли выбрать несколько вариантов ответов при необходимости.
5 7 сервисов для фактчекинга // Новый репортер. Фев., 22. 2019. Режим доступа: https://newreporter.org/2019/02/22/7-servisov-dlya-faktchekinga/ (дата обращения: 13.04. 2020).
6 После проблем у Facebook Аксенов создал страницу во «ВКонтакте» // Оbzor. ю. 2019. Режим доступа: https://obzor.io/2019/03/14/posle-problem-u-facebook-ak-senov-sozdal-stranicu-vo-vkontakte-37074/ (дата обращения: 11.09.2020).
Библиография
Алевизаки О. Р., Смирнова О. В., Свитич Л. Г., Шкондин М. В. Авторская и редакторская деятельность журналиста в российском медиапространст-ве // Вопросы теории и практики журналистики. 2019. Т. 8. № 4. С. 679— 703. Б01: 10.17150/2308-6203.2019.8(4).679-703
Вартанов С. А., Колесниченко А. В., Смирнова О. В., Свитич Л. Г., Шкондин М. В., Яковлева Т. В. Работа журналиста в современной региональной газете: творческие аспекты // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 2019. № 6. С. 3-24. Б01: 10.30547/^^^^^6.2019.324
Галкина М. Ю., Образцова А. Ю., Вырковский А. В., Вартанов С. А., Колесниченко А. В., Смирнов С. С., Фомичёва И. Д., Владимирова М. Б. Структура рабочего процесса российского радиожурналиста // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 2018. № 6. С. 31-48. Б01: 10.30547/vestnik. ршп.6.2018.3147
Грабельников А. А. Работа журналиста в прессе. М.: РИП-Холдинг, 2007.
Громова Е. Б. Оптимизация регионального крымского телерадиоэфира: контентные и организационные особенности // СМИ Крыма и Севастополя в медиасистеме России: сборник статей / под ред. Г. Г. Щепило-вой, Д. В. Жукова. М.: МедиаМир, 2018. С. 141-162.
Дугин Е. Я., Куприянов О. А. Модели взаимодействия телевидения с аудиторией: между новыми и традиционными медиа // Вестн. Моск. унта. Сер. 10. Журналистика. 2017. № 5. С. 72-83.
Егорова Л. Г. Трансформация медиаполя Республики Крым в новых социополитических условиях // Ученые записки Крымск. фед. ун-та имени В. И. Вернадского. Филол. науки. 2019. Т. 5 (71). № 1. С. 25-41.
Жуков Д. В. Телевизионный эфир Севастополя: реальность и ожидания // Медиаскоп. 2017. Вып. 2. Режим доступа: http://www.mediascope. т/2303 (дата обращения: 14.04.2020).
Ким М. Н. Операционный менеджмент в журналистике: от тематического моделирования издания до управления знаниями // Управленческое консультирование. 2020. № 2. С. 80-89. Б01: https://doi.org/10.22394/ 1726-1139-2020-2-80-89
Лазутина Г. В. Профессиональная деятельность журналиста: подходы к пониманию журналистской этики // Вопросы теории и практики журналистики. 2012. № 2. С. 22-31.
Лепина Л. С. Изменения телевизионного пространства Республики Крым после вхождения в состав Российской Федерации // Ученые записки Крымск. фед. ун-та имени В. И. Вернадского. Филол. науки. 2017. Т. 3 (69). № 1. С. 13-26.
Лозовский Б. Н. Аудитория и СМИ: взаимодействие и манипулирование // Известия Уральск. гос. ун-та. Сер. 1: Проблемы образования, науки и культуры. 2008. Т. 56. № 23. С. 277-291.
Мельник Г. С., Виноградова С. М. Деловая журналистика. СПб.: Питер, 2010.
Никитенко А. А. Стратегии интерактивного взаимодействия в сетевых версиях печатных изданий и онлайновых СМИ // Науч. ведомости Бел-горск. гос. ун-та. Сер.: Гуманитарные науки. 2011. № 6 (101). С. 258-263.
Овсепян Р. П. В лабиринтах истории отечественной журналистики. Век XX. М.: РИП-холдинг, 2001.
Первых Д. К., Онофрончук К. И. Об идейной составляющей крымской тележурналистики в период Крымской весны // Ученые записки Крымск. фед. ун-та имени В. И. Вернадского. Филол. науки. 2016. Т. 2 (68). № 1. С. 3-8.
Платонова А. В., Осипова Е. А. Интеграция электронных массмедиа Крыма в российское информационное пространство // Науч. ведом. Бел-городск. гос. ун-та. Сер.: Гуманитарные науки. 2018. Том 37. № 1. С. 7381. DOI: 10.18413/2075-4574-2018-37-1-84-93
Свитич Л. Г. Изменение журналистской профессии в процессах медиа-конвергенции // Вестн. Челябинск. гос. ун-та. Филология. Искусствоведение. 2015. № 5 (360). С. 406-414.
Тертычный А. А. О соотношении технологии и творчества в современной журналистике // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 2013. № 6. С. 78-89.
Чабаненко Т. С. Речевая культура печатных СМИ Крыма // Ученые записки Крымск. фед. ун-та имени В. И. Вернадского. Филол. науки. 2019. Т. 5 (71). № 3. С. 139-153.
Aviles J. G., Leon B. (2002) Journalistic practice in digital television newsrooms. The case of Spain's Tele 5 and Antena 3. Journalism 3 (3): 355-371.
Boynton R. S. (2005) The New New Journalism: Conversations with America's Best Nonfiction Writers on Their Craft. New York: Vintage Books
Bro P., Hansen K. R., Andersson R. (2016) Improving Productivity in the Newsroom? Deskilling, reskilling and multiskilling in the news media. Journalism Practice 10 (8):1005-1018. DOI: https://doi.org/10.1080/17512786. 2015.1090883
Campbell J. W (2010) Getting It Wrong: Ten of the Greatest Misreported Stories in American Journalism. Los Angeles: University of California Press.
Kovach B., Rosenstiel T. (eds.) (2007) The Elements of Journalism. What News-people Should Know and the Public Should Expect. New York: Three Rivers Press.
McChesney R. W, Nichols J. (2010) The Death and Life of American Journalism. New York: Nation Books.
Notes
Evrosoyuz ne budet stavit' shengenskie vizy krymchanam s pasportami RF [EU Will Not Give Schengen Visas to Crimeans with Russian Passports] (2019) Kommersant, 22 July. Available at: https://www.kommersant.ru/doc/4039654 (accessed: 17.02.2020).
Ob otkrytosti i zakrytosti krymskoy zhurnalistiki i ne tol'ko [About Openness and Opacity of Crimean Journalism and Not Just That] (2019) Akademiya zhurnalistiki, 31 May. Available at: https://academy-tv.ru/2019/05/31/o6-0TKpHT0CTH-H-3aKpHT0CTH-KpbiMCK0H-x/ (accessed: 04.04.2020).
Perechen' naimenovaniy zaregistrirovannykh v Rossii SMI. [The List of the Registered Media in the Russian Federation] (2020) Roskomnadzor. Available at: https://rkn.gov.ru/mass-communications/reestr/media/ (accessed: 08. 04.2020).
7 servisov dlya faktchekinga [Seven Services for Fact-Checking] (2019) New Reporter, 22 February. Available at: https://newreporter.org/2019/02/22/7-ser-visov-dlya-faktchekinga/ (accessed: 11.04.2020).
Posle problem u Facebook Aksyonov sozdal stranitsu vo «Vkontakte» [After the Problems with Facebook Aksyonov Created an Account on VKontakte] (2019) Obzor.io, 14 March. Available at: https://obzor.io/2019/03/14/posle-problem-u-facebook-aksenov-sozdal-stranicu-vo-vkontakte-37074/ (accessed: 11.09.2020).
References
Alevizaki O. R., Smirnova O. V., Svitich L. G., Schkondin M. V. Avtorskaya i redaktorskaya deyatel'nost' zhurnalista v rossiyskom mediaprostranstve [Journalist as an Author and Editor in the Russian Media Environment]. Theoretical and Practical Issues of Journalism 8 (4): 679—703. DOI: 10.17150/2308-6203.2019.8(4).679-703 (In Russian).
Aviles J. G., Leon B. (2002) Journalistic Practice in Digital Television Newsrooms. The Case of Spain's Tele 5 and Antena 3. Journalism 3 (3): 355—371.
Boynton R. S. (2005) The New New Journalism: Conversations with America's Best Nonfiction Writers on Their Craft. New York: Vintage Books.
Bro P., Hansen K. R., Andersson R. (2016) Improving Productivity in the Newsroom? Deskilling, Reskilling and Multiskilling in the News Media. Journalism Practice 10 (8):1005—1018. DOI: https://doi.org/10.1080/17512786. 2015.1090883
Campbell J. W (2010) Getting It Wrong: Ten of the Greatest Misreported Stories in American Journalism. Los Angeles: University of California Press.
Chabanenko T.S. (2019) Rechevaya kul'tura pechatnyh SMI Kryma [Speech Culture of Crimean Print Media]. Uchenye zapiski Krym. fed. un-ta imeni V. I. Ver-nadskogo. Filol. nauki 5 (71) 3: 139—153. (In Russian)
Dugin E. Ya., Kupriyanov O. A. (2017) Modeli vzaimodeystviya televideniya s auditoriey: mezhdu novymi i traditsionnymi media [Models of Interaction
Between TV Channels and the Audience: New and Traditional Media]. Vestn. Mosk. un-ta. Ser. 10. Zhurnalistika 5: 72—83. (In Russian)
Egorova L.G. (2019) Transformatsiya mediapolya Respubliki Krym v novykh sotsiopoliticheskikh usloviyakh [Transformation of the Media Space in the Republic of Crimea in New Socio-Political Conditions]. Uchenye zapiski Krym. fed. un-ta imeni V. I. Vernadskogo. Filol. nauki 1: 25—41. (In Russian)
Galkina M. Yu., Obraztsova A. Yu., Vyrkovskiy A. V, Vartanov S. A., Koles-nichenko A. V, Smirnov S. S., Fomichyova I. D., Vladimirova M. B. (2018) Struktura rabochego processa rossiyskogo radiozhurnalista [The Structure of the Working Process of Russian Radio Journalists]. Vestn. Mosk. un-ta. Ser. 10. Zhurnalistika 6: 31-48. OI: 10.30547/vestnik.journ.6.2018.3147 (In Russian)
Grabel'nikov A.A. (2007) Rabota zhurnalista v presse [Journalists' Work in the Press]. Moscow: RIP-holding Publ. (In Russian)
Gromova E. B. (2018) Optimizaciya regional'nogo krymskogo teleradioefira: kontentnye i organizacionnye osobennosti [Optimization of Crimean TV and Radio Broadcasting: Content and Organizational Characteristics]. In G. G. Tsche-pilova, D. V Zhukov (eds.) SMI Kryma i Sevastopolya v mediasisteme Rossii: sbornik statej [Media of Crimea and Sevastopol in the Russian Media System: a collection of articles]. Moscow: Media Mir Publ. Pp. 141-162. (In Russian)
Kim M. N. (2020) Operacionnyj menedzhment v zhurnalistike: ot temati-cheskogo modelirovaniya izdaniya do upravleniya znaniyami [Operational Management in Journalism: from Thematic Modeling of the Publication to Knowledge Management]. Upravlencheskoye konsul'tirovaniye 2: 80-89. DOI: https://doi.org/10.22394/1726-1139-2020-2-80-89 (In Russian)
Kovach B., Rosenstiel T. (eds.) (2007) The Elements of Journalism. What Newspeople Should Know and the Public Should Expect. New York: Three Rivers Press.
Lazutina G. V (2012) Professional'naya deyatel'nost' zhurnalista: podhody k ponimaniyu zhurnalistskoj etiki [Professional Activity of Journalists: Approaches to the Understanding of Journalism Ethics]. Theoretical and Practical Issues of Journalism 2: 22-31. (In Russian)
Lepina L. S. (2017) Izmeneniya televizionnogo prostranstva Respubliki Krym posle vhozhdeniya v sostav Rossijskoj Federacii [Changes of Crimean TV Broadcasting after the Entry into Russian Federation]. Uchenye zapiski Krym. fed. un-ta imeni V. I. Vernadskogo. Filol. nauki 1: 13-26. (In Russian)
Lozovskiy B. N. (2008) Auditoriya i SMI: vzaimoideystviye i manipu-lirovaniye [Audience and the Media: Interaction and Manipulation]. Izvestiya Ural. gos. un-ta. Ser.1: Problemy obrazovaniya, nauki Ikul'tury 23: 277-291. (In Russian)
McChesney R. W, Nichols J. (2010) The Death and Life of American Journalism. New York: Nation Books.
Mel'nick G. S., Vinogradova S. M. (2010) Delovaya zhurnalistika [Business Journalism]. St. Petersburg: Piter Publ. (In Russian)
Nikitenko A. A. (2011) Strategii interaktivnogo vzaimodejstviya v setevyh versiyah pechatnyh izdanij i onlajnovyh SMI [Strategies of Two-Way Interaction
in Web Versions of Print Media and Online Publications]. Nauch. Vedomosti Belgorod. gos. un-ta. Ser:gumanitarnye nauki 6 (101): 258—263. (In Russian)
Ovsepyan R. P. (2001) V labirintah istorii otechestvennoj zhurnalistiki. Vek XX [Within the History Mazes of Russian Journalism. The 20th Century]. Moscow: RIP-holding Publ. (In Russian)
Pervykh D. K., Onofronchuk K. I. (2016) Ob idejnoj sostavlyayushchej krymskoj telezhurnalistiki v period Krymskoj vesny [About the Ideological Component of Crimean TV Journalism during the "Crimean Spring" Period]. Uchenye zapiski Krym. fed. un-ta imeni V. I. Vernadskogo. Filol. nauki 1: 3—8. (In Russian)
Platonova A. V., Osipova E. A. (2018) Integraciya elektronnyh massmedia Kryma v rossijskoe informacionnoe prostranstvo [Integration of Crimean Online Mass Media in the Russian Information Space]. Nauch. Vedomosti Belgorod. gos. un-ta. Ser: gumanitarnye nauki 1: 73—81. DOI: 10.18413/20754574-2018-37-1-84-93 (In Russian)
Svitich L. G. (2015) Izmenenie zhurnalistskoj professii v processah mediakonvergencii [Changes in Journalistic Profession in the Context of Media Convergence]. Vestn. Chel. gos. un-ta. Philologiya. Iskusstvovedeniye 5 (360): 406-414. (In Russian)
Tertychnyy A. A. (2013) O sootnoshenii tekhnologii i tvorchestva v sovremennoy zhurnalistike [About the Correlation Between Technology and Creativity in Contemporary Journalism]. Vestn. Mosk. un-ta. Ser. 10. Zhurnalistika 6: 78-89. (In Russian)
Vartanov S. A., Kolesnichenko A. V., Smirnova O. V., Svitich L. G., Chkon-din M. V, Yakovleva T. V. (2019) Rabota zhurnalista v sovremennoy regio-nal'noy gazete: tvorcheskie aspekty [A Journalist's Work in a Modern Regional Newspaper: the Creative Aspects]. Vestn. Mosk. un-ta. Ser. 10. Zhurnalistika 6: 3-24. DOI: 10.30547/vestnik.journ.6.2019.324 (In Russian)
Zhukov D. V (2017) Televizionnyy efir Sevastopolya: real'nost' i ozhidaniya [TV Broadcasting in Sevastopol: Reality and Expectations]. Mediascope 2. (In Russian). Available at: http://www.mediascope.ru/2303 (accessed: 14.04.2020).
Поступила в редакцию 18.05.2020