Научная статья на тему 'Журналистская миссия в полиэтничном обществе'

Журналистская миссия в полиэтничном обществе Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
283
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖУРНАЛИСТИКА / ЖУРНАЛИСТЫ / ЭТНОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЭТНИЧЕСКАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ / JOURNALISM / JOURNALISTS / ETHNOLOGICAL CULTURE / ETHNIC TOLERANCE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Распопова Светлана Леонидовна

В статье исследуется журналистика Приднестровья, функционирующая в условиях полиэтничного общества. Рассматриваются вопросы этнологической культуры и этнической толерантности журналиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Journalistic mission in a multiethnic society

We study journalism Pridnestrovian, which operates in a multiethnic society. The questions of ethnological cultural and ethnic tolerance journalist.

Текст научной работы на тему «Журналистская миссия в полиэтничном обществе»

УДК 070.1(498.3) ББК 76.000.0

Распопова Светлана Леонидовна

кандидат филологических наук, доцент, заведующая кафедрой журналистики,

Приднестровский государственный университет им. Т.Г. Шевченко,

3300, г. Тирасполь, ул. 25 Октября, 128, е-mail: [email protected]

Raspopova Svetlana L.

PhD in Philology, Associate Professor,

Head of The Journalism department,

Shevchenko Pridnestrovian State University,

3300 Tiraspol, 25 Oktober str., 128, е-mail: [email protected]

журналистская миссия в 1Ю1ИТГНИЧНОМ обществе

В статье исследуется журналистика Приднестровья, функционирующая в условиях полиэтничного общества. Рассматриваются вопросы этнологической культуры и этнической толерантности журналиста.

Ключевые слова: журналистика, журналисты, этнологическая культура, этническая толерантность.

JOURNALISTIC MISSION IN A MULTIETHNIC SOCIETY

We study journalism Pridnestrovian, which operates in a multiethnic society. The questions of ethnological cultural and ethnic tolerance journalist. Keywords: journalism, journalists, ethnological culture, ethnic tolerance.

В условиях активизации этнопо-литических и этнокультурных процессов неизмеримо возросло влияние средств массовой информации на все сферы общества, в том числе на межнациональные отношения и этнические процессы. Новые тенденции (плюрализм мнений, живой диалог, дискуссия, усиление этнокультурных связей и др.) превращают СМИ в важный канал формирования общественного мнения, мощное средство участия граждан в делах государства и общества, их воздействия на политику.

Язык, просвещение, журналистика, литература, искусство все больше становятся средством взаимопонимания, средством сохранения

мира в стране. На каком бы языке не выходили издания, им отводится важное место в решении актуальных проблем, вставших сегодня во весь рост перед обществом [2].

Особенности средств массовой информации, функционирующих в полиэтничном обществе в том, что они позволяют народам познать не только себя самого, но и открывают колоссальные возможности для познания народов, живущих рядом, познать их культуру, религию, обычаи, традиции.

Многонациональный характер СМИ способствует сближению народов, содействует лучшему их взаимопониманию. Появляется возможность терпимо, с пониманием

отнестись к чужому мнению, к тем особенностям, которые присущи народу, живущему рядом.

В многонациональном государстве вряд ли возможно обойтись без слов «взаимопомощь», «поддержка», «добрый сосед». Только СМИ, формируя общественное мнение, имеют большие возможности, чтобы вселить в сознание мысль о том, что в обществе, вставшем на путь демократических преобразований, каждая нация должна не только уважать этническую, культурную, языковую и религиозную самобытность любого лица, но и создавать условия для выражения, сохранения и развития этой самобытности.

В процессах этнокультурного взаимодействия журналистика становится средством межэтнического общения и формирования общественного сознания. Толерантность межэтнических отношений, формы, уровень и степень ее проявления зависят как от культурного уровня развития этнических групп, так и позиций руководителей государственных структур, образовательных учреждений, масс-медиа. Каждый из этой цепочки должен четко выполнять свою миссию, причем руководствоваться они должны не бытовыми представлениями, а научно-обоснованными. На наш взгляд, таким образом можно правильно конструировать процесс сближения разных этносов в интегративных целях.

Как известно, значение этнологической культуры журналиста в большей степени проявляется тогда, когда он описывает и анализирует межэтнические отношения. Можно выделить нескольких специфических особенностей этнологической культуры, по которым можно определить, обладает ею журналист или нет. Но так или иначе главная составляющая этнологической культу-

ры состоит в умении и потребности журналиста мыслить, размышлять, анализировать этнические явления и процессы. Подобный уровень профессиональной квалификации предполагает, во-первых, наличие устойчивой системы представлений о мире этнических взаимодействий и закономерностях его развития и функционирования. Во-вторых, этнологическая культура предполагает склонность к исследовательской работе, потребность в познании истины, умение рассчитывать последовательность своих действий, сравнивать, сопоставлять, проверять и перепроверять информацию. В-третьих, этнологическая культура невозможна без этической составляющей, ответственности перед аудиторией, четкой гражданской позиции, основанной на устойчивой системе ценностей, главная из которых — истина. И, в-четвертых, профессиональная этнологическая квалификация журналиста предполагает умение прогнозировать развитие национальных отношений и обосновывать свои прогнозы.

С помощью СМИ в обществе распространяются и сконструированные идеологами этнические образы, идеи, идеалы, мифы, ценности, имеющие нередко эмоционально-нормативную окраску, что особенно возбуждает у людей такие чувства, как этническое достоинство, гордость, обида, страхи. Современные СМИ являются не просто информатором, а очень значимым полем, где «сражаются» представители разных групп идеологов, политиков, бизнеса, культуры и т.д., привлекая на свою сторону аудиторию. Поэтому именно от деятельности журналистов, от их профессионализма в большой степени зависит, установится ли межнациональный мир или будут продолжаться межнациональная напряженность, вспышки конфликтов, попытки этни-

ческого сепаратизма, случаи этнической дискриминации [1].

Каково состояние этнического самосознания, какова самоидентификация приднестровских журналистов? Каковы представления о собственном этносе и других народов? Эти вопросы были заданы как практикующим журналистам Приднестровья, так и будущим — студентам 3—5 курсов ИЯиЛ ПГУ им. Т.Г. Шевченко. Исследование было проведено в первом квартале 2011 г.

Критерии этнической идентификации фиксировались вопросом: «Что больше всего объединяет, роднит людей одной национальности?». Было выявлено, что мнения журналистов разных национальностей о доминирующем критерии довольно близки. Чаще всего они отмечают общие традиции, обычаи (98%) и общий язык (90%). Третий по популярности ответ — «схожие черты характера и поведения» (60%). Наименьшее же объединяющее воздействие на людей одной национальности оказывают, по мнению приднестровских журналистов, предки (10%).

При знакомстве с новым человеком интерес к его национальности проявляет лишь 2% опрошенных, для остальных важнее, кто он(а) по профессии. Таким образом, можно сделать вывод, что для журналистов полиэтничного Приднестровья этнический фактор практически не имеет значения. Этот вывод подтверждается и ответами на вопрос: «То, как Вы относитесь к тому или иному человеку, зависит от его национальности или не зависит?». Ответ «совершенно не зависит» выбрали больше половины (70%).

Личностные эмоциональные реакции, связанные с рефлексией своей этничности, фиксировались вопросом: «В жизни Вам приходилось

чаще гордиться своей национальностью или стесняться ее?». Доля тех, кто «чаще гордился», составляет абсолютное большинство (99%). Результаты показывают, что русские гордятся своей историей и «культурным наследием»: «чаще при-

ходилось гордиться, потому что в истории есть немало примеров, достойных уважения»; «гордиться, когда изучаешь историю»; «гордость — проявление героизма и силы духа в истории». Кроме того, журналисты акцентируют внимание на своей полиэтничности: «никогда не стеснялась ни одной из своих пяти национальностей»; «чувствую себя и украинкой (по паспорту), и молдаванкой (по территории), и русской (по духу). Гордость: «украинцы и молдаване — вкусно кормят, русские — победы во всех областях, все уважают русских» и т.д. Стеснение: украинцы — из-за политики Украины, молдаване вечно что-то строят, все время уезжают работать за границу». В некоторых ответах прослеживалось абсолютное равнодушие к собственной этничности: «мне не приходилось стесняться своей национальности, но и гордиться в целом нечем».

Этническая толерантность — одно из важнейших качеств, необходимых журналистам, т.е. умение терпимо, а главное — с пониманием относиться к людям других национальностей, к их обычаям, традициям, культуре, образцам поведения, образу жизни. Этническая толерантность или, напротив, этническая интолерантность во многом определяет характер межнациональных отношений. Респондентам предлагался блок из 11 утверждений, относительно которых надо было выразить свое согласие или несогласие. Каждое утверждение затрагивало ту или иную сторону межнациональных отношений (табл.).

Распределение ответов респондентов на предложенные утверждения, %

Утверждение Пра- вильно Непра- вильно Затрудняюсь ответить

О человеке надо судить только по его моральным и профессиональным качествам, а не по его национальности 80 6 14

Все народы — и большие, и малые — должны иметь в ПМР равные возможности для сохранения своего языка, религии, традиций, обычаев 94 6

Современному человеку его национальность должна быть безразлична 40 52 8

Разжигание межнациональной розни — это преступление, за которое надо сурово наказывать 96 - 4

Деление людей на национальности — это пережиток прошлого 36 36 28

То, что Приднестровье — многонациональная страна обогащает ее культуру 100 - -

Национализм заслуживает всяческого осуждения 100 - -

Браки между людьми разных национальностей способствуют сближению, взаимопониманию народов 80 2 18

Традиции, обычаи, религия любого народа заслуживают уважения, даже если они кажутся необычными 78 - 22

Некоторые народы, живущие в ПМР, принесли ей больше вреда, чем пользы 2 88 10

Нельзя делить народы на хорошие и плохие, так как в любом народе есть и хорошие, и плохие люди 100 - -

Максимум согласий (100%) получили три толерантных утверждения: «то, что Приднестровье — многонациональная страна, обогащает его культуру»; «национализм заслуживает всяческого осуждения» и «нельзя делить народы на хорошие и плохие, так как в любом народе есть и хорошие, и плохие люди».

Журналисты Приднестровья часто обращаются к темам, связанным с взаимодействием различных этносов и культур. Перед ними неизбежно возникает проблема соблюдения толерантности, которая определяется как терпимость в общественных отношениях, акцентирование внимания на фактах, подтверждающих социальное, культурное содружество и сотрудничество. Нельзя не отметить, что требование толерантности, предъявляемое представителями общественности к журналистам, в республике, как правило, соблюдается.

Приднестровские СМИ вне зависимости от языка, на котором они выходят, придерживаются одного полюса культурного сосуществования, основанного на позициях содружества и, что еще важнее, признания равноправия всех культур. В Приднестровье, можно сказать, исторически сложились отношения равенства различных этнических групп.

Процессы этнического объединения охватывают изменения, вызванные слиянием групп людей различной этнической принадлежности или даже отдельных этносов в новые полиэт-ничные общности. Анализ процессов межэтнических коммуникаций позволяет выделить факторы, определяющие интенсивность и результаты межэтнического взаимодействия. К таковым относятся исторические, политические, экономические, культурные, языковые и психологические факторы. Все они в той или иной степени используются в материалах

СМИ Приднестровья как предмет анализа, комментария или в качестве аргументации позиции автора.

Один из важнейших элементов информации в СМИ, с помощью которой формируются этнические представления и установки людей, это — идеологемы. Они, так же как и этнические лексемы, стереотипы, могут быть толерантными, нейтральными, смешанными или конфликтными. В текстах приднестровских СМИ превалируют толерантные идеоло-гемы, которые отражают интеграционные и консолидирующие процессы общества. Концептуальными для публицистического дискурса приднестровских масс-медиа являются такие идеологемы: самоопределившееся государство, полиэтничное общество, мирное урегулирование, братские государства, великая Россия, за дружбу и права народов и т.д. Часто в текстах масс-медиа Приднестровья встречаются идеологемы позитивной полиэтнич-ности (в нашей республике живут представители разных народов и это помогает нам, обогащает нас, мы многонациональный народ республики). Подобного рода идео-логемы закрепляют в общественном сознании определенную аксиологическую модель общества.

Проявление толерантности в лексемах приднестровских авторов состоит главным образом в употреблении слов и выражений, связанных с такими человеческими качествами, как гуманизм, великодушие, милосердие, взаимопонимание, взаимопомощь, а также акцентирование внимания на нормах человеческого общежития: уважение прав другого, готовность прийти на помощь, дружественные отношения между народами и т.д. В полиэтничном государстве действительно вряд ли можно обойтись без подобных слов.

Формированию общеприднестровской идентичности у аудитории способствует частое использование в текстах масс-медиа лексем, связанных с республикой (Приднестровье, приднестровский народ, граждане Приднестровья).

Анализ прессы Приднестровья показывает, что журналисты держат в поле своего внимания не только этнические аспекты жизни республики, но и вопросы вероисповедания, уделяя особое внимание Православию.

Результаты, полученные учеными Приднестровского государственного университета им. Т.Г. Шевченко, сводятся к утверждению о том, что «в течение длительного времени в Приднестровье вырабатывался особый психологический тип людей, постоянно живущих в интернациональной среде», потому является естественным «законодательное закрепление трех официальных языков, запрещение какой бы то ни было этнической или языковой дискриминации» [5].

Средства массовой информации Приднестровья как составляющая часть системы массовой коммуникации способствуют эффективной организации общества, учитывают экономические возможности как государства в целом, так и активных носителей культуры, традиций, социальных и национальных ценностей. Именно СМИ обладают способностью преобразовывать, обогащать потенциал общества, взаимодействовать с властными органами.

Одной из наиболее наглядных сфер языкового взаимодействия являются средства массовой коммуникации. В печати Приднестровья аудиторный типоформирующий фактор в значительной мере опосредован потребностями в информации ведущих этнических групп. Наряду с изданиями, выходящими на

русском языке, широко печатается периодика на молдавском и украинском языках. На трех официальных языках выходят республиканские газеты: русском («Приднестровье»), украинском («ГомЫ»), молдавском («Адевэрул Нистрян»). Они рассчитаны на этнические группы, проживающие на территории республики, и способствуют межэтническому сотрудничеству. Республиканская печать играет роль стабилизатора политической обстановки, распространяет информацию о законах, указах высших органов власти, рассказывает о культурных событиях, рассматривает социальные, политические и экономические проблемы. Этническая и межэтническая составляющие существенным образом влияют на концепцию и коммуникативные стратегии СМИ, выделяемых по характеру издающих организаций.

Анализ вещательной сетки «Радио ПМР» позволяет классифицировать это СМИ как радиостанцию универсального межэтнического характера, программы которой включают широкий спектр информационных, аналитических, общественно-политических, научно-популярных, художественных, музыкальных, развлекательных и других передач, предназначенных для всех категорий слушателей. Помимо редакций вещания на официальных языках государства — русском, украинском и молдавском, функционируют редакции вещания на иностранных языках. В настоящее время вещание государственного радио Приднестровской Молдавской Республики осуществляется на щести языках: в FM-диапазоне — на русском, украинском и молдавском языках; в СВ-диапазоне — на русском языке в КВ-диапазоне — на русском, английском, немецком и французском языках; on-line трансляция в Интерне-

те — на русском, украинском и молдавском языках [3].

Приднестровское телевидение было и остается одним из наиболее массовых СМИ, информирующим население о состоянии всех сфер жизни республики и вещающим на русском, молдавском, украинском языках. В борьбе за конкурентоспособность телеинформации на вещательных каналах активизировался поиск новых средств выразительности, активно ведется работа по совершенствованию жанровой структуры как новостей, так и авторских программ. Например, в эфире государственного телеканала «Первый приднестровский» — информационные, детские, молодежные, тематические, развлекательные, спортивные программы на русском, молдавском и украинском языках. Работа редакции информационнополитических программ, вещающей на русском языке, представлена несколько шире, чем деятельность остальных подразделений. Количество выпускаемых программ на русском языке составляет порядка шестнадцати в неделю. Украинская и молдавская редакции вместе выпускают шесть программ в неделю. Также к праздникам и торжественным датам готовятся тематические передачи на трех официальных языках. С 1 сентября 2012 г. ГУ «ТВ ПМР» и ГУ «Радио ПМР» объединены в Государственное учреждение «Приднестровская государственная телерадиокомпания» [4].

В масс-медиа Приднестровья активно обсуждается информация о национальных языках, о развитии этнических культур, об исторических событиях и героях. Журналисты в своих материалах по данным темам находят много интересных фактов, пишут о проблемах, прошлых, настоящих и будущих, связанных с этими

вопросами. Самое главное, что они с уважением относятся к национальным чувствам и национальному достоинству своих героев.

Журналисты Приднестровья, освещающие любые проблемы эт-ничности, как правило, подходят к своей деятельности максимально ответственно, с позиций толерантности. Основными нравственными критериями для них являются: правдивость и сбалансированность фактов, невраждебность и миролюбие

этнических лексем и идей и, конечно же, их собственная гражданская ответственность и толерантность.

Для этнической журналистики активизация гражданской позиции становится приметой времени. СМИ в демократически ориентированном обществе все заметнее воздействуют на активизацию этнокультурных процессов, способствуют развитию языков и культур, воспитанию толерантности и межэтнического взаимодействия народов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОИ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Малькова В.К. Этнические аспекты журналистики. Из опыта анализа Российской прессы, М.,2004.

2. Овсепян Р.П. Журналистика сближает народы // Журналистика в этнокультурном пространстве. М., 2009. С. 5.

3. URL: http://radiopmr.org/

4. URL: http://www.tv-pmr.com

5. URL: www tiraspol.net.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.