Theoretical and Practical Issues of Journalism, 2020, vol. 9, no. 1
ТВОРЧЕСТВО МОЛОДЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ CREATIVITY OF YOUNG RESEARCHERS
УДК 070:316.773.3 DOI 10.17150/2308-6203.2020.9(1).173-191
Жаровский Егор Романович
Аспирант
Кафедра социологии массовых коммуникаций, факультет журналистики, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, 125009, Российская Федерация, г. Москва, ул. Моховая, 9, e-mail: [email protected]
Egor R. Zharovskiy
PhD Student
Department of Sociology of Mass Communications, Faculty of Journalism, Lomonosov Moscow State University, 9 Mokhovaya Str., Moscow, 125009, Russian Federation, e-mail: [email protected]
ОСОБЕННОСТИ ОСВЕЩЕНИЯ КУЛЬТУРЫ В СМИ КРЫМСКОГО ПОЛУОСТРОВА
Аннотация. Культура представляет собой одно из базовых измерений общественного бытия и человеческой жизни, которое предопределяет функционирование и векторы развития любой цивилизации. Средства массовой информации как социальный институт в свою очередь стремятся концентрировать внимание на наиболее важных аспектах жизнедеятельности общества. В результате элементы культуры (традиции и обычаи народов; религия; язык; объекты культурного наследия; образцы искусства) зачастую становятся темами журналистских текстов. В связи с этим вопрос о характере представленных в СМИ текстов культурной тематики не утрачивает своей актуальности.
На сегодняшний день журналисты и их аудитория находятся в условиях явной избыточности информации и распространённости массовой культуры, что может привести к слабой восприимчивости потребляемых сведений и к понижению эстетического вкуса. В этой связи возникает необходимость изучения характера освещения культуры в СМИ для получения представления о содержательных особенностях существующего тематического спектра. Региональные СМИ являются важным звеном в обеспечении информированности населения России о культуре, а потому требуют к себе особого внимания. В частности, тематические предпочтения крымских журналистов в освещении культуры остаются пока неизвестными.
В данной статье представлены результаты контент-аналитического исследования журналистских материалов, созданных в 11 крымских СМИ в течение 2015-2017 гг. и посвящённых культуре. В ходе исследования был проведён анализ репрезентации культуры в текстах по следующим тематическим параметрам: этническая культура, религия, язык, культурное наследие и искусство. Отдельное внимание уделяется географической локализации культурной тематики.
На основе эмпирического исследования утверждается, что СМИ полуострова неравномерно освещают различные аспекты культуры. Наблюдается преимущественное внимание к культуре русского и крымскотатарского народов наряду с отражением культуры в пределах крупных по численности населения городов Крыма, в результате чего сельская культура слабо представлена в журналистских материалах.
Ключевые слова. Тематика журналистского текста, средства массовой информации, региональная журналистика, культура, Крым, меди-атекст, контент-анализ.
Информация о статье. Дата поступления 8 февраля 2019 г.; дата принятия к печати 24 февраля 2020 г.; дата онлайн-размещения 23 марта 2020 г.
FEATURES OF CULTURE COVERAGE IN CRIMEAN MASS MEDIA
Abstract. Culture is one of the basic dimensions of social existence and human life, and influences functioning and development of any civilization. The mass media as social institute tend to focus their attention on the most significant aspects of a society's life. Items of culture often become topics of media texts. Therefore, the issue of the composition of these media texts is of currently relevance.
The present-day media space is oversaturated with information and mass culture, which may result in the audience's low perceptivity of information and poorer aesthetic sense. In this relation, there is a necessity of studying features of culture coverage in the mass media in order to get an insight into the content of the culture topics.
Since Russian regional mass media are an important link in the information distribution chain that provides public awareness of the culture, they require special attention. The target of the study is the range of culture topics covered in Crimean mass media.
The article presents the results of a content-analytical study of media texts created by eleven Crimean mass in the period of 2015-2017. The culture topics of the texts included ethnic culture, religion, language, cultural heritage and art. Geographical location of culture topics was also taken into account.
Basing on the results of the empirical study, the author infers that Crimean mass media provide non-uniform coverage of culture aspects: the media texts primarily focus on Russian and Crimean Tatar cultures, as well as on the culture of large Crimean cities, leaving behind cultural life in rural areas.
Keywords. Topic of media text, mass media, regional journalism, culture, the Crimea, content analysis.
Article info. Received February 8, 2019; accepted February 24, 2020; available online March 23, 2020.
Введение
Современный медиадискурс достаточно сложно представить без журналистских текстов, посвящён-ных культуре. Работники СМИ продолжают создавать и распространять сообщения о ней, несмотря на
широчайший спектр других тем. К настоящему времени предпринято множество попыток объяснить взаимосвязь культуры и медиапространства.
Так, в рамках культурологической теории утверждается, что медиа служат техническими носителя-
ми культурных ценностей и тем самым облегчают их распространение среди аудитории [1-3]. Некоторые исследователи акцентируют внимание на процессах медиатизации, в результате которых освещаемая сфера культуры преобразуется в иную, медийную реальность [4; 5]. Представители постмодернистской философии заявляют о безграничном плюрализме культур в их символической ипостаси, существование которой обеспечивается деятельностью СМИ [6-8].
Таким образом, функционирование культуры в медийном пространстве пока не находит единого понимания на уровне теории. И.В. Кирия и А.А .Новикова справедливо замечают, что теорий медиа «превеликое множество, а как междисциплинарный объект медиа порождают всё новые, привлекая новых адептов из других наук» [9, с. 239]. Поэтому осмысление аспектов взаимодействия медиа и культуры, вероятно, будет продолжаться ещё долгое время.
Наряду с разработкой теоретических представлений возникает необходимость в получении эмпирических данных, отражающих культурно-тематические предпочтения в журналистской практике. Важным представляется изучение тематической палитры СМИ на разных уровнях — глобальном, национальном, региональном и локальном. Информационные потребности аудиторий, проживающих в различных регионах или населённых пунктах (городах, сёлах, и др.), могут сориентировать журналистов на освещение совершенно разных аспектов одной и той же темы. К примеру, рассматривая роль глобализации в трансформации медиаконтента, исследователи
отмечают противоположные ей тенденции, направленные на усиление региональной или локальной повестки при освещении тем — глока-лизацию [10] и создание экономических и политических барьеров [11].
Информационная повестка СМИ может варьироваться и в зависимости от территории (города, региона, страны), в пределах которой журналист осуществляет профессиональную деятельность. В.Н. Калуцков, рассуждая о взаимосвязи культуры и географии, отмечает, что любая территория — «общая ценность для всех проживающих на ней народов, представителей разных конфессий, профессий» [12, с. 13].
На протяжении последних нескольких лет активно анализируется тематика материалов СМИ отдельных государств [13-22]. Вместе с тем аналогичные исследования на уровне региональных медиасистем проводятся заметно реже [23-25]. Учитывая комплексный характер административно-территориального устройства России1 и, отсюда, сложнейшую структуру национальной медиасистемы, понимание особенностей контента СМИ в субъектах РФ приобретает особую значимость. В частности, содержательные характеристики медийного контента, отображающего культуру в СМИ Крыма, остаются практически не изученными на сегодняшний день. В то же время СМИ являются одним из важнейших источников информации о культуре, что актуализирует изучение характера её представленности в журналистских текстах.
1 Список регионов (субъектов, областей) России 2019 РФ с кодами согласно данным ФНС по алфавиту. URL: http://www.statdata. ru/spisok-regionov-rossii-s-kodamy.
В данной статье представлены материалы качественно-количественного анализа медийных текстов, созданных в СМИ Крымского полуострова и посвящённых культуре. Вслед за А.Л. Доброхотовым и А.Т. Калинкиным мы понимаем под культурой искусственную систему артефактов, в которую включены традиции, обычаи, обряды народов (этническая культура), их религия и язык, а также объекты культурного наследия и образцы искусства, представленные в материальной и нематериальной формах [26].
Статья призвана не только содержательно дополнить уже существующие медиаисследования, по-свящённые Крыму [27-33], но и ответить на ряд вопросов, связанных с представленностью темы культуры в журналистских материалах крымских СМИ. Среди основных вопросов текущего исследования следует выделить:
1. Выявление наиболее часто встречающихся тем медиатекстов, что позволит составить представление о приоритетах журналистов или СМИ при освещении культуры.
2. Определение наличия и соотношения материалов СМИ об объектах культурного наследия и элементах искусства, благодаря которому можно оценить степень разнообразия тем из сферы культуры.
3. Определение географической локализации тематики текстов, что даёт возможность охарактеризовать сбалансированность презентации культуры разных территорий в текстах СМИ полуострова.
4. Выделение основных тематических направлений в освещении культуры для различных типов СМИ (прессы, телевидения и онлайновых
изданий), что позволит сравнить и сопоставить характер отражения культуры на разных технологических платформах в пределах Крыма.
Методология
Данное исследование выполнено в рамках межкафедрального научно-исследовательского проекта «Медиатизация в современной России: теории и практики», проводимого на факультете журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова. Выбор темы предпринимаемого исследования обусловлен следующими факторами. С одной стороны, анализ медийного пространства Крымского полуострова, составной части информационного пространства России, предоставляет возможность для изучения актуальных практик медиатизации в отечественных СМИ регионального уровня. С другой стороны, культура как одно из базовых измерений жизнедеятельности общества регулярно находится в центре внимания работников СМИ. В этой связи можно предположить, что культурная тематика текстов крымских СМИ окажется многоаспектной и разносторонней.
Отбор эмпирических объектов для проведения исследования проводился в два этапа.
На первом этапе осуществлялось конструирование выборки из генеральной совокупности крымских СМИ, включавшей в себя в себя 220 печатных и 29 онлайновых изданий, 22 телевизионных канала, 34 радиостанции и 7 информационных агентств (согласно данным Роскомнадзора2 и
2 Перечень наименований зарегистрированных СМИ // Роскомнадзор. URL: rkn.gov.ru/mass-communications/reestr/media/.
каталога СМИ портала «Таврика»3 по состоянию на 01.09.2017 г.). Выборка формировалась на основании количественного соотношения разных типов СМИ (газет, журналов, телеканалов, радиостанций, интернет-СМИ, информационных агентств) в структуре медиасистемы полуострова, с учётом доступности архивов с журналистскими материалами для просмотра в онлайн-режиме4 и существующего в Крыму многообразия предметно-тематических специализаций СМИ. В результате было отобрано 11 СМИ (см. табл. 1), среди которых: семь газет («Литератур-
3 СМИ Крыма // TAVRIKA.SU. Крымский портал. URL: https://tavrika.su/krym/smi/.
4 Поскольку звукозаписи радиопередач оказались недоступными, они не включены
в выборку.
ный Крым», «Твоё слово», «РИО-Крым», «Крымская правда», «Крымская газета», «Южная Губерния», «Удача всегда рядом»), два журнала («Крым», «Лично в руки»), один телеканал («Первый Крымский»5) и одно интернет-СМИ («Лента новостей Крыма» — crimea-news.com).
На втором этапе проведён отбор медиатекстов на тему культуры, которые были созданы в указанных выше СМИ в течение трёхлетнего периода (январь 2015 г. — декабрь 2017 г.). Поиск журналистских материалов осуществлялся по всем рубрикам номеров печатных изданий, телепередачи или сайта независимо от их тематической специализации. В результате
5 На момент проведения исследования были доступны выпуски новостей только за 2017 г.
№ Название Периодичность Предметно-тематическая специализация
1 Литературный Крым ежемесячная литературные произведения крымских писателей; новости культуры
2 Твоё слово еженедельная жизнь общества городов и сёл Крыма
3 РИО-Крым еженедельная развлечения; советы по домоводству
4 Крымская правда ежедневная политика, экономика, культура Крыма
5 Крымская газета ежедневная политика, экономика, общество Крыма
6 Южная Губерния еженедельная реклама и частные объявления Ялты
7 Удача всегда рядом еженедельная новости Крыма; советы по здоровью и домоводству для читателей; развлечения
8 Крым ежемесячная литературные произведения крымчан
9 Лично в руки ежемесячная новости Крыма; образование; здоровье
10 Первый Крымский (передача «Новости 24») ежедневная новости Крыма, связанные с политической, экономической, общественной и культурной сторонами жизни полуострова
11 Лента новостей Крыма ежедневная новости политики, экономики, общества, спорта и культуры Крымского полуострова
Таблица 1
Концептуальные параметры СМИ Крымского полуострова
было выявлено 3 478 подобных материалов (2 152 печатных, 52 телевизионных и 1 274 онлайновых), которые и составили объём эмпирической базы для проведения контент-аналитического исследования.
Единицей контент-анализа стала отдельная публикация или телесюжет, а единицей счёта — частота упоминания признака категории. В случае наличия нескольких тем в одном журналистском материале фиксировалась преобладающая тема,
занимающая наибольший (более 50 %) объём его текста или наибольшее время вещания.
Структура кодификатора контент-анализа представлена 8 тематическими категориями, каждая из которых обозначает определённый аспект культуры (см. табл. 2).
Первые три категории (этническая культура; религия; языки) отличаются общекультурной направленностью. Они нацелены на поиск тематических предпочтений журна-
Таблица 2
Кодификатор контент-аналитического исследования
№ Категория (темы) Анализируемые признаки (содержание) категории
1 Этническая культура культура русского народа; культура украинского народа; культура крымско-татарского народа; культура других народов
2 Религия православие; католицизм; протестантизм; ислам суннитского толка; ислам шиитского толка; буддизм; иудаизм; язычество; нетрадиционные религиозные течения (секты, культы, неканонические движения)
3 Языки русский язык; украинский язык; крымско-татарский язык; другие языки
4 Искусство архитектура; графика; живопись; скульптура; декоративно-прикладное искусство; литература; музыка; хореография; театр; фотоискусство; киноискусство
5 Культурное наследие памятники религиозного назначения; мемориальные квартиры и дачи; мавзолеи; отдельные захоронения; произведение монументального искусства; сооружения религиозного назначения; дворцовые ансамбли; произведения ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства; фортификационные сооружения; места совершения религиозных обрядов; центры исторических поселений; остатки построек древних городов, городищ, стоянок; места бытования народных художественных промыслов; места происшествия значимых исторических событий
6 Культура — крымский регион Крымский полуостров в целом; Республика Крым; Город федерального значения Севастополь (как субъект РФ)
7 Культура — города Крыма Симферополь; Севастополь; Керчь; Евпатория; Ялта; Феодосия; Джанкой; Алушта; другие города Крыма
8 Культура — сельские местности Крыма Северный Крым; Восточный Крым; Центральный Крым; Западный Крым; Юго-Западный Крым; Южный берег Крыма
листов при отражении ими религиозной и языковой проблематики, а также культуры разных народов.
При разработке кодификатора для текущего эмпирического исследования отдельное внимание было уделено возможности анализа спектра искусствоведческих тем, которые могут быть представлены в текстах крымских журналистов. Изучение освещения системы культурного наследия в медиатекстах проводится с учётом всего многообразия объектов, закреплённого в тексте соответствующего федерального закона6
Ещё один блок тематических параметров (культура крымского региона и субъектов РФ, расположенных в его пределах — Республики Крым и города Севастополя; культура городов Крыма; культура сельских местностей Крымского полуострова) носит общегеографический характер и позволяет определить место происхождения (территориальную принадлежность, локализацию) освещаемого в СМИ объекта культуры, который упоминается в журналистском материале. Опираясь на применяемую Министерством курортов и туризма Республики Крым методику районирования туристических объектов7, автор данной статьи выделяет для анализа сельской культуры следующие субрегионы: Северный Крым (Крас-ноперекопский, Джанкойский, Нижне-
6 Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации : Федер. закон от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ : (ред. от 18 июля 2019) // СПС «КонсультантПлюс».
7 О развитии туристской отрасли Республики Крым в 2016 году : отчёт // Министерство курортов и туризма Республики Крым. URL: https://mtur.rk.gov.ru/file/o_razvitii_ turistskoy_otrasli_respubliki_krim_v_2016_ godu_1.pdf.
горский районы), Восточный Крым (Советский, Кировский, Ленинский районы), Центральный Крым (Первомайский, Красногвардейский, Бело-горский, Симферопольский районы), Западный Крым (Раздольненский, Черноморский, Сакский районы), Юго-Западный Крым (район Большого Севастополя, Бахчисарайский район), Южный берег Крыма (районы Большой Ялты и Большой Алушты). Подобное деление помогает систематизировать территориальную принадлежность элементов культуры полуострова, расположенных вне городов.
Этнокультурная, религиозная
и языковая тематика в СМИ
Крымского полуострова
Изучение журналистских материалов продемонстрировало, что частота использования темы «этническая культура» варьируется в зависимости от типа СМИ (см. табл. 3).
Наибольшое внимание этнокультурной тематике уделяет «Лента новостей Крыма» (18,8 % от всех онлайновых текстов). Телевидение и пресса освещают культуру народов уже заметно реже — в 11,5 % и в 8,6 % случаев соответственно. На наш взгляд, подобный контраст обусловлен спецификой онлайновых СМИ как канала распространения информации. Ориентация на получение сведений о событиях независимо от их территориальной локализации в сочетании с высокой оперативностью публикации информации позволяют интернет-СМИ охватить более широкий спектр тем. В результате количество текстов на узкоспециализированную тематику (в том числе на этнокультурную) в онлайновой среде Крыма оказалось более
Таблица 3
Этническая культура как тема материалов крымских СМИ (в % к числу публикаций и телесюжетов)*
Газетные издания Журнальные издания Пресса —
Тема публикации КП N= 398 |_ и м Р-К N= 221 УВР N= 156 ТС N= 30 ЮГ N= 78 ЛК N= 645 «Крым» N= 161 ЛВР N= 250 среднее значение (абс. знач) N=2152
Русский народ 10,3 1,4 0,0 1,3 16,7 7,7 1,1 3,1 0,8 3,3 (71)
Любые
народы (Вне территории Крыма) 8,5 2,3 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 1,8 (39)
Украинский народ 6,5 0,0 0,0 0,6 0,0 0,0 0,0 0,6 0,0 1,3 (28)
Крымско-татарский народ 5,3 0,5 0,0 0,6 0,0 0,0 0,0 1,2 0,0 1,2 (25)
Другие народы 1,8 3,8 0,0 0,0 0,0 3,8 0,0 0,0 1,2 1,0 (21)
ТВ (абс.знач) Онлайн-СМИ (абс.знач)
Тема телесюжета Первый Крымский N=52 Тема публикации Лента новостей Крыма N= 1274
Русский народ 7,7 (4) Русский народ 10,0 (127)
Крымско- татар-ский народ 3,8 (2) Другие народы 6,0 (76)
Украинский народ 0,0 (0) Крымско-татарский народ 1,7 (22)
Другие народы 0,0 (0) Украинский народ 0,9 (11)
Любые народы (Вне Крыма) 0,0 (0) Любые народы (Вне Крыма) 0,2 (2)
*В данной и во всех последующих таблицах используются аббревиатуры вместо полных названий печатных СМИ: КП — Крымская правда; КГ — Крымская газета; Р-К — РИО-Крым; УВР — Удача всегда рядом; ТС — Твоё слово; ЮГ — Южная губерния; ЛК — Литературный Крым; ЛВР — Лично в руки. Формула расчёта среднего значения: S
высоким по сравнению с традиционными СМИ.
В ходе анализа были также обнаружены различия в разнообразии и иерархии тем в материалах разных типов СМИ.
Телевизионные сюжеты затрагивали события, связанные исключительно с русским и крымско-татарским народами. В то же время печатные и онлайновые публикации обращали внимание и на другие эт-
носы (в том числе на украинцев). Отсутствие материалов, посвящённых культурам украинского и других народов, в передачах «Первого Крымского» можно объяснить концепцией данного телеканала. Её реализация ориентирует журналистов на «освещение культурной жизни Республики Крым»8, в которой украинцы и другие народы могли быть довольно слабо представлены (или не присутствовать вовсе) в сравнении с крымскими татарами и русскими.
Первую же позицию в иерархии этнокультурных тем для всех проанализированных типов СМИ занимает русский народ. Перепись населения Крыма 2014 года показала преобладание русских в национальном составе населения полуострова (67,9 %)9. В связи с этим можно полагать, что освещение культуры русского народа свидетельствует об ориентации крымских СМИ на информационные потребности аудитории, большинство представителей которой принадлежат именно к русскому этносу.
Анализ религиозно-тематической повестки в медиапространстве Крыма указывает на более равномерное освещение религии по сравнению с этнической культурой. Религия в качестве темы была зафиксирована в 3,2 % печатных текстов, в 5,7 % телевизионных сюжетов и в 8 % публикаций интернет-изданий.
8 Автономная некоммерческая организация «Телерадиокомпания «Крым» // Министерство внутренней политики, информации и связи Республики Крым. URL: https://minfo. rk.gov. ru/ru/structure/409.
9 Национальный состав населения по итогам переписи населения Крымского Федерального Округа 2014 г. URL: http://fond-sblizhenie.ru/nacionalnyj-sostav-naseleniya-po-itogam-perepisi-naseleniya-
krymskogo-federalnogo-okruga-2014/.
Иерархии тем религиозного характера в материалах СМИ разных типов также отличаются друг от друга. Православие как тема журналистского текста превалирует в печатных и онлайновых изданиях крымского региона. «Первый Крымский» же сосредоточил своё внимание на исламе суннитского толка, что отчасти коррелирует с вниманием работников телеканала к культуре крымско-татарского народа.
Присутствие ислама на первой позиции иерархии религиозных тем вероятно обусловлено стремлением телеканала охватить информационные потребности мусульманского сегмента аудитории. Согласно данным переписи, суммарная доля представителей только азербайджанского, крымско-татарского, татарского, турецкого и узбекского народов, проживающих в пределах Крымского полуострова, составляет 13 %. Вместе с тем телеканал «Миллет», вещание которого началось в сентябре 2015 г.10, мог составлять конкуренцию для «Первого Крымского» в информировании крымско-татарской аудитории, проживающей в Крыму.
Изучение языка как смыслового ядра публикаций и телесюжетов показало, что в качестве темы он довольно редко встречается в журналистских материалах. Язык в качестве темы текста был зафиксирован лишь в 3,2 % печатных и 3 % онлайновых публикаций, а телевизионные сюжеты и вовсе не концентрировали внимание на событиях и мероприятиях, связанных с данной формой культуры.
10 О телеканале // Государственный комитет по делам межнациональных отношений и депортированных граждан Республики Крым. URL: https://gkmn.rk.gov.ru/ru/ structure/239.
Как и в случае с этнической культурой, общей чертой контента всех типов крымских СМИ является преобладание русского языка в качестве темы материала (пресса — 1,5 %; интернет-издание — 1,7 %). При этом украинский и крымско-татарский языки представлены уже заметно реже как в печатных (0,1 % и 0,2 % соответственно), так и в онлайновых публикациях (0,2 и 0,8 %). Подобная ситуация может быть обусловлена не только превалирующей численностью русского этноса в структуре населения полуострова, но и особенностями информационной повестки изданий и телеканала, не совпадающей с официальной политикой государства.
Первые годы после присоединения Крымского полуострова к России были отмечены вниманием властей на федеральном уровне к сохранению языкового разнообразия в пределах региона и к процессу интеграции крымских образовательных стандартов с общероссийскими (в том числе и в сфере преподавания языков). 21 марта 2014 года был принят федеральный конституционный закон №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым», во второй статье которого закрепляется государственный статус русского, украинского и крымско-татарского языков в пределах Республики Крым (без г. Севастополя)11. Тем не менее, полученные данные демонстрируют, что выбранные для
11 О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов Республики Крым и города федерального значения Севастополя : Федер. конституционный закон от 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ // Российская газета. 2014. 14 марта. URL: https://rg.ru/2014/03/22/krym-dok.html.
анализа крымские СМИ не в полной мере реализуют на практике принцип равноправия трёх языков, зафиксированный в законодательстве для Крымского полуострова.
Темы искусства и культурного
наследия в материалах
крымских журналистов
Проведённый анализ свидетельствует о пристальном внимании к искусствоведческой тематике со стороны СМИ. Доля газетных и журнальных текстов, посвящённых искусству, составляет 53,7 %. Телевизионные сюжеты «Первого Крымского» затрагивали этот аспект культуры в 23 % случаев. В «Ленте новостей Крыма» тема искусства поднималась журналистами в 64,8 % публикаций. Подобную ситуацию можно объяснить следующими факторами.
Во-первых, в выборочной совокупности печатных СМИ присутствуют специализированные издания, ориентированные на формирование контента по искусствоведческим темам. В частности, абсолютное большинство журналистских текстов газеты «Литературный Крым» (75,5 %) посвящено событиям, связанным с литературным процессом в Крыму и за его пределами. Вместе с тем и универсально-тематические издания стремились как можно чаще отражать такие виды искусства, как кино, музыка, живопись (см. табл. 4).
Во-вторых, стремление телевидения к трансляции картины окружающей действительности для разнородной по социально-демографическим характеристикам и численно большой аудитории могло сформировать запрос журналистов на отражение искусства в сюжетах.
Таблица 4
Искусство как тема публикации или телесюжета (в % к числу всех медиатекстов)
Тема публикации Газетные издания Журнальные издания Пресса — среднее значение (абс. знач)
КП КГ Р-К УВР ТС ЮГ ЛК «Крым» ЛВР
Литература 6,5 0,0 0,0 4,5 0,0 0,0 75,5 0,0 0,0 24,2 (520)
Киноискусство 2,8 13,6 76,5 10,3 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 10,7 (231)
Музыкальное искусство 1,3 5,2 23,5 3,2 16,7 10,3 0,5 0,0 0,0 4,1 (89)
Хореография 1,8 6,6 0,0 1,9 0,0 6,4 0,0 0,0 23,6 4,1 (88)
Театральное искусство 1,8 16,4 0,0 0,0 0,0 3,8 0,9 0,6 2,4 2,7 (58)
Архитектура 1,8 9,9 0,0 3,8 10 12,8 0,0 1,9 0,0 2,3 (50)
Живопись 1,5 0,0 0,0 12,8 23,3 0,0 0,0 0,0 2,8 1,9 (40)
Декоративно- прикладное искусство 1 3,3 0,0 1,9 0,0 6,4 0,0 0,0 6 1,6 (34)
Графика 2,8 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,5 (11)
Скульптура 1,5 0,0 0,0 1,9 0,0 0,0 0,0 0,0 0,8 0,5 (11)
Фотоискусство 0,8 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,1 (3)
Тема телесюжета ТВ (абс.знач) Тема публикации Онлайн-СМИ (абс.знач)
Первый крымский Лента новостей Крыма
Архитектура 5,8 (3) Живопись 12,0 (153)
Живопись 5,8 (3) Киноискусство 11,3 (144)
Музыкальное искусство 3,8 (2) Театральное искусство 10,5 (134)
Фотоискусство 3,8 (2) Музыкальное искусство 7,5 (96)
Киноискусство 3,8 (2) Скульптура 5,8 (74)
Графика 0,0 (0) Хореография 5,1 (65)
Скульптура 0,0 (0) Фотоискусство 5,0 (64)
Декоративно- прикладное искусство 0,0 (0) Архитектура 2,7 (34)
Литература 0,0 (0) Графика 2,7 (34)
Хореография 0,0 (0) Литература 1,3 (16)
Театральное искусство 0,0 (0) Декоративно-прикладное искусство 0,9 (12)
Специфика и широкий диапазон искусствоведческой тематики не ограничивают сотрудников канала в подборе фактологических сведений для создания информационно насыщенного телесюжета, способного привлечь внимание аудитории.
В-третьих, публикации интернет-изданий региона характеризуются полным охватом искусствоведческих тем. Анализ контента также показал, что онлайн-СМИ Крымского полуострова старались равномерно освещать разновидности искусства, не отдавая предпочтения какому-либо из них.
Тема искусства является одним из пластов культуры, находящимся в фокусе внимания крымских СМИ, но не единственным. Объекты культурного наследия также использовались журналистами в качестве тематической основы текстов, но уже гораздо реже (за исключением телевидения). Данная тематика была зафиксирована в 19,7 % печатных медиатекстов, в 48,1 % новостных телесюжетов и в 11,5 % онлайновых публикаций.
Меньшее внимание прессы и интернет-СМИ к культурному наследию может быть следствием дефицита описательной информации. В настоящее время реестр открытых данных по объектам культурного наследия на территории Крымского полуострова пока содержит лишь общие сведения (регистрационный номер, наименование, адрес, вид объекта и категория его историко-культурного значения)12.
12 Сведения из Единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации // Портал открытых данных Министерства культуры Российской
Однако представленные в реестре сведения в совокупности с комментариями компетентных лиц (например, учёных-историков, работников музеев и библиотек, культурологов) и многоплановой съёмкой самого объекта могут стать уже достаточными условиями для создания новостного телесюжета высокого качества. Этим возможно объясняется большее внимание крымского телевидения к культурному наследию, хотя и тематически менее вариативное по сравнению с газетами и журналами полуострова (в рамках телевизионного контента было зафиксировано 8 тем, а для прессы — 13).
Монументы как объекты культурного наследия привлекали наибольшее внимание крымских журналистов независимо от типа СМИ, в котором они работают. Им было посвящено 3,1 % печатных и 1,7 % онлайновых публикаций, а также 9,6 % телесюжетов. В то же время, начиная со второй по частоте позиции, иерархии тем всех типов СМИ характеризуются заметными отличиями. Так, например, второй по частоте использования темой, связанной с культурным наследием, в случае с газетными и журнальными текстами являются мемориальные квартиры и дачи (2 %), а на телевидении — места происшествия значимых исторических событий (6,6 %). В публикациях «Ленты новостей Крыма» второе место занимают уже памятники религиозного назначения (1,5 %).
География освещаемой в
крымских СМИ культуры
Анализ показал, что журналистов, работающих в разных типах
Федерации. URL: https://opendata.mkrf.ru/ opendata/7705851331-egrkn/.
СМИ, интересуют и разные территории при освещении культуры. Изучение территориальной принадлежности освещаемого элемента культуры было разделено на три этапа. На первом этапе рассматривалось отражение журналистами культуры в контексте территории самого Крымского полуострова и субъектов РФ в его пределах (см. табл. 5).
Второй этап был направлен на выявление отношения культуры, упомянутой в журналистских материалах, к крупным по численности населения городах полуострова, а третий — к сельским территориям шести субрегионов Крыма, упомянутых ранее и обозначенных в кодификаторе контент-анализа.
Полученные данные свидетельствуют о том, что пресса и телеканал зачастую не включают в свои журналистские материалы (59,3 % и 26,9 % соответственно) сведения о месте происхождения объекта освещения, в результате чего остаётся неясной территориальная принадлежность культуры. Вместе с тем наблюдаются различия между газетно-журналь-ным и телевизионным типами контента при упоминании субъектов РФ как территорий, которым принадлежит освещаемый элемент культуры.
Так, пресса изредка приписывает принадлежность отображаемой культуры к республике Крым (2,8 %) или к г. Севастополю как субъекту РФ (0,4 %). «Первый Крымский» же подобного разграничения не проводит, предпочитая указывать Крымский полуостров в качестве места происхождения культуры (17,3 % телесюжетов). «Лента новостей Крыма» чаще, чем пресса или телеканал, упоминает как субъекты РФ (6,8 % публикаций), так и Крымский
полуостров (19,7 %) в журналистских материалах, посвящённых культуре.
На уровне крымских городов пресса, телевидение и интернет-издания также применяли разные стратегии. Значительная доля телесюжетов «Первого Крымского» (34,6 %) посвящена элементам культуры, территориально принадлежащих г. Симферополю. При этом культура, локализованная в Севастополе, Керчи, Евпатории, Ялте, Феодосии, Джанкое и Алуште, не была представлена в материалах тележурналистов. Подобную ситуацию можно объяснить географической близостью к объектам освещения редакции телеканала, которая находится именно в Симферополе13. Однако эта же ситуация не характерна для печатных и онлайновых публикаций. Здесь суммарная доля материалов прессы, посвящённых указанным выше городам, составляет 5,8 %, а доля аналогичных текстов «Ленты новостей Крыма» — 18,8 %.
Культура, локализованная в сельских территориях, слабо отображена в журналистских материалах. Лишь в 3 % печатных и в 8,8 % онлайновых публикаций сельская культура представлена в качестве темы. Телевизионные сюжеты вовсе не затрагивают подобную тематику.
Приоритетной территорией для освещения культуры сельской местности в прессе и интернет-изданиях полуострова оказался Южный берег Крыма (в 1 % и 3,5 % публикаций соответственно), в пределах которого расположено множество известных аудитории достопримечательностей (например, дворцовые комплексы
13 Телерадиокомпания «Крым». URL: http://1tvcrmea.ru/pages/content/000007-kontakty.
Таблица 5
Территориальная принадлежность культуры, освещаемой в СМИ (в % к числе всех публикаций и телесюжетов)
Территории Газетные издания Журнальные издания Пресса -среднее значение (абс. знач)
КП КГ Р-К УВР ТС ЮГ ЛК «Крым» ЛВР
Территория не указана 15,1 4,2 100 75,6 33,3 24,4 94,9 90,1 33,2 59,3 (1277)
Крымский полуостров (в целом) 22,9 36,2 0,0 5,1 20 17,9 1,1 3,7 4,4 10,2 (220)
Территория за пределами Крыма 26,6 24,4 0,0 10,3 30 0,0 1,2 6,2 5,6 10,0 (215)
Республика Крым 5,5 10,3 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 6,8 2,8 (61)
г. Севастополь 0,8 0,9 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 1,2 0,4 (8)
Территории ТВ (абс.знач) Территории Онлайн-СМИ (абс.знач)
Первый Крымский Лента новостей Крыма
Территория не указана 26,9 (14) Территория за пределами Крыма 34,9 (445)
Крымский полуостров (в целом) 17,3 (9) Крымский полуостров (в целом) 19,7 (251)
Территория за пределами Крыма 9,6 (5) г. Севастополь 3,7 (47)
Республика Крым 0,0 (0) Республика Крым 3,1 (39)
г. Севастополь 0,0 (0) Территория не указана 0,8 (10)
«Ласточкино гнездо», «Ливадийский дворец», «Воронцовский дворец»).
Заключение
Изучение характера представленности культуры в медиатекстах крымских СМИ показало востребованность среди журналистов большей части комплекса тематических направлений, составляющих её содержательный каркас. В большинстве случаев
работники всех типов СМИ стремились к освещению различных аспектов культуры. По итогам анализа зафиксирован широкий спектр тем культурной направленности. Таким образом, выдвинутая в начале исследования гипотеза о тематическом разнообразии текстов, посвящённых культуре, в целом подтверждается.
В то же время зачастую наблюдалось несовпадение иерархической
последовательности тем при сопоставлении прессы, телевидения и интернет-изданий региона. Деятельность журналистов, принадлежащих к разным типам крымских СМИ, характеризуется наличием уникальных предметных приоритетов. При этом расхождения прослеживались как в выборе темы (печатные и онлайновые публикации концентрируют наибольшее внимание на православии, а телевидение на исламе), так и в территориальной принадлежности культуры («Лента новостей Крыма» отображает события и мероприятия вне Крыма, а пресса и телевидение в пределах полуострова).
Подобная ситуация указывает на неоднородное понимание о месте и роли культуры в содержании текстов, которое существовало в редакциях и среди журналистов Крымского полуострова на протяжении 2015-2017 гг. Учитывая относительно слабую взаимосвязь медиасисте-мы Крыма с остальной частью информационного пространства России в силу особого географического положения региона (полуостров, окружённый водами двух морей), можно полагать, что выявленные в ходе анализа тенденции сохранятся и в обозримом будущем.
По итогам проведённого эмпирического исследования были сделаны следующие выводы, связанные с тематической характеристикой освещения культуры в крымских СМИ.
Во-первых, проанализированный массив характеризуется наличием тем, которые преобладали как в печатных и онлайновых публикациях, так и в телесюжетах. Так, было зафиксировано, что крымские журналисты независимо от СМИ,
в котором они работают, отдавали явное предпочтение отображению событий, относящихся к культуре русского народа и его языку. В ходе анализа было также выявлено, что темы большинства журналистских текстов отражают культуру в пределах административного центра Республики Крым — г. Симферополя.
Во-вторых, спектры культурных тем, представленные в материалах каждого типа СМИ, отличались друг от друга. К примеру, материалы «Ленты новостей Крыма» характеризуются наличием практически полного перечня религий (за исключением ислама шиитского толка и нетрадиционных религий), заложенного в кодификатор на этапе его разработки. В то же время пресса освещала уже только четыре религии в своих материалах (православие, ислам суннитского толка, иудаизм и католицизм), а телевидение — только две (ислам суннитского толка и православие).
В-третьих, территориальная принадлежность культуры варьируется в журналистских материалах, созданных в разных типах СМИ. В то же время культура городов полуострова представлена в качестве тем публикаций или телесюжетов заметно чаще, чем элементы культуры сельских территорий. Отмечается и определённый дисбаланс в рамках освещения тем за пределами крымских городов. Культура, принадлежащая пригородным и сельским территориям Южного Берега Крыма, встречается заметно чаще (пресса — 1 % публикаций, онлайн-СМИ — 3,5 %), чем тематика, посвя-щённая культуре Северного Крыма (газеты и журналы — 0,1 %, интернет-издания — 0,7 %).
Таким образом, изученные крымские СМИ обладают ещё достаточно заметным пространством для расширения тематической палитры, отображающей сферу культуры. Тем не менее, выявленное разнообразие культурных тем позволяет
с оптимизмом взглянуть на внимание крымских СМИ к данному предметно-смысловому полю и предположить, что в обозримом будущем культура будет привлекать ещё большее внимание работников СМИ Крымского полуострова.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Gerbner G. Invisible Crises: What Conglomerate Control of Media Means for America and the World / G. Gerbner, H. Mowlana, H. Schiller. — Boulder : Westview Press, 1996. — 304 p.
2. Hoggart R. Mass Media in a Mass Society / R. Hoggart. — London : Continuum, 2004. — 214 p.
3. Mattelart A. The Information Society: An Introduction / A. Mattelart. — London : Sage Publications, 2003. — 182 p.
4. Hepp A. Cultures of Mediatization / A. Hepp. — Cambridge : Polity Press, 2012. — 168 p.
5. Thompson J.B. The Media and Modernity: A Social Theory of the Media / J.B. Thompson. — Stanford : Stanford University Press, 1995. — 324 p.
6. Бауман З. Индивидуализированное общество / З. Бауман ; пер. с. англ. В.Л. Иноземцева. — Москва : Логос, 2005. — 390 с.
7. Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляция / Ж. Бодрийяр ; пер. с фр. А. Качалова. — Москва : Постум, 2015. — 240 с.
8. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна / Ж.-Ф. Лиотар ; пер. с фр. Н.А. Шматко. — Санкт-Петербург : Алетейя, 1998. — 160 с.
9. Кирия И.В. История и теория медиа / И.В. Кирия, А.А. Новикова. — Москва : Изд-во НИУ ВШЭ, 2017. — 424 с.
10. Сапожникова И.А. Современная речевая культура СМИ в контексте глобализации : автореф. дис. ... канд. культурологии : 24.00.01 / И.А. Сапожникова. — Челябинск, 2008. — 24 с.
11. Кудинова А.Н. Медиаглобализация: роль общенациональных СМИ во взаимодействии стран / А. Н. Кудинова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. — 2014. — № 7-2 (37). — С. 107-111.
12. Калуцков В.Н. Культурная география России. Часть 1: Теоретический и специальный разделы : учеб. пособие / В.Н. Калуцков. — Москва : Изд-во Моск. ун-та, 2016. — 140 с.
13. Гавра Д.П. Израиль в советских и российских медиа 1948-2017 гг. / Д.П. Гавра, Е.В. Быкова, А.С. Смолярова // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. — 2018. — № 2. — С. 3-25
14. Данилова М.Н. Сочи-2014 как спортивное медиасобытие в отражении российских интернет-СМИ / М.Н. Данилова // МедиаАльманах. — 2017. — № 2 (79). — С. 103113.
15. Князева М.Л. Диалог культур и полиэтническое медиапространство России / М.Л. Князева // МедиаАльманах. — 2015. — № 6 (71). — С. 39-46.
16. Телоев И.Д. Основное содержание и характер проблематики грузинских СМИ в период правления Михаила Саакашвили / И.Д. Телоев // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика. — 2016. — № 4. — С. 127-132.
17. Chen M. Framing Corruption in the Chinese Government: A Comparison of Frames between Media, Government, and Netizens / M. Chen, C. Zhang // International Journal of Communication. — 2016. — Vol. 10. — P. 5494-5513.
18. Covacevic P. The Potential of Constructive Journalism Ideas in a Croatian Context / P. Covacevic, T. Perisin // Journalism Practice. — 2018. — Vol. 12, no. 6. — P. 747-763.
19. Gaber I. New Challenges in the Coverage of Politics for UK Broadcasters and Regulators in the «Post-Truth» Environment / I. Gaber // Journalism Practice. — 2018. — Vol. 12, no. 8. — P. 1019-1028.
20. Pride and Prejudice. A five-nation comparative study of television news coverage of the Olympics / K. Hayashi, J. Curran, S. Kwak [et al.] // Journalism Studies. — 2015. — Vol. 17, no. 8. — P. 935-951.
21. Mclntyre K. Reconstructing Rwanda. How Rwandan reporters use constructive journalism to promote peace / K. Mclntyre, M. Sobel // Journalism Studies. — 2017. — Vol. 19, no. 14. — P. 2126-2147.
22. Ramasubramanian S. Framing the Syrian Refugee Crisis: A Comparative Analysis of Arabic and English News Sources / S. Ramasubramanian, C. Miles // International Journal of Communication. — 2018. — Vol. 12. — P. 4488-4506.
23. СМИ Республики Башкортостан: количественный и качественный анализ / А.А. Гладкова, И.А. Асланов, Р.Р. Магадеева, Д.Д. Каримова // МедиаАльманах. — 2018. — № 4 (87). — С. 56-68.
24. Старкова Г.И. Детско-юношеская печать в условиях рынка и коммерциализации медийного пространства: опыт прессы Удмуртии / Г.И. Старкова // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. — 2016. — № 6. — С. 70-86.
25. Хруль В.М. Конфликт-повесток: религиозная жизнь Крыма и её освещение в местных печатных и интернет-СМИ / В.М. Хруль // Медиаскоп. — 2017. — Вып. 2. — URL: http://www.mediascope.ru/2302.
26. Доброхотов А.Л. Культурология : учеб. пособие / А.Л. Доброхотов, А.Т. Калин-кин. — Mосква : Инфра-М, 2010. — 480 с.
27. Валеева Л.В. Конвергенция и дивергенция этнических интересов на крымском медиаландшафте / Л.В. Валеева // Ученые записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского. Серия. Филология. Социальные коммуникации. — 2008. — Т. 21 (60), № 1. — С. 22-27.
28. Егорова Л.Г. Специфика современного регионального дискурса СМИ (на примере печатной прессы Республики Крым) / Л. Г. Егорова. — DOI 10.17150/2308-6203.2018.7(4).615-628 // Вопросы теории и практики журналистики. — 2018. — Т. 7, № 4. — С. 615-628.
29. Ильченко Д.С. Тема науки в новостных порталах Крыма в условиях смены государства / Д.С. Ильченко, М.Е. Лебеденко, Ю.С. Плаутина // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. — 2017. — № 3. — С. 110-129.
30. Кондратская В.Л. Диалог культур на страницах крымских газет / В.Л. Кондрат-ская // Культура народов Причерноморья. — 2005. — № 60. — С. 12-15.
31. Маркелов К.В. Региональная информационная политика Крыма и Севастополя / К.В. Маркелов // СМИ Крыма и Севастополя в медиасистеме России : сб. ст. / под ред. Д.В. Жукова, Г.Г. Щепиловой. — Москва, 2018. — С. 131-140.
32. Сметанина М.О. Православие в информационном пространстве Крыма: официальные церковные медиа / М.О. Сметанина // Ученые записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского. Серия. Филология. Социальные коммуникации. — 2012. — Т. 25 (64), № 1. — С. 418-423.
33. Яблоновская Н.В. Крымскотатарские СМИ Крыма и социальные медиаплатфор-мы / Н.В. Яблоновская // Вестник Челябинского государственного университета. Серия: Филология. Искусствоведение. — 2015. — № 5 (360). — С. 196-201.
REFERENCES
1. Gerbner G., Mowlana H., Schiller H. Invisible Crises: What Conglomerate Control of Media Means for America and the World. Boulder, Westview Press, 1996. 304 p.
2. Hoggart R. Mass Media in a Mass Society. London, Continuum, 2004. 214 p.
3. Mattelart A. The Information Society: An Introduction. London, Sage Publications, 2003. 182 p.
4. Hepp A. Cultures of Mediatization. Cambridge, Polity Press, 2012. 168 p.
5. Thompson J.B. The Media and Modernity: A Social Theory of the Media. Stanford University Press, 1995. 324 p.
6. Bauman Z. The Individualized Society. New York, Wiley, 2001. 272 p. (Russ. ed.: Bau-man Z. Individualizirovannoe obshchestvo. Moscow, Logos Publ., 2005. 39o p.).
7. Baudrillard J. Simulacres et Simulation. Paris, Éditions Galilée, 1981. 164 p. (Russ. ed.: Baudrillard J. Simulyakry i simulyatsiya. Moscow, Postum Publ., 2015. 240 p.).
8. Lyotard J.-F. La Condition Postmoderne. Paris, Les Editions de Minuit, 1979. (Russ. ed.: Lyotard J.-F. Sostoyanie postmoderna. Saint-Petersburg, Aleteiya Publ., 1998. 160 p.).
9. Kiriya I.V., Novikova A.A. Istoriya i teoriya media [History and Theory of Media]. Moscow, National Research University Higher School of Economics Publ., 2017. 424 p.
10. Sapozhnikova I.A. Sovremennaya rechevaya kul'tura SMI v kontekste globalizatsii. Avtoref. Kand. Diss. [The contemporary mass media speech culture in the context of globalization. Cand. Diss. Thesis]. Chelyabinsk, 2008. 24 p.
11. Kudinova A.N. Media-Globalization: the Role of National Mass Media in the Interaction of Countries. Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki = Philological Sciences. Issues of Theory and Practice, 2014, no. 7-2 (37), pp. 107-111. (In Russian).
12. Kalutskov V.N. Kul'turnaya geografiya Rossii. Chast' 1: Teoreticheskii i spetsial'nyi razdely [Cultural Geography of Russia. Part 1: Theoretical and special sections]. Lomonosov Moscow State University Publ., 2016. 140 p.
13. Gavra D.P., Bykova E.V., Smolyarova A.S. Israel in Soviet and Russian Media 19482017. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 10: Zhurnalistika = Moscow University Journalism Bulletin, 2018, no. 2, pp. 3-25. (In Russian).
14. Danilova M.N. Sochi-2014 as a Sports Media Event Covered in Russian Online Media. MediaAl'manakh = MediaAlmanah Journal, 2017, no. 2 (79), pp. 103-113. (In Russian).
15. Knyazeva M.L. Dialogue of Cultures and the Multiethnic Media Space in Russia. MediaAl'manakh = MediaAlmanah Journal, 2015, no. 6 (71), pp. 39-46. (In Russian).
16. Teloev I.D. The Main Content and the Nature of the Problems of Georgian Media During the Reign of Mikhail Saakashvili. Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Filologiya. Zhurnalistika = Proceedings of Voronezh State University. Series: Philology. Journalism, 2016, no. 4, pp. 127-132. (In Russian).
17. Chen M., Zhang C. Framing Corruption in the Chinese Government: A Comparison of Frames between Media, Government, and Netizens. International Journal of Communication, 2016, vol. 10, pp. 5494-5513.
18. Covacevic P., Perisin T. The Potential of Constructive Journalism Ideas in a Croatian Context. Journalism Practice, 2018, vol. 12, no. 6, pp. 747-763.
19. Gaber I. New Challenges in the Coverage of Politics for UK Broadcasters and Regulators in the «Post-Truth» Environment. Journalism Practice, 2018, vol. 12, no. 8, pp. 1019-1028.
20. Hayashi K., Curran J., Kwak S., Esser F., Hallin D.C., Lee C.-C. Pride and Prejudice. A five-nation comparative study of television news coverage of the Olympics. Journalism Practice, 2015, vol. 17, no. 8, pp. 935-951.
21. McIntyre K., Sobel M. Reconstructing Rwanda. How Rwandan reporters use constructive journalism to promote peace. Journalism Studies, 2017, vol. 19, no. 14, pp. 2126-2147.
22. Ramasubramanian S., Miles C. Framing the Syrian Refugee Crisis: A Comparative Analysis of Arabic and English News Sources. International Journal of Communication, 2018, vol. 12, pp. 4488-4506.
23. Gladkova A.A., Aslanov I.A., Magadeeva R.R., Karimova D.D. Mass Media of the Republic of Bashkortostan: Qualitative and Quantitative Analysis. MediaAl'manakh = MediaAlmanah Journal, 2018, no. 4 (87), pp. 56-68. (In Russian).
24. Starkova G.I. The Children and Youth Press under Market Conditions and Commercialization of Mediaspace: the Experience of the Udmurt Press. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 10: Zhurnalistika = Moscow University Journalism Bulletin, 2016, no. 6, pp. 70-86. (In Russian).
25. Khrul V.M. Conflict of Agendas: Religious Life of Crimea and Its Coverage by Local Print and Internet Media. Mediaskop = Mediascope, 2017, iss. 2. Available at: http://www. mediascope.ru/2302. (In Russian).
26. Dobrokhotov A.L., Kalinkin A.T. Kul'turologiya [Culturology]. Moscow, Infra-M Publ., 2010. 480 p.
27. Valeeva L.V. Processes divergences and convergences of ethnic groups on the Crimean medialandscape. Uchenye zapiski Tavricheskogo Natsionalnogo Universiteta im. V.I. Vernadskogo. Series Filology. Social Communications = Scientific Notes of V.I. Vernadsky Crimean Federal University. Series. Philology. Social communications, 2008, vol. 21 (60), no. 1, pp. 22-27. (In Russian).
28. Yegorova L.G. Modern Regional Media Discourse Features (on the Example of the Republic of Crimea Printed Press). Voprosy teoriii praktiki zhurnalistiki = Theoretical and Practical Issues of Journalism, 2018, vol. 7, no. 4, pp. 615-628. DOI: 10.17150/23086203.2018.7(4).615-628. (In Russian).
29. Ilchenko D.S., Lebedenko M.E., Plautina Yu.D. Theme of Science on Crimean News Portals under the Change of State. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 10: Zhurnalis-tika = Moscow University Journalism Bulletin, 2017, no. 3, pp. 110-129. (In Russian).
30. Kondratskaya V.L. Dialogue of cultures in Crimean press. Kul'tura narodov Prichernomor'ya = The Black Sea Peoples' Culture, 2005, no. 60, pp. 12-15. (In Russian).
31. Markelov K.V. Regional information policy in the Crimea and Sevastopol. In Zhu-kov D.V., Shchepilova G.G. (eds). SMI Kryma i Sevastopolya v mediasisteme Rossii [The mass media of the Crimea and Sevastopol in Russia's media system]. Moscow, 2018, pp. 131-140. (In Russian).
32. Smetanina M.O. Orthodoxy in the Information Space of the Crimea: Official Church Media. Uchenye zapiski Tavricheskogo Natsionalnogo Universiteta im. V.I. Vernadskogo. Series Filology. Social Communications = Scientific Notes of V.I. Vernadsky Crimean Federal University. Series. Philology. Social communications, 2012, vol. 25 (64), no. 1, pp. 418-423. (In Russian).
33. Yablonovskaya N.V. The Crimean Tatar's Media of The Crimea and the Social Media Platforms. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Filologiya. Iskusstvovedenie = Bulletin of Chelyabinsk State University. Series: Philology. Art criticism, 2015, no. 5 (360), pp. 196-201. (In Russian).
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ
Жаровский Е.Р. Особенности освещения культуры в СМИ Крымского полуострова / Е.Р. Жаровский. — DOI: 10.17150/2308-6203.2020.9(1).173-191 // Вопросы теории и практики журналистики. — 2020. — Т. 9, № 1. — С. 173-191.
FOR CITATION
Zharovskiy E.R. Features of Culture Coverage in Crimean Mass Media. Voprosy teorii i praktiki zhurnalistiki = Theoretical and Practical Issues of Journalism, 2020, vol. 9, no. 1, pp. 173-191. DOI: 10.17150/2308-6203.2020.9(1).173-191. (In Russian).