Научная статья на тему 'Особенности подготовки журналистов в полиэтничном обществе'

Особенности подготовки журналистов в полиэтничном обществе Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
197
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИЭТНИЧНОЕ ОБЩЕСТВО / ЖУРНАЛИСТЫ / ЖУРНАЛИСТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ПРИДНЕСТРОВЬЯ / ЭТНИЧЕСКАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ / POLYETHNIC SOCIETIES / JOURNALISTS / JOURNALISM EDUCATION PRIDNESTROVIE ETHNIC TOLERANCE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Распопова С. Л.

Исследуются особенности преподавания журналистики в полиэтничном обществе на примере работыкафедры журналистики Приднестровскогогосударственного университета им. Т.Г. Шевченко.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES JOURNALISM TRAINING IN POLYEHTNIC SOCIETY

The features in the teaching of journalism in polyethnic society by the example of the Department of Journalism Pridnestrovian State University im.T.G. Shevchenko.

Текст научной работы на тему «Особенности подготовки журналистов в полиэтничном обществе»

Журналистика

Вестник Нижегородского университета им. H.H. Лобачевского, 2014, № 2 (2), с. 472-474

УДК 070

ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ ЖУРНАЛИСТОВ В ПОЛИЭТНИЧНОМ ОБЩЕСТВЕ

© 2014 г. С.Л. Распопова

Приднестровский госуниверситет им. Т.Г. Шевченко

[email protected]

Поступила в редакцию 19.05.2014

Исследуются особенности преподавания журналистики в полиэтничном обществе на примере работы кафедры журналистики Приднестровского государственного университета им. Т.Г. Шевченко.

Ключевые слова: полиэтничное общество, журналисты, журналистское образование Приднестровья, этническая толерантность.

Приднестровский государственный университет - ведущий образовательный центр Приднестровской Молдавской Республики развивается по модели классического многопрофильного полиэтничного вуза. Сегодня вуз объединяет 4 института, 8 факультетов и два филиала. В университете, который развивается как научно-образовательный комплекс, обучается более 12 тысяч студентов около 30 различных национальностей по всем уровням профессионального образования.

Преподавание в вузе ведется на трех официальных языках - русском, украинском и молдавском. В университете действуют центры русского языка и российской культуры, российского образования и науки, украинского языка и культуры, болгарской культуры, французского языка и культуры, Русский центр фонда «Русский мир».

История кафедры журналистики - это история республики, история университета и история средств массовой информации Приднестровья. Журналистика как вид деятельности прошла все этапы становления и развития одновременно с молодой республикой. Развитие всех сфер приднестровского общества, промышленности, образования, экономики, а также тяжелейшие события, происходившие на территории Приднестровья, требовали информационного освещения. Именно в 90-е годы ХХ века ощущалась острая необходимость и востребованность в журналистах [1].

Приднестровский конфликт, который разгорелся на этнополитической почве, начавшийся в 1989 году, в 1992 году привёл к вооружённому противостоянию и многочисленным жертвам с обеих сторон. Вооружённые действия удалось прекратить благодаря вмешательству России и,

в частности, присутствию на территории Приднестровья Российских вооруженных сил. В настоящее время российская миротворческая операция в Приднестровье признана самой успешной.

Новые политические реалии обусловили формирование нового типа журналистики, развитие альтернативных изданий, возникновение изданий новых партий, политических и общественных организаций. Этнополитический конфликт на Днестре инициировал создание в Приднестровье ряда СМИ, призванных привлечь внимание широкой общественности к событиям в регионе [2; с. 90].

1. Кафедра журналистики была открыта в ПГУ им. Т.Г. Шевченко в 1993 г. на филологическом факультете (ныне Институт языка и литературы). Кафедра готовит специалистов в области печатных и электронных масс-медиа. Обучение ведется на русском языке, но творческие работы студентов на родном языке (молдавском, украинском) преподавателями поощряются. На кафедре работают специалисты, в совершенстве владеющие официальными языками, которые консультируют молодых журналистов и оттачивают их мастерство. Таким образом, студенты по окончании вуза получают возможность устроиться на работу в молдавскую или украинскую редакцию [3, с. 6465].

Учитывая тот факт, что республике нужны универсальные журналисты для средств массовой информации, функционирующих на трех официальных языках, кафедра готовит специалистов в области СМИ широкого профиля. На первом курсе студенты знакомятся с общеобразовательными дисциплинами и основами журналистики. Второй курс посвящен специфике печатных периодических изданий, на третьем и

Особенности подготовки журналистов в полиэтничном обществе

473

четвертом курсах студенты изучают радиовещание и телевидение. Пятый курс - специализация по избранному направлению и подготовка квалификационной работы.

С 2012 года кафедра журналистики перешла на образовательные стандарты третьего поколения. Разработаны новые учебные планы, рабочие программы, предполагающие подготовку специалистов, способных работать в полиэтничном обществе.

На кафедре активно ведется научно-исследовательская работа по направлению: изучение современного состояния СМИ Приднестровья в контексте полиэтничного общества. Практические результаты своих научных исследований преподаватели кафедры внедряют в учебный процесс. Особое внимание на кафедре журналистики уделяется интенсификации учебного процесса, обновлению лекционных курсов с учетом функционирования СМИ в полиэтничном обществе. В частности, вопросы этнического и межэтнического взаимодействия преподаватели детально рассматривают при чтении таких дисциплин, как: «Основы теории журналистики», «Система СМИ», «Основы творческой деятельности журналиста», «Журналистское мастерство», «История отечественной журналистики», «Жанры журналистики» и др. Большое внимание при чтении профдисциплин уделяется истории и культуре народов, проживающих на территории межэтнического сообщества.

На семинарских и практических занятиях тщательному анализу подвергаются публикации как действующих журналистов, так и студентов. Рассматриваются исторические, политические, экономические, культурные, языковые и психологические факторы, которые в той или иной степени используются в материалах СМИ как предмет анализа, комментария или в качестве аргумента позиции автора.

Учитывая специфику специальности и необходимость актуализации практических средств обучения, в преподавании всех основных дисциплин наряду с традиционными преподаватели кафедры используют инновационные авторские подходы. Например, некоторые лекционные материалы студентам предлагается трансформировать в журналистские произведения различных жанров (интервью, эссе, статья и др.) на любом официальном языке. Также преподаватели в своей деятельности широко используют такие формы работы со студентами как деловая и ролевая игры, мозговой штурм, пресс-конференция и т. д.

На кафедре журналистики особое внимание придают современным инновационным технологиям:

- организация и проведение различных открытых дискуссий, цель которых состоит в выявлении профессиональных качеств будущих специалистов, работающих в полиэтничных условиях,

- осуществление деловых игр по проблемам журналистики, основная идея которых сводится к оптимальному осознанию студентами своего места и роли в будущей профессиональной деятельности,

- мониторинг профессиональных качеств студентов методами практико-ориентирован-ных заданий и контрольных работ, в том числе и текущих публикаций в СМИ,

- разработка курсовых и дипломных проектов, имеющих прикладной характер и представляющих интерес с точки зрения методологического и научного содержания,

- целевое сопровождение отдельных студентов на протяжении всего курса обучения конкретными средствами массовой информации, выходящими на трех официальных языках республики.

Нельзя не отметить, что в процессе обучения преподавателями кафедры особое внимание уделяется значению этнологической культуры журналиста. Можно выделить нескольких специфических особенностей этнологической культуры, по которым можно определить, обладает ею журналист или нет. Но так или иначе главная составляющая этнологической культуры состоит в умении и потребности журналиста мыслить, размышлять, анализировать этнические явления и процессы. Подобный уровень профессиональной квалификации предполагает, во-первых, наличие устойчивой системы представлений о мире этнических взаимодействий и закономерностях его развития и функционирования. Во-вторых, этнологическая культура предполагает склонность к исследовательской работе, потребность в познании истины, умение рассчитывать последовательность своих действий, сравнивать, сопоставлять, проверять и перепроверять информацию. В-третьих, этнологическая культура невозможна без этической составляющей, ответственности перед аудиторией, четкой гражданской позиции, основанной на устойчивой системе ценностей, главная из которых - истина. И, в-четвертых, профессиональная этнологическая квалификация журналиста предполагает умение прогнозировать развитие национальных отношений и обосновывать свои прогнозы [4, с. 24-30].

474

С.Л. Распопова

Список литературы

1. Распопова С. Л. Средства массовой информации Приднестровья: история, особенности функционирования, типология. Тирасполь, 2006.

2. Кодряну Г. Днестровский разлом: Приднестровский кризис и рождение ПМР. Роль и место спецслужб. Тирасполь, 2002.

3. Материалы Международной научно-практической конференции «Методика преподавания журналистских дисциплин», Оренбург, 2011.

4. Историческая традиция печати в России. Ежегодник. М.: Факультет журналистики МГУ, 2012. № 6.

FEATURES JOURNALISM TRAINING IN POLYEHTNIC SOCIETY

S.L. Raspopova

The features in the teaching of journalism in polyethnic society by the example of the Department of Journalism Prid-nestrovian State University im.T.G. Shevchenko.

Keywords: polyethnic societies, journalists, journalism education Pridnestrovie ethnic tolerance.

References

1. Raspopova S.L. Sredstva massovoj informacii Pridnestrov'ja: istorija, osobennosti funkcionirovanija, tipologija. Tiraspol', 2006.

2. Kodrjanu G. Dnestrovskij razlom: Pridnestrovskij krizis i rozhdenie PMR. Rol' i mesto specsluzhb. Tiraspol', 2002.

3. Materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Metodika prepodavanija zhurnalistskih discipline, Orenburg, 2011.

4. Istoricheskaja tradicija pechati v Rossii. Ezhegod-nik. M.: Fakul'tet zhurnalistiki MGU, 2012. № 6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.